Андрей Мамедов
 православный христианин
Тема: #60135
Сообщение: #2142704 21.06.06 18:21
|
Как же, знаменитые "богословы" - Давиденков и раскольник Лурье!...
Первый в своей кошмарной догматике переврал св. Златоуста о сошествии Св. Духа, второй - забрался "собственной ипостасью, с ногами, во Христа", с его идиотской идеей о личностном воипостасировании.
> Во Христе тление естества подобным же образом стало было действовать на Его личное произволение – но это последнее было произволением Сына Божия и обладало Божественным свойством непреложности (неизменности). Поэтому не только не произошло тления произволения, но, напротив, произволение Логоса подействовало на естество, преложив его в свойственное Логосу нетление” (Лурье В. С. Комментарии // Протоиерей Иоанн Мейендорф. С. 456–457).
Бред! Фрейдиствующий раскольник Лурье лишил Христа человеческого произволения, заменяя божественной волей (или подавляя первую). Совсем по еретику Аполлинарию!
Вообще, вся эта идея "повреждения во Христе" имеет гностические корни, которую вы с Осиповым мусолите.
"Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремление к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным"
Св. Афанасий Великий. Слово о Воплощении Бога - Слова, 4
Еще.
"Раньше греха тело могло быть названо в одном отношении смертным, а в другом бессмертным, - смертным потому, что оно могло умереть, а бессмертным потому, что могло и не умереть. Ибо иное дело иметь возможность умереть, как создал Бог некоторые бессмертные природы, и иное - иметь возможность не умереть, как бессмертным создан первый человек; его бессмертие проистекало не от устройства природы, а от древа жизни, от коего после греха он был отлучен, дабы мог умереть, - он, который, если бы не согрешил, мог бы и не умереть. Таким образом, по устройству душевного тела он был смертен, а по милости Создателя - бессмертен. Ибо раз тело его было душевное, оно непременно было и смертно, так как могло умереть, хотя, с другой стороны, оно было и бессмертно, потому что могло и не умереть, Бессмертным, т. е. таким, которое ни в каком уже случае не может умереть, тело будет только духовное, каким, по обетованию, будет наше тело в воскресении. Отсюда, душевное, а потому и смертное, тело, которое по правосудию было бы духовным, а потому и бессмертным, сделалось вследствие греха не смертным, каким было и раньше, а мертвым, каким оно могло бы не быть, если бы человек не согрешил."
Блаженный Августин. О книге Бытия буквально, 6, 25
И вот еще.
"Владыко Господи! Ты сказал от начала, когда един основал землю, и повелел персти, и дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он сделался живым пред Тобою, и ввел его в рай, который насадила десница Твоя, прежде нежели земля произрастила плоды; Ты повелел ему хранить заповедь Твою, но он нарушил ее, и Ты осудил его на смерть, и род его и происшедшие от него поколения и племена, народы и отрасли их, которым нет числа". 3 Езд. 3:4-7 (спасибо Владимиру Гончарову, некогда он указал на этот текст)
Ересью является ваша идея о "повреждении естества" во Христе. Во Христе и Богоматери - нас ради - человечество явлено в бесславии = в своих естественных свойствах, которые "не были заметны", когда "Адам вкушал от древа жизни". Т. е. смертность и безупречные страсти - ЭТО ЕСТЕСТВЕННОЕ, БОГОМ ДАННОЕ СВОЙСТВО ("как сотворенный из ничего, по природе смертен"), а не повреждение. В Адаме же после греха естество не только обнажилось от славы, но и приобрело "расстройство."
"Согрешившее" (о естестве) - это то, которое согрешило (но в лице Богоматери вернулось в рай), а не то, которое "согрешило", и так в грехе и пребывает - т. е. "согрешившее" это не качество, а "указание на" предмет, грубо говоря. Скажем, "упавшая книга" - эта книга, которая упала (ее и поднять с пола можно), а не обязательно та, которая лежит на полу.
Вот еще раз повторю буквальное свидетельство св. Григория Богослова о том, что Христом воспринят Адам Первозданный.
"Христос ... воспринял того Адама, первоначально свободного, который не облекся еще грехом, пока не узнал змия, и не вкушал плода и смерти, питал же душу простыми, небесными помыслами, был светлым таинником Бога и божественного. Для сего-то воссоздания пришел в естество человеческое Бог, чтоб, преоборов и победив убийцу смертию, за вкушение приняв желчь, за невоздержанность рук - гвозди, за древо - крест, за землю - возношение на крест, обратно возвести Адама к жизни и славе"
Св. Григорий Богослов. Похвала девственности.
т. е. вся суть - в Богоматери - происходя от падшего рода, она являет человеческое естество в первозданных чистоте и совершенстве. Для обьяснения этого у католиков есть Догмат о Непорочном Зачатии, православные же Отцы обходятся БЕЗ этого догмата, НЕ ОБЪЯСНЯЯ, как эта ТАЙНА совершилась в Деве.
"Делу же совершенной правды принадлежало и то, чтобы само добровольно поработившееся и побежденное естество, одержало победу над началозлобным и отвергло добровольное рабство ему; по этой причине Бог благоволил восприять от нас наше естество, неизреченным образом соединившись с ним по ипостаси. Было же невозможным, чтобы Оная высочайшая и превосходящая ум Чистота соединилась с осквернившимся естеством; потому что единое, что - невозможно для Бога, это - сойтись в единство с нечистым, прежде чем оно не очистится. Поэтому была нужда в совершенно непорочной и чистейшей Деве, Которая бы прияла во чреве и родила Ревнителя и Дарователя чистоты, Которая была и предопределена и возникла и делается явной, и тайна относительно Которой пришла к концу, когда многие бывшие в свои времена чудесные явления слились в одно."
Св. Григорий Палама. Гомилия 52 (на Введение), 4
Преп. Иоанн Дамаскин. «ТИПВ», Книга 3. Глава 12:
«Ибо Само Слово сделалось плотию, будучи носимо во утробе Девою, (исшел же из Нее) Бог вместе с воспринятым естеством человеческим, так как и оно было обожествлено Словом, одновременно с приведением его в бытие, так что одновременно совершились три события: восприятие, бытие, обожение человечества Словом».
Преп. Иоанн Дамаскин. Слово 1-ое на Рождество Пресвятой Богородицы:
"Она приняла не служебного Ангела, но Ангела великого совета, Который сошел, как благодатный дождь на руно, без шума, и все страждущее, к истлению клонившееся, естество возвратил к здравию невредимому и жизни нестареемой! Силою Его лежавший в Тебе расслабленный человек вскочил как олень."
"Было же невозможным, чтобы Оная высочайшая и превосходящая ум Чистота соединилась с осквернившимся естеством; потому что единое, что - невозможно для Бога, это - сойтись в единство с нечистым, прежде чем оно не очистится. Поэтому была нужда в совершенно непорочной и чистейшей Деве, Которая бы прияла во чреве и родила Ревнителя и Дарователя чистоты..."
свт. Григорий Палама. Гомилия 52 (на Введение), 4
Преп. Иоанн Дамаскин. Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа:
"Итак, взяв с Собою на гору Фавор тех, которые отличались самыми высокими добродетелями, Господь преобразися пред ними (Мф. 17, 2). Хотя святое тело (Христово) с самой первой минуты ипостасного соединения совершенно обогатилось славою невидимого Божества, так что одна и та же слава и Слова и плоти, однако же эта слава, быв сокрыта в видимом теле, не могла быть видена теми, которые связаны узами плоти и, конечно, не могут вмещать того, чего не видят и ангелы. Посему, когда Христос преображается, то Он становится не тем, чем не был, но отверзая очи Своих учеников и из слепых делая их зрячими, является им тем самым, чем был".
преп. Иоанн Дамаскин. Первое похвальное слово на Успение Богоматери, 4
"Ведь Ты, Владыка, по благоутробному милосердию Твоему воспринял всего Адама, свободного до падения от греха: тело [его], душу, ум и их естественные свойства, - чтобы всему мне даровать спасение, ибо подлинно "не воспринятое не может быть исцелено".
"Итак первую, по ходу времени, чистоту человеческому роду представила Мать; Сын же вторую и прекраснейшую. И, конечно, приличествовало, чтобы это досталось прежде всего Блаженной Матери, то есть, чтобы то, что относится к Сыну, по Его же молитве, стало бы и принадлежащим Ей, чтобы Она уступила добродетели Сына и еще больше смогла через Него и прибавила Себе благодаря полученному от Него еще более прекрасную, чем прежде, славу. И как в этом мире, так и в раю, Она явила чистого и совершенного человека, каким в начале он был создан и каким должен был пребывать, и каким мог бы стать позднее, сразившись за Свое благородство".
Св. Николай Кавасила, Гомилия на Рождество Богородицы, 16
"Делу же совершенной правды принадлежало и то, чтобы само добровольно поработившееся и побежденное естество, одержало победу над началозлобным и отвергло добровольное рабство ему; по этой причине Бог благоволил восприять от нас наше естество, неизреченным образом соединившись с ним по ипостаси. Было же невозможным, чтобы Оная высочайшая и превосходящая ум Чистота соединилась с осквернившимся естеством; потому что единое, что - невозможно для Бога, это - сойтись в единство с нечистым, прежде чем оно не очистится. Поэтому была нужда в совершенно непорочной и чистейшей Деве, Которая бы прияла во чреве и родила Ревнителя и Дарователя чистоты, Которая была и предопределена и возникла и делается явной, и тайна относительно Которой пришла к концу, когда многие бывшие в свои времена чудесные явления слились в одно."
Св. Григорий Палама. Гомилия 52 (на Введение), 4
Евин древний долг испросила еси Всепетая у Иже нас ради явльшагося новаго Адама. Соединив бо Себе чистым зачатием плоть умную, одушевленную, из Тебе произыде Христос, Един во обою Господь.
Октоих воскресный глас I
«Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превышшая, да восхвалится песньми Богоневестная».
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Утреня
«Итак, таким образом и ради сего Избранная из всех от века, явившаяся Святейшая святых и имеющая тело более чистое и божественное, чем добродетелью очистившие себя духи, как не образом лишь бывшая приятелищем Божиих слов, но как приявшая и Самое Воипостасное и Единородное Слово Пребезначального Отца, Она помещается сегодня в Святейших сокровенных местах храма, словно некое Сокровище Бога, имеющего применить его в свое время, которое и наступило, для обогащения и украшения всего сущего в мире и выше мира: и, таким образом, Он и этим прославляет Свою Матерь и прежде чем родился от Нее, и после Рождества».
Святитель Григорий Палама. «Беседа, произнесенная в праздник Введения во Храм»
Ныне Создателю всего устроился созданный храм; и творение уготовляется в
новое Божественное жилище Творцу. Ныне изгнанная из страны блаженства
природа наша принимает начало обожения и персть стремится вознестись к
высочайшей славе. Ныне Адам приносит от нас и за нас начатки Богу,
достойнейший плод человечества - Марию, в Которой (новый Адам) делается
хлебом для восстановления (человеческого) рода. Ныне отверзается великое
недро девства, и Церковь, по образу брачной, налагает на себя чистую
жемчужину истинной непорочности. Ныне достоинство человеческое принимает
дар первого творения и возвращается в прежнее состояние: помраченное
безобразием греха благолепие красоты, чрез соединение природы человеческой
с рожденною Материю Краснаго добротою (Пс. 44, 4), человек получает в
превосходнейшем и Богоприличнейшем виде. И это творение делается, по
истине, созданием, и воссоздание - обожением, и обожение - возвращением
первого совершенства! Ныне неплодная становится, сверх ожидания, Материю и,
родив родившую без мужа, освящает естественное рождение. Ныне приготовлен
благолепный цвет для Божественной багряницы и бедная природа человеческая
облеклась в царское достоинство. Ныне - по пророчеству - произросла отрасль
Давидова, Которая, став вечно зеленеющим жезлом Аарона, процвела нам жезл
силы Христа. Ныне от Иуды и Давида происходит Дева Отроковица, изображая
собою царское и священническое достоинство Принявшего (священство) Аарона
по чину Мелхиседекову (Евр. 7, 15). Ныне благодать, убелив таинственный
ефуд Божественного священства, соделала его из Левитского семени, и Бог
украсил царскую порфиру кровью Давида. Кратко сказать, ныне начинается
восстановление природы нашей, и обветшавший мир, принимая Богоприличное
образование, получает начало второго Божественного творения
Св. Андрей Критский, Слово на Рождество Богородицы (четвертое)
Ангелы, и премирные силы, окружали Деву. Хотя они еще не ведали силу тайны,
но как слуги, по Господню повелению служили Ей. Их удивляло ношение Девою
знаков вечной чистоты и неприближение к Ее плоти никакой греховной скверны
св. Георгий, Архиепископ Никомидийский, Слово на Введение во храм Пресв.
Богородицы в пересказе Симеона Метафраста
Сия бо яже святых святая, нескверный слово чертог, девственное цветение,
ковчег священия, гора святая: Голубица несквернена: Приими, священниче,
неблазненный ковчег, приими, пророче, кадильницу невещественнаго угля:
Агницу словесную, очистилище Божие, сосуд несквернен: Духом Святым
исполнися, возопи (Захарий): отроковице нескверненная, О! Дева
неблазненная, О! девице прекрасная: Ты благословенная в женах, ты
препрославленная чистотою: Дева предуставлена бывши от создания миру: и
чиста и нескверна бысть'
Слово св. Тарасий, патр. Константинопольский, Слово на Введение во храм
Пресвятыя Богородицы, 3
Если нашедший на Деву [Марию] Дух Святый не стал плотью сам, но [стала
плотью] ипостась Слова, то, следовательно, одно - ипостась Духа, и другое -
наитствовавшая на Деву благодать и энергия, РАДИ ЧИСТОТЫ ПЛОТИ ЕЕ, как
говорят богословы, и ради способности понести зародыш спасения, ибо через
это сообщена была Духом и сила Вышнего (Лук. 1, 35).
Св. Марк Эфесский. О сущности и энергии, 54 (о духовных дарах благодати)
"Бог же проявил Себя после того, как Он нашел не просто орудие, во всем Ему
подходящее, но сообразнейшую соработницу, Блаженную Деву. Все остальное
время, можно так сказать, Он по большей части был сокрыт, ибо не было
никого, кто бы Его явил. Когда же пришла в бытие Дева, тогда Он стал
повсюду виден подобно тому, как из всех тел только через воздух мы ясно
видим солнце, -ибо воздух не имеет ничего такого чтобы составило
препятствие глазам для восприятия света. ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ ОНА НЕ ИМЕЛА
НИЧЕГО КРОМЕ ЧИСТОТЫ И ЭТО БЫЛО ТО, ЧТО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СРОДНО ПЕРВОМУ
СВЕТУ"
Св. Николай Кавасила. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы,
...Во-первых, когда Бог пожелал на Нее снизойти, ничто не препятствовало
Его нисхождению, а Он не мог бы снизойти, если бы между [Ним и Девой] была
воздвигнута возбраняющая преграда. А это бы произошло, если бы что-нибудь
близкое греху усвоилось Блаженной Деве. Сказано ведь: беззакония ваши
произвели разделение между Мною и вами (ср. Ис. 59: 2). Не следует думать и
так, что преграда существовала, а Бог Сам Своим снисхождением разрушил
стену; ведь, когда Он еще не сошел, не чем было разрушить препятствие, я
говорю, о крови и страстях [Христовых]. Ведь только этим надлежало
разрушить грех. Ибо и у живших под законом и имевших образы благодати [было
известно], без пролития крови не бывает прощения грехов (Евр. 9: 22).
Далее, кто не знает относительно Девы определений, которые объявляют Ее не
вкусившей никакого греха? Ведь Сам Судия, Который - говорит Писание - не
смотрит на лицо (Лк. 20: 21), выносивший суд и об общей Матери людей [Еве],
и о Деве. Первой, как согрешившей, определил печаль, Деву же удостоил
радости. Отсюда очевидно, что, если печаль прилична согрешившим, то те,
кому полагается радоваться, не имеют ничего общего со грехом. Потому ведь
никому другому из живших прежде Девы от века людей, Бог не предложил
радоваться, что они все попадали в число подлежащих ответственности за грех
и все разделяли .древний несчастный удел.
Рассматривающим приготовление Девы к Таинству становится ясным [еще и]
следующее: когда Она старалась узнать образ нового рождения, то есть. Какой
став и что претерпев, Она родит Бога, Гавриил помянул Духа и Силу
Всевышнего и прочее подобное; но в его благовещении не было ничего о
разрешении от вины и отпущении грехов. А ведь прежде остального требовалось
бы это приготовление, если бы оно действительно требовалось. Ибо если
Исаия, который посылался просто вестником Таинства к тому же еще не
явленного, нуждался в очищении и очищении огнем, то о Той, Которой
надлежало стать служительницей уже самих этих изумительных дел, и принести
ради них не только язык, но душу, и тело, и все, разве не ясно [Бог]
засвидетельствовал, что Она не имела ничего, что следовало бы отбросить,
когда не потребовал освобождения от скверн?
ЕСЛИ ЖЕ НЕКОТОРЫЕ ИЗ СВЯТЫХ УЧИТЕЛЕЙ ГОВОРЯТ, ЧТО ДЕВА БЫЛА ПРЕДВАРИТЕЛЬНО
ОЧИЩЕНА ДУХОМ, ТО СЛЕДУЕТ ПОЛАГАТЬ, ЧТО ОНИ ПОНИМАЮТ ЭТО ОЧИЩЕНИЕ КАК
ПРИБАВЛЕНИЕ БЛАГОДАТНЫХ ДАРОВ, КАК И О АНГЕЛАХ, В КОТОРЫХ НЕТ НИЧЕГО
ДУРНОГО, ГОВОРИТСЯ, ЧТО В ЭТОМ СМЫСЛЕ И ОНИ ОЧИЩАЮТСЯ. Это же самое, уже
после неизреченного рождения, Спаситель засвидетельствовал о Матери, сказав
при общем собрании: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие Слово Божие и
исполняющие Его (Лк. 8: 21). Этими словами Он не столько их, сколько Мать
хотел прославить: ведь Он удостаивает их имени Матери и братьев за то, что
предметом их усердия был Божественный закон. Ту же, Которую Он не только
почтил наименованием Матери и не просто назвал Своей Матерью, но подлинно
имел Ее таковой, Он показал превзошедшей всякое преизобилие святости.
............
... подобало, чтобы человеческая природа явилась тем, чем она была, дабы
принести Создателю подобающую честь и славу; ведь ни в первом
[представителе] человеческого рода, ни в тех, которые от Него произошли,
как в поврежденных грехом, нельзя было обрести человека, так что Второму
Адаму, в Своем божественном естестве пребывающему, совершенно не
представлялось возможным явить иную природу, то есть нашу.
Св. Николай Кавасила. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы, 10, 14
Так Дева соделала новое небо и новую землю. Более того, Она Сама есть новая
земля и новое небо. Земля, потому что от земли [и произошла]. Новая же,
потому что ни в чем [греховном] не уподобилась предкам, ветхую не
унаследовала закваску, но, по слову ап. Павла, Сама стала новым тестом (ср.
1 Кор. 5: 7) и некоему новому роду положила начало. Кто не знает затем, что
Она является Небом? Новым же, потому что далеко [отстоит] от всякой
ветхости, как ставшая чуждой всякого истления, и потому что недавно в конце
сих дней. Она была дарована людям по Божественному обетованию, которое
возвестил Исаия: "Я дам вам новое небо и новую землю" (Ис. 66, по LXX).
Если хочешь, то Дева является еще землей и небом сверхъестественными и
необыкновенными (чудесными), ибо, возникнув от земли, Она превзошла небо и
чистотой, и величием.
Св. Николай Кавасила. Слово на Успение Пресвятой Богородицы, 4
Земля еси, и в землю отъидеши: сказал Небесный Судия в лице согрешившаго
праотца роду человеческому (Быт. III. 19). И как неумолимо исполняется сей
приговор! Пусть бы царствовала смерть и над не согрешившими по подобию
преступления Адамова (Рим. V. 14), одинако над согрешившими каким либо иным
образом, и над не очистившимися от греха прародительскаго. Но
преблагословенная Мария, еще прежде нежели соделалась Богоматерию, по
изъяснению церковнаго Богослова (Иоан. стихир. на Благовещ.), предочищена
Духом, чтобы Ей быть достойным сосудом воплощения Сына Божия. Со времени же
воплощения, как тело Ея есть жилище Божие, так, без сомнения, и душа Ея
есть жилище Божие, в столь же высоком значении, как она, по достоинству
Матери Господней, превышает Херувимов и Серафимов. И не смотря на сие,
покоряется и Она закону смерти, хотя впрочем только по видимости; отходит и
Она в землю, хотя впрочем только на краткое время. Как могло быть сие
допущено? Могло быть допущено по Ея смирению, по которому Она не хотелa
бы пребыть совсем непричастною смерти, когда Пребожественный Сын Ея вкусил
смерти; и действительно допущено по устроению Провидения, для нас, чада
перстнаго Адама.
Св. Филарет Московский. Слово в день Успения пресвятыя Богородицы, 1846
Подобно, как слава Твоего Сына и Бога, и Твоя слава Боголепная из гроба
возсиявает. Чудеса Твоего Успения открывали, что Богоносная душа Твоя
отходит прямо к Богу: праздный после погребения гроб Твой показал, что и в
теле Твоем смерть не нашла себе никакой пищи, то есть, ничего грехом
зараженнаго, и потому ничего тленнаго.
Св. Филарет Московский. Слово в день Успения пресвятыя Богородицы, 1842
Таким образом, даже и нечего сопоставлять ваши ссылки на "богословствующих" (с сомнительной репутацией) священников с тем, что я привел здесь тексты святых Отцов.
|