и. Владимир
православный христианин (священник)
|
Когда-то посчастливилось написать о творчестве Крапивина, но не всё. Наверна эта тема будет интересна крапивинцам, если таковые есть здесь...
...наткнулся на "Тополиную рубашку".Вот хотелбы и поделится своими наблюдениями.
Претендую на универсальность и даже научность:))
Вначале речь идёт о тополе.
У дерева ствол один, зато веток много. Такое и внутреннее наше существо. Мы состоим из тела и души. Уже как минимум две ветви... А из чего состоит душа?..
Я уверен и это моё твёрдое убеждение - душа создана для общения с Богом.
Я нашёл у Крапивина, что когда-то к этой мысли прикасался и он.
Подтверждение этому вот эти слова: "Ну зачем тебе этот самолёт? Отдай...Вовка с Толькой делали, старались... ну пожалуйста..."
Это обращение к другому миру. К вышнему! Тут нужно остановится на Тополе, как на отдельном персонаже ТР. И зачем он нужен... И как так получается, что к нему можно обращаться?
1.Автор отделил реальность с Тополем от "сказки" с "ведьмами" и наотрез отказался, мол "сказки" не было. Я считаю, что было на самом что ни на есть на самом деле! В духовном мире. Духовный мир действительно отделён от материального как какой-то завесой. Но только не в душе человека. Два мира пересекаются только в одном месте на Земле - в душе, живой душе. И каждый проявляет себя. Человек знает не по наслышке, что значит жить на земле и за её пределами, раз он живёт и там и там, то у него есть удивительнейшее свойство - он может выбрать предмет материально мира, имея ввиду, что этот предмет изображает предмет духовного мира. Так рождаются образы. Часто, правда, образы не обязательно являются изображением предмета духовного мира. Бывает так, что порой они изображают другие предметы материального мира. Здесь поднаторели рекламщики. Образ коровы на лугу изображает какой-нибудь йогурт, а соревнования между деревнями - чистящее средство. Этого полно, но вот образ духовного мира встретишь не каждый раз. Например, когда приёмных родителей Гарри Потера заваливают письмами с вызовом в Хогвардс, то это значит, что мальчишка избранный. Когда еврей отказывается ехать в Израиль (новый фильм Спилберга "Мюнхен"), то это образ лишённости отечества - я бы сказал Небесного Отечества. А лев в "Хрониках Нарнии"? А Тополь в ТР?
Вот Тополёк обращается к Тополю.
Тополь крепкий, огромный, серхъестественный и добрый. Он настолько много вынес в своей жизни, что прочно врос в жизнь мальчика как "незыблемый, вечный", поэтому Тополёк обращается к Тополю, как к живому и... всемогущему. Он может стряхнуть из своих ветвей, которые где-то теряются в небе ("Тополь до неба") самолётик.
"Ну зачем тебе самолёт...отдай..." - это молитва. Ну а почему бы сыну на просить о чём-нибудь своего отца? Если мы видим, что сейчас дети нагло требуют от своих родителей, то это не показатель правильности. Естественнее для малыша просить. Так что Тополёк просит Тополя. Но раз они в разных мирах(Тополь ветвями где-то там, про что Крапивин сказал "этого не было" то есть в небе, а Тополёк у его подножия, приземлённый и неспособный влезть на небо, то есть на земле), поскольку они в разных местах, то Тополёк молит своего отца! Здесь есть обращение "Тебе", просьба - "отдай" - "сотвори милость, подай благ, помилуй". О старавшихся Вовке и Тольке - "Господи, кроме Тебя иного не знаем".
Тополёк просит у Тополя.
2 Тополь - это точка отчёта! Тополь - образ Бога: "Тополь терпел и не обижался" мячики, инициалы, пугачи, сердца со стрелами... "Незыблемый, вечный", "Тополь до неба"! Тополь - образ вочеловечившегося Бога: и железный штырь в него вбивали. Вбивали ведь!
