Ворошилов Алексей Николаевич
 православный христианин
|
Тема: #67104
09.11.06 20:15
Просмотров: 11394 [104]
Сообщений: 17
Оценка: 0.00 Страницы: 1 | 2 | >> |
|
Община Виссариона - тоталитарная секта?
Вступление
Об общине Виссариона пишут довольно много. В основном это статьи репортажного плана, которые весьма поверхностны. Не хватает серьезного анализа проблем, которые имеют места в общине. В этой работе я попытался восполнить этот пробел. Случилось так, что более двенадцати лет назад, весной 1994 года я, вместе со своей семьей, уехал жить в общину Виссариона, которая тогда только создавалась. Уехал, потому что считал, что на юге Красноярского края создается прообраз общества будущего, общества, которое будет несомненно лучшим, чем то, которое я тогда видел в России. Уехал я не только из-за этого. Решающее влияние на мое сознание оказало впечатление от личности самого Виссариона, от той информации, которую он давал и, и которую я получал и из других источников. Информация касалась грозных событий, которые должны были в недалеком будущем обрушиться на Землю. Тогда мне, как и другим сотням и тысячам людей, которые приехали жить в общину, казалось, что Виссарион и есть Мессия, новое воплощение Христа, вновь пришедший на Землю. Это будоражило сознание, дух захватывало от понимания важности момента. Прожил я в общине довольно долго. Постепенно стали накапливаться сомнения, а правда ли тот путь, по которому мы в общине двигаемся, приведет к тем целям, которые декларировались в начале. До конца разрешить их, живя в общине, я не смог. Только уехав оттуда, прожив какое то время вне того социума, который сформировался в общине, я смог, как мне кажется, в этом разобраться.
Часто об общине Виссариона говорят, что это тоталитарная секта. Как правило, этот термин носит негативный смысл. Я стал разбираться, а что такое секта? Есть ли что-нибудь в жизни общины, позволяющее назвать ее сектой? В этом мне помогла книга американского психиатра Тимоти Лири «деструктивные культы», в которой он обобщает свой опыт, накопленный при изучении структуры тоталитарных сект, в основном американских. Так вот, когда я изучил эту работу, я был поражен тем, что все что происходит в общине Виссариона, практически полностью аналогично тому, что происходит в других деструктивных культах. Это было неприятное открытие. Уезжая из общины, я все-таки надеялся, что все, что там происходит, происходит не зря. Может быть, там получится построить общество нового типа. Может быть, это я чего-то недопонял, мне не хватило духовных сил, веры. Прочитав работу Лири и работы других авторов, я понял, что община Виссариона представляет из себя типичный деструктивный культ, или другими словами, тоталитарную секту, со всеми ее типичными признаками. Для того чтобы проиллюстрировать это, я решил поступить следующим образом. Я буду цитировать Т. Лири и при этом анализировать, насколько соответствуют этому описанию процессы, происходящие, на мой взгляд, в общине Виссариона.
Секты. Определение.
…"секта" -- это религиозная община, или группа, отколовшаяся от господствующей церкви и отправляющая специфический культ.
Согласно второму определению, "секта" -- это узкий круг людей, которые обособились от общества и замкнулись на узком круге интересов, поклоняясь определенной эстетической или интеллектуальной программе, тенденции или харизматической личности.
… в деструктивных сектах к последователям систематически применяются современные методы психологической обработки и приемы воздействия на сознание, активно используются техники модификации поведения, эксплуатируется внутренне присущий человеку групповой конформизм и подсознательная потребность подчиняться авторитету. Кроме того, в деструктивных сектах широко практикуется обман, фальсификация и запугивание. Это позволяет поэтапно разрушить личность и, манипулируя мыслями, чувствами и поведением последователей, реформировать их сознание. В деструктивной секте нарушаются права человека. Активно воздействуя на сознание и подсознание людей с помощью ряда специальных техник, … им прививаются фобии и зависимости, лишающие последователей возможности покинуть секту.
Когда человек долгое время живет в "искусственной" реальности деструктивной секты, он теряет индивидуальность и живет в скорлупе "искусственной" личности, созданной сектой. Каждая личность характеризуется определенным набором убеждений, моделей поведения, стилем мышления и эмоциональными реакциями. В условиях психологической обработки и колоссального социального воздействия реальная личность человека, сформированная родителями, воспитанием, образованием, друзьями и его свободой выбора, насильно подменяется новой сектантской личностью. Человека погружают в такую социальную среду, где он вынужден отказаться от прежнего "Я". Чтобы функционировать в новой групповой реальности, он должен принять новый облик, который одобряется группой.
Т.Лири «Деструктивные культы» гл.4
Итак, секта это обособленная группа людей, в которой ведется психическая обработка сознания людей с целью модификации их личности, в которой создается искусственная реальность, удерживающая людей в секте. Происходило ли что-нибудь похожее в общине?
С самого начала возникновения общины, усиленно навязывалась аналогия, между тем, что происходило в ней в 1992-1994 годах и событиями двухтысячалетней давности, когда стали возникать первые христианские общины. Виссарион всячески поддерживал эту аналогию. Себя он объявил новым воплощением Христа. Открыто он провозгласил себя Истиной на проповеди 20-го марта 1994 года, перед свое второй поездкой в Израиль. Хотя и ранее он намекал на это достаточно прозрачно. Манера одеваться, манера себя держать, голос, речь, содержание проповедей – все подчеркивали сходство между ним и Иисусом Христом, каким Его представляли большинство христиан. К тому же Виссарион сразу стал давать много информации, касающейся событий, связанных с жизнью Иисуса, которую нельзя было ни доказать, ни опровергнуть. С самого начала он обвинил официальную православную церковь в том, что та не сохранила дух, заложенный в христианство Иисусом Христом, и вообще: «веры на Земле не осталось». Умело трактуя удобные для себя места в Евангелие, с помощью некоторых допущений обходя неудобные, он довольно правдоподобно объяснял, почему некоторые детали его «пришествия» не совпадают с описанным в Новом Завете. При этом усиленно культивировалась атмосфера избранности тех людей, которые переехали на юг Красноярского края. В общине с самого начала была очень популярна игра в «воспоминание предыдущих воплощений». Здесь были по нескольку апостолов Петров, и апостол Павел, и Марина Магдалина, и другие новозаветные персонажи. Некоторое время спустя сам Виссарион на одной из проповедей осудил эту игру. «Почему вы вспоминаете, что были апостолами, царями? Почему не вспоминаете, что были, скажем, рабами? И вообще не важно кем вы были, гораздо важнее кто вы есть сейчас, и еще важнее, кем вы будете в будущем!» На самом деле эту игру начал он сам, когда он подробно освящал вопросы перевоплощений тех или иных исторических персонажей в живших в общине людей и подтверждал воспоминания последователей.
На мой взгляд, имела место самая натуральная духовная прелесть. Людям предлагалась весьма заманчивая духовная перспектива – жить рядом с Христом в новым воплощении, стать его учениками, и внести свой вклад в спасение человечества, его будущее процветание. При этом если супруг (или супруга) еще не поняли важности исторического момента, и не хотели переезжать в общину, то его, по словам Виссариона, допустимо оставить, так как спасение человечества это большее чем благополучие семьи. Причем нужно поторопиться, так как вот-вот грянут катаклизмы. Необходимо отметить, что в основе созданной Виссарионом доктрины лежит идея гибели современной человеческой цивилизации. В своем Предвозвещении Виссарион говорит следующее:
…Человечество пошло по прямой к пропасти,
Но сейчас вы подошли к тому месту, где от сего рокового пути отходит одна единственная дорога к Истинному Совершенству.
Закон инерции, присущий многочисленному обществу, отныне сыграет роковую роль.
Ежели вы пройдете сие ответвление, то в недалеком будущем линия вашего жития оборвется.
Что вы тогда скажете о судьбах детушек малых, кои по воле холода своих, якобы более разумных, взрослых не обретут будущего?
Отныне люди открыто разделятся на силы Света и мрака. Третьего не будет.
Стоящие в стороне и рассуждающие об эффективности Учения становятся носителями зла. Ибо недеяние в период Свершений только лишь укрепляет противостояние.
Царство силы, в коем изначально развивается человечество, ныне заканчивает свое существование…
…Царство силы ныне входит в предсмертную агонию, во времена которой сущность людей будет ускоренно возвращаться к дикому состоянию.
Земле Российской уготована Господом великая миссия, посему на земле сей агония силы обретет явно выраженные черты.
Дикость и ничтожество есть та западня, в которую двинется великое множество людей...
Виссарион. «Предвозвещение» ПЗ т.1
Как видим, с самого начала в основе создания общины Виссариона лежит идея скорого конца света и страх ею вызванный. Этот страх очень умело поддерживается на протяжение всех последующих лет. В газете «Земля Обетованная» №2 (официальный печатный орган общины в то время) было опубликовано обращение высшего разума вселенной человечеству, в котором назначалась дата конца света (точнее дата перехода Земли в новое измерение). Это событие должно было произойти в 2003-2006 г.г. Начало широкомасштабных катаклизмов, которые должны были привести к гибели почти всех людей, планировалось на 1997 год. Тем же людям, которым удастся выжить, уготована должна была быть жизнь вечная уже в этом теле. Но для этого нужно серьезно потрудиться: изменить свое духовное тело - различными духовными практиками, и физическое тело – жестким вегетарианством и голоданием. Был введен специальный термин для этого – трансмутация.
Итак, мы видим, что
1. Начальный толчок для создания общины был дан на основе информации о грядущей скорой гибели современной человеческой цивилизации.
2. С самого начала стал формироваться обособленный от остального общества социум людей.
3. Культивировалась идея избранности собравшихся здесь людей.
4. Идея необходимости изменения личности лежит в основе созданной здесь доктрины.
Какие технологии используются для преобразования сознания людей? Каким образом удерживаются люди в общине?
Методы преобразования личности
… В обычных обстоятельствах никто не занимается модификацией нашего поведения и в основном люди ведут себя так, как принято в данном обществе и данной культурной среде.
Но в деструктивной секте … активно применяются техники модификации поведения. Изменяя их (-людей А.В.) поведение, секта изменяет их установки. Происходит психологическое перепрограммирование человека, реформирование его сознания и рождение новой личности. В частности, для этого используются такие основные приемы, как контроль поведения, контроль мыслей, контроль эмоций и контроль поступающей информации.
1. Контроль поведения
Контроль поведения регламентирует индивидуальную физическую реальность и распространяется на самые разные сферы этой реальности. Вводятся регулирующие правила, которые касаются выполнения ритуалов, работы, других видов деятельности, социальной среды, и даже таких аспектов, как место проживания, форма одежды, рацион питания и продолжительность ночного сна. Чтобы легче было контролировать поведение последователей, во многих сектах устанавливается жесткий распорядок дня. В течение каждого дня обязательно отводится время на выполнение специфических ритуалов и индоктринационную деятельность. У всех членов секты есть свои обязанности, исполнение которых жестко контролируется. Это ограничивает их свободное время и позволяет легче контролировать их поведение. В группах с жесткой казарменной дисциплиной члены обязаны спрашивать разрешение у руководителей на выполнение любого действия. Зачастую последователей искусственно ставят в финансовую зависимость от руководства. Когда последователь вынужден просить у руководства деньги на проезд, на одежду, на визит к врачу, на звонок другу или родственнику, то каждый его шаг в течение дня становится подотчетным. Так группа жестко контролирует поведение последователей и, следовательно, их, мысли и чувства. Поведение часто контролируется требованием жить групповой жизнью: вместе есть, работать, ходить на собрания … В каждой группе есть свой характерный набор ритуалов, который способствует сплочению ее рядов. Ритуальной становится лексика, манера выражаться, осанка, выражение лица и даже традиционный способ представления групповых убеждений. Это позволяет последователям ощущать "элитарность".
Т.Лири «Деструктивные культы» гл. 13
Вважнейшей идеей, лежащей в основе создания общины, является идея необходимости создания нового общества. Совершенное общество нельзя создать из несовершенных людей. Поэтому люди должны измениться. По одиночке этого не достичь. Для этого нужен контроль социума. Все что перечислено выше у Т. Лири о контроле поведения, относится и к общине, хотя в первые годы ее существования это еще не приобрело очень ярких черт. Наиболее последовательно эти методы стали реализовываться во время создания так называемой единой семьи – «кузнице нового человека». Изначально единая семья (далее – ЕС) определялась как добровольное сообщество природных семей, живущих во имя друг друга. Официально ЕС стали формироваться в местах компактного проживания последователей осенью 1998 го года, но прообраз их закладывался уже в 1994-м. «В ЕС каждому до каждого есть дело». «Проблема каждого это проблема всех». «Все дети в ЕС – общие». И т.д. Этот набор идеологических клише определяет контроль личности со стороны социума. Причем это рассматривается как предпосылка создания более высокой ступени развития общества.
ЕС основана на следующих моментах – объединение денежных средств, единый труд, обязательное участие в церковной жизни и прежде всего в церковных стройках, единая культурная среда.
1. После того как в единых семьях произошло объединение денежных средств, (а это произошло в 1999 году), существенно урезались личные свободы последователей в сфере потребления тех или иных материальных благ. У казначея нужно было просить разрешения на покупку любой мелочи: зубной пасты, мыла и т.п. Если какой-либо родитель, высказывался о потребностях в питании детей, порой начиналось выяснение, сколько эта семья вырастила картошки (хотя детям требовались, скажем, фрукты). Питание тоже было с общего лабаза. Все это обосновывалось
а) необходимостью выхода из зависимости от материальных ресурсов цивилизации
б) необходимостью учиться жить вместе. А объединение финансов – ключевой момент в повышении степени доверия между людьми.
Так как «В ЕС каждому до каждого есть дело», контроль иногда принимал уродливые формы. Даже вопросы планирования рождения детей иногда пытались решать на собрании сообща. (Одному многодетному папе настоятельно подсказывалось, как нужно предохраняться, хотя этому папе было под сорок, и человек он был вполне самостоятельный). Как я отметил, для объединения денег требуется большая степень доверия друг к другу. Следовательно, требуется большая открытость отношений между последователями. В ЕС последователи непрерывно выясняют «тени» по отношению друг к другу. «Тень»- это непонимание мотивов тех или иных поступков людей. Последователь не имеет право не давать объяснений своим действиям. Если непонимание между последователями разрешить не удается, то вопрос выносится на собрание. Следующая инстанция – формирование вопроса Виссариону. Именно объединение денег и, следовательно, большая зависимость последователей друг от друга, приводят к тотальному контролю последователей со стороны группы.
2. Единый труд – основа функционирования единой семьи. Вечером руководство ЕС решает на завтра, где будет работать тот или иной последователей. Член ЕС, утром узнает, что он должен сегодня делать и «с радостью стремился исполнить» предписанный ему труд. Невыход на труд – грубое нарушение. Несколько опозданий – тоже. (Грубое нарушение – повод для вывода из ЕС). Формально каждый последователь Виссариона не обязан быть членом ЕС (например, если один из супругов является неверующим, другой супруг может не входить в нее). Фактически же не вступившие в ЕС были объявлены Виссарионом «своеобразными предателями». (Когда учитель, которому безгранично доверяешь, так говорит, это действует сильнее, чем методы административно-правового воздействия). Счастье для последователя – «это трудиться ради ближних». Поэтому большую часть своей жизни последователь проводит, работая вместе со своими единоверцами или заседая вместе с ними на собраниях. Хозяйственные решения принимаются коллегиально, либо небольшим числом наиболее авторитетных в хозяйственных вопросах людей. Каждый имеет право отстаивать свою точку зрения до тех пор, пока не будет принято окончательное решение. После этого все должны «с радостью его исполнить», даже если они имеют другую точку зрения, даже если принято заведомо неправильное решение. Единство важнее рациональности.
3. Строительство поселения на горе Сухая (так называемый город Солнца) началось с 1995-го года. До этого были другие общинные стройки. Гостевой дом в Минусинске, дом Виссариона в Малой Минусе и прочие. Каждый последователь должен провести каждую пятую неделю на общественных стройках. Дорога и питание – за свой счет. Иногда на стройку уезжали практически все мужчины деревни. В этот момент хозяйственная жизнь в этой деревни замирала. Сформировался идеал последователя-мужчины – «все устремления – на строительство святыни, дома – поправить хозяйство, передохнуть, и опять на святыню». Виссарион часто ругал последователей за нерадивость. «Сначала нужно позаботиться о строительстве Святыни, а потом уже о собственном материальном благополучии». «Строительство Святыни» подразумевает помимо всего прочего, строительство трехэтажного дома самого Виссариона на горе Сухая, где он жил со своей семьей. А также подготовку общинных праздников, которые носят ярко выраженный рекламный характер, стремление показать всему миру «товар лицом».
4. Распорядок дня в общине достаточно жестко регламентирован. Примерно в одно и тоже время подъем, начало общих работ. Утром – занятия по так называемому миропониманию, на которых последователи учатся смотреть на мир через призму учения. Очень часто проводятся собрания, на которых обсуждаются те или иные морально-этические проблемы. В ЕС собрания проводятся почти каждый день.
Довольно быстро в общине сформировалась собственная культура речи, музыкальная культура, культура поведения, одежды. У мужчин, как правило – длинные волосы и борода, у женщин – длинные юбки. Противопоставление «наши» - «не наши» возникло с самого начала.
В питании также были жесткие ограничения. Община формировалась в условиях жесткой веганской диеты. (Веганство – это вегетарианство, при котором из рациона исключаются также молочные продукты и яйца). В 1994 году последовал запрет на употребление хлеба, сладкого, чая и некоторых видов круп.
В принципе голодать полезно для духовного развития. Но эта практика подразумевает определенную духовную зрелость. На деле люди думали в основном только о еде, о том, что можно есть, что нельзя. Этим поверялось усердие в постижении Истины. Сейчас мне представляется, что ограничения в питании были необходимы для более легкого доступа к психике людей. Сознание человека, ведущего вегетарианский образ жизни, боле открыто к внушению со стороны, так как менее «заземлено». К тому же отпадает необходимость решать некоторые производственные задачи, например не надо держать коров.
С самого начала в Общине был также взят курс на отказ от медицинской помощи. У Виссариона есть заповедь: «Отныне плоть должна сама себя излечить». И вообще верующего человека лечить не надо, потому что он не болеет, неверующего – не надо, потому что тому, что бы не болеть, надо сначала стать верующим. Отказ от прививок был инициирован руководством Церкви. Когда последователи стали болеть, в частности и туберкулезом, к прививкам появилось более лояльное отношение. Медицинское родовспоможение было рекомендовано после того, как случилось несколько смертельных случаев при родах.
Особо хочется остановиться на многочисленных собраниях, поскольку они играют огромную роль в жизни последователей. На них последователи проводят большую часть своего свободного от работы времени. Это происходит не из-за того, что последователи очень любят сидеть на собраниях по какому-нибудь поводу. Это происходит потому, что собрания это метод веры. А именно это один из путей преобразования личности.
Как это происходит? Во-первых, на собрании возникает особая энергетическая обстановка. Все способствует этому – общий круг (когда все последователи берутся за руки и творят совместную молитву), интерьер комнаты, способ ведения собрания. Во-вторых, эмоциональная обстановка, которая создается на собрании. Изначально предполагалось, что на собрании люди должны учиться слушать и понимать друг друга, узнавать проблемы друг друга, становиться ближе и открытей. В реальности зачастую получалось совсем наоборот. Лозунг большей открытости приводил к тому, что собрания иногда превращались в настоящие судебные процессы, на которых были обвинители, обвиняемые, адвокаты и присяжные заседатели. Такими собраниями становилось очень сложно управлять. Эмоции били через край. Атмосфера накалялась. Взрослых людей доводили до слез. К счастью так было не всегда. Люди, как правило, владели своими эмоциями. Атмосфера собраний была на первый взгляд спокойной. Но только на первый. Эмоциональный фон оставался очень напряженным. Та же самая агрессия изливалась на подсознательном уровне. Люди с собрания выходили крайне уставшими. Зачастую люди боялись искренне высказать свою собственную точку зрения, если она не совпадала с общепринятой. В общине практикуются так называемые «стулья мудрости». В назначенный день один из последователей садится на этот стул. Смысл этого действия заключается в том, что каждый из присутствующих на собрании по очереди задает ему вопросы вопросы, выясняет какие-то старые непонимания, дает подсказки, указывает на ошибки. При этом реакция слушающего подсказки должна быть исключительно «правильная». Ни в коем случае нельзя оправдываться. Если идут оправдания – стул мудрости прекращается и считается несостоявшимся. Мне самому приходилось сидеть на этом стуле не раз. Как-то раз, после того как я блестяще выдержал все подсказки со стороны ближних, не допустил ни одной неправильной реакции, я пришел домой и буквально через несколько минут сорвался на домашних по пустяковому поводу, поскольку сил уже никаких не оставалось.
Таким образом, многочисленные собрания, в том виде как они есть, являются мощным методом изменения личности индивидуума, навязывания ему диктата со стороны группы. Личность при этом меняется не в лучшую сторону.
Почему это происходит? Почему между последователями возникает такая напряженная атмосфера? Происходит это потому, что задеваются коренные интересы друг друга. Люди в значительной степени зависимы друг от друга. Это добивается искусственным образом. (Взять хотя бы общие финансы). Очень велики психологические трения между людьми. Все законы и правила, которые устанавливает Виссарион, ведут именно к этому. Человеческое сознание к этому зачастую оказывается не готово. Люди, как правило, остались прежними, со всеми своими недостатками и типичными реакциями. Именно зависимость людей друг от друга обуславливает в общине, по сравнению с обычным обществом, очень высокий уровень внутренних требований друг к другу. Второй причиной для этого является то, что последователи мысленно накладывают друг на друга образ верующего человека, как они себе это представляют. А так как полностью ему соответствовать невозможно в принципе, и возникают эти внутренние требования. При этом очень часто последователи требуют соответствия идеалу от других, оставляя лазейки для собственных слабостей. Внутренние требования как ржавчина металл разъедают отношения между людьми. С годами отношения между людьми ухудшаются, накапливается усталость друг от друга.
Итак:
1. Поведение последователей существенным образом отличается от поведения обычных людей.
2. Эти отличия программировались с самого начала руководством общины.
3. Поведение последователей жестко регламентировано, особенно в единых семьях.
4. Развитие людей происходит не в лучшую сторону.
|