Владимир М
 православный христианин нет доступа на форум
Тема: #64239
Сообщение: #3770618 06.09.13 22:35
|
(Страница 3) Теперь даю некоторые полезные дополнения.
1. Вот выдержки из творений столпа Православия св. Афанасия Великого, показывающие, что не познавшие Бога при жизни язычники и жившие под законом , - безответны.
" Все исполнено стало нечестия и беззакония, только Бог и Слово Его не были познаваемы, хотя не скрывал Он Себя от людей, и не простое дал им о Себе ведение, но многообразно и многократно раскрывал им оное... И благодать, сообщенная в образе Божием, достаточна была для того, чтобы привести к познанию Бога - Слова, и чрез Него - к познанию Отца... Если же вознерадят познавать Бога в самих себе , - имели пред очами дела творения, ... чтобы не оставаться в неведении о Создателе. Поскольку же нерадение постепенно нисходило к худшему, то Бог не оставил без Своего промышления и такую немощь, дав закон и послав ... пророков, чтобы ... близ себя имели учение... Итак, взирая на на величие неба и рассматривая стройность творения, можно было людям познавать и Вождя твари - Отчее Слово, Которое Своим промышлением всем дает познавать и Отца... Или, если и это было тяжело для них, то могли они беседовать со святыми и от них узнавать Создателя всех Бога и Отца Христова... А познав закон, можно было им также прекратить беззакония и жить добродетельной жизнью....
Внутри себя имея веру и царствие Божие, можем вскоре узреть и уразуметь Царя вселенной - Спасительное Слово. Да не оговариваются служащие идолам эллины и вообще никто другой да не обольщает себя, будто бы нет у них такового пути, а потому они имеют предлог к своему безбожию".
2. А вот выдержки из творений св. Василия Великого и св. Симеона Нового Богослова, разрушающие иллюзии о спасении и избавлении от мук без церковного таинства крещения .
"Ты, если не пройдешь через воду, не выйдешь из под горького диаволова мучительства... Как ты возвратишься в рай , не запечатлевшись Крещением ? Или не знаешь, что приставлено пламенное оружие (Быт. 3.24) хранити путь древа жизни!? (Св. Василий Великий).
"Неродившихся духовно ожидают тьма , огнь и мука вечная по определению Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, рекшаго : Аще кто не родится свыше - не может видети Царствия Божия (Ин. 3.3) . Рождением называет здесь Господь благодать Святого Духа..., что есть духовное Крещение и духовное рождение". (Св. Симеон Новый Богослов).
http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=853213
**О том, что Бог никого не "запугивает", но угрозы Божии - не пустой звук , и не обманный "воспитательный прием", а совершенно необходимая (хотя и неприятная для некоторых ) часть Истины , и о том, что , как угрозы, так и обетования реализуются, - ** я обязательно напишу подробно, дорогой Дмитрий Валерьевич. Дайте только время.
Пока же хочу посоветовать Вам (если захотите принять) не слишком зацикливаться на анти-юридизме. Есть две крайности в оценке "юридического аспекта" : 1) иудейско-католическое законничество и 2) протестантски-харизматическое "выплескивание с водой и ребенка" : высокомерно пренебрежительное отношение ко всем "правовым" понятиям и образам Писания и Предания , вплоть до термина "искупление".
На первом я не буду останавливаться: сейчас этим уже мало кто болеет.
А вот второй уклон появился в русском богословии в 19- 20 вв. , как избыточная (нездоровая) реакция на католическое влияние . В той или иной степени он затронул многих : и митр. Антония Храповицкого , и митр. (Патриарха) Сергия (в бытность его архимандритом) , и Новоселова.
Православный же подход равно чужд обоим уклонам.
Юридические понятия и образы составляют неотъемлемую часть Предания Церкви и запечатлены в Писании. Но ни догматы, ни домостроительство нашего спасения не могут быть постигнуты ни на основании одного только юридизма, ни при пренебрежении этой частью Предания или ее недооценке.
У нас иногда бывает нечто типа : "Не вкуси, ни же осяжи"...
Раз, мол, католики юридисты (в дурном смысле этого слова), то и от всего юридического надо бегать, как от "черной кошки".
Вот этот -то избыточный антиюридизм часто и приводит к тому, что добродетель страха Божия записывается в пороки, угрозы Божии в Евангелиях либо не воспринимаются вообще, либо относятся к кому-то другому, а христианин нацеливается с ходу шагнуть прямо в любовь.
Это из своего-то падшего состояния?!
Оба названные выше уклона по отношению к юридическому аспекту извращают аскетику личного христианского подвига и делают спасение труднодостижимым .
http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=858375
«Дух есть животворяй, плоть не пользует ничтоже. Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух есть и жизнь»).
В ЦС написании такие слова, как «Бог», «Дух» не выделяются (как в русском) большими буквами. О духе же человеческом Господа нашего Иисуса Христа в данном контексте нельзя говорить - не потому что мы отрицаем человеческую природу Богочеловека Христа, но потому что дух человеческий, т.е высшая способность в человеке все же сама по себе неспособна к оживлению: поэтому Господь (как человек) действительно «возмутился духом» , но ожил Он, будучи умерщвлен, (как Бог) Духом.
То, что проповедь Спасителя во аду была именно «о Духе» - это не «моя версия», а свидетельство таких великих отцов, как преп. Максим Исповедник: его слова по этому поводу ДВАЖДЫ цитировались в начале этой темы и мной, и Дмитрием Курмояровым.
Хула на Духа заключается не в том, чтобы выносить вердикт, где Дух святой, а где дух лестчий. Напротив: для правильной ориентации в духовной сфере необходимо «распознавание духов», критерии правильности которого дают апостолы Иоанн и
Павел , а впоследствии подробно изъясняют отцы-аскеты Добротолюбия. Хула на Духа
проявляется тогда, когда действия несомненно Божии приписывают ( как фарисеи и книжники) нечистому духу, т.е. выносят не просто вердикт, но заведомо богообвинительный вердикт.
До Христа Дух Свят , Дух Утешитель (как я уже писал) не был в мире , как доступная для всех ЖИВАЯ реалия. Как Бог, Дух Святой изначально – «везде сый, и вся исполняй» , а высшая человеческая способность (дух человеческий) и в ветхозаветных пророках могла откликаться на зов Духа и сообщаться с Духом Божиим.
Но изглаголанное пророком Иоилем излияние Духа « на всякую плоть» совершилось только на христианскую Пятидесятницу. В свете этого и надо понимать заложенную в дохристианской жизни потенцию либо радостной встречи и узнавания Христа и Его Духа , либо хулы на Него и еще большего озлобления. Ведь у душ , содержимых во аду , не было даже и иудейского «оправдания»…Иудеи соблазнялись телом Христа , Его человечеством . Но тело умерщвленного Господа оставалось во гробу, когда Он сходил во ад душою человеческой, неслитно и нераздельно соединенной с Духом. Христос – это пробный камень, как для живых, так и для мертвых.
В иудеях не сразу вызрела проявившаяся в полной мере при встрече с живым Богом хула на Духа : она развивалась через чреду отступнических поколений, гнавших и убивавших пророков. Живые иудеи не приняли Господа на земле, но наоборот - величайшая милость Божия привела их на апогей озлобления. Так же во аду – с их предтечами. Как Вы представляете , например, что явление Самого Носителя пророческого Духа может привести к покаянию нераскаянных убийц пророков! ? Каким-то магическим действием? Но его не совершал Господь на земле , - во аду ли стал бы совершать?
Нет. Все просто: залог хулы на Духа (или наоборот - славословия Отцу и Сыну и Святому Духу) был взят с собою в загробную жизнь. А явление Господа во ад высветило предопределенный самим человеком характер Его встречи. Так будет отчасти и при частном посмертном суде над каждым человеком , а в полной мере - на Страшном Суде.
http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=858673
**Сошествие во ад имеет вневременное пребывающее значение**
Безусловно!
Прежде всего – для ВСЕХ живых, чтобы они туда не попали.
Затем – для усопших христиан, не успевших при жизни взрастить плоды своего покаяния.
Для всех остальных – тоже, но только как усугубляющий вину фактор.
