Татьяна Т.
православный христианин
Тема: #59189
Сообщение: #2099696 31.05.06 10:07
|
протоиерей Димитрий Смирнов
О Марфе и Марии
В доме Марфы и Марии и Лазаря Господь, по своему обычаю, возвещал Слово Божие Своим ученикам. В этом доме собирались ученики Его всегда, потому что и Лазарь, и Марфа, и Мария были Его друзьями возлюбленными. Марфа хлопотала о том, чем бы их накормить, приготовить к вечеру постели, а Мария села у Его ног и слушала. И вот, Марфа возмутилась... Из евангельского повествования мы видим, как она с раздражением сказала: «Господи, чтож она меня одну оставила служить, скажи ей: пусть мне поможет».
Очень часто, когда человек безсилен что-либо сделать, он обращается за помощью к какому-нибудь авторитету. Священникам, например, постоянно с этим приходится сталкиваться, приходит мамаша или папаша и говорят: «Вы поговорите с моим сыном, (или с дочерью), вот я исчерпал все возможности, скажи ему, может он тогда послушает». И как всегда, в этой ситуации, тот, кто просит о такой помощи, бывает неправ. В этой истории то же самое. Потому что, в данном случае, Господь для Марфы и являлся таким авторитетом, Он и отреагировал на эту просьбу. Но отреагировал, как всегда, способом необыкновенным. Он обратился не к Марии, хотя Его просили об этом, Он обратился к самой Марфе, и сказал, что ты совсем не то делаешь. А почему не то?..
С точки зрения человеческой Марфа делала все правильно. И очень часто люди, которые с точки зрения человеческой делают все правильно, на самом деле, с точки зрения Божественной, они делают все неправильно. И вот большинство людей, живущих в мире, окружающих нас, люди вполне добропорядочные, они не опаздывают на работу, честно трудятся, довольствуются тем, что у них есть, не участвуют в уличных безпорядках, в меру пьют, и совсем не курят, и по всему видно хорошие семьянины, и все, видимо, в порядке. На самом деле, жизнь их никак нельзя признать соответствующей евангельскому идеалу. Вроде бы, с человеческой точки зрения, человек хороший, и все делает правильно, на самом деле, то, что он делает — это все никому ненужное дело. Это дело безсмысленное, безполезное и вредное. А в чем же тут вред? Кому от этого плохо? — наоборот «всем хорошо»! Вредно, прежде всего, ему самому, потому, что он не знает Бога, он не знает молитвы, он не знает воздержания, он не знает послушания, он не знает благодати Божией. Поэтому он не знает самого главного. Лучше бы он был в десять раз хуже, но это знал. Вот в чем дело!
Также и здесь: с точки зрения житейской Марфа права. С точки зрения Божественной неправа совершенно. Почему? Она забыла, Кто перед ней. Она забыла, что это не просто человек, это есть Сын Божий, который в одно мгновение может устроить так, что эта горница сама себя приберет. И может из одной корки хлеба устроить пир для всех, и еще двенадцать корзин останется. Что вот эти ее труды по добыванию хлеба насущного, устройству жилища, они безсмыслены абсолютно. Безсмыслены потому, что они вне Бога. Она не учитывала самого главного — присутствия Бога. Так и в жизни — как у Марфы.
Она была человек глубоко уверовавший во Христа. Она женщина святая, мы ее прославляем в числе св. жен мироносиц. Она одна из любимых учениц Христовых. Но она на секунду только, на одну минуту забыла, с Кем она находится в одном доме. И сразу вышел грех. Только на одну секунду она отвлеклась, и по-человечески поступила совершенно правильно. Как и Петр, когда он пожалел Господа, и сказал: «Да не будет этого с Тобою, Господи!». Он Его пожалел, и очень по-человечески правильно сделал, потому,что человек должен быть добрым. А Господь ему сказал: «Отойди от меня, сатана, потому что ты не о том думаешь, потому что ты думаешь только о плоти, о том что плоти больно, ты не думаешь о том, чтобы угодить Отцу Небесному». Поэтому очень часто наша земная жизнь, вступает в противоречие с волей Отца Небесного. А Отец Небесный хочет, вопреки нашей воле, всем нам спастись.
Мы хотим делать, что хотим, хотим, валять дурака, хотим удовлетворять своей страсти, а Он как любящий Отец, хочет этому всему воспрепятствовать. Это понятно. Мало ли что дети хотят, а отец с матерью все-таки хотят, чтобы они были людьми нормальными. И как бы они не дурили, отец с матерью все хочет как-то их на путь истинный постараться наставить. Так же и Отец Небесный, как любящий отец, Он каждого человека хочет спасти.
Человек предполагает, а Бог располагает. Поэтому все получается в нашей жизни не так, как нам бы хотелось. Если б только получалось бы все так, как нам бы хотелось, то дьявол через наши хотения полностью сумел бы управлять миром. А пока существуют люди, которые каким-то образом препятствуют через воздержание своим хотениям, стараются поступить не по своей похоти, а по воле Божией, то и существует во всем человечестве некий оплот, опора для Бога, и для всего мира надежда, потому что дьявол с помощью людских желаний может легко ими управлять. Человек, не навыкнув к воздержанию, легко управляем.
Какой можем простой пример привести? Представим себе: человек безкорыстно любит деньги — тогда этого человека можно купить. Всегда. Речь идет только о том какую сумму заплатить, чтобы добиться от него того, что ты хочешь. За миллион он этого еще не сделает, за десять миллионов подумает, а за пятнадцать сделает обязательно. Поэтому, если у человека, нет воздержания своих страстей, его можно заставить сделать что угодно, и семью бросить, потому что у него нет никаких внутри опор. Ну ради этой, он семью не бросит, потому что она хоть и красивая, но не достаточно умная, а ради другой, которая и красивая и умная он еще подумает, а если попадется красивая, умная, да еще и богатая, да еще чуть-чуть более ласковая, то уж бросит точно. Почему? — А потому что у него нет возможности внутри бороться со страстями. Нет. И так дьявол управляет кем угодно. Он предлагает человеку именно то, против чего человек уже не может устоять. Ну никак не может! Если может один на один уже с собой не пить — уже справился, то обязательно подошлет дружка, именно такого, который обязательно уговорит, чтоб опять его раскрутить. Вот и так, собственно, с каждым. Исключение состаляет только человек, который однажды решил для себя, что он не будет идти на поводу у собственных страстей. Мало ли что мне хочется, мало ли что я считаю нужным? Я буду свою жизнь строить исходя из того, что Господь велит: вот этого делать нельзя ни в коем случае — и все, независимо от того как мне этого страстно бы не хотелось. Этого делать нельзя. Почему? — Потому что это грех. Это еще больше меня отделит от Бога, сделает еще и еще более безсмысленной мою жизнь.
Жизнь, отделенная от Бога — это есть сущая безсмыслица. Ну что, просто безконечно приближаться к смерти пока не умрешь? Ну умер. А дальше что? Что дальше-то, после смерти? Если здесь, в этой жизни, Бога не познал, вне Бога живешь, отчего ты думаешь, что ты будешь жить с Богом там — нет никакой ни надежды на это, ни возможности реальной. Поэтому вся жизнь по страстям — это есть, конечно, сущая безсмыслица. Но тем не менее страсти в человеке так сильны, что мы видим даже у людей, настоящих учеников Христа, как была Марфа, и то бывают вот такие прегрешения, возмущения. И очень часто и с нами бывает такое же.
Вот мы живем и возникает некое такое искушение для нас, испытание. И как нам нужно поступить? Возмущения в нашей душе бывают от разных причин. Бывает у нас гнев и справедливый, а бывает гнев и по страсти. Вот в данном случае у Марфы был гнев по страсти. Потому что она пожалела себя. Если бы Мария спала, или занималась чем-то непотребным, тогда можно было бы ее ласково разбудить и попросить помочь, а если б она чем-то не тем занималась. можно было бы сказать: «Мария, ну что ж ты, голубушка, делаешь? Ведь столько у нас дел полно». Но нет, она сидела у ног Спасителя и слушала слово Божие. Представим себе на секундочку, что мы оказались в этой ситуации. Пришел в мир Христос Спаситель и мы с вами в Него уверовали. И вот каждый из нас сидит у Его ног, раскрывши рот, и слушает Его слова, Его чудесные слова. И Он не где-то там в книге, а Он здесь, Живой. Можно, так сказать, своим плечом касаться Его колена, сидя у Его ног на полу. Вот Он. И вдруг нам предлагают вместо этого какую-то ерунду — надо, там, полы подметать, или еще нечто, что-то совершенно бредовое, по сравнению с этим.
Как часто нам люди окружающие нас предлагают вместо того, чтобы идти в храм, нужно там это сделать, нужно там то... Вместо того чтобы идти в храм на встречу с Богом, чтобы слушать Его слова, чтобы причащаться Его Тела и Крови, нам предлагают какую-то ерунду, какой-то сумасшедший идиотизм. И если можно уступить этому идиотизму, то только по одной причине, только скрепя сердце, только по любви к человеку, который говорит эту безсмыслицу. Потому что он так раздражен, он так возмущен, он так негодует, и он не понимает, что вообще здесь происходит. И почему нас влечет сюда. Он этого не понимает и понять не может, и что если мы, вопреки его желанию, все-таки пойдем, то будет какой-то неимоверный скандал. Бывают такие случаи, что может инсульт даже схватить. Опять в надежде, что какое-то время пройдет и он все-таки осознает — в этом случае уступить можно. А у Марии не было даже такого выбора, потому, что за нее вступился Сам Господь. Потому что Марфа вполне могла понять, о чем речь. И Он поэтому к ней и обратился.
Но бывают такие случаи, а их большинство, когда невозможно объяснить, даже если Сам Господь человеку скажет. Пожалуйста, открой книгу и покажи: «Вот видишь, Господь говорит...». Что ему слова Господни, если он Самого Бога ни во что ставит? Ему это совершенно неинтересно, ему это скучно, непонятно, тяжело, душно, далеко, некогда, и проч. проч. Понятно, что никакой аргумент, даже само Слово Божие для него не аргумент. Тогда ради любви можно поступить. Все время что-то из мира нас вопрошает о том, как нам поступить в данном случае. И бывают ситуации внешне похожие, практически идентичные, но поступить в каждом случае нужно по-разному. Главное, каков источник будет нашего поступка. Будет ли источником нашего поступка упрямство, настаивание на своем. Или источником нашего поступка будет наше фарисейство, «во что бы то ни стало быть благочестивым», а остальные все пусть катятся в тартарары. Или источником нашего поступка будет любовь к этому человеку, или снисходительность, или жертва наша ради него.
Что будет мотивом нашего поступка? Вот что важно. Господь ценит всегда только это, — каков мотив? Что нас заставило поступить так или так? Любовь к Богу или подобная ей любовь к ближнему, или наоборот, себялюбие, желание себе, желание настаивания на своем, желание собственного блага, желание собственного покоя, желание отделаться и т.д.
Все Евангелие антиномично, — с одной стороны надо мне идти в храм, потому что есть заповедь Божия, хотя бы один день в неделю надо посвящать Господу, а с другой стороны, здесь у меня израненный разбойниками лежит человек ,и я нахожусь в роли милосердного самарянина. Как мне поступить? Нельзя поступить одновременно и так и так. Нужно чем-то пожертвовать. Так вот чем? И это постоянная коллизия. Так вот правильный ответ на этот вопрос всегда будет таков: надо поступить таким образом, чтобы этот поступок нас более приблизил к Царствию Небесному. А что нас приблизит к Царствию Небесному более? То, что труднее. Это понятно. Так вот, если мы имеем волю каждый раз выбрать то, что нам труднее, значит мы к Царствию Небесному прийдем скорее. Все очень просто. Так и Господь рассудил, обратившись к Марфе, потому что она была в данном случае не права. Даже святые угодники Божии бывают в каких-то случаях неправы, ничего в этом страшного нет, потому что все люди, кроме Бога, грешны, только степень этого греха разная.
Каждый раз, когда перед нами стоит этот выбор, что надо делать, то, что нам хочется, или то, что нужно? Если мы хотим быстрее прийти к Царствию Небесному, нам надо стараться, выбирать более то, что нужно, вместо того, что нам хочется. В этом есть великая правда, потому что в этом есть несение своего креста. Господь заповедал прежде всего: отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мной. И это будет самое лучшее исполнение заповеди Божией. Понятно, что это будет труднее. Понятно, что большинство людей выбирают путь наименьшего сопротивления. В основном стараются устроить свою жизнь так, чтобы не переутомляться: «Так, так, так, а это мне тяжело. Пусть это и так. Нет, — и все». Хотя на самом деле вполне мог бы делать и вдвое больше. Но нет. Сделает только то, что считает нужным. И ни шагу вперед. Ну и что? Ни шагу вперед? Куда ни шагу вперед? — В Царствие Божие ни шагу вперед.
В Царствие Небесное можно следовать только одним путем: вот — то, что ты можешь. И вот к этому, «то что ты можешь», надо прибавить еще чуть-чуточку то, что уже «сверх твоих сил». Так вот эта разница между тем, что ты все-таки сделал сверх твоих сил и тем, что ты можешь, — только это и есть путь в Царствие Небесное. Потому, что если ты делаешь только то, что ты можешь, значит ты себя не понуждаешь, а Царствие Небесное нудится. И только те, кто употребляют усилие, восхищают его. Если человек этого не делает, то значит он стоит на месте. А стоять невозможно. Следовательно он падает. Хотя ему кажется, что он и в храм ходит, и посты соблюдает, и правило читает, — это все стояние. А надо идти.
Очень часто мы наблюдаем такую картину, что человек ходит в храм Божий, и уже давно, а потом, все превратилось в какую-то обыденность, он собственно, уже застыл. Все превратилось в какую-то обычную работу. Пришел, отстоял. Среда, попостился, значит, творожок сегодня не буду есть, и так далее. Все налажено, все православно. Утро настало — правило почитал, все. Воскресенье — причастился, надо — поисповедовался. Что, не в чем покаяться? — есть в чем — вчера, там, раздражился... (тоже был не прав...), телевизор посмотрел, да.., ну.., так вроде и все... Ну хорошо. А умри? Где собственно любовь к Богу? — Есть любовь к своей работе, есть любовь к своему храму, есть любовь к своему батюшке, есть любовь к своим иконочкам в уголке, есть любовь к лампадочке, есть... Все это вроде есть. Но а где жертва? Где движение? Этого в нас давно уже ничегонет!!! Все давно застыло, все давно окостенело, все давно уже нужно взорвать. И обязательно взорвется. Потому что Господь этого не потерпит. Богу это ненавистно. Он говорит «Ах если б ты был холоден или горяч!», то есть хотя бы какое-то отношение, пусть отрицательное, но живое. А не так как на работу. Пришел, сегодня моя смена — я пришел, поалтарничал, кадило подал, а завтра не моя смена; — что там Покров, что там Никола, — у меня выходной...
И это все можно извратить, даже будет все уже внутри храма, все можно испортить, все можно совершенно поставить на другую основу. А внешне все будет гораздо лучше, чем до того, как человек крестился. Эта внешняя жизнь совсем будет неплохая. Она будет добропорядочная, она будет правильная, вообще там не придерешься, будет вообще человек хороший. Вот это-то и плохо. Потому, что Господь пришел спасать не праведников, потому, что их спасать нечего, их спасать безсмысленно. Господь пришел спасать грешников. Грешник — это тот человек, который все время себя осознает грешником и все время трудится над тем, чтобы из этого выбраться. Человек спасающийся, это тот, который имеет нищету духовную, который постоянно просит у Бога: «Господи, спаси меня, я погибаю», который постоянно сознает, что он погибает, не Петров, Соколов, Миронов погибает, а он сам, лично, погибает. Вот если он сознает это, тогда он имеет это спасительное движение к Богу. Потому, что цель нашей жизни — это не достижение какой-то фарисейской, иудейской добропорядочности, нет. Цель эта есть движение, пусть оно будет небольшое, пусть этот зазор будет ничтожен, но движение, потому что чего бы мы не достигли, по сравнению со святостью Божией — это чернота и безсмыслица. Господь говорит: «Даже если ты все исполнил, говори о себе, что ты раб негодный есть, потому что ты только сделал то, что и должен был сделать». А идеал — «станьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть». Да и этого достигнуть можно только постоянно стремясь. И вот если у нас до смерти этот наш импульс сохранится, то когда мы разрешимся от своей плоти, вот этот небольшой импульс и даст нам возможность войти в Царствие Небесное. Пусть он с точки зрения земной будет совершенно незначителен, но там совершенно будет другая уже жизнь, и, разрешившись от плоти, вот этого земного тяготения, вот этот некий импульс даст нам возможность дальнейшего движения в Царство Небесное. Аминь.
|