Александр Черепанов
православный христианин
Тема: #56314
Сообщение: #1976652 06.04.06 03:48
|
Высочайшие достижения нейтронной мегалоплазмы! - провозгласил он. -
Ротор поля наподобие дивергенции градуирует себя вдоль спина и там,
внутре, обращает материю вопроса в спиритуальные электрические вихри, из
коих и возникает синекдоха отвечания...
Источник, думаю, напоминать не нужно :-)
|
|
Сергей Поликарпович Брылёв
агностик
Тема: #56314
Сообщение: #1976569 06.04.06 03:17
|
Окончание
Шизоидные расстройства.
Религиозные заблуждения являются симптомами шизофрении и других психических заболеваний (kp: СОГЛАСЕН :) ). Различие религиозно-мистических верований приемлемых (pp: христианской, исламской, etc.) культурой и редких психотических расстройств (pk: так что, приемлемо массовой культурой - нормально, не приемлемо заболевание ? :( С каких это пор массы влияют на узкоспециализированные семантические проблемы? Сейчас УЖЕ есть ЧЕТКИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ, биохимические, электрофизиологические, etc.) представляет практический вызов для клиницистов и эпистемологический теоретический вызов основам психиатрической нозологии (90-94).
Мистические и психотические состояния характеризуются выраженными личностными расстованиями, галлюцинациями, странным поведением и социальным отчуждением. В конечном итоге, ни одна диагностическая система не способна охарактеризовать некоторые верования как заблуждения, не имеющие связи с объективной реальностью. Некоторые признаки, однако, могут быть отличительными для "культурно неприемлемых психотических состояний" и "культурно поддерживаемых мистических переживаний" (См. таблицу 2 в приложениях). В целом, религиозные галлюцинации и заблуждения обычно являются слуховыми (pp: а где находится центр слухового восприятия? Височная доля! Прохлопали, господа медики...), часто фокусируются на заболевании и неприятностях, включая грандиозные идеи, эмоциональное безразличие, ведут к социальной изоляции, блоку мышления и воспринимаются в обществе как вычурные и неполноценные в субкультуре пациента (kp: ну это смотря в какой субкультуре...).
Заблуждения и бредовые идеи случаются на какой-либо стадии заболевания у 90% шизофреников (95). Шизоидные идеи отношения, наказания, самоотрицания и нахождения под контролем являются наиболее типичными для шизофрении, они присутствуют (соответственно) у 12%, 10%, 8% и 4% случайно подобранных пациентов. Но религиозные шизоидные идеи также распространены и встречаются у 3.2% случайно подобранных пациентов (96). Религиозные заблуждения являются одной из 13 категорий шизоидных идей в Современном Реестре Обследования Психического Состояния. (pp: в Штатах). (97)
Специфическое содержание религиозных шизоидных идей обрамлено культурной принадлежностью индивидуума (98). Эти эффекты варьируют не только со сменой культур, но и с течением времени. В Британии, частота одержимости религиозными идеями среди шизофреников уменьшилась с 65% в середине прошлого века до 23% в середине текущего, в то время, как одержимость сексуальными идеями возросла (99).
Теории нейробиологического происхождения шизоидных идей подчеркивают несколько различных механизмов. Процесс формирования верования может быть подразделен на несколько компонентов: инициальное восприятие окружающего, логическая и вероятностная оценка воспринятого, генерация верования и поиск информации поддерживающей или опровергающей его. Дефекты на уровне каждого из этих компонентов были идентифицированы в популяциях шизофреников (100,101), включая аномальные перцептуальные переживания (102), дефекты формальной логики (103) и неспособность поиска поддерживающих или опровергающих доказательств. Некоторые авторы подчеркивают роль шизоаффективности - эмоциональных изменений, которые предваряют появление шизоидных идей, которые охватывают сознание целиком (105). Пациент неспокоен, раздражителен, подозрителен и чувствует, что нечто особо важное вот вот должно произойти. Мир воспринимается странным, измененным, нереальным. Внимание и способность к концентрации могут быть нарушены. Это измененное эмоциональное состояние создает благоприятную почву для развития шизоидных идей.
Нейроанатомически, психологические механизмы возникновения шизоидных идей основаны на деятельности лобных систем (дедукция и индукция (106), теменных систем (искажение восприятия (107) и висолимбических систем (отклонения настроения и аффективная окраска стимулов (107))
Эмоциональная поддержка является отличительной чертой галлюцинаций и бредовых идей религиозного содержания при маниакально-депрессивном психозе (pk: что очень легко проверить, попытаясь переубедить обладателя этих идей). Как минимум 75% страдающих манией подвержены бредовым идеям, обычно идеям величия (108, 109). Идеи величия классифицируются на:
идеи особых возможностей (изобретатель, атлет, духовный целитель)
Личная грандиозность (потомок исторической фигуры, "бог живой на земле") (Pk: и почему все мистики, громко орущие о своих реинкарнациях, всегда были Наполеонами, Рамзесами и т.д.? :) Согласно банальной вероятности большинство из них должны были быть простыми китайскими крестьянами...)
Богатство
Особая миссия (посланник бога на земле, etc.) (110)
Соответственно, бредовые идеи у депрессивных пациентов часто заполнены чувством вины и обвинениями и могут включать голоса или видения, воспринимаемые как божественные.
Как маниакальные, так и депрессивные бредовые идеи иллюстрируют уязвимость перцептуальных и когнитивных систем к эмоциональному воздействию. Захлестывающие позитивные или негативные эмоции, генерированные в восходящих аминегрических системах ведут к:
мизенпретации нормальных стимулов или возникновение анемального восприятия
"сознательные заблуждения" (или самообман), восприятие только поддержанных настроением результатов логического или вероятностного мышления.
Кортикальные дегенеративные деменции.
Религиозные переживания страдающих деменцией малоизучены и количество эмпирической информации оставляет желать лучшего. Имеющие интерес наблюдения из нашего опыта и недавней литературы рассматривают два расстройства: болезнь Alcgeimera (pp: БA) и фронтотемпоральную деменцию (pp: FTD).
Пациенты с БА обычно демонстрируют прогрессивную потерю религиозного интереса и поведения, иллюстрируя тем самым, что нейробиологические субстраты религиозных переживаний могут быть обнаружены при рассмотрении условий возникновения не только гипер-, но и гипорелигиозности. Пассивность и уменьшенная спонтанная активность часто встречаются при тяжелой или средней тяжести БА (111). В одном изучении 80 БА пациентов, наиболее частыми изменениями личности были потеря инициативы с возрастающей апатией (более чем 60%) и утратой интересов в более чем 50% случаев (112). Согласно нашему опыту, уменьшение поиска жизненных интересов обычно распространяется на интересы религиозные. Вероятный механизм этого заключается в ослаблении корковых темпоролимбических связей, что ведет к уменьшенной эмоциональной зарядки стимулов, и нарушение связей между корковыми ассоциативными зонами, ведущее к неспособности сооружать религиозные ментальные конструкции. В добавление, патологические переживания при БА обычно не носят религиозного характера. Бредовые идеии при БА обычно являются идеями наказания без религиозной окраски (113). Нарушения памяти питают подозрительность и потеря кортикальных ассоциативных зон предотвращает возникновение более сложных бредовых идей.
В отличие от БА, группы FTD пациентов испытывают выраженную гиперрелигиозность. В рассмотренной группе фронтальных деменций, обусловленных дефектами 17 хромосомы, 3 из 12 индивидуумов страдали гиперрелигиозным поведением (114). Среди пациентов с ассиметрической атрофией, повышенная религиозность встречается более часто при правой, чем при левой фронтотемпоральной атрофии. (Bruce Miller, M.D., личная переписка, январь 1997). Мы предлагаем 2 нейробиологических процесса, повышающих религиозные переживания и интересы у этих пациентов. Во-первых, рутинные переживания получают повышенную позитивную оценку как результат предоминирования левого полушария (позитивная) над правым (негативная) система оценки (115). Во вторых, фронтоорбитальная атрофия ведет к импульсивности, желанию принимать и пропагандировать религиозные объяснения, часто встречающихмся позитивных и гармоничных феноменов (kp: "я счастлив во Христе и хочу, чтобы все пришли к нему и были счастливы"....)
Объединяющая гипотеза: лимбические маркеры и религиозные переживания
Основные качества религиозно-мистического опыта, описанные широким кругом психологов религии, являются этческими и трудно поддаются описанию - ощущение соприкосновения с "сверхпочвой" реальности, непроизносимость и непередаваемость религиозных переживаний (13, 14, 116, 121). Частыми дополнительными качествами являются переживания единства, отсутствия времени и пространства, позитивные эмоции, ощущения мира и радости. Мы полагаем, что первоосновой подобных переживаний является лимбическая система. Темпоролимбические эпилептоидные разряды способны вызывать все вышеперечисленные компоненты в полной или частичной форме: отделение от объективной реальности (деперсонализация, дереализация), изменения восприятия авремени и пространства (аутоскопия, темпоральные искажения) или беспричинные позитивные эмоции (экстатическая аура). (122)
Лимбическая система интегрирует внешние стимулы и внутренние побуждения и является частью разветвленной нейральной сети, которая дает стимулам и событиям позитивную или негативную оценку (123-125). Эволюционная роль лимбической системы значительна, определяя необходимость и важность новых стимулов и переживаний для аккуратной записи в памяти и последующего автоматического извлечения. Более того, в добавление к простым позитивным и негативным оценкам, лимбические разряды способны порождать переживания, являющиеся промежуточными между эмоциональностью и сознательным мышлением. К примеру, ощущение "знакомства" возникает в лимбической системе как квази-эмоциональный маркер пережитого. Обычно, "лимбическое ознакомление" сопровождается вызовом информации из памяти, но данный процесс может быть нарушен, приводя к переживаниям deja vu или jamais vu. Мы предлагаем,что аналогичные лимбические разряды способны помечать переживания как:
безличностные или дереализованные
крайне важные и лично необходимые
гармонические - обнаруживающие связи или единство между разделенными элементами
экстатические глубинно радостные.
Подобного рода лимбическая активность предопределяет некоторые "сверхъестественные" ауры, терминальные состояния и религиозно - мистические переживания.
Одна из привлекательных сторон этой гипотезы заключается в том, что она предлагает новое объяснение "необъяснимости и непередаваемости" религиозных переживаний. Некоторые теоретики прошлого достигли объяснения этого феномена через специализацию полушарий (126, 131). Рабочая гипотеза заключалась в том, что сверхъестественно-религиозные переживания являются правополушарным событием и, соответственно, холистичны и невербальны. При перенесении в левое полушарие, переживания переводятся в агналитическую вербальную матрицу, являющуюся по определению неполной, и, соответственно, переживания воспринимаются как необъяснимые. Эта теория обладает рядом существенных недостатков: главным образом потому, что базируется скорее на метафорических, чем специфически процессных описаниях доминантных и недоминантных полушарных функций, и они не совсем подходят для индивидуалов с неповрежденным corpus callosum и едиными осознанными переживаниями (kp: следует ли из этого, что религиозность может также являться результатом повреждения corpus callosum? (для чайников: часть белого вещества мозга, состоящая из нервных волокон, обеспечивающих связь между полушариями)).
Гипотеза лимбических маркеров осуществляет полностью различное объяснение непередаваемости религиозных переживаний. Перцептуальные и сознательные компоненты мистического опыта рассматриваются как аналогичные таковым при ординарных переживаниях, за исключением того, что они помещаются лимбической системой как глубинно важные, выдающиеся, объединенные в целое, и/или блаженные. Соответственно, описания содержания сверхъестественных переживаний напоминает описания обычных переживаний, а вот различные, прикрепленные к ним составляющие, не могут быть описаны на словах. Так же, как и сильные переживания, эти лимбические маркеры могут быть названы, но не могут быть переданы в их полной внутренней интенсивности, производя взамен ощущение непередаваемости.
