Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Помогите пожалуйста! Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Вопросы православному священнослужителю / Про руководство в схиме Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Про руководство в схиме
 Андрей Александрович
Андрей Александрович

православный христианин

Тема: #76404
Сообщение: #2871658
11.12.07 10:23
Ответ на #2870997 | Алексей Григорьев невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

///А подробнее?////

Монашеские обеты

Исполнение заповедей Господних - это узкий тернистый путь к жизни вечной. Множество препятствий, проистекающих от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской (1 Ин. 2, 16), встречают здесь благочестивого христианина. Тем, кто на пути веры, нравственного совершенства и любви почувствует себя немощным преодолевать эти препятствия, Церковь предлагает особые средства к победе над страстями. Эти средства состоят в принятии и исполнении обетов, которые в Евангелии предлагаются не как заповеди, но как советы для желающих преуспеть в нравственном совершенстве.

В число таких обетов, по словам Господа нашего, входит девство: "Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит" (Мф. 19, 11 - 12).

Добровольная нищета или нестяжание предложены Господом богатому юноше при условии, что тот исполняет все десять священных заповедей: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19, 16-21). Сюда же относится совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). "Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною..." (Мф 16 24; Мк.8,34; Лк.9,23).

Посвятившие себя исполнению этих обетов называются монахами (от греч. "монахос" - одинокий, отшельник) или иноками.

Монашество имеет три степени. Трехлетний искус, или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после этого произносили невозвратные обеты. Послушника, или иначе - новоначального, облекают с установленными молитвами не в полное одеяние инока, а лишь в рясу и камилавку и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании; принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.

Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением. Клирика постригает епископ, а мирянина - иеромонах, игумен или архимандрит. В Номоканоне сказано: "Мирской поп да не постригает монаха, по завещанию, яже в Никеи Святого Собора. Како бо даст иному, его же сам не имать" (гл. 82).

Пострижение должно совершаться в храме самим настоятелем, рядовые иеромонахи могут постригать только по благословению игумена, архимандрита или епископа.

Сообразно обетам послушания, монашествующий в совершенном самоотвержении и смирении должен избрать себе духовного руководителя, называемого старцем, и совершенно предаться его воле. "И аще кто дерзнет пострищи монаха без приимца, сиречь без старца, да извержется" (Номоканон, гл. 79). О "приимце", иначе - восприемнике, который бы принял новопостриженного монаха в послушание и имел бы попечение о его духовном спасении, сказано: "Сей да будет муж боголюбивый, начальник обители..." Иногда в монастырях вместо нескольких старцев назначается один, общий для всей братии, духовник.

Чинопоследования пострижения во все монашеские степени содержатся в Большом требнике.



 Андрей Александрович
Андрей Александрович

православный христианин

Тема: #76404
Сообщение: #2871655
11.12.07 10:21
Ответ на #2871000 | Алексей Григорьев невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

////что постриг в схиму возможен только в случае передачи всех дел другим инокам? ////



Очень многое зависит от традиции страны или устава самого монастыря, где происходит пострижение в великую схиму.
Насколько мне известно, на Афоне существует традиция зачастую постригать из рясофора (рясофорный послушник или инок) прямо в великую схиму, т.е. минуя постриг в малую схиму (мантию), при этом то что называется в народе "схимой", в смысле часть облачения, носится под рясой или даже подрясником, так же как параман в традиции русского монашества, а в традиции монастырей России схима и куколь носится поверх подрясника и мантии.
Выходит все кто пострижен в схиму могут в Афонских монастырях нести самое различное послушание, от ключаря до настоятеля, независимо от так сказать своего "ранга".
И на это хотел бы вам обратить внимание, что "настоятельство", понимаемое в идеале, это именно послушание, одно из самых важных деланий монаха, а не просто монастырский "карьерный рост".


Алексей Григорьев

невоцерковленный верующий

Тема: #76404
Сообщение: #2871000
10.12.07 01:39
Ответ на #2868803 | Андрей Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Я правильно понял, что постриг в схиму возможен только в случае передачи всех дел другим инокам?

Алексей Григорьев

невоцерковленный верующий

Тема: #76404
Сообщение: #2870997
10.12.07 01:25
Ответ на #2868796 | Андрей Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Великосхимничество в Православной Церкви— это иночество с теми же, традиционными обетами, но с особым духовным подвигом.

А подробнее?


Алексей Григорьев

невоцерковленный верующий

Тема: #76404
Сообщение: #2870995
10.12.07 01:23
Ответ на #2868767 | Александр Овчинников православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

И - немного не в тему но все же - правильно ли я где-то читал, что у католиков в архиреи не ставят монахов, считая, что если человек избрал путь монашенства - архирейство будет этому мешать ?

Могу только отправить Вас по ссылкам, указанным батюшкой.


Алексей Григорьев

невоцерковленный верующий

Тема: #76404
Сообщение: #2870992
10.12.07 01:21
Ответ на #2868767 | Александр Овчинников православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Для примера - после увольнения митрополит Курский Ювиналий принял схиму - и сейчас он схи-митрополит.

