Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Помогите пожалуйста! Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Православный календарь / 24 октября - Собор преподобных оптинских Старцев Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
24 октября - Собор преподобных оптинских Старцев
Ира А.

православный христианин
Тема: #66290    24.10.06 01:56    Просмотров: 14020 [42]

Сообщений: 23    Оценка: 5.00   Страницы: 1 | 2 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить


24 ОКТЯБРЯ - СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ.

5

Икона «Собор преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших»

Тропарь Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, глас 6:


Православные веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителие, /преподобнии старцы Оптинстии,/ любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Господу,/ да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша.

Кондак, глас 4 :


Воистину дивен Бог во святых Своих,/ Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый,/ идеже богопросвещеннии отцы,/ тайныя сердца человеческого ведуще,/ народа Божия печальницы доблии явишася:/ сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/ в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/ и Божией премудрости научиша,/ страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша,/ ныне же, во славе Божией пребывающе,/ молятся непрестанно о душах наших.

ДНИ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ:


Преп. ЛЕВ + 11/ 24 октября 1841 г.
Преп. МАКАРИЙ + 7/ 20 сентября 1860 г.
Преп. МОИСЕЙ + 16/ 29 июня 1862 г.
Преп. АНТОНИЙ + 7/ 20 августа 1865 г
Преп. ИЛАРИОН + 18 /01 октября 1873 г.
Преп. АМВРОСИЙ + 10/ 23 октября 1891 г.
Преп. АНАТОЛИЙ "Старший" + 25 /07 февраля 1894 г.
Преп. ИСААКИЙ I + 22 /04 сентября 1894 г.
Преп. ИОСИФ + 9 /22 мая 1911 г.
Преп. ВАРСОНОФИЙ + 1 /14 апреля 1913 г.
Преп. АНАТОЛИЙ "Младший" + 30 /12 августа 1922 г.
Преп. НЕКТАРИЙ + 29 /12 мая 1928 г.
Преп. НИКОН + 25/ 08 июля 1931 г.
Преп. ИСААКИЙ II + 26 /08 января 1938 г.

Молитва Оптинских Старцев


Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.
На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твёрдым убеждением, что на всё святая воля Твоя. Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая, никого не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, терпеть, прощать, благодарить и любить всех. Аминь.

Преподобные старцы Оптинские молите Бога о нас!


Люба Баханова

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2432433
27.10.06 00:56
Ответ на #2428603 | р.Б. Людмила православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

***Преподобные отцы Оптинские, молите Господа Бога о нас грешных!
+++
***

+


Ира А.

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2428733
25.10.06 15:26
Ответ на #2428603 | р.Б. Людмила православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

5

Молитва преподобным отцем и старцем, в Оптиной пустыни просиявшим


О велицыи угодницы Божии, столпи и светильницы Земли Российстей, преподобнии и богоноснии отцы наши Оптинстии, Льве, Макарие, Моисее, Антоние, Иларионе, Амвросие, Анатолие, Исаакие и Иосифе, Варсонофие, Анатолие, Нектарие, Никоне и Исаакие, по закону Евангельскому Господа Бога всем сердцем и всею душею и всем разумением возлюбившии и всему народу Божию во спасение бывшии; сего ради под покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во обитель Оптину, покаявшимся разбойником основанную, притекшии, путем тесным и прискорбным смирения и самоукорения до конца дней ваших ходившии, темже убо благодатныя дары святаго Духа преизобильно стяжавшии; старых и младых, знатных и препростых, мудрых века сего и худоумных, никогоже от грядущих к вам ижденувшии, николиже тща и неутешна отпустившии, но светом истины Христовы всех просветившии и духовно воскресившии, ближних ваших, яко себе самех, возлюбившии и тех в сердце своем вместившии, по словеси Апостола, пророчествующе и назидающе, увещающе и утешающе. Умолите Милосердаго Господа, во обитель райскую разбойника благоразумнаго с собою вземшаго, даровати нам, недостойным, яко работником единонадесятаго часа, дух сокрушения, сердца очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование смиренное, слезы покаяния, веру непостыдную, любовь нелицемерную, мир душевный и здравие телесное, да предстательством вашим сподобит нас Господь добраго ответа на Страшнем Судищи Своем, вечных мук избавляя, и царствия Небеснаго купно с вами да удостоит во веки веков. Аминь.


р.Б. Людмила

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2428603
25.10.06 14:41
Ответ автору темы | Ира А. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Преподобные отцы Оптинские, молите Господа Бога о нас грешных!
+++


Ира А.

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2428582
25.10.06 14:31
Ответ на #2428367 | Людмила Ж. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

5

Преподомученик архимандрит Исаакий II Оптинский



Священномученик Исаакий Оптинский (в миру Иван Николаевич Бобриков) родился в 1865 году в селе Остров Малоархангельского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Учился Иван в сельской школе. Родители его были людьми набожными. Его отец Николай Родионович Бобриков, родившийся в 1836 году, скончался в Оптиной пустыни 22 апреля 1908 года схимонахом.

О появлении в Оптиной пустыни Николая рассказывал преподобный Нектарий: «Блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше он сказал: «Тебя казнят». По дороге в трапезную блаженный Василий призывал богомольцев: «Поклонитесь последнему Оптинскому архимандриту».

Преподобный Исаакий пришел в Оптину пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году и пребывал в обители в течение четырех десятилетий. Старец Амвросий благословил настоятелю монастыря преподобному Исаакию принять Ивана Бобрикова к себе на добровольное послушание.

17 декабря 1897 года при настоятельстве архимандрита Досифея (Силаева) послушник Иван Бобриков был определен в число братства монастыря. Вскоре, 7 июня 1898 года, он был пострижен в мантию с именем Исаакий, а 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона. 24 октября, в день освящения Калужским епископом Вениамином Казанского собора в Шамординской обители, преподобный Исаакий был рукоположен в иеромонаха.

30 августа 1913 года, после кончины архимандрита Ксенофонта, старшая братия избрала преподобного Исаакия настоятелем монастыря. Духовная дочь преподобного Никона монахиня Мария (Добромыслова) писала о преподобном Исаакии: «По своей примерной, истинно монашеской жизни он был вполне достоин занять столь высокий пост. Очень большого роста, внушительной и благо-лепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью».

Преподобный Исаакий принял настоятельство в тяжелое для России время: только что началась Первая мировая война, потом грянет революция, разразится братоубийственная гражданская война, на Церковь обрушатся невиданные испытания и гонения.

К концу 1916 года из-за затянувшейся войны ощутимо чувствовался недостаток во всем жизненно необходимом, несмотря на это, обитель Оптинская охотно отзывалась на все просьбы о помощи пострадавшим от войны, сокращая свои собственные потребности.

Преподобный Исаакий не имел ни минуты отдыха: свет в его келии, как правило, угасал только под утро... Мир душевный источали вся фигура преподобного, его неторопливые движения, его умные и добрые глаза. Он никогда не спешил и не суетился, во всем полагался на Бога. И Господь никогда не оставлял его.

В «Летописи скита» говорится о том, что преподобный Исаакий участвовал во Всероссийском Церковном Соборе 1917 года.

23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь еще держался под видом «сельскохозяйственной артели». Весной 1923 года закрыли сельхозартель, обитель перешла в ведение Главнауки. Как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Настоятеля преподобного Исаакия власти отстранили от дел и поручили преподобному Никону передачу имущества монастыря музею.

Преподобный Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. В 1923 году все храмы обители были закрыты, и храмовые службы прекратились на целых 65 лет.

В то время в Георгиевском храме Козельска освободилась вакансия священника и чудесным образом устроилось так, что в храме этом все должности заняли оптинские иноки во главе с преподобным Исаакием.

...Наступил 1929 год. По всей стране прокатилась волна новых арестов. В августе, после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в козельскую тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с преподобным Исаакием. Из Козельска арестованные были отправлены в сухиническую тюрьму, а оттуда в Смоленск. В январе 1930 года, после окончания следствия, заключенные были сосланы. Преподобный Исаакий переехал в город Белев Тульской области.

В 1932 году преподобного Исаакия вновь арестовали. Пять лет спустя преподобный Исаакий сподобился от Господа мученического венца.

Священномученик Исаакий был обвинен в связи с делом Белевского епископа Никиты (Прибыткова), которому вменялось в вину, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при храме Святителя Николая в Казачьей слободе, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения, и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста».

Сначала, в 1937 году, было арестовано сто человек, и они все были расстреляны, а 16 декабря 1937 года было арестовано еще двадцать человек. Все они подверглись жестоким и бесчеловечным испытаниям: их заставляли стоять и не спать несколько суток при беспрерывном допросе сменяющихся следователей. Нельзя было сесть, и если человек падал, то его обливали холодной водой. Они все отрицали. Преподобный Исаакий был тверд в своей правоте, отрицал все наветы и дал ответ краткий и ясный: «В состав подпольного монастыря я не входил...»

Обвинительный акт всем арестованным был вынесен 25 декабря 1937 года белевским НКВД. Затем они были переведены в Тулу, где заседала «тройка», которая 30 декабря 1937 года вынесла приговор: расстрел.

Приговор привели в исполнение 26 декабря/8 января 1938 года, на второй день Рождества Христова, когда Святая Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, расстрелянных мучеников тайно захоронили в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.

Так прервалась земная жизнь священномученика Исаакия. Тихая, истинно по-монашески безмолвная жизнь его, чистая и твердая в своих православных устоях, увенчана страданием за Христа, верностью Ему до самой смерти. Подобно древним мученикам, не боясь жестокости врагов Христовых, твердо стоял священномученик Исаакий в своем исповедании: «От креста своего не побегу!» И кровью своею засвидетельствовал свою верность Господу нашему.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4637.htm


Людмила Ж.

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2428367
25.10.06 13:02
Ответ автору темы | Ира А. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Преподобные отцы Оптинские, молите Господа Бога о нас грешных!
+++


Бутурлина Юлия.
Бутурлина Юлия.

православный христианин
совет форума

Волонтер

Тема: #66290
Сообщение: #2428266
25.10.06 12:33
Ответ на #2428259 | Ира А. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Преподобный отец Никон, моли Господа Бога о нас грешных



Ира А.

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2428259
25.10.06 12:31
Ответ на #2425766 | Бутурлина Юлия. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

5

Житие Преподобного Оптинского старца Никона, исповедника
(1888-1931)



Преподобный Оптинский старец Никон, исповедник (в миру Николай Митрофанович Беляев), родился 26 сентября 1888 года в Москве. Его детство прошло в большой и дружной купеческой семье. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: "Козельская Введенская Оптина Пустынь".

Дома не препятствовали благому решению, и 24 февраля 1907 года, в день обретения главы Иоанна Предтечи, братья приехали в Оптину. Их обоих с любовью принял преп. старец Варсонофий, но как-то особенно отметил Николая. С первых же бесед они почувствовали необъяснимую тесную связь друг с другом, то, что назьшается "духовное родство". 9 декабря 1907 года, в день празднования иконы Божией Матери "Нечаянная радость", братья Беляевы были приняты в число скитской братии. В октябре 1908 года брат Николай был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.

В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор, а 24 мая 1915 года - в мантию. Он получил имя Никон в честь святого мученика Никона (память 28 сентября). 10 апреля 1916 года преп. Никон был рукоположен во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года удостоился сана иеромонаха.

После октябрьского переворота Оптина была закрыта, начались гонения. "Умру, но не уйду" - так писал преп. Никон в своем дневнике, будучи еще послушником монастыря. Эти слова выражали общее настроение оптинской братии. Трудоспособные монахи создали "сельскохозяйственную артель", дававшую пропитание. Именно тогда преп. Никон ревностно трудился, делая все что только возможно, чтобы сохранить монастырь. В Оптиной было тяжело, но служба в храмах продолжалась. Первый раз его арестовали 17 сентября 1919 года. Летом 1923 года монастырь был окончательно закрыт; братию, кроме двадцати рабочих при музее, выгнали на улицу. Настоятель преп. Исаакий, отслужив последнюю соборную Литургию в Казанском храме, передал ключи от него преп. Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Так преп. Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке преп. Нектарий стал направлять своих духовных чад к преп. Никону. До этого преп. Никон не дерзал давать советы обращающимся к нему, а когда начал принимать народ, то, давая советы, всегда ссылался на слова Оптинских старцев. Изгнанный из обители в июне 1924 года, он поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. В те страшные годы верные чада Церкви особенно нуждались в укреплении и утешении, и именно такой духовной опорой был преп. Никон. Его арестовали в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко). Три страшных года провел преподобный Никон в лагере "Кемперпункт".

