Вениамин Цыпин
православный христианин
Тема: #6368
Сообщение: #1946870 23.03.06 14:36
|
A vot 4to pischut u4astniki poselenij
«Отрада» стала для души
действительно отрадой
«И мы познали в поселеньи
не из прочитанных страниц
и благость Божьего творенья,
и милость, милость без границ…»
(Братья и сестры
8-го рода «Ладья»
поселения «Отрада»
в июле 2001г.)
«Каждый христианин желает быть с Богом. А для этого необходимо изменение своего нрава в нрав Христов. И здесь требуется серьезная и напряженная работа на протяжении многих лет. И необходимо знать, как трудиться.
Семейное поселение все направлено на то, чтобы человек смог пожить в православном укладе, и имел возможность труда над собой. Чтобы пожил самоотверженно.
Где, в чем это возможно? Да во всем – это и сам уклад, и распорядок, труды, дежурства на кухне, и богослужения в нашем храме преп.Серафима Саровского.
На поселении идет работа и по сознанию себя. Это происходит на родовых советах, где разбираются события дня, и каждый анализирует, как он был в этих событиях, как поступал: шел ли за Промыслом Божиим или был в событиях как себялюбец, который воевал и отстаивал свое, свою «правду».
Помогает этому и проводимый устроителями в середине смены «двойной круг», где люди осмысливают и начинают видеть свои основания, чем они живут.
Происходит сознание себя и на лекциях о.Анатолия. Начинают видеть свои отношения с детьми, свои неправды. Батюшка дает конкретные действия и правила, которые поддерживаются в родах, и идет проба выполнения этих правил.
Ю.Паутова,
выпускница училища,
помощник рода на поселении»
«Это поселение помогло всем нам, нашей семье и мне лично.
Мне оно помогло понять, что жизнь без Бога невозможна и безсмысленна совершенно.
Я надеюсь, что всем нам, с Божьей помощью, станет сил сохранить ту радость, которую нам подарило поселение и его устроители; ту веру, которою они побуждали нас к труду над собой.
С любовью Мария,
участница летнего поселения 2001г.»
На поселении идет так же общение людей, в том числе, и на праздничных трапезах, где после Литургии мы все собираемся вместе, чтобы прославить Господа, Божию Матерь и Святых Угодников Божиих в славословиях, песнях, стихах, в своих личных поздравлениях и даже в хороводах.
Да, каким странным это ни покажется, но хороводы в духе Русских народных традиций, наряду с другими поселенческими действиями, помогают душе высвободиться из вредных устремлений.
Хотя они и не несут в себе той полноты и глубины, которая была у крестьян XV-XVI веков, но своим содержанием помогают отойти от современной эстрадной поп- и рок- музыки.
Хороводы водят не всегда, а по праздникам. Так, издревле, они устраивались на Святую Троицу, на праздник апостолов Петра и Павла. В пост же – никогда.
В старых русских народных песнях, в том числе и времен Великой Отечественной войны, много нежности, верности, любви. Но для большинства молодежи они неведомы. Здесь же, на многоголосье, посвященном какому-либо празднику или событию, люди заново их открывают для себя…
«Очень ярким, живым событием, особо запомнившимся мне во время поселения, было представление родов. Хотя, казалось бы, мы все такие разные: и сами люди, и рода, и их названия, и их представления, но именно тут я реально почувствовал нашу сплоченность, единодушие, соборность даже. Было ощущение единой семьи – православной, дружной, крепкой.
Все вместе мы собирались в смене не так часто, а тут, даже уже в процессе подготовки, мы, все встретились; вместе, всем родом готовились, причем все выходило как-то ладно и складно. Свой род мы назвали «Вертоград».
И когда на самом празднике мы вышли с зелеными ветвями в руках и, поздравив всех, запели нашу песню, меня поразили тишина и внимание, с которыми нас слушали!
А какими искренними, оригинальными и интересными были представления других родов! Чувствовалось дыхание единого духа.
Благодарный участник
летнего поселения 2001г.»
Все мы, и участники, и устроители поселения, учимся церковному общению во всех действиях, делах и событиях. А это значит – быть справедливыми: по уму – правдивыми, по сердцу – искренними, по воле – честными…
«Уклад – от слова «лад». Это такое устроение жизни, где начинают быть «ладные», то есть мирные отношения. И одна из задач семейного поселения – дать людям возможность прожить эти отношения и почувствовать к ним вкус.
Церковный уклад – это и чувство нужного и необходимого пребывания в церковной жизни для труда по отсечению худых навыков, привычек, для восстановления в себе Богодарованного образа.
Поэтому уклад поселения задается правилами, которые необходимы всем для исполнения.
У себя в роду (я была, как сотрудник училища, помощником рода) призывала людей к ценности правил.По основополагающим правилам род жил. Но у меня не хватало мужества держать и организовывать жизнь в роду в точном их соблюдении, да и сама я еще не слышала значения правил – как высвобождающих душу от самоугодия, самомнения, – к Богу. И в итоге многие трудные ситуации в роду осуществлялись и разрешались за счет одних и тех же людей, которые по своему жизненному навыку и здесь брали на себя основные нагрузки, а у остальных членов рода оставалась поэтому возможность продолжать находиться в расслабленном состоянии. Это, как, оказалось, мешало прямым и доверительным отношениям в роду.
И в конце смены люди выразили мне свое огорчение в том, что с моей стороны не хватало строгости к ним, что было много попустительства. Во всем ходе устроения поселения в целом они услышали душой и захотели в таких отношениях побывать, но моей заботы об искренних, честных и правдивых отношениях, а не о мире любой ценой, не хватило.
С другой стороны, поселение устроено так, что на нем идет помощь в преодолении себя ото всех – и со стороны устроителей, и со стороны приехавших людей. И такое преодоление себя дает человеку силы и большую радость.
У меня в роду был 10-летний ребенок, который во время дежурства на кухне боялся наливать чай за столами. Ему казалось, что он обязательно прольет. Все другие кухонные работы он не отказывался исполнять, а здесь страх мешал и держал в нерешительности. Я поговорила с ним, предложила преодолеть себя, объяснила, что страх – это то, чего человек боится, это не он сам, а то, что ему мешает быть самим собой. И договорилась с ним попробовать победить этот страх. Конечно, я давала и не полный чайник, и не очень горячий, чтобы на первых порах ему было полегче…
Когда через несколько дней я спросила детей, было ли что-нибудь в дежурстве на кухне, что им пришлось по душе и запомнилось, то, к моему удивлению, этот мальчик сказал, что ему больше всего понравилось разливать чай. Высвобождение души от страха дало радость.
Но поселение помогает не только приехавшим, но и нам, его устроителям.
Запомнился наш первый родовой день. Накануне поселения я болела, причем это было обострение моей «хроники», и я чувствовала в себе тенденцию избежать поселения как практики и уехать в отпуск, так как все равно плохо себя чувствую, и быть помощником рода, а это значит – быть впереди во всех действиях и событиях поселения и вводить в них людей, доверенных мне, не могу. Пошла отпрашиваться, но батюшка сказал: «Попробуй!»
На самом деле, я тоже чувствовала где-то внутри, что этот уход в болезнь – бегство, за которым скрывается лень, а главное – я очень боялась ответственности: быть помощником рода, а значит, сопровождающим и воспитателем благословленных мне Господом людей, – ведь приедет столько их, незнакомых мне и разновозрастных, разнопроблемных. Да и у меня самой – масса слабостей, которые я знаю.
Род подобрался сложным: в основном пожилые люди старше меня, и из мужчин – современный молодой парень, будущий художник, которому было с этими пожилыми женщинами скучно, и он постоянно бежал в компанию своих сверстников.
Моим помощником был студент I курса Сергей К., основное послушание которого – воспитатель подростков, и лишь в свободное от подростков время он мог помогать мне в роду…
И вот, на четвертый день поселения у нас по расписанию выдался родовой день, то есть день, свободный от послушаний. Обычно в первый родовой день ходят куда-нибудь в поход, чтобы за время похода объединиться и сдружиться всем таким разным людям. Как все это может осуществиться на деле, я, честно говоря, не представляла себе.
Выбрала место, куда пойдем: на берег речки Верблюдки напротив нашего детского поселения «Страна Детства» за Волгой, в Краснослободске.
Из-за плохого самочувствия этот поход представлялся мне трудным: и далеко, и жара. Но, решившись внутренне; помолилась Господу: что будет, то будет.
И упование на Него Бог не посрамил. Видя мою решимость пойти в событие, Господь явно помогал весь день. Это было удивительно и поистине чудесно, так как происходило то, чего я никак не могла предвидеть.
Надо было уговорить весь род, чтобы пошли все. Вначале кто-то начал отказываться – не хотел идти по жаре, да и тот факт, что надо было перебираться в одном месте вброд по грудь в воде, для многих женщин за 60 оказался весьма проблемным. Но, в итоге, все-таки решили пойти все вместе.
Неожиданную для себя помощь я получила от Сергея (прожила с ним в училище целый год, как оказалось, совсем не зная человека, и никак не ожидала от него такой предупредительной заботливости). Походные котелки, продукты, костер, в которых я ничего не смыслила – все это было им продуманно и организовано. Взвалил на себя самый тяжелый рюкзак, был все время впереди.
День оказался несолнечным, с дымкой, и поэтому идти было нетрудно. Переправились через брод: оказалось, что вода спала, и было неглубоко. На обратном пути Сергей сбегал в наш детский лагерь, добыл там у Рыбацкого удела резиновую лодку, и вместе с Димой-художником быстро переправили на ней все пожилых женщин.
Когда стали на стоянку, одна женщина не захотела купаться, считая, что вода в озере недостаточно чистая (она привыкла к курортным пляжам, да и место это было незнакомо). Я переживала за нее. Но на обратном пути нам пришлось долго ждать катера, и она смогла искупаться в Волге, так что тоже осталась довольна.
Получилось так, что возвращались мы уже довольно поздно, и автобусы в «Отраду» уже не ходили. Идти же нам до поселения, уставшим и пожилым, было тяжело. Сергей договорился с каким-то водителем, и нас подвезли к самому домику…
Наш молодой парень, видя, как помогает всем Сережа, тоже «загорелся», и с этого дня с удовольствием был с нами в роду, и тоже откликался всем собою.
С этого родового дня началась наша жизнь в роду. Люди «открылись» друг на друга, и остальное время поселения мы входили в поселенческие события дружно и всем родом.
А для себя я видела, как важно решиться, довериться Богу, и Он даст тебе события по твоим силам. И эта жизнь в доверии к Богу много богаче, чем если бы ты планировал ее только из своего опыта.
Н. Л.Байрамова,
сотрудник училища,
помощник рода на поселении»
Практический опыт показывает, что емкость вхождения рода в поселенческие события зависит, в основном, от помощника рода.
У последнего же – две центральные задачи. Первая: удержание рода в целом поселении как его части. Это значит, что все, что происходит по поселению в целом, помощник рода должен обеспечить в своем роду. Поэтому он работает над тем, чтобы вверенные ему люди «влились» в общепоселенческие события и нашли бы в них для себя пользу. Отсюда – его непременное послушание старшим поселения, его участие во всех планированиях таких общих событий. Вторая задача: непосредственное устроение жизни рода. Это устроение исходит из чаяний событий, которые необходимо провести. Если идти не от чаяний, то события окажутся «натянутыми» (лишь бы чем-то занять людей).
«В этом году в июле на вторую смену семейного поселения неожиданно для всех нас приехало очень много не заявившихся заранее желающих пожить на семейном поселении (вместо запланированных 80 – 150 человек). И каждый ехал со своими чаяниями, целями и интересами. Люди, которым не досталось путевок согласны были жить даже в палатках, безо всяких удобств, лишь бы их не отправляли обратно. Отказать им не хватило сил…
В итоге – теснота, переполненное поселение, ни о каких комфортных условий нет и речи. Пришлось по несколько раз переезжать с места на место, чтобы у каждого появилось хотя бы небольшое пространство для койки.
И вот у устроителей поселения возникает вопрос: как воодушевить людей, подарить им радость встречи, радость жизни, и объединить таких разных приехавших дедушек и бабушек, пап, мам и детей? Ведь впереди – совместное 3-х недельное жительство, и хотя никто не захотел уезжать, но согласен был терпеть все до конца, люди уже встретились с первыми трудностями.
Выход нашелся: решили устроить всем праздник. Именно такой, какой всегда проводим для детей.
Когда объявили о предстоящем празднике, обрадовались все: и взрослые и малыши. Быстро завершили свое обустройство и приготовились к такому радостному событию.
Сами устроители готовились к нему с желанием и воодушевлением.
На праздник пришли все поселяне. Пели песни, играли, рисовали, слушали рассказ, водили хороводы. И всем было хорошо: взрослые увидели, что с детьми можно быть едино, разделять одну и ту же радость; а дети были переполнены благодарностью им.
Для всех нас, устроителей поселения, ясно увиделось: если ты сам «горишь» духом, служишь людям и даришь им радость, то ответный отклик с их стороны всегда будет, они так же «загорятся».
И это угодно Богу. И силы для исполнения, и Свою помощь, за которой обращаемся к Нему, Он непременно даст, ради исполнения заповеди: «возлюби ближнего своего как самого себя».
Устроитель поселения»
Члены рода в первой половине смены мало того, что знают и мало на что ориентированы и настроены в плане поселенческих событий. Все чаяния, которые они имеют, никак не связаны для них с последними. О том, что именно в них, поселенческих событиях, они получают значительную часть удовлетворения своих чаяний, люди еще не знают, ибо у них нет такого опыта. Чаяния, которые есть у приехавших, в основном имеют индивидуалистический характер. Это видно прямо по людям. Они будут стремиться осуществить свои чаяния личным образом: в личных отношениях и встречах с батюшкой, в личных отношениях с кем-либо из знающих старших, в лично или избранных участках жизни поселения…
«В православное семейное поселение «Отрада» я с тремя маленькими детьми приехала в этом году впервые, прочитав книгу о.Анатолия Гармаева «Психопатический круг в семье». Сюда ехала в надежде подойти к о.Анатолию, познакомиться и попросить советов. Здесь же, видя, что вокруг батюшки всегда много нуждающихся в нем людей, я не смогла лично побеседовать с ним. Но как-то с самого начала заезда на меня «посыпались» ответы на все мои неразрешенные вопросы и проблемы. Они звучали в проповедях, лекциях, диспутах, в «двойном круге», «сестричнике», родовых советах и в самой организации уклада нашей жизни на поселении. И в душе все стало как-то очень ясно, и видно, что надо делать в семье, и почему у меня так все; что было неверно в воспитании детей, в отношении к труду, к профессии, к себе, ближним, к Богу. Даже на самые мелкие, частные вопросы каким-то образом устраивался ответ. Это непостижимо.
Все так, оказывается, просто! И довольно нелицеприятно для себя увидеть, куда же я пришла в жизни, влекомая своими страстями и удовлетворением самоугодных желаний и мечтаний. Здесь, на поселении, за три недели получен ответ на все. Он очень прост. Но чтобы изменить в себе многое, нужен изнурительный и повседневный неотступный труд, иначе и себя не спасти, и страшно куда можно привести дарованных мне Богом детей.
Самое главное, что здесь, на православном поселении, все оказывается разложенным «по полочкам»: отчего это так, куда приведет, и что теперь следует делать – поэтапно в каждом вопросе. Появляется надежда на то, что в жизни еще не все проиграно, что все еще возможно исправить, можно сюда к вам еще приезжать за «подкреплением», присылать своих детей и в ваш детский лагерь «Страна Детства», и потом – в училище.
Дай Бог вам: батюшке и всем устроителям поселения терпения с нами, здоровья, удач в таких уникальных начинаниях, чтобы ваша борьба за души наши и наших детей сопровождалась пониманием, поддержкой и помощью власть предержащих. Глядишь, так постепенно и начнет убавляться «армия» наркоманов, алкоголиков, сломленных жизнью и ни на что не пригодных молодых людей, и послужат они еще Богу и стране…
Несмотря на небольшие бытовые неудобства, двадцать дней поселенческой жизни прошли как-то на одном дыхании, очень быстро. Мои девочки здесь легко вставали рано, работали, были послушны, а вот дома со всем этим у нас большие проблемы. Им здесь понравилось очень, особенно дежурство по кухне, возможность разливать чай. Им очень хотелось присутствовать и на взрослых трапезах в праздники, на свадьбе.
Особенно хочется поблагодарить помощника нашего рода. Он настолько чутко и деликатно помогал нам входить в уклад жизни поселения, понимал душу всякого, самоотверженно работал вместе с нами на всех послушаниях, что нам казалось, что знаем его уже очень давно. На проводимых им вечерних родовых советах все проблемы, трудности, ситуации детально анализировались, и сколько бы на это не требовалось времени, без ответов на все вопросы мы не расходились. У него все получалось как-то само собой. И маленькие дети, и подростки – все были заняты делом до конца, в срок и качественно. И делалось все спокойно, размеренно и очень по-доброму.
Спаси вас всех здесь Господи за этот труд с нами, за занятия с нашими детьми, за то, что у вас всех светлые ясные глаза и доброжелательные лица.
Н.Н. и Оля, Наташа, Аня
Степановы,
г.Москва».
К личным ожиданиям, которые проявляются из личных чаяний, надо быть внимательным и бережным. Личные ожидания человека необходимо сохранить, потому как они – главная причина, по которой он будет ходить и на лекции, и на проповеди, и на занятия, и вообще жить и трудиться в поселении.
Насколько человек будет искренен, насколько он сможет раскрыть свое сердце в беседе с духовником, насколько он может быть откровенен на родовых советах, насколько у него хватит ревности посещать все действия и события, которые будут задаваться устроителями, насколько живо он будет в них участвовать, настолько он получит ответы на свои вопросы и ожидания. Практически две трети в решении этих проблем будет зависеть от самого человека.
Да, поселение, конечно, приготовлено, чтобы попытаться во многом помочь прибывшим на него. Здесь будут и лекции батюшки, и проповеди, и исповедь, отдельно для братьев и отдельно для сестер встречи (так называемые «мужичники» и «сестричники»), и беседы со студентами, сотрудниками училища, и участниками поселения, в том числе взаимные встречи друг с другом. Все это будет помогать в решении проблем. Но даже столь богатая помощь может оказаться всего лишь одной третью, ибо две трети все равно зависят от самого человека. Если эти 2/3 человек «выложит», то получит полноту своего пребывания на поселении, если же нет, то только 1/3 и будет.
«В июльской смене была семья: мама с сыном и дочерью. Маму звали Еленой, детей: Андрей и Саша. Их привезла родная сестра Елены – Ирина, и все вместе они были в моем роду. В Церковь пришли недавно, и приезд на православное поселение мог стать для них первым серьезным шагом во внутреннюю церковную жизнь.
Сам приезд был для них своего рода подвигом, так как живут небогато, а всей семьей приехать из Подмосковья недешево.
Через несколько дней после начала смены заболела Саша. И почти все поселение мама провозилась с ней: то к врачу ведет, то целую неделю ездили в город на разные процедуры, то не отходит от нее целыми днями. Так и прошла смена. Елена Вячеславовна пропустила все, не была ни на одной лекции, не участвовала ни в одном большом событии поселения.
Ирина, ее родная сестра, очень просила всех помолится за Елену. Говорила, как много сил у нее ушло, чтобы уговорить Ирину поехать, а здесь – такое искушение для терпеливого по жизни, но неискушенного в делах веры и очень привязанного к своим детям человека.
По природе Елена Вячеславовна очень терпеливая, и, уезжая, благодарила устроителей, обещала еще приехать. Но очень жаль, что она никак не прикоснулась к жизни поселения, не прожила ничего.
Дай Бог, чтобы это не поколебало ее веру, за терпение пришло бы утешение.
А.С.Голик,
сотрудник училища,
старший поселения»
|