Виталий (алтарник)
православный христианин
Тема: #73322
Сообщение: #2751596 27.07.07 13:52
|
**Но что же тогда опускание частиц и омовение их евхаристическою Кровию ?
По своей сути можно сказать, что это некий прообраз голгофского скупления, когда Иисус Христос "Кровию Своею искупил нас Богу", так, опускание частиц, вынутых за имена христиан, есть по сути прощение их грехов Кровию Сына, потому и говорится “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною".
**Кстати молитву на омовение частиц читаю я,диакон ,как и написано это в Уставе и сам опускаю их в чашу.
было бы и мне любопытно взлянуть в сей устав :)
видимо под "уставом" понимется Типикон?! - но там об этом не говорится (во всяком случае я не нашел упоминания)
зато нишел источники, где говорится, что диакон высыпает частицы и читает молитву:
1 - Свт. Афанасий (Сахаров). "О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ"
2 - прот С.В. Булгаков "НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ДЛЯ СВЯЩЕННО-ЦЕРКОВНО-СЛУЖИТЕЛЕЙ"
3 - проф. архим Киприан(Керн) "Евхаристия"
и лишь только Свт. Афанасий поясняет, почему и диаконам дозволено бывает всыпать частицы в потир с чтением молитвы:
"“Омый, Господи, грехи”. Поминовение на литургии живых и усопших завершается дерзновенным воззванием Церкви: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих”. Знаменательно, что эти слова произносит не предстоятель церковного собрания, обычно возносящий все важнейшие моления за себя и за людей. “Омый, Господи” произносит низший из священнослужителей — диакон. Очевидно, Церковь рассматривает это возглашение не столько как молитву, как прошение, где нужно сильное предстательство иерарха или иерея и на что диакон не имеет полномочий, а как исповедание своей твердой веры, глубокой уверенности в том, что так именно и будет, что Господь по силе великой Евхаристической Жертвы, по неложному заверению апостола о великой очистительной силе Крови Сына Божия, и по молитвам святых Своих исполнит ее прошение об омовении грехов поминаемых, непременно исполнит и уже начинает исполнять в момент погружения в Божественную Кровь частей просфоры, изъятых в память живых и усопших. Таким образом возглашение “Омый Господи” является как бы засвидетельствованием уже совершающегося факта и потому может быть произнесено и диаконом."
и вот эта последняя фраза, "потому может быть произнесено и диаконом", сильно не согласуется с предшествующими объяснениями. получается, что диакон может это совершать в качестве исключения, потому что слова молитвы “Омый, Господи, грехи..." не являются столько прошением, сколько являются утверждением!
теперь рассмотрим другую традицию, а именно, что иерей всыпает частицы и читает молитву “Омый, Господи, грехи...":
1 - "Всеночное бдение и Литургия" - изд. 2-е, перераб и доп. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. - 288 с.
"по причащении мирян священник опускает в Потир частицы, вынутые из просфор, произнося: Отмый, Господи, грехи..." - с. 155
2 - "настольная книга священнослужителя" выпущенная издательством Московской Патриархии
"После причащения мирян священник с диаконом входят в алтарь.
Священник ставит Святую Чашу на престол и, взяв дискос и читая воскресные песнопения ....... опускает в потир частицы, вынутые из просфор, лежащих на дискосе, со словами: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честнóю, молитвами святых Твоих".
Антиминсной губкой священник отирает дискос, чтобы не осталось на нем и самых мельчайших частичек. После опускания частиц в потир он покрывает Святую Чашу покровцем, а на дискос полагает звездицу, копие, лжицу, второй покровец и плат.
Затем священник, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, возглашает: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое"
последняя "версия", являясь в официальных изданиях Московской Патриархии и Издательского Совета Русской Православной Церкви, наверное, является более правильной, т.к. это предписывается для руководства всей Русской Церкви.
от себя:
лично я не припомню, когда бы видел, что диакон всыпает частицы, вот досыпает - это другое дело!, но не первым всыпает, и не произносит слов молитвы!
и вдобавок - диакон не может стоять перед Престолом, как стоит священник, диакон стоит сбоку, а в случае всыпания частиц и произнесения слов молитвы, диакон должен "занять место священника", что недопустимо, а делать тоже сбоку - тоже недопустимо!
**А может ли диакон совершать тайносовершительные молитвы?
например крестить может даже православный мирянин, если священника нету, а человек при смерти.
иных вариантов нету.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
изначально, речь шла "про омовение кровию", о котором действии вы высказались, как "лично я думаю,что это действие скорее символическое,чем тайносовершительное."
на что я написал "простите, что вмешиваюсь, но Вы очень не правы!!!!"
приведу слова Свт. Афанасия Сахарова, где он это объясняет:
"Дневное богослужение по большей части соединяется с литургией, на которой, кроме общей формулы поминовения на сугубой ектении о всех прежде почивших, совершается поминовение живых и усопших — на проскомидии, при изъятии частей из четвертой и пятой просфор и из других, нарочито для поминовения приносимых. На самой литургии, по освящении Святых Даров, вторично совершается поминовение живых и усопших по именам. Это самое важное, самое сильное, самое действенное поминовение. “ВЕЛИКАЯ ПОЛЬЗА БУДЕТ ДУШАМ, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва”, говорит святой Кирилл Иерусалимский. “Не напрасно установили апостолы, — говорит святой Златоуст, — чтобы при совершении страшных Тайн поминать усопших. Они знали, что от этого МНОГО ИМ ВЫГОДЫ И МНОГО ПОЛЬЗЫ, когда весь народ и священный лик стоят с воздеянием рук и когда предлежит страшная Жертва, то как не умолить Бога, прося о них”.
“Омый, Господи, грехи”. Поминовение на литургии живых и усопших завершается дерзновенным воззванием Церкви: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих”. Знаменательно, что эти слова произносит не предстоятель церковного собрания, обычно возносящий все важнейшие моления за себя и за людей. “Омый, Господи” произносит низший из священнослужителей — диакон. Очевидно, Церковь рассматривает это возглашение не столько как молитву, как прошение, где нужно сильное предстательство иерарха или иерея и на что диакон не имеет полномочий, а как исповедание своей твердой веры, глубокой уверенности в том, что так именно и будет, что Господь по силе великой Евхаристической Жертвы, по неложному заверению апостола о великой очистительной силе Крови Сына Божия, и по молитвам святых Своих исполнит ее прошение об омовении грехов поминаемых, непременно исполнит и уже начинает исполнять в момент погружения в Божественную Кровь частей просфоры, изъятых в память живых и усопших. Таким образом возглашение “Омый Господи” является как бы засвидетельствованием уже совершающегося факта и потому может быть произнесено и диаконом."
(орфография и выделения по электронному изданию)
ПС убедительная просьба, когда Вы пишите и рассуждаете "логически", привносите для весомости церковные источники, а то тут и так почти весь форум считает себя "истиной" в последней инстанции! потому как не мне, а Вам нужно разобраться, и не мне нужно, чтобы Вы "Может я изменю свою точку зрения", а Вам! :)
|