Теория лимбических маркеров моет быть проверена в нескольких аспектах. Она предсказывает, что функциональное нейросканирование во время религиозных переживаний и у религиозных индивидуумов способно выявит отклонения активности лимбической системы. Она предсказывает, что потеря возможности мистических переживаний произойдет у индивидуумов с билатеральной лимбической патологией (Kluver-Bucy синдром), но не при других фокальных повреждениях. Она предсказывает, что более детализированное исследование с помощью глубинного введения электродов способно обнаружить анатомические основы религиозности в лимбических, но не в других областях.
В заключении мы отметим, что, хотя психология религии имеет длительную и почетную историю (132), исследования нейрональных субстратов религиозных переживаний пока находятся в младенчестве. Человек был назван Homo religio, религиозным животным. Поведенческая нейрология должна предоставить полное описание нейрональных субстратов религиозного опыта, если она хочет достичь систематического понимания неврологических основ всего комплекса человеческого поведения. Задача, стоящая перед психоневрологами, полное понимание мозговых нарушений, ведущих, поддерживающих и изменяющих религиозные переживания - уникальные предпосылки к неврологическим основам духовной природы человечества.
Авторы благодарят Jeffrey Cummings, M.D. и Давид Bear, M.D. за продуманные комментарии и предложения. Этот труд был частично поддержан Frederick Sheldon Memorial Travelling Fellowship Гарвардского Университета.
--------------------------------------------------------------------------------
Изложение Таблицы 1.
Исторические религиозные личности с подозрением на эпилепсию.
1. Св. Павел. (?-65 н.э.)
Описание приступа: Обращение по дороге в Дамаск: внезапный яркий свет, падение на землю, голос Христа, слепота на 3 дня с невозможностью приема пищи. Экстатические явления.
Частота приступов: неизвестна. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги, психогенная слепота, ожоги роговицы/радужки, вертебробазилярная ишемия, оципитальная контузия (kp: "сзади подкрался с дубинкой кто-то... вот и сбылася мечта идиота!", sorry :-) ), молниеносный инсульт, отравление дигиталисом (kp: кто это так его?), кровотечение в стекловидное тело, редкая форма мигрени. Высока вероятность наличия экстатической ауры, межприступного гиперморализма, гиперрелигиозности и гиперграфии (kp: ROFL). Религиозная роль: Один из основателей католической церкви.
2. Мухаммед (570- 632)
Описание приступа: бледность, слабость, падение, профузный пот, визуальные и слуховые галлюцинации.
Частота приступов: как минимум несколько раз. Вероятность эпилепсии: + Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги. Религиозная роль: основатель ислама.
3. Margery Kempe (1373-1438)
Описание приступа: крики, падение с судорожными движениями, цианоз, тошнота, психотическое поведение. Частота приступов: частые. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: эпилепсия, межприступный психоз, истерия, мигрень. Религиозная роль: влиятельный христианский мистик и биограф.
4. Janna d'Ark. (1412-1431)
Описание приступа: "Я услышала этот Голос (ангела)... сопровождаемый также... великим светом... нет такого дня, когда я не слышу этот голос и я сильно нуждаюсь в нем". Частота: как минимум каждый день во время пленения и экзекуции в 1431. Дифференциальный диагноз: экстатические парциальные судороги и мусционогенная эпилепсия. Внутричерепная тудеркулома (kp: ну не было стрептомицина у англичан, не было...). Религиозная роль: глубинные верования мотивировали на подвиги при защите Орлеана ).
5. Св.Екатерина. (1447-1510)
Описание приступа: Крайние ощущения тепла и холода, тремор всего тела, преходящая афазия, автоматизм, чувство пассивности, гиперистерия, регрессия в воспоминания детства, диссоциация, снохождение, преходящая слабость, внушаемость, невозможность открытия глаз. Частота приступов: неизвестна. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: Комплексные парциальные судороги, истерия. Религиозная роль: христианский мистик.
6. Св.Тереза. (1515-1582)
Описание приступа: видения, хронические головные боли, потери сознания, прикусывание языка. Частота приступов: один большой приступ, частые головные боли. Вероятность эпилепсии: + +. Религиозная роль: католическая святая.
7. Св.Екатерина (dei Ricci) (1522-1590)
Описание приступа: потери сознания, галлюцинации. Частота: каждый четверг в полдень с выходом из приступа в пятницу в 16:00 (kp: НЕ СЛАБО!). Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги. Религиозная роль: католическая святая
8. Emmanuel Svedenborg (1688-1772)
Описание приступа: острый психоз, пена изо рта, обонятельные, вкусовые и соматические галлюцинации, экстатическая аура, падение, потеря сознания, судороги, голоса, послеприступный транс. Частота: повторяющиеся. Вероятность эпилепсии: + +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги, мания, шизофрения. Религиозная роль: известный мистик. основатель новой иерусалимской церкви.
9. Ann Lее (1736-1784)
Описание приступа: визуальные и слуховые галлюцинации. Частота: с детства до (по крайней мере) 1774. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: эпилепсия. Религиозная роль : основательница движения трясунов.
10. Joseph Smith. (1805-1844)
Описание приступа: остановка речи, страх, "столб света", голоса, "когда я пришел в себя... я обнаружил себя лежащим на спине и смотрящим в небеса". Частота: один приступ при обращении. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги. Религиозная роль: основатель религии мормонов.
11. Ф.М. Достоевский. (1821-1881)
Описание приступа: Ощущение блаженства, затем крики, генерализованные судороги с ранениями и пеной изо рта. Послеприступные интенсивные: вина, подавленность и депрессия на несколько дней. Частота: промежутки от нескольких дней до нескольких месяцев. Вероятность эпилепсии: +++. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги с генерализацией, истерия. Религиозная роль : no comments.
12. Ieronim Jaegen (1841-1919)
Описание приступа: визуальные галлюцинации, головные боли. Частота: неизвестна. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги, мигрень. Религиозная роль: немецкий мистик.
13 Dr. Z. (Artur Tomas Mayer) (1851-1894)
Описание приступа: бледность, отвлеченный взгляд, сохранение "да" на любое замечание, причмокивание языка, deja vu, правосторонние моторные знаки, пассивность. Частота: множественные 1871-94. Вероятность эпилепсии: + + +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги. Поражение левой височной доли обнаружено на вскрытии. Религиозная роль: в конце жизни глубинные интересы в области послежизни и реинкарнации, повлиявшие на работу Общества Психических исследований.
14. V.Van Gogh. (1853-1890)
Описание приступа: головокружение, тиннутит, гиперакузия, ксантопсия, беспокойство, бред. Частота: около дюжины между 35 и 37 годами. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги с межприступным психозом, болезнь Менейра, отравление дигиталисом (kp: подтверждаю), сифилитический менингоэнцефалит, шизофрения. Ван Готт был известен не только своими произведениями, но и своей гиперрелигиозностью.
15. Св.Тереза (of Lisieux) (1873-1897)
Описание приступа: сильная дрожь, визуальные галлюцинации, "повреждения вихрем огня", мистические обращения. Частота: несколько приступов после 9 лет. Вероятность эпилепсии: + +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги. Религиозная роль: католическая святая.
Этот список можно продолжить и дополнитm.
(Kp: и это люди, к которым христиане обращаются за помощью и даже поклоняются им!)
Общие замечания: в целом, все имевшиеся ляпы подправлены моими комментариями в тексте. Несмотря на попытки быть политически корректными, мне кажется, что позиция авторов статьи достаточно ясна. Обращают на себя внимание следующие недостатки:
Тема шизоидности недостаточно развита. Они не должны были пропускать сходство религиозного воздержания и отстранения от внешнего мира с агедонией и апатией как одними из ведущих "негативных" симтомов шизофрении.
Больше бы написали в разделе "деменции" - по-моему, наиболее важный и относящийся к теме раздел.
Знания фармакологии галлюциногенов оставляют желать лучшего.
Не упоминаются и не рассматриваются следующие важные вовлеченные структуры: префронтальная кора, nucleus ambigius, gippokampus.
и если религиозность - патология (в чем я был всегда уверен), то где предлагаемые методы лечения?
Хотя, в общем, статья неглупая и служит хорошей пищей для ума. В конце концов, ее авторы - практические клиницисты а не чистые теоретики...
|
|
|