иерей Даниил Сысоев
православный христианин (священник)
|
Тема: #61048
11.07.06 14:30
Просмотров: 10672 [159]
Сообщений: 27
Оценка: 5.00 |
|
Одним из самых болезненных и грубых нарушений при совершении таинства Крещения является искажение совершение его через обливание или даже окропление без всякой видимой причины. Из-за этого искажения многие сотни христиан пребывают в смущении относительно действительности своего духовного рождения. Многие из-за этого причащаются в суд и осуждение. Десятки расколов спекулируют на этом искажении, утверждая, что многие христиане, в том числе и епископы на самом деле некрещеные. Преступная лень и безразличие священников вызывает конфликт между Поместными Церквами. Элладская и Синайская Церкви и святая Гора Афон сомневаются в действительности обливательного (а тем более окропительного) крещения, а наши требоисполнители не желают поставить в храмах элементарной бочки! И это не смотря на то, что Святейший Патриарх (а вместе с ним и многие архиереи) уже больше пятнадцати лет, ежегодно (!) требует крестить исключительно погружением! Но «обливатели» дерзко утверждают, что никакой разницы как крестить нет, это якобы «обрядоверие», совершенно безразличное для сущности таинства. Им безразлично мнение и слова Божия, и Предания Церкви, и постановления собственного священноначалия. Пожалуй, только применение канонических санкций за наглое нарушение воли правящего архипастыря способна изменить это положение. Что же касается действительности обливательного Крещения, то те, кого мучает этот вопрос, то они должны решить его у правящего архиерея в конкретном своем случае. Ведь именно епископу принадлежит судебная власть в своей епархии.
Но пора показать обоснование истинного способа совершения таинства. Само троекратное погружение прямо требуется словом Божиим. Господь наш Иисус Христос принял крещение через полное погружение в воды Иордана. Не случайно Евангелие говорит: «когда Он выходил из воды, тотчас увидел разверзающееся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» (Мк. 1, 10; Мф. 3, 16). Само слово «крещение», употребляемое и в Евангелии (баптисмо – по-гречески), буквально означает «погружение». Поэтому утверждение «погружение совершилось через окропление» звучит абсурдно. Мы знаем, что св. апостолы, получив заповедь крестить все народы (Мф. 28, 19), совершали таинство именно через погружение. Об этом свидетельствует и пример св. Филиппа, сошедшего вместе с евнухов в воду для крещения (Деян. 8, 38). Когда сторонники обливания ссылаются на то, будто в день Пятидесятницы апостолы не могли погрузить три тысячи человек (Деян. 2, 41) и потому обливали новообращенных, то они совершенно не правы. Дело в том, что в каждом иудейском доме была миква (бассейн) для ежедневного ритуального омовения. На Сионской горе найдены остатки десятков микв, в которых видимо и было совершено это первоначальное крещение.
Не случайно, что именно такой способ крещения, как канонический регламентируется правилами. 50 правило св. апостолов гласит: «Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Также 91 правило св. Василия Великого прямо называет обычай троекратного погружения тайным апостольским преданием . Нарушение этой нормы еретиками согласно 7 правилу II и 95 правилу VI Вселенских Соборов было достаточным основанием для их перекрещивания . Действительно и Предание Церкви , и каноны (7 правило Неокесарийского Собора) предполагают возможность в исключительных (и только исключительных) случаях крестить человека через обливание. Но любая попытка нормализации этого явления отторгается Церковью как неправомыслие. Самым ярким примером этого является постановление Константинопольского Собора 1755 года (до сих пор действующее на Афоне) и Московского Собора 1620 года отвергающие действительность латинского крещения именно из-за нормализации Римом обливательного или даже окропительного крещения.
Не случайно Окружное послание восточных патриархов 1848 года называет введение кропления вместо погружения «гнуснейшим исчадием» филиоквистской ереси и «новизной, противоречащей Евангелию» . Точно также все российские противокатолические труды обличают это нововведение Западной церкви как неправославное. Преподобные отцы – колливады (Никодим Святогорец, Макарий Коринфский и другие) именно из-за окропительной формы таинства не считали возможным признать католиков и лютеран крещенными.
Такое подчеркивание формы таинства вовсе не является бессмысленным обрядоверием. Святитель Григорий Палама так объяснял значение погружения: «Вода имеет в себе очистительное свойство, но не - в отношении душ; и для погружаемого в нее она обладает свойством смыть загрязнения, но не - скверны, происшедшие на основании греха; посему - чтобы даровать ей такие свойства в нее погружается, ради нас, крещаемый Врач и душ и Отец духов, взимающий грех мира Христос, Крещение Которого мы и предпразднуем сегодня. Потому что вместе с Собою Он внедрил в воду благодать Пресвятого Духа, которую привлек свыше, чтобы для крещаемых затем в Него, погружаемых в воду, в ней находился Сам Он и Дух Его, сообщающий Себя им неизреченно и усваиваемый ими и исполняющий очистительной и просвещающей разумные существа благодатью; и это - то, что говорит божественный Павел: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал.3:27). Три погружения в воду бывают во имя спасительного призывания Живоначальной Троицы, но и изображают тридневное погребение Господне, Погружениям же следуют равночисленные восхождения из воды: потому что иначе не могли бы совершаться и три погружения; в равной же мере означают они и воскресение (или: восстание) от греха трехчастности души, и возведение в нетление сих трех: ума, души, а также и тела: так что в божественном крещении можно видеть и смерть и жизнь, погребение и воскресение, по образу Господа, Который "еже умре единою; а еже живет, Богови живет" (Рим.6:10); что и Сам Он говорит: "Яко грядет мира сего князь, и во Мне не обрящет ничесоже" (Ин.14:30); так долженствует быть и по отношению к нам, крестившимся в Его смерть; потому что, путем божественного крещения, умерев греху, мы должны жить Богу, путем добродетели, дабы князь мрака, придя и ища, не нашел бы в нас ничего угодного ему. И как, после того, как Христос восстал от мертвых, "смерть Им к тому не обладает" (Рим.6:9), так и нам, после восстания, путем божественного крещения, от греховного падения, долженствует иметь тщание больше уже не быть обладаемыми грехом. "Яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся. Спогребохомся убо Ему крещением, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем" (Рим.6:3)» (Беседа о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения; в ней же говорится и о покаянии и о словах о сем предмете, сказанные Иоанном Крестителем. Произнесена была в навечерии праздника Богоявления. 3).
А святитель Кирилл Иерусалимский так дополняет Григория: «вы исповедали спасительное исповедание, и погружались троекратно в воду, и паки из воды появлялись. И здесь вы знаменательно изобразили тридневное погребение Христово. Ибо как Спаситель три дни и три нощи пребыл во чреве земли (Мф. 12, 40), так и вы первым из воды появлением изобразили первый день, а погружением первую ночь Христова пребывания в земле. Ибо как человек ночью более не видит, а днем во свете обращается: подобно и в погружении, как в ночи, вы ничего не видели, а в появлении из воды, как во дни были. И в то же время вы умирали и рождались: и оная спасительная вода была вам и гроб и матерь. И что Соломон о других вещах сказал, cиe к вам приличествует. Тамо сказал: время раждатися, и время умирати (Еккл. 3, 2); о вас же напротив: время умирати и время раждатися. И единое время совершило и то и другое: и смерть и рождение ваше вкупе стеклися. О странное и чудное дело! не истинно мы умерли, не истинно погребены были, ниже истинно по распятии воскресли, но во образе подражание, а во истине спасение. Христос был истинно распят, истинно погребен, истинно и воскрес: и все cиe дал нам по благодати, да подобием приобщившись Его страданиям, самою истиною приобрящем спасение. О человеколюбе непостижимое! Христос, на пречистых руках и ногах Своих принял гвоздие, и претерпел страдание: а мне, хотя я не болел и не страдал, спасение дарует по единому общению страстей Его. (Тайноводственное поучение второе. 4-5).
Получается, что тот, кто искажает апостольский образ совершения таинства, тот нарушает и символ возрождения. Но ведь для нас символ не пустой знак. Это участие в реальности Смерти и Воскресения Господа! Так как можно считать, будто форма крещения безразлична для спасения?
Как уже было сказано, только совершенно экстраординарные причины могут служить причиной обливания или окропления. Да, и в церковной истории, и в житиях святых мы видим примеры богоугодного крещения этим способом. Но все они были связаны с болезнью или суровыми гонениями. Да, по древнему преданию ап. Петр крестил в Мамертинской темнице уверовавших в изведенной им из скалы источнике, св. Лаврентий обливанием крестил заключенных в тюрьме. Обливанием крестили в пустыне, и во время болезней. Но как можно сравнить с этим практику, когда крестят окроплением, не раздевая, не снимая даже чулок (а, потому, не помазывая ног св. Миром) в полноводной России, где можно за ничтожную цену купить большую бочку (или даже прекрасную купель в магазине саун)?
По моему глубокому убеждению, крестить обливанием можно только тяжело больных, которые не могут свободно передвигаться, заключенных в тюрьме, солдат, сражающихся в безводной местности, жителей пустынь, если там нет больших источников или в тундре при сверхнизких температурах, когда невозможно найти соответствующего теплого помещения.
Окроплением крестить можно лишь больных в реанимации, которых нельзя полноценным образом облить (например, умирающего младенца в кувезе). Но и при этом надо стараться, чтобы максимально большая площадь тела была смочена св. водой.
Во всех остальных случаях надо точно следовать требованию Номоканона (200 правило, даю с частичным переводом): «Отроча же оно, которое крещаешь, да имеешь купель или ночвицы (корыто) или блюдо, сиречь мису, или иной сосуд соответствующий. И егда влиешь елей в купель, якоже повелевает последование, возьми от блюда елей тремя перстами, и помажь отроча по всех удесах, якоже сказует устав, и тогда возьми его нагим, и став прямо, крещаеши в три погружения, глаголя сице: крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, Аминь. И низводишь его в купель, и погружаешь его, сиречь мочишь его всего. И паки да станешь мало прямо, поднимая отроча, и низводишь его вторицею в воду, и мочишь его, глаголя: и Сына, аминь. И паки станешь прямо, и низводишь его третицею, и погружаешь его, подобнее глаголя: и Святого Духа, аминь. И купаешь его конечно. Затем взяв от купели, даешь его восприемнику». Затем крещенный облачается в белые ризы, ему священник одевает крест и поет с народом 31 псалом. Обычай петь этот псалом восходит к Писанию, где ап. Павел ссылает на него, показывая блаженство оправданного Христом (Рим. 4, 5-9).
Такова норма таинства, за соблюдением которой должны следить и архиереи, и благочинный. Но и церковный народ не должен оставлять без внимание этот важнейший пункт нашей веры. Ведь согласно Окружному Посланию восточных Патриархов «у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов его» (Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам 1848 г. п.17). Поэтому если любой пастырь отступает от подобной богоучрежденной нормы погружательного крещения, то паства должна смиренно указав ему на ошибку, в случае его упорства довести дело до правящего архиерея, дабы это беззаконие было окончательно истреблено в святых Божиих Церквах. Это изначально право и обязанность мирян еще раз были подтверждены Свящ. Синодом (28.12.1998), постановившим «призвать верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею во всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть вязать и решить. Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним» (п.12).
|