Р.Владимир
православный христианин
|
На сайте Ислам.ру недавно встретил довольно амбициозное замечание, что все Европейские научные достижения обязаны … Исламу.
И вот на сайте постоянного участника форума, кандидата философских наук, мусульманина Айдын Али-заде имею честь видеть подобное утверждение.
Рассмотрим так ли это, вернувшись вглубь времен… А также посмотрим так ли безоблачно складывалась наука в самом исламском мире.
Айдын Али-заде пишет:
«Становится ясно, что без Ислама мировой общественный, технический и культурный прогресс был бы невозможен. Ведь победившее в Европе Христианство уничтожило не только античную культуру, но и науку. Таким образом, европейское общество оказалось в состоянии стагнации и застоя»
Необходимо заметить, что отчасти автор данных строк прав. Но, только отчасти, ибо христианство здесь ни при чем.
Говорить об уничтожении культуры и науки было бы нелепо. А вот застой действительно имел место быть.
В период с IV по XI вв., т.е. практически все раннее Средневековье, на протяжении шести столетий – Европа небезболезненно переживает т.н. процесс Великого переселения народов. Начиная с вторжения гуннов в пределы Европы (IV в.), затем вандалов и вестготов, взятия и разграбления Рима, гибели Империи, вплоть до страшных набегов арабов и затем народов севера (норманнов), наводивших ужас на весь континент в X-XI вв. – Европа не знала покоя.
Города пришли в упадок, торговые пути изменились, одно королевство сменялось другим, хозяйство приобрело натуральный характер…
Однако, необходимо отметить, что начиная с эпохи Карла Великого (IX в.) – в Европе впервые появляются очертания основных европейских государств, которые существуют и по сей день, а в культурном плане имело место быть т.н. Каролингское Возрождение – которое выразилось в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
В это время согласно Айдын Али-заде в мире ислама имели место быть:
«Колоссальные успехи, которые оказались возможны только благодаря Исламской религии, и которая никогда не то, что не тормозила развитие научного и общественного прогресса, в отличие от средневекового Христианства, но и всячески поддерживала и поощряло его».
О христианстве мы поговорим чуть позже, а пока проверим правильность утверждения кандидата наук.
Безусловно, исламский мир был богат учеными и талантливыми людьми, тружениками и поэтами своего дела. Имена Мухаммеда аль-Баттани, Ибн Юнуса, Аль-Бируни, Ибн-Сины, Ибн Рушд, Омара Хайяма, Улугбека – вписаны в золотой фонд Великих людей человечества.
Но так ли ислам «поддерживал и поощрял» своих ученых мужей? Оказывается, нет.
Вот только несколько известных примеров:
- Ибн Аль-Мукаффа Абу Мухаммед Абдаллах - арабский писатель и переводчик. Перс по происхождению. Жил в Басре, служил секретарём при правителях. Был казнён как противник арабского господства в Иране и еретик.
- Ибн Сина, Абу Али Хусейн ибн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) - персидский ученый, философ, врач, поэт, музыкант, математик, представитель восточного аристотелизма. Свободолюбивые взгляды и независимый характер Ибн Сины вызывали ненависть к нему высокопоставленного мусульманского духовенства. Постоянная угроза заточения и угроза жизни вынуждали Ибн Сину менять место жительства и покровителей.
- Аверроэс Ибн Рушд (латинизир. Аверроэс) - самый знаменитый арабский философ. Обвинен в несоблюдении учения Корана.
- Улугбек – знаменитый самаркандский астроном. Казнен мусульманским духовенством за вину не совершения намаза.
Знаменитая самаркандская обсерватория разгромлена.
С XV в. начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке.
(История и философия науки. М. 2006. С. 172)
Как видим, утверждения Айдын Али-заде являются мягко говоря ошибочными.
Далее автор предисловия утверждает:
«Европейское же Возрождение и последующее развитие Европы никак нельзя вписать в актив Христианства. Все эти процессы там произошли только благодаря влиянию Ислама на средневековую Европу.»
