Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Помогите пожалуйста! Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Иконография. Символика образа. / "...облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя..." (облачения). Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
"...облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя..." (облачения).
Лукин Вячеслав Александрович

православный христианин
Тема: #56627    11.04.06 22:41    Просмотров: 93748 [104]

Сообщений: 63    Оценка: 0.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

Братья и Сестры, понимаем ли мы разницу между омофором и мафорием, между гиматием и мантией,
стихарём и подрясником? Если нет - то вам сюда. В теме будут рассматриваться богослужебные одеяния, и одежда
простых людей, вобщем всё то что можно увидеть на иконах. А чтобы легче усваивался материал все понятия , по возможности,
будут подкрепляться соответствующими фрагментами.
Просьба всем участникам выделять понятия жирным вот так <b> слово </b>
(Предупреждение: открыв тему преследую корыстную цель - иллюстрировать свой словарик по облачениям:)
вот примерный фронт работ:
А Аграф (фибула) Анаволий Аналав Апостольник
В Велум Венец (царский) Венцы (венчальные) Вериги Верхняя одежда вавилонян и сирийцев.
Головной убор вавилонян Виссон Вретище Вывороток Г Гиматий Верхняя одежда римлян и греков
Д Далматика Держава Диадема
Е Епанча женская, девическая Епитрахиль Верхняя одежда египтян.Головное украшение египтян. Ефод (Эфод)
Ж
З
И Испод Источники (см. мантия)
К Камилавка Клав Клобук (белый к. патриарший к.) Колобий Корзно Кресты священнические Куколь Кушак
Л Лентион
М Мафорий Милоть Митра
Н Набедренник Ноговицы Ножны
О Обувь Облачение (Статья) Облачения священнослужителей (протоиерей Серафим Слободской, статья) Омофор Оплечье Опоясье Орарь Орлец
П Палий Палица Панагия Параманд (параман) Перевязь Плащ Плащаница Покрывала женские Подризник Подрясник Поручи Посох Пояс Прапор
Р Риза Ризница Верхняя одежда римлян и греков. Римская шляпа. Римская тога. Ряса Рясно
С Сапоги Свиток (хартия) Скарамангий Скрижаль Скуфия Слухи (торок) Сорочка женская Стихарь Стола Схима
Т Тельник Тога Торок (слухи) Туника
У Убрус
Ф Фелонь
Х Хитон Хитон женский Хламида Хоругвь
Ц
Ч Чепец
Ш Шуба
Щ Щит
Э Энколпион Эфод
Ю
Я
часть понятий можно найти на
http://www.loukin.ru/stat/odezhda/odezhda.htm



Кристина Леонидовна

католик

Тема: #56627
Сообщение: #2337986
16.09.06 09:23
Ответ на #2007740 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Л.А. Успенский "Богословие иконы Православной Церкви"

"Поскольку чин выражает порядок будущего века, святые воины и князья в классических русских иконостасах,
в противоположность росписи храма, никогда не изображаются в воинских доспехах и с оружием. Исключения из этого правила встречаются лишь в период упадка - в XVIII- XIX вв."


Кристина Леонидовна

католик

Тема: #56627
Сообщение: #2169745
05.07.06 00:24
Ответ на #1997425 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Но есть и третий тип. Архангелы представлены в далматиках, украшенных по подолу широкой охристой полосой, на которой могут быть разноцветные камни и жемчуг, и в гиматиях. Их плащи скреплены застежками-фибулами, а затем расходятся симметричными складками. Эта деталь восходит к памятникам византийского круга 14 века.

Наиболее ранний пример подобного типа в русской иконографии - иконы деисусного чина из Благовещенского собора Московского Кремля конца 14 века (в теме об Архангеле Михаиле в сообщении, Вам адресованном, выкладывала). Особенности композиции воспроизводились в ряде чинов 15 века - например, иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря 1425-1427 гг., тверской "кашинский" чин середины 15 века (там же в моем сообщ. #2055673 от 11.05.06 г. есть этот образ), иконостас из церкви Воскресения с. Закедье Ростовского уезда конца 15 - нач. 16 вв. (там же в моем сообщ. # 2049462 от 09.05.06 г. этот образ есть) - и получили широкое распространение в 16 веке.



АРХАНГЕЛ МИХАИЛ
cередина XV в. Тверь

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ Середина XV в. Тверь

icon-art.info




Архангел Михаил
из церкви Николы во Ржищах
в Ростове
1-я пол. 16 века

Архангел Михаил. из церкви Николы во Ржищах в Ростове 1-я пол. 16 века




Кристина Леонидовна

католик

Тема: #56627
Сообщение: #2169679
04.07.06 23:39
Ответ на #1997425 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

В иконописи этого периода бОльшее распространение получили образы архангелов в простом хитоне и плаще или далматике и гиматии, спадающем с одного плеча.



Архангел Михаил
Клеймо иконы СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ
С ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ
из Мироносицкой церкви во Владимире
конец 15 - нач. 16 вв.

Архангел Михаил Клеймо иконы СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ С ИЗБРАННЫМИ СВЯТЫМИ из Мироносицкой церкви во Владимере конец 15 - нач. 16 вв.



ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ПРОРОКА ИЛИИ
2-я пол. - конец 15 века
Русский Север

ОГНЕННОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ ПРОРОКА ИЛИИ 2-я пол. - конец 15 века Русский Север

Кристина Леонидовна

католик

Тема: #56627
Сообщение: #2169656
04.07.06 23:27
Ответ на #1997425 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Из переписки в "Семиозерной.. "..

//О, Игорь Петрович, после того, что я почитала тему об облачениях, мне тут же попался
образ Одигитрии, который Смоленским назвать нельзя, т.к. гиматий Младенца написан иначе,
также несколько икон Архангела Михаила одного периода в разных одеяниях. Я кое-что поискала
из образов и теперь знаю как его "одевали" в это время иконописцы. Еще раз спасибо Вам большое, а также конечно Вячеславу Александровичу Лукину за тему.//



Речь пойдет об одеяниях Архангела Михаила на русских иконах 15-16 веков.
Это имеет отношение не только к Архангелу Михаилу, но и к др. архангелам, однако, тема о нем всем так полюбилась, что иллюстрирую всё его образами.


Сначала Архангел Михаил в лоратном далматике с оплечьем, плащ завязан на груди.
Хотя этот иконографический тип не слишком распространен в иконописи 15-16 веков, тем не менее, посмотрите какой Архангел Михаил на этой иконе нарядный :) Наряднее, чем на др. иконах
этого типа, к-ые выкладывались в теме о нем.

Такой иконописный тип представлен иконами из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г.


Архангел Михаил
посл. четв. 16 века

Архангел Михаил посл. четв. 16 века



Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #56627
Сообщение: #2071686
18.05.06 18:53
Ответ на #2071334 | иером. Даниил (Селеверстов) православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

С 1705 г. САККОС становится обязательным для всех иереев
должно быть, по-видимому, архиереев, не проверил, прошу прощения:
САККОС – верхняя архиерейская одежда заменяющая фелонь, одинакового значения с последней. Общая одежда всех епископов с 1705 г. http://www.orthodoxy.org.au/viewer.php?p=105

САККОС - богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная
одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх саккоса
надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос стал
входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем
перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в.
на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев,
заменив фелонь. http://www.russiantext.com/russian_library/5/slovar/cherch.htm


иером. Даниил (Селеверстов)
иером. Даниил (Селеверстов)

православный христианин
(священник)

Тема: #56627
Сообщение: #2071334
18.05.06 15:34
Ответ на #2000263 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

С 1705 года САККОС становится обязательным
для всех иереев. ????????????

не знал!


Лукин Вячеслав Александрович

православный христианин

Тема: #56627
Сообщение: #2066432
16.05.06 17:40
Ответ на #2062425 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Увясло — кидар, или митра — деталь облачения ветхозаветного первосвященника.
14 Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло.
Книга Иова глава 29

Закон, имея тень будущих благ (Евр. 10, 1), и некиими прообразовательными гаданиями провозвещающий истину, когда во святилище вводит священника для принесения молитвы Богу, сперва очистительными некиими жертвами и окроплениями очищает входящего, потом, украсив священнической одеждой, благолепно испещренной золотом, багряницей и красками других цветов, возложив на него наперсник и увясло [1], прицепив к краям одежды звонки с пуговицами, а на раменах состегнув верхнюю одежду, и главу приукрасив диадемой, обильно излив миро на власы, вводит его наконец во святилище совершать таинственные священнодействия.
Святитель Григорий Нисский "О молитве" Слово 3-е

По наряду и особенно по головному убору можно было определить возраст и семейное положение женщины. До замужества девушкам позволялось ходить с непокрытой головой. В основном заплетали одну косу и на лобной части носили начельник - ленту-повязку. По косе чаще всего определялось здоровье девицы. Взрослея, вместе с поневой они имели право надеть на голову "девичью красу" - венец. "Краса" чаще была показателем умелости девушки в вышивке. Особенно богато старались украсить "красу" просватанной. Верхняя короткая одежда позади которой обязатёльно развевались широкие ленты, похожие на лебединые крылья. Реже встречается другое название "красы" - "увясло" (вясти - вязать). Разновидностью "красы" был венчик из тонкой металлической полоски с расширением на лбу, похожий на византийскую диадему. Венки любого вида - древнейшее головное украшение не только славян. Венок - круг-оберег, сохраняющий добрые, светлые мысли.
Природа славян. Глава IV. Женская одежда

О кидаре и диадеме здесь http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=56627§ion=57&message=2023643#2023643


Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #56627
Сообщение: #2062425
14.05.06 23:49
Ответ на #2058371 | Лукин Вячеслав Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

панагия ПАНАГИЯ Первое упоминание об панагии как об обязательной принадлежности епископа, которая дается ему при посвящении после Литургии, содержится в сочинениях блаженного Симеона, архиепископа Солунского (ХV век). Писатель ХVII века Иаков Гоар свидетельствует, что по принятии омофора епископы Греческой Церкви получали драгоценный крест с мощами святых, называемый энколпион, с присоединением приветствия словом аксиос (достоин). Обычай возлагать энколпион на епископа при его посвящении от Православного Востока перешел в Русскую Церковь. Но на Руси были уже в широком употреблении панагиары в виде прямоугольных ковчежцев с изображениями Господа Христа, Богородицы, святых. Часто один ковчежец с мощами имел изображения Святой Троицы, Христа Вседержителя, Богородицы, святых. Были позолоченные иконы только с изображениями Богоматери. Такие иконы в ХVI веке носили епископы и архимандриты. Поэтому при архиерейской хиротонии в России с ХVII века стали возлагать крест. Так как у русских архиереев в обычае было носить поверх одеяний и икону Богоматери или энколпион-ковчежец с мощами, Московский Собор 1674 года разрешил русским митрополитам носить поверх саккоса "енколпий и крест", но только в пределах своей епархии. Исключение было сделано для Новгородского митрополита, который имел право носить крест и энколпион в присутствии Патриарха.
Русские Патриархи, а также Киевские митрополиты как экзархи с середины ХVII века носят две панагии и крест.
Со временем мощи святых перестали быть обязательной принадлежностью панагий. В настоящее время панагия представляет собой образ Божией матери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями, без мощей. Кресты епископов теперь также бывают без мощей. С 1742 года панагиями награждались архимандриты некоторых монастырей. Дабы отличить епископов от архимандритов, с середины ХVII веке епископам стали возлагать при посвящении два набедренника: крест и панагию. В повседневной обстановке епископы должны были носить панагию, а за богослужением панагию и крест. Такой порядок сохраняется и до наших дней.
Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Эти образы духовно означают то же самое, что и запрестольные Крест и икона Богоматери, а именно: Домостроительство о спасении людей в Церкви осуществляется благодатной силой крестного подвига Сына Божия Иисуса Христа и предстательством Богородицы как Матери Церкви. Епископский крест и панагия напоминают о том, что епископ постоянно должен иметь в своем сердце Господа и Предстательницу пред Ним - Приснодеву Марию, что для этого у него должны быть чистое сердце и правый дух и от избытка сердечной чистоты и правды уста его должны износить одно лишь благое. Это отмечено и в молитвах, произносимых диаконом при надевании на епископа креста, а затем панагии. При надевании на епископа креста диакон произносит: "А аще кто хочет последовати Мне, да отвержется себе, - рече Господь, - и возмет крест свой и последует Мне, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, аминь". При надевании первой панагии диакон говорит: "Сердце чисто созиждет в тебе Бог, и дух прав обновит во утробе твоей, всегда, ныне, и присно, и во веки веков". При надевании второй панагии он произносит: "Да отрыгнет сердце твое слово благо, глаголеши дела твоя Царевы, всегда, ныне, и присно, и во веки веков".
Епископский крест и панагия с образом Божией матери, вполне определившиеся в своих основных чертах лет двести назад, возникли, казалось бы, случайно, но их символика глубоко соответствует древнейшим представлениям Церкви об участии Богородицы в спасении мира. Только ко Христу и к Богородице обращаются со словами "Спаси нас". Остальных святых просят: "Моли Бога о нас".
св.Игнатий Брянчанинов Архиерейские крест и панагия носятся на цепочках, которые разделяются перемычкой, так что передняя половина цепи, охватывая шею, спускается на грудь и сходится на верхней части креста или панагии, а задняя часть спускается на спину. Нельзя не видеть в этом повторения символики архиерейского омофора, который также имеет передний и задний концы, знаменующие заблудшую овцу, которую добрый пастырь взял на рамена, и крест, который Господь Христос нес на Голгофу. В сознании Церкви заблудшая овца - это образ естества падшего человечества, которое взял на Себя Господь Иисус Христос, воплотившийся в этом естестве и вознесший его на Небо, сопричислив к незаблудшим - к Ангелам. Так толкует значение омофора святой Герман, патриарх Константинопольский (VIII век), а блаженный Симеон, архиепископ Солунский, добавляет, что кресты на омофоре изображаются ради того, "яко и Христос на раменах Своих понес крест Свой; тако хотящие во Христе жити на рамена приемлют крест свой, то есть злострадание. Ибо крест есть знамение злострадания". Святой Исидор Пелусиот († ок. 436-440) подчеркивает мысль о том, что "епископ во образе Христа сый, исполняет дело Его и показует всем самою одеждою, яко он подражатель есть благого и великаго Пастыря, восприявшего на Себя немощи стада".
Два конца цепей епископского креста и панагий знаменуют подражание епископа Христу в пастырской заботе о спасении людей - овец "словесного стада" и в подвиге несения креста своего. Два конца цепей соответствуют двойному характеру служения архипастыря - Богу и людям.
Цепочки или шнурки нательных крестов простых мирян не имеют заднего конца, так как мирянин не имеет пастырских обязанностей к другим людям.


Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #56627
Сообщение: #2058675
12.05.06 23:33
Ответ на #2058325 | Лукин Вячеслав Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Рад вашему приходу. Тема богатая!
Сайт, что Вы указали, действительно, интересный.
Какое множество украшений (только они и смогли сохраниться от тех времен, но какое изящество!) Но и я о другом :)

Переношу сюда кусочек из темы об Архангеле Михаиле
(в продолжение о значении цвета одежд в иконописи).

В Богоявлении Троицы явление во Иордане бысть, и описание трех риз Господних, цвета их говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками; приоткрывают они и тайну будущей Искупительной жертвы Христовой.

Белый цвет риз Господних, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность: на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (Лк.9:31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (Дан.7:9).

Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет "лазоревый с белилы", цвет небесной синевы, соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.
В иконографии Богоявления нет видимого присутствия Пресвятой Богородицы. Но о Ней напоминает та багряница - царская порфира! - которую подносят ангелы выходящему из вод Иорданских Христу: воплотившийся Единородный сын Божий являет Себя миру как Царь Мира (ср.: Евр.7:2). Божественная порфира Царя (т.е. плоть Богочеловека Иисуса), говорит преп. Андрей Критский, соткана Пресвятой Девой: Яко от обращения червленицы, Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася (Канон Великий, песнь 8). Наименование Богоматери Червленицею, кровьми Своими окрасившею порфиру Царя сил, по слову св. Иоанна Дамаскина, взято из книги Песнь песней: "Ты из девственных кровей Твоих соткала пурпуровую одежду для Того, Кто говорит в песнех: заплетение главы Твоея, яко багряница. Что украсилася еси, и что усладилася еси?" (ср. Песн. 7:5-6).

Багряное, червленое - два оттенка кроваво-красного цвета - упоминаются в Священном Писании неоднократно: о кроваво-красном цвете риз Господних вопрошает пророк Исаия: Кто Сей, пришедый от Едома, червлены ризы Его... Почто червлены ризы Твоя? (Ис. 63:1); апостол Иоанн Богослов отвечает: ...облечен в ризу червлену кровию; и нарицается имя Его Слово Божие (Откр.19:13).

О Крестных страданиях Спасителя напоминает и Лазоревая риза, подносимая ангелом, - это напоминание о воде, истекшей вместе с кровью из Его прободенных ребр (Ин. 19:34). Следует помнить, что Лица Святой Троицы едины в Существе Своем; Сын - в Отце и Духе, Отец - в Сыне и Духе, Дух - в Отце и Сыне. И если рассматривать цвета в качестве символов Святой Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества.

Крещение Господне



Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #56627
Сообщение: #2058635
12.05.06 23:10
Ответ на #2058352 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Воистину Воскресе!
Благодарю за замечание, кликнул не то изображение, исправляюсь (и Александру: - при переносе куда-либо - тоже исправьте)
РЯСА ГРЕЧЕСКАЯ
Ряса греческая

Иерейское греческое облачение
Иерейское греческое облачение

Лукин Вячеслав Александрович

православный христианин

Тема: #56627
Сообщение: #2058371
12.05.06 21:46
Ответ на #2058352 | Священник Филипп Парфенов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Согласен с Вами, отец Филипп.
Продолжаем тему священнических облачений.

Фелонь. Это верхняя одежда, которую больше носили пастухи и послы. Она называется фелонью. Фелонь имела круглую форму, а посредине прорез для головы. Такую одежду носили и святые апостолы, как указывает апостол Павел в своем втором послании к Тимофею (гл. IV, ст. 13): «когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные», такие одежды носили первые епископы, пресвитеры, патриархи и римские папы, а теперь носят православные священники.
древняя фелонь

ФЕЛОНЬ. Богослужебное облачение священника. Древняя фелонь имела форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов. Впоследствии, для удобства, спереди на подоле стали делать вырез, в настоящее время доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от восточных наличием приподнятого жесткого оплечья. Фелонь была также богослужебным облачением архиереев - на востоке до XVI в. и в России до нач. XVIII в.
священническая фелонь

ПОЛИСТАВРИОН, полиставрий (греч. - многокрестие)
Николай Чудотворец, фреска, монастырь Сопочаны.
Николай Мирликийский Чудотворец


Священник Филипп Парфенов
Священник Филипп Парфенов

православный христианин
совет форума

Тема: #56627
Сообщение: #2058352
12.05.06 21:37
Ответ на #2043567 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Христос воскресе, Игорь!
Но у вас не ряса греческая изображена, а риза (фелонь)! а с ней полный комплект литургического облачения. Ряса же при этом на Литургии не одевается.


Лукин Вячеслав Александрович

православный христианин

Тема: #56627
Сообщение: #2058325
12.05.06 21:22
Ответ на #2049374 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Простите за отсутствие и резкий поворот в другую сторону.

...дорогая вышитая панева, душегрейка и такая-же украшенная свита, волосы в повязке, на голове венец в форме кокошника, в руках крест с пописью: Обновися русская земля к Богу святым крещением ....
Святая княгиня Ольга
Данное изображение не соответствует описанию.

Описание равноапостольной княгини Ольги заставило меня порыться в интернете и вот что я нашёл:
http://dom-np.narod.ru/rekon/stl/dresslav.html советую заглянуть, интересно.

1. ВРЕТИЩЕ – грубая ткань, рогожа, мешковина.
2. РУБ – кусок ткани, комплект простонародной одежды (рубаха и узкие порты). Вид грубой конопляной или льняной рубашки длиной до колен, весьма просторного покроя, с воротом и рукавами. Рис. 1
рис 1
3. РУБАХА, СОРОЧИЦА - главный (иногда единственный) предмет одежды из полотна, тонкой шерсти, шёлковых материй. По покрою - туникообразная (из одного полотнища), клинообразные вставки расширяют подол, ромбические ластовицы в области подмышек; рукава - узкие, длинные; вырез ворота - круглый, или четырёхугольный, а разрез на нём либо "прямой" (посередине груди), либо, реже, "косой" (на левой или правой стороне груди). Существуют также иные варианты архаичного кроя. Рис. 2
рис 2
А) МУЖСКАЯ – до колен (иногда ниже); носили навыпуск, подпоясывая узким ремнём (с металлическими пряжкой и бляшками) или тканым шнурком (возможно, с кистями); ворот, подол, края рукавов украшались вышивкой.
Б) ЖЕНСКАЯ – до ступней (до полу – отсюда «подол»), но могла быть и до икр; рукава собирались в складки у запястья и сдерживались обручами (браслетами) из бронзы; пояс в виде шнура с кистями, или шерстяной вязаный; ворот, подол, края рукавов – обильная вышивка, или аппликация из другой ткани.
4. СРАКА, СРАЧИЦА - короткая лёгкая свободная туника, украшенная роскошной каймой и застёгивающаяся у шеи или на плече; упоминается в источниках ча-ще всего в XI в.
5. СУКНЯ, СУКНО, СУКЬМАНЬ - более грубая туника, изготовленная из сукна; верхняя одежда.
6. ПОРТЫ, ГАЧИ – неширокие, из прямых полотнищ, в шагу – ластовица, пояс широкий, без разреза, на вздержке – гашнике, завязывающейся вокруг талии; ниже колен, но не достигали щиколоток; заправлялись в голенища сапог или онучи /ноговицы/ + «копытца» (шерстяные носки). Рис. 3
Рис 3
7. ПОНЁВА (название получила в XVI в.) – несшитый кусок клетчатой полушерстяной ткани, который носили на вздержке, завязанной так, что края расходились спереди (для того, чтобы был виден подол); вятичи предпочитали синюю клетку, а радимичи – красную.
8. СВИТА - верхняя одежда с длинными рукавами (как мужская, так и женская); длинная (до икр), плотно облегала стан, имела отложной воротник и обшлага
обшлага
(иногда), полы
полы
её могли быть украшены вышивкой.
9. ЖУПАНЪ, КАБАТЪ - длиннополая верхняя одежда, застёгивавшаяся на ряд пуговиц или петлиц, с опущенным или стоячим воротником, стянутая поясом. Скорее всего, чужеземная одежда; княжеская, или богатых людей.
10. КОЖУХ – из кожи животного мехом внутрь, преимущественно из овчины.
11. ВОТОЛА (изготавливали из толстой льняной или посконной ткани) – безрукавный плащ; застёгивалась у шеи и свисала до колен или икр; возможно, имела капюшон; у крестьян завязывалась шнурком.
12. КРЗНО, КЪРЗНО - роскошная меховая накидка; закреплялся на плече фибулой или пуговицей (ГОМБЪ, ПУГЫ, ПУГВА).
13. РУКАВИЦЫ - шились из целого куска овчины, сложенного вдвое мехом внутрь (Старая Ладога, VIII-IX вв.).
.........................................................
ДУШЕГРЕЙКА ж. 1. Теплая кофта без рукавов - обычно на вате, меху - как часть старинного женского русского костюма. (прототип современному жилету)
КОКОШНИК , старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в северных областях), в основном праздничный - на твердой основе в форме гребня.


Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #56627
Сообщение: #2049374
09.05.06 12:52
Ответ автору темы | Лукин Вячеслав Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название - РИЗЫ и разделяются на одежды диаконские, иерейские и архиерейские. Священник имеет все диаконские одеяния и сверх того - присущие его сану; епископ имеет все священнические одеяния и сверх того - присвоенные его архиерейскому сану.

Богослужебные одеяния православного духовенства прообразованы в Ветхом Завете одеяниями Аарона и других священников, сделанными по непосредственному повелению Божию (Исх.28:2; 31:10) и предназначенными только для священнослужения, для славы и благолепия Божественных служб. Они не могут быть носимы и употребляемы в быту. Через пророка Иезекииля Господь повелевает ветхозаветным священникам - выходя из храма во внешний двор к народу, совлекать с себя богослужебные одеяния и полагать их в преградах святых, облекаясь в иные одежды (Иез.44:19). В Православной Церкви по окончании богослужения облачения также снимаются и остаются в храме.

В Новом Завете Господь Иисус Христос в притче о званных на царский пир (которая образно повествует о Царстве Божием), говорит о недопустимости входить в него не в брачной одежде (Мф.22:11-14). Притча изображает пир по случаю брака царского сына. По учению Православной Церкви, брак, о котором здесь и в других подобных образах часто говорится в Священном Писании, является таинственным браком Сына Божия, Господа Иисуса Христа (Агнца) с Его возлюбленной невестой - Церковью (Откр.19:7-8). Апокалипсис при этом отмечает, что "дано было ей (жене Агнца) облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых".
Таким образом, общее символическое значение церковных служебных облачений - это выражение в видимых вещественных одеждах духовных одежд праведности и чистоты, в которые должны быть облечены души верующих людей для участия в вечной радости сочетавания Христа с Церковью избранных Своих.

Исторически богослужебные ризы появились не сразу. В основных чертах канон богослужебных облачений сложился в VI веке. Известно, что до этого времени апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимский архиерей, носил белую льняную длинную одежду иудейских священников и головную повязку. Апостол Иоанн Богослов также носил золотую повязку на голове, как знак первосвященника. Многие считают, что фелонь, оставленный апостолом Павлом у Карпа в Троаде (2 Тим.4:13), был его богослужебным одеянием. По преданию, Богородица Своими руками сделала омофор для святого Лазаря, воскрешенного Христом из мертвых и бывшего затем епископом Кипра. Таким образом, уже апостолы употребляли некоторые богослужебные одеяния. Вероятнее всего, от них в Церкви сохранилось предание, выраженное блаженным Иеронимом (IV век), согласно которому отнюдь недопустимо входить в алтарь и совершать богослужения в одеждах общих и просто употребляемых.
Все богослужения, кроме Литургии, совершаются священником в подряснике и рясе, поверх которых надеваются ризы. При служении Литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается подризник и другие ризы. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет СТИХАРЬ (см. начало темы).

