Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Домострой / Посоветуйте, как быть. Ребенок безобразничает в Храме Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Посоветуйте, как быть. Ребенок безобразничает в Храме
Анатолий И

православный христианин
Тема: #54585    04.03.06 15:55    Просмотров: 3898 [184]

Сообщений: 24    Оценка: 0.00   Страницы: 1 | 2 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

Сыну три года. Последний год (примерно с тех пор, как появилась сестра) - затянувшийся кризис "двухлетних". Перепробовали все, что могли. И наказывали, и не наказывали. Объездили кучу специалистов, выслушали множество рекомендаций. С унынием удавалось хоть как то бороться, пока ребенок сносно вел себя в храме. Духовник благословил причащать не реже раза в неделю, что мы и старались.
Сын и раньше пытался шалить в Храме, но сегодня был просто ужас. Сначала вырвался от меня, носился топая по Храму, забежал на амвон. Я хотел уже вывести его, но вышел батюшка с Чашей, и мы подошли к причастию. И пока батюшка читал "Верую, Господи и исповедую ..." сын стал пытаться перекрикивать батюшку, просто из озорства, смеялся на замечания. И не потому, что не знал, что в храме нельзя шуметь, а именно потому, что ЗНАЛ. В машине пытались увещевать, но он вполне доволен собой, повторял только "Буду кричать в Храме".
Теперь полное уныние. Надеялся я уже только на то, что будем еженедельно причащать. В Храм я его вводил только к "Со страхом ...", если вел себя хорошо стояли, подходили к кресту. Как дальше - не знаю. Может быть кто то сталкивался с подобным. Посоветуйте.

Зернов Павел Васильевич

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1911412
08.03.06 18:47
Ответ автору темы | Анатолий И православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Читаю про вашего сынулю и узнаю своего - ему 2, 7 г. Ужасный озорник. Причем старший в 2 года мог выдержать монастырские службы по 4 часа очень спокойно - потому что сам спокойный. Этот же как шило. Поэтому стараемся, как и вы, приходить прямо к причастию. Однажды в храме встал на четвереньки и стал лаять - представляете, что сказали бабушки "всесведующие". Но, честно, это было однажды. Мы всегда говорим, что причастие это праздник "Ура, Илюша причастился - у души его праздник", а во вторых, когда он не захотел в храм - оставили его дома. Больше отказов вроде не было. Но выходки со словами против Бога тоже были - грозились "не играть, не читать, не показывать мультики" за это. Просто есть спокойные дети, а есть как наш с вами - гиперактивные, это очень интересные дети - с ними не соскучишься, зато требуют больше сил и внимания. Главное без насилия. Молится он одной молитвой: "Господи, помилуй папу, маму, братика, сестричку,..." Недавно сам подошел к иконам и очень проникновенно сказал: "Господи, прости меня". Так что и хорошего и плохого у нас тоже пополам.
Храни вас Бог и ваших родных и близких!


Григорий

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1908688
07.03.06 13:09
Ответ автору темы | Анатолий И православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Как-то в интернете натолкнулся на совет детского психолога, который для подобных случаев предлагал попробовать следующее - показать ребенку, что посещение храма для него является величайшим поощрением. Если его лишают быть в храме, значит это большее наказание, чем лишение любимой сладости, игрушки, похода с родителями в зоопарк и подобное.
"Сегодня мы с папой пойдем в храм, а ты останешся дома, потому что был плохим, не делал то-то и то-то, не слушал папу, маму, бабушку и прочее. Это для тебя наказание. Когда исправишься, тогда возьмем тебя с собой". Заметьте наказание не за плохое поведение в храме, а наказание за его проступки вне храма.


Деор Владимир

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1907474
06.03.06 23:26
Ответ на #1905458 | Анатолий И православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Моему тоже 17, состоит в штате храма (алтарник). Ну и конечно всё с под палки. И тоже думаешь как бы не перегнуть. На младшего (10 лет), после прочтения статьи наезжать перестали. Будем смотреть по ситуации, а там как Господь устроит.

Деор Владимир

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1907458
06.03.06 23:18
Ответ на #1906097 | Валерия Макарова православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

И Вас спаси Господи!
Написал Игумен Петр (Мещеринов).
Мы в храме положили эту статью как листовки, разошлись быстро.


Александр Монин

сомневающийся

Тема: #54585
Сообщение: #1906485
06.03.06 15:24
Ответ автору темы | Анатолий И православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

здравствуйте, Анатолий

в дополнение к статье игумена Петра (Мещеринова) "О церковном воспитании детей", размещенной в этой теме Владимиром Деором, очень рекомендую Вам зайти на форум Патриаршего Центра Духовного Развития Детей и Молодежи, вот темы с обсуждением этих вопросов:
http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=242
http://www.cdrm.ru/ibforum//index.php?showtopic=186&hl=воспитание++детей


ИванКл.

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1906297
06.03.06 13:44
Ответ автору темы | Анатолий И православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

У меня сын тоже гиперактивный. Сейчас ему 5 лет, у него кличка во дворе "камикадзе".