Самое интересное, но Айдын Али-заде прав. Возрождение в Европе действительно начинается не без влияния ислама. Только с одной оговоркой…
Т.н. эпоха Ренессанса в Европе начинается в XIV-XV вв. Это было как раз то самое время, когда турки-османы окончательно завоевывают христианский Константинополь. Тысячи греков были вынуждены бежать в Европу, в первую очередь в Италию, спасая свою жизнь. С собой они привозили свои библиотеки, в т.ч. труды античных авторов, которые уже в это время стали в широкой моде.
Теперь собственно из истории науки.
Наука – это, как известно, не всякое знание. Наука появляется там, где появляется метод, опыт, эксперимент. Отсюда возникает вопрос: Всегда ли в научной деятельности людей был метод или он имеет точную прописку? И здесь оказывается, что колыбелью новой науки, появления метода и научной картины мира стала христианская Западная Европа XVI-XVII вв.
У ее истоков стоят такие имена как Леонардо да Винчи, Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон, Рене Декарт и многие другие. Надо сказать люди – глубоко верующие.
Можно говорить о научной революции, «переход от аристотелева образа мышления к галилееву который положил самый важный краеугольный камень в обосновании науки. Прорыв был сделан»
(Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М. 1965. С. 26)
Отдавая должное христианской теологии коротко необходимо сказать, что христианство:
- Утверждает ученого в мысли, что мир существует. В религиях Дальнего Востока – мир – сновидение.
- Материальный мир – добр (Быт. 1, 31). В отличие от античного гностицизма, который утверждал о материи как зле.
- Мир и Бог – не одно и то же. Мир сотворен, следовательно, его можно изучать. В пантеизме – мир - тело божества.
- Мир демифологизирован. Космогония, т.е. Солнце, Луна и звезды – профанированы. Из богов они превратились в горящие камни.
- Любое движение не зависит от воли немыслимого числа богов и духов. Христианство – это воля Единого.
Средневековый философ Ж.Буридан (XIV в.) говорил, что «Бог создав мир и светила – придал всему импульс».
До этого блж. Августин (IV-V в.) особо отмечал слова Соломона о Боге: «Ты расположил все мерою, числом и весом» (Прем. 11, 21).
- Христианский мир создает институт науки (Первые университеты в мире появились в Италии, Франции и Германии в XII в.). Ученый муж приобретает высокий статус в обществе.
- Физика и идеальная до толе математика объединяются (чего не было до того) не без воздействия христианской теологии, в частности догмата Боговоплощения.
- В отличие от исламской теологии – мир и жизнь человека – в христианстве не предопределены. Человек созданный по образу Творца – свободен (ср. Сир. 15, 14-15).
(Философско-религиозные истоки науки. РАН. М. 1997).
Зарождение науки (исключительно научной методологии, эксперимента, опыта, механики…) относиться к XVI-XVII вв. – время разгара религиозных войн Реформации и Контрреформации (секулярное общество религиозных войн не ведет), время борьбы Церкви и Университетов с разгулом негативных плодов Возрождения… возрождения оккультизма, магии, алхимии, астрологии и пр. лженаук… возрождения Гермеса Трисмегиста, Орфея, Пифагора и Платона которых неооккультисты того времени (Дж. Бруно, Франсуа де Кандалем, Дж. Ди, Ф. Патрици, Т.Кампанелла, Р. Флудд и др.) включили в одну цепь с Моисеем и Христом…
Христианству необходимо было порвать эту цепь и отстоять идею личностного Бога, еще со времен Ветхого Завета произнесшего проклятия на магию и волшебство… Университетам необходимо было покончить с магией и анимизмом.
"Интересы новой – механистической – науки и христианской религии здесь совпадали"
Философско-религиозные истоки науки. РАН. Институт философии. М. 1997, С. 135
П.С. Наука – это пространство данной культуры. Как оказалось, только одна культура на определенном историческом рубеже была способна явить миру совершенно новую науку.
|