Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Идеи и концепции, явления и феномены. Православная точка зрения. / Тримонотеизм (терминологическое эссе) Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Просмотр по страницам | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Тримонотеизм (терминологическое эссе)
Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин
Тема: #60484    30.06.06 01:37    Просмотров: 3074 [68]

Сообщений: 37    Оценка: 0.00   
Не показывать | Исправить | Ответить

«Ибо три свидетельствуют на небе
Отец, Слово и Дух, и сии три суть едино»


Христианство есть Богооткровенная религия, и кроме него более такой нет. Христианство уникально. Однако у него есть общее с естественными религиями и учениями как монотеистическими, так и политеистическими. Христианство это теизм. Христианство это монотеизм. К сожалению, на этом дифференциация христианства в религиоведении, основном и сравнительном богословии и заканчивается. Но разве монотеизм это то, что отличает христианство от ислама, иудаизма или, скажем, савеллианства? Неужели христианство это просто вариант оппозиции политеизму? Почему при всей его уникальности для него нет технического термина, отличающего его от указанных монотеизмов?
На наш взгляд технология получения такого термина проста: как из термина «теизм» получен термин «монотеизм», так из последнего должен быть получен и термин для определения христианства. Таковым термином может быть только «тримонотеизм» как вера в Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа. В отличие от отвлечённого монотеизма иудаизма или ислама христианство исповедует Бога Триипостасным, а не моноипостасным. В отличие от религиозного и философского политеизма (тримурти индуизма или триады неоплатонизма) исповедует Единосущность и равночестность трёх Ипостасей, а не субординационное троебожие.
Тримонотеизм отличается от тритеизма и от монотеизма, как теизм вообще отличается от пантеизма и атеизма. Не просто отличается, а противопоставляется этим парам, находящимся в дуалистическом противоречии в силу своей односторонности. От атеистического утверждения, что «ничто не Божественно», что Бога нет, а если Он и возможен, то только эволюцией самого мира; и пантеистического «всё Божественно», что и мира и творения нет, а есть эманация самого Божества. Тримонотезм утверждает ипостасное единство Бога и мира во Христе Сыне Божием и Сыне человеческом и благодатное обожение твари Духом Святым.
В современную эпоху нового синкретизма, экуменизма и жажды единой религии христианству необходимо максимально подчёркивать своё отличие от измышленных человеческих религий, особенно от религий монотеистических


Зеленский Андрей Евгеньевич

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258468
16.08.06 13:51
Ответ на #2258253 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Да, это жалко, но я и не настаиваю, что мировоззрение совсем не отражается. Это что-то вроде равновесного подхода: читать, но с рассуждением. Нет рассуждения - не читай, один соблазн выйдет: либо проглотишь что-то не то с хорошим, либо все запишешь в плохое, и выплеснешь ребенка с грязным бельем.

Есть же подход ригористический, есть - плюралистический (кстати, они не коррелируют с твоими "правыми" и "левыми" "максимализмами" и "минимализмами"?). Патристика шла иным путем и нам завещала :)


Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258253
16.08.06 12:36
Ответ на #2258196 | Зеленский Андрей Евгеньевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

к сожалению в гуманитарной сфере не то же, что в технической, где неважно кто изобрёл или сконструировал техсредство или прибор - мировоззрение на нём не отражается



Зеленский Андрей Евгеньевич

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258196
16.08.06 12:21
Ответ на #2258172 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//но весь новый синкретизм неоведизм - это всё сугубо вторичное и третичное даже//

Ну, да - "осетрина второй свежести".

//можно относится к дохристианским и так сказать параллельно христианстким учениям - той эпохи выборочно идифференцированно. отделяя и выделяя в них плоды естественного богопознания.//

Так еще свт. Василий Великий писал руководство о том, как надо читать языческих авторов. А так, допустим, читаю Конфуция - много потрясающих вещей есть (интуиций, что ли), даже поражаюсь - откуда. Именно естественное богопознание - это совершенно не повод, чтобы стать конфуцианцем (или там буддистом, например), или скрестить его с христианством :)


Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258187
16.08.06 12:20
Ответ на #2258162 | Зеленский Андрей Евгеньевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Библейский монотеизм резко отличается от монотеизма абстрактного, в котором Божество отделяется непроходимой бездной от мира и человека и ставится в чисто внешнее, механическое отношение к ним (например, магометанский монотеизм). Будучи чистым теизмом (т. е. понимая Бога не только как Творца вселенной, но и как Промыслителя), библейский монотеизм резко отличается от всех деистических представлений о Боге, понимающих Бога только как Творца мира и его законов и не вмешивающегося в дальнейшую жизнь сотворенных Им существ.

Библейский монотеизм носит глубоко жизненный и высоконравственный характер. Единый, живой, личный Бог, бесконечно возвышающийся над всем миром, всемогущий, всеведущий Творец всей вселенной, по библейскому учению, есть и всеблагой Промыслитель, праведный Судия и Мздовоздаятель. Ему приписываются не одни только абстрактные метафизические свойства: вечного бытия, всемогущества, всеведения, бесконечной премудрости, вездесущия и тому подобное, но и все наивысшие совершенства, которые Ветхий Завет соединяет в одном понятии святости



http://www.pravoslavie.ru/put/060808110832


Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258172
16.08.06 12:15
Ответ на #2258162 | Зеленский Андрей Евгеньевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

да христианство носит не синкретический характер.

поэтому можно относится к дохристианским и так сказать параллельно христианстким учениям - той эпохи выборочно идифференцированно. отделяя и выделяя в них плоды естественного богопознания.

но весь новый синкретизм неоведизм - это всё сугубо вторичное и третичное даже


Зеленский Андрей Евгеньевич

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258162
16.08.06 12:09
Ответ на #2258151 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ну, да как бы обратный порядок: осколки Истины есть в разных религиях от изначальной (а не синкретический проект), а кроме того в них - полно всякого, что к Истине отношения прямого не имеет.

Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258151
16.08.06 12:06
Ответ на #2258148 | Зеленский Андрей Евгеньевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

причём заключает не в силу заимствования, а изначально, как полнота Откровения

Зеленский Андрей Евгеньевич

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258148
16.08.06 12:05
Ответ на #2258122 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//сумма частей не даёт целого сама по себе//

Да, это - азбука, написал - и сам же увидел. Но я имел в виду не сумму как таковую, а скажем так - все истинное, что есть в естественных религиях, христианство в себе заключает, но она также заключает себе и то, чего в других религиях нет (коряво, навскидку :)).


Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258138
16.08.06 12:02
Ответ на #2258136 | Зеленский Андрей Евгеньевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

да подводит его евразийство :)

Зеленский Андрей Евгеньевич

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258136
16.08.06 12:01
Ответ на #2163220 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Дугин ошибается в одном - он видит в манифестационизме хорошее, а в креационизме плохое, хотя начинает с того что обе стороны есть односторонности//


Дугин увлекается слишком, но человеку свойственно выбирать одно из двух, то, что ближе (даже, если оно - неполнота).


Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258131
16.08.06 12:00
Ответ на #2258126 | Зеленский Андрей Евгеньевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

да конечно

я сайт переделал чуток. новый альбом пополняю

старый нужно редактировать


Зеленский Андрей Евгеньевич

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258126
16.08.06 11:59
Ответ на #2258111 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Привет! Ну, у тебя причина уважительная есть :)

Но, если есть возможность ответить (только развернуто, а не двумя-тремя фразами, пожалуйста), то ответь!


Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258125
16.08.06 11:58
Ответ на #2258119 | Зеленский Андрей Евгеньевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

так и есть

Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258122
16.08.06 11:58
Ответ на #2258104 | Зеленский Андрей Евгеньевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

сумма частей не даёт целого сама по себе

в случае же с христианством заимствованы были лишь инструментальные вещи типа философского понятийного аппарата да и то основательно переделанного

с другой стороны неполное откровение ветхого завета и параллельная эллинистическая (шире ведическая) философская традиция имели просветы в своих построениях, согласные с христианством


Зеленский Андрей Евгеньевич

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258119
16.08.06 11:57
Ответ на #2160148 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Можно ли условно сказать, что отклонения от ортодоксии "слева" связаны с "иудео-христианством" (кстати, в Америке есть такой термин), а "справа" - с "эллино-христианством" (допусти, несторианство и монофизитство)?

Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258111
16.08.06 11:56
Ответ на #2258104 | Зеленский Андрей Евгеньевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Првиет Андрей!

слушай совсем забыл ты же мне письмо прислал большое - я прочитал, да отложил ответ, а там и забыл - вот дырявая память


Зеленский Андрей Евгеньевич

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258104
16.08.06 11:53
Ответ автору темы | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Христианство есть Богооткровенная религия, и кроме него более такой нет. Христианство уникально. Однако у него есть общее с естественными религиями и учениями как монотеистическими, так и политеистическими.//

Совершенно верно. Вот поэтому-то в тестах на религиозность и стоят проценты (помимо высшего балла - христианство (90-100%)) за иудаизм, ислам, буддизм, индуизм. Еще у Леонтьева читал, какими сторонами христианство схоже с каждой из этих религий (он там еще и конфессии разбирал), а в сумме (даже, чем-то большем, чем сумма) - оно, разумеется, уникально.


Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2258065
16.08.06 11:38
Ответ на #2239372 | Светличный Владимир атеистНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

ну это уж моё дело, что выбирать епиграфом

ваша библеистика от атеизма меня мало интересует.

в чсв. Писании достаточно прямых свидетельств о троичности Бога.


Светличный Владимир

атеист

Тема: #60484
Сообщение: #2239372
08.08.06 08:00
Ответ автору темы | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

«Ибо три свидетельствуют на небе
Отец, Слово и Дух, и сии три суть едино»


Вы же в курсе, что этих слов нет ни в одном из ранних текстов Нового завета? Т. е. это более поздняя вставка, которая понадобилась для обоснования Trinity. Зачем используете ее как аргумент?


Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2238992
07.08.06 23:42
Ответ автору темы | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Отрицание Сына Божия и есть собственно безбожие
Все антитринитарии суть безбожники. И открытые безбожники-материалисты - их прямые родичи.


Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2207387
23.07.06 19:33
Ответ на #2173284 | Георгий Михалыч Черновъ православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

что-то я потерял нить разговора :)



Георгий Михалыч Черновъ

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2173284
06.07.06 11:04
Ответ на #2172338 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

...А я и отметил Ваше стремление к уточнению терминов, Максим. :-)
слово религия - более широкое понятие ,включающее в себя и богословие и богослужение и церковь
...В том-то и дело, что если понятия "широкие", а не однозначные, трудно определить их смысл. Многозначность - причина всех недоразумений и ошибок в умозаключениях.
"Да будут слова ваши да, да и нет, нет. Что сверх того, то от лукаваго"(с) :-(
Каждая из трёх ипостасей равна другой,
...Не согласитесь ли, что, скорее, "равноценна"? Еслибы была равна, мы бы не различали Лиц, но уничтожили бы единство.
Кажная курица не равна другой, она ей тождественна. По своей куриной природе. :Р
По Божественной природе, Отец-Любовь(связь)-Сын равны в своём тождестве, что можно выразить и как "0=0". Не находите?.. :-)


Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2172343
05.07.06 22:46
Ответ на #2170098 | Сергей Глyшeнкo невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

нет откровения от богов, даже сли называть этим именем ангелов и святых, поскольку откровение от Бога, и ангелы как служители Божии своего ничего не открывают.

//бес, архангел, человек - это всё суть боги, а не Бог.//
бесы как раз полностью обезбоженные сущства



человек только во Христе и Духе Святом может обожиться, а налично он не бог.



// Постижение их откровений не открывает Бога, но открывает бога (их самих). Если Спасение - в Познании Бога (чрез Христа), то эллинизм, шаманизм и т.д. не приводят к познанию Бога, но приводят к познанию бога (т.е. не дают Спасения). //
общение грешног ои падшего человека с "богами" суть общение с бесами, никаких знаний оно не даёт и уж тем боле не способствует спасению





Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2172338
05.07.06 22:42
Ответ на #2170564 | Георгий Михалыч Черновъ православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

не совсем понял почему мне нужно употребялть слов вероучение - т.е. "богословие" ,а не слово религия - более широкое понятие ,включающее в себя и богословие и богослужение и церковь



//как Вы отнесётесь к такой формуле Триипостасности: "Равенство Своему Тождеству"? :)//

Каждая из трёх ипостасей равна другой, равночестность, нет никакой иерархии, есть только отличие происхождения

равенствосвоему тождеству - это что-то мне не совсем понятное - расшифруйте


Георгий Михалыч Черновъ

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2170564
05.07.06 10:17
Ответ автору темы | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Христианство есть Богооткровенная религия,
...Раз уж Вы радеете за терминологичскую чистоту, (и это полезно!), воспользуйтесь словом "вероучение". Поскольку религиозное чувство, как ощущение принадлежности к двум природам, присуще каждому чееку, без изключения... :))
Почему при всей его уникальности для него нет технического термина, отличающего его от указанных монотеизмов?
...Вот, Вы его и предложили. Возможно, приживётся. Кстати, как Вы отнесётесь к такой формуле Триипостасности: "Равенство Своему Тождеству"? :)


Сергей Глyшeнкo

невоцерковленный верующий
(невоцерковленный)
нет доступа
на форум


Тема: #60484
Сообщение: #2170098
05.07.06 08:04
Ответ на #2166378 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

  • тогда теряется смысл в дефиниции Богооткровенная религия - язычество в том числе языческая философия но - это главное - ДО - и ОКОЛОхристианские (здесь выше всех эллинизм, неоплатонизм) - несомненно являются ЕСТЕСТВЕННЫМ "откровением", плодом постижения Бога падшими разумом и сердцем человека. Дохристианское иудейство - неполное Откровение, стоит рядом, хотя отталкивается именно от него и проходит черехз эллинизм, где собирает себе уже христиан, которые равно и не иудеи и не эллины

Не знаю, Максим: мне очень трудно понять Ваш синтаксис, который Вы используете для изложения своих доводов. Такое чувство, что Вы специально это делаете (я имею в виду, не уважаете собеседника, "пиша некрасиво").

Но, тем не менее. Совершенно с Вами согласен: смысл этой дефиниции теряется. "Тогда теряется смысл дефиниции 'Богооткровенная религия'" (но это если не считать, что добавляется дополняющая её дефиниция: "богооткровенная религия").

Итак: я предлагаю две дефиниции:

Богооткровенная религия  Vs.  богооткровенная религия.

Бог - Вечен, бог - не вечен; посему Откровение от Бога - Предельно, а откровение от бога - не предельно. Вот что я хотел написать. Но я с вами согласен:

    Язычество (в т.ч. языческая философия) и (это главное) до- и околохристианские учения (здесь выше всех - эллинизм и неоплатонизм), несомненно, являются 'естественным откровением', т.е. плодом постижения Бога падшим разумом и падшим сердцем человека.

Но я немного не согласен с Вами: эти религии постигают бога, а не Бога: божество, а не Предельного Бога.

Вот поэтому я и рассуждал выше (точнее, ниже в форуме): бес, архангел, человек - это всё суть боги, а не Бог. Постижение их откровений не открывает Бога, но открывает бога (их самих). Если Спасение - в Познании Бога (чрез Христа), то эллинизм, шаманизм и т.д. не приводят к познанию Бога, но приводят к познанию бога (т.е. не дают Спасения).

Вот, что я хотел сказать. Надеюсь, я верно выразился. Спасибо.

Сергей



Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2166425
03.07.06 14:22
Ответ на #2164648 | Сергей Глyшeнкo невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

почитайте ещё раз. но сразу скажу, что Дугин хоть и усложнил схему удвоением основной оппозиции - креационизм и манифестационизм, но так и остался в дуалистическом противопосотавлении выбрав одну крайность , хотя в начае говорил адекватно

Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2166378
03.07.06 14:03
Ответ на #2164827 | Сергей Глyшeнкo невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Вы тут меня немножко не поняли, Максим (а не я Вас). Я имел в виду два типа откровения: от Бога (в христианстве) и от бога (в языческих религиях).//
тогда теряется смысл в дефиниции Богооткровенная религия - язычество в том числе языческая философия но - это главное - ДО - и ОКОЛОхристианские (здесь выше всех эллинизм, неоплатонизм) - несомненно являются ЕСТЕСТВЕННЫМ "откровением", плодом постижения Бога падшими разумом и сердцем человека. Дохристианское иудейство - неполное Откровение, стоит рядом, хотя отталкивается именно от него и проходит черехз эллинизм, где собирает себе уже христиан, которые равно и не иудеи и не эллины



Сергей Глyшeнкo

невоцерковленный верующий
(невоцерковленный)
нет доступа
на форум


Тема: #60484
Сообщение: #2164827
02.07.06 18:40
Ответ на #2163238 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

        Христианство есть Богооткровенная религия, и кроме него более такой нет.

    • //Совершенно верно. Но есть богооткровенные.//
    • назовите :)

  • Хорошо. Конечно, это буддизм, иудаизм (в его современном варианте, я имею в виду), конфуцианство, даосизм, и всё множество "шаманистических" религий. Я тут имею в виду (отмечаю), что бог - это и человек, и дух, живущий на небе, и бес (такое моё определение, хотя, конечно, научного запала на то, чтобы сделать его аргументируемо защищаемым, у меня, конечно, не хватило).
  • Перечисленные Ваши верования не являются Богооткровенными, Вы не совсем поняли этот термин.

Вы тут меня немножко не поняли, Максим (а не я Вас). Я имел в виду два типа откровения: от Бога (в христианстве) и от бога (в языческих религиях).

В библейской традиции утверждается, что Бог сотворил небо и землю, "небо и землю сотворил Он". Говоря современным языком эзотерической магии, он сотворил не только "место-обиталище духов" ("небо"), но и "место-обиталище людей" ("землю").

Какой-нибудь бог (к примеру, бес, которому поклоняются, скажем, язычники (какой-нибудь перун, зевс, аол и т.д.)) обитает на небе: согласно христианской святоотеческой традиции он суть "идол на небе". Итак: "бог" (с малой буквы) может (согласно христианской святоотеческой традиции) быть "идолом на небе".

В то же время библейское (и греческое - новозаветное, и древнееврейское - ветхозаветное) предание содержит одну очень интересную фразу: "Вам говорю: вы - боги, все вы - сыны Всевышнего" (Ветхий Завет). В своё время Христос ссылался на эту фразу Ветхого Завета: "Не написано ли в вашем Законе: "Я сказал: вы боги"?" (Ев. от Иоанна, 10:34). Далее Он утверждает, что Он - сын Бога. (Ин. 10:35-36).

Т.е. Христос не утверждает, что Он "сын бога", но утверждает, что Он - "сын Бога". Я размышлял над этим местом писаний (в терминологии эзотерического разделения "небо/земля"), и вдруг подумал, что "Бог" и "бог" - это разные понятийные сущности: Бог Вечен, бог вечен, Бог Нетварен, бог тварен, Бог - Сущий, бог - сущий.

"Совершенно верно. Но есть богооткровенные". Когда я это писал, я имел в виду, что бог (т.е. бес) может тоже открыть человеку религию. Но я согласился с Вашим утверждением, что Богооткровенная (т.к. открытая Богом) религия только одна: христианство.

  • ///"Бог-Дух-Отец Рождает бога-духа-сына; бог-дух-сын рождён Богом-Духом-Отцом". Это то, что я предлагаю к рассмотрению, но не в качестве ортодоксального определения Православной традиции (было бы абсурдно утверждать, что я так утверждаю, т.к. Православная традиция существует давно, и в её объёме таких определений, которые предложил я, конечно же, не содержится). //
  • "Дух" с прописной буквы означает Ипостась Бога - Святого Духа, который есть дух по природе. Почему Вы пишете с маленькой буквы "бог-дух-сын", не понятно. "Сын" - Ипостась Божия, "Сын Отца"; ипостаси равночестны, поскольку единосущны, хотя Отец рождает Сына, будучи Сам нерождённым.

Вы пишите: "'Дух' с прописной буквы означает Ипостась Бога - Святого Духа, который есть дух по природе". Совершенно верно. Но только здесь содержится (на мой взгляд, конечно) та терминологическая путаница, которая вошла в Никейский Символ Веры: Бог рождает сына, а не Сына "посредством Духа". Бог - это Сын (в том числе); и Сын - Нетварен (как Он может быть "Единосущ" и при этом "Тварен", "Вечно Творимым"?). Но "сын" - тварен (ведь он - бог). Я просто предлагаю наделить божество (т.е. бога) теми же атрибутами, что и Божество (Бога): Бог - Нетварен, но бог - тварен, Бог - Отец, но бог - сын, Бог - Дух, но бог - дух, и т.д. Я не знаю, не сказано ли там "...Дух по природе", но я предлагаю говорить вместо этого следующее: "Бог-Дух-Отец есть бог-дух-сын по природе". Это разрешит то (неразрешимое, вообще говоря, даже с точки зрения самого Символа Веры) противоречие, которое со времён Никейского Собора возрождает Христианство (и всё время его губит, на мой взгляд).

Я хотел (абсолютно априорно, не претендуя на аргументацию, но для того, чтобы разрешить никейское противоречие) высказать следующее утверждение: "Бог-Дух-Сын-Отец-Творение-Творец-Монада-Единственность-Одно-Суть-Мир Творит-Созидает-Создаёт бога-духа-сына-отца-творение-творца-монаду-единственность-одно-суть-мир; бог-дух-сын-отец-творение-творец-монада-единственность-одно-суть-мир творим-созидаем-создаваем Богом-Духом-Сыном-Отцом-Творением-Творцом-Монадой-Единственностью-Одним-Сутью-Миром".

Я не знаю, кому это нужно, но это (видимо) - моя попытка соединить "Креационизм и манифестационизм" в одно, (хотя бы терминологически) отыскать в них нечто общее. Если говорить "Бог-Дух-Отец Творит бога-духа-сына", то это разрешит никейское противоречие (я, во всяком случае, для себя его так разрешил). Если говорить длинно: "Бог-Дух-Отец-Творец-Монада-Одно... Творит-Созидает... бога-духа-сына-тварного-творца-монаду...", то это вполне позволит провести (с помощью ещё одного приёма - в данном случае, априорного, несвойственного не основывающемуся на откровении богословию) ещё одну аналогию между авраамическими (как их называет Дугин) и адвайто-ведантистскими традициями (я так думаю, но я, конечно, могу ошибаться в том числе).

  • //Прошу заметить, что в цепочке, которую я предлагаю (а я её именно предлагаю, и её предлагаю именно я), "Бог-Дух-Отец Творит бога-духа-сына". //
  • Кому и зачем это нужно?

Не знаю. Наверное, в первую очередь (и прежде всего) - мне. :) Но, может, и ещё кому-то. О, Боже: будь я Тобой, я бы знал... :) Но Вы, надеюсь, Максим, не утверждаете здесь, что это "никому не нужно"? Это фрагмент моего (личного) богословия, и я думаю, что мы с Вами можем чувствовать себя достаточно уютно, если я останусь на таких терминологических позициях.

Вопрос в том, зачем мне такое богословие. Я думаю, чтобы лучше понимать.

  • //Вот в этом мы с Вами расходимся: это не призвание (т.е. не побуждение стать), а данность (то, что уже есть). Человек уже бог, и пытаться "стать" им - это оскорблять Всевышнего. Точно так же оскорблять Всевышнего - не признавать, что человек есть бог; или считать, что человек есть Бог. //
  • Человек создан по образу Божию, и стать Его подобием - это его задача. Реальный "падший человек" не есть Бог, и даже образ Божий в нём искажён.

    В Эдемском саду сатана предложил человеку стать богом, так сказать, "научным", магическим способом - с помощью химии и диеты обрести знание мира и управлять этим миром, как Бог и даже вместо Бога, как потом бы сообщил сатана человеку, если бы Бог не вмешался.

"Человек создан по образу Божию, и стать Его подобием - это его задача". Максим: это оксюморн. Это уже Предзадано (Богом). Человек уже (в результате своей тварности) не может достичь того, чтобы "стать подобием". А Святоотеческая Традиция действительно утверждает, что "достичь подобия Богу - задача человека"? Вы не могли бы процитировать соответствующий документ? У меня такое чувство, что это противоречие (Предзаданность подобия - призыв его достичь) столь явственно, что оно сильно смахивает на какую-то ересь. Очень интересно бы было узнать её название (если Вы знаете, конечно, Максим).

"В Эдемском саду сатана предложил человеку стать богом". Совершенно с Вами согласен, Максим (даже с Вашим использованием Больших и малых букв): сатана предложил именно "стать богом" - т.е. то, что уже дано. В этом и заключался его обман, который он предложил человечеству.

Человек не может "стать" богом: он уже бог. Человек не может стать Богом: бог (который суть человек) - лишь отражение Бога. Вот - суть моего довода (см. этот абзац).

  • ///Попытайтесь принять то, о чём я Вам пишу, со скромностью (и с серьёзностью, если получится): Вы - бог, и не принять это - грех перед Творцом. /
  • Я думаю, Вы напрасно тратите время, пытаясь предложить мне такое.

Жалко. Это, на самом деле, цитата (только взятая из кавычек). Жалко. А из какой веры я пытаюсь Вас обратить? Во что верят православные? Во что верите Вы?

Я лично верю (точнее, знаю), что я бог. И я знаю (точнее, верю), что Есть Бог. И именно поэтому думаю, что богу (мне) нужно покаяние (разворот) в Творца, и что сатана - это коллективное название совокупности богов, совокупности монад, не совершивших такой разворот, не раскаявшихся, не развернувшихся в сторону Бога. (Было бы интересно где-то отыскать схожие взгляды). Я считаю, кроме того, что "спасение" - это признание себя тварным богом (т.е. "богом каким?- 'тварным'"); и что это суть признание своей нужды в Творце: признание её именно потому, что ты уже есть бог, и именно потому, что ты тварен, что ты есть тварный бог (ну, в смысле, я). Я это исповедую.

А что значит, что Вы - "невоцерковленный православный христианин"? Это значит, что Вы признаёте существование Бога, но не полагаетесь на Него в качестве своего Спасителя? Во что Вы верите?

Вы верите, что христианство говорит о том, что предлагает спасение, или в то, что христианство действительно предлагает спасение?

Это различие, по-моему, - чёткий критерий различить верующего религиоведа от неверующего.

Во что Вы веруете, Максим? - Т.е. то, что Вы предлагаете - это православная точка зрения, или то, что Вы предлагаете - исследовать здесь (в этом форуме) православную точку зрения?

Вы, иными словами, исповедуете православие или исследуете его?

Просто я пишу это затем, чтобы определиться, как мне расценивать ваши критические замечания: как замечания православного (и верующего) религиоведа или как замечания в некотором смысле православного (и неверующего) религиоведа.

Если можно, я бы хотел о Вас это понять.

  • //... Вы не ответили на один мой вопрос: существуют ли традиции, утверждающие нечто схожее (см.)? //
  • Всякая синкретическая традиция основывается на расширении пантеона богов, при этом признавая "отрешённого от дел верховного первого Бога".

    Ваши Писания меня интересуют, увы, только с религиоведческой точки зрения.

Спасибо за комплимент. Вы имеете в виду Святоотеческие Писания? Или Библейские?

Меня мои :) писания интересуют тоже с религиоведческой точки зрения, :) хотя я с их помощью пытаюсь изложить свою картину покаяния, разворота к Богу.

"Всякая синкретическая традиция основывается на расширении пантеона богов, при этом признавая "отрешённого от дел верховного первого Бога"". Спасибо. Если Вы тут имеете в виду меня (мою, так сказать, "традицию" :), то я бы это (если я Вас правильно понял, и Вы действительно здесь имеете в виду то, что я написал) отнёс к экзистенционализму (по способу называния, и достаточно в шутку, чем всерьёз). Вот например: "Бог-Дух-Отец". Я не думаю, что я предлагаю расширить "пантеон богов, требующий поклонения": я напомню, что христианство призывает не поклонятся идолам (на земле и, в т.ч., на небе). Я просто констатирую факт существования многих богов-духов-сынов (вот, кстати, тоже пример экзистенциально-подобного называния).

Я просто предлагаю вместо Отца-Духа-Сына рассмотреть Бога-Духа-Отца и бога-духа-сына. Т.е. здесь не Отец рождает Сына посредством Духа, а Бог-Дух-Отец рождает бога-духа-сына (например, Христа). Признание этого рождения (вечного - точнее, предвечного) и есть спасение (т.е. то "оБожение" человека, о котором Вы пишите, называя это оБожение "задачей стать образом и подобием Божиим").

Я просто подумал: Вы пытаетесь осмыслить (видимо, мне так кажется) Троицу, а из Неё (как Её не осмысляй) всё равно следует, что человек должен стать "богом", "образом и подобием Бога" (т.е. "сатанизм" в том смысле, что пытаться стать "богом" или "образом и подобием Бога" - это по сути пытаться следовать тем внушениям сатаны, которые он сделал Адаму и Еве ещё в эдемском саду на заре времён). Я придумал, как (скрытого в самой структуре Троицы) "первородного сатанизма" избежать, и вдруг подумал, что это Вам может быть интересно и с точки зрения веры, вот почему и написал.

Если не интересно, тогда ладно, конечно.

(автора посмотри слева)



Сергей Глyшeнкo

невоцерковленный верующий
(невоцерковленный)
нет доступа
на форум


Тема: #60484
Сообщение: #2164648
02.07.06 15:54
Ответ на #2163220 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

  • Максим, извините, пожалуйста: Вы не подскажете, что такое "манифестационистский" и "креационистский" подходы? - Какое они несут богословское наполнение?
  • Это цитата из Дугина.

Угу. Спасибо.

  • "Креационистский подход" - это разделение Бога и мира на творца и творение. "Радикальный креационизм" - это монотеизм, "радикальный религиозный креационизм" - это ислам, "вырожденный креационизм" - это атеистический механицизм.

Это очень сложно. Напр.: "'Радикальный креационизм' - это монотеизм, 'радикальный религиозный креационизм' - это ислам, 'вырожденный креационизм' - это атеистический механицизм." Хочется спросить: "А зачем Вам такая сложность?" - Но я понимаю, что это для того, чтобы лучше понять.

  • Вот вам ссылка. Читайте. Только Дугин ошибается в одном: он видит в манифестационизме - хорошее, а в креационизме - плохое, хотя начинает с того, что обе стороны есть односторонности.

Спасибо. Прочитал где-то до трети: радикально, ничего не скажешь. И очень красиво. Замечательная работа. Особенно вот это место: "(...) 3) пантеистический материализм (от магии до современной физики) (...)". Потрясающе! Надо же: а я чувствую, что они чем-то схожи... :)

Здорово!



Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2163238
01.07.06 15:36
Ответ на #2163026 | Сергей Глyшeнкo невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

перечисленные ваши верования не являются Богооткровенными, вы не совсем поняли этот термин.

///"Бог-Дух-Отец Рождает бога-духа-сына; бог-дух-сын рождён Богом-Духом-Отцом". Это то, что я предлагаю к рассмотрению, но не в качестве ортодоксального определения Православной традиции (было бы абсурдно утверждать, что я так утверждаю, т.к. Православная традиция существует давно, и в её объёме таких определений, которые предложил я, конечно же, не содержится). //

Дух с прописной буквы означает Ипостась Бога - Святого Духа, который есть дух по природе. Почему вы пишете с маленько буквы бог-дух-сын не понятно. Сын - Ипостась Божия, Сын Отца, ипостаси равночестны, поскольку единосущны, хотя Отец рождает Сына будучи Сам нерождённым.



//Прошу заметить, что в цепочке, которую я предлагаю (а я её именно предлагаю, и её предлагаю именно я), "Бог-Дух-Отец Творит бога-духа-сына". //

кому и зачем это нужно?

//Вот в этом мы с Вами расходимся: это не призвание (т.е. не побуждение стать), а данность (то, что уже есть). Человек уже бог, и пытаться "стать" им - это оскорблять Всевышнего. Точно так же оскорблять Всевышнего - не признавать, что человек есть бог; или считать, что человек есть Бог. //

челове создан по образу Божию и стать Его подобие это его задача. реальный падший человек не есть Бог и даже образ Божий в нём искажён.

в Эдемском саду сатан предложил человеку сать богом так сказать "научным", магическим способом -с помощью химии и диеты обрести знание мира и управлять этим миром, как Бог и даже вместо Бога, как потом бы сообщил сатана челоку, если Бог не вмешался.


///Попытайтесь принять то, о чём я Вам пишу, со скромностью (и с серьёзностью, если получится): Вы - бог, и не принять это - грех перед Творцом. /
я думаю, вы напрасно тратите время, пытаясь предложить мне такое


//... Вы не ответили на один мой вопрос: существуют ли традиции, утверждающие нечто схожее (см.)? //
всякая синкретическая традиция основывается на расширении пантеона богов, при этом признавая отрешённого от дел верховного первого Бога

ваши писания меня интересуют увы только с религиоведческой точки зрения.





Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2163220
01.07.06 15:24
Ответ на #2163060 | Сергей Глyшeнкo невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Максим, извините, пожалуйста: Вы не подскажете, что такое "манифестационистский" и "креационистский" подходы? - Какое они несут богословское наполнение?//
это цитата из дугина

креационистский подход это разделение Бога и мира на творца творение. радикальный креационизм это монотеизм, радикальный религиозный креационизм - это ислам, вырожденный креационизм - это атеистический механицизм

вот вам ссылка читайте , только Дугин ошибается в одном - он видит в манифестационизме хорошее, а в креационизме плохое, хотя начинает с того что обе стороны есть односторонности

http://angel.org.ru/2/konspir.html

//Это я понимаю так: "человек - всё" и "человек - ничто". Верно?//

не совсем, эти термины употреблялись прот геогрием Флоровским в контексте христологических ересей - монофизиства и несторинаства, где Бог поглощает человечесую природу во Христе и наоборот Христос получается разделённым на две ипостаси, две линости


Сергей Глyшeнкo

невоцерковленный верующий
(невоцерковленный)
нет доступа
на форум


Тема: #60484
Сообщение: #2163060
01.07.06 14:01
Ответ на #2160148 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

    ...ничем иным как борьбой манифестационистского и креационистского подхода в рамках одной и той же традиции, стремившейся совместить обе позиции без того однако, чтобы ясно разграничить сферу их иерархической соподчиненности.

Максим, извините, пожалуйста: Вы не подскажете, что такое "манифестационистский" и "креационистский" подходы? - Какое они несут богословское наполнение?

А то мне немного непонятно ваше сообщение. И ещё, если можно, поясните:

    "антропологический максимализм" (="иудео-христианство") и "антропологический минимализм" (="эллино-христианство").

Это я понимаю так: "человек - всё" и "человек - ничто". Верно?



Сергей Глyшeнкo

невоцерковленный верующий
(невоцерковленный)
нет доступа
на форум


Тема: #60484
Сообщение: #2163026
01.07.06 13:45
Ответ на #2162691 | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

  • //Совершенно верно. Но есть богооткровенные.//

    назовите :)

Хорошо. Конечно, это буддизм, иудаизм (в его современном варианте, я имею в виду), конфуцианство, даосизм, и всё множество "шаманистических" религий. Я тут имею в виду (отмечаю), что бог - это и человек, и дух, живущий на небе, и бес (такое моё определение, хотя, конечно, научного запала на то, чтобы сделать его аргументируемо защищаемым, у меня, конечно, не хватило).

Т.е. я здесь констатирую, что (если бы был введен термин "бог"), то я бы наделил его таким объёмом понятия: дух, сын, небо, божество, бес, приведение, идол на небе. Это ассоциативистское определение, Вы, конечно, правы (заранее соглашусь на возможную критику такого способа определить научный термин, Максим).

  • //Вот тут начинается терминологическая путаница. Я предлагаю Вам рассмотреть один из возможных вариантов классификации - и, следовательно, решения этой путаницы. //

    к сожалению такая классификацию больше похожа на поэтическое творение, нежели на научное определение

Совершенно с Вами согласен, Максим. Вы абсолютно правы: именно поэтическое определение я стремился дать. Пытаясь дать определение триаде Бог-Дух-Отец (или триаде бог-дух-сын), мы можем столкнуться с двумя приёмами: (1) с обращением к греху человека (с помощью социальных технологий, в том числе полемических), (2) с обращением к Богу через его сына-бога (с помощью веры). Я думаю, эти два типа способов ввести определения оба имеют право на свою защиту - и на существование.

Вы не могли бы объяснить, по каким (научным) критериям Вы считаете моё определение ненаучным (кроме его схожести с поэтическим - а я с Вами согласен, я сразу отмечу)? Это мне нужно для того, чтобы попытаться защитить своё определение с помощью научных приёмов - а так же для того, чтобы различить в аргументации в его опровержение научные приёмы от лже-научных, не-научных. Вы мне поможете? Как выглядит научное определение термина?

Например, Вы даёте научные определения термина? (см. далее).

  • //Но есть одна религия (во всяком случае, так утверждается), которая утверждает, что Есть Только Один Бог. Это христианство (и иудаизм, из которого оно совершенно естественно вытекает). Следовательно (и это Вы, я думаю, понимаете), христианство (и в том числе породивший его иудаизм) лежит вне дуального разделения поли-/монотеизм.//

    христианство из иудаизма не вытекает, иудаизмом христианство отвергнуто, но христианство включает в себя неполное Откровение Ветхого Завета, исполняя его в Новом завете в Боговоплощении сына Божия, который в Ветхом Завете как Ангел Великого Совета и являлся Моисею и говорил Пророкам. Именно Сын Божий - участник всех ветхозаветных теофаний.

Совершенно с Вами согласен, Максим: Вы здесь приводите одно из множества Православных определений связи иудаизма и христианства. Совершенно точно: можно сказать, что иудаизмом христианство отвергнуто. А ведь так оно и есть. Можно ли считать вторую часть фразы (отмеченную жирным шрифтом в цитируемом мною тексте, см. выше) доказательством того, что христианство (в том смысле, в котором Вы определяете подобное "вытечение") всё же, в некотором смысле, вытекает из иудаизма? Разрешаете ли Вы подумать мне так про Вами данное определение? Я бы был очень благодарен: в таком случае, Вы, в том числе, и доказываете моё утверждение, а не только отвергаете его (подобно тому, как христианство не только "вытекает" из иудаизма, а отвергаемо им).

  • ///Есть Бог-Дух-Отец; есть бог-дух-сын. Бог-Дух-Отец Сотворил бога-духа-сына; бог-дух-сын сотворён Богом-Духом-Отцом. Здесь атрибуты Бога-Духа-Отца пишутся с больших букв, а атрибуты бога-духа-сына пишутся с маленьких букв.//

    :) Сергей Николаевич, Бог Отец не творил Сына и Духа, а рождает Сына и изводит Духа предвечно до всякого творения. так что ваше определение абсолютно неприемлемо

Совершенно верно, Максим: я с Вами согласен. Бог-Отец действительно не творил Сына и Духа, а рождает сына и изводит духа предвечно до всякого творения: здесь мы с Вами цитируем (в подтверждение основания устройства Православной Церкви) Святоотеческие Писания; в этом я с Вами, Максим, совершенно согласен. Но я предлагаю (к рассмотрению, а не к терминологической тирании) такой взгляд (и такую мысль): "Бог-Дух-Отец Рождает бога-духа-сына; бог-дух-сын рождён Богом-Духом-Отцом". Это то, что я предлагаю к рассмотрению, но не в качестве ортодоксального определения Православной традиции (было бы абсурдно утверждать, что я так утверждаю, т.к. Православная традиция существует давно, и в её объёме таких определений, которые предложил я, конечно же, не содержится).

Я просто предложил рассмотреть такую терминологическую цепочку:

    Бог-Дух-Отец Рождает бога-духа-сына.

Прошу заметить, что в цепочке, которую я предлагаю (а я её именно предлагаю, и её предлагаю именно я), "Бог-Дух-Отец Творит бога-духа-сына".

  • //Сказано: "Я вам говорю: вы - боги, все вы - сыны Всевышнего". С точки зрения терминологии Бог/бог здесь имеется Обращение Бога к богам (людям, напр.). И т.д. //

    здесь говорится о статусе человека, о его призвании, стать сыном Божиим (богом по благодати)

Вот в этом мы с Вами расходимся: это не призвание (т.е. не побуждение стать), а данность (то, что уже есть). Человек уже бог, и пытаться "стать" им - это оскорблять Всевышнего. Точно так же оскорблять Всевышнего - не признавать, что человек есть бог; или считать, что человек есть Бог.

Я считаю, что в Эдемском саду человек вступил на эту стезю: стать богом, ту стезю, которую ему подсказал сатана-лжец-губитель. На самом деле, человек уже равен богам, он не может "стать" равным богу, он уже есть бог. В этом, на мой взгляд, основное Ваше заблуждение, Максим: призвание человека-бога - совершить разворот к Творцу-Богу, раскаяться в этой попытке: стать богом. Вот, по-моему, в чём Ваш христианский (и мировоззренческий) грех: Вы и я - не Бог, и никогда не станем Им, и никогда Им не будем. С другой стороны, Вы и я - боги, и мы никогда не станем ими, но мы всегда ими будем, и всегда ими были (вот тут идёт поэзия), потому что мы суть боги, мы сотворены по образу и подобию. В этом Ваша ошибка, на мой взгляд, Максим (но не страшная :).

Попытайтесь принять то, о чём я Вам пишу, со скромностью (и с серьёзностью, если получится): Вы - бог, и не принять это - грех перед Творцом.

Вы - не Бог; и считать себя Богом, пытаться стать Им - это то, что человеку невозможно так же, как стать богом: человек уже бог, но никогда не будет Богом, хотя может развернуться, раскаяться в Его строну внутри себя, внутри своего self, внутри своей божественности, внутри себя, как бога.

    Христианство - это о том, что божество должно признать свою тварность.

Не могли бы Вы разработать систему научной аргументации, чтобы защитить взгляды, которые я пишу (было бы интересно)? Я согласен, что Православные христиане имеют другие взгляды (и их паства, соответственно, соответствующие), но не могли бы Вы придумать полемический способ (кроме молитвы Богу и откровения), чтобы защитить эти взгляды, проверить их истинность?

Если Вы придумаете такой способ, я буду Вам очень благодарен (т.к. полемический ум, насколько я подозреваю, у меня не очень развит - по сравнению с тем, как он развит у других участников открытой Вами темы, в том числе и у Вас).

Если Вы не можете придумать полемических аргументов в защиту моей позиции, то, быть может, придумайте полемические аргументы в опровержение? Пока что всё, что Вы высказали - сомнение и цитаты (без ссылок на источник).

Если Ваша аргументация окажется действенной после того, как я применю её в жизни, я обещаю, я напишу Вам.

P.s.

Кстати:

    Есть Бог, есть боги. Бог Творец Мира, который суть миры и Бог.

    Есть боги, но Есть Бог. Бог Творец Мира, который суть миры и боги.

    Скажем: бог равно мир, Бог равно Мир.

    Бог Един, Вечен; поэтому Мир Един, Вечен. Сотворённые Им боги едины, вечны; поэтому все миры едины, вечны.

    Но вечность отличается от Вечности, а Единство (и Единственность) от единства (и единственности).

    Бог Суть Один. Он не творил ничего, кроме Один и один.

    Бог Суть Одно. Он не творил ничего, кроме Одно и одно.

    Одно Суть Единство, Единственность; одно суть единство, единственность.

... Вы не ответили на один мой вопрос: существуют ли традиции, утверждающие нечто схожее (см.)?

Вы с ними не знакомы?

С полемическим уважением,
Сергей



Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2162691
01.07.06 10:55
Ответ на #2160659 | Сергей Глyшeнкo невоцерковленный верующийНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Совершенно верно. Но есть богооткровенные.//

назовите :)

//Вот тут начинается терминологическая путаница. Я предлагаю Вам рассмотреть один из возможных вариантов классификации - и, следовательно, решения этой путаницы. //

к сожалению такая классификацию больше похожа на поэтическое творение, нежели на научное определение

//Некоторые религии утверждают, что есть только один бог. Другие - что богов много (и человек, следовательно, может выбирать). Это различие между монотеизмом и политеизмом: оба касаются бога.//

и есть только одна религия. которая утверждает что Бог один по существу и троичен в лицах, т.е. что Бог Триедин.

//Но есть одна религия (во всяком случае, так утверждается), которая утверждает, что Есть Только Один Бог. Это христианство (и иудаизм, из которого оно совершенно естественно вытекает). Следовательно (и это Вы, я думаю, понимаете), христианство (и в том числе породивший его иудаизм) лежит вне дуального разделения поли-/монотеизм.//

христианство из иудаизма не вытекает, иудаизмом христианство отвергнуто, но христианство включает в себя неполное Откровение Ветхого Завета, исполняя его в Новом завете в Боговоплощении сына Божия, который в Ветхом Завете как Ангел Великого Совета и являлся Моисею и и говорил Пророкам. Именно Сын оОжий участник всех ветхозаветных теофаний.

///Есть Бог-Дух-Отец; есть бог-дух-сын. Бог-Дух-Отец Сотворил бога-духа-сына; бог-дух-сын сотворён Богом-Духом-Отцом. Здесь атрибуты Бога-Духа-Отца пишутся с больших букв, а атрибуты бога-духа-сына пишутся с маленьких букв.//

:) Сергей Николаевич, Бог Отец не творил Сына и Духа, а рождает Сына и изводит Духа предвечно до всякого творения. так что ваше определение абсолютно неприемлемо


///С точки зрения терминологии Бог/бог здесь нужно усмотреть творчество духа Духом. //

да Бог вдыхает в созданное тело человека дух жизни и человек становится живою душёю

//Сказано: "Я вам говорю: вы - боги, все вы - сыны Всевышнего". С точки зрения терминологии Бог/бог здесь имеется Обращение Бога к богам (людям, напр.). И т.д. //

здесь говорится о статусе человека, о его призвании, стать сыно Божиим (богом по благодати)




Сергей Глyшeнкo

невоцерковленный верующий
(невоцерковленный)
нет доступа
на форум


Тема: #60484
Сообщение: #2160659
30.06.06 10:11
Ответ автору темы | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

  • Христианство есть Богооткровенная религия, и кроме него более такой нет. Христианство уникально. Однако у него есть общее с естественными религиями и учениями как монотеистическими, так и политеистическими. Христианство это теизм. Христианство это монотеизм. К сожалению, на этом дифференциация христианства в религиоведении, основном и сравнительном богословии и заканчивается. Но разве монотеизм это то, что отличает христианство от ислама, иудаизма или, скажем, савеллианства? Неужели христианство это просто вариант оппозиции политеизму?

Очень интересно, Максим.

  • Христианство есть Богооткровенная религия, и кроме него более такой нет.

Совершенно верно. Но есть богооткровенные.

  • Христианство уникально.

Совершенно верно (см. Ваш и мой комментарий выше).

  • Однако у него есть общее с естественными религиями и учениями как монотеистическими, так и политеистическими.

Вот тут начинается терминологическая путаница. Я предлагаю Вам рассмотреть один из возможных вариантов классификации - и, следовательно, решения этой путаницы.

Вот он:

    Есть Бог, есть боги. Бог Творец Мира, который суть миры и Бог.

    Есть боги, но Есть Бог. Бог Творец Мира, который суть миры и боги.

    Скажем: бог равно мир, Бог равно Мир.

    Бог Един, Вечен; поэтому Мир Един, Вечен. Сотворённые Им боги едины, вечны; поэтому все миры едины, вечны.

    Но вечность отличается от Вечности, а Единство (и Единственность) от единства (и единственности).

    Бог Суть Один. Он не творил ничего, кроме Один и один.

    Бог Суть Одно. Он не творил ничего, кроме Одно и одно.

    Одно Суть Единство, Единственность; одно суть единство, единственность.

  • Однако у него есть общее с естественными религиями и учениями как монотеистическими, так и политеистическими.

Некоторые религии утверждают, что есть только один бог. Другие - что богов много (и человек, следовательно, может выбирать). Это различие между монотеизмом и политеизмом: оба касаются бога.

  • Но разве монотеизм это то, что отличает христианство от ислама, иудаизма или, скажем, савеллианства? Неужели христианство это просто вариант оппозиции политеизму?

Но есть одна религия (во всяком случае, так утверждается), которая утверждает, что Есть Только Один Бог. Это христианство (и иудаизм, из которого оно совершенно естественно вытекает). Следовательно (и это Вы, я думаю, понимаете), христианство (и в том числе породивший его иудаизм) лежит вне дуального разделения поли-/монотеизм.

  • Почему при всей его уникальности для него нет технического термина, отличающего его от указанных монотеизмов?
  • На наш взгляд технология получения такого термина проста: как из термина "теизм" получен термин "монотеизм", так из последнего должен быть получен и термин для определения христианства. Таковым термином может быть только "тримонотеизм" как вера в Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Немного неверно. Я думал, как отличить христианство от монотеизмов и политеизмов (а это нужно, чтобы терминологически позиционировать христианство среди других религий, которые сейчас активно приходят на постсоветское пространство).

"Тримонотеизм" - удачный термин, только если мы говорим об (отчасти философского свойства) рекламе христианства по сравнению с другими религиями: мне думается, когнитивную нужду в различении этот (удачный в иных отношениях) термин удовлетворить не смог бы.

Вот какой термин (и даже их цепочку) я предлагаю для различения.

Есть Бог-Дух-Отец; есть бог-дух-сын. Бог-Дух-Отец Сотворил бога-духа-сына; бог-дух-сын сотворён Богом-Духом-Отцом. Здесь атрибуты Бога-Духа-Отца пишутся с больших букв, а атрибуты бога-духа-сына пишутся с маленьких букв.

Сказано: "И создал Бог человека по образу своему и подобию своему, и вдохнул в него дух жизни, и стал человек душою живою" (Бытиё). С точки зрения терминологии Бог/бог здесь нужно усмотреть творчество духа Духом. Сказано: "Я вам говорю: вы - боги, все вы - сыны Всевышнего". С точки зрения терминологии Бог/бог здесь имеется Обращение Бога к богам (людям, напр.). И т.д.

Что вы думаете по этому поводу? Было бы интересно узнать ваше мнение насчёт удачности такого различения (а также его традиционности). Я плохо знаком с традиционной религиозной философией (несмотря на иногда просто непреодолимую нужду в богословии). Есть ли что-то схожее?



Сергеев Максим
Сергеев Максим

православный христианин

Тема: #60484
Сообщение: #2160148
30.06.06 02:16
Ответ автору темы | Сергеев Максим православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

из Дугина
"Христианство принято относить к "авраамическим" традициям, и, следовательно, оно должно носить креационистский характер. Действительно, в никейском символе Веры прямо говорится о "Боге, Творце небу и земли", что однозначно подтверждает приверженность христианства иудейской теории Творения. Пояснение в первом пункте символа Веры относительно того, что Бог-Отец, первое лицо святой Троицы, является одновременно Творцом, т.е. тем самым Богом, о котором идет речь в "Ветхом Завете", было принято именно как антигностический аргумент, так как христианские гностики (в частности, Маркион) часто противопоставляли христианского Бога- Отца иудейскому Богу-Творцу.

Но на самом деле вопрос относительно креационизма христианской традиции является более сложным. Многие проницательные историки раннего христианства -- в частности, Ю. Николаев, В. Лосский, о. Г. Флоровский и т.д. -- ясно показали, что сам процесс становления сугубо православной христианской догматики проходил в жестокой борьбе двух идейных течений. Эти два течения можно определить как "иудео-христианство" и "эллинохристианство". Флоровский говорит о "антропологическом максимализме" (="иудео-христианство") и "антропологитческом минимализме (="эллино-христианство"). Можно сказать, что вся полемика относительно догмата о Троичности, о христологических дефинициях, о Воплощении, о совмещении в Христе двух природ и двух "воль", о "теотокос" (Богородице) и т.д. протекала именно между двумя крайними полюсами христианской доктрины, и в каждый последующий момент истории догматических постановлений каждая из этих двух позиций принимала новую форму в зависимости от конкретного богословского вопроса, выступавшего на передний план. Собственно говоря, эта борьба была ничем иным как борьбой манифестационистского и креационистского подхода в рамках одной и той же традиции, стремившейся совместить обе позиции без того однако, чтобы ясно разграничить сферу их иерархической соподчиненности. "


http://angel.org.ru/2/konspir.html


Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Общий 1340

Личные вещи Елены Логачёвой:

19 января 2022 в 15:38Леночка Борисовна
генваря, 2022-го года на фото - моя скромная кухня О каждом предмете с этой фотографии камерой смартфона можно отдельную длинную историю рассказать. Пока что кратко обо всех предметах. I. Внизу ... читать далее »

Поиск Святой Руси 328

Покайтесь!

19 января 2022 в 10:26Андрей Рыбак
Крещение Духом Святым Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Крещением Господним! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и ... читать далее »

Кино 84

Карьера Димы Горина (1961) Киностудия Горького

18 января 2022 в 13:31Андрей Рыбак
Карьера Димы Горина Кассир банка Дима Горин — типичный служащий, молодой человек в очках, без особых внешних данных оказался на сибирской стройке. А случилось с Димой вот что — он случайно выдал ... читать далее »

Стихи 1154

Благословенно в жизни...

18 января 2022 в 09:25Владимир Лучит
*** Благословенно в жизни всё: в едином опыте – сокрыт источник мудрости. И знать, лишь в ней самой ключи на деле от бессмертия и спрятаны, и следует искать! *** Взирает молодость на старость ... читать далее »

Память 344

Воспоминания об отце Симеоне

17 января 2022 в 16:27Андрей Бузик
Иеросхимонах Симеон (Желнин) [РАССКАЗ МАТУШКИ АЛЕКСАНДРЫ Я 15 лет была на послушании у батюшки о. Симеона. Однажды, торопясь домой и вспомнив, что дома у меня нет сахара, я взяла из батюшкиного ... читать далее »

Детям 580

Устами младенца глаголет Истина. Вы должны выпустить эту заразу.

17 января 2022 в 09:37Андрей Рыбак
Будьте как дети Устами младенца глаголет Истина. Вы должны выпустить эту заразу. читать далее »

Высказывания 532

Святитель Иаков Нисибинский. Слово о смирении

16 января 2022 в 15:48Андрей Бузик
Святитель Иаков Нисибинский 1. Смирение всегда прекрасно. Оно освобождает людей от всех мучительных забот. Плоды его изобильны, вожделенны. От него раждается простосердечие, коим Ной угодил Богу и ... читать далее »

Проповедь 69

Духовная война и Божий мир. Протопресвитер Андрей Алешин

14 января 2022 в 21:53Андрей Рыбак
протопресвитер Кипрской Православной Церкви Андрей Алешин + 4.12.2021 Духовная война и Божий мир. Протопресвитер Андрей Алешин читать далее »

Народное творчество 49

Выступление учащихся воскресной школы Меляевского скита в монастырской богадельне.

12 января 2022 в 17:24Андрей Бузик
Выступление учащихся воскресной школы Меляевского скита в монастырской богадельне. Выступление учащихся воскресной школы Меляевского скита в монастырской богадельне. Видео от Серафимо-Дивеевский ... читать далее »

Документы 226

Украина: Замечательное решение суда: прививки мРНК-вакцинами - медицинский эксперимент, поэтому добровольны

11 января 2022 в 19:09Александр В.А.
Прививки глазами генетика. Появилось замечательное решение суда по отмене приказа руководителя предприятия (учреждения, организации) об отстранении от работы в связи с отказом сотрудника от ... читать далее »

Скалолазание

Первая девятилетняя скалолазка прошла маршрут 8b+

7 января 2022 года девятилетняя Цзыхэн Цю совершила редпоинт маршрута "China Climb" категории 8b+. Он находится на Белой горе в китайском регион Янгшо. Тем самым, Цзыхэн стала самой юной скалолазкой в ... читать далее »

Сноуборд

Надыршина впервые в призах в 2022 году

В австрийском Зимонхеэ 14-15 января прошел заключительный перед Олимпийскими играми в Пекине-2022 этап Кубка мира по сноуборду в параллельных дисциплинах. Спортсменам сборной России удалось добраться ... читать далее »

Патерик 244

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Борьба с помыслами, и чрез них со злыми духами.

19 января 2022 в 15:25Андрей Бузик
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. 1. Вопрос. Никакого не видим успеха в установлении внимания, при всем старании. Ума никак не удержишь от блужданий. Даже и тогда, как чувствуешь, что сердце ... читать далее »

Праздники 316

Крещение Господне

18 января 2022 в 16:31Андрей Бузик
Крещение Господне В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы ... читать далее »

Афон 198

Старец Гавриил. Все о деньгах - что хорошо, что плохо

18 января 2022 в 13:10Андрей Рыбак
старец Гавриил Старец Гавриил. Все о деньгах - что хорошо, что плохо Старец Гавриил рассуждает о деньгах в последние времена. Нужно ли собирать заначки? Куда девать деньги? Афонские истории о ... читать далее »

Спорт - Экстрим 254

Аве Мария. Танец

17 января 2022 в 23:32Андрей Рыбак
Анна Щербакова. Показательные выступления. Чемпионат Европы Аве Мария. Танец читать далее »

Предание 289

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О покаянии

17 января 2022 в 15:59Андрей Бузик
Святитель Игнатий Брянчанинов. «Покайтеся и веруйте во Евангелие! покайтеся: приближися бо царство небесное» (Мк.1:15, Мф.4:17). Таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе ... читать далее »

Будущее 381

Ретро: О Бжезинском и глобализме США

16 января 2022 в 18:32Владимир Воробьев
Радует в панических речах этого господина (Зб. Бжезинского, смотри http://fedor-ohotnick.livejournal.com/29512.html) то, что слух об успешно действующем мировом правительстве был слишком преувеличен. ... читать далее »

Здоровье 433

Вирусолог Петр Михайлович Чумаков, профессор, член-корреспондент РАН: "Переболеют все..."

16 января 2022 в 12:59Андрей Рыбак
Петр Михайлович Чумаков, профессор, член-корреспондент РАН Вирусолог Чумаков: "Переболеют все..." Петр Михайлович Чумаков, профессор, член-корреспондент РАН. читать далее »

Разное 1184

Мудрые советы преподобного Симеона Афонского на простые вопросы жизни.

14 января 2022 в 21:15Сергий Пономарь
Книга жизни Жизнь – это учебник, который закрывается только с последним вздохом. Когда мы задаем себе вопросы, мы пытаемся найти правильный ответ, чтобы лучше ПОНЯТЬ жизнь. Какой учитель самый ... читать далее »

Творчество 412

Осенний дождь. Алексей Марсанов

12 января 2022 в 00:54Андрей Рыбак
Алексей Марсанов Алексей Марсанов. Осенний дождь https://stihi.ru/avtor/leonidmaluev45 О домашнем причастии. Схиепископ Николай. читать далее »

Песни 79

Дети Поют с Рождеством Христовым!

11 января 2022 в 16:08Священник Сергий
Дети Поют с Рождеством Христовым! Поддержать проект и помочь с финансированием новых клипов можно тут: ЯК 41001681950085, Paypal - masterfs@yandex.ru, Сбербанк (по номеру телефона) ... читать далее »

Лыжи

Состоялся второй этап Кубка России по фристайлу в дисциплине "биг-эйр"

Состоялся второй этап Кубка России по фристайлу в дисциплине "биг-эйр" текущего сезона, проходивший в Миассе (Челябинская область). Выиграл соревнования у мужчин Максим Сенкевич из Санкт-Петербурга ... читать далее »

Парусный спорт

Зимний кубок Ассоциации SB20. Несмотря на перипетии с погодой, четвертый этап состоялся

В Севастополе завершился четвертый этап Зимнего кубка Ассоциации SB20. Начало регаты было сложным: на протяжении двух дней погодные условия не позволяли провести гонки   порывы свыше 40 узлов и ... читать далее »

Календарь 3072

20 января. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

19 января 2022 в 15:00Андрей Бузик
7 января по старому стилю / 20 января по новому стилю четверг Седмица 31-я по Пятидесятнице. Глас 5. Поста нет. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Предтечи: ... читать далее »

Духовное 981

Cвятитель Феофан Затворник. О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и греха

18 января 2022 в 15:56Андрей Бузик
святитель Феофан Затворник Баня пакибытия. Что совершается в купели крещения? Святой апостол Павел, рассуждая о святом таинстве крещения, сокровенную силу его сравнивает со смертию и воскресением ... читать далее »

Любовь 106

Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

18 января 2022 в 12:53Андрей Рыбак
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Богоявлением и Крещением ... читать далее »

Народный промысел 83

Рыбалка у охотника

17 января 2022 в 19:02Андрей Рыбак
Ждем поклевки. Бахтинская рыбалка. Конец Зимы 2018 Рыбалка у охотника читать далее »

Планета 250

Юрий Воробьевский О святом князе Александре

17 января 2022 в 12:09Андрей Рыбак
Александр Невский. Между Востоком и Западом. Юрий Воробьевский О святом князе Александре 1 часть беседы с Ю.Ю. Воробьевским. Март 2021 г., г. Новосибирск. Святой князь Александр Невский. Война ... читать далее »

Паломничество 245

От Рождества до Крещения - документальный фильм

16 января 2022 в 16:44Андрей Бузик
От Рождества до Крещения - документальный фильм Город Рождества. Место, где однажды засияла Вифлеемская звезда. Сюда каждый год съезжаются верующие со всего мира. Именно здесь произошло настоящее ... читать далее »

Святые 322

Сегодня Церковь вспоминает преподобного Серафима Саровского.

15 января 2022 в 16:55Андрей Бузик
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. ДЕНЬ АНГЕЛА Город Саров в Нижегородской области был 3 раза вписан в историю России. К концу XVIII века Саровская пустынь стала одной из самых известных обителей страны. ... читать далее »

Туризм 147

Россия от края до края, Кавказ

14 января 2022 в 16:56Андрей Бузик
Кавказ Юго-западные границы России охраняют величественные горы с вершинами более 5000 метров. Эти места сохранили первозданную красоту, здесь можно встретить редчайшие виды животных и растений. ... читать далее »

Шутка 196

Шедевр русского языка

11 января 2022 в 22:51Андрей Рыбак
За песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой косой бабы с косой Шедевр русского языка За песчаной косой лопоухий косой пал под острой косой косой бабы с косой читать далее »

Помощь храмам 35

Без единого гвоздя, Экспедиции начинающих плотников.

11 января 2022 в 16:07Андрей Бузик
15 лет назад протоиерей Алексей Яковлев, настоятель московского храма Преподобного Серафима Саровского в Раеве, отправился на Русский Север, где помог жителям деревни восстановить деревянную ... читать далее »

Сноукайтинг

На Пироговском водохранилище состоялся чемпионат Москвы по сноукайтингу.

В минувшие выходные на Пироговском водохранилище состоялся чемпионат Москвы по сноукайтингу. В этом году формат соревнований немного отличался от прошлогодних - во-первых, тем, что у детей это были ... читать далее »

Лыжи

"Фристайл в лицах". Есения Пантюхова.

Федерация фристайла России продолжает проект "Фристайл в лицах". Все герои   члены национальной команды, представляющие нашу страну на международной арене. Мы познакомим вас с теми, кто борется до ... читать далее »

© 1999-2022 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru