Вениамин Цыпин
 православный христианин
Тема: #6368
Сообщение: #1869261 17.02.06 00:38
|
Братья и сестры , несколько отрывков из статей газеты "Православное Слово":
ВОЛГОГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ - 10 ЛЕТ
ПОД БЛАГОДАТНЫМ ПОКРОВОМ
(воспоминания)
Когда в 1993 году владыка Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский, предложил переехать в Волгоград, чтобы участвовать в создании Царицынского православного университета, я заскорбел о своем духовнике - как буду без него. До этого шесть лет, каждую субботу, а иногда и в обычные дни недели, оставляя все дела, я приезжал из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы исповедаться и получить благословение.
- Как же буду теперь без Вас? - спрашивал я архимандрита Кирилла, духовника Лавры.
- Там у тебя владыка будет, - отвечал он.
Отец Глеб Каледа, председатель секции просвещения (отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии), отпуская меня, напутствовал: «Трудитесь на ниве церковной педагогики. Это очень сегодня нужно».
Так благословением духовного отца и отца Глеба, наставника по педагогическому служению, я переехал в Волгоград.
Диаконическая и священническая хиротония, затем короткое возвращение в Москву, чтобы провести восьмидневный семинар «Введение в христианскую педагогику». Семинар проходил на территории Иосифо-Волоколамского монастыря, где нас радушно принимал, уже не в первый раз, настоятель монастыря, ныне покойный, архимандрит Иннокентий. Он же и был моим первым наставником в совершении богослужений. Большой эрудит в церковной истории, редактор и составитель служебных миней, сотрудник издательского отдела Московской Патриархии, он в то же время был удивительно прост в обхождении. Общение с ним всякий раз было школой христианской любви и великодушия.
НАЧАЛО УНИВЕРСИТЕТА
С приездом в Волгоград началась большая работа по собиранию православного университета. Инициатором создания университета и неутомимым энтузиастом его устроения был ныне священник, а тогда еще мирянин, отец Александр Половинкин. Помню, как за год до этого он приехал в Москву на один из семинаров по введению в христианскую педагогику. Всероссийские семинары разрабатывала и проводила тогда лаборатория нравственной педагогики и культуры Инновационного обьединения АН СССР. Мне довелось быть в то время ее заведующим. Время было еще очень трудное. Только наметилось потепление. Мало кто решался официально говорить о Православии. Люди невольно настораживались, как только разговор касался религии. Приезд на семинар профессора Волгоградского политехнического университета, совсем недавно еще его ректора, был неожиданной радостью и, казалось, невозможным тогда знамением наступающего нового времени. Времени, когда рухнули старые представления о верующих людях, которые, якобы, становятся такими только после жизненных потрясений и неудач.
Сегодня мы знаем немало примеров глубокой веры у людей, жизнь которых не была ничем омрачена, более того, перед ними открывалась широкая дорога светского служения и восхождения по ступеням общественного признания. Однако, они избрали служение церковное. Таким был знаменитый хирург Войно-Ясенецкий, принявший сан епископа и ныне прославленный Церковью святитель Лука. Известный профессор Московского Государственного университета Глеб Каледа за двадцать лет до наступления перестройки уже был тайным священником. Сейчас в монастырях и на приходах служат много иеромонахов и священников с высшим светским образованием, в недавнем прошлом кандидаты и доктора наук, доценты, профессора, руководители средних и крупных подразделений. Много верующих продолжают сейчас трудиться на своих местах, не меняя профессионального служения. У многих из них не было каких-либо серьезных потрясений. Не было сокрушений и в моей жизни. Не от потерь началась моя вера в Бога. Напротив, она была еще од-ним.и, как потом оказалось, самым значимым приобретением в моей жизни. Это к тем уже имевшимся перспективам, которые в то время открывались передо мной. Конечно, немало людей приходит к Богу через беды и скорби, но это, мы знаем, не единственный путь.
Спустя несколько месяцев отец Александр приехал в летнее православное поселение. Оно разместилось в заброшенном совхозном бараке под Тверью. Родители с детьми и студенты трехгодичных московских курсов христианской педагогики и культуры преп. Сергия Радонежского провели целый месяц в православном укладе, в трудах на полях совхоза, в огласительных занятиях и беседах. Окормлял поселение местный священник о. Виктор. Никто не знал о профессорском звании о. Александра, он просил не говорить об этом. Каждое утро он поднимался вместе со всеми, шел на молитву, потом на поля, участвовал в дежурстве по кухне, вечером садился на родовой совет, где подводились итоги дня, поссорившиеся примирялись, попавшие в затруднительные отношения получали совет и утешение. Он был прост в общении, доступен всем и одновременно со всеми добр и всегда тактичен.
В свободное время мы разрабатывали с ним семинар по устроению Царицынского православного университета. Потом осенью этот семинар был проведен в Волгограде. Благословил и присутствовал на нем сам владыка Герман. Четыре дня из семи он был с нами весь день, начиная с утренних молитв, кончая вечерним правилом. Участвовал в групповых работах, на общем сходе, слушал лекции по устроению университета, говорил сам. В середине семинара служили литургию. Владыка был так близок, так радушен, так мудр и искренен, что все участники семинара чувствовали себя рядом с ним легко и свободно. Было непередаваемое чувство подъема, воодушевления. Зарождалось нужное Церкви и важное для каждого из нас дело.
ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ
При университете начали действовать огласительные одно- и двухгодичные курсы. В течение года открывалось до пяти потоков. Так велика была у многих жажда к духовному просвещению. Тогда не было такого числа приходов по городу как сейчас, и люди стекались со всех концов ради огласительного слова. Начинали ходить сами, затем звали знакомых, родных и классы наполнялись все новыми и новыми людьми. За пять лет существования таких курсов их закончили 420 человек. При этом в первый год до конца занятий дошло 160 человек, во второй - 120 человек. Дальше - 60,50, и 30. Занятия составляли важнейшую часть оглашения.
Другой частью были общинные собрания по субботам и в дни церковных праздников. Сюда приходило до 40 человек с огласительных курсов и 15-20 человек с дневного отделения. Праздничные трапезы в дни двунадесятых праздников собирали иногда до 150 человек.
Много теплых слов люди сказали друг другу. Из взаимных рассказов много узнали об участии угодников Божиих Небесной Церкви и Матери Божией в нашей сегодняшней жизни. Собранные одним стремлением к жизни со Иисусом Христом, люди нашли Его и нашли друг друга, узнали своих небесных покровителей.
Третьей частью оглашения были богослужения. Без них нет церковной жизни. Здесь она начинается, здесь обретает свое дыхание, здесь очищается от греха, отсюда освящает всю внехрамовую жизнь людей. Как трепетно, осторожно входят люди в храм, в службу, как, затаив дыхание, внимают молитвам, пению, чтению Евангелия, как жадно слушают проповеди. Отрадно было видеть знакомые лица в храме, затем на исповеди или подходящих к Причастию. Не в каждом удавалось принять нужное участие, невсегда хватало слов, сил, чтобы утешить, тем более невозможно было сколь-нибудь мудро помогать длительно в духовном развитии. Не хватало опыта, знаний, не доставало любви, самоотвержения.
Порой до позднего вечера нужно было принимать исповедь в храме Свято-Духова монастыря или в Казанском соборе, а потом в общежитие, где жил сам и жили студенты дневного отделения, и еще до часа ночи продолжал исповедовать. Здесь всегда ждали десять-двадцать человек. Но при всей, казалось бы, невозможной нагрузке, Господь не оставлял, всегда поддерживал.
Помимо служб, занятий, субботних и праздничных собраний немаловажной частью оглашения была взаимопомощь. Люди шли друг к другу на дачи, помогали вскопать огород, сад; в квартиры, где помогали с ремонтом, большой уборкой или переездом.
Продолжение следует.
|