Андрей Дамер
православный христианин
|
Митрополит Кирилл. http://www.radiomayak.ru/schedules/8/275.html
2001 год.
"- Владыко, давайте поговорим о месте православия в современном мире. Как вы видите роль, которую сейчас должна играть Церковь, какую уже играет? И кстати, как вы относитесь к тем многочисленным опросам об отношении россиян к православию, насколько они корректны, с вашей точки зрения? Встречаются достаточно противоречивые оценки. К примеру, мне попадались такие сведения: в одном и том же опросе утверждается, что у нас всего два процента церковных людей, но при этом три четверти населения положительно относятся к Русской православной церкви.
МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ: Вы знаете, нужно выработать ясный критерий во время этих опросов: что мы хотим знать. Если говорить о количестве крещеных людей, то есть тех, кто принадлежит к Русской православной церкви, то это около 80 процентов нашего населения. Даже в советское время больше 40 процентов детей крестилось, несмотря на препоны, преграды и опасности.
Сегодня около 80 процентов всех младенцев, которые рождаются, крестятся в православной вере. Значит, мы можем сказать, что мы - православная нация. Что дальше? Что означает вот эта принадлежность к Православной церкви? К сожалению, некоторые люди после крещения ни разу в храм не приходят. Значит, с богословской точки зрения они члены Церкви, но они очень плохие члены Церкви. Вот некоторые из этих членов Церкви сами себя с Церковью не отождествляют.
А дальше можно задать вопрос: каков процент наших людей, которые называют себя православными? Известна цифра - 73,6 процента людей связывают себя с православной Церковью. А дальше очень интересная может быть расшифровка этих 73,6. Из них примерно 15 процентов не считают себя верующими. Вот может возникнуть вопрос: ну как же так, принадлежат к Православной церкви...
- Православный атеист.
МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ: Он не атеист. Он просто не считает себя верующим. Человек культурно себя связывает с православием, так как очень многие мусульмане культурно себя связывают с мусульманством. Это, конечно, очень некорректная позиция с точки зрения опять-таки богословской и церковной, но это факт. И мы его не можем игнорировать. И у этого факта есть совершенно конкретные причины: наше атеистическое прошлое.
Ведь невозможно человека в одночасье из атеиста сделать верующим, потому что этот поворот мировоззренческий - это же результат огромного внутреннего напряжения, развития, осмысления, духовного подвига, если хотите. Как человек может моментально стать из атеиста верующим? Если это происходит, то у некоторых это вызывает улыбку, говорят: "Вчера на партийных собраниях, простите, глотку драл против церкви, а сегодня со свечкой стоит" Действительно, нельзя требовать такого быстрого разворота. Но многие люди, оставаясь неверующими, говорят: "Наша Церковь. Я - православный", отождествляя себя с православием как с культурной, духовной традицией своего народа. Вот таких где-то людей 15-20 процентов из 73,6. Остальные люди - верующие.
Но дальше возникает вопрос: а что означает - верующий? Можно ходить каждые субботу и воскресенье в храм, можно ходить в храм раз в год или раз в жизни. Так вот, когда вам говорят о том, что "не обращайте внимания на то, что Церковь говорит, что много православных", имеется в виду процент людей, которые регулярно и постоянно в храм божий ходят. Таких действительно около двух процентов, может быть, немножко больше. Потом, этот процент варьируется от места к месту. Географически все тоже очень по-разному у нас выглядит.
Позвольте, я такой приведу пример. Вот, допустим, я являюсь митрополитом Смоленским и Калининградским. В городе Смоленске в день Крещения Господня, когда раздают святую воду, через кафедральный собор, по подсчетам милиции, проходит примерно 40 тысяч человек. Много это или мало? Да не так уж и много, если учесть, что 340 тысяч население в Смоленске. Но скажите, кто берет воду только для самого себя? Никто. Значит, умножьте эту цифру на три - будет уже 90 тысяч человек, которые пожелали почерпнуть святую воду только в одном кафедральном соборе. А в городе 15 приходов.
Вот мы и выходим на цифру где-то в 50-60, а может быть, и в 70 процентов. Что мы можем про тех людей сказать, верующие они или неверующие? Конечно, верующие. Православные они или неправославные? Конечно, православные. А вот по части хождения в храм Божий - вот тут еще много нужно работать, чтобы увеличить процент".
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Процент православных – РОМИР.
Опрос 1.
4 февраля в рамках Всемирного русского народного собора иерархи русской церкви заявили о возвращении России к исторической роли покровительницы православных церквей в странах, где православные составляют религиозное меньшинство. На сегодняшний момент в мире проживает 300 млн. православных верующих. В 2003 году ROMIR Monitoring провёл исследование «Год православной России» посвящённое отношению граждан России к религии вообще и к Православию в частности. Исследование проводилось на протяжении 2003 года, объём выборки – 1500 россиян в более чем 100 городских и сельских населённых пунктах РФ. http://www.romir.ru/socpolit/socio/2004/02/cherch.htm
Респондентам был задан вопрос: «Какую религию Вы исповедуете?» (%)
Большинство участников исследования заявили о своей приверженности православию (71%), около пятой части опрошенных считают себя атеистами, а 5% респондентов указали на свою принадлежность к другим религиозным конфессиям.
Результаты опроса показывают, что большинство тех, кто считает себя православными, посещающих религиозные службы, делают это лишь несколько раз в году (34%). В то же время, сравнение полученные данных с аналогичными параметрами исследования 2001 года показывает, что частота посещения богослужений несколько возросла. Если в 2001 году наиболее массовым ответом был «Только на Рожество и Пасху», то в настоящее время пик ответов приходится на следующее значение шкалы – «несколько раз в год».
Представленные данные, показывают что респонденты, объявляющие о своей религиозной самоидентификации (см. п. 1) далеко не всегда имеют четкое представление о догматах своей религии. Как следует из диаграммы 1, православными себя считают 71% опрошенных, в то время как в Бога верят только 62%, а в бессмертие души – 12 %
Интересно, что накануне Великого Поста ROMIR Monitoring задал своим респондентам вопрос: «Собираетесь ли Вы соблюдать Великий Пост?» Тогда ответ «Да» дали 22% опрошенных. После Поста Респондентам был задан вопрос: «Соблюдаете ли Вы Великий пост?» Ответы на него распределились следующим образом. Ответ « да» дали 11% опрошенных. http://www.romir.ru/socpolit/socio/2004/04/rel.htm
В первом опросе (http://www.romir.ru/socpolit/socio/2004/02/cherch.htm) респондентам также был задан вопрос: «Верите ли вы в сглаз, порчу, амулеты и обереги? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 – «совсем не верю», а 5 – «очень верю» (%).
Показательно, что только 30% опрошенных дали отрицательный ответ на данный вопрос. Остальные участники исследования, как считающие себя верующими, так и атеисты, в той или иной степени верят в силу оккультных и языческих принадлежностей.
Опрос 2.
10 июня 1990 года произошла интронизация (торжественное вступление в должность) нынешнего главы Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Накануне годовщины этой даты ROMIR Monitoring провел исследование, посвященное изучению отношения граждан России к деятельности Церкви и её предстоятеля как общественной организации. Всего было опрошено 1500 взрослых россиян в возрасте от 18 лет и старше. http://www.romir.ru/socpolit/socio/2003/06/church.htm
- Как бы Вы оценили деятельность Патриарха Московского и всея Руси Алексея II для общества и страны в целом?
На этот вопрос положительно ответили 47% опрошенных. Отрицательно – 5%.
- Как Вы считаете, оказывает ли в настоящее время Русская Православная Церковь влияние на общественно-политические процессы в России, и если да, то какое?
РПЦ оказывает положительное влияние – так считают 38% опрошенных. Оказывает отрицательное влияние - считают 4% респондентов. Не оказывает влияния – 18 %. Затруднились ответить – 33%.
Таким образом, большинство 38-47% опрошенных положительно оценивает влияние Русской Православной Церкви на общественно-политические процессы в нашей стране, а также деятельность её руководителя.
Опрос 3.
В другом исследовании компании ROMIR Monitoring респондентам был задан вопрос: «Пойдете ли Вы на Пасху в церковь?» (Рассматривается мнение респондентов, исповедующих православие - http://www.romir.ru/socpolit/socio/2003/04/easter.htm). Ответы на него распределились следующим образом: Твердое «да» сказали 26% россиян. Твердое «нет» - 32%. Между ответами «да» и «нет» стоят 39 % россиян.
Интересно как ответили эти же респонденты, исповедующие православие, на другой вопрос: «Пойдете ли Вы в Пасхальное воскресенье на кладбище?» Ответы на него распределились следующим образом:
Нет – так ответили 32% респондентов, называющих себя православными.
Да – ответили 36 %.
Между «да» и «нет» - 30 % опрошенных.
Опрос 4.
5 мая православные христиане отмечают Светлое Христово Воскресение (Пасху). Накануне этого праздника Независимый исследовательский центр РОМИР провел специальное исследование, посвященное тому, как отмечают граждане России главный христианский праздник. Всего было опрошено 2000 взрослых (от 18 лет и старше) россиян. http://www.romir.ru/socpolit/socio/2002/04_2002/easter.htm
Как показали результаты исследования, граждане России намерены в целом принять активное участие в праздновании главного христианского праздника:
· Традиционные кулинарные изделия - куличи, крашенные яйца, пасху - приготовят к празднику 78,5% респондентов
· Посетить могилы родственников на кладбище (что, строго говоря, православным обычаям не соответствует) намерены 54,8% опрошенных.
· Праздничное пасхальное богослужение намерены посетить 21,5% граждан России.
· В крестном ходе собираются участвовать 3,9% опрошенных.
12,3% граждан России не празднуют Пасху, причем 5,6% из них мотивировали свой отказ тем, что исповедуют другую религию. Затруднившихся с ответом на данный вопрос практически не было.
Таким образом, по опросам компании ROMIR Monitoring можно сказать, что твердо придерживающихся основ Русской Православной Церкви составляет от 11% до 32% опрошенных респондентов, называющих себя православными (71% от всех граждан РФ).
71% от всех граждан - это ок. 102.240.000. чел.
11% от них - это 11.246.400. Это самый минимум людей, которых точно можно назвать православными: они, по крайней мере, несколько раз в год ходят в Православную Церковь,
От общего числа граждан России - это составляет ок. 8 процентов. Именно от этой цифры нужно исходить сегодня при выяснении ответа на вопрос: Сколько людей в России исповедует Православие. В чистом виде - это минимум 8%. Ни о каких 4%, а тем более 2% речи быть не может.
32% от них - это 32.716.800. Это максимум людей, которых точно можно назвать православными...
От общего числа граждан России - это составляет ок. 23 процентов. На самом деле, я убежден, именно эта цифра близка к реальности. Именно столько людей сегодня в России можно назвать действительно православными. Это те, кто не только исповедуются, причащаются, понимают необходимость соблюдения нравственных заповедей, а также с уважением и вниманием относятся к РПЦ МП. Но это также и те, кто прекрасно понимает, что на Пасху на кладбище не ездят, что колдунам нельзя верить, что нельзя верить суевериям и тд и тп.
Именно такие цифры (от 18 до 25%) действительно религиозных людей во всем мире. Наша страна не исключение.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Процент православных - ВЦИОМ.
Противники Православной Церкви заявляют, что число православных верующих в России ничтожно - всего 1, 5 - 8 процентов, причисляя к православию только тех, кто живет регулярной приходской жизнью. И одновременно - отказывая тем, кто не посещает приходы, но выражает свою принадлежность к Русской Православной Церкви. Данное является всего-навсего мифом, который не подтверждается даже статистическими опросами.
На самом же деле, как свидетельствуют социологические опросы, Русской Православной Церкви доверяет подавляющее большинство россиян - 65, 7 процента. А если подсчитать, сколько граждан России воспитано на православных традициях, то цифра станет еще больше.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование (4 мая 2006 г.) об отношении россиян к позиции Русской Православной Церкви по защите нравственных ценностей. Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 8–9 апреля 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. http://www.wciom.ru/?pt=50&article=2578
Как показали результаты исследования, россияне хотели бы, чтобы Церковь более активно влияла на духовную жизнь всего общества (так считают 47,4% опрошенных). 18,2%, хотели бы, чтобы Церковь серьезно влияла на основные вопросы жизни не только общества, но и всего государства. Напротив только 29,0% предпочли бы, чтобы РПЦ и другие церкви ограничили свою деятельность религиозными обрядами и ритуалами.
Т.е. 65,6 процентов россиян вполне доверяют РПЦ защиту своих нравственных ценностей.
52,7% россиян настаивают на «особой» роли православия. Из них: по мнению 34,8% опрошенных, православие должно иметь «особые права» в российском обществе, так как оно является наиболее традиционной для русского народа конфессией, а 17,9% придерживаются еще более решительного мнения, согласно которому православие должно не просто иметь «особые права и играть особую роль», но и должно стать стержнем всей российской государственности.
40,6% опрошенных придерживаются точки зрения, согласно которой «православие – это всего лишь одна из религиозных конфессий, распространенных на территории России, и оно должно иметь такие же права, как другие.
Как показали исследования ВЦИОМ, проведенные ранее, 42,9% россиян считают, что к моральным требованиям РПЦ следует относиться скорее выборочно – некоторые из нравственных норм, на которых она настаивает, являются приемлемыми для современных россиян, а другие – нет.
Одновременно исследование позволило выявить и носителей двух полярных точек зрения.
33,5% опрошенных склонны согласиться во всем с требованиями РПЦ относительно неприятия безнравственности и греховности.
Всего 15,7%, напротив, полагают, что современный человек не может и не должен жить в соответствии с устаревшими нравственными нормами, соблюдение которых продолжает требовать Церковь.
|