Сорокин Иоасаф
православный христианин (пресвитер)
Тема: #5503
Сообщение: #123278 29.11.00 00:27
|
Уважаемый Станислав! Спасибо за ответ, однако, далеко не бесспорный. Разрешите предложить Вам не свои скудные размышления на эту тему, а высказывания некоторых учителей Церкви.
Преосвященный Филарет, митрополит Московский поучает: "Слышащий, что вознесшийся Господь "седе одесную Бога", не должен представлять в уме ничего телесного и чувственного, а должен только помышлять, что Христос имеет единую с Отцем вседержительную власть, единую с Ним славу, единое царственное промышление о всем мире, и особенно о Церкви спасаемых. Вообще, не устремляй дерзновенно полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там "свет неприступный" (1 Тим. 6, 16). Если пред сотворенным светом видимого солнца изнемогает твое око; как не изнемогает неочищенное от брения око ума твоего пред светом вечного Солнца духов, пред Которым и высшие из ангелов закрывают лица? И апостольские взоры не далеко могли следовать за возносившимся Господом; облак подъял Его и скрыл от них. И как они в сие время "поклонишася Ему", так и ты, после скромного взора веры на небо, пади, сын праха, смиренно в прах и неизреченное величие почти безмолвным благоговением. ... В Воскресении тело Его изменилось и приняло такие свойства, что было видимо и в то же время становилось невидимым, было осязаемо и проходило сквозь заключенные двери, принимало пищу и не подлежало изменению. Воскресший Спаситель 40 дней находился на земле; но в продолжение сего времени был видим только тогда, когда являлся святым апстолам. Где и как проводил Он прочее время, неизвестно. Но, очевидно, что земля не могла уже быть жилищем для Него. Телу бессмертному, прославленному и обоженному, гораздо свойственнее обитать на небе, чем на земле". ( Булгаков С.В. Настольная книга церковно-священнослужителя. Репр. изд. Издательский отдел Московского Патриархата. М., 1993, с. 666-667).
А преп. Иоанн Дамаскин вещает: "Божественный апостол говорит: "Подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в бессмертие". И опять: "Сеется в тление, востает в нетлении: сеется в немощи, восстает в силе: сеется не в честь, восстает в славе: сеется тело душевное, - то есть, и грубое, и смертное, - восстает тело духовное", неизменное, бесстрастное, тонкое, каков было тело Господне после Воскресения, проходившее чрез запертые двери, неутомляющееся, не не нуждающееся в пище, сне и питии. Ибо, говорит Господь: "Будут, яко ангели Божии". Уже не будет брака, не будет деторождения. Действительно, божественный апостол говорит: "Наше бо житие на небесех есть, отнюдуже и Спасителя ждем Господа Иисуса: Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его, - разумея не превращение в другой образ, - нет! - но лучше: изменение из тления в нетление". Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. "Лодья". М., 1998, с. 343.
А вот приведу мнение на этот счет Б.И. Гладкова, одобренное св. Праведным Иоанном Кронштадским. "Во всей евангельской истории упоминается об одном только случае, когда тело Иисуса Христа не было подчинено законам природы; случай этот - шествие Его по морю к апостолам, изнемогавшим в отчаянной борьбе с разъяренными морскими волнами. Как Бог, Он был выше всех законов природы, господствовал над ними, творя чудеса, но не подчинялся им; а как Человек, Он никогда не пользовался лично для Себя Своею Божественной властью, и если пошел по водам морским, то для того только, чтобы спасти Своих учеников. Словом, Он был истинный Бог и совершенный Человек, обладавший телом человеческим, подчиненным законам природы, способным чувствовать страдания, подверженным смерти. После же Воскресения Христа, тело Его приобрело другие свойства. Не стесняясь пространством и преградами, Христос мгновенно появлялся и мгновенно становился невидимым, несмотря на то, что обладал таким тело с костями, которое можно было осязать, которое способно было принимать пищу. Это доказывает, что Христос воскрес не только духовно, Духом, но и телесно; только тело Его стало особенным. Такое состояние тела кажется нам непонятным. Но все ли мы знаем? Все ли для нас понятно? Все ли доступно нашему ограниченному уму? Не верим ли мы в такие явления, которые понять мы не можем, но которыми, однако, пользуемся? Какое же основание мы можем иметь, чтобы отвергать особое состояние тела Воскресшего Господа, если достоверные свидетели дают нам несомненные , хотя бы и непонятные для нас, сведения о Нем? Если мы признаем сведения эти безусловно достоверными, то должны и верить им также безусловно, как верим во многие непонятные для нас явления, в достоверности которых не сомневаемся". Гладков Б.И. Толкование Евангелия. "Синтагма". Репр. Изд. Калуга, 1998, с. 690.
А Лопухин А.П. в своей "Библейской истории Нового Завета" сообщает. "Для них (учеников - Сорокин И.) непостижимо было существо их Учителя. Сколько раз Он являлся им, вкушал с ними, давал осязать Свои раны, - но неожиданные явления Его им до сих пор приводили в смущение. Не имели они еще того Духа, Который бы научил их всему. И теперь, собравшись на пустынной горе, они с радостью ожидали Его, но радость их была не безраздумья. Раздумье было прервано явлением Учителя. "Увидев Его, ученики поклонились Ему; а иные усумнились". Последних смутила та же неожиданность, с которой предстал пред ними Учитель. Не понимая духовности существа их преображенного Воскресением Учителя, они все еще предполагали видеть в Нем прежнего, облеченного грубою плотию Иисуса". Лопухин А.П. Библейская история Нового Завета. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Репр. изд., 1998, с. 539.
А в своей "Толковой Библии" он говорит. "Главная суть и ценность всех рассуждений апостола кратко выражается им в положении: (Мы имеем такого Первосвященника, который воссел одесную Престола величия на небесах). Здесь, на небесах, одесную Престола Божия, - Его Скиния, Его Святилище и Святое Святых, где Он и священнодействует за нас Своим ходатайством. Это не скиния рук человеческих, хотя и руководимых Богом, а истинная Скиния непосредственной мысли Божией, духовная, небесная Скиния, под которой надо разуметь все то, что совершил Господь Иисус для нашего спасения в соответствие с тем, что совершилось в Моисеевой скинии прообразовательно и что вообще совершается в благодатном Царстве Христовом как на небе, так и на земле в силу первосвященнического служения Иисуса Христа. Первосвященник в небесном идеальном святилище, а жрец не может быть без жертвоприношения, которое у нашего первосвященника могло быть только небесное, потому что - будь оно земным - оно не имело бы места, так как здесь есть жрецы по закону Моисееву. Т. о., должно быть и действительно есть другое святилище, где священнодействует Христос. И Его священническая деятельность настолько выше здешней подзаконной, насколько заключенный при Его посредстве завет с Его обетованиями выше Ветхого, с его сеновным святилищем и установлениями. Он Сам и Жрец и Жертва. Скиния и Богослужение в ней служили, по выражению апостола, "образу и тени небесного", причем самое устройство скинии представляется сделанным по образу, показанному Моисею на горе. Это небесное в данном случае есть все в небесном мире относящееся к первосвященству Христову и приспособленное в особом видении Моисее для возможного в земных условиях воспроизведения, отображения и, так сказать, истолкования установлениями и обстановкою скинии. Если Моисею видение представлялось подробным и точным планом постройки, то вне этого видения такой план, конечно, не существовал: он тоже был лишь "образом и тенью небесного", на земной язык непереводимого. Грубое представление талмудистов, утверждающих, что скиния в буквальном смысле доныне стоит на небесах и в свое время сойдет на землю вместе с Небесным Иерусалимом, ни в каком случае не имеет опоры на приведенных местах Исхода и Послания апостола. Лопухин А.П. Толковая Библия. Т. 3, Стокгольм, 1987, с. 462-463.
Далее. Вышеупомянутый преп. Иоанн Дамаскин в том же "Точном изложении Православной веры" пишет по поводу "седении одесную Отца" следующее. "... Мы утверждаем, что Христос телесным образом сел по правую руку Бога и Отца, но о правой руке Отца говорим не в местном (прямом, дословном - Сорокин И.) смысле. Ибо каким образом Неописуемый мог бы иметь правую руку, ограниченную местом? Ибо правая руку и левая принадлежат тому, что ограничено. Но под правой рукой Отца разумеем славу и честь Божества, в которой Сын Божий, как Бог и как Единосущный с Отцом находясь прежде веков, "в последок дний" воплотившись, пребывает и телесным образом, т.к. плоть Его прославлена вместе с Ним; ибо Он вместе с плотию Его приветствуется единым поклонением со стороны всякой твари. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. "Лодья", репр. изд., М., 1998, с. 271.
Станислав! Не думайте, что упрощенность и легкость учения или мировоззрения есть критерий истинности данного учения. Пусть это останется Вашим мнением. Но мнение Церкви по этому вопросу я уже высказал выше. И по поводу самого последнего Вашего вопроса. Между мотором и бензином есть, помимо фильтров очистки топлива, и бензонасос.
С уважением,
Сорокин И.
|