Но в церкви он на удивление всегда вел себя спокойно. Может быть, потому, что мы только в первый год старались с женой его прчащать почаще. А в 2-3 года стали реже, чтобы посещение церкви не стало для него чем-то скучным и дежурным .
Хорошо, если в церкви есть дворик (как у нас), там детишки могут поиграть, если им станет в храме душно или скучно.
Если удобного огороженного двора нет или на улице холодно, я стараюсь ближе к алтарю подойти с сыном, и он нередко садился на солею вместе с другими детьми.
Вчера на литургии детей было много, больше 20. От грудничков до подростков. , Но никто не кричал, такая тишина стояла, я даже удивился.
Наверное, не стоит сильно переживать все же, если ребенок шалит. Главное, не надо его ругать и запрещать что-то или навязывать. Я стараюсь своему как можно больше спокойно объяснять, почему люди в церкви делают то и это, почему молчат, когда нужно, почему, когда нужно поют или кланяются.

Вчера он впервые долго стоял перед распятием. даже рот открыл.
А вопросами уже давно достает: "Почему Христос в колючей шляпе?", "Почему у Него кровь из бока течет?", "почему у Него страшный скелет под ногами?", "А Боженьку прямо в этой церкви замучили?", "Где Боженька сейчас?", "Где можно про такого Боженьку, Того, что в колючей шляпе, посмотреть кино?", "Боженька, что ли, круче Бэтмена?", "Почему другой "боженька" с тетенькой ругается?" (священник строго разговаривал с какой-то матушкой) :) И т.д.
Иногда с трудом сдерживаюсь, чтобы не рассмеяться, когда он меня в церкви вопросами "мучает".

То есть пока был маленький, ему происходящее было не очень интересно и он завороженно смотрел только на свечи и слушал приятное на слух пение. А сейчас хочет все знать.


Валерия Макарова
Валерия Макарова

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1906097
06.03.06 12:04
Ответ на #1904993 | Деор Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спаси Вас Господи, Владимир! Как верно написано!
А кто это написал?


Анатолий И

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1906025
06.03.06 11:32
Ответ на #1905664 | Олег Владимирович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Просто когда в семье младенец, драться старшему запрещают больше всего. А в качестве наказания от него обычно уходят в другую комнату и запираются. И непокупание машинок. Теоретически я сторонник телесных наказаний, но с гиперактивным ребенком это противопоказано, поэтому никогда не шлепаем.

Олег Владимирович

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1905664
06.03.06 06:08
Ответ на #1905368 | Анатолий И православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

когда бабушка пыталась его урезонить, напомнила про то, что Бог на него смотрит - ответил, что побьет и ...
Откуда то ж у ребенка появилась страсть к "побиванию". К нему воспитательные меры подобного рода не применяются?


Галина А.
Галина А.

православный христианин
(новоначальный)

Тема: #54585
Сообщение: #1905476
06.03.06 00:57
Ответ автору темы | Анатолий И православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Вы слишком многого хотите от 3-х летнего ребенка. не надо его силой в Храм тащить - наступит нужное время - сам туда пойдет

Анатолий И

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1905458
06.03.06 00:44
Ответ на #1904993 | Деор Владимир православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Многие представленные ситуации, когда детей насильно водят в Церковь, для нас абсолютно неприемлемы. Когда речь заходит о православном воспитании, я всегда вспоминаю сына своего друга. С ранних лет усиленное православное воспитание очень активной православной матерью, православная гимназия, обязательные поездки к старцам, постоянный контроль всего. А потом просто бунт, уход из дома в банду и гибель в 17 лет. Наверное это не характерный случай, но я не могу не оглядываться на него. Самая страшная судьба из детей моих друзей для меня неотделима от самого усиленного воцерковления. И очень страшно самому "перегнуть палку", т.к. протест неизбежен.

Анатолий И

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1905431
06.03.06 00:23
Ответ на #1904520 | Свящ. Михаил Неверов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Благословите, Батюшка
Мы причащаем сына каждую неделю по благословению духовника. Это у нас совершенно отдельное "мероприятие", обычно на неделе. О том, чтобы постоять часть службы нет и речи. Входим в Храм только к Чаше. Больше всего меня волнует, чтобы в посещении церкви над ребенком не было насилия. Естественно, когда чуть подросший ребенок заявит о нежелании идти в церковь, он не пойдет. Но в три года и сборы на прогулку у нас часто со скандалом, капризами и шантажом, что уйдем без него.
Но возможно действительно мы водим его слишком механически, мало о чем беседуя. Но я, если честно, вообще не знаю, что ему рассказывать в таком возрасте.


Анатолий И

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1905368
05.03.06 23:47
Ответ на #1904240 | Елена Викторовна Тростникова православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

///Кстати, каков уровень представлений ребенка о Причастии, что ему объясняли?///

Для меня во многом загадка его представления вообще. Иногда в храме он ставит свечки, выслушивает по дороге в храм про Бога и причастие. Прикладывается к иконам. А иногда начинает безобразничать, обижать сестру, когда бабушка пыталась его урезонить, напомнила про то, что Бог на него смотрит - ответил, что побьет и ...(не стану дальше писать, но для него это характерно, если в подъезде не горит свет, он грозится побить свет, если спряталось солнце - то побить солнце).
А домашние молитвы с ребенком - для меня пока несбыточные мечты. Иногда только постоит рядом, пока я читаю правило.


Деор Владимир

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1904993
05.03.06 20:31
Ответ автору темы | Анатолий И православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

О ЦЕРКОВНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Вот несколько взятых из жизни историй.