Епитрахиль Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеваются особые святительские ризы. Исключение составляют лишь некоторые молебны, литии, келейные и другие священнослужения епископа, когда он может служить в рясе или рясе и мантии, поверх которых надета ЕПИТРАХИЛЬ (греч. ΄επιτραχήλιον - несомый). Епитрахиль спускается спереди ровной широкой полосой; она как бы состоит из двух орарей, соединенных вместе. Епитрахиль символизирует благодать Святого Духа (потому без епитрахили священник не может совершать никакого богослужения или священнодействия), а также Крест, несомый Христом на Голгофу.

Крест наперсный НАПЕРСНЫЕ КРЕСТЫ для священников появились в Русской Православной Церкви сравнительно недавно. До ХVIII века только епископы имели право носить наперсные кресты. Крест священника свидетельствует о том, что он есть служитель Иисуса Христа, пострадавшего за грехи мира, должен иметь Его в сердце своем и подражать Ему. Двухконечная цепь креста - знамение заблудшей овцы, то есть пастырского попечения о душах вверенных священнику прихожан, и Креста, который Христос нес на спине Своей, как знамения подвигов и страдания в земной жизни. Крест и цепь делают серебряно-вызолоченными.
В начале ХIХ века священников стали награждать в особых случаях крестами с украшениями. Указом Святейшего Синода от 24 февраля 1820 года отбывающим за границу русским священникам благословлялось носить там особые золотые кресты, выдаваемые из кабинета императора. Такие кресты получили название "кабинетные". Иногда они выдавались как награда некоторым священникам и не выезжающим за пределы России.
Св.Анатолий Оптинский Государственным указом от 14 мая 1896 года был введен в церковное употребление крест, являющийся знаком отличия всякого священника и иеромонаха. Этот крест, возлагаемый с тех пор при иерейской хиротонии, серебряный, восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части: "Гдь, Црь, Слвы" ("Господь - Царь Славы"); в концах широкой перекладины "IС, ХC" ("Иисус Христос"), под нижней косой перекладиной - "Ника" (греч. - победа). На обратной стороне креста надпись: "Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим.4:12). Лета 1896, мая 14 дня". Крест снабжен серебряной цепью из одинарных удлиненных колец. Перемычкой в середине эта цепь также разделена на две части. Кресты 1896 года стали непременным знаком отличия иереев, который они носят за богослужением поверх риз и могут носить в повседневной обстановке поверх рясы, а кресты 1797 года так и остались наградными, по традиции жалуемые также всем выпускникам духовных академий, имеющим сан священников.
Кроме того, с ХIХ века протоиереям стали воздаваться как награда кресты с украшениями, подобные архиерейским наперсным крестам.



Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #56627
Сообщение: #2043567
06.05.06 01:48
Ответ автору темы | Лукин Вячеслав Александрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ ОДЕЖДЫ


РЯСА. Длиннополая одежда с узкими рукавами имела широкое распространение в миру у восточных и западных народов. Свободная длинная одежда с широкими рукавами - восточного происхождения. Она была распространена и в иудейской среде времен земной жизни Спасителя, Который Сам носил такую одежду, о чем свидетельствует предание и иконография. Поэтому подрясник и ряса считаются одеянием Господа Иисуса Христа. Древность одежды этого типа косвенно подтверждается тем, что и поныне у многих восточных народов в качестве традиционной национальной одежды употребляется широкое длинное разрезное и неразрезное спереди одеяние с широкими длинными рукавами, очень похожее на рясу. Слово "ряса" происходит от греческого прилагательного "το ράσον", что значит - оскребанная, вытертая, лишенная ворса, поношенная. Именно такую почти нищенскую одежду полагалось носить в Древней Церкви монашествующим. Из монашеской среды ряса вошла в обиход всего духовенства, что подтверждается многими свидетельствами.

В Русской Церкви до ХVII века рясы не были обязательны. В обыденной обстановке духовенство носило длинные однорядки особого покроя из сукна и бархата зеленого, фиолетового и малинового цветов. Вороты отделывались также бархатом или мехом. Однорядки светских лиц во многом отличались от одеяний духовенства, так что священнослужители на Руси издревле выделялись своим внешним видом из мирской среды. Даже жены белого духовенства носили обязательно такие одежды, в которых сразу можно было узнать в них матушек.

Ряса греческая Расширяющиеся связи с православным Востоком во второй половине ХVII века способствовали проникновению в русскую церковную среду одеяний греческого духовенства. Большой Московский Собор 1666-1667 годов постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке. При этом делалась оговорка, что Собор не принуждает, а только благословляет ношение таких одеяний и строго запрещает осуждать тех, кто не решится носить их. Так в России появилась впервые греческая ряса. Но свободная прямая ряса, удобная для стран с жарким климатом, показалась, видимо, неприемлемой у нас и по причине того, что внешние условия создали привычку носить одежды, плотно облегающие тело, к тому же просторные одежды с разрезом в середине, спереди, носили в то время турки. Поэтому русские рясы стали запахиваться и ушиваться в талии, рукав из прямого был сделан в виде раструба. При этом возникли два покроя ряс - киевский и московский. "Киевская" ряса немного ушивается в талии с боков, а спину оставляет прямой, тогда как "московская" ряса значительно ушивается в талии, так что прилегает к телу и с боков, и со спины.

Ряса греческая


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Календарь 2555

15 августа. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомченика архидиакона Стефана. Блаженнного Василия Московского, Христа ради юродивого, чудотворца.