А может ли монах в схиме быть настоятелем?


Алексей Григорьев

невоцерковленный верующий

Тема: #76404
Сообщение: #2870990
10.12.07 01:19
Ответ на #2868743 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спасибо за ссылку схема и схима
и история русского монашества


Киприянов Александр Юрьевич
Киприянов Александр Юрьевич

православный христианин

Тема: #76404
Сообщение: #2869088
07.12.07 13:52
Ответ автору темы | Алексей Григорьев невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

+Люди добрые!
Я тут прочитал одно интересное название - схиархимандрит. Что оно означает?
Схи - это схима. Правильно? Если да, если она обозначает затворничество, то как такой человек может руководить, например, монастырем?+


Схиархимандрит и не руководит монастырём он на покое!

Монах принявший схиму находится на покое живёт в монастыре, но свою должность архимандрита не выполняет.


 Андрей Александрович
Андрей Александрович

православный христианин

Тема: #76404
Сообщение: #2868805
07.12.07 10:20
Ответ на #2868803 | Андрей Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

ПРИМЕЧАНИЯ

* Слово "схима" греческое и означает "образ действий; достоинство; положение; состояние". Великая схима (обычно говорят схима) есть, следовательно, великий, ангельский образ в монашестве; малая схима — малый образ в монашестве, который составляют иноки малой схимы — постриженные в мантию, собственно монашествующие, в отличие от рясофоров (послушников) и схимников,— в обычной речи слово "схима" (малая) к ним не прилагается. —



Это все отсюда:


Архимандрит ЕВЛОГИЙ, магистр богословия

ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ, № 8, 1979 г.


 Андрей Александрович
Андрей Александрович

православный христианин

Тема: #76404
Сообщение: #2868803
07.12.07 10:19
Ответ автору темы | Алексей Григорьев невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Далее....


Следует заметить, что не все из отцов и подвижников Церкви разделяли монашество на великий и малый ангельский образ. Например, преподобный Феодор Студит не соглашался с таким делением, считая, что образ монашества может быть один, подобно таинству Крещения.

Но обычай деления иночества на два вида получил распространение в практике Церкви. Малая схима стала, таким образом, как бы предуготовительной ступенью к схиме великой. Общежитие стало именоваться обручением, а затвор в монастыре — самым браком для инока. По уставу, великосхимники и малосхимники стали различаться и одеждой: у первых она с нашитыми изображениями Креста, у вторых — без оных (7).

Великосхимник, подобно ангелу во плоти, должен достигать возможной для человека степени духовного совершенства. Постоянное богосозерцание, жизнь в Нем Едином и безмолвие — его призвание.

Аналав и куколь великосхимников — знаки совершенного монашества, символы смиренномудрия, незлобия, а также Креста, страданий, язв Христовых, постоянного умирания со Христом.

О чинопоследовании великого ангельского образа

При посвящении в великую схиму повторяется чин пострижения в малую схиму. Но при этом признаком великой схимы становятся новые одежды — куколь и аналав — и молитвы, читаемые при облачении в них. Повторяя обеты монашества, принимая, таким образом, сугубые обеты, посвящаемый в великую схиму как бы с особой силой подчеркивает существо и цель своего подвига. Святая Церковь всегда придавала этому чину особую важность.

Согласно древним чинам посвящения в великую схиму, одежды постригаемого с вечера, в канун дня посвящения, приносили в храм и полагали к подножию святого престола.

Профессор А. Дмитриевский находит в чинопоследованиях великой схимы XV и XVI веков сохранение древних богослужебных форм пострижения в этот образ. На утрени дня пострижения вместе с обычными канонами читался другой канон, относящийся к чину великого ангельского образа.

Пострижение совершалось во время Божественной литургии, после малого входа. Это, несомненно, придавало особую литургическую значимость священнодействию пострига. Причащение Святых Христовых Таин за литургией духовно укрепляло постриженника и утверждало на новом пути.

После входа с Евангелием к отпустительному тропарю дня присоединяются три тропаря, во время пения которых постригаемый приближается к Святым дверям алтаря. Затем игумен предлагает вопросы постригаемому о добровольном желании монашеской жизни, о повиновении игумену, о хранении целомудрия — то есть те же вопросы, что и при пострижении в малый ангельский образ.

В чине великой схимы так называемые огласительные наставления, даваемые игуменом постригаемому, — о всесовершенном житии, — отличаются глубоким содержанием. "Радостию убо радуйся и веселием веселися, яко днесь избра тя, — обращены слова чина к постригаемому,— и разлучи Господь Бог от мирскаго жития и постави тя яко пред лицем Своим в предстоянии монашескаго чина" (8).

Затем совершается пострижение волос и облачение в великосхимнические одежды. Согласно древним чинам в священнодействии пострига участвовали два лица — игумен братии и пресвитер (в чине именуется настоятелем. — А. Е.) как совершитель чина.

