Бутурлина Юлия.
православный христианин совет форума
Помощник
Тема: #73082
Сообщение: #2896681 11.01.08 17:33
|
ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В СЕЛЕ СЕМИЛУЖНОМ, ВБЛИЗИ ТОМСКА.
Первоначальное происхождение этого образа, до прославления его в 1702 году, неизвестно. Может быть, он так же был вынесен мирным поселенцем из великой России. За это говорят уже сохранившиеся до нас сведения о нем, что он принадлежал сначала крестьянину Крестинину, жившему в деревне также Крестининой. Очевидно, подобно Ипату Попову и Самсонову, предок Крестининых оставил после себя целый род свой, населив деревню их имени, и этот образ был их родовой святыней. Иные, однако, были отношения Святителя с этим родом. Потомки Крестинина не сохранили у себя благочестия и преданности предков Святителю, и Святитель поэтому не благодеяния, а гнев свой чудесно излил на них, благодеяния же свои перенес на других людей в другое место.
Всеми сведениями о дальнейшей судьбе образа мы обязаны Сибирскому преданию, сохранившемуся до нас в рукописи под заглавием: "Сказание о явлении образа Святителя Христова, Николая Чудотворца, града Томска в веси Семилужной, еже бысть в лето от Р. X. 1702". Содержание этого сказания составляют пять чудес от этого образа. Из них первое передает собственно всю чудесную историю образа, обстоятельства его прославления и чествования, и составляет целую половину всего сказания; и только последние четыре чуда рассказывают об одних дивных знамениях от этого образа частного характера. Для нас важно прежде всего первое чудо, и поэтому мы изложим его почти дословно. "Приидите, о христоименитое собрание, на слышание новаго чудесе, еже бысть в лето от сотворения мира 7210, от Рождества по плоти Бога Слова 1702", - так начинается сказание. В этом году, в царствование Петра Великого, в Сибири, Томского округа, в деревне Крестининой, в доме вдовы Соломин Прокопьевой лежал на одре болезни житель города Томска, сын престарелого воина Саввы Рожнева, именем Григорий. Родственники и соседи, отчаявшись в жизни больного, окружили его постель и молча ожидали разлуки души с телом. Но вот они видят, что больной чего то начал страшиться, трепетать, и потому стали с напряженным вниманием ожидать, что будет. Больной, до сих пор недвижимый, вдруг как бы невидимою силою всем телом поднимается с постели и начинает говорить с кем то, незримым для них, говорить много и все как будто давая ответы на чьи-то вопросы, на чьи-то замечания. Наконец, он громко вскрикивает: "Господи! все это сотворю, помилуй меня", тихо опускается на постель, приходит в себя и, озирая всех, объявляет, что он совсем здоров, что только чувствует еще в себе большую слабость. Все крайне этому изумлялись, изумлялись и тому еще, откуда взялся, как очутился в доме на божничке образ Николая Чудотворца; у Соломины Прокопьевой никогда такого образа не было, и никто из находившихся тогда тут его не приносил. Вскоре (на следующий день или через день) бывший больной Григорий послал за духовником своим, священником села Спасского, что на реке Яе, Иоанном Кузминым, и ему перед приобщением Святыми Дарами рассказал, что с ним было в то время, когда он ежеминутно ожидал себе смерти. Родственники и соседи, бывшие очевидцами всего, что с ним тогда делалось, и слышавшие, что в то время говорил он, подтвердили его слова. Вот его рассказ.
Лежа на постели, говорил Григорий, увидел я в избе и даже на улице множество черных и отвратительных чудовищ. Они сначала производили разные мерзкие игры, потом все напали на меня с такою лютостью, что я думал меня тотчас же растерзают. Тут взмолился я в уме своем Господу Богу, да избавит меня от этих скверных демонов и не попустит мне, окаянному, погибнуть с беззакониями моими. Вдруг, после того, в комнате сделалось необыкновенно светло, и бесы все исчезли. При этом я увидел образ Святителя Христова Николая, сиявший как солнце; он несся сам собою, держимый невидимой силою; за образом шел старец, похожий на изображенного на нем, в архиерейской одежде, с копьем или жезлом в руке. Икона, принесенная в дом невидимою рукою, той же невидимою рукою была поставлена на божнице, и перед ней сама собой загорелась свеча. Тогда старец положил мне на сердце свой жезл, болезнь моя вмиг прекратилась, и он грозно сказал мне: "Зачем ты, злой человек, полагаешь надежду на диавола и недобре говоришь о богатстве? Скажи мне правду, как ты вот тогда то, идя дорогой, рассуждал о богатстве?" Тут я увидел, что ему все известно; известны, между прочим, и мои злые помыслы, и потому рассказал ему, как и когда я соблазнялся чужим богатством, роптал на свою бедность, и как я раз, идя дорогой, думал про себя, что богатым богатство, должно быть, носят или собирать помогают бесы, что поэтому хорошо бы и мне с ними познакомиться, чтобы они и мне стали бы носить деньги, и за такую помощь я стал бы почитать их. На это старец сказал мне: "Малодушный! оказали ли бесы тебе какую-нибудь помощь в твоей бедности и в настоящей твоей болезни? Если бы я теперь не поспешил к тебе на помощь, то они погубили бы тебя душевно и телесно. Да знаешь ли ты, кто я?"
"Не знаю, Господи мой. Господи, кто ты", отвечал я ему.
"Я архиепископ Николай, Мирликийский Чудотворец, скорый христианам помощник в бедах; икона же, на которой изображен лик мой, доселе находилась в доме соседа вашего, Илии Крестинина, но вместе со мною отошла оттуда, потому что там ей оставаться мерзко. В доме его нет никакого благочиния, там одно беззаконие. Сам Илия простоумен и глумитель, дети его и внучата воспитаны беззаконно, живут не по-христиански, церковь Божию оставили; в доме его отовсюду собираются кудесники, ветренники и ветренницы для безчинных игр, песен, плясок, все это сквернит человека и ведет его к погибели; поэтому я и вышел из его дома, не терпя в нем беззакония и неистовства. В дом же вдовицы сей Соломии пришел я, уважая чистоту ее и страннолюбие. Но и у нее не без греха: за детьми своими она не наблюдает, во всем снисходит им, и они со сверстниками своими сквернословят, в дни воскресные и праздничные едят и пьют рано, что вовсе истинному христианину неприлично. И ей, Соломии, и им, ее детям, скажи ты, Григорий, чтобы исправились, иначе зло погибнут и они. Что же касается до Илии, то его сокрушат тяжкие болезни, в них он и жизни лишится; дом его сгорит; с домом погибнут и два его сына; то же самое будет с домом и детьми Содомии, если не исправятся. Образ сей, который ты видел вошедшим в дом этот, пусть будет отнесен с подобающей честью в деревню Семилужную, и пусть поставят его там в молитвенном доме Вознесения Господня; я хочу, чтобы там стоял и был почитаем мой образ".
После того светоносный старец сказал мне: "Отсель, Григорий, исцеляет тебя Господь мой, Иисус Христос, мною, рабом Своим, и ты, когда совершенно оправишься, восстань убо, иди в град Томск и рцы без боязни всем во граде священноначальникам и судиям градским и прочим гражданам, яко вси они прогневали Творца своего и Господа, и ходиша в путь беззакония своего и мерзкия похоти, и вси уклонишася, вкупе непотребни быша, всяк возраст и всяк род, рабы и свободни, простии и воины, начальницы и подначальнии, мужи и жены, отроки со старцы, иноки и бельцы, иереи и вси церковницы, присно согрешающе, досаждая, обидя, лихоимствуя, оболгал, неистовствуя, прелюбодействуя и прочими изобилуя безчинии. Аще же от всех сих не престанут, не умолят сотворшаго Господа своего покаянием, слезами, и не покажут веры своея делами, заповеданными христианам, глаголю же кротость, умиление, любовь, долготерпение, человеколюбие, благостыня, милование, мир, истина, ихже кроме всех грядущих напастей свободиться не могут. К тому же и сия повелеваю, да запретят ненаказанным, еже бы от всякия игры бесовския престали и дабы хранили уста свои от сквернословия; аще же сего не сотворят и не отстанут путей своих лукавых и развращенных, то Божия отмщения не избегнут".
Наконец старец тот сказал мне: "Будешь ли ты объявлять людям об этом видении, возвещать это страшное веление? Если нет, то сейчас же погибнешь, злосчастный". Тут то я и закричал: "Господи! сотворю все это, помилуй меня!" После того он тихо опустил меня на постель и, сказав: "Завтра я опять приду к тебе, ожидай меня", стал невидим. Тогда я уже совершенно уразумел, что являвшийся был действительно славный Чудотворец Мирликийский, Святитель Николай.
На следующее утро, - продолжал говорить исцелевший и удостоившийся видения Григорий Рожнев, - когда я лежал еще в постели и размышлял о своем страшном видении, снова внезапно явился в дом тот светоносный старец; был он, как и прежде, в архиерейском облачении, с двумя крестами на персях и с третьим, самым светлым, на раменах, стал пред святыми иконами и читал книгу. Но вскоре, согнув книгу, он подошел ко мне; я смотрел и услаждался прекрасным видением; тогда он наклонился и, сказав мне на ухо: "Ныне я отхожу от дома Илии, и благодать моя уже не пребудет в нем", стал, как накануне, невидим.
Все, доселе рассказанное исцелевшим Григорием, клятвенно подтвердили пред Спасским священником Иоанном брат Григория, Иван Рожнев, хозяйка дома вдова Соломия Прокопьева с сыновьями, и многие их односельчане, которые, как сказано вначале, пришли навестить умиравшего и потому были свидетелями всего случившегося с ним; видели, например, сначала его при последнем издыхании, потом в ужасе и трепете, далее поднявшимся на постели всем телом, и при этом слышали, как он сперва кому то долго отвечал, а под конец в страхе вскричал: "Господи! сотворю все это, помилуй меня".
Предвещание и вместе угроза Святителя Николая касательно Илии Крестинина вскоре сбылись; в ночь на четвертые сутки после видения, бывшего Григорию Рожневу, у того крестьянина сгорела кладовая со всем имением, а в тридцатый день после видения сам он впал в какую то тяжкую болезнь и вскоре умер.
Икона Святителя Николая, перенесенная невидимою силою из дома крестьянина Илии в дом крестьянской же вдовы Прокопьевой, согласно повелению Святителя, была отнесена крестьянами, при сопутствии священника Кузьмина, из деревни Крестининой в деревню Семилужную и поставлена в Вознесенской часовне, вместо которой теперь давно уже существует церковь. Между тем (во время между пожаром у Илии Крестинина и его смертью) Григорий, сподобившийся видения, совершенно оправился от болезни, пришел в Томск и рассказал о всем, бывшем с ним (между прочим, и о явлении ему Святителя Николая и о прещении Божием на Томск), архимандриту Алексеевского монастыря Варлааму, протопресвитеру Григорию Васильеву, священникам градским, а также воеводе, стольнику Григорию Петровичу Соловаго, сыну его Лаврентию и всем лучшим гражданам. Вызванные в город вдова Соломия, Иван Рожнев и другие, бывшие свидетелями случившегося с Григорием Рожневым, единогласно подтвердили все рассказанное им, а пожар, истребивший, по предвещанию Святителя Николая, дом и имение крестьянина Крестинина, свидетельствуя о божественности бывшего тому Рожневу видения, в то же время служил и предвестием бедствий, грядущих на Томск.
Для отвращения гнева Божия от города воевода, лица духовные и граждане положили общим советом послать в деревню Семилужную священно- и церковнослужителей (Воскресенской церкви священника Афанасия Андреева с причтом) с нарочитыми гражданами для того, чтобы принести оттуда с подобающей честью ознаменованную особенной благодатью Божией икону Мирликийского Чудотворца в город. Посланные отправились и, когда принесли святую икону, граждане все, от мала до велика, вышли ей навстречу, приняли с радостью и умилением, и долго, в посте и покаянии, молебствовали пред ней. Господь призрел на слезы и молитвы жителей Томска и, по ходатайству Святителя Николая, переменил Свой гнев против них на милость.
Молитвенным обращением к Богу заканчивается эта многочудесная часть сказания, именуемая в нем "первым чудом". Далее в том же сказании передаются рассказы о следующих чудесах славного образа (приводим их в пересказе со старинного языка сказания).
1) Сын томского жителя Ивана Момотова, еще отрок, Василий, уже в течение трех месяцев так страдал "от мученья бесовского", что лишился ума, памяти и всей телесной крепости, был не в состоянии ни двигаться, ни владеть своими членами и лежал совершенно расслабленный. Сколько ни призывал отец врачей к сыну, ни один из них не помог больному в этих его муках, пока, наконец, не посетил страдающего чудесный помощник Святитель Николай. Лежал однажды этот отрок полуживой от болезни, и вот, явился ему наяву муж благолепный, в архиерейской одежде, с белой сияющей бородой, подошел к постели больного и сказал ему: "Встань". "Не могу, господи мой, встать, отвечал отрок, потому что совершенно не имею крепости телесной." Тогда старец взял его за руку и поднял, говоря: "Мною, рабом Своим, повелевает тебе Владыка мой, Христос, встать с этого одра и быть здоровым". В полном уже сознании в ответ на это отрок воскликнул: "Какую благодарность я воздам тебе, господин мой, за такое твое милостивое посещение меня". Старец сказал ему: "Сейчас встань с постели, иди в соборную церковь и пой благодарственный молебен за свое исцеление Богу, в Троице славимому, Пресвятой Богородице и Святителю Николаю Чудотворцу пред его образом, что в соборной церкви, на правой стороне, в приделе его, где обыкновенно стоят воеводы, и попроси священников освятить воду; воды же этой для освящения возьми из колодезя, что у рва глубокого. Если все это исполнишь, то благодатью Христовой от болезни совершенно освободишься". Тотчас отрок отправился к отцу и рассказал ему о сем явлении. Услышав обо всем и увидев сына неожиданно вставшим и почти здоровым, отец немедленно поспешил с сыном в церковь исполнить все, повеленное Чудотворцем, и с радостью и хвалой милостивому Угоднику возвратился домой с отроком, совершенно разумным и здоровым.
2) Томской боярин Стефан Закревский так долго и сильно страдал от "болезни ломотной", что совсем уже отчаялся в своей жизни. Но вот он призвал в молитве на помощь себе Святителя Николая и обещал, если выздоровеет, всю жизнь до смерти встречать в Томске и провожать до самой Семилужной чудотворный образ Святителя. Тот час же Святитель услышал его молитву, от болезни боярина не осталось и следа.
3) Гостинной сотни томский таможенный голова, Иван Саватеев, тоже терпел болезнь, "нечисть" называемую, которая в два года наконец так усилилась в нем, что все тело его острупело, в костях его явилась нестерпимая ломота, от боли гортани он не мог ни пить, ни есть, и едва говорил. Уже он отчаялся в своей жизни, когда однажды явился ему образ Николая Чудотворца, "что на семи лужках", и Святитель сказал ему: "Аще престанеши суесловити и удержишися от скаредной брани, то исцелит тебя Христос Бог мой, мною, рабом Своим", после чего видение исчезло. С радостью от этого посещения великого Чудотворца пробудился от сна больной и, встав с постели, воздал благодарение Господу, Его Матери и целителю своему, великому Чудотворцу, он совершенно исцелился. Признательный Святителю таможенный голова принес в храм его на свои средства священнические ризы, епитрахиль и поручи камчатыя, и после того возвратился домой, славя Бога и благодаря Чудотворца.
4) Томская обывательница, вдова Маланья Тихонова, вдруг заболела глазами и ослепла. Целых три с половиною года так болела она. Страдая от этой болезни еще больше в сиротстве и нищенстве своем, начала она, наконец, с особенным усердием молиться Богу и призывать себе на помощь Богоматерь и великих угодников Божиих, Иоанна Предтечу и Николая Чудотворца. Усердную молитву свою бедная женщина подкрепила обещанием все годы провожать и встречать образ Пресвятой Богородицы с реки Оби и Чудотворца Николая из села Семилужного. Когда настало время принесения в город иконы Семилужной, бедная вдова попросила своих соседок, шедших встречать икону, взять и ее с собой. Они согласились, и она пошла с ними, и действительно встретила образ. После этого больная, когда уже возвращалась назад, следуя за образом, и приближалась к городу, вдруг начала немного видеть, а потом и совершенно исцелилась.
Таково подробное повествование сказания о первоначальном прославлении и некоторых чудесах Семилужного образа Чудотворца.
Те же известия о чудотворном образе (говорим об истории, а о чудесах его во второй части сказания), под тем же годом, только в виде краткого сказания, мы находим в надписи на кресте с образом Чудотворца, доселе находящемся в Томске в северной части города, в часовне, так называемой "Дальнего ключа". По мнению местного историка, это тот крест с надписью "О явлении образа Чудотворца Николая", который видел в Томске еще в старой Троицкой Соборной церкви историограф Миллер и который после разборки старого собора был перенесен сюда. Этим подтверждается свидетельство надписи на самом кресте о его древности, гласящей, что он был создан одновременно с постройкой храма в 1702 году 6 августа. Крест, таким образом, со своей надписью, по происхождению современен событию чудесного прославления Семилужного образа Чудотворца. Тем важнее для нас свидетельство его об этом событии, и тем важнее удостоверяемое им повествование об этом событии подробного сказания.
Поистине вечным свидетельством благодатного значения Святителя для всего нашего Отечества и, в частности, для Сибири является событие обращения к Господу жителей города Томска с раскаянием и молитвой о помиловании, потому что неисчислимы все благотворные последствия этого чуда. Чтобы понять всю важность этого чудесного вмешательства Святителя в нравственный быт жителей Томска, нужно себе представить нравственное состояние Сибирского края в то время. Известно, какое вообще было то время. Сам великий преобразователь России Петр I всеми силами своего гения, всеми бывшими в его распоряжении средствами, при содействии всех служивших ему верою и правдою людей, начальников и подчиненных, старался восставить Русь от праха невежества, предрассудков, суеверий, обмана, лицеприятия, лихоимства к свету знания, порядка, справедливости и однако далеко не все удалось Царю. Его первый посев еще далеко нескоро после него дал свою жатву, в общем же Русь продолжала и при нем коснеть в пороках грубости и невежества. Так было со всей Русью. То же, только еще в большей мере, можно было сказать о Руси Сибирской. Только теперь нелицеприятная история обнаруживает перед нами все, что тогда и долго после того делалось в этом краю, далеком от высшей власти. Без высшей и карающей руки начальники его позволяли себе в отношениях к подчиненным полный произвол всякая несправедливость и насилие им ничего не стоили. То же делали, опираясь на них, и сильные граждане. Зато на бедняка и слабого валились всякие обиды, и ему негде было искать помощи и защиты. В этом лежал неиссякаемый источник новых преступлений: мести и самозащиты. Прибавьте к этому зависевшее от тех же причин почти полное отсутствие просвещения, отсюда грубость и развращенность нравов, множество нелепых суеверий, общих всему населению, безразличие, и, только представив себе все это, подумайте, насколько требовалось и как благодатно было для всего Сибирского края грозное предостережение Святителя Николая городу Томску от чудотворного образа этого Угодника. Спасшийся тогда грозным внушением Святителя от гнева Господня, подобно древней Ниневии, спасенной проповедью пророка Ионы, Томск с того времени и доселе, в память этого события и других благодатных явлений от чудотворного образа Святителя Николая, берет ежегодно эту икону из села Семилужного к себе. Вечером 8 мая ко всенощной приносят ее в церковь Вознесения Господня, что на городском кладбище, а утром 9 мая, к поздней литургии, вносят в самый город, в церковь Никольскую. После литургии святую икону прежде относили в Алексеевский монастырь, а ныне относят в собор, где она и остается около двух месяцев. Только 10 июля ее относят обратно в село Семилужное, как и приносят, с крестным ходом, в сопровождении множества богомольцев.
ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В СЕЛЕ МАЛЬКОВСКОМ,ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ.
Икона Святителя Николая, что в селе Мальковском (Тюменского уезда, Яровской волости), находится в церкви села. Образ небольшого размера; когда создан и как прославился, почти ничего неизвестно. Предание сохранило до нас только одно известие относительно его славного прошлого: во время пожара он остался невредимым в то время, когда место, где он стоял, было все в пламени. В настоящее время он чествуется всеми жителями не только села Мальковского, но и соседних с Мальковским сел, и особенно в день 9 мая, в который, по случаю большого стечения народа к образу на праздник в Мальковском, бывает и торжок.
|