Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Помогите пожалуйста! Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Литература. Книги и авторы / Он не заслужил света Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Он не заслужил света
Священник Сергий Чечаничев

православный христианин
Тема: #55262    18.03.06 09:05    Просмотров: 2122 [106]

Сообщений: 13    Оценка: 0.00   
Не показывать | Исправить | Ответить

Сижу вот и слезы на глазах. Наконец-то дождался слова от того кто не только глубоко понял,но и выверенно сформулировал.
Низкий поклон нашему замечательному русскому философу Александру Леонидовичу Казину
Спаси нас, Господи!
Сергей

Русская линия
Александр Казин 17.03.2006

--------------------------------------------------------------------------------

Он не заслужил света
"Мастер и Маргарита": русский взгляд


Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых
Пс. 1, 1




1. ФИЛЬМ И РОМАН


В конце декабря 2005 года улицы наших городов стали пустеть по вечерам: телеканал "Россия" транслировал сериал В.Бортко по мотивам знаменитого романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Так уже было, когда "всем народом" смотрели "Семнадцать мгновений весны" или "Место встречи изменить нельзя". Более того, библиотекари и книготорговцы свидетельствуют, что в эти дни сметались с полок любые книжные издания булгаковского романа - это ли не свидетельство всенародного успеха? Надо отдать должное петербургскому режиссеру Владимиру Бортко - он уже третий раз добивается подобного результата на ниве экранизации русской классики. Первый раз это было "Собачье сердце" (по повести того же Булгакова), второй - "Идиот" по Ф.М.Достоевскому (прекрасный фильм, отмеченный премией А.И.Солженицына). И вот теперь "Мастер" - быть может, самое популярное произведение русской литературы ХХ века...

Сразу скажу, что я пишу не рецензию на фильм. Мне хочется поразмышлять о феномене булгаковского "Мастера" вообще. Как произведение телевизионного кино, сериал В.Бортко, конечно же, неизмеримо уступает своему первоисточнику, да и не претендует, разумеется, на художественный уровень литературного оригинала. В общем, это более или менее удачная киноиллюстрация великолепного булгаковского текста, который совершенен именно как словесное построение, как блистательный авторский рассказ. При каждом прикосновении к роману у меня возникает прежде всего удовольствие от текста, от уникального поэтического "плетения словес". Я говорю "поэтического", потому что в булгаковском тексте проза неотделима от поэзии, как, например, в "Мертвых душах" Н.В.Гоголя. "Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта" (Гете), кто хочет понять произведение Булгакова, должен читать его в подлиннике. Смотреть "Мастера" по телевизору (или, например, на сцене - в постановке московского Театра на Таганке), конечно, интересно, но не обязательно: новых идей к роману это не прибавляет.

Перед В.Бортко как постановщиком стояла трудная задача - перевести в аудиовизуальный материал символико-фантастическую перспективу булгаковской прозы. В некотором смысле это всё равно, что экранизировать музыку Г.Берлиоза или В.Шуберта. Символ - словесный или музыкальный художественный символ - это порождающая модель бесконечной смысловой мощи, это всегда множественность путей интерпретации, а кино по самой своей наглядной (фотографической) природе вынуждает зрителя выбрать только один её вариант. Кино (как, впрочем, и театр) бесконечное переводит в конечное, становящееся в ставшее. Кино любит документализм, пластику, "тело жизни". А как "документально" изобразить говорящего кота или полет ведьмы? Зрительская неудовлетворенность на этом пути почти неизбежна. Отдадим должное В.Бортко: он сделал всё, что мог, перенося на экран булгаковскую прозу. Остается услышать самого Булгакова.


2. ВОЛАНД И ИЕШУА


Автор этих строк помнит, какую сенсацию вызвала в 1966 году публикация сокращенной версии романа в журнале "Москва". Журнал ходил по рукам, им буквально зачитывались, репликами его персонажей изъяснялись студенты и бомжи, каждый толковал его по-своему, но все сходились на одном: это прежде всего роман о дьяволе. Так многие думают и по сию пору. Воланд представляется невнимательному читателю главным героем романа, а вовсе не Маргарита, не Мастер, не Пилат и тем более не Иешуа. Говоря коротко, это одно из самых впечатляющих (если не самое впечатляющее) изображение сатаны во всей мировой литературе. Как остроумно заметил в свое время Д.С.Лихачев, после "Мастера и Маргариты" сомневаться в существовании дьявола уже нельзя.

Конечно, образ черта в мировой литературе меняется вместе с этой литературой - как говорится, каждый понимает в меру своей испорченности. Что касается русской мысли и искусства, то представителю ада в них уделялось внимания не больше, чем он того заслуживает в качестве противоречащего Богу - будь то нарисованные черти, раздувающие пламя под инфернальными сковородками, или мелкая лесная и водяная нечисть народных сказок. В классической христианской картине мира тьма не имеет собственного бытийного источника - она возникает только при отсутствии света.

Совсем иные отношения с сатаной начали складываться в нашей культуре со времени выхода её из-под сводов храма, то есть в процессе преобразования её из классической в модернистскую. К чести русского искусства следует тут же оговориться, что процесс его секуляризации не завершился в России и по сию пору, так что подлинного (европейского) модернизма и тем более постмодернизма отечественная культура никогда не знала. В прошлом и позапрошлом веке русские мыслители и художники трогали тему дьявола - пример тому хотя бы лермонтовский летящий Демон или пошлый черт Ивана Карамазова, но им и в голову бы не пришло заключить с ним деловой союз ради власти над миром, как это сделал, к примеру, гетевский Фауст. Всемирный триумф белокурой бестии в лице сверхчеловека Фридриха Ницше в пространстве православно-русской цивилизации также обернулся поначалу полным провалом - вспомним хотя бы язвительные высказывания Вл.Соловьева по адресу нового европейского антихриста, или судьбу Константина Леонтьева (этого "русского Ницше"), принявшего, в отличие от своего западного собрата, тайный монашеский постриг во искупление грехов молодости...

Ситуация отчасти изменилась только на рубеже ХХ века. Некоторые деятели нашего "религиозного ренессанса", много потрудившиеся на ниве революционной перестройки отечественной традиции, сделали значительный шаг в сторону сознательного люциферианства. Мережковский и Брюсов, Врубель и Скрябин, Маяковский и Луначарский - вот имена знаменитых провозвестников "фиолетовых сумерек" и "красных зорь" в литературе и музыке, философии и политике. Однако в целом никому из них, и даже всем им вместе, не удалось сдвинуть с положенного Богом места центр отечественной духовности: "до нас положено, лежи оно так во веки веков". Личная и творческая драма Блока и Гумилева, Цветаевой и Есенина не только не отменяет, но подтверждает это наблюдение. Вертикаль русской истории и культуры может усиливаться и слабеть, временно может даже переобращать (инверсировать) свое метафизическое направление, но отменить её совсем (и тем более преобразовать в лукавую диагональ мистического соглашательства) не удалось пока ещё никому.

Роман М.А.Булгаков "Мастер и Маргарита" уникален в русской литературе тем, что он - через восприятие его главных героев и в собственном авторском описании - фактически впервые в России являет силу и красоту дьявола. Булгаковский Воланд - это не "трижды романтический" лермонтовский "дух изгнанья" и не орнаментальный страдалец Врубеля. Это спокойная, уверенная в себе сила, которая действует как власть имеющая, вместе со своими Бегемотами и Геллами, хмельными красавицами и лихими друзьями. Чего стоит хотя бы описание последнего полета духа тьмы со всей свитой над притихшей землей: "Воланд летел в настоящем своем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что, возможно, что это лунные цепочки и самый конь - только глыба мрака, и грива этого коня - туча, а шпоры всадника - белые пятна звезд". Не удивительно, что этой красоте и силе безоговорочно подчиняются почти все герои романа - подчиняются эстетически, нравственно и религиозно. Это касается прежде всего главного женского персонажа - Маргариты, которую иные восторженные критики ставят в один ряд с пушкинской Татьяной и толстовской Наташей, и которая с самого первого своего появления перед Мастером с цветами в руках ("Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт знает, как их зовут"), и кончая купаньем в кровавом бассейне (от неё потом даже кони шарахаются) оказывается настоящей и вдохновенной ведьмой, о чем она недвусмысленно и заявляет Мастеру ("тебе придется жить с ведьмой, мой милый"). Впрочем, еще раньше она твердо сказала "я знаю, на что иду" полномочному посланцу тьмы Азазелло. И Мастер при первом знакомстве с Воландом сразу узнает его, и принимает из его рук (точнее, из-под зада кота) свой якобы сгоревший роман о Пилате. И финальное вечное спасение (точнее, вечный покой) счастливые любовники принимают не от кого иного, как именно от сатаны...

А кем сочинен роман о Пилате и Иешуа? Не следует забывать, что повествование, развертываемое от лица автора, и приписываемое им Мастеру, впервые озвучивается на страницах "Мастера и Маргариты"... устами Воланда: "И доказательств никаких не требуется. Все просто: в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана..." Не даром в одной из ранних редакций романа это произведение (то ли Мастера, то ли сатаны) названо "евангелием от Воланда". "Блестящая мысль - евангелие от меня" - комментирует эту идею повелитель теней. (Замечу в скобках, что скоро - видимо, уже в 2006 году - миру обещана публикация подлинного "евангелия от Иуды). Как известно, 28 апреля 1930 года Булгаков сжег в печи первоначальный вариант повести о духе зла, который имел название "Консультант с копытом", и о котором сам Булгаков сообщал в письме советскому правительству (а фактически Сталину), что это был "роман о дьяволе". Видно, трудно было ему писать о черте...

Не буду утомлять читателя перебором по существу рабских зависимостей более мелких персонажей булгаковского повествования от хозяина тьмы. Все они у него на посылках, как золотые рыбки, и живые и мертвые, так что даже если попросится какой-нибудь Варенуха "отпустить" его из вампиров (слабоват оказался, теплой крови не любит), то на его место тут же сыщутся другие, вроде маргаритиной горничной Наташи, радостно выпросившей роль мелкой бесовки у самого хозяина. Чтобы покончить с этой темой, замечу только, что помощи у Воланда для устройства Мастера и его любовницы просит сам Иешуа...

Что всё это значит? Нравится кому-то или нет, приходится признать, что в определенном отношении Михаил Афанасьевич Булгаков выполнил для русской культуры работу Гете - породнил русского Фауста (в лице Мастера и его Маргариты) с Мефистофелем. Не даром ведь эпиграф романа заимствован у великого германского поэта: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Правда, в соответствии с русской - более мягкой, женственной природой - главной носительницей темного начала у Булгакова оказывается прекрасная Маргарита, а Мастер только влюблен в неё - и благодаря ей знакомится с властвующим над землей демоном. Впрочем, здесь снова воспроизводится библейский архетип: Ева (жизнь) соблазняет Адама (землю). Змей знает, что делает, и через кого делает...

Так или иначе, в образе мессира Воланда в "святую русскую литературу", как назвал её Томас Манн, входит царственный черт. Если на Западе бес стал "своим человеком" уже давно (Мартин Лютер ещё в ХVI веке запустил в него чернильницей, он вполне мог нашептать за завтраком Иммануилу Канту его страшную теорию познания, а уж ведьмы-то в просвещенной Европе сжигались инквизицией вплоть до XVII столетия тысячами), то на Руси, как я уже сказал, с ним предпочитали не связываться. Из русских мыслителей, пожалуй, только Владимир Сергеевич Соловьев водил с ним личное знакомство ("я тебя оседлаю") - не даром, видно, бедуины в египетской пустыне приняли философа-поэта за шайтана. Во всяком случае, Фауст - это один из ключевых, т.н. "бродячих" образов европейской культурной традиции, весьма соблазнительный для прометеевского западного духа (контракт с Мефистофелем за власть над миром), но глубоко чуждый православному (иоанновскому) духу Святой Руси. Католическая архитектура помещала чудовищных химер на крышах своих знаменитых соборов, но кто видел нечто подобное возле золотых куполов Спаса на Нередице или Покрова на Нерли? Европейская интеллектуальная гордыня могла приписывать человеческому уму божественный статус - от декартовского cogito ergo sum до гегелевского "большой логики", дерзавшей диктовать Богу свои диалектические законы - но в восточно-христианской цивилизации такие фокусы стоили слишком дорого. К примеру, тот же Вл.Соловьев в конце жизни фактически отрекся от своей предшествующей философии, и написал тревожную "Повесть об антихристе", а Николай Васильевич Гоголь, немало чернил потративший в свое время на описание вия и танцующих утопленниц, потом каялся и совершил паломничество в Святую Землю. Даже Л.Н.Толстой, кощунственно сочинявший собственное "евангелие", а из подлинного Писания вычеркивавший всё, что было непонятно его графскому уму - и то в последние дни жизни ходил около православного монастыря, хотел, видно, облегчить свою душу, да "толстовцы не позволили"...

А что же Михаил Булгаков - прекрасно образованный (в отличие от поэта Ивана Бездомного) писатель, сын профессора Духовной академии - не знал обо всем этом? Разумеется, знал. Забегая несколько вперед, скажу, что черная магия Воланда господствует у Булгакова только на профаническом, обывательском уровне сюжета и персонажей (и соответствующих этому уровню читателей). Что касается глубинного, собственно метафизического плана повествования, то здесь бесу с зеленым левым глазом противостоит несравненно сильнейший противник - Иешуа Га-Ноцри, за бледным обликом которого угадывается лик Иисуса Христа. И это совершенно меняет дело.


3. ГНОСТИКИ И ХРИСТИАНЕ


Итак, две пары центральных персонажей предстают перед читателем в интересующем нас тексте: Мастер и Маргарита в мире собственно человеческом (оба они в конце концов переходят в бесовский мир), и Воланд и Иешуа в мире сверхчеловеческом, чтобы не сказать трансцендентном. "Очень образованному человеку", как иронически выразился Булгаков, это напоминает знаменитые "супружеские пары" (сизигии) древних гностиков - мистиков первых веков христианства. Василид, Валентин, Маркион и другие учили, в частности, о двух "богах" - добром и злом, причем земной, материальный мир, с их точки зрения, был сотворен именно злым богом, демиургом. В самом деле, как ещё оценить мирострой (космос), в котором одних людей распинают на кресте, другим отрезают голову (мечом или трамваем), а третьи сами умирают от рака в длительных мучениях? Дальше всех по этой линии пошли так называемые каиниты (поклонники Каина) из секты офитов, для которых все отрицательные персонажи Ветхого завета оказались положительными (поскольку выступили против злого иудейского "бога" и его "избранного народа"), и наоборот, положительные герои Библии, признавшие свою тварную и в этом смысле ничтожную природу, были отнесены этими еретиками к низшему ангельскому и человеческому уровню. Таким образом, уже в первые столетия христианской эры мы встречаемся с попыткой люциферианского прочтения Писания, когда первым небесным "революционером-освободителем" провозглашается сатана, объявивший войну деспоту-создателю здешнего темного бытия. Впрочем, и в этом своем качестве сатана, как известно, пытался "соработничать" с Творцом - об этом прямо говорится, например, в начале библейской книги Иова. Как раз на эту сторону дела намекает Воланд, когда задает Левию Матвею софистический вопрос о том, как выглядела бы земля без тени...

Литературоведы давно уже выяснили ближайшие генеалогические связи булгаковского романа, восходящие к истокам русского символизма (в частности, к Вл.Соловьеву с его гностической Софией и "злым пламенем земного огня"), а также к учению его дальнего малороссийского родственника Григория Сковороды, утверждавшего в XVIII веке относительность добра и зла перед лицом единого Бога. Если вести этот ряд в прошлое, в глубь веков, то нельзя миновать, например, "трижды романтического" Шеллинга с его эстетикой "мировой души", а также его таинственных предшественников Я.Беме и М.Экхарта с их откровениями о божественной "бездне" (Ungrund), предшествующей личному Богу как таковому. Идя ещё дальше, можно добраться до манихейского дуализма, и даже до персидской нераздельной двоицы Ормузда - Аримана. Как бы то ни было, все подобные доктрины весьма соблазнительны для формального и конечного человеческого ума: концепция двух якобы равноценных божественных энергий, светлой и темной, каждая из которых только совместно с другой составляет тайное имя божие (например, герметическое слово Abraksas), а ангелы, люди, животные, растения и даже камни как бы делятся между ними по взаимному тяготению и родству...

Не правда ли, есть нечто общее между упомянутыми религиозно-философскими интуициями и центральными парами интересующего нас романа:
1. Маргарита - павшая "мировая душа", любовь-софия, ставшая ангельски красивой и умной ведьмой, и Мастер - соблазненный ею безумный мечтатель, грезящий в ХХ веке о луне, Пилате и Иешуа;
2. Воланд - повелитель земных судеб, которому подвластно само время ("праздничную полночь приятно немного и задержать"), и Иешуа - трогательный непротивленец, уверенный, что злых людей нет на свете (однако мгновенно избавляющий прокуратора Иудеи от мучительной головной боли - стало быть, не такой уж он бессильный...)

Вот это важно. Каждая из сторон указанных пар не может жить без другой стороны, без "своего-другого", и в некотором смысле даже любит Другого. С Мастером и Маргаритой это предельно ясно, хотя фактически именно из-за своей "настоящей, вечной" любви оба любовника переходят в подданство дьявола. В отношении же Воланда к Иешуа это тоже вполне очевидно: повелитель теней близко знаком с Иешуа, знает о его Свете, и даже в некотором роде печалится о нём. "А что же вы не берете его (Мастера - А.К.) к себе, в свет?" - спрашивает он посланца Иешуа Левия Матвея, подчеркнуто называя его при этом рабом. "Он не заслужил света, он заслужил покой", - смиренно отвечает ученик (апостол) Иешуа. В конце концов всё выходит по приговору Иешуа: Мастер получает покой (но отнюдь не свет) из рук Воланда...

Замечательный русский философ и историк Л.П.Карсавин в своей книге "Святые Отцы и учители Церкви" (М.,1994, с.38) утверждает, что "гностицизм сказывается у многих церковных мыслителей в постановке, а иногда даже и в решении ряда проблем. Это необходимо помнить для ясного понимания систем Оригена, св. Григория Нисского, Дионисия Ареопагита". Если уж святые православные богословы не всегда были свободны от гностических влияний, то тем более они могли отозваться в творчестве светского писателя в советской России. В определенном плане образы Иешуа и Воланда могут быть интерпретированы как светлый и темный аспекты (или даже ипостаси) единого высшего божества - Абсолюта, совершенно недоступного ограниченному человеческому уму ("бездна"), но тайно связанные друг с другом именно как "половинки" некоего сверхсущего Целого. Не случайно ведь Воланд на своем весеннем бале (черной мессе, антипасхе) пьет чашу с кровью (и дает выпить Маргарите) за бытие, что по меньшей мере странно для этого вечного ненавистника божьего творения...

(окончание ниже)



Bладимир Викторович

сомневающийся

Тема: #55262
Сообщение: #1943119
22.03.06 14:32
Ответ на #1942552 | Сергей Васильевич Буянов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

о.Андрей! Чего ради БУЛГАКОВ подарил своё имя Берлиозу?
Владимир Викторович,
православный христианин
Тема: #51488 01.01.06 14:35 Просмотров: 682 [111]
Сообщений: 5
-
До Булгакова на это отважился один лишь Достоевский -
ясно же, что папаша Карамазов - его "второя Я"
(как и Дмитрий, и Иван, и Алёша и, ОСОБЕННО, Григорий).
А Булгаков не только имя - все инициалы подарил
(мог бы ещё Берлиоза Михаил Афраньичем обозвать!).
Откуда Берлиоз - понятно : "Фантастическая симфония"
написана "под опиум", у неё есть и второе заглавие -
"Путешествие юноши в ад в опиумной курильне".




Сергей Васильевич Буянов

православный христианин

Тема: #55262
Сообщение: #1942552
22.03.06 10:57
Ответ на #1941466 | Bладимир Викторович сомневающийсяНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Еще одна мысль, приходившая в голову и раньше, при просмотре фильма.
Тогда я не стал ее форулировать, теперь хочу поделиться ею.
Мне кажется роман , по большому счету, это алегорическое размышление о судьбе русского масона в советское время.
Понятно, что дело ясное, что дело темное, а я не специалист по этому вопросу, но об этом говорит круг обсуждаемых тем, в частности и в этой статье большое внимание уделено разбору гностических моментов в "МиМ".
Гностическое мировоззрение представлено в романе некой целостной средой.
Сам Мастер пишет о Христе, он по сути переписывает Священную Историю, уединившись в подвале и обложившись гностическими книгами.
Его роман в романе - это попытка некой Реформации, исходящей из гностицизма, на основе еретических текстов. А сам роман, это размышление о судьбе Мастера, о занономерном финале его жизни. И эти размышления о Мастре становятся некой аллегорией судьбы русской гностической традиции, русского масонства.
Мне так кажется.
С другой стороны интересен образ Бездомного.Он преодолевает всю эту мистику, проходит все искушения и становится образцовым советским ученым.
Здесь есть некая ирония, указание на то, откуда у советской идеологизированной науки ноги росли. Вопрос в том: ноги или копыта?


Bладимир Викторович

сомневающийся

Тема: #55262
Сообщение: #1941466
21.03.06 20:55
Ответ на #1940077 | Сергей Васильевич Буянов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"И бесы веруют и трепещут!"

Сергей Васильевич Буянов

православный христианин

Тема: #55262
Сообщение: #1940077
21.03.06 10:50
Ответ на #1935488 | Bладимир Викторович сомневающийсяНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Хорошая статья, хочу выделить один аспект.

Автор статьи, как человек старшего поколения, очень четко поределил феномен притягательности образа Иешуа.
Тогдашняя советская атеистическая пропаганда использлвала концепцию о мифологичности событий Нового Завета: все выдумано, ничего реального за ними нет и Христа не было, выдумки - говорили они.
А тут в романе реалистично изображается Иешуа. Да этот образ поруган, искажен, но Иешуа в романе показан во-первых реально существовавшим историческим персонажем, а во-вторых живым и сейчас.
Наличие только этих двух черт при искажении всех других оказалось достаточным чтобы для многих советских людей роман стал первым шагом на пути обретения веры.

В этом отношении очень интересно словосочетние "Евангелие от Воланда", "Евангелие от сатаны".
Тут уместен стих "Всякое дыхание да славит Господа".
И сатана, как бы он этого не хотел, вынужден творить волю Божию, если не во всем, то в чем-то.
При всей его демонстрации силы, он где-то проговаривается, где-то вынужден действовать согласно в волей Божией.
Вот в этом парадоксе,читателями подчас неосознаваемом , главная притягательность романа.
И в этом же и опасность, поскольку читатели иногда приписывают Воланду то, что он не имеет, но то к чему стремиться и в чем хочет убедить читателя - его власть на миром. При внимательном чтении оказывается, что ее то, этой власти и нет.



Владислав Буенский

православный христианин
(невоцерковленный)

Тема: #55262
Сообщение: #1936483
19.03.06 20:58
Ответ на #1936262 | Олег B.K. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Ох, по поводу фамилии меня ввел в заблуждение один журналист. Извините.

А по поводу любви, то тут действительно тебе скорее может помочь твоя любовь к кому-то, а не чья-то к тебе.
Мак коварен и эгоистичен. Он старается помешать кому бы то ни было любить тебя. Но он бессилен перед твоей любовью к кому-то. И только твоя любовь к жизни может тебя спасти.


Олег B.K.
Олег B.K.

православный христианин
(новоначальный)
нет доступа
на форум


Тема: #55262
Сообщение: #1936262
19.03.06 18:39
Ответ на #1935801 | Владислав Буенский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Во-первых, не Лаппа, а Гапа.

Расскажите, где такие сведения берете?


Ничья любовь тебе тут не поможет, кроме твоей

Точно? Так уж и ничья?


Владислав Буенский

православный христианин
(невоцерковленный)

Тема: #55262
Сообщение: #1935801
19.03.06 13:55
Ответ на #1935785 | Bладимир Викторович сомневающийсяНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Во-первых, не Лаппа, а Гапа.
А во-вторых, это было уже потом. А четверо суток физиологической ломки - это я Вам скажу настоящий катарсис - и с чертом пообщаешься и с Богом. Ничья любовь тебе тут не поможет, кроме твоей собственной любви к Жизни, читай к Свету.
Впрочем, он сам весьма красочно писал об этом. Только его герой с собой кончает, а Булгаков выжил. И видимо то, что он начал писать, переезды и новые впечатления помогли ему избавиться от посленаркотической дипрессии.


Bладимир Викторович

сомневающийся

Тема: #55262
Сообщение: #1935785
19.03.06 13:41
Ответ на #1935781 | Владислав Буенский православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Не было сухой ломки - Татьяна Лаппа
любовью своей его вылечила.
А он ей потом ....
И, всё-таки, она любила его
до конца дней своих.


Владислав Буенский

православный христианин
(невоцерковленный)

Тема: #55262
Сообщение: #1935781
19.03.06 13:38
Ответ на #1935488 | Bладимир Викторович сомневающийсяНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Я могу Вам сказать, что человек переживший сухую ломку (а во времена Булгакова не было препаратов, способных облегчить опиумный абстинентный синдром), знает кое-что о том, как устроин этот мир, он знает, что есть свет, а что есть тьма, и есть ли они на самом деле, так что ему вполне можно верить. Переживая катарсис, мы всегда получаем откровение, т.к. заслужили его.

Bладимир Викторович

сомневающийся

Тема: #55262
Сообщение: #1935574
19.03.06 10:53
Ответ на #1935568 | Ахундова Мариам православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Чаруэтта .удакова ...

Ахундова Мариам

православный христианин

Тема: #55262
Сообщение: #1935568
19.03.06 10:51
Ответ автору темы | Священник Сергий Чечаничев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Кстати, современные литературоведы не сомневаются, что прообразом Воланда во многом послужил сам будущий Генералиссимус.

"Современные литературоведы" - это наверное Мариетта Чудакова, который Сталин поод каждым кустиком мерещится.


Bладимир Викторович

сомневающийся

Тема: #55262
Сообщение: #1935488
19.03.06 09:07
Ответ автору темы | Священник Сергий Чечаничев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Он не заслужил света (29)
ID Участник Просмотров
26786 Протопопова Анна 2
22583 Елена Bоропаева 2
1875 Чечаничев Сергей 2
10589 Владимир Викторович, 1
18323 Павел Нечаев 1
3206 Олег Владимирович 1
9672 Денис Федоренков 1
24938 Кверель Валентина 1
5958 Юрий К. 1
14339 Липовой Александр 1
16740 Иулия. 1
12067 Елена Викторовна Тростникова 1
26054 Ирина Т. 1
15969 Григорьев Александр Петрович 1
10752 Ольга Владиславовна 1
15131 Андрей Добронравов 1
25604 Игумен Игнатий (Душеин) 1
15408 Сергей Шашков 1
25478 Анатолий И 1
4352 Василий Крюков 1
5258 Бережной Андрей 1
2429 Гришин Николай Павлович 1
5386 Михаил Омелин 1
3171 Алексей Толстых 1
17500 Коростелева Марианна Юрьевна 1
17710 Ольга Яковлева 1
8695 Крюковский Сергей 1
7872 Юра Штенгель 1
8124 Евгений А. 1
-
ЛЮДИ ВСЁ ВЕСЬМА И ВЕСЬМА ОБРАЗОВАННЫЕ -
А ВОЗРАЗИТЬ ИМ НЕЧЕГО, И СОГЛАСИТЬСЯ ОНИ ТОЖЕ НЕ СПЕШАТ ....
Впервые читаю СЕРЬЁЗНЫЙ довод в оправдание Михаил Афанасьича ....




Священник Сергий Чечаничев

православный христианин

Тема: #55262
Сообщение: #1933954
18.03.06 09:05
Ответ автору темы | Священник Сергий Чечаничев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

(окончание)

4. ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР СВОИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ?


Действительно, что хотел сообщить М.А.Булгаков как писатель-мыслитель своим современникам и тем более потомкам - неужели ещё одну версию древней гностической ереси, давно осужденной христианской Церковью?

Нет, конечно. Михаил Булгаков был русским писателем, наследником православной духовной традиции, и плодить новых заблуждений он не стал бы. При всей несопоставимости ключевых образов романа - какого-то пародийного, чуть ли не толстовствующего непротивленца Иешуа и претендующего на божественное достоинство демона - в лице Га-Ноцри Булгакову удалось действительно "протащить" в советскую безбожную литературу 30-х годов частицу христова света. О романе - ещё до его публикации - узнали многие. Неслучайно так заволновались латунские и берлиозы - они почуяли, что это вовсе не "роман о дьяволе", а сказание о Боге. Если бы Булгакова не поддержал тогда Сталин (и не только своим знаменитым телефонным звонком, решившим его судьбу) - быть бы автору "Белой Гвардии", "Дней Турбиных", "Собачьего сердца" и "Мастера" на Соловках вместе с П.А.Флоренским и А.Ф.Лосевым. Кстати, современные литературоведы не сомневаются, что прообразом Воланда во многом послужил сам будущий Генералиссимус. Автор этих строк помнит, что в дни его студенческой юности (конец 1960-х - начало 70-х годов) роман "Мастер и Маргарита" вызывал замешательство у профессиональных атеистов не столько "из-за черта", сколько именно "из-за Христа". К черту советские люди, так или иначе, были уже приучены (и поминали его всуе через слово), а вот чтобы серьёзно говорить о Христе - этого в массовом сознании не было. Помню, ещё раньше, в пятидесятых годах, у нас в классе обнаружилась девочка с крестиком на шее - как её, бедную, засмеяли...

И вдруг в блистательном романе читаем: "Имейте в виду, что Иисус существовал...". Очень многих тогдашних молодых людей Булгаков впервые побудил задуматься о Боге, в том числе и меня, грешного. В ноги надо поклониться писателю за то, что в яростно-безбожную пору он отважился говорить о Спасителе мира. В 30-х годах ещё взрывали на Руси храмы, ещё праздновали свою мнимую победу над христианством идейные бухарины и "ярославские"-губельманы. Фактическое восстановление Сталиным Русской Православной Церкви было ещё впереди. Апостольское служение - по мере сил - вменяется, как известно, в обязанность каждому христианину. Если же это берется гений - радуются ангелы на небесах.

А как же быть с гностическими темами "Мастера и Маргариты?" - может спросить читатель. Из песни ведь слова не выкинешь?

Из текста романа следует - и мы это уже отметили - что подлинным автором повествования о Пилате и Иешуа выступает Воланд, а Мастер оказывается всего лишь его соавтором. Мастерский статус Воланда - в масонском смысле этого слова - подчеркнут Булгаковым вполне определенно: брильянтовый треугольник на золотом воландовском портсигаре - классическая масонская эмблема. "Парадокс Воланда - Иешуа" разрешается именно тем, что автором ершалаимских глав романа ("евангелия от Воланда") является сатана: это его взгляд, его мера жизни и красоты, его понимание Бога господствуют в трактовке фигуры Иешуа.

Со своей стороны, образ Иешуа Га-Ноцри несомненно несет на себе отсвет своего небесного Прототипа. Личность Иешуа символизирует "зрак раба", в котором пришел на землю Сын Божий, ненасильственный характер его деяния, его тихий зов к человеку. Иисус никого не заставляет "быть хорошим". Между тем в толковании беса эта сущностная черта Иешуа выглядит беспомощной слабостью, рассчитанной на рабов (здесь Воланд рассуждает совсем как Заратустра-Ницше). Дьявол по собственной воле лишился Света (он помнит о Свете, и потому он "печально-строг", как выразился о деннице Н.Гумилев), однако понять жертву Спасителя он до конца не в состоянии: для этого нужен не ум (не гнозис), но "сердце болезнующее". Коротко говоря, нужна любовь к Отцу, которой у дьявола нет. И "бесы веруют и трепещут", сказано в Писании, но любят они только себя. Подобное познается подобным, а какое подобие у сатаны с жертвующим собой Богом?

Итак, вовсе не еретический гнозис подводит итог всему описанному в романе. Совершенно прав диакон А.Кураев, подчеркивая символическое завершение московского вояжа Воланда тремя предпасхальными днями. Сеанс в варьете приходится на вечер Великого Четверга (служба 12 евангелий), бал у сатаны идет в ночь с Пятницы на Субботу (кровавая баня Маргариты), и через несколько часов Воланд спешно покидает Москву: "Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора". Когда в храмах начинают петь "Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав", нечисти тут делать нечего ("ад, где твоя победа?"), и демонский легион вместе с примкнувшими к нему Мастером и Маргаритой исчезает (в сущности, бежит) из столицы Святой Руси. "Отрежу руку" - кричит напоследок Азазелло крестящейся женщине, а это значит, что он крестного знамения боится. Вся воландовская конструкция бытия оказывается грандиозным симулякром, "фальшаком", и рушится при приближении Воскресения, подобно тому, как разрушились стены воображаемого ("виртуального") зала, где проходил первый бал ведьмы Маргариты - вальпургиева ночь мертвецов.

В заключение подчеркну ещё раз: метафизически М.А.Булгаков выполнил для русской светской культуры работу Гете - вплотную познакомил её с хозяином тьмы. Писатель отнесся к этой работе предельно серьёзно, чтобы ни у кого не осталось иллюзий по поводу страшной опасности люциферианства для мира и человека - опасности тем более коварной, что рядится она в одеяния творчества, красоты и силы. Сатана, как известно, есть обезьяна Бога, подделка под Него, бывший лучший ангел небесного воинства, провозгласивший свою единосущность с Творцом, и потому так велико - и, как показывает Булгаков, для многих людей почти неотразимо - исходящее от денницы притяжение. Иногда это ставят писателю в вину...

Действительно, тема Воланда громко звучит в многоголосии булгаковского текста. Но громче всех - не значит выше всех. В Писании сказано, что не в реве бури и не в землетрясении Бог, а в тихом дуновении ветра ("глас хлада тонка"). Булгаков намеренно обострил (радикализировал) противостояние образов "всесильного" демона и "бессильного" Иешуа в своем романа, чтобы показать всем духовное преимущество Света. Как уже говорилось, тьма в христианском мире есть именно отсутствие Света, она не обладает собственным бытием, сколько бы крови ни выпил за него Воланд. Вампир не отбрасывает тени, в подлинно онтологическом плане он не существует. Богу не нужны "фальшаки", чтобы утвердить свою волю на небе и на земле. Христос воскрешал мертвых и успокаивал море, но приходил Он не за этим, а за свободной любовью и верой человека. Потому он и позволил судить себя иудейскому синедриону, и дал римскому прокуратору распять себя на кресте рядом с двумя разбойниками, одному из которых сказал: "ныне же будешь со мною в раю" (Лк. 23, 43). Выше этого подвига самоотвержения Абсолюта нет ничего во всей вселенной. Фокусы дьявола и его команды - ничто по сравнению со смертным кенозисом Богочеловека, завершающегося Воскресением. И улетает Воланд из пасхальной Москвы, потому что об этом знает. Обласканным же им Маргарите и Мастеру предстоит сомнительная вечность "с никогда не улыбающимся лицом", и вряд ли её наполнит радостью даже призрачный блеск луны и музыка Шуберта. "Засаленный и вечный колпак перед сном" - вот что обещает подруга Мастеру. А читателю, закрывшему последнюю страницу замечательного булгаковского произведения, предстоит уже сознательно сделать собственный выбор между Светом и тьмою - причем не в романе, а в жизни. Совсем как бывшему Бездомному, отбросившему дурацкий псевдоним...


Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Предание 251

Заветы святых Кирилла и Мефодия.

18 апреля 2021 в 17:21Андрей Бузик
Солунские святые Кирилл и Мефодий передают славянам азбуку Что значат для нас святые братья Кирилл и Мефодий, помимо того, что они создали нашу азбуку? Какие заветы они нам оставили? Первый завет — ... читать далее »

Песни 63

Песня "Солдаты Христа" поёт Среднеуральский женский монастырь

18 апреля 2021 в 15:43Андрей Рыбак
Монахини Среднеуральского женского монастыря Песня "Солдаты Христа" поёт Среднеуральский женский монастырь читать далее »

Проповедь 40

Мы должны стоять за правду. Протопресвитер Андрей Алешин

17 апреля 2021 в 22:11Андрей Рыбак
протопресвитер Андрей Алешин Мы должны стоять за правду. Протопресвитер Андрей Алешин читать далее »

Планета 237

Прямая трансляция посадки корабля «Союз МС-17» 17 апреля 7:20 мск

17 апреля 2021 в 06:02Андрей Рыбак
спускаемый аппарат космического корабля «‎Союз МС-17»Экипаж «Союза МС-17» Кэтлин Рубинс, Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков. Байконур, октябрь 2020 - 17 апреля 2021 года Прямая трансляция ... читать далее »

Паломничество 224

Христианская Эфиопия - 3: Королевский замок Гондора и другие "сказки"

16 апреля 2021 в 11:29Андрей Рыбак
Христианская Эфиопия Христианская Эфиопия - 3: Королевский замок Гондора и другие "сказки" 3-я серия фильма Христианская Эфиопия - это более глубокое знакомство с Эфиопской традицией. Мы поговорим о ... читать далее »

Эсхатология 645

Прощай Славянская Война

15 апреля 2021 в 18:25Фокин Сергей
Хругвь За Веру, Царя и Триединую Русь "Пророчества предостерегают; а кто противится, на том сбываются. Мир человека творится волею самого человека по благоизволению Божию" (Преподобномученик ... читать далее »

Катастрофы 269

Россию хотят превратить в самую настоящую "пустыню"

14 апреля 2021 в 20:05Андрей Рыбак
Такое будущее готовят России Сложно себе представить, что люди, наделённые властью, намерены нанести существенный, а может быть, и смертельный удар по России. Однако, когда анализируешь не ... читать далее »

Поиск Святой Руси 300

Каждый человек целая Вселенная. Или о проекции Небесного Царства.

14 апреля 2021 в 09:15Андрей Рыбак
Каждый человек целая Вселенная. Яхта на Плещеевом озере. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, ... читать далее »

История 504

Хронология подготовки и полета Гагарина в космос.

12 апреля 2021 в 16:37Андрей Бузик
Юрий Гагарин, первый человек в космосе Шестьдесят лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком, который полетел в космос. Полет продолжился 108 минут. Как он готовился и проходил — в хронологии ... читать далее »

Молитва 336

Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего

12 апреля 2021 в 10:07Андрей Рыбак
Будь внимателен в молитве "Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего, Чтобы я вносил любовь туда - где ненависть, Чтобы я прощал - где обижают, Чтобы я соединял - где есть ссора, Чтобы ... читать далее »

Лыжи

Соревновательный сезон 2020-2021 года официально завершен.

Соревновательный сезон 2020-2021 года официально завершен. На этой неделе прошли Чемпионаты России по фристайлу в дисциплинах "слоуп-стайл" и "биг-эйр". Они стали заключительными в нынешнем сезоне. ... читать далее »

Каякинг

В Кракове прошел первый соревновательный день отборочных соревнований

Польский канал "Колна", расположенный в Кракове, в эти выходные стал местом отбора сразу в три национальные сборные   России, Польши и Словакии. Борьба на трассе идет очень напряженная, причем не ... читать далее »

Шутка 185

Бог Гагарина видел и благословил его.

18 апреля 2021 в 17:05Андрей Бузик
Митрополит Иосиф (Чернов) В 60-х годах ХХ века уполномоченный Совета по делам религий вызывает к себе митрополита Иосифа Алма-Атинского (ныне прославленного в лике святых) и говорит: «Вы должны ... читать далее »

Народный промысел 77

Счастливые люди Или почему у меня нет заграничного паспорта.

18 апреля 2021 в 12:21Андрей Рыбак
Природа и охота в работах Вадима Алексеевича Горбатова Счастливые люди Или почему у меня нет заграничного паспорта. Название к этому ролику было придумано до того как я узнал что под почти таким же ... читать далее »

Путешествия 263

Николай Пржевальский. Экспедиция длиною в жизнь. Тибет

17 апреля 2021 в 20:25Андрей Рыбак
Николай Михайлович Пржевальский. 1876 год Николай Пржевальский. Экспедиция длиною в жизнь | @Русское географическое общество | Тибет Николай Михайлович Пржевальский остался известен широкой публике ... читать далее »

Церковь 662

Мудрая дева. Фильм иеромонаха Игоря (Васильева)

16 апреля 2021 в 23:34Андрей Рыбак
Священномученник Игорь Розин Мудрая дева. Фильм иеромонаха Игоря (Васильева) Бог Един Благ и Благо все устраивает. Первый камень, который Отец Небесный положил в начале Своего строения, есть Сын ... читать далее »

Любовь 82

Этот "дивный" цифровой мир без Любви и свободы.

16 апреля 2021 в 11:06Андрей Рыбак
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и ... читать далее »

Интересно 506

Девятов А.П. "Барабаны Войны"

15 апреля 2021 в 18:08Андрей Рыбак
А. Девятов. Девятов А.П. "Барабаны Войны" 15-04-2021 читать далее »

SOS! 487

Верующих выгоняют из Среднеуральского женского монастыря / Гонения на православных в России

14 апреля 2021 в 10:23Андрей Рыбак
Верующих выгоняют из Среднеуральского женского монастыря / Гонения на православных в России Верующих выгоняют из Среднеуральского женского монастыря / Гонения на православных в России Прошли ... читать далее »

Выживание. 281

Советы ветеранов боевых действий на случай военных действий

13 апреля 2021 в 20:12Андрей Рыбак
Русские солдаты Советы ветеранов боевых действий на случай военных действий читать далее »

Патерик 181

Согрешивши не вини тело, но мысль

12 апреля 2021 в 10:21Андрей Рыбак
Согрешивши не вини тело, но мысль Согрешивши не вини тело, но мысль прп Марк Подвижник читать далее »

Притчи 283

Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас

12 апреля 2021 в 10:04Андрей Рыбак
Мудрые советы бабушки У одной доброй, мудрой старушки спросили: — Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет? — Есть, милые. Все ... читать далее »

Скалолазание

Гарнбрет и Ондра   сильнейшие в Майрингене

В Майрингене завершился первый этап Кубка мира по скалолазанию в дисциплине "боулдеринг". Победителем соревнований в Швейцарии второй раз подряд стал чех Адам Ондра. Он сделал три топа из четырех ... читать далее »

Прочее

Первый день международного этапа конкурса "Саянский марш"

Первый конкурс в рамках АрМИ-2021 - "Саянский марш" прошел 15 и 16 апреля в Красноярском крае на базе горной подготовки "Ергаки". Соревнования состояли из двух этапов и проходили два дня, во время ... читать далее »

Календарь 2800

19 апреля. Святителя Евтихия, архиеп. Константинопольского. Равноапостольного Мефодия, архиеп. Моравского. 120-ти Персидских мучеников.

18 апреля 2021 в 16:41Андрей Бузик
06 апреля по старому стилю / 19 апреля по новому стилю понедельник Седмица 6-я Великого поста (седмица ваий). Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты). Свт. Евтихия, ... читать далее »

Стихи 984

Не из засады

18 апреля 2021 в 11:58Владимир Лучит
Не напускною торжествующей бравадой И не, хотя бы и стальною, многослойною бронёй Пред вызов свой тебе бросающим врагом хвались, на бой С ним выходя открытый и решительный не из засады, – Хвались, ... читать далее »

Творчество 404

Виссарион о жизни и смерти. А вы с ним согласны?

17 апреля 2021 в 20:06Андрей Рыбак
Виссарион с дочерью Дианой Виссарион о жизни и смерти. А вы с ним согласны? читать далее »

Акафисты 242

Акафист Похвала Пресвятой Богородице.

16 апреля 2021 в 22:14Андрей Рыбак
Дионисий. Похвала Богородице. Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре Акафист Пресвятой Богородице В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно ... читать далее »

Мир 332

Цифровая удавка для России. Люди больше не нужны

15 апреля 2021 в 22:10Андрей Рыбак
Цифровая удавка для России. Люди больше не нужны Цифровая удавка для России. Люди больше не нужны / Владимир Боглаев, Ольга Четверикова читать далее »

Иконы 322

Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет».

15 апреля 2021 в 16:55Андрей Бузик
В 17-18 веках в московском Алексеевском монастыре появился новый образ Богородицы — икона «Неувядаемый Цвет». Благодаря красоте и изяществу, он полюбился насельницам монастыря и прихожанам. Однако ... читать далее »

Разное 1148

Эпохальное событие. Всем миром против геноцида

14 апреля 2021 в 10:12Андрей Рыбак
На побочку уже наплевать. Геноцид прививочный Эпохальное событие. Всем миром против геноцида читать далее »

Святые 259

Евфимий Суздальский. Печальник земли Русской

13 апреля 2021 в 15:58Андрей Бузик
Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский, чудотворец Документальный фильм «Евфимий Суздальский. Печальник земли русской» – совместный проект Нижегородского отделения ИППО и Печерского ... читать далее »

Высказывания 486

Три стадии стяжания благодати Духа Святого

12 апреля 2021 в 10:13Андрей Рыбак
преподобный Софроний Сахаров Первая стадия стяжания благодати Духа Святого - соединение с Богом как дар благоволения Божия. Вторая стадия стяжания благодати Духа Святого - период ... читать далее »

Общий 1289

Сергий Алиев - Процесс объединения начался!

11 апреля 2021 в 20:16Андрей Рыбак
Сергий Алиев - Процесс объединения начался! Сергий Алиев - Процесс объединения начался! читать далее »

Велоспорт

Результаты Всероссийских соревнований по маунтинбайку в Псебае

17 апреля в поселке Псебай (Краснодарский край) прошли Всероссийские соревнования по велоспорту маунтинбайк в дисциплине "кросс-кантри" среди женщин, юниорок, и юношей 15−16 лет. Для юниорок ... читать далее »

Лыжи

Ксения Орлова и Дмитрий Мулендеев выиграли Чемпионат России по фристайлу в дисциплине "биг-эйр".

Состоялся Чемпионат России по фристайлу в дисциплине "биг-эйр" сезона-2020/21, который прошел на курорте "Красная Поляна" (Сочи, Краснодарский край). Чемпионат России среди женщин выиграла спортсменка ... читать далее »

© 1999-2021 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru