Димитрий П.
православный христианин
Тема: #72712
Сообщение: #2718954 19.06.07 22:57
|
Эк Вы Виталий хватили! Что меня можно подозревать в отсутствии твердой веры! Наверное, хватили Вы так потому, что еще алтарник. А вот отец Анатолий был более сдержан не зная человека. Дорогой Виталий, где же любовь? Она долготерпит, не превозносится и все покрывает. Впрочем, простите меня, если ввел Вас в искушение. А по существу вопроса хотел бы сказать следующее:
Прежде чем говорить о том, как святые Отцы Восточной Церкви понимали преложение хлеба и вина в Таинстве Евхаристии, рассмотрим, как его понимают католики и протестанты. Католики, чтобы обозначить то, что происходит с хлебом и вином в Таинстве Евхаристии употребляют термин «пресуществление». Это перевод латинского слова transsubstantiatio, что буквально обозначает – «изменение по сущности». В принципе, в этом слове нет ничего криминального. Оно, например, используется в Послании Восточных Патриархов о Православной вере, которые писали следующее: «Веруем, что всесвятое Таинство Святой Евхаристии, которое выше мы поставили четвертым в числе таинств, есть таинственно заповеданное Господом в ту ночь, в которую Он предал себя за жизнь мира. Ибо, взяв хлеб и благословив, Он дал Своим ученикам и Апостолам, сказав: "Приимите, ядите, сие есть тело Мое". И, взяв чашу, воздав хвалу, сказал: "Пийти от нея вси: сия есть кровь Моя, яже за вы изливаемая во оставление грехов".
Веруем, что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно (tipikos, eikonikos), не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о крещении, и не чрез проницание хлеба (kat Enartismon - per impanationem), так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для Евхаристии хлеб, существенно (ipostatikos), как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и дейстивтельно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, седит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое тело и кровь Господня под видом и образом хлеба и вина.
Еще веруем, что сие пречистое тело и кровь Господня раздаются и входят в уста и утробы причащающихся, как благочестивых, так и нечестивых. Только благочестивым и достойно принимающим доставляют отпущение грехов и жизнь вечную, а нечестивым и недостойно принимающим уготовляют осуждение и вечные муки.»
Иерей Олег Давыденко пишет, что: «В актах Тридентского собора говорится, что через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком претворяется в сущность Плоти Христовой, а сущность вина – в сущность его Крови. При этом чувственные свойства хлеба и вина остаются неизменными, но лишь по видимости; они сохраняются только как внешние случайные признаки (акциденции)».
Католики своеобразно «развили» учение об этих случайных признаках. Поэтому на Западе, чтобы было, как можно меньше напоминаний о вкусе настоящего хлеба в Святых Дарах стали использовать вместо обычного квасного хлеба хлебы пресные – так называемые «хостии» или «облатки». Латинское слово «хостия» буквально обозначает «жертвенное животное». Католики-миряне обычно причащаются только ими, потому что допущение их к чаше также ведет к тому, что они ощущают в Причастии вкус настоящего вина. А это противоречит концепции транссубстанциации, так как совершенно очевидно, что хлеб и вино после пресуществления в Таинстве Евхаристии все же сохраняют свои существенные свойства и они далеко не кажущиеся. И дабы не смущать этим верующих, католики решили уменьшить в Дарах количество обычных человеческих ощущений от хлеба и вина.
Протестанты вообще отвергли учение о пресуществлении и рассматривают хлеб и вино лишь как символ, образ, залог духовного причастия. Они считают, что Христос присутствует в Евхаристии в Дарах не Своей телесной сущностью, пребывающей на небесах, но лишь животворящей силой, которая дается тем, кто приступает к причастию с верой. Впрочем, Лютер еще настаивал на реальности присутствия Тела Христова в Евхаристии. Его последователи от этого уже отказались.
Для святых отцов Восточного обряда подобного рода рассудочные рассуждения о Теле и Крови Господа совершенно неприемлемы.Святые отцы никогда не стремились величайшее Таинство Евхаристии выразить посредством всевозможных отвлеченных сравнений. Иерей Олег Давыденко пишет, что: «Некоторые Отцы Церкви учили о преложении как усвоении евхаристического хлеба и вина человечеством Слова, как их восприятие в Ипостась Бога Слова. Такое учение мы встречаем у священномученика Иринея Лионского, у святителя Григория Нисского, у святого Иоанна Дамаскина, у преподобного Максима Исповедника.
Выразить эту тайну святые отцы попытались посредством образов. Так, у многих отцов встречается образ раскаленного меча или сабли: когда железо нагревается, то оно становится единым с огнем таким образом, что можно жечь железом и резать огнем. Однако при этом ни огонь, ни железо не теряют своих существенных свойств». То же происходит и с хлебом и вином.
Другие Отцы, например, блаженный Феодорит Киррский учили о преложении как о новом Боговоплощении. Мы ведь видели воплощение Христа в образе человеческом? Почему же тогда Господь не может предстать перед нами в образе хлеба и вина?
Современное православное богословие в лице Х. Яннараса говорит нам, что: «В церковной Евхаристии происходит то же, что при сошествии Святого Духа на Богородицу – тварь становится сопричастной нетварному, хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа. То есть евхаристические дары восприемлются в единство Ипостаси, нераздельно и неслиянно соединяются с Божеством Христа и с Его человечеством». Понятно, что здесь под Ипостасью мы понимаем Второе Лицо Пресвятой Троицы.
Многие из древних Отцов Церкви всегда подчеркивали, что сущность хлеба и вина в Таинстве Евхаристии сохраняется. По крайней мере до X века никто ни на Востоке, ни на Западе не говорил об иллюзорности евхаристических видов. Впервые мысль о транссубстанциации возникает на Западе не ранее XI столетия.
Протоиерей Николай Малиновский пишет: «По вопросу о том, квасный или опресночный хлеб должен быть употребляем для Евхаристии, долгое время в Церкви не возникало ни недоумений, ни сомнений: повсеместно и много веков на востоке и на западе употреблялся хлеб квасной. Исключение составляли лишь евионеи (II век). Потом армяне (с VII века). Но в половине XI века сделалось известным на востоке, где употреблялся и доселе употребляется для евхаристии квасной хлеб, что западные церкви повсеместно ввели в употребление опресноки для этого Таинства».
Однако, если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что историческая правда на стороне употребления в Евхаристии именно квасного хлеба. В Евангелиях прямо не сказано каким был хлеб на Тайной Вечери. Но евреев закон обязывал употреблять опресночный хлеб только во дни пасхи (с вечера 14 по вечер 21 нисана). В это время под страхом смерти запрещалось вкушение квасного хлеба (Исх. 12, 15-20; Лев. 23, 5-7). Мы знаем, что когда Иисус Христос со своими учениками совершал Вечерю, то иудеи совершали пасху сутками позже. Евангелист Иоанн прямо пишет, что Христос совершал свою пасхальную вечерю «прежде праздника пасхи» (Ин. 13, 1). Кроме того, иудеи, пришедшие к Пилату от Каиафы утром в пятницу, когда уже пасха с учениками была совершена, « … не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин. 18, 28). Следовательно, до этого времени они не ели еще пасхального агнца. Следовательно, мы може заключить, что Иисус совершал Свою пасху с обыкновенным, непасхальным хлебом. Если же вы мне возразите, что Христос до установления Таинства совершил ветхозаветную пасху, где были употреблены опресноки, то следует ли из этого, что Таинство Нового Завета было совершено на опресночном хлебе? Не естественнее ли думать, что Таинство Нового Завета господь совершил и на новом веществе? Кроме того, евангелисты и апостол Павел хлеб, который употребил Спаситель, называют греческим словом «артос» (от «арто» - поднимаю), что являлось наименованием вскисшего квасного хлеба. Хлеб же бесквасной в Писании называется совсем другим греческим словом.
Кроме всего прочего, во дни апостолов Евхаристия также совершалась на квасном хлебе. Вне всякого сомнения, что здесь они следовали примеру Спасителя. Везде в Книге Деяний Апостолов евхаристический хлеб именуется не иначе как «артосом». Евхаристия тогда совершалась часто и в различных местах как видим мы из Деян. 2, 42-46; 20, 7; 1 Кор. 19, 16, и нигде не упоминается, чтобы для нее приготавливались какие-то особые хлебы. В Деян. 20, 6-7 мы читаем, что Апостолы преломляли хлеб вместе с учениками в троаде спустя неделю после дней опресночных.Вряд ли кто-либо из иудеев, даже обратившихся в христианство в то время согласился бы на это пока апостолами не было выработано отношение к Закону Моисея.
Прот. Николай Малиновский писал, что история первенствующей Церкви свидетельствовала, что хлеб для совершения Евхаристии обыкновенно заимствовался из приношений народа, который подавал, без сомнения, обыкновенный хлеб. Этот хлеб использовался как для Агап-вечерей любви так и для раздачи бедным о чем мы читаем в 1 Кор. 11, 21-22. Понятно, что бедняки ели не опресноки, но квасной хлеб.
Трулльский Собор своим 11 правилом вообще строго запретил клиру и мирянам принимать даваемые иудеями опресноки. Поэтому считаю вопрос о веществе Тела для совершения Евхаристии решенным.
Что касается вещества Крови, то Сам Спаситель говорил: «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14,25). То же в Мф. 26, 29. Так как вино Евхаристии должно представлять для наших глаз вид крови, то оно, естественно, употребляется красное. Соединение вина с водой знаменует то, что во время крестных страданий из прободенного ребра Господа истекли кровь и вода. Церковь еще в древности осудила тех, кто вовсе не употреблял в Евхаристии вина, а вместо нее употреблял одну лишь воду. Это еретики-энкратиты и манихеи. Осуждены были и те, кто употреблял одно лишь вино без соединения с водой – это армяне.
Иерей Олег Давыденко пишет: «В отличии от западных схоластов, святые Отцы никогда не противопоставляли евхаристические Дары и прославленное человечество Господа Иисуса Христа как две внешние сущности, единство которых необходимо рационально обосновывать. Единство у отцов усматривается в причастности святых Даров и человечества Спасителя единому способу существования, т. е. единство здесь мыслится не на природном, а на Ипостасном уровне. Пресуществление Святых Даров подобно сошествию Святого Духа на Пресвятую Деву Марию, в Таинстве преображается не природа людей и вещей, а образ существования их природы».
Если мы говорим о католиках, то качества хлеба и вина в Евхаристии становятся иллюзорными. И они, в общем-то, сам и стремятся к этому, заменив квасной хлеб на облатки, и, лишив мирян причастия Кровью. Поэтому само причастие превращается у них в некое магическое средство для присвоения верующему сверхъестественного спасения. Плоды евхаристическогог приобщения понимаются как сверхъестественное средство, как добавка к природе человека, которой он оправдывается и спасается. Мы же говорим об Евхаристии, как о способе изменения самой грешной природы человека и уподоблении ее Христу. В этом, как мы помним, заключается суть православного понимания Таинств вообще.
О последствиях воздействия неправильного учения о Таинстве Евхаристии на римо-католиков Х. Яннарас говорит следующее: «Евхаристия здесь не изменяет способа существования человека, не преображает его из индивидуального в церковно-тринитарный. Поэтому и Церковь не отождествляется с Евхаристией и Царством, но сводится к институциональной оправе для присвоения индивидуумом сверхъестественного пресуществления. Так римский католицизм вводит и поддерживает индивидуалистическую религиозность, а также отделение Церкви от мирян, сведение ее к чисто административной иерархии, что в корне противоречит апостольской истине и церковному опыту».
Иными словами: католик спасается тем, что в нем находится Тело и Кровь Христовы. А мы, православные спасаемся тем, что Тело и Кровь изменят нашу личную природу, уподобляя ее Христовой, и мы, тем самым, стремимся соединиться с Христом, чтобы, как сказано в Писании, Бог был бы во всем.
Иерей Олег Давыденко пишет: «Господь Иисус Христос в евхаристических Дарах присутствует всем Своим Существом, т. е. и телом, и душею человечества и Божеством. Весь Христос присутствует в каждой части евхаристических Даров. В молитве на раздробление Святого Агнца говорится: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый…», - потому что разделение евхаристического хлеба и вина не в коей мере не предполагает разделения Самого Христа. Причащаясь любой, даже самой малой частицы святых Даров, человек принимает в себя всего Христа, соединяется с Ним. Один и тот же Христос пребывает во всех храмах верных. По освящении и преложении Дары суть одно и то же с Телом, сущим на небесах. Евхаристический хлеб и вино становятся Телом и Кровью навсегда».
Если дары после преложения становятся Телом и Кровью Христа навсегда, то мы можем специально их приготовить для хранения и причащать по необходимости болящих круглосуточно. Великим постом во время Литургии Василия Великого для этих целей заготавливается во время богослужения не один агнец, а несколько, их дробят, напояют кровь, подсушивают и хранят в дарохранительнице.
Как же возможно, - спросите вы, - чтобы хлеб и вино претворялись в Тело и Кровь Господни? Евхаристия не есть повторение Крестной Жертвы Спасителя. Голгофская Жертва и Евхаристия между собой нераздельны и, собственно, составляют одну Жертву. Но тем не менее, они различаются между собой. В отличие от Голгофской Жертвы, Евхаристия есть Жертва бескровная и бесстрастная, т. к. Христос, «воскреснув из мертвых уже не умирает» (Рим. 6, 9). Евхаристия, будучи бескровной и бесстрастной, совершается в воспоминание страданий и смерти Христа. Совершителем ее является Сам Христос. Согласно литургическим молитвам Он есть и Приносимый, и Приносящий, и Приемлющий, и Раздаваемый. Но, в отличие от жертвы Голгофской, Евхаристическую Жертву Господь приносит не непосредственно, а через священнослужителя.
|