Снова повторяю отрывки из своих старых сообщений, из которых ВСЕ УМЕЮЩИЕ ЧИТАТЬ могут увидеть ту линию раздела , которая отделяет достоверное в Предании от примышлений и «бабьих басен».
**Кто же будет отрицать, что проповедь Спасителя в аду коснулась **всех готовых ее принять**, не исключая и тех, в ком лишь предсмертные страдания стимулировали покаяние, хотя оно при жизни и не успело принести плодов?! Если был человеком при жизни усвоен хоть какой-то залог благой вести, то недостающее и впрямь может быть гипервосполнено личной встречей с Богом и узнаванием Его – даже и в аду.
Ведь некоторые св. отцы высказывались в том ключе, что там где Господь – там рай.
И именно потому ад был взломан Спасителем , что, при схождении Его туда , невмещающийся рай разорвал ограды ада.
Здесь уместно вспомнить откровение Божие преп. Силуану Афонскому : «Я спасу всех, кто хотя бы раз искренне призвал Меня… , но только спасу, а потрудившиеся ради Меня будут Моими братиями и друзьями».
Вот тот максимум, за пределами которого душевный «гуманизм» по отношению к «противльшимся» становится анти-христианским !**
**Что из всего этого следует?
1)Конечно , то, что Господь вывел из ада только тех, кто УЖЕ направил в жизни сей свое произволение к Нему, пусть и не зная Его во плоти.
2) Тех, кто УЖЕ принес при жизни покаяние ( В Ветхом завете плоды покаяния пожинались при жизни – через продление жизни, отмену Божиих приговоров и т.д) . Вот недополученное и было получено.
3) Виновным же «удобопростительно» , оставшимся во аде, благовестие Христово о Духе дало надежду на восполнение Церковью Христовой их недостатка. Это касается «твари стенающей» (Рим. 18.19- 24), в «надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства в свободу славы детей Божиих» . Ведь недаром апостол Петр сразу после 1 Пет. 3. 19 говорит о крещении и проводит параллель с Ноевым ковчегом. Один св. Отец сказал так: «Если были во дни Ноевы спасшиеся от потопа , помимо ковчега, то и вне Церкви можно спастись». Спастись в полном объеме можно только в Церкви, а улучить хотя бы нечто от спасения – только через Церковь! . Вот смысл проповеди о Духе.
4) Для всех же остальных проповедь Спасителя во аду только усугубила их мучения, добавив предвкушение мучений уже вечных, а не временных**.
**По православному учению , залог спасения должен быть непременно положен в этой жизни, а недостающее может восполняться через
1) страдания плотию (вспомним, снова цитированное послание ап. Петра) – обязательно еще «во плоти» , в частности – при смерти - НО НЕ В АДЕ.
2) возрастание ( в частности, в потомках) семян добрых дел, посеянных еще при жизни.
3) по молитвам Церкви .
Никакого иного преобразования и доочищения через ад или полу-ад быть не может.
Кого же (из умерших до Христа) может коснуться молитвенное заступничество Церкви.
Господь Сам дает на это ответ: Принимавшему «праведника во имя праведника» , а «пророка во имя пророка» обещана «мзда» праведническая и пророчия.
Если же мы привлечем агиографические данные , то найдем много и других свидетельств тому, что язычники «невинно» не ведавшие Христа, так и пребывают в шеоле, впрочем извещенные о некоем снизхождении на Страшном Суде. Снизхождении! Но не спасении и уж, конечно, не о помещении в рай! **.
**Допускающие возможность спасения вне Церкви (бессознательно, конечно) богохульствуют.
Зачем же тогда Господь низпослал Святого Духа на Пятидесятницу? Так бы и ограничился
собственным Воскресением - далее все само собой пойдет, как по накатанному? Выходит, что Господь Бог совершил какие-то излишние , ненужные дела ? А сонм святых , празднованием памяти которых мы завершаем Цветную Триодь? Кто они, как не живые свидетели УСВОЕННОГО лично спасения? Вне Церкви есть такие свидетели?
Какая загробная проповедь и загробное оглашение?
ДОНЫНЕ ДЕЛАЕТ Господь. Бог промышляет о каждом человеке . Это церковный догмат! Доныне не прекращается Его проповедь, и ВСЕ желающие могут ее слышать. Церкви открыты. Предваряющая проповедь идет и вне Церкви. Она тоже никогда не прекращалась. Через потрясающие душу человека обстоятельства, выводящие его из жизненной спячки, через встречи с Его посланниками, и иными многобразными способами проповедует там Господь. Воспринявший нелукаво "Глас Его" вне Церкви обязательно придет и в Церковь!
Разве Всеблагий Бог попустит человеку умереть, не сделав все необходимое именно для него , чтобы и он улучил спасение? Поэтому , если кто при жизни не входит в разряд спасаемых - он не оправдится. Ничем! Нет таких, которые "не могли бы воспользоваться" ! Вспомним евнуха из "Деяний апостольских"... Как только появилось желание, так и Филипп сразу был послан! Или Бог пременился с этих времен? Если новая проповедь Христа во аду возможна, то и распяться заново Господь тоже должен? Не будет этого!
Могут спросить: как же тогда получается, что люди все же умирают , не соединившись с Церковью, по не зависящим от них причинам (как некрещеные младенцы)? Наверно так: там, где Господь провидит умножение зла в человеке, Он забирает его в невинном состоянии - чтобы избавить создание Свое от сугубой ответственности**.
http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=860204
Ни один (повторяю, ни один! ) из отцов Церкви никогда не говорил о том, что некрещеные младенцы спасутся - в том плане, что попадут в "рай" и будут блаженствовать с Христом, Которого они не знали.
Я, в своих публикациях, не высказывал НИКАКОГО личного мнения по данному вопросу, а только приводил слова св. отцов. В святоотеческом наследии максимально благоприятным для посмертной участи некрещеных младенцев является мнение св. Григория Богослова и св. Григория Нисского - о том, что они не будут ни осуждены и наказаны, ни введены в Царство славы. Это мнение действительно, (при поверхностном рассмотрении) находится в противоречии с уверенностью другого великого отца - преп. Симеона Нового Богослова - в том, что никакого промежуточного состояния (кроме "бездны") между "царствием" и "геенной"; "чертогом" и "огненным мучением" - не будет. Этот отец недвусмысленно утверждает, что не будет никакого "упокоения", кроме царства небесного.
Для того, чтобы постичь , как же снимется кажущееся противоречие между двумя Богословами, которые от Самой Церкви, получили это почетное имя, надо побывать в тех состояниях, которые будут иметь воссоединившиеся с телами души после Страшного Суда. Лищь безумцы могут на это замахиваться , сидя за компьютером.
Поэтому я лично принимаю , как несомненную правду слова ОБОИХ ОТЦОВ , а все остальные домыслы, отбрасываю, как происходящие от лукавого. Попытка же превзойти обоих великих богословов или встать над ними арбитром представляется мне безумной.
Кое что, впрочем , становится более понятным, если мы данный узкий вопрос рассмотрим на основе всего того, что написано всеми отцами о рае и аде, о "геенне огненной" и "Царствии Небесном - царстве славы". И я в предыдущих своих публикациях уже вскользь затрагивал эти аспекты. Напишу и подробней.
Пока же скажу еще раз : по мнению многих св. отцов, "Царство славы, Царствие Небесное" - это не "рай" : это то, что неизмеримо больше рая земного, в котором обитал Адам до грехопадения.
"Геенна огненная" - это тоже не ад , идентичный с "шеолом". Это гораздо более страшное "место" или состояние.
Ни в Царствии Небесном, ни в гееене огненной некрещеные младенцы точно не будут . Где же?
Оставим этот вопрос Судии.
Во всяком случае, то что они спасутся (помимо Церкви) , улучив всю полноту открытого Господом спасения - это полностью исключено!!! Исключительно гадательно можно только дать некоторые предположения.
От отцов мы знаем, что и в позитивном, и в негативном загробном состоянии будут соответствующие состоянию душ различные градации как блаженств, так и мучений. От минимума до максимума. Так вот... Можно предположить , что некрещеные младенцы, в связи со своим отчуждением от Христа будут на самом минимуме негативного состояния, и его болезненность будет связана только с невозможностью видеть Его лица красоту неизреченную.
http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=861688
**1.Ад вечен или нет?
Перед тем, как говорить что-либо по этому поводу, напомню читающим ключевые слова преп. Симеона Нового Богослова.
"Велико и неудобоизъяснимо слово о будущем суде, т.к. касается не настоящих и видимых вещей, но будущих и невидимых. Почему и
хотящему беседовать о сем , и слушающим потребны многие молитвы, великое тщание и чистота ума".
Вам понятно, братия?
При отсутствии хоть одного из этих компонентов (будь то с моей, или с Вашей стороны) , наша беседа будет "на ветер".
Теперь о том, вечен ли ад.
Господь наш Иисус Христос, со Своей стороны, сделал все, чтобы сила ада и смерти была сокрушена. Дело за нами! Бог и не создавал ада! Но богопротивник - сатана был скован Ангелом, низвержен а бездну и заключен там "на тысячу лет" (Откр. 20. 1-3). Там где диавольская темница, - там и ад . Мучительное состояние ада не с Богом связано , а с диаволом. Если бы в "бездну" не был заключен сатана,
то состояние в бездне было бы нейтральным. Бог, как мы знаем, и диавола сотворил благим и не принуждал падать. Ад - это продиктованная человеколюбием Божиим локализация зла "во времени и пространстве" , ограничение "бездной" сферы его действия. "Ангел", сковавший сатану, по изъяснению многих отцов, есть Сам Господь. А "тысяча лет" - это время от первого до второго Его пришествия. Человеков же направляет во ад , так же, как и сатану, их свободный выбор - самоопределение в сторону ОТ ДОБРА, а значит КО ЗЛУ, т.к. зло (по отцам) не имеет самостоятельного существования, и возникает только при уклонении от целостности добра.
Итак. Вот этот "ад", как темница для диавола,как состояние душ грешников до Страшного Суда - временное явление.
Когда закончится "тысяча лет" , сатана будет освобожден "на малое время".
И выйдет на короткий срок, чтобы всех "своих" взять с собой в предопределенное ему "озеро огненное".
"Озеро же огненное" и такие его атрибуты, как "червь неусыпающий" (т.е. то, что будет адом после Страшного Суда) - ЭТО уже НАВЕЧНО!
http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=861885
То правда, что отдельные святые (их очень немного!) толковали слова Григория Богослова в ту сторону, что для некрещеных младенцев можно предположить "минимум" (без всякого знака вопроса!) позитивного состояния , т.е. некое неполноценное пребывание в Царствии Небесном.
Впрочем, если подобные предположения и высказывались , то только в частных разговоррах (как и в описанном Вами случае) и никогда не предлагались , как учение от лица Церкви.
Однако такое частное мнение, хотя и не противоречит буквально цитированным словам св. Григория Богослова, не поддерживается большинством отцов и полностью исключается косвенными указаниями великих отцов (например, Св. Симеона Нового Богослова) , писавших о том, что такое Царствие Небесное. Они разъясняли, что неполноценное (в слепоте) пребывание в Царствии Небесном невозможно. Потому, что сама такая неполноценность исключает блаженство и покой. Разъясняли также, что из "ничего" ни в коем случае , ни через какие заслуги Христа не возникнет уже за гробом ничего из усвояемого через благодать при жизни. Т.е. "развиться" из пустоты в наполнение никто там не сможет . И прозреть тоже.
Впрочем, мы знаем, что Господь "ключи от рая передал апостолам, а ключи от ада оставил при Себе". Почему Он так сделал? Потому, что знал нашу склонность к жестокосердию, могущую возникнуть и на апостольском уровне! Например, св. Дионисий Ареопагит рассказывает про такую, вызванную нечеловеколюбивой ревностью по Богу ошибку ап. Карпа, попытавшегося направить во ад конкретных грешников. И говорит, что Сам Господь явился Карпу , укорил его и привел снова в разум. Поэтому те кто однозначно направляет некрещенных младенцев во ад и на муки, конечно , неправы, т.к. повторяют ошибку Карпа.
Однако , здесь речь об этом не идет.
Но со всей определенностью опровергается мнение о "Царствии Небесном" для некрещеных - будь то даже невинные младенцы! Это полностью исключено! Теми самыми ключами от рая , которые даны апостолам!
http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=861915
2.**Что такое вечные страдания? И чем они отличаются
от вечного блаженства? **
Сначала повторю то, что я уже писал из отцов по этому вопросу.
**После Страшного Суда и воскресения мертвых сама реализация во всей полноте того, что уже совершено Спасителем будет для одних раем, а для других – адом. Так, например, "озеро огненное" не человекам уготовано, но диаволу. Но мы знаем, что возымевшие общее с ним, а не с Победившим его, тоже туда попадут , и сами будут в этом виноваты. Человеков же Божиих встретит тот «огонь», который Господь наш «пришел воврещи на землю» . Он попалит остатки греха в них , но он же и введет в царство славы. Важнейший философский вопрос : «Разные ли это огни?»
Вера Церкви дает основание, думать, что нет. Только для одних этот огонь будет попаляющим душу и тело, а для других освежающим и просвещающим. Поэтому мы не имеем права уходить в мир иной , не приняв уже в этой жизни хотя бы искр огня Святого Духа, что только в Церкви возможно.
В жизни вечной Бог будет все и во всем.
И по мысли таких отцов, как преп. Максим Исповедник, это -то и ввергнет одних
в вечное блаженство, а других - в вечную муку.
Возьмем только одно свойство Божие Любовь...
Разве мы не видим уже в этой жизни людей , которых жжет любовь человека? Жжет
потому , что внутри объекта этой любви -- ее противоположность. А святость?
Почему она кое-кого приводит в состояние "грогги"? Целомудрие?
Почему оно некоторым так ненавистно?
И это - по человеческим масштабам...
А там? Там изольется на нас Любовь Божия в ее полноте . Для многих это будет НЕВЫНОСИМО.
Вот вам и "геена огненная".
А червь неумирающий?
Ум -то просветлится. Нераскаянный грешник будет все понимать. Осознание собственной
вины в своей же гибели при невозможности что-либо исправить - это ли не вечно грызущий червь?**
А теперь продолжим.
Приведем дополнительные разъяснения св. отцов об одном и том же огне -
мучающем и карающем для одних и осиявающем других.
Вот св. Василий Великий толкует псаломские слова: "Глас Господа высекает пламя огня" (Пс. 28.7).
"Огонь, уготованный для мучения диаволу м ангелам его, рассекается гласом Господа, чтобы в нем было 2 силы: одна попаляющая, а другая - просвещающая. Мучающая и карающая сила того огня сохранена для достойных мучения, а просвщающая и осиявающая предназначена для осияния ликующих. Итак, для того - глас Господа , разсецающего и разделяющего пламень огня, чтобы мрачная часть была огнем мучения, а неопаляющая пребывала светом наслаждения"
Св. Марк Эфесский цитирует эти слова свт. Василия и разъясняет , что спасение от смерти, как уничтожения (или, как разделения души с телом) , открытое Спасителем, будет для грешников, нераскаявшихся при жизни, "ХУЖЕ ГИБЕЛИ", т.к. уничтожительная сила огня уничтожит их зло, самих же на веки соблюдет ("спасет") для вечного пребывания в огне.
Св. Симеон Новый Богослов пишет в Слове 57-м, что само явление Господа во славе и сиянии Божества в день Суда приведет к тому, что все остальное отстранится, "давая место Творцу своему". Господь в этом явлении все исполнит светом Своим и изольет на все огонь Своей Любви. Этот свет одних осияет - других обличит и полностью омрачит. Огонь одних облистает и оживотворит, других будет сожигать и мучить.
Дл кого же свет и огонь будут благотворны?
Св. отец недвусмысленно разъясняет это. Только для тех, кто при жизни добровольно вступил в очистительный огонь покаяния, т.е. сам судил себя и подчинялся благодати Святого Духа. Таковые унесут с собой залог сродства и к свету неприступному и к огню Божественной Любви.
Для остальных явление славы Божества будет в той или иной степени невыносимо. Причем для христиан, презревших заповеди Христовы , куда как невыносимей, чем для "не ведавших Христа".
Вечное мучение - это "смерть вторая" , при которой навечно отчуждившиеся от Святого Духа души в своей духовной мертвости пребывают, "как в бочке" в своих обновленных телах.
|