 Александр Пикалев
 православный христианин нет доступа на форум
|
Игра на понижение
Лидер группы «ДДТ» Юрий ШЕВЧУК прилетел в Благовещенск в рамках кинофорума «Амурская осень». На творческий вечер классика русского рока собрался, кажется, весь город. Кроме известных хитов: «Что такое осень?», «Просвистела», «Родина» и других – певец исполнил несколько новых песен, которые стали для слушателей подлинным откровением. Он пел о Родине, о войне, о простых человеческих чувствах. Последние песни зал слушал стоя. Перед отлётом в Санкт-Петербург Юрий Шевчук дал интервью «Литературной газете».
– Юрий, как человек, профессионально занимающийся музыкой, что вы можете сказать о музыкальных программах на телевидении?
– Смотря о каких. Если о канале «Культура», где звучит классика, – это нормально. А если все остальные музыкальные программы – это чудовищно. Ни одной живой музыкальной формы на этих каналах фактически не осталось. Я не говорю о рок-музыке, я говорю и о джазовой музыке, и о фольклоре – ничего нет, всё заморозили, всё российское изгнали из эфира, оставили один полиэтилен и пластмассу. То, что они гонят – одна дикая, глухая попса, – это уже окончательное отупление нации.
У нас телевидение – это верх убожества. Это одни и те же рожи, несущие Содом и Гоморру. Рекламирование бредовой жизни – иди на любую подлость, будь богатым. Я, знаете, не какой-то там ханжа, но то, что они показывают, – это чудовищно. И не только музыкальные программы, но и все эти ток-шоу для идиотов, все эти шоу хомячков «За стеклом», «Дом» и другие – всё это бред.
– Как вам кажется, почему произошло такое падение культуры вообще и музыкальной культуры в частности?
– Потому что все эти музыкальные продюсеры в подавляющем большинстве бездарные, серые люди. Вот они и пропагандируют серость. Это люди, живущие только внешними сторонами жизни, суетливыми её боками, а не какой-то её, прости Господи, глубиной. Человеческое счастье они воспринимают только на двух уровнях – что я имею и что обо мне думают. Им вообще незнакомо такое понятие, как человеческая личность, они не знают, что её нужно развивать, как-то с ней носиться по этой жизни, что она должна быть хоть немного духовной. Они всё это вычеркнули из телевидения.
Эти люди достаточно хитрые, умеют успешно двигать своими плавниками на поверхности, но на глубину они не ныряют. Они даже не знают, что это такое. Это такой телевизионный планктон в культурной нашей жизни. Крайне убогие люди, все эти акулы шоу-бизнеса. И нам с вами им ничего не объяснить, ничего не доказать, потому что они даже не понимают, что у человека должны быть духовные ценности. Какие там ценности, вот у меня дача в Барвихе – вот это ценность. У серых людей в отличие от людей, которые занимаются своей личностью и решают какие-то проблемы, очень много энергии, поэтому они всегда на виду. Многие из них связаны с властью, потому что там как раз нужен не ум, не интеллект, не глубокая личность, а нечто другое…
– Телевидение постоянно критикуют в рамках общественной дискуссии, звучала критика даже на правительственных заседаниях, но телевизионщики не обращают на неё ни малейшего внимания. Получается, государство бессильно защитить нас от мутного и грязного потока «телеканализации»?
– Да, потому что в государственной власти сидят такие же. Да что говорить! Вывод-то простой и ясный. Сколько к государству взывали, просили навести порядок с той же фонограммой, которая уже искалечила русскую музыкальную культуру. Хотя бы как-то ввести её в законное поле. Да пусть поют эти безголосые идиоты под фонограмму, но пусть они предупреждают об этом в своей рекламе, на своих афишах. И даже этого мы не добились – это вообще цирк! Ни в одной уважающей себя стране мира этого нет.
– Воротилы шоу-бизнеса утверждают, что невозможно обойтись без «фанеры» по техническим причинам. Мол, при записи общего телевизионного концерта все должны петь под фонограмму, только тогда будет хороший звук.
– Это полная брехня. В Америке, в Европе все общие концерты идут живьём. Именно по телевидению. Есть цифровые пульты, с помощью которых выстраивается звуковой баланс каждого исполнителя. Выходит исполнитель с группой, нажимается кнопочка, и этот баланс мгновенно восстанавливается. Это всё уже технологически решено лет десять назад.
Как это невозможно без фонограммы? Вот вы напишите: сотни рок-групп, фольклорных коллективов, джазовых никогда в жизни не играли под фонограмму. Группа «ДДТ» никогда в жизни не играла под фонограмму, а мы уже существуем 25 лет. Я и здесь, в Благовещенске, играл живьём, я всегда играю живьём. И то, что они говорят, будто аппаратуры нет в городах, – пусть не врут. Мы, ограничивая свой гонорар, везём на оставшиеся деньги с собой аппаратуру. Пусть у нас гонорары меньше в десятки раз, чем у этих поп-звёздочек, зато нам не стыдно людям в глаза смотреть. И поём мы только вживую.
Песня – это очень живое существо. Как можно быть такими хитрыми, расчётливыми и циничными? И называть это искусством да ещё калечить молодёжь на этих «фабриках звёзд», заставляя её делать то же самое, и говорить, что это нормально. Это же переоценка ценностей. Игра на понижение. А что такое попса? Это бесконечное понижение – языка, культуры, духа, личности, отношения к стране, ко всему. Бесконечное понижение планки. А понижают они для чего? Потому что всё это барахло очень дёшево начинает стоить и его можно дорого продать. Другого товара-то нет, они же другой товар исключили... Есть одна музыка, одни слова, один ряд исполнителей – вот и кушайте. Идёт глобальное оболванивание человечества, причём не только у нас, повсеместно.
– А вы не сгущаете краски? Ведь даже ваше выступление в Благовещенске показало, что все разговоры о бездумной и неразборчивой молодёжной аудитории – не более чем миф. Молодёжь по-прежнему духовной жаждою томима…
– Есть примерно 10–15 процентов от всей аудитории, которые, наверное, от рождения задают себе какие-то вопросы. А может быть, родители помогают. Сейчас вообще много молодёжи, которая практически не смотрит телевизор. Она таким образом выражает свой протест против лжи, фальши, патоки, гламура, который не имеет совершенно никакого отношения к нашей с вами жизни. И я эту молодёжь очень люблю. Я с ней работаю, для неё и пою. Вместе с ней мы размышляем о жизни. И может быть, эта молодежь сделает ещё что-то хорошее.
– Над чем сейчас работает группа «ДДТ»?
– Мы с группой пишем новый акустический альбом, где будут звучать песни – о любви, о Родине, о жизни, о смерти, о войне. У меня время от времени пишутся такие, как вам сказать, простые песни. Я их называю народными, потому что они доходчивые, но это не значит, что они примитивные. Я давно хотел записать этот альбом, но сейчас, видно, время пришло. Главной задачей альбома будет не музыкальная форма, а стремление максимально донести слово – с каким-то очень простым музыкальным обрамлением, чтобы ему ничего не мешало. Хотелось бы достичь такой гармонии музыки и слова, чтобы человек любого возраста, даже если он не понимает ту или иную музыкальную форму, мог бы эту песню услышать. Я считаю, сейчас это очень важно, и для меня прежде всего, – быть услышанным не только молодёжью, но и взрослой публикой тоже.
Беседовал Игорь ЛОГВИНОВ, БЛАГОВЕЩЕНСК – МОСКВА
|