Зеличенко А.И.
 невоцерковленный верующий
Тема: #67526
Сообщение: #2488832 25.11.06 14:04
|
===Тело Христово образована очищенными от греха, Достигшими душами христиан. А церковь земная - неочищенными душами грешников.
А вот это, кстати сказать, как раз и классифицируется как ересь. У нее даже название есть, вот только не помню, какое. Еще в третьем, по-моему, веке, Отцы Церкви осудили мнение, что Церковь составляют только очищенные и достигшие. ===
Мелкое, малосущественное замечание: Отцами церкви называют совершенно конкретных 4 человек - Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (я говорю о восточных отцах, есть еще четверка западных), которые все жили в 4-м веке и занимались строительством церкви как института внутри государства Римская империя. К слову, хотя все они признаны церковью святыми за подвиг жизни и свою роль в истории становления церкви, ни один из них не был "эзотериком" в том смысле, в каком это слово замелькало в нашем диалоге. Теперь по существу.
Это не ересь - это попытка дать определение. Вы можете определять церковь (с большой или маленькой буквы) как угодно, но определить ее необходимо. Иначе когда вы не ввели определения и пользуетесь от случая к случаю то одним, то другим, вы начинаете то и дело противоречить себе. Тут проблема вот в чем. Если вы включаете в церковь только чистых, то она становится путем к Христу. Если вы включаете в нее и чистых и нечистых (на самом деле, речь идет о чистых и нечистых частях души одного человека), то этот уходящий строго Вверх луч Света размывается и превращается в пятно, в котором есть и направление, ведущее Вверх, но есть и множество иных направлений, ведущих вбок (и даже вниз). Так что здесь вопрос выбора. Если вы хотите, чтобы церковь вела вас к Христу извольте очистить ее. Если хотите ее "демократизировать", не претендуйте на Водительство.
===здесь, на земле, нет очищенных и достигших. Это один из ключевых постулатов христианства. "Все согрешили, и нет праведного ни одного". Все святые в первую очередь считали себя величайшими грешниками. И это было не показное самоуничижение, а именно осознание собственной греховности и несовершенства. "Достигшие" все на небесах. Кто еще не там - тот еще не достиг.===
Это все полностью справедливо.
==Церковь есть общество спасаемых, а не общество спасенных. Но Тело Христово - это вся Церковь, и земная, и небесная.==
Это возможное определение. А с определениями не спорят. Но если вы так определяете церковь, то такая "церковь нечистых" и ведет... не буду говорить куда. Что, впрочем, мы и видим вокруг себя каждодневно.
==Под эзотеризмом я как раз и понимаю ту точку зрения, которую вы в этой теме уже неоднократно высказывали.
1) Что духовный опыт имеет какую-то ценность сам по себе.
2) Что человек своими силами способен достичь совершенства.
3) Что живущие на земле люди четко делятся на достигших и не достигших.
4) Наконец, что все религии ведут к одной цели.==
Все 4 пункта сформулированы очень нечетко. Это как бы "слышал звон, да не знает где он". Давайте очистим их по пунктам.
1) "Самоценность" - это почти всегда самообман. Духовный опыт, а так я называю опыт прикосновения к горнему, то есть к пластам тонкого мира, расположенным выше тех зон, в которых проходит моя жизнь (не к неизвестным мне пластам той же тонкости, которые осваивают например, наркоманы), ценен не сам по себе. Он ценен как инструмент духовного роста, или другими словами как инструмент приближения к Богу.
2) При внимательном рассмотрении оказывается, что "своих" сил у человека нет совсем. Он все время опирается на чью-то руку. С другой стороны (и это тоже вопрос определения) ничто не мешает называть эти используемые мною силы "своими" потому что они, и в самом деле, отчасти мною "освоены". Но нужно понимать и другое: что все наше духовное восхождение - это реализация плана Творения. Мы идем Вверх не потому что хотим этого, а потому то мы такими сотворены. И в этом смысле все наше совершенствование - это вообще не наше действие, а действие Творца. Я приведу пример уничжительный, но показывающий суть дела. Вы играете с котенком, и он бегает за фантиком на нитке. Кем "сделано" стремление котенка поймать фантик - котенком или вами?
3) Это просто чушь. Ни один "эзотерик" такого утверждать не станет. Все живущие на Земле - недостигшие. (Иначе им бы здесь было нечего делать.) Но есть более высокие и более низкие - ученики первого класса и ученики пятого класса. Но никакой четкой границы между разными классами нет. Продвижение по этой лестнице происходит постепенно.