Из Большого требника видно, что совершал игумен во время пострига (вопрошал постригаемого, давал наставления, участвовал в обряде передачи ножниц от постригаемого пресвитеру) , а что — священник. По указаниям игумена пресвитер совершал то или иное священнодействие. Сам же игумен, в соответствии с древними чинопоследованиями, считался и восприемником постриженника.

В чинопоследованиях XVII века наблюдается изменение отдельных обрядов. Чин получает самостоятельную форму. Пострижение в великую схиму совершается не во время Божественной литургии. На постриг братия собираются в храме. Постриг сопровождается торжественным пением, наставлением, преподаваемым игуменом. После великой ектений читаются Апостол (Еф., зач. 233) и Евангелие (Мф., зач. 39 и 43).

Если в древних чинах при постриге в великую схиму облачение состояло лишь из дополнения к монашеским одеяниям — куколя и аналава, то в более поздних чинопоследованиях предлагается полное облачение. Постригаемого в срачице (нижней длинной рубашке) вводили в храм необутым и неодетым. Меняли ему имя, облачали в схимнические одежды, давали в руки зажженную свечу, крест. Такой чин сохранился в Большом требнике и употребляется до настоящего времени.

После посвящения постриженник передается старцу для духовного руководства. В течение восьми дней постриженный пребывает в храме. (При пострижении в малую схиму инок пребывает в храме пять дней.)

Наряду с полными чинами великой схимы были и сокращенные. Чин упрощался в соответствии с мыслью о неповторяемости обетов монашеских. Посвящаемому не предлагали вопросов, даже не постригали волос, только облачали в великосхимнические одежды; "плетьцы" (аналав) и "схиму" (куколь).

Содержание молитв чина великой схимы — строго аскетического характера, в них повторяется идея как бы нового крещения и нового покаяния монаха. "Преложение живота и претворения, — читаем в третьей песни канона,— образ Божественный сей подаждь, и согрешений очищение быти к Тебе приходящему верному рабу Твоему" (9).

Умилительные песнопения чина составлены на основе Святого Евангелия, святоотеческих творений. Так, в третьем антифоне 4-го гласа читаем почти слово в слово евангельский текст: "Приидите, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, возмите иго Мое на вы и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим" (10).

Многие песнопения составлены иноками — известными церковными песнописцами: преподобным Иоанном Дамаскином и другом его преподобным Космой Маюмским, преподобным Иосифом Песнописцем, составившим известный многим верующим тропарь "Объятия Отча отвёрзти ми потщися..." и стихиру "Познани, братие, таинства силу..."

Во всех чинах неизменными оставались обряды торжественного препровождения нового великосхимника в братскую трапезу и снятия куколя.

С давних пор существует практика пострижения в великую схиму только из малосхим-ников и не одобряется пострижение в этот высший иноческий чин рясофорных братии.

На Руси монашество обретает крепкое основание уже к концу X века. Возникает множество монастырей — мужских и женских. Пострижение в иночество совершается по чинам, переведенным с греческого и болгарского. Преподобный Феодосии ввел в общежительном Киево-Печерском монастыре трехстепенное монашество по примеру греческих монастырей. Из жития преподобного Пимена Многоболезненного можно видеть, что в чудесном пострижении святого Пимена братия монастыря опознала чин великой схимы.

К великой схиме на Руси всегда относились с благоговением. С глубокой древности у русских людей широко распространен был обычай принимать схиму перед смертью.

В русских монастырях всегда сохранялась традиция посвящения великосхимников. Для ищущих совершенного безмолвия в обителях благословлялся затвор или же нарочито образовывались скиты со строго отшельническим укладом жизни, куда миряне не могли входить даже для богомолья.

Обители иноческие часто устраивались по образцу древнепалестинских монастырей. На месте уединенного отшельнического жития инока, достигшего духовного совершенства, нередко впоследствии устраивался монастырь. Так возник Троице-Сергиев монастырь в Радо-нежье под Москвой, так образовались и многие другие обители на Руси.

Преподобный Сергий Радонежский начал иноческую жизнь отшельником. В первом пустынном его деревянном храме во имя Святой Троицы он был пострижен в малый ангельский образ — малосхимнический, что позволило ему принять на себя игуменство, когда поселились близ него первые его последователи.

Преподобный Сергий устроил свой монастырь вдали от мира. Но он никогда не оставлял в своих заботах мир с его нуждами. Он деятельно любил родной свой русский народ, переживал его судьбы и, совершая иноческий подвиг, молился за него. По примеру преподобного Антония Египетского, первого отшельника христианского Востока, святой Сергий оставлял на время свою пустынную обитель и шел в первопрестольный град — Москву, чтобы духовно укрепить Московского князя и поддержать его в государственных делах.

За полгода до кончины, как известно, Преподобный Сергий передал свое игуменство преподобному Никону. С сожалением братия расставались со своим смиренным игуменом, но не могли не согласиться с таким его пожеланием, ибо он, по-видимому, намерен был принять великую схиму. На древних иконах, а также на шитых пеленах Преподобный Сергий изображается именно в схимнических одеждах, расшитых крестами, с аналавом на плечах.

В Лавре Преподобного Сергия доныне сохраняется обычай принятия иноками схимы на склоне лет. Так, начиная с 1948 года до начала 70-х годов в Троице-Сергиевой Лавре подвизалось десять схимников. Многим из них было более восьмидесяти лет.

В братский диптих занесены их имена: схиигумен Алексий, схиархимандрит Серапион, схииеродиакон Варнава (Зайцев; + 3 апреля 1962), схиигумен Стефан (Лазарев; + 16 апреля 1963), схиигумен Михаил (Соколов, в монашестве Мефодий; + 1966), схииеродиакон Сергий (Макаров, в монашестве Леонтий; + 11 декабря 1967), иеросхимонах Гавриил (Горшков, в монашестве Корнилий; + 6 ноября 1967), схиигумен Михаил (Горбович, в монашестве Мина; + 18 мая 1967), схиархимандрит Осия (Евсеенок, в монашестве Иосиф; + 17 мая 1970), схиархимандрит Серафим (Семеновых, в монашестве Петр, духовник Лавры, + 4 января 1971).

Все схимники, как и другие почившие братия святой обители, похоронены на городском кладбище в Загорске.

В настоящее время в братстве Лавры состоит один схимник — схиигумен Дамаскин (в монашестве Прокопий).

Для каждого инока великая схима остается любезнейшим подвигом души — подвигом стяжания совершенства. О великой схиме издревле иноки говорили как о венце монашества. В это слово они вкладывали глубокий внутренний смысл. В иночестве наиболее выражена жертвенная сторона служения человека Богу, ибо монах любит Бога, по заповеди Евангелия, совершенным образом: "от всего сердца, от всей души и от всего разумения" (ср. Мф. 22, 37).



 Андрей Александрович
Андрей Александрович

православный христианин

Тема: #76404
Сообщение: #2868800
07.12.07 10:17
Ответ автору темы | Алексей Григорьев невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Продолжение......


К IV веку христианский аскетизм принял две формы — отшельническую, или анахоретство, и общежительную, или киновиатство.

Святая Церковь издревле благословляла и тот, и другой образ иночества как равные по их цели — стремлению к духовному совершенству. Различие этих форм заключается не в существе, а в образе деятельности и обусловлено намерениями и возможностями подвизающегося и, в определенной мере, внешними обстоятельствами.

Так, с именем преподобного Антония Великого связана уединенная отшельническая жизнь, так называемое созерцательное монашество. А с именем преподобного Пахомия, подвижника того же времени — IV века, соединяют появление общего иноческого жития, так называемой киновии. Из их житий видно, сколь промыслительно и чудесно устроялись эти виды монашества. Главное и общее для обоих видов монашества — обет послушания или старцу (если инок ведет отшельническую жизнь), или игумену (если монах пребывает в общежительном монастыре).

"Монах должен откровенно сказывать старцам, сколько он делает шагов или сколько пьет капель воды в своей келье, чтобы как-нибудь не погрешить в этом" (2), — говорили духовные отцы своим новоначальным.

Устав преподобного Пахомия, данный ему в откровении Ангелом, не только внешне определял иночество, но и отображал сущность монашеского подвига. "К высшим подвигам, — говорил Ангел,—прежде трех лет не допускай. Когда совершит он тяжкие работы, пусть вступит на это поприще" (3).

Преподобный Пахомий начал свой иноческий путь отшельником. Однако в общежительном иночестве он усматривал такую форму монашества, которая более, чем отшельничество, воздействует на духовную жизнь инока и способствует совершенному развитию качеств его души.

По уставу святого Пахомия, акт принятия в монастырь был трехчастным и состоял из искуса (испытания), торжественного облачения пришедшего в монашескую одежду и вручения новоначального старцу для духовного руководства. Каждый из этих моментов имел, несомненно, свое значение. Они-то впоследствии и положили начало трехстепенному монашеству, глубоко вошедшему теперь в жизнь Восточной Церкви: первая степень — новоначальные иноки (так называемые рясофоры, или послушники), вторая степень— монахи, называемые "мантийными", или "малосхимниками", третья — "великосхимники", или просто "схимники".

Церковные историки Созомен, епископ Еле-нопольский Палладий и иеромонах Никифор утверждают, что святой Пахомий первым стал облекать иноков в полный монашеский образ — "схиму" (4).

Если в уставе святого Пахомия принятие в монастырь ознаменовывалось торжественным облачением в монашеские одежды, то уставы последующих времен внесли не менее важную часть в акт принятия монашества — торжественное произнесение обетов. Святитель Василий Великий окончательно ввел в чин иноческого пострига практику произнесения обетов — целомудрия, нестяжания и послушания.

В древнецерковном памятнике "О церковной иерархии", усвояемом святому Дионисию Ареопагиту, сохранился древний чин монашеского посвящения, совершаемого над монахами-отшельниками. Чин замечателен тем, что соединил в себе особенности древних иноческих уставов и известен как наиболее полный и законченный по форме.

В нем четко различаются три акта: торжественное отречение посвящаемого от мира, крестовидное пострижение волос его и облачение в иноческие одежды. Этим моментам посвящения уже в древности придавалось сакраментальное значение. Обычно иноческие обеты давались в храме перед святым престолом, в присутствии всей братии.

Интересна традиция пострижения волос. По обычаю египетских подвижников, волосы остригались совсем. В уставе святого Пахомия были специальные о том правила. Однако, когда монашество пришло из Египта в Грецию, там оказался совершенно иной обычай: греки не постригали волос.

В первое время существования монашества острижению волос или ношению их не придавалось значения. Только с появлением общежительных уставов, вносивших единообразие и во внешнюю жизнь подвижника, вопрос пострижения волос был решен в определенном смысле. Под пострижением не мыслилось совершенное острижение волос, но пострижение приобрело значение символа посвящения подвижника Богу, возведения на определенную степень жизни и деятельности в Христовой Церкви, подобно посвящению клириков.

По пострижении инок облачался в особые, составляющие исключительную принадлежность монашества одежды. Они были или белые (символ ангельской чистоты), или черные (знак сетования о бывших прежде грехах).

Монашеской одеждой считались, прежде всего, куколь, передняя часть которого имела изображение Креста, и мафорий (наплечник), покрывавший шею и плечи монаха. Нижним платьем инока был коловий, или хитон. У строгих подвижников эта одежда была особо грубой и называлась власяницей. Поверх хитона монах опоясывался аналавом (одежда крестовидной формы для препоясывания средней части тела). Стан стягивался кожаным поясом. Верхней одеждой была милоть (вид монашеской мантии). На ноги обувались сандалии. Впрочем, входя в храм для причащения Святых Христовых Таин и даже просто для молитвы, египетские иноки снимали обувь. Наконец, принадлежностью монаха был посох.

Эти монашеские одежды употреблялись в киновиальных монастырях. Однако, судя по отдельным письменным памятникам, они могли быть в употреблении и у отшельников. Так, например, куколь и хитон принадлежали одинаково обоим родам подвижников (5). Но у отшельников были и другие одежды — особо грубые, отличавшиеся от одежд иноков киновий.

Уставом киновиальных монастырей определялся и возраст поступающих. Обычно с 16 или 17 лет позволялось принимать новоначальных в монастырь. При этом для посвящения особое значение имела твердая решимость на подвиг иночества.

Местом посвящения в иночество был как на Востоке, так и на Западе, храм. Причем в Западной Церкви посвящение совершалось в праздничные дни.

В древности право посвящать в монашество принадлежало только епископу. Но вскоре оно перешло и к пресвитерам. На Востоке посвящение мог совершить и простой монах. Однако во всех случаях посвящение происходило с ведома и по благословению епископа.

С возникновением женских монастырей в этих обителях стали применяться уставы посвящения и употребляться собственно иноческие одежды почти такие же, каковые существовали и в мужских монастырях.

В своей основе древние уставы IV века остались неизменными. Но это не исключало дальнейшего развития обряда вступления в монастырь. Это обусловлено историческими обстоятельствами.

IV век был временем наиболее интенсивного искания христианами монашества. Это была эпоха расцвета иночества. Впрочем, наряду с истинными монахами появлялось немало лжемонахов, особенно в образе анахоретов.

Слава о подлинных подвижниках — пустынниках разносилась далеко. Но иные шли в пустыни не по призванию к уединению, и это приводило к извращению сущности подвига иночества: некоторые отшельники входили в города и селения, вмешиваясь в церковные и гражданские дела. IV Вселенский Собор 23-м правилом признал полезным подчинить монашествующих непосредственно епископскому надзору. Для этой цели необходимо было поселить анахоретов в киновиальных монастырях. Однако этим актом Церковь отнюдь не уничтожала древний благословенный образ подвижничества, но делала его одним из видов киновиатства.

Святитель Василий Великий, блаженный Ие-роним и другие отцы и учители Церкви, как, например, преподобный Пахомий (о чем мы говорили выше), считали общежительное иночество более полезной в духовном отношении для многих иноков формой иноческого делания, нежели отшельничество.

Анахоретство в условиях общего жития получило определенную "степень", "чин". Ему было усвоено наименование великого ангельского образа, в отличие от собственно киновиатства, называемого малым ангельским образом.

Однако новый порядок, определенный IV Вселенским Собором, не сразу стал повсеместным. Он входил в силу постепенно и привел к некоторым изменениям в монашестве. Поступающий в обитель не сразу приступал к строгому уединению. После нескольких лет искуса он постригался в малую схиму, соответствовавшую киновиатству. Затем после прохождения послушания вместе с братией, когда, по словам блаженного Иеронима, и даже внешний вид, и речь инока представляли собой образ добродетелей (6), он мог уединиться в том же монастыре, получить великую схиму.

Так, преподобный Иоанн Лествичник начал проводить уединенную жизнь только после 19 лет жизни в киновии.