…Небольшой храм на окраине города. Идёт Божественная Литургия. Прихожане сосредоточенно молятся. Во время чтения Евангелия двери храма открываются, и входит православная мама с двумя детьми: один – лет трёх, другой совсем маленький. Старший, постояв возле мамы десять секунд, начинает ходить по храму, пробираясь между людьми, топоча и разговаривая с самим собою на своём детском языке. Младший на руках мамаши то гулит, то лопочет, а то громко вскрикивает; затем начинает плакать. Мамаша принимается успокаивать его. Сосредоточенная молитва улетучивается; молящиеся начинают испытывать ужасный дискомфорт. Наконец, кто-то из прихожан осмеливается сделать замечание. В ответ на него он видит решительно сжатые губы, или слышит отповедь: «как же, Христос сказал: не препятствуйте детям приходить ко Мне; а вы что, гоните меня с детьми из храма?» У всех взвинчены нервы; Литургия обессмысливается…

…Выносится Чаша. К ней две женщины – мама и бабушка – подносят вопящего ребёнка. Он орёт: «Не хочу!!!», выгибается дугой, бьёт воздух руками и ногами. Мама скручивает ему руки и ноги, бабушка фиксирует голову, сюсюкая: «Ням-ням, Машенька, дядя тебе сейчас конфетку даст». Священник, проявляя чудеса ловкости, с третьей или четвёртой попытки умудряется вставить лжицу в рот ребёнка. На лицах мамаши и бабушки счастливая улыбка: причастили! Дитя продолжает кричать и биться…

… Вот дети постарше. Всенощное бдение в большом соборе. Мамаши в умилении молятся, стоя у солеи; их дети, сбившись в стаю, с визгом возятся в приделе. Порой детский шум заглушает хор, не говоря уже о чтецах. Попытки церковных служительниц урезонить их не имеют никакого успеха. В ответ на свои замечания они видят раскрасневшиеся лица и бессмысленные глаза. На секунду одёргиваемый ребёнок останавливается – и тут же опять вливается в обезличенную бесчинную детскую общность.

…Вот дети ещё постарше. Воскресенье. Мама трясёт Ваню за плечо. «Вставай, сынок, пора уже на раннюю, а потом - воскресная школа». Ваня, продирая глаза, жалобно стонет. «Мама, можно, я не пойду. Я так устал в школе за неделю…» Взгляд мамы становится жёстким. «Иван! Вставай! Разве можно пропускать Литургию! Да и в школе сегодня опрос!» Бедный Ваня чуть не плачет… но ничего не поделаешь. Через полчаса Ваня понуро бредёт рядом с мамой в предрассветной зимней мгле. «Господи, за что!..» - не по-детски думает он. Вот церковь. Исповедь. В руки сына мама суёт написанную ею бумажку с надписью: «грехи Вани» и подталкивает его в спину по направлению к аналою. Ваня даёт бумажку батюшке; тот пробегает её глазами и, накладывая епитрахиль на Ванину голову, читает разрешительную молитву, одновременно глядя усталым взором на ещё человек сто, желающих исповедываться. На Литургии Ваня дремлет, прислонившись к стене. В воскресной школе Ваня клюёт носом, и получает двойку за то, что не знает, каким именно образом соединяются во Христе Божественная и человеческая природа. Вечером мама отчитывает сына за двойку… а ещё математику делать, завтра в школе контрольная. «Кончится это когда-нибудь?» - обречённо думает Ваня…

…Но, наконец, всё и кончается. Дети вырастают, становятся юношами и девушками. Мама горько жалуется подруге, которая только вчера вернулась из длительной паломнической поездки по монастырям: «Сына как подменили. Ничего не понимаю. Был помладше – такой был хороший: и молитвы читал, и в церковь ходил… а сейчас – курит, по ночам домой приходит, хамит, даже богохульствует. Ты представляешь, я ему говорю что-то – а он мне: мама, ты достала меня со своей церковью! я никогда больше не пойду в неё!» На маминых глазах наворачиваются слёзы…

Знакомые картины, не правда ли?

В чём же причины этого? Ведь мы исполнены самых благих намерений: изо всех сил воцерковляем своих детей, учим их… а они, вырастая, отвергают Церковь. Почему наши усилия дают обратный результат? – Давайте попробуем разобраться в этом.

В деле церковного воспитания детей имеются две основные ошибки. Первая – подмена внутреннего религиозного развития внешним. Вторая – перекладывание религиозного воспитания с семьи на Церковь.

Да, Христос сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14).Но что значат эти слова Христа? Ведь, наверно, нельзя их осмыслять исключительно в том смысле, чтобы не препятствовать детям посещать Богослужения (и бесчинствовать на них). - Здесь нужно сказать, что очень многие из православных христиан делают ошибку, когда отождествляют христианскую жизнь исключительно с участием в храмовом Богослужении. Так было в Ветхом Завете: на земле существовал единственный Храм, и непременной религиозной обязанностью членов Ветхозаветной Церкви было ежегодное его посещение. Новый же Завет провозгласил нечто совершенно иное. Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу;.. но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине (Ин, 4, 21-24). Совместная церковная молитва, безусловно, очень важна в духовной жизни; но она вовсе не покрывает весь объём её, а является лишь одним из элементов её, частью, - необходимой, но не главной. Самое главное совершается в сердце человека – поклонение Богу в духе и истине. Для этого христианин и должен стяжевать Духа Истины, это – цель духовной жизни; всё же внешнее является средством для этого. Такова иерархия христианских ценностей; если она покривляется, если, например, посещение Богослужений из средства становится целью, главным – тогда мы неизбежно впадаем в заблуждение и не получаем духовного плода.

Нужно добавить, что в сегодняшней церковной действительности, в силу многих и исторических, и духовно-нравственных причин, храмовое Богослужение в известной мере потеряло значение именно соборной молитвы, а стало «индивидуальным», что ли, средством спасения. Люди приходят в храм ради себя только; они не знают, кто стоит и молится рядом с ними; к Чаше приступают с целью личного освящения, ощущение единого Тела Христова очень мало в наших приходах. Да и сам процесс молитвы в храме часто сопровождается вынужденным усилием, направленным на «отгорожение» от других людей, чтобы наша молитва не разорилась: приходится внутренне «защищаться» от ходящих, шепчущихся, разговаривающих, подвывающих хору и проч. незнакомых нам прихожан или случайно зашедших в церковь людей.

Итак, нельзя всю религиозную жизнь души сводить к «хождению в церковь»; тем более не получается это в отношении к детям. Многие родители уверены, что их дети могут познать Бога только в храме; между тем это совсем не так. Детское религиозное восприятие существенно отличается от взрослого. Не случайно сказал Господь: если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Эта заповедь, разумеется, не повелевает взрослым «примитивизировать» себя. Апостол Павел говорит: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни (1 Кор. 14, 20); это значит уподобиться детям в отношении к Богу. Дети способны воспринимать Живого Бога непосредственно, они чувствуют Его всюду: в окружающим их прекрасном и удивительном мире, в детской сиюминутной радости жизни и т.д. Но самым ближайшим образом дети способны ощутить Бога в атмосфере мира и любви, которая окружает их. И тут-то вся «загвоздка»: таковая атмосфера должна быть в семье. Мама и папа должны любить друг друга и своих детей; в семье должен быть мир; родители должны именно этим создавать условия, чтобы не мешать детям воспринимать Бога и духовную сферу жизни. Это делается вовсе не разговорами о Боге на «птичьем языке» (типа: смотри, Боженька-то тебя накажет), а исключительно примером жизни. Если для мамы и папы Христос – не нечто внешнее, не правило, не обязанность посещать храм, не кнут и пряник в попытках духовного воспитания, а самое дорогое, важное и ценное для самих себя, то дети без всяких слов воспримут Христа как Источника мира, добра и любви, которые есть в семье.

Но очень редки такие семьи. Чаще бывает – шум, скандалы, капризная неуступчивость родителей друг другу вплоть до мелочей, а главное – несоответствие исповедываемой веры и собственной жизни. Причём, сами родители вполне могут это осознавать; но часто не бывает у них ни сил, ни желания, ни умения организовывать свою семейную жизнь так, чтобы в основе её лежало поклонение Богу в духе и истине, христианская нравственность, чтобы семья становилась подлинной домашней Церковью. Причина этих неумения и нежелания, я думаю, состоит в том, что духовная жизнь воспринимается внешне-формально, авторитарно, книжно, схематически. В таких условиях вполне естествено желание переложить религиозное воспитание только на Церковь; а так как она понимается формально-автоматически, почти магически, то и церковность эта становится исключительно внешней: посещение богослужений, воскресной школы и т.д.

Разумеется, я вовсе не собираюсь отвергать важность и нужность всего этого; я лишь хочу подчеркнуть, что всё должно быть на своём месте. Начинается религиозное воспитание с того, что семья всеми силами должна стараться, какими угодно способами, достигать того, чтобы Бог был не просто некоей доктриной, служение которой отнимает время, отдых и силы, а Живым Богом, Тем, Кто есть центр жизни семьи. Никакое «напичкивание» внешней церковностью это не даст; это есть целенаправленный и осмысленный нравственный труд семьи, ориентированный не на соблюдение «буквы» прежде всего, а на создание настоящей домашней Церкви.

Необходимо учитывать и психологические особенности детей. Большинство сегодняшних православных родителей воцерковились сами в зрелом возрасте, через чтение книг, посещение храмов и монастырей, через «взрослое» по сути осмысление жизни, и т.д. У нас нет опыта собственного церковного детства, поэтому мы и детей наших хотим воцерковить, как маленьких взрослых. Но это ошибочно, потому что дети воспринимают мир по-другому. Их стихия – движение, игра, и – как я уже говорил – непосредственное восприятие мира, духовного в том числе. Детям трудно сосредоточиться на длительное время, или несколько часов неподвижно стоять на одном месте. Поэтому к храмовому Богослужению у них совсем другое отношение, чем у взрослых. В продолжение 5 – 10 минут обрадовавшись красоте храма и храмового действа, больше дети не могут на этом сосредоточиваться, и начинают развлекаться. Многие взрослые не понимают того, что происходит в церкви, а дети – подавно; они не могут воспринимать Богослужение интеллектуально, как это требуется по сути его; а для непосредственного восприятия им достаточно небольшого времени.