4) К Цели в определенном смысле ВЕДУТ все религии. Но не все религии (понимаемые как социально-КУЛЬТУРНЫЕ) феномены до цели ДОВОДЯТ. Более того, ни одна из существующих религий (понимаемых как КУЛЬТУРНЫЙ феномен) до Цели не доводит. Представьте себе высокий утес. Для подъема по нему к нему прибиты лестницы. Так вот все известные религии (как КУЛЬТУРНЫЕ феномены, а не понимаемые идеально в смысле совокупности заложенных в них потенций) - это такие лестницы. Среди лестниц есть и такая (или такие), которые ведут на Вершину. Но эта лестница - религия будущего. А известные религии - все поднимают только на некоторую высоту.
Считать ли такой взгляд христианским? Это зависит от того, как определять "христианство". При одном определении (понимании) не является, при другом является.
==согласно христианской точке зрения, ни глубокое понимание, ни аскетизм не являются ни необходимыми, ни достаточными условиями спасения. Христианину необходимы не знание, мудрость и сила чудотворения, а вера, надежда и любовь. ==
Я бы мог попросить у Вас ссылки-цитаты. Но делать этого не буду - то, что Вы сможете привести, будут либо цитаты из доморощенных "богословов", либо неверно понятыми словами Учителей. Противопоставление мудрости любви - это просто от непонимания. Разговор о том, что первично - тоже ребяческий. Чтобы идти по пути необходимо умение различать - что путь, а что не путь - а это уже мудрость. Знания также необходимы. Безусловно, христианский путь - это путь любви (впрочем, и как исламский, и индуистский). Надежда часто оказывается препятствием так как заменяет работу самоуспокоенной ленью. А Вера (как и настоящая мудрость, и, в общем, чудотворство - хотя последнее вообще неважно при движении Наверх) - это не столько условие движения, сколько результат.
== Все равно спасаемся мы не своими силами.==
Очень надеюсь, что Вы не вкладываете в эти слова смысл "что я дексать отдохну, похожу в церковь, а меня тем временем спасут."
==А цели эти различны и вовсе не сходятся в одной точке. Христианское спасение, буддийская нирвана, йогическое освобождение, даосское слияние с Дао - это даже не разные состояния духа. Это вообще разные понятия. ==
Это разные понятия, но одно состояние духа. Кроме слияния с Дао. Даосизм не рядоположен буддизму и христианству. Эта лестница расположена ниже и ведет как раз к подножью буддизма.
==То есть между нирваной, освобождением и слиянием с Дао можно найти кое-что общее, потому что все это религии Востока, основанные на стремлении к самоуничтожению. Но христианское спасение стоит от них совершенно особняком==
Верно, что есть различия между путями Востока и путями Книги. Но замечу, что центральный момент в евангелиях - это "кто погубит душу свою, тот обретет ее в Жизнь Вечную" (цитирую по памяти. А это и есть самоуничтожение. Оно не менее важно в христианстве, чем в буддизме. Убить свою глупость, свою гордость, свою алчность - расстоптать всего себя, только так можно подняться Наверх.
==это ясно каждому, кто разбирается в богословии хотя бы чуть-чуть==
Это не вопрос богословия, потому что это не вопрос слов вообще. Это вопрос ОПЫТА. Еще раз - слова разные - Опыт один. И то, что слова разные - это неважно. То, что важно, - что разные не только слова, но и пути.
==Вы в своем прошлом сообщении вполне четко и ясно заявили, что Церковь - только перевалочный пункт на пути. Я возразил вам на это, что для христианина Церковь - это и есть Путь. ==
Я говорил не о Церкви, а о церкви, а точнее, - о религии церкви: совокупности интерпретаций и правил жизни воцерковленного христианина. Такая религия, действительно, "перевалочный пункт" (правда я писал о "базовом лагере"). Вы же говорите, что Церковь - это и есть весь Путь. Это тоже верно, но совсем не в том смысле, в каком Вы это понимаете. Церковь (с большой буквы в том понимании, о котором я говорил) натягивает Световой канат между христианином и Христом. Но этот канат - Путь только в одном смысле, в нем заложена возможность Пути, а пройти этот Путь христианину еще только предстоит, и, поднимаясь, по этому канату он неизбежно покидает "перевалочный пункт". При этом он остается христианином, но становится уже ДРУГИМ
христианином.
==ким образом, мы с вами явно пришли к консенсусу, что путь христианина и путь эзотерика, хотя и могут пересекаться, но ведут тем не менее в разные стороны.==
Не пришли к консенсусу. Ведут пути строго вверх. Просто путь "эзотерика" - его лестница, а точнее, его лестницы - начинаются выше базового лагеря. Сам же путь может идти и в рамках религиозных традиций (христианской, мусульманской, иудейской, индуистской или буддистской) - так, к слову и происходит чаще всего - так и местами пролегать по неосвоенным еще частям горы, куда нас вывел "путь атеизма" - науки и т.п. Но важно не это, а то, что направление у всех этих путей одно - к Богу.
|