 Романчиков Виктор Сергеевич
 православный христианин
Тема: #55304
Сообщение: #3505657 23.01.11 21:51
|
А это так, для общего развития:
Ст. 18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
(Мк.11:12)
По нашему разумению, если предпочтение в более точной хронологии отдавать всё же Марку, то Матфей в данном стихе возвращается к началу второго дня страстной недели, хотя, справедливости ради, надо отметить, что ни один из евангелистов ею строго не следовал. И у Марка (11:12), и у Матфея, в данном случае, есть ключевое слово «взалкал», т.е. захотел есть. Марк говорит: «на другой день» (II), когда они вышли из Вифании, «Он взалкал». Итак, если совместить эти два рассказа, то мы увидим, что на другой день поутру, когда они вышли из Вифании, возвращаясь в город, Он взалкал. О каком голоде овладевшим Иисусом говорится в Евангелиях, тем более, что Он и ученики Его, отправились в Иерусалим из Вифании, из дома друга Его Лазаря? Ясно одно, что вряд ли этот голод был физическим. Духовный голод объял всю Иудею и Иерусалим, именно поэтому Спаситель «взалкал о нём» (Лк.19:41), ибо Он испытал его на Себе ещё накануне, в Храме, когда приводил первосвященникам и книжникам слова Давида о детях. Слово «возвращаясь», показывает нам, что Иисус источает все силы Свои, дабы вернуть Своих «избранных» в лоно веры. Каждый день, возвращаясь в Иерусалимский Храм, в надежде найти там хоть какой-то плод Своего присутствия, разочаровывается, и всякий раз отправляясь вечером в Вифанию, эта надежда всё больше убывает в Нём, пока однажды, в четверг, Господь окончательно не покинет его со словами обращёнными к иудеям: «не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Матф.23:39).
Говоря о толковании отметим, что на данный момент Иероним (как впрочем и другие толкователи) не уточняет в какой день страстной недели произошло это «возвращение». Он говорит, что «После рассеяния тьмы ночной, после распространения утренних лучей и по приближении полудня, когда Господь страданием Своим должен был просветить мир, возвращаясь в город [Иерусалим], Он почувствовал голод, или показывая этим действительность [своей] человеческой природы, или испытывая сильное желание [esuriens - как бы сильный голод] спасения верующих и страдая от неверия Израиля». И это абсолютно верно. Но вот Мефодий в своём комментарии упоминает время этого второго шествия Христа и согласно его толкования, а значит и всей православной церкви, получается, что данный день, связанный со смоковницей, есть Великий понедельник, т.е. первый день недели, а восшествие Христа в Иерусалим происходило, соответственно, в субботу: «Во избежание тайных козней от врагов и народных волнений все последние ночи перед Своими страданиями Господь проводил в Вифании, в кругу Своих усердных почитателей и друзей. Но лишь наступало утро, Он спешил в Иерусалим, чтобы проповедовать в храме. Так было и на другой день после Его торжественного входа во святой город. Он шел теперь той же дорогой, но уже без всякой торжественности. "Свежесть весеннего утра, чистота горнего воздуха, разнообразие видов, представляющихся с Елеона, делали это путешествие весьма приятным и легким. Господь почувствовал голод и желал его утолить теперь же, вероятно, не предполагая быть в Иерусалиме где-либо, кроме храма." (архиепископ Иннокентий). Поутру же, возвращаясь в город, взалкал, говорит Евангелист. "Взалкал, уступая требованиям плоти," как говорит святой Иоанн Златоуст; взалкал ранним утром "по своему особенному намерению," как выражается блаженный Феофилакт: "алча спасения грешных."».
Мы постараемся объективно доказать, что это не так, и что этого не могло быть в принципе по Закону иудеев, что шествие было в первый день недели; сейчас же речь идёт о втором дне посещения Иисусом Иерусалима.
Ст. 19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего
не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же
впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
(Мк.11:13,14)
Ещё древние толкователи объясняли данное событие в аллегорическом смысле, и это абсолютно справедливо. Из Ветхого Завета мы знаем, что «смоковница» символизировала собой Иудею, а по большому счету и сам Ветхий завет, точнее, иудаизм; в то время как виноградная лоза в большей мере обозначала сам Израиль и, как следствие, Новый Завет (Суд.9:10,11,13 и т.д.). «Смоковница» не захотела идти царствовать над всеми деревьями народов земли, сказав: «оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?» (Суд.9:11). «И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею (3Цар.4:25). «Виноградная лоза даёт плод свой» (Зах.8:12). «Я есмь истинная виноградная лоза» (Ин.15:1). Говоря о символизме этих растений, отметим, что ещё древние, как например Ориген и некоторые другие отцы церкви, под «смоковницею» разумели синагогу, или иудейский народ, а кто и сам Иерусалим, как оплот иудаизма. Мы ещё коснёмся символизма данного стиха, а пока вернёмся непосредственно к тексту. Сказать, что Марк повествует о данном случае несколько иначе чем Матфей, нельзя. Как это часто и бывает, здесь, евангелисты, в сущности, дополняют друг друга. Их коллективный рассказ складывается приблизительно так: Иисус, увидев издалека при дороге одну смоковницу, покрытую листьями, пошёл к ней (посмотреть), не найдётся ли чего на ней, ибо взалкал Он; но придя к ней (и) ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, ибо ещё не время было смокв, говорит ей: да не будет впредь от тебя плода вовек. Но зададимся вопросом: так почему же Спаситель это сказал? Дело в том, что у смоковницы вместе с её листьями одновременно появляются и соцветия будущих плодов. Вот этих соцветий и не увидел Христос и не нашёл их подойдя непосредственно к смоковнице. Для Него стало совершенно ясно, что хотя это и не было время сбора урожая, как отмечает Марк, на этой смоковнице плодов уже не будет; а как мы знаем: «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10).
Итак, Иисус, идя с учениками Своими в очередной раз в Иерусалим, ещё издалека увидел у дороги одинокую смоковницу. Он уже знал, что она бесплодна, ибо не было на ней цвета, но Ему захотелось в притчевой форме продемонстрировать и Своим ученикам на примере смоковницы, суть всей бесплодности учения первосвященников и книжников, проповедующих иудаизм, сохраняющий лишь листья мёртвых свитков и не знающий Божественного цветения. Это можно отнести и ко всему иудействующему народу, да и теперь уже, к его главному граду Иерусалиму.
Рассказывая об этой смоковнице, Матфей уточняет, что она росла «при дороге», т.е. рядом или точнее, не вдалеке, от Божиего Пути, по которому и шёл Христос; но семя, брошенное при дороге, оказалось бесперспективным. Он также говорит об одиночестве этой смоковницы, ибо не оставила она своего самолюбования - «сладость свою» (Суд.9:11), и «не захотела идти царствовать над всеми», т.е. стать мессианским народом.
Иисус ещё издалека увидел, что смоковница не цветет, хотя время её цветения уже настало, ибо Сам Господь приблизился к ней. Именно своим цветением она должна была встретить и выразить радость свою от встречи с Господом своим, ибо Он пришёл к ней в срок. И Христос подошёл к ней, первым, в надежде найти на ней хоть несколько желанных цветков, которые не могли быть видны с дороги, но ничего не нашёл. От великого огорчения и разочарования Он обрекает её отныне на вечное бесплодие и погибель, ибо когда Он «взалкал», когда Ему, Господу Богу Иисусу Христу, нужен был её цвет, она Ему не дала его, отняв надежду и на плод. Так не дал ожидаемого плода Господу и Его избранный (ибо Он подошёл к нему) еврейский народ, обделив Христа тем, что Он так ждал от Своих. «Да не будет же впредь от тебя плода вовек»,- говорит Господь. А ведь именно Господь когда-то и насадил эту смоковницу здесь, «где ранее не росло ни смоквы, ни виноградной лозы, ни гранатового дерева». И вот, то, что Он растил и лелеял, что окружал Своей заботой и покровительством, проигнорировало Его.
На примере смоковницы Иисус демонстрирует ученикам Своим, что всё ненужное Ему и не приносящее плодов, будет отброшено и уничтожено. «И смоковница, - сообщает Матфей,- тотчас засохла». Вначале Христос лишает её жизненной перспективы, говоря: «да не будет же впредь от тебя плода вовек», а затем и вовсе обрекает на погибель. И это справедливо, ибо без Мессии - Христа, весь этот народ и его иудаизм оказывается бесплодным и обречённым на «засыхание», т.к. не дал он цвета, заложенного в него чрез пророков, чрез Слово Божие. Фактическое и реальное повествование Марка пронизывается аллегорическими образами Матфея, и этот симбиоз рождает величайшую картину и трагедию избранного народа. Именно об этом, подходя к Иерусалиму, и заплакал Иисус, глядя на этот город. (Лк.9:41).
Итак, «смоковница тотчас засохла», ибо она «засохла» в глазах Спасителя Своего Иисуса Христа и всё это видевших, учеников Его. Что же касательно изложения именно Марка, то скажем лишь то, что смоковница, которую оставил Жизнедавец, на четвертый день страстной недели, уже даже и в глазах 12-ти учеников Христовых, окончательно засохла, до самого корня, ибо с каждым днем противилась всё более и более воле Божией по обретению своего «цветения». Эти слова говорят нам о том, что уже на второй день страстной недели, и Христос, и все ученики Его понимали, что ничего изменить в этом народе, и особенно в его «вождях», не получится, и он обречён, за небольшим исключением Иудеев, в чьём сердце Слово Божие всё же нашло Свой отклик. Но Он шёл исполнить Свой долг.
Отметим и то, что мы наглядно здесь видим, как Матфей, впрочем, как и все остальные евангелисты, чётко унаследовал от Учителя своего, традицию говорить притчами, и посему надо понимать, что все евангельские тексты пронизаны и аллегорическим повествованием, даже тогда, когда описываются казалось бы фактические события. Данному же случаю, описывающему кару Господнюю и гибель смоковницы, мы находим у Луки (13:6,7) как бы предваряющую его, притчу, где говорится, что Господь всегда даёт шанс всякому исправить ситуацию.
Говоря о произошедшем со смоковницей, скажем, что и Златоуст, и Феофилакт, и Евфимий Зигабен объясняют данное чудо в том смысле, что оно было некоей демонстрацией кары Божией, а мы бы сказали: пророческой демонстрацией. Произошедшее, было некоей иллюстрацией и к сказанному Христом пред Своими учениками в первый день недели, о судьбе этого города (Лк.19:41-44). И Златоуст, и Феофилакт говорят, что из Евангелия не видно, что Христос кого-либо карал из людей или наказывал, но над смоковницей Он проявил Свою силу, желая показать ученикам, что и ею Он обладает; и что если бы было нужно, то Он легко бы мог покарать и Своих врагов; и что ученики, следовательно, не должны ничего бояться. но быть смелыми (Златоуст). Но коснёмся этих высказываний более подробно. Говоря о листьях смоковницы, например Иероним говорит так: «ничего не нашел Он на ней, кроме одних только листьев, то есть: шелеста обетовании, предания фарисеев, [их] хвастовства законом и красивыми словами без всякого признака плодов истины». Зигабен же так смотрит на произошедшее: «От одного слова засыхает смоковница и обнаруживается сила Христа при наказании, что и было при этом целью. Засыхает более сочное из других растений, чтобы совершилось большее чудо. Поэтому не исследуй, почему наказано растение совершенно невинное, но смотри только на чудо и удивляйся Чудотворцу. Наказано оно не потому, что было виновно, но для того, чтобы последователи узнали, что Христос имеет власть и наказывать. Смоковница, украшенная одними листьями, – это иудейская синагога, не имеющая плодов правды, а прикрывающаяся, как листьями, измышленными обрядами, или иначе – Богослужение под законом в сени и телесных образах и иудейские предания». Святой Ефрем Сирин говорит: «Господь проклял смоковницу, чтобы она для друзей служила знамением, для врагов же предостережением." Он "иссушил смоковницу для того, чтобы показать, что больше не нужны те листья смоковницы, которыми одевался Адам, так как он возведен к прежней славе, имея которую, он не нуждался ни в листьях, ни в кожаных одеждах» (Быт. 3:7). Мефодий пишет: «Господь проклял смоковницу и она засохла: Он отверг и народ Иудейский, и этот народ доселе остается сухим, безжизненным деревом, которое не может дать плода истинного Богопознания, не может утолить голод души, ищущей спасения. Подобно иссохшей смоковнице стоит этот народ на пути, ведущему к Иерусалиму небесному, стоит как грозный памятник суда Божия на нераскаянных грешников...». А Иероним даёт такие пояснения: «После рассеяния тьмы ночной, после распространения утренних лучей и по приближении полудня, когда Господь страданием Своим должен был просветить мир, возвращаясь в город [Иерусалим], Он почувствовал голод, или показывая этим действительность [своей] человеческой природы, или испытывая сильное желание [esuriens - как бы сильный голод] спасения верующих и страдая от неверия Израиля. И когда увидел одно дерево (под которым мы разумеем синагогу и собрание иудейское) возле дороги: ибо синагога имела закон и потому была как бы при пути; так как она не веровала в Путь, то Он приходит к ней, стоящей неподвижно и не имеющей стоп Евангельских, и ничего не нашел Он на ней, кроме одних только листьев, то есть: шелеста обетовании, предания фарисеев, [их] хвастовства законом и красивыми словами без всякого признака плодов истины».
Ст. 20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас
засохла смоковница?
(Мк.11:20,21)
Этот стих не может быть параллельным Марку (Мк.11:20,21), ибо событие, описанные в нём, относятся ко второму дню, изложение которого началось в ст. 18 и 19, данный же стих также параллелен Марку, но (Мк.11:14). В комментариях к ст. 19 мы уже говорили, что означают слова: «тотчас засохла». В данном же стихе ученики пытаются выяснить у Иисуса, как это могло произойти. Иисус сказал смоковнице: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». В дальнейшем Пётр назовёт эти слова Христа проклятием (Мк.11:21). В чём же это проклятие? Иисус сказал: «Я есмь Жизнь» (Ин.11:25). Так вот, Иисус лишил смоковницу будущего: «да не будет же впредь от тебя плода», а значит и Жизни, ибо она пренебрегла заповеданным ей Богом и не встретила весной эту Жизнь своим цветением (см. ком к ст.19). Лишив себя перспектив жизни, смоковница сама обрекла себя на увядание, ибо не встретила Спасителя своего цветением своим; вот и Христос отказал ей в спасении, чем усугубил её увядание. «Увидев это, ученики удивились», ибо воочию увидели, что Учитель их и есть сама Жизнь. Слово «тотчас», Матфей здесь применил, чтобы подчеркнуть скорость с какой Господь вершит Свой правый суд. Оно, скорее, есть дань притчевому языку, нежели той реальности, которую рисует в этом случае Марк, говоря о том, что эта смоковница вскоре, уже «поутру», «засохла до корня» (Мк.11:20).
Лишив смоковницу (иудеев и их иудаизм) Своего участия и благословения, Он лишил её жизненной силы, оставив её в своём увядании. Это наступал третий день страстной недели о котором Марк говорит: «Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла» (Мк.11:20,21). И мы понимает из этих слов, что уже к третьему дню пребывания Христа в Иерусалиме, точка невозврата уже пройдена и отношение Господа со Своим «избранным» народом исчерпало себя. Иисус уже явно видел, что всё духовенство этого народа уже готово привести свои тайные ранее желания убить Его, в исполнение, ибо непреодолимая бездна пролегла между ними и Господом их, Иисусом Христом. Оставалось одно,- завершить свою спасительную проповедь народу сему, дабы не сказали потом: мы не знали всего этого.
Итак, о чём этот, если так можно выразиться, притчевый случай? О том как «избранный» Богом народ, к которому пришёл его Мессия, отвергнет Своего Спасителя, отказавшись от Его услуг и тем самым сподвигнув себя на неминуемую гибель. Мало того, именно этот народ и распнёт Его на позорном кресте, поклявшись кровью своей и потомками своими, что не пожалеет о содеянном во веки веков, подрубив тем самым и корень свой и будущее своё, как та смоковница у дороги, которая «засохла до корня» (Мк.11:20).
Феофилакт поясняет: «В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, - и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость».
|