В VII веке Трулльский Собор 41-м правилом установил определенные сроки для перехода из киновий в затвор.



 Андрей Александрович
Андрей Александрович

православный христианин

Тема: #76404
Сообщение: #2868796
07.12.07 10:16
Ответ автору темы | Алексей Григорьев невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Архимандрит Евлогий.
Великий ангельский образ в православном монашестве. [экклесиология]


Православное монашество невозможно представить без его высшей степени — великой схимы*. По мысли святых отцов Церкви, великий схимнический образ — это вершина монашества. Иночество находит в великой схиме полное выражение своего предназначения — достижения евангельского идеала святого совершенства. К этому человек восходит постепенно, в меру своих сил, через подвиг всей жизни.

Монашество возводит инока к духовному совершенству в духе Христовой любви, и в подвиге этой любви инок несет свет и духовную теплоту миру.

Уединяясь от мира, монах не выражает тем презрения к миру, но, напротив, обретает к миру любовь совершенную, чистую любовь Христову, чуждую мирских пристрастий. Удаляясь от суеты, инок стремится осознать себя, свою немощь, духовно укрепиться в молитве к Богу.

Великосхимничество в Православной Церкви— это иночество с теми же, традиционными обетами, но с особым духовным подвигом. "Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни" (1).

Великосхимничество как чин пострижения известно с IV века; этот чин был дан, по древнему сказанию, святым Пахомием Великим. Однако как образ иноческой жизни Великосхимничество восходит ко времени возникновения христианства. Те, кто, следуя учению Христа о высшем духовном совершенстве, добровольно принимали на себя обеты целомудрия, нестяжания и послушания, в отличие от других христиан получали наименование аскетов. Они проводили уединенную, суровую пустынническую жизнь подобно Иоанну Крестителю, подобно Самому Господу Иисусу Христу, проведшему сорокадневный пост в пустыне.



Александр Овчинников
Александр Овчинников

православный христианин

Тема: #76404
Сообщение: #2868767
07.12.07 09:55
Ответ автору темы | Алексей Григорьев невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Насколько я понимаю, архимандрит - это не столько указание на то что человек руководит монастырем, сколько почетное звание. Так что схи-архимандрит - просто заслуженный монах в схиме.
Для примера - после увольнения митрополит Курский Ювиналий принял схиму - и сейчас он схи-митрополит.

И - немного не в тему но все же - правильно ли я где-то читал, что у католиков в архиреи не ставят монахов, считая, что если человек избрал путь монашенства - архирейство будет этому мешать ?


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #76404
Сообщение: #2868743
07.12.07 09:24
Ответ автору темы | Алексей Григорьев невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

На эту тему есть обсуждение в моем блоге:

http://pretre-philippe.livejournal.com/30035.html


Страницы: 1 | 2

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Духовное 848

Слово на Воздвижение Креста Господня.

26 сентября 2020 в 16:25Андрей Бузик
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего ... читать далее »

Общий 1231

Доспехи, закрывающие душу и сердце -

26 сентября 2020 в 14:59Леночка Борисовна
Мысли в картинках Утро начинается не с кофе и не с интернета. Оно начинается с молитвы. Даже ещё лёжа, только открыв или полузакрыв глаза, можно читать любой Псалом, который придёт на память. Как ... читать далее »

Память 308

"Сорок дней любви". Новый фильм Е.Козенковой.

24 сентября 2020 в 16:34Андрей Бузик
Старец Пётр - Боголюбский монастырь. 5 июня 2020 года на 94 году жизни мирно отошёл ко Господу схиархимандрит Пётр (Кучер), духовник Свято-Боголюбского женского монастыря. К нему ездила вся Россия с ... читать далее »

Высказывания 457

Нужен ли разум, чтобы познать Бога, или только любовь?

23 сентября 2020 в 09:52Андрей Рыбак
Схиигумен Гавриил Виноградов-Лакербая Нужен ли разум, чтобы познать Бога, или только любовь? читать далее »

Путешествия 239

Перевал. Путешествие по Камчатке.

21 сентября 2020 в 16:34Андрей Бузик
Перевал. Путешествие по Камчатке. На Камчатке всё поразительно. Вырвавшись из привычного круга, вдруг понимаешь, насколько непостижима красота мира, в котором мы живём. Горные реки, горячие источники, ... читать далее »

Литература 364

Воспоминания о будущем -

20 сентября 2020 в 09:22Леночка Борисовна
Елена Касьян / "Письма Кате" - Цветочный запах слов Письмо первое Я мало знаю о смыслах, Катя, и ещё меньше о целесообразности. Если говорить о причинно-следственных связях, то крайним каждый раз ... читать далее »

Предание 222

Чудо архистратига Михаила в Хонех. Судьба Чудова монастыря в Москве.

18 сентября 2020 в 16:18Андрей Бузик
Чудо архистратига Михаила в Хонех. День памяти о чудодейственном явлении св. Архангела Михаила, бывшего в Коласаех, которое называем также «чудом в Хонех», совершается 19 сентября (6 сентября ст. ... читать далее »

SOS! 469

Население приговорили к ограничению и лишению свободы

17 сентября 2020 в 22:34Андрей Рыбак
Падение во ад поклоняющихся зверю и образу его, и принимающих начертание имени его Население приговорили к ограничению и лишению свободы Фильм «ПЛАНдемическое умопоВРАЧение» ... читать далее »

Будущее 354

Искусственный армагеддон.Ольга Четверикова

17 сентября 2020 в 18:28Андрей Рыбак
Четверикова Ольга Николаевна Искусственный армагеддон. Ольга Четверикова Реализация плана глобализации. •Переход в новый мир. •Цифровая платформа управления. •Самоцифровизация и цифровая ... читать далее »

Детям 558

Кай и Герда, ..

16 сентября 2020 в 13:24Леночка Борисовна
… … Советская цензура вычеркивала целые абзацы. Но вычеркнуть христианский смысл сказок Андерсена было невозможно. И даже в стране Советов, призывавшей порвать со всем старым и «отжившим», Ганс ... читать далее »

Каякинг

Соревновательные выходные продолжились в Москве, Нижнем Тагиле, Пермском крае и на Алтае

Соревновательные выходные продолжились в Москве, Нижнем Тагиле, Пермском крае и на Алтае. Заключительный уик-энд сентября вновь подарил любителям гребного слалома по всей России соревнования на ... читать далее »

Туризм

Как рассказывать историю современного Казахстана туристам   экскурсовод

Как рассказывать историю современного Казахстана туристам   экскурсовод. В советское время все тексты гидов заверялись в Бюро путешествий и экскурсий. Сегодня же молодым экскурсоводам надо суметь ... читать далее »

Эсхатология 612

Печать антихриста Или Печать Божия

26 сентября 2020 в 15:46Леночка Борисовна
Византийская роспись Храмов Вряд ли найдется такой верующий человек, который не слышал бы о «печати антихриста». И многие думают, что о ней написано в книге Апокалипсис, – но это не ... читать далее »

Календарь 2598

27 сентября. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста. Преставление святителя Иоанна Златоуста. Леснинской иконы Божией Матери.

26 сентября 2020 в 14:55Андрей Бузик
14 сентября по старому стилю / 27 сентября по новому стилю воскресенье Неделя 16-я по Пятидесятнице. Строгий пост. Пища с растительным маслом. Воздвижение Честного и Животворящего Креста ... читать далее »

Иконы 300

Еще одна малоизвестная икона Богородицы - икона Супрасльская

23 сентября 2020 в 14:36Вацлав
Икона Супрасльской Богородицы Икона Супрасльской Божией Матери   Икона Супрасльской Богоматери датируется 1503 годом. Ее заказал епископ Смоленский Иосиф Солтан (впоследствии митрополит ... читать далее »

История 486

Раскопки под торговой площадью города Ефремова Тульской губернии / сентябрь 2020 года от Рождества Христова

23 сентября 2020 в 08:16Леночка Борисовна
До октябрьского переворота 1917-го года большая площадь в Ефремове называлась Торговой. После ее назвали "Красной". .. Начиная с лета 2020 года здесь начались раскопки стараниями главы города и его ... читать далее »

Катастрофы 258

Информация пландемии коронобесия подтвердилась!

21 сентября 2020 в 11:50Андрей Рыбак
Вирус цифрового слабоумия Информация пландемии коронобесия подтвердилась! читать далее »

Святые 203

«Макарий идет!». Памяти преподобного Макария, старца Оптинского.

19 сентября 2020 в 15:13Андрей Бузик
Преподобный Макарий Оптинский 20 сентября мы празднуем память великого Оптинского старца преподобного Макария (1788–1860), сотаинника преподобного Льва, наставника преподобного Илариона, преподобного ... читать далее »

Технологии 267

Как Биг Фарма превращает человека в робота. Александр Дугин

18 сентября 2020 в 11:16Андрей Рыбак
А. Г. Дугин Как Биг Фарма превращает человека в робота. Александр Дугин Философ Александр Дугин о том, как появилось представление, что человек - это аппарат, который надо починить. К чему это ... читать далее »

Церковь 636

Сегодня мы столкнулись с новой ересью

17 сентября 2020 в 22:16Андрей Рыбак
Архимандрит Савва Святогорец Сегодня мы столкнулись с новой ересью «С самого начала этой истории или, правильнее сказать, этого издевательства с коронавирусом, во всем этом сценарии (да-да, именно ... читать далее »

Спорт - Экстрим 233

Премьера фильма! "RideThePlanet Altai Whitewater".

17 сентября 2020 в 08:00Андрей Бузик
Премьера фильма! "RideThePlanet Altai Whitewater". Фильм медиапроекта RideThePlanet, 37-й с момента старта проекта в 2011 г. Фильм снят в июле 2020 г. в различных районах Горного Алтая и посвящен ... читать далее »

Туризм 127

Легенды и тайны долины реки Чулышман

15 сентября 2020 в 16:06Андрей Бузик
Легенды и тайны долины реки Чулышман Долина реки Чулышман — это удивительно живописный и неприступный каньон, знаменитый многочисленными водопадами, километровыми отвесными скалами, археологическими ... читать далее »

Парусный спорт

Чемпионат России в национальном классе яхт эМ-Ка. Лидеры сохранили свои позиции

Чемпионат России в национальном классе яхт эМ-Ка. Лидеры сохранили свои позицииВ  Конаково Ривер Клаб  завершился второй гоночный день чемпионата России в национальном классе эМ-Ка. Напомним, за ... читать далее »

Альпинизм

Вручена международная альпинистская премия "Золотой Ледоруб 2020" (Piolets d Or 2020).

Вручена международная альпинистская премия "Золотой Ледоруб 2020" (Piolets d Or 2020). Церемония состоялась в польском городе Лёндек-Здруй. Победители премии были объявлены еще в августе. Ими стали ... читать далее »

Чудо 285

Увиденное в Раю Потрясло! Видение Св.Андрея

26 сентября 2020 в 15:34Сергей Р
Царство небесное Рай - это не фантазия, это та истинная реальность, в которой могут (и должны здесь и сейчас!) жить Души всех приходящих в мир сей и уверовавших во Христа-Вседержителя человеков! Эта ... читать далее »

Стихи 853

Огонь души...

26 сентября 2020 в 08:35Владимир Лучит
*** Огонь души согреет в холод, в скорби, в горе ли утешит, исцелит любой недуг, неверия рассеет мрак… Так, разгораясь ярче, пламя озаряет всё вокруг! *** И пребывая в мире бренном, уж к иному ... читать далее »

Интересно 489

Родина тульского Робин Гуда: тайны и легенды Ефремова

23 сентября 2020 в 12:00Леночка Борисовна
380 лет назад, в 1637 году, на месте нынешнего Ефремова появился город-крепость. Именно в этот год воевода прислал Тимофея Безобразова – указом царя Михаила Федоровича Романова. Он и основал город. ... читать далее »

Семья 98

Девочка – девушка – женщина: как воспитать

22 сентября 2020 в 19:14Андрей Бузик
Девочка – девушка – женщина: как воспитать Мы много слышим и читаем о православном воспитании детей, но зачастую дети – это довольно абстрактное понятие: есть свои особенности в том, чтобы воспитывать ... читать далее »

Афон 150

Афон. Обитель Богородицы.

20 сентября 2020 в 15:24Андрей Бузик
Афон. Обитель Богородицы. Святая гора Афон. Одно только это словосочетание в сердце русского православного христианина со времен крещения Киевской Руси вызывает трепетные и благоговейные чувства. ... читать далее »

Поиск Святой Руси 266

Горе без ума.

19 сентября 2020 в 10:00Андрей Рыбак
Господи Иисусе Христе помилуй мя Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Архистратиже Михаиле помогай нам! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, ... читать далее »

Здоровье 403

"ПЛАНдемическое умопоВРАЧение" - фильм о коронавирусной индустрии

17 сентября 2020 в 23:57Андрей Рыбак
Личный врач Билла Гейтса заявил, что сторонник вакцинации «отказывался прививать своих детей». "ПЛАНдемическое умопоВРАЧение" - фильм о коронавирусной индустрии «Пландемическое умоповрачение» может ... читать далее »

Разное 1122

Мирные протесты без Бога или вооруженный со Христом?

17 сентября 2020 в 21:02Сергей Р
Царь Искупитель Николай II Пирамида Бытия переворачивается уже и в среде священников, делая неизбежным для всех и для каждого судьбоносный Выбор: или с Богом и с Царем-Христом (через Игумена Сергия) ... читать далее »

Кино 45

Золотая рыбка в городе N

16 сентября 2020 в 16:37Андрей Рыбак
Золотая рыбка в городе N Золотая рыбка в городе N Золотая рыбка в городе N / 2011 / страна Россия слоган «Нереальная сказка» режиссер Степан Пучинян сценарий Владимир Федосеев продюсер ... читать далее »

Молитва 320

О молитве Иисусовой. Протоиерей Андрей Ткачёв.

14 сентября 2020 в 20:44Андрей Рыбак
Протоиерей Андрей Ткачев О молитве Иисусовой. Протоиерей Андрей Ткачёв. читать далее »

Парусный спорт

В Контрольном тренировочном мероприятии в классе Оптимист примут участие 140 спортсменов

В Контрольном тренировочном мероприятии в классе Оптимист примут участие 140 спортсменов. В акватории Невской губы Финского залива 26 сентября стартуют Контрольные тренировочные мероприятия (далее   ... читать далее »

Скалолазание

"Осенняя Магнитка - 2020": фестиваль удался на все сто!

Традиционный фестиваль "Осенняя Магнитка" в 2020 году на ура прошел в районе станции Урал-Тау. Впервые за последние несколько лет количество участников превысило 100 человек. Фестиваль в живописном ... читать далее »

© 1999-2020 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru