Что-то никак не собраться с мыслями что бы дописать последнюю главу рукописи "Этическое воспитание", в ней предпологается рассмотреть проблемы и пути их решения возникающие в следующих моделях отношений в семье...
1). "Жёсткие" дети - "жёсткие" родители.
2). "Жёсткие" дети - "мягкие" родители.
3). "Мягкие" дети - "жёсткие" родители.
4). "Мягкие" дети - "мягкие" родители.
Буду признателен за все суждения на эту тему.
P.S.- просьба не спрашивать что скрывается за терминами "жёсткие" и "мягкие", рассудите пожалуйста сами.
Вы очень подчеркиваете значение аскетичности и непритязательности и говорите, что любовь родителей будет раздувать в ребенке самодовольство и эгоизм.
Ольга, Вы вероятно меряете всех детей своим, но никогда не следует забывать в педагогических рассуждениях что все дети от рождения разные, одни добры другие жестоки, одни мягки другие непреклонны, одни скромны другие самодовольны, одни старательны другие безвольны.
Так вот мера педагогического давления на "одних" и "других" должна быть совершенно различной, и "друго" ребёнка Вы хоть залюбите, Вы его этим только скорее погубите.
Кстати даже из темы видно, что любовь и педагогическое давление не являются антиподами.
Жертвенная родительская любовь не при каких обстоятельствах не повредит ребёнку лишь в том случае, если она будет равнозначна и взаимна любви детской; иначе говоря, самодовольство ребёнка эгоцентричного будет только крепнуть от неумеренного о нём попечения, тогда как добрый и скромный ребёнок будет воспринимать самоотверженную родительскую любовь как норму взаимных отношений.
Ребёнок не будет замечать исключительности своего положения лишь в том случае, если родительская любовь будет равноценно – взаимна любви детской.
И если родители не желают, чтобы их попечение о ребёнке служило причиной развития в нём эгоизма и самодовольства, то родителям следует прежде воспитать в ребёнке душевную щедрость, любовь и уважение к окружающим.
Требовать от ребёнка уважительного отношения к окружающим можно только при условии полноценного и безоговорочного уважения к его личности, в противном случае, ребёнок почти неизбежно будет практиковать ту меру неуважительности к окружающим, которую испытывает на себе.
Следует помнить, что уважение к ребёнку, и льстивое попустительство его самодовольству и эгоцентризму, это совершенно разные вещи!
«рассудите пожалуйста сами»
С моей точки зрения, нет жестких людей, как нет и мягких людей.
Есть жесткие слова/дела, как и мягкие слова/дела.
Два момента к отношениям «жёсткие – мягкие».
· В кинофильме про Анжелику и короля на вопрос, почему она не жалеет своего ребенка, Анжелика ответила так: «я слишком сильно люблю свое дитя, чтобы его жалеть»
· Иисус Христос, заповедавший «любите врагов ваших» однажды, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул»
Теперь к пути решения проблемы «дети – родители»:
· Запомнил напутствие «Будьте хозяином положения» на 72-й странице удивительной книги «Любовь и власть в еврейском воспитании» (автор Сара Хана Рэдклиф)
· Понравился эпиграф «Всё началось с появления детей. С них вообще начинается всё хорошее», с которого талантливый Николай Иванович Курдюмов начал свое восхитительное пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей, пособие нашел в интернете, называется «Педагогическая опупема»
P.S.
Не удержался, вот фрагмент из Курдюмовской «опупемы»:
«Мне же, всегда хотелось видеть своих детей способными и самостоятельными.
Я был уверен, что человечек, родившийся год назад — уже личность. И эта личность должна хотеть свободы. От родителей — в первую очередь. А, свободен тот, кто умеет всё делать сам.
Я был близок к истине. Оказывается, человек задолго до рождения — уже личность…»
Владимир, хочу все-таки продолжить с Вами дискуссию.
"Любовь к Богу заключается лишь в соблюдении заповедей Божьих (нравственных законов)!"
Это так, но как я могу полюбить Бога и Его закон, если, например, меня никто никогда не любил. Только увидив реально любовь (а не просто дружественность), я могу поверить в Бога и Его любовь ко мне. В "Этическом воспитании" Вы очень подчеркиваете значение аскетичности и непритязательности и говорите, что любовь родителей будет раздувать в ребенке самодовольство и эгоизм. Но если мы реально посмотрим на людей, которые вокруг нас, мы увидим, что многие стали ущербными, замкнутыми, необщительными, нереализованными из-за того, что их НЕ ЛЮБИЛИ, т.к. только любовь может дать человеку чувство собственного достоинства и значимости, которые не нуждаются в самоутверждении через гордость.
Когда я родила ребенка, у меня как раз было очень острое чувство, что он не мой, он - Божий, что мне вверено это сокровище, за которое я дам ответ перед Богом. Через это я поняла насколько важен, ценен и ИСКЛЮЧИТЕЛЕН каждый человек, т.к. он чей-то ребенок, но прежде всего Божий. Не было бы у меня этого опыта, не знала бы я, кто есть Бог и соблюдение заповедей мне бы казалось необязательным и притянутым за уши.
Ситуацию, которую Вы описываете, когда мать готова умертвить чужого ребенка, чтоб изъять у него органы и пересадить своему, мне кажется почти фантастической, не может мать на такое пойти, если она хоть чуть-чуть в своем уме. А слова Спасителя о ненависти к отцу и матери были сказаны людям, которые не были еще христианами.
Владимир, спасибо Вам огромное еще раз за "Этику"!!! Будет ли она где-то опубликована? Читал ли ее отец Андрей? Можно я для моих близких распечатаю несколько экземпляров?
Одно изменение - это искусственная примитивизация.
Измерение не одно, но даже предельно грубая дифференциация даёт слишком много вариантов, наполнять которые информационным содержимым ничто не мешает.
Вот схема получившаяся в результате репрезентативного психологического исследования...
ДЕТИ 1....дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке.
РОДИТЕЛИ 1....Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только лишь из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым.
ДЕТИ 2...недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые.
РОДИТЕЛИ 2....больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение.
ДЕТИ 3...которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя.
РОДИТЕЛИ 3...были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.
Но тут следует делать поправку на эзопов язык европейской политкорректности, "не умели сдерживать себя" - читай "воинствующая асоциальность", "имели плохо налаженный быт" - читай "беспробудное пьянство".
Добрый день, Владимир!
Сейчас работаю над одной темой по психологии подростков, и вот попался один журнальный материал. Возможно, он будет вам интересен.
Вот несколько абзацев оттуда
===========
Реан А. Развитие и социализация личности в семье // Социальная работа, № 1, 2003. С. 41—43.
Изучению влияния стиля родительского поведения на развитие детей посвящено множество исследований (Д. Баумринд). Рассмотрим результаты одного из них . В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I). Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель II). Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).
Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль (как попытка влиять на деятельность ребенка), требование зрелости (как оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне), общение (использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо), доброжелательность (насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему). При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей.
Какими же оказались особенности стилей взаимодействия родителей с детьми в семьях, где дети демонстрировали разные модели поведения? Результаты исследования оказались следующими.
Модель поведения I. Родители, дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они не исходили только лишь из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была названа моделью авторитетного родительского контроля.
Модель поведения II. Родители, дети которых следовали модели поведения II, имели более низкие оценки по выделенным параметрам, они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной.
Модель поведения III. Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.
Ольга, хочу отметить, что несмотря на кажущуюся оригинальность моих текстов они все основаны на православном нравственном богословии и мировоззрении, просто они выстроены "вдоль" рациональных аргументов и максимально очищены от многопустословия.
Владимир, после прочтения Вашей работы привлекательность самолюбия для меня окончательно померкла, хоть я и исповедуюсь и причащаюсь, но всегда вопрос самолюбия был для меня сложным. Мне казалось, что если отказаться от самолюбия, то перестанешь существовать в каком-то смысле, а Ваши труды, наконец, все прояснили. Оказывается все наоборот, только когда от него откажешься, жить и начинаешь.
Николай, ваша инструкция по педагогическому управлению напоминает техническую инструкцию.
Именно так.
Только это не инструкция по управлению, а инструкция по анализу. ТО есть, она предназначена не для родителя, а для Вас, когда Вы пытаетесь раскладывать все поведение родителей и детей только по одному изменрению: жесткое-мягкое. Тогда как их на самом деле не одно, а как минимум девять (это только то, что я насчитал "навскидку", на самом деле их больше).
Если к ним добавить еще и те что Вы привели (гордость, любовь) - тогде получится уже 12 измерений. (Потребности и креативность я не добавляю, поскольку уже рассматривал их в своем списке).
Кстати, гордость - это тоже одна из потребностей, социально обусловленных.
Как и любовь.
Так что, строго говоря, их мы уже включили в классификацию, только не рассматривали подробно (я вообще все критерии только перечислил, но еще не рассматривал - это, как я понимаю, как раз Ваша задача, как автора книги).
мы не получим ни системности, ни полноты.
Вот именно об этом я и говорю. Одно изменение - это искусственная примитивизация.
Так что желаю Вам успеха в анализе всех сторон системы! И готов сам участвовать дальше. :-)
Николай, ваша инструкция по педагогическому управлению напоминает техническую инструкцию.
Человек же по жизни руководствуется:
1. Гордостью (очень широкий спектр мотиваций).
2. Потребностями (физические, эмоциональные, безопасность).
3. Любовью (в широком, философском смысле).
3. Креативностью.
И если мы описываем взаимодействие человеков, то без сопоставления схемы их взаимодействия с этими первичными(!!!) мотивациями мы не получим ни системности, ни полноты.
Владимир, после прочтения Ваших работ чувствую себя, как Нео, которого только что отключили от матрицы.
Ольга, хочу отметить, что несмотря на кажущуюся оригинальность моих текстов они все основаны на православном нравственном богословии и мировоззрении, просто они выстроены "вдоль" рациональных аргументов и максимально очищены от многопустословия.
8 июня 2023 в 05:20
— Андрей Бузик
— Многие неверующие или маловерующие люди, встретившись с тяжёлой болезнью (своей или близкого человека) и бессилием медицины, обращаются за помощью к Богу. Стоят огромные очереди к Матронушке. Но ... читать далее »
7 июня 2023 в 14:45
— Игорь Афонин
"Троица"
Протоиерей Андрей Ткачёв постарался, и смог, раскрыть историю и смыслы иконы "Троица" прп. Андрея Рублёва.
Духовная искра его слов зажигает сознание, и влечёт к достойному поклонению и любви ... читать далее »
7 июня 2023 в 07:08
— Владимир Лучит
***
Даётся свыше благодать,
но, чтобы дар её божественный принять,
сколь благодетельно ни есть то,
в своём сознании и сердце
человеку для него освободить
необходимо ещё место.
***
Какую б веру ни ... читать далее »
6 июня 2023 в 10:51
— Андрей Бузик
Легенда Китобоев
Дебютная работа, Богдан Булычёв выступает этом фильме, в новой для себя роли, как режиссёр и продюсер.
Фильм рассказывает о культуре, традициях и быте коренных народов севера: ... читать далее »
5 июня 2023 в 06:18
— Андрей Бузик
Скит у кедра.
На серебрянный рудник. Уровень воды в реках рекордно низкий, сплав не возможен. К намеченной цели пришлось идти через гору. читать далее »
4 июня 2023 в 06:05
— Андрей Бузик
Троица — это, в первую очередь, великий православный праздник. Как и в другие церковные праздники на Троицу с утра принято идти в церковь, а после службы родные и близкие собираются за одним столом. ... читать далее »
1 июня 2023 в 11:59
— Андрей Бузик
Белые хризантемы.
— Девушка, скажите, пожалуйста, сколько стоит этот букет?
— Девушка? — продавец, женщина средних лет, улыбнувшись, взглянула на запрашиваемый букет роскошных белых хризантем, затем ... читать далее »
28 мая 2023 в 13:41
— р Б Сергий
Печать икон для иконостаса.
Материал пластик 3 мм или холст.
УФ метод печати, фотокачество. Изображение стойкое к выцветанию и истиранию.
Редактируем образы по размеру и меняем фон при ... читать далее »
Ранним утром 5 июня катамаран кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества бросил якорь в бухте Таити главного острова Французской Полинезии. Переход сюда ... читать далее »
Завершился Кубок мира по рафтингу в Боснии и Герцеговине, проходящий на реках Врбас и Тара. Кубок мира смог собрать 16 мужских команд из 10 стран и три женские команды из России, Венгрии и Боснии и ... читать далее »
8 июня 2023 в 05:05
— Андрей Бузик
«Напрасно трудился я, и без успеха совершил такой дальний путь на Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно киновиям, находящимся в Святой ... читать далее »
7 июня 2023 в 14:41
— Андрей Рыбак
ученые на пуи создания искуственного мозга
Крестный отец ИИ о том, что нас ждет | Выступление Джеффри Хинтона для MIT
В этом глубоком и потрясающем выступлении на конференции MIT EmTech, Джеффри ... читать далее »
7 июня 2023 в 04:54
— Андрей Бузик
Святитель Иннокентий, архиепископ ХерсонскийСЛОВО О СМЕРТИ ВООБЩЕ
Избрав предметом своим смерть, нам хотелось бы, братие мои, сего последнего врага нашего, как называется смерть в слове Божием, ... читать далее »
6 июня 2023 в 05:39
— Андрей Рыбак
День крещения Руси
ДИАЛОГ МЕЖДУ МОСКВОЙ И КИЕВОМ СОСТОЯЛСЯ!
4 июня 2023 года, состоялся Исторический Международный Телемост: "Москва-Киев! Пришло время объединения!"
Российский общественный ... читать далее »
5 июня 2023 в 06:07
— Андрей Бузик
Седмица 1-я по Пятидесятнице
ПОНЕДЕЛЬНИК. ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА. Мф. Зач. 75. (18,10–20) О ГРЕХЕ ПРЕЗРЕНИЯ К БЛИЖНИМ И СОСТРАДАНИИ
Не гнушайся человеком, чтоб не прогневать его Творца (22,375).
Если ... читать далее »
2 июня 2023 в 09:33
— Виктор Шамонин
Бык, шёл лесом, напролом,
Место он искал под дом,
Та зима, не за горой,
Тёплый угол нужен свой.
Вдруг пред ельником густым,
Встал барашек перед ним:
- Ты куда, дружище, прёшь,
Ног совсем не ... читать далее »
30 мая 2023 в 20:53
— Андрей Рыбак
игумен Никон (Воробьев)
Молитва Иисусова. Страшное и сильное средство во спасение
Игумен Никон Воробьев
https://www.youtube.com/shorts/x-BT3P-jb0E читать далее »
28 мая 2023 в 20:19
— Андрей Рыбак
На границе
Всех погранцов с Праздником ПогранВойск! 2023
Далекий 81 год, Приморье, Находка. ВЧ 2020. Идет подготовка к соревнованиям "Комплексная полоса пограничника". Тихоокеанский погранотряд ... читать далее »
28 мая 2023 в 11:18
— Андрей Рыбак
Святитель Василий Великий
Василий Великий о сущности и ипостаси
Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси
1. Поскольку многие, не отличая в таинственных догматах общего, [то есть] ... читать далее »
В Перми 7 июня прошел финал чемпионата России по скалолазанию 2023 года в дисциплине "боулдеринг". В нем приняли участие 6 сильнейших спортсменов, отобравшихся по итогам двух предыдущих этапов. ... читать далее »
Центральная Школа Инструкторов 2023 подходит к своему "экватору". Курсанты учатся, слушают лекции, проводят занятия. Вроде внешне всё как обычно. Но в этом году Школа стала международной. В порядке ... читать далее »
7 июня 2023 в 15:57
— Андрей Бузик
26 мая по старому стилю / 8 июня по новому стилю
четверг
Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная). Глас 7.
Поста нет.
Апп. от 70-ти Карпа и Алфея (I). Мч. Георгия Нового (1515).
Обре́тение ... читать далее »
7 июня 2023 в 09:16
— Андрей Рыбак
Мое учение не Мое.
Ролик. Мое учение не Мое.
Подписывайтесь и комментируйте, если есть что сказать
https://youtu.be/JZ1R9T2219k читать далее »
6 июня 2023 в 16:12
— Андрей Бузик
Международный день русского языка
Сегодня Международный день русского языка. Дата выбрана не случайно: именно в этот день 224 года назад родился великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Множество ... читать далее »
4 июня 2023 в 09:14
— Андрей Рыбак
Света от Света
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Троица!
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон ... читать далее »
2 июня 2023 в 04:37
— Андрей Бузик
Блестящий государственный деятель, переводчик Нового Завета, строитель храмов и монастырей, церковный канонист и реформатор, дипломат, молитвенник и чудотворец — таким был святитель Алексий, ... читать далее »
29 мая 2023 в 06:08
— Андрей Бузик
Старец Иосиф Исихаст. Советы
Великий старец Иосиф Исихаст канонизирован как местночтимый святой на Афоне. Блаженная кончина старца последовала 15/28 августа 1959 года. Светлый образ этого подвижника ... читать далее »
28 мая 2023 в 18:40
— Андрей Рыбак
Агафья Лыкова
Агафья Лыкова. От медведей нет покоя!
Агафья Карповна ежедневно звонила в РТУ МИРЭА с просьбой направить в заимку помощника. Медведица с медвежатами рвутся прямо на заимку. ... читать далее »
27 мая 2023 в 08:42
— Андрей Бузик
преподобный Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис)
Я не вижу в себе болезни, а вижу одну – любовь Христову
Благодарю Бога, давшего мне много болезней, – писал Старец. – Часто я говорю Ему: «Христе мой, ... читать далее »
Завершился второй день 11-й всероссийской детской парусной регаты, которая проходит в Миассе на озере Тургояк на базе клуба-отеля "Золотой пляж". 7 июня состоялись три гонки в каждом из классов. ... читать далее »
В Перми 6 июня стартовал чемпионат России по скалолазанию 2023 года в дисциплине "боулдеринг". Сегодня в спорткомплексе имени Сухарева состоялась квалификация. У мужчин в отборочном раунде приняли ... читать далее »