Тополёк изображает собой ум души. Если сравнивать два понятия "знание" и "вера", то в современном мире вера не ценится, считается устаревшей. Считается, что знания даёт компьютер, новые прогрессивные методики, а вере уже нет места. Тем не менее, когда вера поселяется в душе, с умом происходит переворот. Ум никогда не ощущал такой сладости будучи в союзе со знанием. Ум души - это нечто, что человек в нынешнем состоянии суеты не ощущает, а тем не менее, это часть нашего естества. Таким образом, мы и неполноценны, забывая, что есть у нас ум, пользуясь 16 часов в день логикой, интеллектом - то есть низшей частью самого ума - мозгами. Про ум очень хорошо знают поэты, говоря, как порой долго ищешь и вдруг осеняет. В этот момент поэты на миг познают свой ум. "И пришёл он по вдохновлению в храм"(Лк.2,27) . Как глаза у человека. Куда глаза - туда и весь человек.
Всё это я говорю о том, чтобы было понятно, где действие и кто действующие лица. Не хотелось бы вот так ставить научный штамп и говорить Тополёк - это ум человека. Такие слова, наверно, не передадут всей красоты тех вещей, о которых речь, поэтому речь конечно же о мальчишках, неугомонных искателей, истребителей зла и чистых даже со своими белыми грехами по сравнению с темнотой взрослого человечества. Дружных, смелых и отважных. Покорителей безкрайных просторов, освоителей не осваиваемых территорий. От которых не отделить ни подвига, ни чистосердечности, ни мягкости, ни братства. Наверное братство - то, что сразу и довольно ясно даёт понять особенность крапивинских мальчишек. "Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?" - сказал за сотни лет до Крапивина царь Давид. Что же хорошо, как ежели жити всей братии вместе – одной душой? "По любви узнают, что вы Мои ученики", говорил Господь. Вот если слова брата моего были бы для меня как мои собственные... Однако, идеализировать картину, конечно не стоит. Но вот защемило сердце от самолетика Серёжки, ангел он, да и всё тут, спасает Романа. Это человеческие мечты писателя Крапивина, в которых, к сожалению можно легко запутаться. И слова Господа, конечно, не могут быть приписаны КМ. В худ.книгах лишь намётки. Хотелось, чтобы вот так всё сразу просто и понятно - все его мальчишки словно ангелы, словно были бы безплотные. Они не прочь позабавиться, получить удовольствие от того, что и кто им дан, но они же и требовательны и безпощадны к себе... НО.
Трудновато у них, у КМ, с верой. Они знают, что есть Всадники, Прозрачные коты, Капы, рыцарство, безынды, разрывы в пространствах, знают, что бояться тополиной крови злодейски настроенные хозяева. Они даже в противовес взрослым-всезнайкам не задумываются о временных разрывах и перипетиях пространства-времени, то есть о вопросах знания. Но при всём этом никогда не спрашивают себя честно - по какой причине. Знание их не устраивает, а вера?.. Вместо веры они все в какой-то крайности.
В.П.Крапивин - человек сердечный, поэтому у него в его книгах звучит тема долга. Совести. Неразрешимости. Мальчишки носят в себе Безлюдные пространства, как Ёжики, который разбился, когда бежал навстречу поезду, но не понимают этого. Всё время таким образом звучит вопрос, раз это всё я могу делать - превращаться в самолёт, переходить из пространство в пространство, менять траекторию снаряда, не чувствовать тока, исцелять руками - то кто я такой? И этот вопрос конечно звучит в словах о Боге, всякий раз, когда об этом заговаривают на страницах книг Крапивина.
Кто такой носитель безлюдных пространств?
Но прежде о тополиной рубашке.
Об остальном в ТР можно сказать кратко: кровь Тополька - оружие против сумасшедшего Хозяина, потому что он сын Тополя, а сын имеет в себе силу отца.
Игра в карты - это образ удостоверения, подтверждение важного решения. Это определение судеб Божиих. Через этот образ (карты) выходит, что Тополёк избран. Как жребий, когда апостолы выбирали 12-го апостола по вознесении Христа.
Тополиная рубашка - это нечто летучее, мягкое и доброе. "Добрая рубашка". Одно удовольствие. Думаю, что это чистота души. Сердце, ясное, решительное и светлое. Просто так Крапивин это увидел, не совсем понимая, что это. Он понял лёгкость, шелковистость рубашки, удовольствие тела от неё, но не пришёл к выводу, к понятию что то за одежда. И что речь о духовном.
Одеться в свет и шёлк не претило никому никогда, так же как и мыться, ухаживать за собой, чтобы не произвести неверного впечатления на человека. И чистую душу всем иметь в себе хочется.
"Про все свои грехи говори" "Грехов было множество" "Играл недавно в чику" "для убедительности заревел "(грех лицемерия). "Вот такая история была на моей совести". А "ведьмы" мальчишку до конца выпытывают: "Я же не стащил!" "Не сташшил, а хотел. Совести (то есть,- их самих, которые и съесть могут) не побоялся..."
Помыслил только и вот - уже грех. И совесть ноет и угрожает.
"Колдовство", "игра в карты" заменяют собой молитву и смирение. Почему заменяют? В этом весь Крапивин. Он так захотел.
Тогда кто же "ведьмы"? Я уже упомянул, что это скорее совесть Тополька (ни одного лишнего персонажа). Уточню - совесть нечистая! Страдающая, от того, что допускает злые дела человека. Желающая сбросить оковы греха (браслеты). Стонущая, томящаяся. А чем же ещё являются пляски под луной? Это же мучение. Свалка, странное эхо. Странные люди... глухота, недопонимание...
Игра в карты означает то, что совесть разбудила душу (Тополька) и та взглянула в лицо фактам. Каким? Зван для жизни вечной. Главное, что сказала совесть душе - трудись душа ради своего облегчения.
Вот Тополёк и собирает пух - мало-помалу и приносит, сколько смог. Но по промыслу - столько сколько надо.
Не хочется трудиться! "дурак, что ли я возиться с пухом". Выясняет чей мешок. Думает - может нет духовного мира? Ан нет, есть..
Для чего же это всё? Час приближается. "Саван" сшит. Смерть не за горами. Совесть хочет освобождения. А по пути к заветной цели Её сопровождает Кто-то Сильный, не жалея совершать чудеса по пути. Лишь бы очистить всего человека! И человек в таком состоянии противления злу даже по водам ходит!
Увеселил Тополёк (т.е. Славка) этих ведьм, которые жили в баньке, почитал им Пушкина, а они за это время сшили ему эту самую тополиную рубашку. В ней он мог летать. Всех, кого видел Тополёк, были в браслетах, как рабы. – Ведьмы, которые изображают собой совесть, деда, прочих, кого он видел на свалке. Только лишь один персонаж непонятно – имеет на себе браслеты или нет: это Пяткин. Сам он говорит, что «свободен», ведёт себя как побирающийся алкоголик, и галантно приглашает ведьм «тряхнуть стариной» на свалке. Это именно он – предатель, продал Тополька злодею – Хозяину.
Тополёк тренируется летать в тополиной рубашке, достаёт мяч с глубины в это время ходя по воде, видит в отражении водоёма более решительного мальчишку, чем он сам – что потом во все произведения Крапивина перельётся (в частности в «Прохождение Венеры…»)…
Вообще ТР объясняет многое у Крапивина, если не всё…
О «Хозяине».
Я бы сказал, что хозяин всё же не злодей, он сила. Он может действовать.
"А он, вишь, в императоры всемирные метит. Я, говорит, весь мир без всякой войны захвачу, потихоньку." Ржавчиной. Тут мы видим ненасытность. Сила, сами понимаете, если её не сдерживать норовит подчинить себе всё. А вот способ – ржавчиной – это уже высшая математика для Хозяина, сам бы он до такого хитрого способа не дошёл бы. Думаю, что у него, как и у ведьм Крапивинских есть «консультант» - это Пяткин, интелигент, продавший душу.
Если у «Хозяина» тоже браслет, который если снять, то вся его злая сила исчезнет, то ясно, что это есть природа человеческая, естество - падшее, в оковах страстей. В позоре своём слушает бесов вместо того, чтобы Бога видеть... Проще сказать это тело. В скверне.
Как освободить тело? Настя: "С ним чтобы воевать надо твёрдо решиться". "Железная решимость", которую запеленговал хозяин ржавчины.
Почему Тополька увидели, хотя он прятался?
Почему Топольку удалось срезать ключ?
Засекли его потому что это всё в одном человеке. И дела совести естеству известны. Может ли совесть хоть что-то провести, если естество будет против? Не сможет никогда. Падшее тело желает наслаждений. Если только совесть не возьмёт себе в помощники Кого-то Сильнейшего! Потому и Топольку удалось срезать ключик. Вдруг "хозяин сокрушенно закачал головой и наклонился надо мною, как добрый дядюшка. Ключик закачался у меня перед глазами". Как на ладони! Злодей вдруг забыл осторожность!
Богу возможно привести естество наше пред наши руки - только бы у нас была та самая решимость - воевать со грехом, очистить тело и душу. Невидимо в сражении присутствует Сильнейший и помогает Топольку.
А сражение такое: "Гнилое железо листьев полосовало меня острыми краями... раздирали рубашку и кожу..." "Только нуждницы восхитят Царствие небесное". Это сражение до крови.
Вырастают Топольки непримиримые борцы со злом - мальчишки со шпагами.
Представьте, какое несчастье для мальчишки, когда самолёт пропал! Это всё равно если сын попал в тюрьму.
И вот Тополёк просит Тополя помочь. Как может так и просит. Душа общается с Богом. Каково общение! Какая борьба со злом. Какая шпага! Молитва! И сына освобождают из темницы. И увечье проходит и буря останавливается... И самолётик выпадает.
Вот такая ТР...
Как же всё-таки разобраться?
Вот в "Тополиной рубашке" Хозяин в непочёте, а в "Кораблике" Хозяин наоборот, главное действующее лицо?
Как спасается Кораблик из камеры с электричеством, а как три отрока из вавилонской печи?
У Кораблика свойство тела такое - нечувствительность к току. А отрокам явился Архангел Михаил, угасив пламень. Мне кажется, что ситуации удивительно схожие. И там и там - безвыходность. И в обоих ситуациях выход всё же найден.
Ангелом - "спасителем" в "Кораблике" является тело мальчика с особыми свойствами! Это тот самый Хозяин из Тополиной Рубашки, который если не на привязи, то рискует заржаветь... В печи же Архангел появился как Вестник Бога! спасение произошло сверхъестественно, независимо от тел...
Почему такое противоречие в творчестве Крапивина? Почему в ТР он воюет с Хозяином, а в "Кораблике" выказывает ему симпатии?
Думаете единственное это место в творчестве у Владислава Петровича? Вспомните, как Рыцарь "Дети синего Фламинго" нежится в постели, Вспомните, как обязательно находится девчонка, которая излечивает царапины и ссадины. Вспомните, наконец пентаграмму из "Голубятни". Это символ господства плоти над духом. В самой ТР как описывается тело! Что оно приобрело определённый цвет и что кожа сделалась особо закалённым...
Но при всех этих неожиданных симпатиях к плоти, у ВП есть и строгое отношение к плоти, даже чересчур. В "Детях синего фламинго" есть наказание каким-то приборчиком, и даже казнь. Мне кажется, что идея посадить Хозяина на привязь ВП не отпускала. При невольных симпатиях к плоти, он к ней испытывал и неприязнь. Мне кажется, что это характеризует всё творчество ВП. Это как подвижничество! Как аскетика! Нельзя с ней жить, но и без неё жить как(Апостол Павел говорит, что должно заботиться о плоти, греть её и лелеять, но мера!...)?! В этом стыке противоположностей, в этом подвижничестве и труде рождается мысль о мире горнем, нелинейном, духовном. И эта мысль присутствует во всём творчестве. ЧАЯНИЯ ДУХОВНОГО.
И осталось кое-что ещё, что тогда я не написал (а было это приблизительно год назад). Обидно конечно то, что такой родной тополь могли спилить. Но ещё страшнее, если такого незыблемого тополя, могучего до небес, мудрого и страшного нету в душе. Потому что (как об этом сказать?) Тополь - это пример невозмутимости, благодушия во всех житейских бурях, Тополь - это добрая сила, сметающая полки зла просто своим Молчанием. Тополь - это соединитель двух миров, путь, дорога вверх. В его неизведанныхх ветвях всё, что нужно малой человеческой жизни. Мы даже не может представить, сколько там всего. Может там целые долины сладких плодов, островерхие горы и снег на них? Леса, луга, солнце? Храм и нескончаемая, нескончаемая радость, как смех ребёнка... В его ветвях мир-загадка. Там полёты, невообразимая высота... необъяснимая даль. Удивление, воодушевление, безграничность. Уж точно сокровищ Тополя не перечесть. Его сокровища поражают мальчишеские сердца стрелами благодарности. Это старший товарищ, который всегда всё знает и невозможно друг без друга...
И вдруг тополя нет. Нет смысла жизни, спилен, повержен незыблемый. Душа без своей опоры, без помощи. И чего это у Серёжи Каховского не стало наставника? Почему он сам ушёл? Или его "спилил" автор, продолжая думать в колее ТР? Отчего это самолётик Серёжа летает, обучая Романа, - так же волшебно и с такой же волшебной целью, что и Тополёк летал?
Очень плохо, если нет в душе Тополя-наставника.
Конечно, реквием, который играет в начале повести про ТР - это реквием сломленной, одинокой, потерянной, обезображенной страхом и ненавистью души. В ней нет Тополя, основы всякого добра. В неё есть только тоска по тем временам, когда тополь рос. Душа без Бога очень болеет. Так, как Крапивин нарисовал человечный образ Тополя, так и душа сотворяет в себе образ Бога. Она же должна про Него что-то ведать. Этим образом она либо чтит, славит Бога, либо наоборот - проклинает. Всё язычество отсюда. Всё падение человечества от того, что образ Бога прославляемого не удержался в человеке.
Безбожие - это восприятие последнего предупреждения от Бога, как самой по себе разумеющейся награды. Тополёк приходит в баню, где должен клокотать кипяток и душить пар, но вместо этого видит бездействующий котёл. Если бы душа после смерти попала в ад и обнаружила бы там погашенный огонь, представьте себе, как бы она обрадовалась! Неразумно думать, что Крапивин детский писатель. Одно только это говорит о том, как рядом с его мыслями - вольными или невольными - дыхание смерти.
Вопрос смерти и жизни всюду в творчестве Крапивина. Сколько раз он задаётся вопросом о Боге. Порой абсолютно внезапно для читателя. Сколько же раз Крапивин ставит читателя перед нуждой в вере!
А здесь, в баньке это просто проситься так и понять - Тополёк в преддверии смерти. Но он жив, - за его грехи угли ещё не горят.
Забыл ли Крапивин идею бездействующего ада? А что тогда Безлюдные пространства? Безлюдные пространства – это бвнька из ТР. Безлюдные пространства у Крапивина – это милость Божья, негорящий ад. Как нам, грешникам часто далеки мысли о том, что и живём и дышим Богом. А вот Крапивину это близко. Он мальчишек своих приводит сюда - посмотрите, страх не страшен, боль не больная, зло не злое. Ад не ад.
Подводя итог остаётся сказать о жутком безсловесии героев Крапивина. Они хотели быть ангелами, но нет. Они хотели бы быть спасёнными, но нет, они хотели бы неумереть от встречи с поездом, но нет. Они все претерпели, как взрослые смерть, окунувшись в безкрайние просторы потухшей баньки, просторы исследованные крапивинскими астрологами, магистрами, чародеями, командорами и названные Безлюдными. НО НЕ МОГУТ НИКАК ОБ ЭТОМ СКАЗАТЬ. Словно бы и не умирали... Каждый раз в вопросе о Боге не знают, что сказать.
Носитель Безлюдных пространств - это претерпевающий смерть, он себя и окружающих невольно ставит перед вопросом веры, но не хотящий в этом сознаться. Ежики выжил или погиб от столкновения с поездом? И то и другое. Он стал некиим "ангелом хранителем" из "Прхождения Венеры".
|