По окончании срока его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у преп. Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, он попросил совета у отца Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и преп. Никон смирился.

3/16 августа 1930 года его "переместили" из Архангельска в город Пинегу. Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воепола. Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка, как батрак, выполнял все тяжелые физические работы. Состояние здоровья преп. Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому. Отец Петр (Драчев), тоже ссыльный оптинец, перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. Физические страдания не омрачили духа верного раба Божия, погруженный в молитву, он сиял неземной радостью и светом. В последние месяцы своей болезни он почти ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. В самый день его блаженной кончины, 25 июня/8 июля 1931 года, он причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно. Промыслом Божиим на погребение блаженно-почившего старца преп. Никона одних священнослужителей собралось двенадцать человек. Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье. Господь, даровав Своему верному слуге мирную кончину, и по преставлении почтил его соответствующим его сану и заслугам погребением.

Память о нем жива в душах любящих и помнящих его. В день блаженной кончины преподобного отца нашего Никона оптинские насельники начиная с 8 июля 1989 года служат панихиды на месте его упокоения на кладбище села Валдокурье. Жизнь праведных начинается по их кончине...

http://optina.org.ru/optina/starcy/nikon/


Ира А.

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2428072
25.10.06 11:27
Ответ на #2427716 | Алексей Н православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

5

Житие Преподобного Оптинского старца Нектария
(1853-1928)



Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный отец наш Нектарий, ученик скито-начальника преп. Анатолия (Зерцалова) и преп. старца Амвросия.

Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и рано умер. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она была строга с ним, но больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце. Но и мать его умерла рано. Остался Николай круглым сиротой. Несколько лет работал он в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги.

В 1873 году пришел он в Оптину Пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не "во власти идущего давать направление стопам своим" (Иер. 10, 23). Принял Николая преп. старец Амвросий. О чем была их беседа, преп. Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преп. Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преп. старцу Амвросию.

Первым послушанием его в Оптиной было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преп. Нектария была келлия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келлии - в храм да в могилу. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: "Подождите, Николка проспится, всем пригодится". Под руководством своих великих наставников преп. Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию, а 19 января 1894 года был посвящен в иеродиакона и еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха.

Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.

В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но преп. Нектарий отказывался, говоря: "Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу". И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал преп. старец Нектарий посетителей в "хибарке" прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы, а преп. Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к преп. старцу Амвросию и сама келлия говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, "своя мера", порой он оставлял посетителя одного в тишине "хибарки" побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: "Где же старец окончил университет?" И не могли поверить, что он нигде не учился. "Вся наша образованность от Писания", - говорил о себе старец.


После закрытия монастыря в 1923 году преп. Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: "Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов".

Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 29 апреля/12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной Пустыни, 3/16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преп. Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.

Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины каждый, кто обращается к нему с истинной верой, получает благодатную помощь. По молитвам преподобного Нектария люди выходят их трудных жизненных ситуаций, совершаются чудеса духовного и телесного исцеления.

http://www.optina.org.ru/optina/starcy/nektarij/


Алексей Н

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2427716
25.10.06 09:10
Ответ автору темы | Ира А. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дивен Бог во святых Своих
!


Ира А.

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2427387
25.10.06 00:25
Ответ автору темы | Ира А. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

5

Преподобный Анатолий Младший, Оптинский



С юных лет преподобный Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь, и только после ее смерти, 15 февраля 1885 года, когда ему было уже тридцать лет, пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у преподобного старца Амвросия. Уже в эту пору открылся у преподобного Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости.

Приняв монашеский постриг 3 июня 1895 года, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев преподобного Иосифа и преподобного Варсонофия вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преподобному Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преподобному Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями.

Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок... А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем».

На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Из братского корпуса старцу Анатолию пришлось перейти в притвор Владимирского храма. И часто приходилось видеть такую картину: в монастыре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народу. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточивших ногах. Одно время он вообще не ложился спать, позволяя себе вздремнуть лишь на утрени, во время чтения кафизм. Преподобный был всегда приветливым, постоянно ласковым, сердечным, готовым всегда отдать себя тому, кто приходил к нему с той или иной нуждой или скорбью.

Однажды пришел к преподобному попавший в затруднительное положение крестьянин, оставшийся с семьей без крыши над головой, имея за душой лишь 50 рублей денег. Ему неоткуда было получить помощь. От горя он впал в отчаяние, по-деревенски закручинился и первым делом решил пропить эти деньги, оставить жену с ребятишками, а самому идти в Москву в работники. Но недаром говорят: утро вечера мудренее. Наутро первая мысль в голову: «Сходи к старцу Анатолию», да и только. И пошел. Подходит под благословение, старец благословляет, как будто в лоб два раза ударяет, и кладет благословение медленно, чинно, а крестьянин и говорит: «Погибаю я, батюшка, хоть совсем умирай». — «Что так?» — «Да вот, так и так...» — и все рассказал крестьянин старцу. Старец Анатолий еще раз благословил его и сказал: «Не падай духом, через три недели в свой дом войдешь». Так оно и случилось, помог ему Господь и дом построить, и другим человеком стать.

Преподобный Анатолий любил Россию, русский народ и предсказывал: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут... А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным!»

Но сначала Оптиной и ее последним старцам предстояло вместе с Россией взойти на свою Голгофу. Преподобный Анатолий писал одному из духовных чад, готовя к предстоящему: «Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготованный тебе венец, стой в вере и, если нужно, терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобой будет Господь».

После закрытия Оптиной пришли с обыском и к преподобному Анатолию, вытащили из келии то немногое, что он не успел еще раздать чадам. За обыском последовал арест. Больного старца повезли в тюрьму, но по дороге его состояние ухудшилось, и он оказался в больнице, где ему, как тифозному, тут же остригли волосы и бороду. Когда же выяснилось, что его по ошибке приняли за тифозного больного, врач отпустил его. Вернулся он обитель измученный, еле живой, но со светлой улыбкой благодарением Господу на устах.

29 июля 1922 года в монастырь нагрянула комиссия ГПУ. Начались допросы. Готовились к аресту умирающего старца. Он не противился, только попросил себе отсрочки на сутки, чтобы приготовиться. Келейнику отцу Варнаве грубо приказали к завтрашнему утру приготовить старца к отъезду. Воцарилась тишина, старец стал готовиться в путь.

Ночью ему стало худо. Позвали доктора, но тот не нашел ничего, угрожающего жизни. Под утро келейник нашел старца стоящим на коленях. Войдя в келию через несколько минут, отец Варнава понял, что старец Анатолий тихо отошел ко Господу.

Наутро приехала комиссия. Вышли из машины: «Старец готов?» — «Да, готов», — ответил отец Варнава. И впустил их в келию. Там, на столе, в гробу лежал «приготовившийся» почивший старец. Господь принял готового Своего раба в ночь на 30 июля/12 августа 1922 года. «Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115, 6).

Его погребли возле могилки преподобного Амвросия, на том самом месте, где он долго стоял за две недели до смерти, повторял: «А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да, да, как раз...»

«Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя... Пред кончиною своею будешь благодарить Бога не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет душа твоя возноситься к Богу» — так учил своих чад преподобный Анатолий и жизнью своей, и блаженной кончиной.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4630.htm


Ира А.

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2426880
24.10.06 19:42
Ответ на #2426832 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


5

Житие Преподобного Оптинского старца Варсонофия
(1845-1913)



Преподобный отец наш Варсонофий, в миру - Павел Иванович Плиханков, родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет - большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И... отказ от всего. Сослуживцы и знакомые никак не могли понять: что же за "изъян" в стройном, красивом полковнике, весь облик которого так и дышал каким-то удивительным внутренним благородством? Жениться не женится, балов и званых обедов, равно как и прочих светских развлечений избегает. В театр, бывало, ходил, да и тот бросил. За спиной у Павла Ивановича даже поговаривали порой: "С ума сошел, а какой был человек!.."

А между тем то были лишь вехи на пути Павла Ивановича к оставлению дольнего и восхождению горняя. Как-то ноги "сами собой" привели его в небольшой, бедный монастырь, посвященный Св. Иоанну Предтече. Там полюбилось ему молиться у мощей святителя Варсонофия Казанского, долгие часы простаивал он в монастырском храме у раки святого. Мысль о монашестве поначалу страшила, уход в монастырь казался делом невозможным. Но постепенно созревала решимость оставить мир. Оставалось лишь сделать выбор: в какой обители положить начало иноческому подвигу? В период этих раздумий попался в руки Павлу Ивановичу один духовный журнал, а в нем - статья об Оптиной Пустыни и преподобном старце Амвросии.

...Когда он только подходил к Оптинскому скиту, находившаяся в "хибарке" старца Амвросия одна блаженная неожиданно с радостью произнесла:

- Павел Иванович приехали.

- Вот и слава Богу, - спокойно отозвался преподобный Амвросий...

Здесь же, в "хибарке", и услышал Павел Иванович поразившие его слова преподобного: "Через два года приезжайте, я вас приму". По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал.

10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преп. Анатолию, а затем к преп. Иосифу.

Через год, 26 марта 1893 года. Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, а в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофия, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха...

В 1903 году преп. Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией.

Вскоре начинается русско-японская война, и преп. Варсонофий, за послушание, отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преп. Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные обители святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, преподобный старец Варнава Гефсиманский. Страна приближалась к страшной войне и неизмеримо более страшной революции, житейское море, волнуемое вихрями безумных идей, уже "воздвизалось напастей бурею", люди утопали в его волнах...

Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к преп. Варсонофию за исцелением не только телес, но и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им Таинства исповеди. С. М. Лопухина рассказывала, как, приехав 16-летней девушкой в Оптину, она попала в "хибарку", в которой принимал старец. Преподобный Варсонофий увидел ее и позвал в исповедальню и там пересказал всю жизнь, год за годом, проступок за проступком, не только указывая точно даты, когда они были совершены, но также называя и имена людей, с которыми они были связаны. А завершив этот страшный пересказ, велел: "Завтра ты придешь ко мне и повторишь мне все, что я тебе сказал. Я хотел тебя научить, как надо исповедоваться"...

Оптину за все время своей монашеской жизни преп. Варсонофий покидал лишь несколько раз - только по послушанию. В 1910 году, также "за послушание", ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л. Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: "Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана".

В 1912 году преп. Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника.

Мужественно перенося скорбь от разлуки с любимой Оптиной, старец принимается за благоустройство вверенной ему обители, крайне расстроенной и запущенной. И как прежде, стекается к преп. Варсонофию народ за помощью и утешением. И как прежде, он, сам уже изнемогающий от многочисленных мучительных недугов, принимает всех без отказа, врачует телесные и душевные недуги, наставляет, направляет на тесный и скорбный, но единственно спасительный путь.
Здесь, в Старо-Голутвине, совершается по его молитвам чудо исцеления глухонемого юноши. "Страшная болезнь - следствие тяжкого греха, совершенного юношей в детстве", - поясняет старец его несчастной матери и что-то тихо шепчет на ухо глухонемому. "Батюшка, он же вас не слышит, - растерянно восклицает мать,- он же глухой..." - "Это он тебя не слышит, - отвечает старец - а меня слышит", - и снова произносит что-то шепотом на самое ухо молодому человеку. Глаза того расширяются от ужаса и он покорно кивает головой... После исповеди преп. Варсонофий причащает его, и болезнь оставляет страдальца.

Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: "Оставьте меня, я уже на кресте"... Причащался старец ежедневно.

1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу. Похоронен был преподобный отец наш Варсо-нофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем преподобным Анатолием "Старшим".

http://www.optina.org.ru/optina/starcy/varsonofij/


Ира А.

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2426847
24.10.06 19:20
Ответ на #2425611 | Юлия Ник. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

5



Преподобный Иосиф Оптинский



Преподобный Иосиф (в миру Иван Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в семье сельского головы Ефима Литовкина и его жены Марии. Четырех лет от роду Ваня потерял отца, а в одиннадцать лишился матери. Недетская, тяжелая началась у него жизнь. Пришлось работать и в трактире, и в бакалейной лавке, таскать пятипудовые мешки и прочие тяжести, сопровождать обозы с товаром. Голодал, скитался, бывал бит жестоким хозяином. Но грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его.

Юноша стремился к духовной жизни, однако до поры о монастыре он и не думал. Но когда наконец появилось хорошее место у таганрогского купца Рафаилова, желавшего даже выдать за него свою дочь, неожиданно пришло письмо сестры Александры, принявшей к тому времени постриг с именем Леонида в Борисовском монастыре. Она советовала идти в Оптину пустынь, к старцам.

Преподобного старца Макария к тому времени уже не было в живых, но уже воссиял в Оптиной пустыни новый светильник — преподобный старец Амвросий. «Батюшка, благословите в Киев», — на эти слова юного Ивана Литовкина последовал неожиданный ответ великого старца: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Так 1 марта 1861 года начался иноческий путь длиной в полвека...

По оптинскому обычаю, каждый новоначальный должен был потрудиться в трапезной. На этом нелегком послушании обнаружились и окрепли добрые качества души будущего старца: беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Навидавшись и натерпевшись всего в миру, он понимал, какой бесценный дар Божий — покой и тишина святой обители. И вскоре посетил его Господь великим утешением. Брат Иван был определен в келейники к преподобному Амвросию.

Возможность быть рядом с дорогим батюшкой радовала юного инока. Но бесконечные толпы посетителей тяготили и расстраивали душевный покой. Не смея высказать старцу свою скорбь, он решил потихоньку уйти к святыням Киева, безмолвию Афона. Но прозорливый старец Амвросий остановил его.

Многие скорби и тяготы перенес он в монастыре: и несправедливые упреки, и лишения, и болезни. Десятилетиями у него не было даже своего угла, где бы мог он почитать, помолиться, отдохнуть. Спал он в приемной, чуть не до полуночи полной посетителями, а в час ночи надо было уже идти к утрени...

Но испытания только укрепили и очистили душу, сделали брата Ивана совершенным послушником и монахом. В 1872 году он был пострижен в мантию с именем Иосиф, в 1877 году — рукоположен в иеродиакона, а 1 октября 1884 года за литургией в честь торжественного открытия Шамординской женской обители преподобный Иосиф был рукоположен в иеромонаха. К этому времени он уже был старшим келейником старца Амвросия. Тихий серьезный, выходил он к посетителям, внимательно выслушивал, в точности передавал ответ старца, ничего не добавляя от себя. Но все чаще старец отсылал посетителей спросить совета у келейника, и всех поражало, что его слова буквально совпадали с тем, что говорил сам преподобный Амвросий.

В 1888 году преподобный Иосиф сильно простудился и заболел. Его отвезли в больницу и 14 февраля, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму. По молитвам преподобного Амвросия смертельная болезнь отступила. В 1890 году старец Амвросий, уезжая в Ша-мордино, впервые не взял с собой верного помощника. «Тебе нужно здесь оставаться, ты здесь нужен», — сказал ему старец. 1891 год был последним в жизни старца Амвросия. Теперь преподобный Иосиф остался один. На него легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер. Несмотря на слабое здоровье и непосильные труды, он не позволял себе никаких послаблений: был строгим постником, очень мало спал, носил старую и бедную одежду.

Он стяжал от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной молитвы была выше и драгоценнее любых слов. Известен такой случай. Одна женщина, живя в Оптиной, сильно заболела; она попросила отвести ее в «хибарку» к преподобному. Он ее принял и, дав ей в руки свои четки, пошел в спальню, сказав: «Подожди». А когда он вышел, она совершенно забыла про свою болезнь.

Многим помогал преподобный Иосиф. Крестьянка А. была больна, у нее очень опухли околошейные железы. Два раза ей делали операцию, но опухоль еще больше увеличилась, так что нельзя было повернуть шею. Крестьянка обратилась к преподобному за советом: делать операцию или нет? Он ей сказал: «Операцию не надо делать, а отслужи молебен великомученику Пантелеимону, и так поправишься». Она отслужила молебен и полностью исцелилась.

Преподобный Иосиф в течение двенадцати лет был скито-начальником и духовником братии, но к 1905 году начал прихварывать и ослабевать. Он долго болел, терпеливо перенося все посылаемое от Господа.

Преподобный Иосиф тихо отошел ко Господу 9/22 мая 1911 года. 12 мая совершилось погребение. Рука усопшего была мягкой и теплой, как у живого.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4636.htm


Ира А.

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2426840
24.10.06 19:17
Ответ на #2426832 | Валентин Kонстантинович Казерский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

5

Преподобный Исаакий I Оптинский



Преподобный Исаакий (в миру Иван Иванович Антимонов) родился в Курске 31 мая 1810 года в патриархальной купеческой семье, пользовавшейся неизменным уважением горожан за безупречную честность и строгий христианский уклад жизни, милосердие к бедным и благоукрашение городского храма.

Будущий великий Оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм, он не был чужд шутке, остроумен и прост в общении.

Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К тридцати шести годам она окончательно окрепла. Этому способствовало также поступление в монашество его старшего брата Михаила.

И вот в 1847 году, уже зрелым человеком, приняв твердое решение, он покидает отчий дом и поступает послушником в скит знаменитой уже тогда своими старцами Введенской Оптиной пустыни, в укладе которой было принято духовное окормление каждого брата у старца. И послушник Иоанн был вверен Оптинскому старцу преподобному Макарию, имя которого было известно далеко за пределами обители. Под его духовным руководством прошли годы послушания: сначала на пасеке, затем в хлебопекарне и поваром в монастырской трапезной, пел на клиросе, келейно — по благословению старца Макария; брат Иоанн был еще и переплетчиком книг. Неукоснительно выполнял он положенное всякому послушнику келейное правило, причем впоследствии, по принятии рясофора в 1851 году и пострижении в мантию в 1854 году, все более и более ревностно относился к совершенствованию своего внутреннего духовного мира, не давая себе поблажек ни в чем: был строг в понуждении себя к умному деланию, посещению монастырских богослужений и ограничивал себя в еде и отдыхе.

Избегая честолюбивых мыслей и остерегаясь поэтому всякого возвышения, исключительно за послушание своему духовному отцу, старцу Макарию, он принял в 1855 году рукоположение в иеродиакона, а затем, в 1858 году, — в иеромонаха. И по принятии сана преподобный Исаакий остается таким же скромным, искренним и открытым в отношении с братиями, каким был прежде, но еще строже и требовательнее к себе, во всем полагаясь на духовные наставления старца.

Возможно, так, в исполнении послушаний, монашеских правил, соблюдении церковного устава, в духовном совершенствовании и постепенном восхождении «от силы в силу», и прошла бы вся его жизнь в монастыре. Но Богу было угодно другое.

В 1860 году, уже тяжело больной, преподобный старец Макарий, предчувствуя близкий конец, завещает своему духовному сыну, преподобному Исаакию, перейти под руководство великого Оптинского старца Амвросия, ученика блаженного старца Макария. А еще через два года, в 1862 году, после смерти настоятеля Оптиной пустыни старца Моисея, преподобный Исаакий становится его преемником.

В течение тридцати с лишним лет ведет он монастырь, продолжая начатое еще преподобным Моисеем строительство, по тем временам немалое. Его же стараниями достраивается храм Всех святых на новом кладбище, сооружается новый иконостас в Казанском соборе и перестраивается старый во Введенском, производится новая роспись стен, строится монастырская больница с аптекой для бесплатного пользования, с церковью при ней во имя святого Илариона Великого, книжная лавка, двухэтажное здание рухлядной, достраивается водопровод, воздвигается здание новой гостиницы и множество помещений реставрируется, переделывается, поновляется и строится вновь.

Под его мудрым управлением Оптина приобретает лесные участки — так решается проблема топлива. Им же осуществляется покупка луговых земель на болховской мельнице, открывается свечной завод, поощряется разведение монастырских садов и огородов. Таким образом Оптина пустынь во второй половине XIX века становится одним из процветающих монастырей России.

Но не только хозяйственными заботами ограничивалась деятельность настоятеля. Главным для него было отечески строгое попечение об исполнении братией монашеских послушаний и устава, при этом не делалось исключения и для себя.

Уже будучи игуменом, а позже, в 1885 году, архимандритом, преподобный не совершал без благословения старца никаких монастырских дел и учил этому братию. «Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести», — часто повторял он. Так, благоговейно, почти до умаления себя, стоял он со всеми в очереди к своему духовнику, преподобному старцу Амвросию, и беседовал с ним, стоя на коленях, как простой послушник.

В последние годы жизни настоятеля многие скорби выпали на его долю. Особенно тяжело пережил он отъезд старца Амвросия в Шамординскую общину. «Двадцать девять лет провел я настоятелем при старце и скорбей не видел, теперь же, должно быть, угодно Господу посетить меня, грешного, скорбями», — говорил он.

Здоровье его стало заметно слабеть, и он келейно принял пострижение в схиму. Вскоре отошел ко Господу великий старец преподобный Амвросий, и на настоятеля, преподобного Исаакия, последовали тайные доносы о неспособности его, по преклонным годам и болезни, управлять обителью. И хотя братия единодушно встала на защиту своего настоятеля, силы его уже угасали. Умирал он тихо, окруженный плачущими чадами своими, которым дал последнее наставление: «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои». Преподобный отец наш Исаакий почил о Господе 22 августа/4 сентября 1894 года.

Это был истинный последователь той традиции старчества, которая отличала уклад Оптиной пустыни от других монастырей России, строгого послушания всей братии старцам-духовникам, независимо от сана и иерархического звания.

Вся его жизнь стала достойным продолжением духовного подвига, начатого еще его предшественником, преподобным Моисеем, и другими великими Оптинскими старцами.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4638.htm


Валентин Kонстантинович Казерский

православный христианин
модератор

Тема: #66290
Сообщение: #2426832
24.10.06 19:10
Ответ автору темы | Ира А. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

ВО СЛАВУ БОЖИЮ!

СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ СТАРЦЕВ ОПТИНСКИХ
С ИКОНОЙ БОГОМАТЕРИ "ЗНАМЕНИЕ"

СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ СТАРЦЕВ ОПТИНСКИХ

Ира А.

православный христианин

Тема: #66290
Сообщение: #2426831
24.10.06 19:09
Ответ на #2425611 | Юлия Ник. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

5

Житие Преподобного Оптинского старца Анатолия "старшего"
(1824-1894)



Преподобный отец наш Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 24 марта 1824 года в семье диакона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу.

После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную Палату, но вскоре тяжело заболел. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг.

Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853 года, испросив родительского благословения, пришел он в Оптину Пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: "Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!" С этого дня преп. старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника. Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, благословил обращаться за советом к преп. старцу Амвросию. 17 ноября 1862 года брат Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолия. К этому времени он был уже на послушании у преп. Амвросия.

С самых первых лет пребывания в обители жизнь будущего преп. старца Анатолия была посвящена трудам на пользу ближних. Когда он работал на кухне, то не оставалось времени даже на сон, да и спать приходилось на дровах. А чтобы помолиться, побыть в редкие свободные минуть! наедине с Богом и своей совестью, приходилось уходить далеко в лес... Позже старец Амвросий стал посылать преп. Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих. А когда увидел прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника.

В 1870 году преп. Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, а уже в следующем году получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные скита. А с 1874 года, за послушание старцу преп. Амвросию, принял преп. Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Преподобный Амвросий не раз говорил сестрам: "Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием".

Преподобный Анатолий имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если он узнавал о чьем-нибудь горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль. А потом начинало болеть и сердце...

Взяв на себя заботы о Шамордине, он входил во все стороны жизни сестер, сам учил их уставу богослужения, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Но все-таки первый вопрос к духовным дочерям у него был: "У тебя все есть?" Двадцать один год был он для инокинь Шамордина преданным, бесконечно любящим отцом и наставником.

О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преп. старец Амвросий: "Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается". С особой любовью говорил преп. Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу.


Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти.

Кончина старца Амвросия 10 октября 1891 года подорвала здоровье его любимого ученика: так глубоко и тяжело переживал он свое сиротство, что овладел им смертельный недуг.

Преподобный Анатолий начал угасать. Кротко и смиренно переносил он болезнь. 15 декабря 1893 года он тайно принял схиму. 25 января / 7 февраля 1894 года преподобный старец Анатолий тихо почил во время чтения отходной. Он бьш погребен у стен Введенского собора, рядом с любимыми своими учителями и наставниками.

http://www.optina.org.ru/optina/starcy/anatolij_st/


Страницы: 1 | 2 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Паломничество 182

Впервые в истории: Крестный ход соединил земли Руси и Византии

20 февраля 2020 в 16:47Андрей Бузик
Десятки тысяч километров с крестом и молитвой уже проехали и прошли участники автомобильного крестного хода "Святая Русь". Крестного хода, соединяющего земли Православного мира во многих странах ... читать далее »

Спорт - Экстрим 221

На одном вдохе. 9 минут и 2 секунды – это мировой рекорд фридайвинга

19 февраля 2020 в 20:52Андрей Рыбак
На одном вдохе. Наталия Молчанова На одном вдохе. 9 минут и 2 секунды – это мировой рекорд фридайвинга 9 минут и 2 секунды – это мировой рекорд. Так долго смогла провести под водой Наталья Молчанова ... читать далее »

Разное 1067

Ростов Великий. Город вне времени.

19 февраля 2020 в 17:03Андрей Бузик
Чудеса России. Ростов Великий. Город вне времени Сады и огороды, сонные улицы, обветшалые старинные дома. Сразу и не поймешь, что ты в городе. И трудно представить, что в реальности перед тобой ... читать далее »

Жития 252

Страдание святой мученицы Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила.

18 февраля 2020 в 16:38Андрей Бузик
Святая мученица Дорофея. День памяти 19 февраля(6 февраля по ст.стилю). В стране Каппадокийской, в городе Кесарии1, жила одна благочестивая дева, по имени Дорофея. Всё время она проводила в служении ... читать далее »

Природа 171

Телецкое озеро в трёх стихиях. Зима 2020

17 февраля 2020 в 17:05Андрей Бузик
Телецкое озеро в трех стихиях. Бушующее Золотое озеро, январь 2020. Алтайский заповедник, Телецкое озеро в трех стихиях, январь 2020. Представляем вашему вниманию очередной фоторепортаж о зимнем мире ... читать далее »

Картины 99

Искусство на основе притчи о блудном сыне

15 февраля 2020 в 16:48Андрей Бузик
Притча о блудном сыне является одной из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Сюжет ее обычно включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из ... читать далее »

Память 291

Памяти старца Ефрема (Мораитиса). Отец необъятно большой семьи

14 февраля 2020 в 10:34Андрей Рыбак
старец Ефрем (Мораитис). Апостол Америки Памяти старца Ефрема (Мораитиса). Отец необъятно большой семьи Преставился ко Господу СТАРЕЦ ЕФРЕМ ФИЛОФЕЙСКИЙ, или, как его еще называли, Аризонский. ... читать далее »

Фото 88

Село Кажирово, Вохомский район, Костромской области

13 февраля 2020 в 15:54Андрей Рыбак
Кажирово Село Кажирово, Вохомский район, Костромской области, 2014 год читать далее »

Детям 540

Белый медведь. Фильм Ю.Ледина (1975)

12 февраля 2020 в 19:48Андрей Рыбак
Мишка белый Белый медведь. Фильм Ю.Ледина (1975) читать далее »

Кино 34

Остров.

11 февраля 2020 в 20:26Андрей Рыбак
«Остров» Остров. Фильм Павла Лунгина, 2006 год Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Вымаливая пощаду ... читать далее »

Прочее

Яков Френклах о гонке "Ледовый шторм"

В этом году гонка байкальская гонка "Ледовый шторм" сложилась для спортсмена Salomon Russia Якова Френклаха по-другому, да и условия были немного другими, чем в прошлый раз. читать далее »

Путешествия

 Крузенштерн ,  Седов  и  Паллада  стартовали в мемориальной гонке

 Крузенштерн ,  Седов  и  Паллада  стартовали в мемориальной гонке. 200-мильная регата посвящена 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Впервые парусники ... читать далее »

Календарь 2381

21 февраля. Отдание праздника Сретения Господня. Великомученика Феодора Стратилата. Святителя Саввы II, архиеп. Сербского (1271).

20 февраля 2020 в 16:09Андрей Бузик
8 февраля по старому стилю / 21 февраля по новому стилю пятница 2-я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне День постный. Разрешается рыба Отдание праздника Сретения Господня. ... читать далее »

Общий 1166

УНЗР – это и есть печать антихриста (по благословению православного священника)

19 февраля 2020 в 19:36Александр В.А.
Биометрический паспорт с печатью антихриста «Уникальный номер записи в Реестре – это и есть печать антихриста» - так называлась первая публикация в газете «МИР» об УНЗР (№1, 2013, с. 8-9). ... читать далее »

Стихи 749

Земные вещи...

19 февраля 2020 в 10:56Владимир Лучит
Земные вещи, создающие иллюзию комфорта, но и требуя внимания, тем лишь опаснее ещё, что, умножаясь без числа, загромождают и сознание. читать далее »

Поиск Святой Руси 241

Западный феминизм -- начинает побеждать в России. Против русских мужчин и парней -- объявляют террор.

18 февраля 2020 в 14:38Владимир Русский
Сдай педофила. ЗАПАДНЫЙ ФЕМИНИЗМ -- НАЧИНАЕТ ПОБЕЖДАТЬ в РОССИИ. ПРОТИВ РУССКИХ МУЖЧИН И ПАРНЕЙ -- ОБЪЯВЛЯЮТ ТЕРРОР. Сегодня под прикрытием -- БОРЬБЫ с Педофилами -- любого нормального мужчину ... читать далее »

Интересно 468

Закон творческой самоорганизации материи.

17 февраля 2020 в 15:48Андрей Рыбак
Ковалева-Бронюкайтене Н.Б. Закон творческой самоорганизации материи (Ковалева-Бронюкайтене Н.Б.) Информация к размышлению читать далее »

Катастрофы 240

Цифровое скотство

14 февраля 2020 в 21:55Андрей Рыбак
Ирина Константиновна Мухина Цифровое скотство Кандидат физико-математических наук, консультант по Big Data Ирина Константиновна Мухина о месте человеке в новом технологическом укладе, о ... читать далее »

Литература 346

Рождественская груша

14 февраля 2020 в 10:30Андрей Рыбак
Рождественская груша Рождественская груша Я родилась в послевоенные годы, в степном краю, где ещё не было садов-огородов, зимой стояли трескучие морозы, а летом дул ветер-cуховей. В начальных ... читать далее »

Творчество 376

Петр Ильич Чайковский. Между раем и адом.

13 февраля 2020 в 12:08Андрей Рыбак
"Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что Он дал мне веру в Него. При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, что бы я был, если б не верил в ... читать далее »

Воины 308

Юрий Гуляев - Усталая подлодка

12 февраля 2020 в 16:18Андрей Рыбак
Подводная Лодка в Морях Благодати Юрий Гуляев - Усталая подлодка (1966, пластинка) читать далее »

Еда 367

Рецепт приготовления селедки

11 февраля 2020 в 17:09Андрей Рыбак
Рецепт приготовления селедки Рецепт приготовления селедки Приготовив по этому рецепту селедку раз и навсегда откажетесь от рыбы горячего копчения. Ароматная вкусная селедка легко отделяется от ... читать далее »

Горные лыжи

Софья Матвеева и Сергей Майтаков - победители в первом слаломе этапа Кубка России в Белокурихе

20 февраля в Белокурихе (Алтайский край) на ГЛК "Благодать" стартовал двухдневный этап Кубка России по горнолыжному спорту в слаломе. Прошли первыеи гонки у мужчин и женщин. Сильнейшей среди 35 ... читать далее »

Дайвинг

Подводная фотография. Брюс Мозерт   дедушка подводной фотосъемки.

Подводная фотография. Брюс Мозерт   дедушка подводной фотосъемки. В центральной Флориде много прозрачных источников, и один из них   Силвер Спрингс, небольшое озеро, заполненное чистейшей ... читать далее »

Духовное 825

Образ Троицы и разделение человека на ипостаси

20 февраля 2020 в 09:38Андрей Рыбак
рай ОБРАЗ ТРОИЦЫ В РАЗДЕЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА ИПОСТАСИ. ЧАСТЬ 1 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку АДАМ, ЕВА И ИХ СЫН Уже в самом творении человека ... читать далее »

Эсхатология 576

Цифровизация приводит к слабоумию. Цифровое безумие.

19 февраля 2020 в 18:31Андрей Рыбак
Цифра засасывает в ад. Шокирующий доклад Курпатова в Совете Федерации: Цифровизация приводит к слабоумию читать далее »

Церковь 595

Духовные наставления старца Ефрема Аризонского

18 февраля 2020 в 23:03Андрей Рыбак
Старец Ефрем Филофейский Духовные наставления старца Ефрема Аризонского Восьмого декабря отошёл ко Господу старец Ефрем Аризонский (в миру Иоаннис Мораитис; 1928–2019), духовное чадо преподобного ... читать далее »

Патерик 164

Наставления архимандрита Кирилла (Павлова)

18 февраля 2020 в 10:18Андрей Рыбак
Архимандрит Кирилл (Павлов). Наставления архим. Кирилла (Павлова) 20 февраля мы вспоминаем архим. Кирилла (Павлова). Духовные чада афонского старца Симона (Безкровного) подготовили фильм по ... читать далее »

Мир 300

10 заповедей казака?

17 февраля 2020 в 13:03Сергей Р
Государь Николай II В этих Заповедях нет Самой Главной Заповеди: "Честь, Слава и Жизнь Царя-Христа дороже личной чести, славы, жизни Казака и всего Казачества"! Вот почему Казаки, наряду с ... читать далее »

Лица 418

Выстраданные истины Виктора Сухорукова.

14 февраля 2020 в 16:58Андрей Бузик
От автора: Сегодня актера Виктора Сухорукова можно назвать успешным и блистательным. Народный артист России постоянно занят в театре и кино, играет главные роли (большую известность ему принесли роли ... читать далее »

Святые 166

Мученик Трифон в Москве.

13 февраля 2020 в 16:56Андрей Бузик
Святой мученик Трифон 14 февраля Православная Церковь вспоминает святого мученика Трифона Святой мученик Трифон родился в начале III века близ города Апамеи во Фригийской области. Помогая родителям, ... читать далее »

История 466

С новым годом (1935 год). Кинохроника

13 февраля 2020 в 10:58Андрей Рыбак
Альпинисты водрузили Государственный флаг СССР Название кинодокумента: "С Новым годом" (1935) Арх. №5246 Аннотация: Московские улицы накануне Нового года. Продажа хлеба после отмены карточек. ... читать далее »

Шутка 157

Таньки грязи не боятся

12 февраля 2020 в 14:06Андрей Рыбак
Любовь – это купание =) Таньки грязи не боятся читать далее »

Праздники 266

Собор трех святителей: почему именно эти три человека так важны для Церкви?

11 февраля 2020 в 16:38Андрей Бузик
Собор трех святителей: почему именно эти три человека так важны для Церкви? 12 февраля мы празднуем Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. ... читать далее »

Дайвинг

"Мы взяли отметку в 111 метров". Как российские дайверы ставят рекорды в ледяных морях

Большинство современных достижений по северным глубоководным погружениям принадлежит специалистам подводного исследовательского отряда Русского географического общества (РГО). Об опыте погружений и ... читать далее »

Дайвинг

Третья Акваконвенция AFT прошла в Казани

Третья Акваконвенция AFT прошла в Казани. 15-16 февраля состоялась уже третья Международная аквафитнес конвенция АФТ   Казань 2020. Традиционно в рамках конвенции прошли мастерклассы и воркшопы по ... читать далее »

© 1999-2020 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru