 Священник Константин Кобелев
 православный христианин (священник) модератор
|
В ближайшую субботу Богослужение в Бутово
Более 300 святых убиты и погребены в этом месте
Мученица Анна
+Зерцалова+1937

Размер 210х300 мм, темпера.
Автор - Даниил Алимов.
Май 2006.
икона написана для храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Бутырском тюремном замке на пожертвования прихожан храма святителя Николая в Бирюлёво
Святая новомученница Анна Ивановна Зерцалова была прославлена на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Знаменательно, что она являлась духовной дочерью известнейшего в России конца 19 – начала 20 веков протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова. Пастырь воспитал много чад нашей православной церкви, которые отличались высокой духовной жизнью. Мы ожидаем торжественного дня, когда имя батюшки также будет причислено к лику святых. Жития Анны Ивановны – это одно из ярких свидетельств святости пастыря, их взаимной духовной любви. В наше время, когда в мире и между христианами охладевает любовь, мы должны поучаться примерами жизни угодников Божиих.
Анна Ивановна родилась в 1870 году и всю свою жизнь прожила в первопрестольном граде Москве. В своих воспоминаниях она писала: «Я дочь высоконравственных родителей, христиан; маленькое семечко веры было посажено ещё ими…». Несмотря на крайне ограниченные средства, родители старались дать хорошее образование единственной дочери. Отец Анны Ивановны - дворянин, был на должности губернского секретаря, в Управлении Смоленской железной дороги. Жалование, получаемое отцом, могло предоставить девушке обучение только в городском училище, но она была помещена в гимназию. В гимназии она училась восемь лет, по окончании которой ей был выдан аттестат на звание домашней учительницы. Желая дополнить образование дочери, родители предоставили ей уроки музыки.
«Молодых людей я вообще избегала – писала Анна Ивановна – так как высоко нравственное начало, вложенное моей мамой, избавило меня от легкомыслия; выходить же замуж я ни сколько не рассчитывала, так как, при отсутствии красоты и богатства – должна была более рассчитывать на девичью долю…». Девушка ходила в храм, молилась, изредка говела, но исполняла это машинально, не от сердца. Но её душа тяготилась однообразностью и безцельностью жизни, не могла найти удовлетворения. Однажды подруга по гимназии сказала ей, что в Кремле, в церкви святых равноапостольных Константина и Елены служит очень хороший священник. Анна пришла в храм и увидела обыкновенного священника средних лет, и только. А батюшка сразу заметил новое лицо. По окончанию всенощной девушка по примеру других подошла к пастырю под благословение. Ей необходимо было взять совет по поводу предлагаемого урока. Но отец Валентин на её вопрос строго ответил: «Я Вас первый раз вижу. Что я Вам могу сказать?».
Промыслом Божиим первая встреча двух подвижников благочестия состоялась. На первый взгляд она была самой обычной, но для церкви это был знаменательный день. У Господа ничего не бывает случайного. Соединив пастыря и духовную дочь, впоследствии Он примет достойные плоды святости.
Почти двадцать лет протоиерей Валентин руководил духовной жизнью Анны Ивановны Зерцаловой. Ещё при жизни батюшки она записывала его проповеди и была издана книга.
Отец Валентин служил в храме святых равноапостольных царей Константина и Елены с 1874 года, в 1892 году он стал настоятелем Архангельского собора. Вся его многочисленная паства перешла за пастырем. Он был замечательным проповедником слова Божия, опытным старцем-духовником. Известно, что Господь даровал отцу Валентину дар прозорливости, по его молитвам люди исцелялись от душевных и телесных недугов. В 1902 году батюшка ослеп и принимал страждущих дома. Кончина пастыря последовала в 1908 году.
Анна Ивановна как преданная духовна дочь не оставляла могилы отца Валентина. Сюда стремились люди, нуждающиеся в заступничестве чудотворца. За великий дар утешать скорбящих, отца Валентина называли «Московским утешителем». О его могиле на Ваганьковском кладбище знали многие. Люди не шли, а бежали к своему утешителю. Анна Ивановна собирала свидетельства дивной помощи пастыря при его жизни и после кончины, издавала книги о деятельности отца Валентина. Она также распространяла фотографии любимого пастыря, но наступало время репрессий. Власти решили разогнать молящихся на могиле праведника. Духовная дочь отца Валентина блаженная старица Матрона (в народе её называли Дорогомиловской) свидетельствовала о том, что безбожники решили изъять останки отца Валентина из земли. Но из могилы поднялся огонь, а гроб стал угодить ниже в землю. Поэтому властям ничего не оставалось делать, как вновь засыпать могилу, а надгробный Крест отца Валентина вырвать. Были также сняты кресты на могилах ближайших родственников батюшки – его супруги Елизаветы и её сестры Марии Ивановны Чупровой. Анна Ивановна и блаженная старица схимонахиня Матрона были забраны властями.

Протокол допроса Анны Ивановны свидетельствует о благородстве святой новомученницы и о её необыкновенной любви к пастырю. Прославляя отца Валентина, она получила обычное в то время обвинение участницы контрреволюционной группировки, за то, что распространяла своё влияние на широкие массы верующих. На вопрос, как относится она к советской власти, Анна Ивановна ответила, что относится безразлично. Но не согласна с властью по вопросам религии. Что советская власть проводит гонения на церковь и верующих, закрывает без согласия верующих церкви, высылает безвинно духовенство. Кроме того, власть совершенно безвинных людей лишает крова, что вызывает недовольство со стороны несправедливо обиженных ею.
В последние годы жизни Анне Ивановне (а она уже была в преклонных годах) пришлось перейти на нелегальное положение. Её лишили избирательных прав, имущества, было отказано в выдаче паспорта. Одновременно ей было предложено покинуть Москву и выехать за стокилометровую зону. Но она не убоялась властей и продолжала свой подвиг, прославляя духовного отца.
27 октября 1937 г. Анну Ивановну арестовали. Ей предъявили обвинение в том, что она "является активной участницей контрреволюционной церковно-монархической группировки... прославляет как "прозорливицу" монашку Матрону Конюхову и как "святого" умершего попа Амфитеатрова, организует к ним паломничество верующих". Следователь добивался от нее имен соучастников.
"Вопрос: Следствие требует от вас показание в отношении лиц, кои размножали вам его фотографии, перепечатывали ваши рукописи на машинке за последнее время. Назовите их фамилии.
Ответ: Назвать фамилии лиц, кои мне помогали в размножении фотокарточек… а также и распечатывании книги, я, Зерцалова Анна Ивановна, отказываюсь". (Она назвала лишь Матрону Конюхову - вероятно, потому, что сама Матрона на допросе эти факты не отрицала.)
"Вопрос: Ваше отношение к советской власти?
Ответ: К советской власти я... отношусь безразлично. Но я… не согласна с советской властью по вопросам религии, а именно: советская власть, как я считаю, проводит гонение на Церковь и верующих, закрывает без согласия верующих церкви, высылает безвинно духовенство. Все это вызывает недовольство не только у меня, но и у большинства верующих. В силу чего большинство верующих не любит советскую власть, [это] порождает... в том числе и у меня, враждебное отношение к советской власти. Кроме того, советская власть совершенно невинных людей лишает крова, как, в частности, меня, что также порождает к ней недовольство со стороны несправедливо осужденных.
Вопрос: Кому из своих знакомых вы излагали свои взгляды на советскую власть?
Ответ: Излагать свои взгляды о советской власти мне нет необходимости; об ее отношении к нам, верующим, им очевидно, и они полностью разделяют мои взгляды.
Вопрос: Вы возводите клевету на советскую власть и СССР, заявляя, что они враждебно настроены к советской власти. Вы это подтверждаете?
Ответ: Нет, это я клеветой не считаю, я сама вижу, что советская власть разрушает храмы, высылает наше духовенство и уничтожаются церковные книги, в школах запрещено преподавание слова Божьего; все это свидетельствует о гонении со стороны советской власти на религию…"
23 ноября 1937 г. тройка при Управлении НКВД по МО вынесла приговор: "Зерцалову Анну Ивановну расстрелять". Приговор был приведен в исполнение 27 ноября 1937 г. на полигоне в Бутово, под Москвой.
Закончить повествование об Анне Ивановне Зерцаловой хочется её замечательными словами: «Вера – драгоценное сокровище человека. Это - великое богатство духа; это – великая услада души; с верой и сами скорби, сами страдания кажутся малыми, ничтожными. Радость по Бозе наполняет всю душу, всё существо человека, и душа рвется в вышину, прославляя и восхваляя Господа в торжественных гимнах.
Но вера – это драгоценная жемчужина, которой Сам Господь наделяет человека. Без Него не может человек приобрести эту драгоценность – неоцененное всерадостное всеблаженное чувство, а потому надо горячо, горячо молить Человеколюбца, чтобы Он дал это неоцененное сокровище, с которым и жизнь так радостна, блаженна, и смерть не вызывает ужасного чувства страха и отчаяния. Верующая душа не боится смерти: она встречает её радостно, спокойно, так как знает, что смерть приведет её к Небесному Отечеству, в вечную страну нашей новой, лучшей жизни. И разве Сам человеколюбец Господь не примет к Себе и не успокоит ту душу, которая стремиться к Нему, горячо, блаженно любит Его, горячо, блаженно верует в Него.»
Ныне радуются на Небесах праведники, возлюбившие Господа. Мы же подражая им, будем стремиться к Источнику всех благ – Спасителю нашему, и по силам приносить плоды любви прославляя Творца. А наши святые будут помогать нам своими молитвами.
Святый праведный отче Валентин, святая мученица Анна, молите Бога о нас!
|