Кристина Леонидовна
католик
Тема: #64197
Сообщение: #2434815 27.10.06 22:30
|
...и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр.4:6-8)
Но что значит «ни днем, ни ночью не имеют покоя»? Это означает, что космическое богослужение есть особый род богообщения и его участники — духовные небесные существа, то есть ангелы и люди — находятся в постоянном общении с Богом. Ведь цель богослужения — в богообщении…
Александр Мень "Читая Апокалипсис"
Проповеди о Божественной литургии
Из проповедей Епископа Серафима (Звездинского),
произнесенных в храме Дивеевского монастыря
Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех прекраснее роза — Божественная литургия . Дивны драгоценные камни Церкви нашей — обряды, но всех их ярче блистает бриллиант — Божественная литургия . Все источники, все ручейки — таинства наши сливаются в глубочайшем святейшем таинстве Божественной литургии .
Все отцы Церкви с восторгом говорят о ней. Блаженный Августин, святой отец Западной Церкви, так восклицает: «Твоя премудрость могла бы сотворить, могла бы создать для человека ещё более чудные цветы на нивах, но Твою любовь Ты исчерпал до конца в Божественной литургии »… Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий, чудный дар; ангелы Божии, если только можно это выразить на нашем человеческом языке, завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело, Кровь; они мириадами слетаются там, где приносится Божественная Жертва, с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица и в славословии прославляя великую тайну, совершающуюся здесь. Вот как святые отцы говорят о Божественной литургии , вот как благоговели они перед нею.
Древние христиане хорошо понимали, какое счастье дано людям в таинстве причащения, они каждый день приступали к святой чаше, так чиста была их жизнь. Много названий дано Божественной литургии . Первое — «Пасха» называли её древние христиане и отцы Церкви. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Кто бывает за Божественной литургией , тот уподобляется возлюбленному наперснику Христову, потому что литургия есть Тайная вечеря, и мы, вкушая Святые Тайны, как бы к сердцу Христову припадаем, слышим его биение. Второе название — «трапеза», потому что здесь предлагается нам небесный хлеб, Тело, Кровь Христовы Животворящие. Третье — Евхаристией, благодарением, называют её. Четвёртое — общением; вот ещё одно название литургии, потому что мы в таинстве причащения вступаем в величайшее общение со Христом, через таинство это Он проникает во все частицы нашего тела. Пятое — обедней называют литургию у нас в том же смысле, как название «трапеза»; «обедня» — обед, пир, на который Господин зовёт Своих рабов через слуг Своих.
… Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа...
…Пророк Моисей, пася стадо, увидел купину, терновый куст, который горел и не сгорал. Он хотел приблизиться, но услышал голос: Моисей, сними обувь с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, свята.... И ещё более знаменательные слова говорит Господь Моисею: В скинии (это первоначальный храм) положи передо Мною хлебы предложения и полагай их во все дни жизни. Эти хлебы предложения лежали неделю, а после в субботу съедались священниками. Эти хлебы были прообразом Святых Таин.
Соломон говорит: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его... приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное». Видите, здесь повторяются слова те, которые мы слышим каждую литургию... Так царь Соломон только предчувствовать мог святейшую тайну Божественной литургии .
…и в Ветхом и в Новом Завете говорится о великом даре Божественной литургии .
...Святые евангелисты и святые отцы так описывают первую литургию: … Тот, Кто был и Жертвою и Служителем этой первой литургии, — Спаситель омыл ноги ученикам и возлёг с ними. Далее говорится: Христос взял хлеб... Нет, не хлеб взял Он в Свои пречистые руки, не хлеб, а тебя, душа грешная, тебя взял Своими чистейшими, святейшими руками. Взяв хлеб, Он возвел очи, поднял их к небу, к Отцу, хвалу воздал Отцу, показал Ему взятую грешную душу, как бы говоря: «Я беру эту душу, покупаю её, но не за золото и не за бриллианты — покупаю Я её Кровию Своею, мукою крестною». Потом сказано: Христос благословил хлеб, вероятно, ожидая Свою крестную смерть. Он сделал на хлебе знамение креста. Господь возблагодарил, преломил затем хлеб. Нет, не хлеб Он преломил — плоть Свою раздробил Он... После этого Христос раздал хлеб ученикам, а при этом Он сказал те слова, которые повторяются каждый раз во время литургии: Приимите, ядите... Пийте от нея вси... Сказав эти слова, Христос Спаситель прибавил совет нежный, любвеобильный: Сие творите в Мое воспоминание.
Этот Новый Завет, установленный Христом Спасителем, великую радость внёс в жизнь людей. Вкусив Тела и Крови Христа, люди приобщались Божественному естеству, впервые вошёл в дом их души Господь. Душа людей стала храмом Божиим. О, какое это бесконечное, великое счастье.
Первые последователи Христа не забыли завета Его: Сие творите в Мое воспоминание. И вот уже девятнадцать веков на земле приносится бескровная Жертва.
В течение девятнадцати веков не было ни одного дня, в который не совершалась бы Божественная литургия . И не прекратится она, пока существует мир, земля наша пока существует.
Никакая сила вражия не потушит лампады, зажжённой Лучом Божества. Сатана поднимал бури, воздвизал жесточайшую брань, заставлял бушевать волны страстей — всё это для того, чтобы потушить светлую лампаду, литургию Божественную , — но не удалось ему это и не удастся. С пришествием антихриста снова начнётся гонение на литургию, снова придётся ей скрываться под землею, как во времена первых христиан. Но и во времена антихриста будет совершаться литургия , и в последний день мира, когда ангелы соберут на суд всех людей, и живых, и вставших из гробов,— и в этот день будет совершена Божественная литургия , только на небе совершена она будет.
…берегите эту Божию лампаду, любите литургию Божественную , старайтесь насытиться из этого источника жизни. Считайте потерянным день, когда вы не будете слышать литургию. Церковь всех зовёт на этот пир Божий; даже тем, кто остался дома по нужде, матерям семейства Церковь старается ударами колокола к «Достойно» напомнить, что в храме в этот момент совершается Божественная страшная литургия .
…в Антиохии … гонителями был захвачен священник Лукиан со своею паствою. Они уже были приговорены, и паства с грустью сказала Лукиану: «Отец наш, как же мы причастимся Святых Таин?» Лукиан неподвижно лежал на помосте, ноги его были скованы, встать он не мог. «А есть ли у вас хлеб и вино?» — спросил он. «Добрые люди принесли всё это, — ответили ему, — только как же совершать ты будешь литургию, даже и престола нет у нас?» «Принесите хлеб и вино, положите их на грудь мою, пусть она будет живым престолом для Пречистых Таин Господа», — воскликнул заключенный священник. И принесли хлеб и вино на грудь Лукиана, и совершена была литургия Божественная , во время которой причастился сам Лукиан и все остальные христиане.
Так древние христиане совершали литургию. Не было у них установленных молитв и обрядов. Литургию во время гонений они совершали под землёй, в катакомбах. С вечера начиналась служба и с восходом солнца кончалась, но не потому, что уставали верующие молиться, а потому, что было опасно жить христианам. В разных местах языческого мира совершалась литургия, но не везде каждый день; в одних местах — четыре раза в неделю, как говорит о своей пастве святой Василий Великий. В более раннее время христиане собирались каждый день, но особенно в день воскресный, который они называли днём Солнца и днём хлеба, в память Воскресения Христова, Солнца правды, и в память хлеба — святого причащения.
Служба начиналась с чтения святого Евангелия и посланий апостолов, а потом начиналась молитва. Говорились и читались молитвы не по молитвеннику, а из сердца; молитва была пламенная, импровизированная. Сердца, возгретые благодатью Духа Святого, издавали дивные гимны и песнопения. Не сохранилось почти ни этих молитвословий, ни поучений, только в отрывках более поздних времён находим мы указания, что некоторые из наших молитв в литургии повторяют песнопения древних христиан.
…первые христиане действительно пребывали душою с Господом, не замечая времени, не чувствуя усталости, и только заря заставляла из осторожности разойтись по домам верующих, которые сошлись на молитву вечером. Так долго молились они.
В Деяниях святых апостолов об этом говорится; видна продолжительность их молитвы в том месте, где описывается чудесное спасение от смерти отрока, упавшего во время проповеди апостола Павла из окна. Так пламенна была молитва и вера христиан, что они не замечали времени. После долгой молитвы начиналось причащение всех верующих. Древние христиане причащались каждый день, мужчины и женщины. Позже причащались реже, но не менее одного раза в неделю. Для принятия Святых Таин верующие подходили прямо к престолу, так как тогда иконостас не отделял алтаря от храма. Сначала причащались все мужчины, потом женщины; больным или занятым службой святое причащение диаконы носили на дом. Так чиста была жизнь первых христиан, что они могли каждый день быть готовыми к святому причащению.
Вот какова была литургия в древнее время. Если вас теперь спросят …что такое литургия Божественная , отвечайте, что она — завещание Спасителя нашего. Он Своими словами: Сие творите в Мое воспоминание — оставил нам как бы завещание совершать литургию и вкушать Его Животворящее Тело и Кровь. Скажите, что литургия — это бриллиант, дивный подарок Христа. Литургия — это река укрепляющая, освежающая, истекшая из ребра распятого Иисуса. Литургия — это мост золотой, по которому только и можно прийти к вечной жизни. Любящие же литургию, этот бриллиант неоценимый, эту реку, несущую нам жизнь, помните это завещание Христа, идите этим золотым мостом, который спасет вас от пропастей ада.
...Я уже назвал вам литургию Божественную …лампадою Божией, рекою животворною, бриллиантом драгоценным. Но река эта не была окружена берегами, бриллиант был без оправы. Литургия Божественная не имела ни установленных, постоянных молитвословий, ни постоянных обрядов. По преданию, от времён апостольских называли литургию апостола Иакова, брата Господня, апостола Марка и апостола Петра, но это не был обязательный для всех чин литургии — до IV века порядок совершения литургии и песнопения её устанавливал каждый епископ для своей паствы. Вы уже знаете, что древние христиане так были сильны духом, так пламенно молились, что их молитва продолжалась всю ночь, они не знали, что такое усталость во время моления.
Но постепенно охладевала огнепламенная молитва, верующие стали тяготиться целонощной молитвой, пропускали литургию, и вот тогда-то, снисходя к их немощи, святой Василий Великий составил более краткий, чем древний, чин литургии. Её у нас совершают десять раз в году. Святой Иоанн Златоуст ещё убавил песнопений и составил более краткий чин литургии. Бриллиант получил драгоценную оправу, реку ввели в прекрасные, цветущие берега, лампада получила оправу светлую.
…о.Иоанн Кронштадтский, пламенный служитель литургии , говорит: «Упади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя быть на Своей страшной святой литургии».
Всякий храм …состоит из трёх частей: притвора, средней части и алтаря. Притвор в древнее время служил для молитвы оглашенным, то есть людям, готовящимся к принятию крещения, и припадающим — так назывались люди, за, большие грехи лишённые права стоять со всеми верующими. Припадающими они назывались потому, что кланялись каждому входящему в храм и просили: «Помолись за нас, мы много прегрешили».
Средняя часть храма не отделялась раньше той плотною перегородкою, которая называется иконостасом. Она появилась только во время Василия Великого. В его житии так описывается причина того, что святитель устроил иконостас. Василий Великий принял крещение уже взрослым, купелью ему послужил священный Иордан, где крестился Господь Иисус Христос. Пред крещением Василия блеснула молния и из неё вылетел голубь, опустился и всколыхнул воду. В память этого чуда над престолом того храма, где служил Василий уже епископом, висел серебряный голубь, сделанный для святителя одним ювелиром.
Василий всегда пламенно молился в храме, и за это Господь всегда посылал ему чудо: во время преложения Святых Даров голубь трепетал крыльями, как живой. Однажды святой Василий произнёс слова: «И сотвори убо Хлеб сей...» — и заметил, что голубь остался неподвижен. Смутился святитель, упал на колени и стал молить Бога открыть ему причину Своей немилости. Перед престолом стояли диаконы, чтобы отгонять от Святых Даров насекомых, которых так много на Востоке, — и видит святой Василий, что один из диаконов засмотрелся на красивое женское лицо. Возгорелся ревностью о славе Божией пламенный Василий, изгнал диакона, отстраняя его от службы, и после этого Господь опять явил Своё чудо. С этого времени и ввёл святой Василий иконостас, чтобы не развлекались священнослужители во время молитвы. Вначале иконостасом служила лёгкая завеса, потом явилась лёгкая перегородка, и уже позже современный наш иконостас.
...даже в Сионской горнице первая литургия состояла из трёх частей.
На Тайной вечере прежде всего было приготовление. Господь сказал ученикам: Идите, приготовьте нам горницу. Затем Господь возлёг с двенадцатью учениками (но Иуда не досидел до конца трапезы, «исшел», как исходят оглашенные — не имеющие крещения). Наконец, …Господь начал священнодействие: под видом хлеба и вина дал ученикам вкусить Плоти Своей и Крови Своей. … еще во времена Моисея Господь заповедал, чтобы верующие не приходили к Нему «тщи», без жертвы. Это правило строго соблюдали первые христиане; вместо животных, которые служили жертвою во времена Моисея, они приносили хлеб и вино. Алтарь в древности разделялся на три части — собственно алтарь и две боковые части: ризница, по-нашему сосудохранилище, потому что там хранилась утварь храма, здесь же облачались диаконы. По-гречески она называлась «диаконик». С другой стороны находился жертвенник, или предложение — где теперь жертвенник. Там стоял стол, на который верующие полагали хлеб и вино. Вот откуда получила наименование просфора, которая означает «приношение». Эти жертвы так были распространены, что святые отцы говорили: «Да будет стыдно людям, имеющим достаток, причащаться чужим хлебом». Из этих хлебов священник выбирал лучший, хорошо выпеченный и употреблял для причащения, а так как тогда причащались почти все верующие, то приходилось употреблять несколько хлебов и несколько чаш. В литургии святого апостола Марка так и просится у Господа ниспослать Духа Святого на хлебы и на чаши сии.
…Совершается литургия на пяти просфорах… в память пяти язв Господа нашего Иисуса Христа.
…сами ангелы завидуют тому, что нам дарован такой драгоценный дар, и, чтобы присутствовать при совершении литургии, они покидают небесные чертоги. Это присутствие ангелов видел преподобный Серафим. Ученики преподобного Сергия видели сослужащего ему ангела, и о других святых имеются такие же свидетельства. Как же нам не оставить всё житейское, чтобы вкусить от этого источника жизни?
Если вас спросят...кто вы такие..отвечайте: христиане. Да, христиане — вот почётное имя. За это имя не жалели жизни своей первые христиане, за это имя мученики принимали жестокие муки, даже смерть. Что же отличает звание христианина от всякого другого? Чаша животворящая. Христианин — один из людей всего мира воспринимает от Божественного естества Христа Спасителя. Причащается христианин за Божественной литургией , вот почему нужно так дорожить литургией . Опять повторяю вам: считайте потерянным день, в который вам не удалось побывать за этой Божественной службой. Это Божия лампада, зажжённая Христом Спасителем, это — бриллиант, купленный Его Кровию.
…Нет ничего не земле драгоценнее Божественной литургии. Если собрать драгоценности всего мира, выкопать всё золото, все драгоценные камни, достать со дна морского весь жемчуг и положить на одну чашу весов, а на другую — литургию , литургию , совершённую простым сельским священником в самом бедном сельском храме, то чаша весов с Божественной литургией перетянет.
… из всех чудес самое величайшее, непостижимейшее, предивнейшее чудо есть Божественная литургия, Евхаристия. Ради Божественных Таин солнце на небе светит днём, и луна ночью, и звёзды небесные тихий свой свет посылают, и земля даёт хлеб свой — да будет Агнец Святой на престоле. Только ради Божественной литургии даёт земля плод свой; хлеб, которым мы питаемся, — это крохи от трапезы Господней.
Божественная литургия - … точный снимок всей земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. От Вифлеема, куда Пречистая Дева пришла для переписи и где родился Господь, и до Иордана, от Иордана до Гефсимании, от Гефсимании до Голгофы, от Голгофы до Воскресения, от Воскресения до Елеонской горы — всё видно в литургии. И хотя мы не принадлежим к числу тех блаженных, которые жили во время пребывания Господа на земле, кои имели величайшее счастье видеть Его лицом к лицу, но, обладая драгоценным даром, оставленным нам Господом, мы почти так же счастливы, как и они.
Как мать иногда ведёт дитя за руку, иногда сидит около него и наблюдает за ним, а иногда берёт в свои объятия его, ласкает, лелеет и питает, так и Господь во всех службах церковных и в домашней молитве как бы держит нас за руку, наблюдает за нами издали, а в Божественной литургии Он берёт нас в Свои объятия, сажает нас с Собой за стол и питает нас от Своей трапезы. Во всех службах, кроме литургии , мы говорим с Господом как бы по телефону, а в Божественной литургии мы говорим с Господом лицом к лицу, мы как бы непосредственно говорим Ему свои нужды, лично благодарим и молимся Ему. Оттого молитва Божественной литургии действенней, чем за какой-нибудь другой службой. Потому за покойников установлено молиться за Божественной литургией . Особенную отраду вносит она в души усопших. Божественная литургия — окно, прорубленное Господом в грешном, неверующем, прелюбодейном мире, в которое входит свежий воздух. Не будь этого окна, верующие задохнулись бы. Божественная литургия есть единственное верное основание, на которое мы должны наматывать нить своей жизни. На что иное намотаешь? На славу? Но это основание гнилое. На богатство? Но это основание непрочное. И что ни назовёшь — всё непрочно, всё гнило. Единственное основание истинное, единственно крепкое есть Божественная литургия .
Христиане первых веков христианства ежедневно присутствовали при Божественной литургии и причащались Святых Животворящих Христовых Таин. Тогда настолько свята и непорочна была жизнь христиан, настолько жили они всегда в Боге, что жизнь их была настоящим приуготовлением себя к принятию Святых Таин и не требовалось особой подготовки. Если же христианину приходилось отлучаться или путешествовать, то все брали, безразлично раб то был или господин, мужчина или женщина, — брали с собой в небольшой сосуд Святые Тайны и причащались одни. У каждого христианина был обычай носить с собой три драгоценности: крест, святое Евангелие и сосуд со Святыми Тайнами. За Божественной литургией , которая преследовалась язычниками, христиане проливали кровь свою. Их мучили, распинали, жгли; нередко убивали в самом храме, в самих катакомбах при совершении Евхаристии. В древности был обычай совершать литургию на гробах замученных христиан в знак того, какою большою ценою куплена литургия.
В …Евангелии говорится, что женщины, следовавшие за Христом — Мария Магдалина, Саломия и другие, — после погребения Христа Спасителя приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. …эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их и мы испытываем; эти ароматы — Божественная , тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая литургия .
Вот какие ароматы подарили нам первые последователи Господа. Вот что получили мы от них в наследство. Этот дар исцеляет наши раны, очищает проказу души, угашает всепожирающий пламень страстей. Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистоты и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в его злосмрадии. Я уже неоднократно засвидетельствовал перед вами, что если я ещё живу, если я ещё дышу, окаянный, грешный, если не сгнил ещё от язв греховных, то только потому, что я дышу чудным ароматом литургии, что мои уста омочены Живоносной Кровью Господа Спасителя моего. Божественная литургия — соль, сохраняющая меня своим ароматом небесным. Она посох мой, поддерживающий меня от падения; она якорь мой, спасающий меня от потопления; она солнце моё, освещающее мрак бездны грехов моих; она радость, восторг, крепость, жизнь моя. Здесь я только начинаю Божественную литургию , а закончу её там, на небесах, с теми чадами моими, которые останутся верными мне, которые здесь со мною посещают Божественную литургию , любят её, питаются из этого благоуханного, животворящего источника.
...О, какое счастье, какой бесценный дар имеем мы в Божественной литургии, если через неё мы делаемся родственны Святому Духу Божию Утешителю. Не теряйте же этого дара Бога вашего, берегите его. Старайтесь, чтобы аромат этого дара обвеял вашу душу, всю жизнь вашу. Пренебрежете этим благоуханным цветком Божиим, то сгниете в безумии вашем. Вы думаете, случайно нас постигло несчастие, небывалый червь ест наш хлеб и нашу озимь? Нет, не случайно. Крестьяне забыли о благоухании Христа, о Божественной литургии . В праздник вместо церкви они идут на рынок, в поле, берутся за топор, за косу. Я не удивлюсь, если ничего не останется на полях, — так прогневали мы Господа небрежением к Его дару.
Пока мы пользуемся благоуханием Божественной литургии , пока мы Христовы, мы сами благодатные — мы благо, хорошее даём другим. Мы носим на себе печать, печать любви Божией, мы родственники Святому Духу Утешителю и можем другим давать утешение. Отвернемся от Христа, не будем посещать Божественной литургии , потеряем этот дар Божий — и сейчас же получим другой дар, не от Христа, а от антихриста, от сатаны, потому что где нет Христа, там не просто пустота, а воздаются дары сатаны; но он не благодатель, а злободатель: злобу, вражду влагает он в сердца своих последователей. Не светлая благодать, любовь Бога Отца, а мрачная ненависть диавола воцаряется над нами, мы делаемся причастными не Богу, а сатане. Горе тому, кто подпустит его даже близко к себе.
Вот почему я непрестанно зову к Божественной литургии, она — благость мира, она — любовь вечная, близость Духа Святаго. …древняя Церковь отлучала пропустивших три воскресных литургии.
...Други мои, возлюбленные мои, понимаете ли вы эти слова: «Возлюбил Бог мир»; и Сын Его, полный той же любви, сошёл на землю, принял зрак раба, принял всякое уничижение и, наконец, умер позорною смертью. И мало того: Он, Сын Единородный Бога, Единосущного Ему, на вечере взяв хлеб, преломил его и дал, говоря: Приимите, ядите..., и чашу подал, говоря: Пийте от нея вси... Причастив так Своих учеников, Он этот же драгоценный дар передал и нам, верующим в Него. Мы вкушаем Тело Его и пьём Кровь Его.
Его Кровью мы омочаем наш язык и уста нечистые, скверные. Этот дар Божественный проникает в существо наше, проходит во все составы наши. Он дал нам литургию Божественную , во время которой каждый раз таинственно приносится Страшная Жертва. Так велика любовь Бога к нам, так бесконечна, что она простирается на весь мир, на всех тварей, даже на природу. Ведь только потому, что приносится эта жертва, земля даёт свои плоды. Земля эта проклята была, ведь она должна была приносить терние. И если мы едим хлеб, то потому только, что он нужен для Божественной литургии , что он каждый день возлежит на жертвеннике и на престоле в память Агнца закланного, каждый день служит Тайной Страшной Жертве. И пока совершается Божественная литургия , я ничего не боюсь: ни голода, ни червей, ни засухи, ни града. Я знаю, что хлеб нужен для литургии и земля даст его. И если бы небо стало медным, если бы земля высохла и окаменела, я не боялся бы, что мы погибаем. Нет, Жертва приносится, священник возглашает: «Твоя от Твоих...» И земля даст то, что нужно вознести при произнесении этих слов. Не боюсь ничего, надеюсь на Бога, тако возлюбившего мир.
Но горе, если перестанет совершаться Божественная литургия , горе, если прекратится бескровная Жертва. Тогда погибнет мир. Земля не даст плода, потому что она проклята и живёт только благодаря неизреченной любви Его и Ему служит хлебом. Солнце не даст света, потому что оно нужно для произрастания хлеба для литургии Божественной . Все мы умрём, потому что все мы живы только Христом нашим. Но я верю, что не прекратится совершение литургии и серафимы будут вместе с людьми вечно воспевать: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф».
|