14 августа 2020 в 15:03Андрей Бузик
2 августа по старому стилю / 15 августа по новому стилю суббота Седмица 10-я по Пятидесятнице. Глас 8. Успенский пост. Пища с растительным маслом. Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей ... читать далее »

Эсхатология 604

12 августа - день рождения Цесаревича Алексия. Короткая, пронзительная жизнь...

12 августа 2020 в 15:49Андрей Бузик
Цесаревич Алексей не дожил нескольких недель до своего 14-летия. 30 июля (12 августа н. ст.) 1904 г. в Петергофе родился единственный сын последнего русского Государя Николая II и Государыни ... читать далее »

Разное 1117

Схиигумен Сергий Романов - Божий свет в слепых очах

9 августа 2020 в 18:11Сергей Р
В храме у иконы Христа Все верно !Они (жидовствующие) ждут торжества Крысиного Короля и воинства крысиного, но не тут- то было: в мир пришел Король Горностаев с воинством Горностаев (Горностаи - это ... читать далее »

Путешествия 234

Диктатура нулей и единиц Запрещенное видео Дмитрия Перетолчина

8 августа 2020 в 22:35Андрей Рыбак
Дмитрий Перетолчин Диктатура нулей и единиц Запрещенное видео Дмитрия Перетолчина читать далее »

Святые 198

Великомученик и целитель Пантелеимон.

8 августа 2020 в 15:29Андрей Бузик
Наверное, в каждом православном храме есть икона с изображением красивого юноши. В одной руке он держит мученический крест, а в другой – коробочку с лекарствами. Ему молятся и те, кто болен, и врачи. ... читать далее »

Детям 554

Жизнь кадет Свято-Алексиевской Пустыни

7 августа 2020 в 18:24Андрей Рыбак
Методичка без викторины. Свято-Алексиевская Пустынь Методичка без викторины. Свято-Алексиевская Пустынь читать далее »

Память 307

Завещание афонского старца Михаила

6 августа 2020 в 07:37Андрей Рыбак
Афонский старец Михаил справа. 50 лет на Афоне Завещание афонского старца Михаила читать далее »

Картины 104

Василий Суриков. Очарованный Крымом.

2 августа 2020 в 15:19Андрей Бузик
Мы произносим имя художника «Василий Суриков» и сразу представляем его картины «Утро стрелецкой казни»,«Меншиков в Берёзове»,«Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком ... читать далее »

Мир 314

Завещание Мозгового. Пламен Пасков.

31 июля 2020 в 10:36Сергей Р
Александр Пересвет Русские Люди должны понять и усвоить Богоданную Истину: Царь Божий есть Христос Божий - суть Источник Жизни, Дух Животворящий, Страж Божий! Вот Господь и показал Народу самим ... читать далее »

Афон 145

Гонения на старца Гавриила Святогорца.

25 июля 2020 в 23:02Андрей Рыбак
Афонский старец Гавриил. Гонения на старца Гавриила Святогорца. Обращение геронды Гавриила. (Διωγμος Γεροντος ... читать далее »

Парусный спорт

После двух офшорных гонок регата СППН пришла в Выборг.

Экватор регаты Санкт-Петербургская парусная неделя пройден. Завершились ещё две гонки   от Приморска до острова Гоглтанд и от Гогланда до Выборга. Гонка от Приморска до Гогланда проходила практически ... читать далее »

Горный туризм

Сотни туристов и юнармейцев совершат восхождение на Столовую гору в Ингушетии в День российского флага

В Ингушетии 22 августа в рамках празднования Дня российского флага состоится массовое восхождение на Столовую гору высотой 3 тысячи метров над уровнем моря, сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в ... читать далее »

Стихи 825

И в целом свете, может быть...

13 августа 2020 в 11:39Владимир Лучит
*** И в целом свете, может быть, как те же травы и душистые цветы большого луга, не существует тех вещей, так или иначе, что не были бы связаны друг с другом. *** Будь ты подросток или в жизнь едва ... читать далее »

Видео 391

Не спите, люди, в эту ночь! К годовщине убийства Царской семьи

11 августа 2020 в 19:51Сергей Р
Икона Моление о Чаше за грехи Русского Народа Видео потрясающей искренности, глубины и боли за содеянное Россией с Христом и со Святым Семейством Его. А в конце - прямое пророчество (через Молитву) о ... читать далее »

Высказывания 451

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой

9 августа 2020 в 16:57Андрей Рыбак
Свт. Григорий Палама. Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто ... читать далее »

Духовное 842

Мистагогия. Преподобный Максим Исповедник

8 августа 2020 в 21:09Андрей Рыбак
Преподобный Максим Исповедник Мистагогия преподобный Максим Исповедник Содержание Введение I. Каким образом и как Святая Церковь есть образ и изображение Бога II. О Том, как и каким образом Святая ... читать далее »

Литература 362

Полиграфический шедевр XXI века: Старец Тихон

8 августа 2020 в 11:39Андрей Рыбак
Полиграфический шедевр XXI века: Старец Тихон Полиграфический шедевр XXI века: Старец Тихон-2 Сборник материалов, большинство из которых переведены с греческого языка, посвящен самому известному ... читать далее »

Выживание. 263

Что делать если заблудились в лесу?

7 августа 2020 в 17:55Андрей Рыбак
Что делать если заблудились в лесу? Что делать если заблудились в лесу? читать далее »

Музыка 168

Премьера! Олег Митяев -"Аннушка"

4 августа 2020 в 07:14Андрей Рыбак
Олег Митяев Премьера! Олег Митяев -"Аннушка" читать далее »

Песни 40

Музыкальный клип «Алыча» на стихи монаха Симеона Афонского, музыка Андрея Дмитриева

2 августа 2020 в 08:36Андрей Рыбак
Андрей Дмитриев Премьера клипа: "Алыча" (Потрясающая глубокая и тонкая песня) Снова приветствуем в нашей молодежной студии! Музыкальный клип «Алыча» на стихи монаха Симеона Афонского, музыка ... читать далее »

Предание 215

Князь Владимир — креститель и апостол Руси. История крещения Руси.

28 июля 2020 в 16:47Андрей Бузик
Князь Владимир - креститель и апостол Руси. История крещения Руси. читать далее »

Технологии 264

За фасадом «Умного города»

23 июля 2020 в 23:18Андрей Рыбак
За фасадом «Умного города» (Шнуренко, Гачева) За фасадом «Умного города» (Шнуренко, Гачева) читать далее »

Альпинизм

В честь юбилея РГО Фёдор Конюхов поднялся на Эльбрус

Известный путешественник, почётный член РГО, лауреат Золотой медали имени Н.М. Миклухо-Маклая Фёдор Конюхов 7 августа 2020 года совершил очередное восхождение на Западную вершину Эльбруса   5642 м. ... читать далее »

Прочее

Стартовал всероссийский конкурс туристических видеороликов "Открываем Сибирь"

Центр по развитию внутреннего туризма "Золотое кольцо Сибири" при поддержке Фонда президентских грантов запустил конкурс, основной целью которого является повышение привлекательности территории Сибири ... читать далее »

Туризм 123

Белуха: В поисках Беловодья.

13 августа 2020 в 08:04Андрей Бузик
Белуха: В поисках Беловодья. Гора Белуха 4509 м. - Высшая точка Сибири, равноудалена от четырёх океанов, но сегодня, благодаря развитой логистике становится всё ближе и доступнее для туристов и ... читать далее »

Планета 223

Как живут русские старообрядцы в Южной Америке.

10 августа 2020 в 15:36Андрей Бузик
Как живут русские старообрядцы в Южной Америке. 9 июля 2020 года на YouTube-канале «Редакция» тележурналист Алексей Пивоваров выпустил фильм «Как живут русские старообрядцы в Южной Америке». Фильм ... читать далее »

Иконы 291

Чудотворная икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская.

9 августа 2020 в 15:33Андрей Бузик
Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть ... читать далее »

Праздники 283

Международный День альпинизма

8 августа 2020 в 20:49Андрей Рыбак
Международный День альпинизма Международный День альпинизма читать далее »

Воины 329

Я убит подо Ржевом. В безымянном болоте. В 5-й роте, на левом. При жестоком налете…

8 августа 2020 в 10:48Андрей Рыбак
«Я убит подо Ржевом. В безымянном болоте. В 5-й роте, на левом. При жестоком налете…» Пронзительное стихотворение Александра Твардовского все, конечно, помнят … и знают кому и чему оно посвящено. ... читать далее »

Жития 271

Житие и тропарь преподобномученицы Параскевы Римской.

7 августа 2020 в 15:06Андрей Бузик
Cвятая преподобномученица Параскева Cвятая преподобномученица Параскева родилась в Риме, в семье благочестивых христиан Агафона и Почитии. Они долгое время не имели детей, и только после горячих ... читать далее »

Общий 1219

Архим. Афанасий Митилинеос. Пророк Илия в свою эпоху и в последние времена

2 августа 2020 в 15:56С. Александра
Пророк ИлияАрхим. Афанасий Митилинеос. Пророк Илия в свою эпоху и в последние времена «Как прославился ты, Илия, чудесами твоими, и кто может сравниться с тобою в славе! Ты воздвиг мертвого от ... читать далее »

Творчество 389

Создание Общественных Православных организаций

31 июля 2020 в 16:41Михаил Г. Б.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/ Глава ХVII. Приходы 34. Органом управления прихода является приходское собрание, возглавляемое ... читать далее »

Народный промысел 67

Сельский бизнес. Банные веники и травы.

26 июля 2020 в 20:35Андрей Рыбак
Банные веники и травы Сельский бизнес, БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ! Банные веники и травы. Идея для заработка. Так мы зарабатываем каждое лето до полумиллиона рублей. читать далее »

Природа 184

Алтай 2020. «Майские этюды. Весна в Сайлюгеме»

22 июля 2020 в 15:32Андрей Бузик
«Майские этюды. Весна в Сайлюгеме»Фильм «Майские этюды. Весна в Сайлюгеме» рассказывает о пробуждении дикой природы в Сайлюгемском национальном парке, что на юго-востоке Горного Алтая, у границы ... читать далее »

Прочее

Томич побил рекорд Гиннесса, 76 раз отжав штангу под водой на задержке дыхания

Томич Виталий Вивчар побил действующий рекорд Гиннесса по жиму штанги под водой на задержке дыхания. Мужчина отжал штангу весом в 50 килограммов 76 раз   на 14 раз больше ранее установленного в мире ... читать далее »

Альпинизм

Югорские альпинисты развернули региональный флаг на высочайшей точке России и Европы

Югорские альпинисты развернули региональный флаг на высочайшей точке России и Европы. В День альпинизма 8 августа в составе проекта "Будь выше" югорские представители взошли на Эльбрус, чтобы ... читать далее »

© 1999-2020 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru