Вениамин Цыпин
 православный христианин
Тема: #6368
Сообщение: #1929773 16.03.06 14:15
|
Vi stavite vopros gramati4eski ne korektno. I na nego trebuete da ili net. Farisej pitalis ulovit Xrista v slove. U4itivaja vasche nedrujelubnoe otnoschenie k o.Anatoliju, xo4etsja sprosit vas kakoe takoe nasilie primeli i kto takie u4eniki Garmaeva?
4to kasaetsja waschego voprosa, to mogu otwetit wam odnosna4no 4to o.Anatolij ne ljet, i k teosofii ne imeet nikogo otnoschenia. 4toje kasaetsja ego snanii v etoj oblasti, to kak 4elovek obrasovanij imeet snanija, takje kak i drugie ludi sakan4ivajuschie seminariju. Proschu vas, tolko ne peredergivajte slova.
|
|
Вениамин Цыпин
 православный христианин
Тема: #6368
Сообщение: #1929399 16.03.06 12:34
|
МОЛОДЁЖЬ
Это, пожалуй, самый трудный участок нашего служения. Легко с церковной молодежью. Но ее мало. Мы искали и пробовали разные возможности работы с нецерковной молодежью. Наиболее удачными были городские студенческие праздники, посвященные Рождеству, Пасхе. По 150-200 человек студентов разных вузов собиралось в зале большого ресторана. Чтобы их пригласить наши студенты дневного отделения выходили в студенческие группы, рассказывали, звали. Потом в перерывах беседовали, знакомились. Задолго до праздника собирали их активистов в Казанском соборе, вместе разрабатывали ход праздника. Правда, готовить и затем проводить мероприятия приходилось все равно студентам церковного отделения. Праздники получались один другого краше. Для молодежи необычные тем, что не было дискотеки, вместо нее подвижные игры и аттракционы, вместо ритмичной музыки, Рождественские и Пасхальные куплеты. И тем не менее праздник увлекал, захватывал молодежь. Но на этом все и заканчивалось.
После трех праздников стало очевидным, что при всем нашем старании студенты из вузов присутствуют на церковном празднике со своими светскими и первичными им представлениями. И в конечном итоге совсем не приближаются к Церкви.
То же самое происходило и на Рождественских и Пасхальных праздниках, устраиваемых для администрации города. Те из них, кто по зову сердца склонялся к Православию, не в таких праздниках искали своих отношений с Церковью, не через них приходили к Богу.
По-другому устраивалась работа в общежитии Политехнического университета, где в одном из его блоков жили православные студенты. Здесь мы позвали молодежь на огласительные беседы, которые с регулярностью раз в две недели проходили в течение одного года. На них приходило всего два-три человека при самом широком объявлении и приглашении с нашей стороны. Это после того, как ходили по комнатам, звали, разносили газеты «Православное слово», завязывали личные беседы. Заканчивалось это чаще разборками уже у нас в блоке, где жили православные, несколько раз драками. Приходили всегда в пьяном виде, чтобы выяснить, что вы здесь делаете? или зачем вы такие? или что такое вера? Посещений за действительною помощью или серьезным разговором за четыре года было три-четыре случая. Остальное - праздный интерес или любопытство.
После разных попыток работы с молодежью мы пришли к таким выводам. Первое'*- нужны специально наученные или от природы одаренные люди, способные дружить с молодежью, старше ее, знающие молодежные формы работы, в которых иногда религиозные и светские стремления в юношах могут быть причудливо перемешаны. При всем при этом люди эти должны чутко чувствовать религиозные потребности души молодого человека и уметь их поддержать, развить. Второе - нужно постоянство в работе. И третье - нужна система работы или полнота жизненных устремлений.
Возможно, работа с молодежью сегодня может быть начата через тему семьи. Сегодня, работая с возрастом 15 -16 лет, мы встретились с живым и глубоким откликом на эту тему. Еще одна тема досуг, она требует подготовленных, чутких и ревнующих о молодежи людей. Третья тема - одиночество и трудность общения. Эту работу нужно специально ставить. Не силами студентов.
ЛЕТНЕЕ ПОСЕЛЕНИЕ
Пожалуй, самой богатой событиями и впечатлениями сферой жизни были и остаются летние поселения. Детские, семейные, учебные (студенческие). Самые первые - в Дубовском женском монастыре, где в то время жили только четыре сестры. Они ютились в одной половине дома, а за стеной, со входом с другой стороны жила пьющая и ругающаяся семья. Храм только восстанавливался заботами священника Сергия Ермакова. В монашеском корпусе, что прилежит храму, размещался интернат, и несколько детей, которым некуда было деваться летом, остались под наблюдением воспитателя. Поселение разместилось в соседнем здании интерната на первом этаже. Потом, в следующий год был выделен на лето еще один корпус, одного нам явно не хватало. Первый месяц, июнь, был студенческим. В шесть утра подъем, молитва, завтрак и послушания кухня, огород, дрова, помощь монастырским сестрам. Огород сразу заложили большой - полгектара овощных и полтора гектара картофеля. Работы было много. Обед, отдых, занятия, после ужина родовые советы по подведению итогов дня или свободное время, дальше молитва, сон. С субботы на воскресенье и в дни церковных праздников совершались богослужения.
Пятнадцать дней на поселении жили студенты экологического -факультета 70 человек вместе с поступающими. Входили, вживались в церковный уклад. В течение месяца были приемные экзамены и испытания укладом на педагогическом факультете. В июле на поселение заехали семьи - родители с детьми, заочники, прибывшие из разных городов. Часть из них осталась с дневным отделением и на август месяц. Всего за лето на поселении побывало 250 человек в первый год и 300 - во второй.
Монастырь расширялся, число сестер возрастало, и поселению размещаться на
его территории было уже невозможно. Переехали на Песчанку, а через два года в бывший детский лагерь им. Комарова от завода «Электронмаш». На берег реки в дубраву. В прошлом 1999 г. начало свою работу семейное поселение "Отрада" на Ергенинских возвышенностях. За эти годы на поселениях за три летних месяца побывали на Песчанке - 550 и 450 человек, в «Комарове» — 450 и 260 человек, в «Отраде» -150 и 240 человек. Появление двух лагерей дало возможность разгрузить «Комарово» от напряжения.
Очень нравится поселение детям. Помню, как первый раз в Дубовский монастырь приехали 20 детей из детского интерната г. Уфы. Дети - сироты. Маленькими разбойниками вошли они в нашу церковную жизнь. Не успевали мы оглянуться, как кто-нибудь где-то побывал, в чем-то напроказничал. Всем поселением возились с ними. И беседовали, и наказывали, и вымаливали. Но больше всего - любили, прощали и звали в наш церковный, добрый, честный уклад жизни и отношений.
На следующий год директор интерната, которая с трудом отпускала детей в церковную среду, предложила им путевки в комфортабельный лагерь на Черном море. Все 20 детей хором отказались от лагеря и слезно просили отпустить их в Волгоград. Увы, на третий год дети остались в Уфе. Директор категорически восстала против Церкви. Сколько писем писали тогда дети своим воспитателям, просили молиться за них и обещали, что они все сделают, чтобы приехать летом к нам. Действительно, они сделали все - и были особо послушны, и устраивали разбой, и протестовали, и просили. В итоге приехали. В третий раз. Им было уже 13-14 лет. Мы действительно молились за них.
Постоянными участниками поселения три года подряд, пока не подросли, были 27 детей воскресной школы Никольского прихода Астраханской области. Всегда с ними приезжал их батюшка о. Александр с матушкой Ириной. Ныне о. Александр Максимов — председатель отдела религиозного образования и катехизации Астраханской епархии. В свое время он учился у нас на священническом отделении три года и закончил его с одними пятерками. Несколько дней он жил с нами, потом уезжал служить. Дети оставались на всю смену.
Четыре года подряд приезжают к нам дети Ахтубинской воскресной школы. 8-12 человек каждый год бывают с нами. Волгоградских постоянных детей около тридцати. Они из разных районов города. Остальные приезжали на 1-2 смены. В поселении на 120 детей всегда оказывается около сорока мальчиков и девочек, которые впервые встречаются с Церковью или бывали в храме раз-два в год. Это семьи не церковные. Редко кто из них приезжает второй раз. Много случаев, когда родители просто пугаются серьезности воцерковления, которое начинается у части искренних детей, и всеми силами стараются изгладить начальные церковные навыки и впечатления из души ребенка.
В то же время бывали случаи, когда родители, сами оставаясь не церковными, отправляли ребенка к нам на поселение. У части таких детей спустя два года из-за неверия родителей начинается внутренний конфликт веры и неверия. Последнее, поддерживаемое еще и противоречиями подросткового возраста, пересиливает и мы теряем их. Не знаем, навсегда ли.
Другие дети с первых же дней вступают в конфликт с самим поселением. Но вернуться домой нельзя - родители не пускают. А оставаться в поселении тошно. Начинается очень сложное вхождение в жизнь - с капризами, упрямством, дерзостью и непослушанием. Было несколько случаев очень трудных детей и таких, которые почти не поддаются воспитанию. Нужно было очень много терпения, любви и снисходительности к ним, чтобы пройти вместе с ними двадцати четырехдневный путь летнего поселения. Без Божией помощи это временами было совсем невозможно сделать.
Подавляющему большинству детей поселения нравятся. Мне вспомнилось письмо одной девочки, которое в этом году уже осенью получил один из воспитателей. Вот небольшие выдержки из него: «Если бы вы знали, как я скучаю по лагерю! Я, наверно, все бы отдала, только чтобы еще раз увидеть мой милый лагерь! Меня спрашивают: «Что же тебе так понравилось, что ты даже море бросила?» А я не могу ответить на этот вопрос. Мне понравилось там все. В «Комарово» царит та мирная атмосфера, при которой так много изменилось в моей душе. Как трепетно замирало в груди сердце, когда я уже после Сочи оказалась снова в лагере. Вот та беседка, где я любила сидеть, а вот моя милая «Тарзанка», на которой я могла кататься часами, вот трапезная... Зато какая печаль постигла меня, когда я уезжала из лагеря. Помните, когда о. Анатолий сказал, что некоторые дети уезжают отсюда со слезами. «Ну и ну, — подумала я, —дураки какие-то, со слезами из этого дурацкого лагеря уезжать». Но получилось именно так. Батюшка прямо в точку метил. Ведь уезжала я из лагеря не то что со слезами, а просто с истерикой. Как плакала я тогда, если бы вы видели! Не Отрываясь от Дины, я заливалась горючими слезами. «Не хочу, не хочу уезжать отсюда», - рыдала я. О, злой паром, увозивший меня на другую сторону Волги. Мне все казалось, что я вот-вот увижу еще раз синие ворота лагеря и дом батюшки. Слезы застилали мне глаза. Другой бы спросил: «Ну что ты грустишь, радоваться надо, что домой едешь». Но как странно, теперь слово дом - для меня пустой звук. Я поняла, что домом для меня стал лагерь с его мирной, ненавязчивой обстановкой. Я крепко-крепко обнимаю вас. Ваша Аня».
А вот строчки из письма мамы, которая прожила почти месяц уже не на детском, а на семейном поселении: «На следующий год ждите нас обратно, но уже с пополнением. Мы с мужем едем на все сто процентов, а еще с моей работы воспитатель из Настиной группы и с маминой работы мама с дочерью. Каждый день вспоминаю Вас и наше поселение, особенно Антошку, звонаря. И думаю, что бы вы могли сейчас делать? Ждем не дождемся следующего лета».
Мама была со всей своей семьей. Папу своего они привезли почти тайком, ничего ему не сказав о характере поселения. Как же он сердился, как протестовал против порядков, как хотел уехать сразу, не задерживаясь ни дня. Потом остался на день, на неделю и в конечном итоге до конца. Мастер на все руки, он очень много помог в обустройстве библиотеки, комнат.
А вот письмо от мамы из Озерска (Челябинской обл.), которая была одновременно и учителем физкультуры в детском поселении: «Сейчас, по прошествии некоторого времени, вспоминая лагерь, я поражаюсь, насколько мудро все устроено в вашей "Стране детства». Не скрою, во время лагеря мне многое было непонятно, кое с чем я была не согласна, но по приезде домой многое поняла. Да и некогда было там думать, все время занимала работа и забота о своих детях. Стыдно и страшно за них сейчас, после лагеря особенно. Мои педагогические воззрения за этот месяц изменились в корне. Особенно сильное впечатление произвела на меня книга батюшки «Этапы нравственного становления ребенка». Ну почему она мне не попалась пятнадцать лет назад. Сейчас-то я понимаю, что всеми своими усилиями «развить детей» я только закрывала им все пути для воспитания духовности. Старалась рано приучить к труду, но все это было не вовремя и не так, как надо. Отсюда, теперь труд для моей дочери в тягость. Как пишет батюшка, у нее нет на это никаких сил. О лагерной жизни она вспоминает с теплом, но не знаю, смогу ли уговорить ее поехать на следующий год. Сама я очень хочу. Если Господь сподобит, выберусь к вам в учебном году, чтобы поработать со студентами в училище. Батюшка просил научить их Проводить с детьми занятия по физической культуре».
Из года в год поселения развиваются в своем содержании. Для студентов это серьезная школа их настоящего и будущего служения. Летний двухмесячный семестр завершается у них серьезными экзаменами. "Педагогика летних поселений", "Правила воспитателя", "Гигиена детей и подростков в летний период". По завершении смены идет двухдневный анализ, затем студенты пишут отчет, составляют подробные характеристики на двоих детей. Руководитель и преподаватель летней практики и духовник делают подробную оценку служения каждого студента - его личную дисциплину и послушание, а равно умение хранить дисциплину среди детей, организаторские способности, знания, владение нравственным и духовным воспитанием. После первого года студенты в детском поселении пребывают как помощники воспитателей. На втором году становятся воспитателями уделов, на третьем - воспитателями семеек и старшими воспитателями. На четвертом году совершают служение уже в семейном поселении. Так из года в год происходит рост, обретается опыт, углубляются знания.
Статьи, рассказывающие о нравственно-духовном содержании летних поселении вышли в газетах «Православное слово» в Волгограде, «Воскресная школа» в Москве, в книге «Как с пользой для души отдохнуть летом», выпущенной Свято-Тихоновским Богословским институтом в 2000 году. Три года подряд с докладами об устроении и жизни летних поселений мы выходим на Московские Рождественские чтения. В 1998 году в Московской Духовной академии состоялся первый в России семинар, посвященный летним поселениям. От нас в этом семинаре участвовал руководитель педагогической практики священник Сергий Попов. ЕГО доклад и затем ответы на дополнительные вопросы оставили доброе впечатление у участников семинара.
|
|
|