Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Наука и религия (Взгляд христианина) / Религиозность и психиатрия Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Религиозность и психиатрия
Александр Черепанов
Александр Черепанов

православный христианин

Тема: #56314
Сообщение: #1976652
06.04.06 03:48
Ответ автору темы | Сергей Поликарпович Брылёв агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Высочайшие достижения нейтронной мегалоплазмы! - провозгласил он. -
Ротор поля наподобие дивергенции градуирует себя вдоль спина и там,
внутре, обращает материю вопроса в спиритуальные электрические вихри, из
коих и возникает синекдоха отвечания...

Источник, думаю, напоминать не нужно :-)


Сергей Поликарпович Брылёв

агностик

Тема: #56314
Сообщение: #1976569
06.04.06 03:17
Ответ на #1976566 | Сергей Поликарпович Брылёв агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Окончание
Шизоидные расстройства.
Религиозные заблуждения являются симптомами шизофрении и других психических заболеваний (kp: СОГЛАСЕН :) ). Различие религиозно-мистических верований приемлемых (pp: христианской, исламской, etc.) культурой и редких психотических расстройств (pk: так что, приемлемо массовой культурой - нормально, не приемлемо заболевание ? :( С каких это пор массы влияют на узкоспециализированные семантические проблемы? Сейчас УЖЕ есть ЧЕТКИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ, биохимические, электрофизиологические, etc.) представляет практический вызов для клиницистов и эпистемологический теоретический вызов основам психиатрической нозологии (90-94).

Мистические и психотические состояния характеризуются выраженными личностными расстованиями, галлюцинациями, странным поведением и социальным отчуждением. В конечном итоге, ни одна диагностическая система не способна охарактеризовать некоторые верования как заблуждения, не имеющие связи с объективной реальностью. Некоторые признаки, однако, могут быть отличительными для "культурно неприемлемых психотических состояний" и "культурно поддерживаемых мистических переживаний" (См. таблицу 2 в приложениях). В целом, религиозные галлюцинации и заблуждения обычно являются слуховыми (pp: а где находится центр слухового восприятия? Височная доля! Прохлопали, господа медики...), часто фокусируются на заболевании и неприятностях, включая грандиозные идеи, эмоциональное безразличие, ведут к социальной изоляции, блоку мышления и воспринимаются в обществе как вычурные и неполноценные в субкультуре пациента (kp: ну это смотря в какой субкультуре...).

Заблуждения и бредовые идеи случаются на какой-либо стадии заболевания у 90% шизофреников (95). Шизоидные идеи отношения, наказания, самоотрицания и нахождения под контролем являются наиболее типичными для шизофрении, они присутствуют (соответственно) у 12%, 10%, 8% и 4% случайно подобранных пациентов. Но религиозные шизоидные идеи также распространены и встречаются у 3.2% случайно подобранных пациентов (96). Религиозные заблуждения являются одной из 13 категорий шизоидных идей в Современном Реестре Обследования Психического Состояния. (pp: в Штатах). (97)

Специфическое содержание религиозных шизоидных идей обрамлено культурной принадлежностью индивидуума (98). Эти эффекты варьируют не только со сменой культур, но и с течением времени. В Британии, частота одержимости религиозными идеями среди шизофреников уменьшилась с 65% в середине прошлого века до 23% в середине текущего, в то время, как одержимость сексуальными идеями возросла (99).

Теории нейробиологического происхождения шизоидных идей подчеркивают несколько различных механизмов. Процесс формирования верования может быть подразделен на несколько компонентов: инициальное восприятие окружающего, логическая и вероятностная оценка воспринятого, генерация верования и поиск информации поддерживающей или опровергающей его. Дефекты на уровне каждого из этих компонентов были идентифицированы в популяциях шизофреников (100,101), включая аномальные перцептуальные переживания (102), дефекты формальной логики (103) и неспособность поиска поддерживающих или опровергающих доказательств. Некоторые авторы подчеркивают роль шизоаффективности - эмоциональных изменений, которые предваряют появление шизоидных идей, которые охватывают сознание целиком (105). Пациент неспокоен, раздражителен, подозрителен и чувствует, что нечто особо важное вот вот должно произойти. Мир воспринимается странным, измененным, нереальным. Внимание и способность к концентрации могут быть нарушены. Это измененное эмоциональное состояние создает благоприятную почву для развития шизоидных идей.

Нейроанатомически, психологические механизмы возникновения шизоидных идей основаны на деятельности лобных систем (дедукция и индукция (106), теменных систем (искажение восприятия (107) и висолимбических систем (отклонения настроения и аффективная окраска стимулов (107))

Эмоциональная поддержка является отличительной чертой галлюцинаций и бредовых идей религиозного содержания при маниакально-депрессивном психозе (pk: что очень легко проверить, попытаясь переубедить обладателя этих идей). Как минимум 75% страдающих манией подвержены бредовым идеям, обычно идеям величия (108, 109). Идеи величия классифицируются на:

идеи особых возможностей (изобретатель, атлет, духовный целитель)
Личная грандиозность (потомок исторической фигуры, "бог живой на земле") (Pk: и почему все мистики, громко орущие о своих реинкарнациях, всегда были Наполеонами, Рамзесами и т.д.? :) Согласно банальной вероятности большинство из них должны были быть простыми китайскими крестьянами...)
Богатство
Особая миссия (посланник бога на земле, etc.) (110)
Соответственно, бредовые идеи у депрессивных пациентов часто заполнены чувством вины и обвинениями и могут включать голоса или видения, воспринимаемые как божественные.

Как маниакальные, так и депрессивные бредовые идеи иллюстрируют уязвимость перцептуальных и когнитивных систем к эмоциональному воздействию. Захлестывающие позитивные или негативные эмоции, генерированные в восходящих аминегрических системах ведут к:

мизенпретации нормальных стимулов или возникновение анемального восприятия
"сознательные заблуждения" (или самообман), восприятие только поддержанных настроением результатов логического или вероятностного мышления.
Кортикальные дегенеративные деменции.
Религиозные переживания страдающих деменцией малоизучены и количество эмпирической информации оставляет желать лучшего. Имеющие интерес наблюдения из нашего опыта и недавней литературы рассматривают два расстройства: болезнь Alcgeimera (pp: БA) и фронтотемпоральную деменцию (pp: FTD).

Пациенты с БА обычно демонстрируют прогрессивную потерю религиозного интереса и поведения, иллюстрируя тем самым, что нейробиологические субстраты религиозных переживаний могут быть обнаружены при рассмотрении условий возникновения не только гипер-, но и гипорелигиозности. Пассивность и уменьшенная спонтанная активность часто встречаются при тяжелой или средней тяжести БА (111). В одном изучении 80 БА пациентов, наиболее частыми изменениями личности были потеря инициативы с возрастающей апатией (более чем 60%) и утратой интересов в более чем 50% случаев (112). Согласно нашему опыту, уменьшение поиска жизненных интересов обычно распространяется на интересы религиозные. Вероятный механизм этого заключается в ослаблении корковых темпоролимбических связей, что ведет к уменьшенной эмоциональной зарядки стимулов, и нарушение связей между корковыми ассоциативными зонами, ведущее к неспособности сооружать религиозные ментальные конструкции. В добавление, патологические переживания при БА обычно не носят религиозного характера. Бредовые идеии при БА обычно являются идеями наказания без религиозной окраски (113). Нарушения памяти питают подозрительность и потеря кортикальных ассоциативных зон предотвращает возникновение более сложных бредовых идей.

В отличие от БА, группы FTD пациентов испытывают выраженную гиперрелигиозность. В рассмотренной группе фронтальных деменций, обусловленных дефектами 17 хромосомы, 3 из 12 индивидуумов страдали гиперрелигиозным поведением (114). Среди пациентов с ассиметрической атрофией, повышенная религиозность встречается более часто при правой, чем при левой фронтотемпоральной атрофии. (Bruce Miller, M.D., личная переписка, январь 1997). Мы предлагаем 2 нейробиологических процесса, повышающих религиозные переживания и интересы у этих пациентов. Во-первых, рутинные переживания получают повышенную позитивную оценку как результат предоминирования левого полушария (позитивная) над правым (негативная) система оценки (115). Во вторых, фронтоорбитальная атрофия ведет к импульсивности, желанию принимать и пропагандировать религиозные объяснения, часто встречающихмся позитивных и гармоничных феноменов (kp: "я счастлив во Христе и хочу, чтобы все пришли к нему и были счастливы"....)

Объединяющая гипотеза: лимбические маркеры и религиозные переживания
Основные качества религиозно-мистического опыта, описанные широким кругом психологов религии, являются этческими и трудно поддаются описанию - ощущение соприкосновения с "сверхпочвой" реальности, непроизносимость и непередаваемость религиозных переживаний (13, 14, 116, 121). Частыми дополнительными качествами являются переживания единства, отсутствия времени и пространства, позитивные эмоции, ощущения мира и радости. Мы полагаем, что первоосновой подобных переживаний является лимбическая система. Темпоролимбические эпилептоидные разряды способны вызывать все вышеперечисленные компоненты в полной или частичной форме: отделение от объективной реальности (деперсонализация, дереализация), изменения восприятия авремени и пространства (аутоскопия, темпоральные искажения) или беспричинные позитивные эмоции (экстатическая аура). (122)

Лимбическая система интегрирует внешние стимулы и внутренние побуждения и является частью разветвленной нейральной сети, которая дает стимулам и событиям позитивную или негативную оценку (123-125). Эволюционная роль лимбической системы значительна, определяя необходимость и важность новых стимулов и переживаний для аккуратной записи в памяти и последующего автоматического извлечения. Более того, в добавление к простым позитивным и негативным оценкам, лимбические разряды способны порождать переживания, являющиеся промежуточными между эмоциональностью и сознательным мышлением. К примеру, ощущение "знакомства" возникает в лимбической системе как квази-эмоциональный маркер пережитого. Обычно, "лимбическое ознакомление" сопровождается вызовом информации из памяти, но данный процесс может быть нарушен, приводя к переживаниям deja vu или jamais vu. Мы предлагаем,что аналогичные лимбические разряды способны помечать переживания как:

безличностные или дереализованные
крайне важные и лично необходимые
гармонические - обнаруживающие связи или единство между разделенными элементами
экстатические глубинно радостные.
Подобного рода лимбическая активность предопределяет некоторые "сверхъестественные" ауры, терминальные состояния и религиозно - мистические переживания.

Одна из привлекательных сторон этой гипотезы заключается в том, что она предлагает новое объяснение "необъяснимости и непередаваемости" религиозных переживаний. Некоторые теоретики прошлого достигли объяснения этого феномена через специализацию полушарий (126, 131). Рабочая гипотеза заключалась в том, что сверхъестественно-религиозные переживания являются правополушарным событием и, соответственно, холистичны и невербальны. При перенесении в левое полушарие, переживания переводятся в агналитическую вербальную матрицу, являющуюся по определению неполной, и, соответственно, переживания воспринимаются как необъяснимые. Эта теория обладает рядом существенных недостатков: главным образом потому, что базируется скорее на метафорических, чем специфически процессных описаниях доминантных и недоминантных полушарных функций, и они не совсем подходят для индивидуалов с неповрежденным corpus callosum и едиными осознанными переживаниями (kp: следует ли из этого, что религиозность может также являться результатом повреждения corpus callosum? (для чайников: часть белого вещества мозга, состоящая из нервных волокон, обеспечивающих связь между полушариями)).

Гипотеза лимбических маркеров осуществляет полностью различное объяснение непередаваемости религиозных переживаний. Перцептуальные и сознательные компоненты мистического опыта рассматриваются как аналогичные таковым при ординарных переживаниях, за исключением того, что они помещаются лимбической системой как глубинно важные, выдающиеся, объединенные в целое, и/или блаженные. Соответственно, описания содержания сверхъестественных переживаний напоминает описания обычных переживаний, а вот различные, прикрепленные к ним составляющие, не могут быть описаны на словах. Так же, как и сильные переживания, эти лимбические маркеры могут быть названы, но не могут быть переданы в их полной внутренней интенсивности, производя взамен ощущение непередаваемости.

Теория лимбических маркеров моет быть проверена в нескольких аспектах. Она предсказывает, что функциональное нейросканирование во время религиозных переживаний и у религиозных индивидуумов способно выявит отклонения активности лимбической системы. Она предсказывает, что потеря возможности мистических переживаний произойдет у индивидуумов с билатеральной лимбической патологией (Kluver-Bucy синдром), но не при других фокальных повреждениях. Она предсказывает, что более детализированное исследование с помощью глубинного введения электродов способно обнаружить анатомические основы религиозности в лимбических, но не в других областях.

В заключении мы отметим, что, хотя психология религии имеет длительную и почетную историю (132), исследования нейрональных субстратов религиозных переживаний пока находятся в младенчестве. Человек был назван Homo religio, религиозным животным. Поведенческая нейрология должна предоставить полное описание нейрональных субстратов религиозного опыта, если она хочет достичь систематического понимания неврологических основ всего комплекса человеческого поведения. Задача, стоящая перед психоневрологами, полное понимание мозговых нарушений, ведущих, поддерживающих и изменяющих религиозные переживания - уникальные предпосылки к неврологическим основам духовной природы человечества.

Авторы благодарят Jeffrey Cummings, M.D. и Давид Bear, M.D. за продуманные комментарии и предложения. Этот труд был частично поддержан Frederick Sheldon Memorial Travelling Fellowship Гарвардского Университета.


--------------------------------------------------------------------------------

Изложение Таблицы 1.
Исторические религиозные личности с подозрением на эпилепсию.
1. Св. Павел. (?-65 н.э.)
Описание приступа: Обращение по дороге в Дамаск: внезапный яркий свет, падение на землю, голос Христа, слепота на 3 дня с невозможностью приема пищи. Экстатические явления.
Частота приступов: неизвестна. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги, психогенная слепота, ожоги роговицы/радужки, вертебробазилярная ишемия, оципитальная контузия (kp: "сзади подкрался с дубинкой кто-то... вот и сбылася мечта идиота!", sorry :-) ), молниеносный инсульт, отравление дигиталисом (kp: кто это так его?), кровотечение в стекловидное тело, редкая форма мигрени. Высока вероятность наличия экстатической ауры, межприступного гиперморализма, гиперрелигиозности и гиперграфии (kp: ROFL). Религиозная роль: Один из основателей католической церкви.
2. Мухаммед (570- 632)
Описание приступа: бледность, слабость, падение, профузный пот, визуальные и слуховые галлюцинации.
Частота приступов: как минимум несколько раз. Вероятность эпилепсии: + Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги. Религиозная роль: основатель ислама.
3. Margery Kempe (1373-1438)
Описание приступа: крики, падение с судорожными движениями, цианоз, тошнота, психотическое поведение. Частота приступов: частые. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: эпилепсия, межприступный психоз, истерия, мигрень. Религиозная роль: влиятельный христианский мистик и биограф.
4. Janna d'Ark. (1412-1431)
Описание приступа: "Я услышала этот Голос (ангела)... сопровождаемый также... великим светом... нет такого дня, когда я не слышу этот голос и я сильно нуждаюсь в нем". Частота: как минимум каждый день во время пленения и экзекуции в 1431. Дифференциальный диагноз: экстатические парциальные судороги и мусционогенная эпилепсия. Внутричерепная тудеркулома (kp: ну не было стрептомицина у англичан, не было...). Религиозная роль: глубинные верования мотивировали на подвиги при защите Орлеана ).
5. Св.Екатерина. (1447-1510)
Описание приступа: Крайние ощущения тепла и холода, тремор всего тела, преходящая афазия, автоматизм, чувство пассивности, гиперистерия, регрессия в воспоминания детства, диссоциация, снохождение, преходящая слабость, внушаемость, невозможность открытия глаз. Частота приступов: неизвестна. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: Комплексные парциальные судороги, истерия. Религиозная роль: христианский мистик.
6. Св.Тереза. (1515-1582)
Описание приступа: видения, хронические головные боли, потери сознания, прикусывание языка. Частота приступов: один большой приступ, частые головные боли. Вероятность эпилепсии: + +. Религиозная роль: католическая святая.
7. Св.Екатерина (dei Ricci) (1522-1590)
Описание приступа: потери сознания, галлюцинации. Частота: каждый четверг в полдень с выходом из приступа в пятницу в 16:00 (kp: НЕ СЛАБО!). Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги. Религиозная роль: католическая святая
8. Emmanuel Svedenborg (1688-1772)
Описание приступа: острый психоз, пена изо рта, обонятельные, вкусовые и соматические галлюцинации, экстатическая аура, падение, потеря сознания, судороги, голоса, послеприступный транс. Частота: повторяющиеся. Вероятность эпилепсии: + +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги, мания, шизофрения. Религиозная роль: известный мистик. основатель новой иерусалимской церкви.
9. Ann Lее (1736-1784)
Описание приступа: визуальные и слуховые галлюцинации. Частота: с детства до (по крайней мере) 1774. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: эпилепсия. Религиозная роль : основательница движения трясунов.
10. Joseph Smith. (1805-1844)
Описание приступа: остановка речи, страх, "столб света", голоса, "когда я пришел в себя... я обнаружил себя лежащим на спине и смотрящим в небеса". Частота: один приступ при обращении. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги. Религиозная роль: основатель религии мормонов.
11. Ф.М. Достоевский. (1821-1881)
Описание приступа: Ощущение блаженства, затем крики, генерализованные судороги с ранениями и пеной изо рта. Послеприступные интенсивные: вина, подавленность и депрессия на несколько дней. Частота: промежутки от нескольких дней до нескольких месяцев. Вероятность эпилепсии: +++. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги с генерализацией, истерия. Религиозная роль : no comments.
12. Ieronim Jaegen (1841-1919)
Описание приступа: визуальные галлюцинации, головные боли. Частота: неизвестна. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги, мигрень. Религиозная роль: немецкий мистик.
13 Dr. Z. (Artur Tomas Mayer) (1851-1894)
Описание приступа: бледность, отвлеченный взгляд, сохранение "да" на любое замечание, причмокивание языка, deja vu, правосторонние моторные знаки, пассивность. Частота: множественные 1871-94. Вероятность эпилепсии: + + +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги. Поражение левой височной доли обнаружено на вскрытии. Религиозная роль: в конце жизни глубинные интересы в области послежизни и реинкарнации, повлиявшие на работу Общества Психических исследований.
14. V.Van Gogh. (1853-1890)
Описание приступа: головокружение, тиннутит, гиперакузия, ксантопсия, беспокойство, бред. Частота: около дюжины между 35 и 37 годами. Вероятность эпилепсии: +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги с межприступным психозом, болезнь Менейра, отравление дигиталисом (kp: подтверждаю), сифилитический менингоэнцефалит, шизофрения. Ван Готт был известен не только своими произведениями, но и своей гиперрелигиозностью.
15. Св.Тереза (of Lisieux) (1873-1897)
Описание приступа: сильная дрожь, визуальные галлюцинации, "повреждения вихрем огня", мистические обращения. Частота: несколько приступов после 9 лет. Вероятность эпилепсии: + +. Дифференциальный диагноз: комплексные парциальные судороги. Религиозная роль: католическая святая.
Этот список можно продолжить и дополнитm.

(Kp: и это люди, к которым христиане обращаются за помощью и даже поклоняются им!)

Общие замечания: в целом, все имевшиеся ляпы подправлены моими комментариями в тексте. Несмотря на попытки быть политически корректными, мне кажется, что позиция авторов статьи достаточно ясна. Обращают на себя внимание следующие недостатки:

Тема шизоидности недостаточно развита. Они не должны были пропускать сходство религиозного воздержания и отстранения от внешнего мира с агедонией и апатией как одними из ведущих "негативных" симтомов шизофрении.
Больше бы написали в разделе "деменции" - по-моему, наиболее важный и относящийся к теме раздел.
Знания фармакологии галлюциногенов оставляют желать лучшего.
Не упоминаются и не рассматриваются следующие важные вовлеченные структуры: префронтальная кора, nucleus ambigius, gippokampus.
и если религиозность - патология (в чем я был всегда уверен), то где предлагаемые методы лечения?
Хотя, в общем, статья неглупая и служит хорошей пищей для ума. В конце концов, ее авторы - практические клиницисты а не чистые теоретики...






Сергей Поликарпович Брылёв

агностик

Тема: #56314
Сообщение: #1976566
06.04.06 03:16
Ответ автору темы | Сергей Поликарпович Брылёв агностикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Продолжение.

Глубинные сходства между этими интеллектуальными аурами и изменениями восприятия реальности, которые являются распространенными при интенсивной религиозной практике, у не-эпилептиков видны с первого взгляда (kp: таки да!). Личности в процессе внезапного религиозного пробуждения или обращения часто сообщают, что начинают воспринимать рутинного, непросветленного себя как ненужного, пустого и нереального (деперсонализация), как прелюдию к поиску истинного, более настоящего и религиозно обоснованного себя. Аналогично, чувство внезапного прозрения через вуаль образов в прошлом, воспринимаемых как реальных (дереализация) к более глубокой, сверхестественной, настоящей реальности является частым аспектом религиозно-мистических переживаний. Также, удвоение сознания - одновременное восприятие более высокого, чистого, религиозно ориентированного себя и "низкого", нерелигиозного его, соревнующегося за обладание контролем над действиями и душой, является частым лейтмотивом религиозных переживагний. Несмотря на то, что многие индивидуалы не ассоциируют их инеллектуальные ауры с религиозным опытом, весьма вероятно, что повторные, интенсивные, висцеральные переживания себя или окружающего мира как нереальных должны поддерживать верования в сверхестественное и религиозное мировоззрение (kp: по крайней мере на подсознательном уровне ).

Другой экспериментальный иктальный феномен, который может иметь отношение к религиозным переживаниям, это аутоскопия или переживание видения себя со стороны. Аутоскопические переживания могут быть подразделены на две категории:

Видение двух себя, галлюцинаторное восприятие собственного тела, визуализированного в окружающем пространстве.
Внетелесные переживания, ощущения покидания собственного тела и рассмотрение его из другой перспективы, часто сверху.
Аутоскопические феномены могут встречаться у здоровых индивидуумов в состоянии крайнего стресса и возбуждения, а также при ряде психоневрологических расстройств (38,39). В опытах Devinskogo и др., (40) 6% пациентов описали аутоскопию при приступах или в послеприступный период. Среды пациентов с идентифицированной локализацией источника судорог, в 88% отмечалась вовлеченность височной доли. Иллюстрируя потенциал подобных эпилептических переживаний в развитии религиозного характера, один пациент с "выходом из тела" испытал "вознесение" из универсама прямо "в небеса" (Hecaen (38), история болезни номер 7).

Экстатические судорожные переживания, приступные и пред-приступные, особенно родственны религиозным переживаниям. Достоевский предоставил точные и влиятельные описания его собственных экстатически-религиозных эпилептических переживаний в письмах, других автобиографических произведениях и литературном творчестве (41-43):

"Воздух был заполнен великим шумом, и я думал, что он окружил меня. Я действительно прикоснулся к богу. Он сам вошел в меня; да, бог есть, я заплакал, и более не помню что-либо еще. Вы все, здоровые люди, даже не моете представить счастье, которое мы, эпилептики, испытываем за секунду до приступа. Я не знаю, если это блаженство длится секунды, часы или месяцы, но, поверьте мне, за все радости, которые может принести жизнь, я не променяю эту радость. Подобные состояния были охарактеризованы расширением сознания и верховным подъемом эмоциональной субъективности".
Достоевский, идиот.

( pp: sorry если есть неточности, double translation, оригинала под рукой нет... )

Термин "экстатическая судорога" был применен к двум типам переживаний, часто сосуществующим. Первый тип - это первичное эмоциональное ощущение глубокого удовольствия, сознательное содержание которого может варьировать. Второй - это переживание проникновения в единство, гармонию, радость и/или божественность всей реальности, обычно сопровождающиеся удовольствием. Экстатические судороги обоих типов редки. Удовольствие как эмоцию во время приступа было отмечено менее чем 0.5% эпилептиков (44, 45).

Существующие доказательства предлагают височнолимбическoe происхождение экстатических судорог. Приятные эмоции у людей могут быть вызваны, используя глубинную электростимуляцию миндалевидного ядра (хотя и не всегда) (46,47), и были ассоциированны с гиппокампально-септальной гиперсинхронией (48). Во всех недавних и хорошо изученных клинических случаях экстатических судорог были вовлечены темпоролимбические области. Все 7 пациентов Williams с удовольствием, возникающем при приступе, имели темпоральные или перитемпоральные очаги (49). Morgan (50) описал пациента, приступы которого состояли из ощущений "отделения", "глубокого удовлетворения" и наполнения, визуализацией яркого света как источника знания и иногда визуализации бородатого юноши, напоминающего Христа. Компьютерная томография обнаружила правую переднюю височную астроцитому. После передней височной лобектомии приступы прекратились (kp: поучительный случай хирургического вмешательства!). Cirignotta и др. (51) описали пациента, судороги которого были охарактеризованы отстранением от окружающего, невероятной радостью и полным счастьем (без религиознoго содержания). Постоянный EEG мониторинг обнаружил правый височно-лимбический очаг. Naito и Matsui (52) описали пожилую женщину, приступы которой были охарактеризованы приятными видениями господа и солнца: " Мой разум, все мое существо было переполнено чувством наслаждения". Интериктальная EEG продемонстрировала пики эпилептической активности в левой передней и средней височной областях во время сна.

Послеприступные переживания.
В известной статье Dewhurst and Beard (53) описали 6 пациентов, которые испытывали драматические и часто продолжительные религиозные обращения в послеприступный период. Обращения происходили в первые часы или дни, следующие за эпизодами повышенной судорожной активности (обычно комплексными парциальными судорогами височного происхождения). Недавно несколько групп исследователей доказали, что послеприступные психотические явления, по сравнению с острыми или хроническими межприступными психозами, особенно часто носят религиозный характер (54,56). Послеприступные психозы обычно возникают после усиления судорожной активности. Вопреки общепринятым взглядам, они обычно возникают у пациентов с чистым, незамутненным сознанием после "светлого интервала", выражаемого в часах или днях после последнего приступа (в среднем 1.2 дней). Ощущение грандиозности и приподнятое настроение часто сопровождает это состояние. В изучении 91 пациента с эпилептоидным психозом, Kanemoto и др. (56) нашли, что 23% послеприступных психозов носили религиозное содержание по сравнению с только 3% острых межприступных психозов и 0% хронических межприступных психозов. Иллюзия знакомства (pp: когда впервые встреченные люди/переживаемые события эмоционально воспринимаются как уже имевшие место в прошлом), ментальная диплопия и ощущение неизбежности смерти встречаются исключительно в группе послеприступных психозов. Комплексные парциальные судороги височного происхождения предоминировали во всех 3-х группах и составляли 80% у пациентов с послеприступным психозом.

Межприступные переживания.
Еще с наблюдений Esquirol в раннем 19 веке, религиозные профессии были предложены как общий шаблон межприступного характера поведения страдающих от эпилепсии. Waxman и Geschwind (57) пробудили интерес к этой теме, когда они предложили, что гиперрелигиозность и интенсивные философские (pp: я считаю термин "теологические" здесь более уместен) и космологические интересы являются отличительными характеристиками специфического межприступного расстройства личности при эпилепсии височной доли. Дополнительные черты этого предположительного синдрома это: гиперморализм, углубленные аффекты, зависимость от обстоятельств, отсутствие чувства юмора (pk: !), внетриличностная вязкость, агрессивная раздражительность и гиперграфия ( pk: ПОДДЕРЖИВАЮ ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ СИМПТОМЫ СОБСТВЕННЫМИ МНОГОЛЕТНИМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ!). Количественную поддержку факта существования данного синдрома предоставили Bear и Fedio (58), среди наблюдений которых был факт, что результаты в тесте на религиозность были значительно выше у пациентов с эпилепсией височной доли по сравнению со здоровыми людьми и больными с нервно-мышечными расстройствами. В последующих исследованиях, Bear и др. (59) обнаружили, что результаты теста на религиозность отличали "височнодольных" эпилептиков от пациентов с агрессивным расстройством личности, аффективными расстройствами и эпилептиков с генерализованными или локальными экстратемпоральными формами заболевания. Результаты в тесте на религиозность у шизофреников билу сопоставимыми с таковыми у "височнодольных" эпилептиков, но эти группы отличались вязкостью мышления, гиперграфией и другими признаками.

Bear (60), расширяя гипотезу Gastaut и коллег (61), предложил, что межприступная EEG гиперактивность и возбуждаемость в височной доле эпилептиков ведут к "перегруженным" сенсорно-лимбическим связям. Таким образом, нейтральные стимулы наделяются чрезмерным аффективным тоном и значением. Религиозные и космологические верования являются естественными для таких пациентов, которые постоянно сталкиваются с объектами и событиями "повышенной значимости". Животные модели межприступных поведенческих изменений были созданы, и несколько дополнительных вероятных нейробиологических механизмов, объясняющих межприступные отклонения поведения, были также описаны (62-64).

Тем не менее, несколько групп не смогли подтвердить повышенную межприступную религиозность среди больных эпилепсией височной доли (65, 67). Различия в методах измерения религиознoсти и выборе конрольной группы могут объяснить некоторые из возникших конфликтов среди исследователей. Привлекательная объединяющая гипотеза состоит в том, что религиозность это не универсальная черта среди всех "височнодольных" эпилептиков, а, скорее, проявляется в подгруппе с более выраженной эпилептической EEG активностью. Несколько механизмов по отдельности или в сочетании подталкивают к возникновению религиозности. Это может включать в себя желание религиозного комфорта, необходимость объяснить внезапные, иногда из ряда вон выходящие ощущения при приступах (теория переноса), ответ на "сверхъестественные" переживания, нарушения целостности височной доли, дающие начало судорогам и религиозности независимо друг от друга (kp: в таком случае, если приступы частенько встречаются без религиозности, как часто встречается религиозность без приступов? или это должно быть названо приступами религиозности?), абнормальные религиозные интересы как продукты межприступной психопатологии (68), а также вызванные судорожной EEG активности альтерации и интенсификации сенсорно - лимбическoй интеграции.

Состояния, близкие к смерти.
Индивидуалы в тяжелых, угрожающих жизни условиях часто испытывают разнообразные и необычные ментальные феномены. Рассказы, автобиографии и литературные описания терминальных состояний датируются веками. Первое систематическое исследование было проведено Heim (69) в 1892; собравшего воспоминания более чем 30 человек, переживших обвалы в Альпах, и последующие исследователи описывали пациентов, переживших остановку сердца, утопление и т.д. (70, 72). Несмотря на то, что некоторые из этих переживаний были ужасающими (73), большинство является приятными и радостными и способны вызвать глубокие и продолжительные изменения верований и ценностей. Наиболее распространенные черты терминальных состояний включают: ощущение мира, отсутствие эмоциональности и ощущение "отделения", нахождение вне тела с рассматриванием себя, перемещение во тьме или во мгле, в конце которой ждет свет, просмотр жизненных событий (74), нарушение потока времени (обычно замедление) и ощущения гармонии и единства. Таким образом, деперсонализация, дереализация, аутоскопия и нарушения темпорального восприятия присутствуют и здесь.

Нейрональный базис состояний, близких к смерти, по-видимому, варьирует. Социокультурные факторы и ожидания явно влияют на содержание терминальных переживаний (75), но подлежащий и поддерживающий биологический механизм также, по-видимому, существует.

Одна гипотеза, поддержанная разбросанными доступными доказательствами, включает эндорфин - индуцированную активность лимбической системы (76, 77). Лимбическaя система богато насыщена опиоидными рецепторами (78). В животных моделях, введение бета-эндорфина в спинномозговую жидкость вызывает значительное повышение лимбической активности, в то время как животные становятся внешне неподвижными (79, 80). Внезапное повышение концентрации бета-эндорфина в мозговых тканях, спинномозговой жидкости и сыворотке крови происходит в момент остановки сердца у собак, находящихся в полном сознании, но не у собак под наркозом (77).

Другая интригующая гипотеза относит терминальные переживания к блокаде NMDA ( N-metyl-D-aspartat) рецептора неким эндогенным нейропротектором (pp: производные кинурената являются наиболее вероятными кандидатами на эту роль), чтобы ослабить нейротоксичность глутамата, обильно выделяемого в гипокритически-ишемических условиях (81) (pp: трудно представить себе близкое к смерти состояние, которое не сопровождается гипоксией мозга). Ексогенно введенные кетамины, PCP и другие антагонисты NMDA вызывают некоторые аспекты терминальных состояний у здоровых людей, включая деперсонализацию, галлюцинации, сенсорную депревацию и эмоциональное возбуждение (pp: а так же дереализацию, искаженную логику, ощущение "присутствия" и малоподвижность, упоминающихся в этой же статье чуть выше).

Некоторые авторы предложили, что феномен деперсонализации моет быть запрограммированной, предопределенной реакцией нервной системы на крайний стресс и может иметь адаптивные преимущества (40, 70).

Для жертвы, пойманной хищником, пассивная иммобилизация и симуляция смерти может помочь выжить. В общем, чистота восприятия и проникновения, ассоциированная с "диссоциацией", может позволить индивидуумам обнаружение и выполнение неразличимых в прошлом стратегий уклонения от отчаянных, угрожающих жизни обстоятельств. (Kp: эта "чистота восприятия и проникновения" уж скорее обусловлена действием глутамата (индукция ЛТП и так далее, повышенная синаптическая пластичность). А вот дереализация, галлюцинации и т.д. обусловлены блокадой Glu рецепторов, то есть являются побочным эффектом зашиты от "перегрузки" этим же самим глутаматом, который токсичен в высоких (порядка 100 mmol/ml и выше) концентрациях. Ибо никто не хочет избежать смерти, но при этом лишиться ряда важных мозговых центров. Вот так!)

Употребление галлюциногенов.
К классическим галлюциногенам относят LSD (pp: LSD-25 классический, есть несколько тысяч производных LSD, некоторые активные, некоторые - нет), псилоцибин и мескалин (82). Типичные переживания после их приема включают визуальные иллюзии и галлюцинации, часто ярко окрашенные, деперсонализацию и аутоскопию, эйфорию, и уверенность в присутствии "высшего разума" (83). Это крайне напоминает религиозно-мистические переживания. Мескалин, содержащийся в пейоте, употребляется для поддержки верований в "Native American Church" (pp: христианская организация, ничего общего не имеющая с индейцами), а псилоцибин был использован для инициации мистических переживаний во время протестантских служб (84-86) (kp: ну, наконец-то прочитали Маркса, там, где про опиум для народа...:) ). В одной серии экспериментов 206 подопытных субъектов принимали галлюциногены, главным образом LSD и пейотль. 96% испытуемых наблюдали разнообразные религиозные символы, 91% видели религиозные здания и 58% встречались с религиозными фигурами (87).

Несмотря на то, что психоделики обладают норадренегрическими и допаминерическими свойствами (pp: так же, как и многими другими), современные взгляды связывают их псижходелические свойства с серотонинергическим (pp: частичным) агонизмом, особенно к 5-HT2, 5-HT1а, 5-HT1c рецепторам, широко распространенным в базальных ганглиях, коре и темпоролимбических структурах (pp: ляп - темпорал(височные) структуры являются частью коры!) (82,88). Точные анатомические субстраты действия галлюциногенов пока не выяснены, но височная доля играет значительную роль. Пациенты, получавшие LSD до и после темпоральной лобектомии, проявили обеднение вызванных наркотиком эмоциональных переживаний (pp: включая религиозные, просматривал этот материал) после резекции (89). Безусловно, психологические ожидания употребляющего галлюциногены оказывают сильное влияние на качество и интерпретацию переживаний, вызванных галлюциногеном (pp: ну и какие выводы о психологических установках масс можно сделать, пользуясь процентными соотношениями, указанными выше... :( ).



Страницы: 1 | 2 | 3

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Календарь 3856

28 марта. Священномученика Александра, иерея в Сиде. Мученика Агапия и с ним семи мучеников. Мученика Никандра Египтянина.

27 марта 2024 в 09:34Андрей Бузик
15 марта по старому стилю / 28 марта по новому стилю четверг Седмица 2-я Великого поста. Глас 1. Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Мч. Агапия и с ним семи ... читать далее »

Высказывания 659

Подполковник Александр Фёдоров - Кто же такой Сергий Алиев на самом деле?

26 марта 2024 в 09:51Андрей Рыбак
Сергий Алиев провел в горах две ночи Подполковник Александр Фёдоров - Кто же такой Сергий Алиев на самом деле Александр Фёдоров 🔹Экс-сотрудник Управления собственной безопасности МВД ... читать далее »

Еда 431

Кухня Великого Поста. Салаты, приготовленные с растительным маслом

25 марта 2024 в 09:14Андрей Бузик
Салат из картофеля с чесноком 1 кг картофеля, 1 луковица, 1 головка чеснока, 2 ст. л. растительного масла, 0,5 cт. воды, соль, укроп. Картофель отварить в мундире. Очищенные дольки чеснока истолочь ... читать далее »

Интересно 545

Искусственный интеллект проповедует Евангелие! В чем опасность?

24 марта 2024 в 05:11Андрей Рыбак
ученые на пуи создания искуственного мозга Искусственный интеллект проповедует Евангелие! В чем опасность? читать далее »

Духовное 1064

Бесы имеют доступ к телу и нервам, к мозгу человека - Никон Воробьев.

23 марта 2024 в 14:02Андрей Рыбак
игумен Никон (Воробьев) Бесы имеют доступ к телу и нервам, к мозгу человека - Никон Воробьев. Составитель Осипов А.И. читать далее »

Паломничество 271

«По стопам праведного Павла Таганрогского».

23 марта 2024 в 00:49Андрей Бузик
Таганрог, известный как малая родина великого Чехова, стал и местом притяжения для русских православных людей, приезжающих к нам поклониться и помолиться святому праведному старцу Павлу ... читать далее »

Жития 456

"Житие преподобных Лазаря и Афанасия, Муромских чудотворцев",

20 марта 2024 в 22:45Андрей Бузик
Издалека прибыл в холодный Олонецкий край преподобный авва Лазарь. Он родился и получил воспитание в Царьграде. От юности Христа возлюбив, он принял и иночество в обители Афанасия Дискота, в ... читать далее »

Картины 113

Василий Поленов. Жизнь и творчество

19 марта 2024 в 02:46Андрей Бузик
Василий Поленов. Жизнь и творчество Василий Дмитриевич Поленов – один из ярчайших русских художников второй половины XIX века и начала XX века. Он известен картинами «Московский Дворик», «Бабушкин ... читать далее »

Любовь 169

Родился от Духа, Жил Духом, испустил Дух.

17 марта 2024 в 02:54Андрей Рыбак
Круговорот Любви Святого Духа Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Прощенное воскресение. Простите. Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, ... читать далее »

Лица 491

«Культура» с Николаем Бурляевым. Народный артист России Владимир Заманский

15 марта 2024 в 03:35Андрей Рыбак
Владимир Заманский «Культура» с Николаем Бурляевым. Народный артист России Владимир Заманский читать далее »

Ски-альпинизм

Российские спортсмены стали шестыми на командной гонке Sellaronda Ski marathon

Российские ски-альпинисты стали шестыми на командной гонке Sellaronda Ski marathon. В гонке стартовало больше 550 команд(1100+ человек). О том как это было, в своих соцсетях рассказал один из ... читать далее »

Триатлон

Участники регионального спортивного проекта "Суперлига Подмосковья" достигли цели

Участники регионального спортивного проекта "Суперлига Подмосковья" достигли цели совместно пройти, пробежать, проплыть и проехать 10 миллионов километров. ​Подсчет включает весь километраж, ... читать далее »

Планета 279

Пакистан. Главный секрет долголетия. 120 лет не предел

27 марта 2024 в 05:51Андрей Рыбак
Почему люди племени хунза живут больше 100 лет Пакистан. Главный секрет долголетия. 120 лет не предел читать далее »

Стихи 1466

Бог...

26 марта 2024 в 06:04Владимир Лучит
*** Бог – податель всех благ, всего сущего Он и Исток, и Основа! Что ж никак не утихнет о вере наш спор? – Ведь, казалось бы, так: От признания, собственно, Бога Единого, вечно Живого, До единства ... читать далее »

История 561

Святитель Григорий Великий (Двоеслов). История Европы дохристианской и христианской

24 марта 2024 в 22:40Андрей Бузик
История Европы дохристианской и христианской Ученый и аскет Преемником Пелагия на Римском престоле стал один из самых масштабных в истории папства иерархов – святитель Григорий Великий. Он родился в ... читать далее »

Поиск Святой Руси 410

Логика без Ума ничто.

24 марта 2024 в 03:00Андрей Рыбак
Пс. 138, 7-10: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя ... читать далее »

Церковь 720

Миротворческий Крестный ход "Слезное покаяние спасет Отечество"

23 марта 2024 в 06:46Андрей Рыбак
Крестный ход на Праздник 110 летия обретения мощей прп. Серафима Саровского Чудотворца. Саров - Дивеево. 31.07.2013 года, 32 Миротворческий Крестный ход "Слезное покаяние спасет Отечество" С САМОЙ ... читать далее »

Эсхатология 732

Отступники. Часть 1. Фильм о церковном расколе на Украине

22 марта 2024 в 13:42Андрей Рыбак
ПЦУ и католики Отступники. Часть 1. Фильм о церковном расколе на Украине читать далее »

Народный промысел 98

Отшельник Валерий. 85 лет. Более 30 лет в тайге

20 марта 2024 в 11:43Андрей Рыбак
Тайга с птичьего полета ОТШЕЛЬНИК ВАЛЕРИЙ /85 лет / БОЛЕЕ 30 ЛЕТ ЖИВЁТ В ТАЙГЕ / ИСТОРИЯ читать далее »

Память 382

Помолитесь за Артема. Героически погиб в зоне СВО

17 марта 2024 в 17:00Андрей Рыбак
Упокой Господи Артема в Своих Обителях и прости ему прегрешения вольные и невольные ,яко благ и человеколюбец Доброволец из Костромской области героически погиб в зоне СВО В Костромской области ... читать далее »

Праздники 359

Кто такие преподобные отцы Церкви, сколько их и в чем подвиг

16 марта 2024 в 00:11Андрей Бузик
Кончается «широкая Масленица», и уже совсем близко – всего два дня – до начала самого строгого поста, дороги к Пасхе. Готовя православных к будущему поприщу, Церковь напоминает о подвиге поста, ... читать далее »

Помогите! 221

Срочный Сбор! Вот и пришло время мне обратиться к нашему собору

12 марта 2024 в 17:46Андрей Рыбак
Патриарх Алексий II благословляет иконой Троицы. Андрей Рычковский / РыбакБудь бдителен Срочный Сбор! Вот и пришло время обратиться к нашему собору Мир вам братия и сестры и все кто посещает наш ... читать далее »

Горные лыжи

Алтайская горнолыжница Вероника Цупикова рассказала о спортивной мечте

Вероника Цупикова, 20-летняя воспитанница краевой СШОР "Горные лыжи", на первенстве России удивила и специалистов, и даже саму себя. У нее серебро в супергиганте и бронза в супер-комбинации. ... читать далее »

Гонки на собаках

На Камчатке сократили гонку на собачьих упряжках "Берингия" из-за таяния снега

Организаторы традиционной камчатской гонки на собачьих упряжках "Берингия-2024" сократили маршрут гонки из-за сильного таяния снега на одном из ее этапов, сообщил Камчатский выставочно-туристический ... читать далее »

Предание 407

Святитель Василий Великий. О добродетели и пороке.

26 марта 2024 в 23:53Андрей Бузик
О добродетели и пороке Господь наш Иисус Христос Апостолом Своим рек: Шедше научите вся языки, учаще их (Мф.28:19), не едино блюсти, а о другом нерадеть: но блюсти вся, елика заповедах вам, то есть, ... читать далее »

Святые 513

С чего начинается христианство? (в день памяти святителя Никифора, патриарха Константинопольского)

25 марта 2024 в 23:54Андрей Бузик
Мужественный защитник православной веры святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем ... читать далее »

Наука 263

Гормоны – «тайное правительство» организма.

24 марта 2024 в 11:44Андрей Рыбак
Дофамин. Гормон ожидания удовольствия Гормоны – «тайное правительство» организма. Светлана Калинченко читать далее »

Писание 119

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Евангелие о Господе Всеведущем и о человеке, в котором нет лукавства

23 марта 2024 в 23:06Андрей Бузик
Ин. 1:43–51 (5 зач.). Как велико и страшно присутствие Божие – о, как велико и страшно присутствие Бога живаго! В трепете предстоят Ему ангельские силы; серафимы закрывают крылами лица свои от ... читать далее »

Технологии 326

Экзамен сдан. С-500 «Прометей» поймал межконтинентальный «гиперзвук»

23 марта 2024 в 04:19Андрей Рыбак
Экзамен сдан. С-500 «Прометей» поймал межконтинентальный «гиперзвук» Экзамен сдан. С-500 «Прометей» поймал межконтинентальный «гиперзвук» читать далее »

Проповедь 179

Святитель Григорий Нисский. Похвальное слово святым сорока мученикам.

21 марта 2024 в 23:34Андрей Бузик
Похвальное слово святым сорока мученикам (1-е) Чем, предполагаю, многие тяготятся, тому я мысленно радуюсь. Многим, вероятно, неприятно толпиться между собою в тесноте, а для меня это верх радости. ... читать далее »

Будущее 416

Александр Дугин: будущее России и мира

20 марта 2024 в 11:01Андрей Рыбак
А. Г. Дугин Александр Дугин: будущее России и мира /// ЭМПАТИЯ МАНУЧИ читать далее »

Общий 1413

Коран прочитан в русском переводе...

17 марта 2024 в 07:15Владимир М.
Кому эта тема интересна (а это на сегодняшний день и в преддверии грядущих событий, эта тема для России судьбоносна), тот может ознакомиться с ней более внимательно по адресу: ... читать далее »

Разное 1240

Икона Державная. День рождения Светланы Медведевой. Электронное голосование, как есть.

15 марта 2024 в 05:18Игорь Афонин
Сегодня день памяти иконы Божий Матери Державная. Бог явил эту икону в день отречения царя от престола, показав тем самым, что оставляет Свой Промысел о России под покровом Божией Матери даже в таком ... читать далее »

Видео 447

Отец Сергий Романов. Слово Сергия Алиева

12 марта 2024 в 15:26Андрей Рыбак
Голуби / Схиигумен Сергий Романов О.СЕРГИЙ РОМАНОВ/ЛЕГКО НЕСТИ СТАРЦА, КОГДА ОН НЕСЁТ ТВОИ НЕМОЩИ, А ПОПРОБУЙ ПОНЕСТИ ЕГО/СЕРГИЙ АЛИЕВ читать далее »

Триатлон

Юрий Штанков забрал финишную ленту на дистанции 50 км Vietnam Ultra Marathon.

Юрий Штанков забрал финишную ленту на дистанции 50 км Vietnam Ultra Marathon. Гонку с набором высоты 2 450 м Юрий пробежал за 5:36:12, отрыв от соперников   около 30 минут. Этот ультрамарафон во ... читать далее »

Горные лыжи

Cиприен Сарразин о своем сезоне: "Я ни о чем не жалею"

Как и предполагалось, последний скоростной спуск в Заальбахе не состоялся. Француз Сиприен Сарразин не получил шанс побороться за "Малый хрустальный глобус" и остался на втором месте после Марко ... читать далее »

© 1999-2024 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru





/*