То же относится и к домашней молитве. Многие родители требуют от своих детей заучивания ими молитвенных текстов; и вот дети стоят перед иконами и бубнят их, а мама слушает и поправляет: «не поклонимся, а поклонимся, сколько раз тебе говорить?» Между тем, дети знают и любят молитву, и склонны к ней; только у них она занимает несколько минут, больше они не могут сосредоточиться. И нужно научить детей, чтобы они в эти несколько минут именно молились, то есть обращали своё чистое сердце к Богу, а не механически читали детские молитвословы или ковыряли в носу, пока мама не прочтёт своё полуторачасовое правило.

Итак, как нам приобщать детей церковности?

Во-первых, пусть дети остаются детьми. Ни в коем случае нельзя превращать их в маленьких монахов и монахинь. Пусть они бегают, играют со своими сверстниками, шумят, дерутся (только не в церкви, разумеется); пусть они учатся, общаются, познают мир, и т.д. Во-вторых, нужно очень тщательно определить детям меру внешней церковности – чуть меньше, чем «по силам»; а всё внимание обратить на воспитание в детях благоговейного чувства Живого Бога, чтобы Церковь была для детей праздником, наградой – а не рутиной и обязаловкой. Митр. Антоний Сурожский рассказывал, что как-то, идя на Всенощную, он зашёл по дороге за В.Н.Лосским, и увидел, что его дети остаются дома. Владыка спросил Владимира Николаевича, почему дети не идут с ним на службу. Он ответил: «они так себя вели всю эту неделю, что недостойны идти в храм». Протоиерей Владимир Воробьёв, вспоминая своё детство, рассказывал, что их мама приводила их в храм очень редко и только к Причастию; она не позволяла им смотреть по сторонам, развлекаться и т.п. Причастившись, они стояли с благоговением несколько минут и уходили домой. И это, говорил о.Владимир, было для них праздником и подарком. Вот подлинно пастырский опыт; так воспитывается благоговение. У нас же по большей части бывает по-другому. Сын: не хочу причащаться! Мамаша: нет, будешь!! – и, схватив сына за руку, волочёт его в церковь. Или: совсем что-то распустился ребёнок, надо причастить его. – Плодом такого подхода закономерно является потеря благоговения и, в дальнейшем, отход от Церкви.

Как-то я спросил десятилетнего мальчика из хорошей церковной семьи: а как ты воспринимаешь Христа? Чувствуешь ли ты Его рядом, чувствуешь ли ты Его любовь – вот как бы, например, Он был твоим лучшим Другом? – Мальчик пожал плечами: он не понял, о чём я его спрашиваю. Конечно, религиозное чувство людей, и детей, бывает разной интенсивности; но в деле религиозного воспитания более всего важна не сила, а ориентация религиозного чувства: на внутреннее, на личного Бога, живого Христа, а не на внешнее прежде всего.

Что касается последнего, то очень важно, когда в церковной жизни участвует вся семья. Захотели мы, например, причастить ребёнка – мама и папа готовятся, всей семьёй причащаемся. А не так, когда Причастие превращается в какую-то регулярную процедуру типа визита в поликлинику или принятие таблеток, при том, что родители холодны к собственному участию в Евхаристии и других Таинствах Церкви.

Итак, если правильно расставить акценты, то духовное и церковное воспитание детей будет совершаться естественно, как сама жизнь, без «натуги», - но только при условии, если этой жизнью обладает семья.

Необходимы для гармоничного развития детей также культурное воспитание и социальная адаптация. Существует псевдодуховное мнение, что детей нужно воспитывать исключительно церковно, дабы оградить их от тлетворного влияния мира сего. В рамках этого взгляда светская культура считается излишней и даже вредной, потому что-де, она отвлекает от молитвы и всего церковного; плоды цивилизационного развития общества объявляются чуть ли не сатанизмом, готовящим приход антихриста, и т.д. В связи с этим детям запрещают общаться с нецерковными сверстниками («растлят»), не подпускают их к компьютеру («зомбирует»), и проч. А результат – дети вырастают не приспособленными к жизни, ибо, как не старайся, а из этого мира никуда не деться; серыми, необразованными, культурно и интеллектуально не развитыми. Не найдя своего места в социуме, они часто озлобляются, а иногда обвиняют в своём маргинальном положении Церковь, которая так совершенно не учит. Апостол Павел говорит: всё испытывайте, хорошего держитесь (1 Фесс. 5, 21); всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12).

От тлетворного влияния мира сего, которое, безусловно, имеет место, невозможно убежать; ему можно лишь противостоять. И противостояние это должно осуществляться не только на уровне духовности, а и на культурном и социальном уровне. А для этого нужно вооружить детей соответствующим «багажом»: развивать в них художественный эстетический вкус, приобщать их к классическому искусству, музыке, литературе, развивать творческие задатки ребёнка, - чтобы, столкнувшись с доминирующей сегодня агрессивно-попсовой антиэстетической средой, наши дети имели некое культурное «противоядие», которое они могли бы противопоставить массовой псевдокультуре. Между прочим, и сама церковность совершенно неотделима от культуры; не будучи культурно воспитанным человеком, невозможно как должно воспринять ни то же Богослужение, ни церковные историю, письменность, искусство. Культура – не враг Церкви, а первый её союзник; великая европейская и отечественная культура по сути своей – явление христианское; и родители просто обязаны приобщать ей детей.

Но и тут всё упирается в семью. Если для мамы и папы предел их музыкального развития – «Радио Ретро», если чтение в семье – жёлтые газеты и Маринина с Донцовой, если все культурные потребности удовлетворяются телевидением («Поле Чудес», «Окна» и проч.), - или, по противоположности, в семье читают, слушают и смотрят только и исключительно «православное», а от всего остального шарахаются, - то откуда детям взять культурное воспитание? Это же касается и социальной жизни. Нужно готовить детей к жизни в нехристианском мире таким образом, чтобы они смогли быть солью земли (Мф. 5, 13), то есть чтобы они выросли порядочными, мужественными, активными людьми, владеющими современными технологиями, образованными, развитыми и умеющими не на уровне церковности только (от которой далеки большинство наших современников), но и на всех путях жизни противостоять злу и греху и свидетельствовать о Христе, чтобы люди видели их добрые дела и прославляли Отца их Небесного (Мф. 5, 16). Этому всему тоже учатся в семье; но для этого мама с папой должны сами понимать и уметь всё это, быть в этом примером для детей, чтобы воспитание порядочности, здравомыслия и активная христианская жизненная позиция не ограничивались руганием на кухне Америки и усматриванием во всём заговора мировой закулисы, - в чём многие люди видят чуть ли не суть Православия.

Итак, подведём итоги. Как нам воспитывать наших детей? Прежде всего надо их любить, заниматься с ними, уделять им время – то, чего у нас большой дефицит. Нужно во всём быть примером для детей: самим родителям учиться жизни и культуре, не «закисать» в быту, учиться быть христианами во всём, воспринимать церковность не начётнически-узко, а так, как она есть – охватывающей всё богатство человеческого бытия; быть открытыми, «незашоренными», порядочными и здравомыслящими людьми. Наконец, нужно уважать своих детей, доверять им – этим и создастся в семье упомянутая мною атмосфера мира, любви, доверия и свободы, без которых невозможна никакая духовная жизнь. Если наши дети, при внешнем церковном обучении, растут без любви, брошенными, в немирной обстановке, задёрганные, без уважения к себе, без раскрытия их творческого и человеческого потенциала, - то есть большой риск, что, придя в возраст, они воспримут Церковь как лицемерие и не смогут стать настоящими христианами.

И, конечно, необходимо осознать личную ответственность за наших детей перед Церковью и Отечеством. Какие мы – такие и наши дети. Начинать их воспитание нужно с себя, с семьи, - а не перелагать оное на внешние церковные формы в надежде, что благодать «автоматически» подействует. Церковь – не магия, в ней нет ничего автоматического; действие благодати всегда сообразуется с нравственными усилиями человека, а особенно в деле духовного воспитания.

…В заключение – ещё одна история. Знакомые привели ко мне своего сына – парня 15 лет, с просьбой – поговорить с ним, как-то вразумить («совсем от рук отбился»). Мне удалось разговориться с ним (наверно, он почувствовал, что я не «заодно» с родителями). Я спросил у него: что же ты оставил церковный уклад жизни? Он ответил: хочу жить настоящей жизнью…

Это значит, что церковная жизнь в этой семье была не настоящей. Церковная жизнь была, а Христа в ней не было. И этот парень (как и все подростки) остро почувствовал этот «зазор» и восстал против него.

Вот я и подумал: может, не всегда нам ругать наших детей? Нередко очень нелишне и поучиться у них…


Юлия Архипова

православный христианин

Тема: #54585
Сообщение: #1904566
05.03.06 15:32
Ответ автору темы | Анатолий И православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Это все пройдет! Потом начнется период, когда ребенок будет вести себя "правильно", и каждую минут спрашивать - "а это я правильно сделал?"
А пока сделайте небольшой перерыв в посещении храма - они действительно еще не понимают ничего на службе, а просто так стоять им скучно - ему же не семь лет! Пускай забудет игру "Храм - место для кричания". И приводить перед самым причастием.
Вообще в этом возрасте ребенок может сидеть спокойно и заниматься чем-то очень интересным(!) около пятнадцати минут. Можно засекать по часам. А требовать хотя бы двадцатиминутного спокойного стояния - не по возрасту.
Другое дело - обидно добираться до храма час, а потом уходить через пятнадцать минут обидно. Мы делали так: муж гуляет с ребенком в церковном дворе, я на службе. Когда надоедает прогулка, они приходят в храм. Через десять минут, когда ребенок начинает "зажигать", на прогулку выхожу я. Так и меняемся.


Страницы: 1 | 2 | >>

Помогите пожалуйста!

Календарь 3564

7 июня. Третье обре́тение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святителя Иннокентия, архиеп. Херсонского. Священномученика Ферапонта, еп. Кипрского

6 июня 2023 в 16:21Андрей Бузик
25 мая по старому стилю / 7 июня по новому стилю среда Седмица 1-я по Пятидесятнице (сплошная). Глас 7. Поста нет. Третье обре́тение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (ок. 850). Свт. ... читать далее »

Святые 426

День памяти блж. Ксении Петербургской

6 июня 2023 в 05:56Андрей Бузик
6 июня Русская Православная Церковь отмечает день памяти блж. Ксении Петербургской (прославление 1988). Житие святой блаженной блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой. К числу лиц ... читать далее »

Кино 106

Полёт с космонавтом (1980) Кино

5 июня 2023 в 22:10Андрей Рыбак
Космонавт Валерий Корзун о Боге Полёт с космонавтом (1980) Кино читать далее »

Память 366

Вечная память! Упокой Господи!

5 июня 2023 в 14:14Андрей Рыбак
Православие - Вера воинов Христовых, для которых нет смерти. Вечная память! Упокой Господи! читать далее »

Предание 376

Сокровищница духовной мудрости. Седмица 1-я по Пятидесятнице

5 июня 2023 в 06:07Андрей Бузик
Седмица 1-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА. Мф. Зач. 75. (18,10–20) О ГРЕХЕ ПРЕЗРЕНИЯ К БЛИЖНИМ И СОСТРАДАНИИ Не гнушайся человеком, чтоб не прогневать его Творца (22,375). Если ... читать далее »

Еда 427

Праздничная трапеза на Троицу.

4 июня 2023 в 06:05Андрей Бузик
Троица — это, в первую очередь, великий православный праздник. Как и в другие церковные праздники на Троицу с утра принято идти в церковь, а после службы родные и близкие собираются за одним столом. ... читать далее »

История 543

Почему язычники просили молитв святителя Алексия Московского

2 июня 2023 в 04:37Андрей Бузик
Блестящий государственный деятель, переводчик Нового Завета, строитель храмов и монастырей, церковный канонист и реформатор, дипломат, молитвенник и чудотворец — таким был святитель Алексий, ... читать далее »

Видео 443

Старец Иосиф Исихаст. Советы

29 мая 2023 в 06:08Андрей Бузик
Старец Иосиф Исихаст. Советы Великий старец Иосиф Исихаст канонизирован как местночтимый святой на Афоне. Блаженная кончина старца последовала 15/28 августа 1959 года. Светлый образ этого подвижника ... читать далее »

Выживание. 308

Агафья Лыкова. От медведей нет покоя!

28 мая 2023 в 18:40Андрей Рыбак
Агафья Лыкова Агафья Лыкова. От медведей нет покоя! Агафья Карповна ежедневно звонила в РТУ МИРЭА с просьбой направить в заимку помощника. Медведица с медвежатами рвутся прямо на заимку. ... читать далее »

Патерик 307

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Тайна болезни.

27 мая 2023 в 08:42Андрей Бузик
преподобный Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) Я не вижу в себе болезни, а вижу одну – любовь Христову Благодарю Бога, давшего мне много болезней, – писал Старец. – Часто я говорю Ему: «Христе мой, ... читать далее »

Альпинизм

Харила взошла на Аннапурну, 8-й 8000-ник сезона

Норвежская альпинистка-рекордсменка Кристин Харила 5 июня поднялась на восьмой восьмитысячник в этом сезоне. Она успела взойти на Аннапурну в последний момент перед приходом муссонов. Вероятно, это ... читать далее »

Рафтинг

Наша сборная лидирует на Кубке мира 

По информации главного тренера сборной команды России Кожановой Е.А. наша сборная команды лидирует по результатам трех спортивных дисциплин: спринта, параллельного спринта и слалома. На Кубок мира из ... читать далее »

Литература 407

224 года исполнилось со дня рождения великого поэта Александра Пушкина

6 июня 2023 в 16:12Андрей Бузик
Международный день русского языка Сегодня Международный день русского языка. Дата выбрана не случайно: именно в этот день 224 года назад родился великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Множество ... читать далее »

Мир 352

Международный Телемост: "Москва-Киев! Пришло время объединения!"

6 июня 2023 в 05:39Андрей Рыбак
День крещения Руси ДИАЛОГ МЕЖДУ МОСКВОЙ И КИЕВОМ СОСТОЯЛСЯ! 4 июня 2023 года, состоялся Исторический Международный Телемост: "Москва-Киев! Пришло время объединения!" Российский общественный ... читать далее »

Проповедь 144

Что есть хула на Духа Святого? Проповедь митрополита Каширского Феогноста (Гузикова)

5 июня 2023 в 21:37Андрей Рыбак
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност Что есть хула на Духа Святого? Проповедь митрополита Каширского Феогноста (Гузикова), в недавнем прошлом - наместника Троице-Сергиевой лавры. Краткая, но ... читать далее »

Портал 115

Новый ролик Троица

5 июня 2023 в 13:48Андрей Рыбак
Троица Новый ролик Троица: Единосущная, Нераздельная, Триединая https://youtu.be/ZTUpJnhco5I читать далее »

Стихи 1373

Недаром...

4 июня 2023 в 11:26Владимир Лучит
*** Недаром истинная мудрость выражает себя просто, без изысков и прикрас. – Ведь никакое красноречие, однако, не раскроет сути всех вещей для нас. *** Ослеплённый блеском славы, как в потёмках иль ... читать далее »

Жития 401

Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены

3 июня 2023 в 05:06Андрей Бузик
Равноапостольные царь Константин (337 г.) и матерь его царица Елена (327 г.) В то время как языческий мир, вооружаясь против христианства огнем и мечем, помышлял в конце III и начале IV столетий ... читать далее »

Творчество 440

Белые хризантемы.

1 июня 2023 в 11:59Андрей Бузик
Белые хризантемы. — Девушка, скажите, пожалуйста, сколько стоит этот букет? — Девушка? — продавец, женщина средних лет, улыбнувшись, взглянула на запрашиваемый букет роскошных белых хризантем, затем ... читать далее »

Семья 142

«Гражданский брак…»

28 мая 2023 в 22:48Владимир М.
«…Но я сказал себе: Сигизмунд! Не спеши себя отдавать! Ты ещё не всё взял от жизни!» . ... читать далее »

Народное творчество 58

Печать иконостасов. Световых икон.

28 мая 2023 в 13:41р Б Сергий
Печать икон для иконостаса. Материал пластик 3 мм или холст. УФ метод печати, фотокачество. Изображение стойкое к выцветанию и истиранию. Редактируем образы по размеру и меняем фон при ... читать далее »

Эсхатология 721

Кто нами владеет?

26 мая 2023 в 21:42Андрей Рыбак
Зомби Кто нами владеет? «Изображая жертву…»: ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ bastyon читать далее »

Скалолазание

Динара Фахритдинова и Дмитрий Факирьянов чемпионкы России в дисциплине "лазание на трудность".

В Перми 5 июня прошел финал чемпионата России по скалолазанию в дисциплине "лазание на трудность". У женщин основная борьба на протяжении трёх раундов развернулась между трехкратной чемпионки России ... читать далее »

Каякинг

Миназова, Поспелов и Шклярук   чемпионы Москвы

4 июня, на реке Сходня завершился чемпионат Москвы по гребному слалому. Двукратной чемпионкой в олимпийских классах стала Алсу Миназова, победившая в байдарке-одиночке и каноэ-одиночке среди женщин. ... читать далее »

Планета 275

Легенда Китобоев

6 июня 2023 в 10:51Андрей Бузик
Легенда Китобоев Дебютная работа, Богдан Булычёв выступает этом фильме, в новой для себя роли, как режиссёр и продюсер. Фильм рассказывает о культуре, традициях и быте коренных народов севера: ... читать далее »

Паломничество 262

Великорецкий крестный ход. 2023

5 июня 2023 в 23:40Андрей Рыбак
Великорецкий крестный ход. 2023 Великорецкий крестный ход. 2023 читать далее »

Песни 109

Максим Фадеев - Журавли

5 июня 2023 в 20:35Андрей Рыбак
Журавли Максим Фадеев - Журавли (ПРЕМЬЕРА 2023) читать далее »

Природа 253

Скит у кедра. Семь дней в осенней тайге

5 июня 2023 в 06:18Андрей Бузик
Скит у кедра. На серебрянный рудник. Уровень воды в реках рекордно низкий, сплав не возможен. К намеченной цели пришлось идти через гору. читать далее »

Любовь 149

Троица: Единосущная, Нераздельная, Триединая

4 июня 2023 в 09:14Андрей Рыбак
Света от Света Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Троица! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон ... читать далее »

Детям 601

Как звери зимовье строили Сказка в стихах

2 июня 2023 в 09:33Виктор Шамонин
Бык, шёл лесом, напролом, Место он искал под дом, Та зима, не за горой, Тёплый угол нужен свой. Вдруг пред ельником густым, Встал барашек перед ним: - Ты куда, дружище, прёшь, Ног совсем не ... читать далее »

Молитва 388

Молитва Иисусова. Страшное и сильное средство во спасение

30 мая 2023 в 20:53Андрей Рыбак
игумен Никон (Воробьев) Молитва Иисусова. Страшное и сильное средство во спасение Игумен Никон Воробьев https://www.youtube.com/shorts/x-BT3P-jb0E читать далее »

Праздники 341

Всех погранцов с Праздником ПогранВойск! 2023

28 мая 2023 в 20:19Андрей Рыбак
На границе Всех погранцов с Праздником ПогранВойск! 2023 Далекий 81 год, Приморье, Находка. ВЧ 2020. Идет подготовка к соревнованиям "Комплексная полоса пограничника". Тихоокеанский погранотряд ... читать далее »

Духовное 1056

Василий Великий о сущности и ипостаси

28 мая 2023 в 11:18Андрей Рыбак
Святитель Василий Великий Василий Великий о сущности и ипостаси Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси 1. Поскольку многие, не отличая в таинственных догматах общего, [то есть] ... читать далее »

Помогите! 216

Пятый Удел Богородицы

26 мая 2023 в 16:24Фокин Сергей
Богородица Луганская в Трёх Лицах ОБРАЩЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ «Россия спасется Крестными ходами» (Преподобный Серафим Саровский). «Россия будет спасена крестными ходами» (Иоанн Кронштадтский). «Крестными ... читать далее »

Триатлон

Атлеты сборной России показали великолепные результаты на I этапе Кубка Содружества в Бресте.

Атлеты сборной России показали великолепные результаты на I этапе Кубка Содружества в Бресте. Белорусские и российские триатлеты сражались за звание самых быстрых на Олимпийской дистанции. На ... читать далее »

Скайранинг

Дмитрий и Екатерина Митяевы победили в ультразабегах в Иннсбруке

Дмитрий и Екатерина Митяевы   первые в абсолюте на ультратрейловых забегах в рамках австрийского Innsbruck Alpine Trailrun Festival 2023. Дмитрий одержал победу в гонке на 96 км с набором высоты 4450 ... читать далее »

© 1999-2023 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru