 Олег B.K.
 православный христианин (новоначальный) нет доступа на форум
|
(Восстанавливаю ошибочно удаленную тему Захарова Андрея.)
Лествица для мирян (опыт научного толкования 1Кор 6:18).
Недавно по благословению целого сонма авторитетов: архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия, епископа Томского и Асинского Ростислава, епископа Единецкого и Бричанского Доримедонта, духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла, вышло подарочное издание книги «Основы духовной жизни по славянскому «Добротолюбию» (ссылки и электронный вариант см.: rambler.ru). Видимо, авторам хотелось создать «Добротолюбие для мирян». В этой книге иеромонах Митрофан (Волкодав) дал толкования различных поучений Свв. Отцов Добротолюбия, приоткрывая завесу над многими тайными сторонами подвижничества.
В одном из толкований, а именно, главах «О страсти блуда» и «Одна из причин ночного осквернения» автор, иером. Митрофан, обратил внимание на то, что половое воздержание приносит православным подвижникам массу проблем. Важнейшие из них – борьба с осквернениями и воспаление предстательной железы у мужчин. Подвижники оказываются первыми в «…группе риска по простатиту». Автор, видимо списывая с первой попавшейся мед. статьи, определяет важнейшую причину простатита так: «…застойный процесс, связанный с перерывами в половой жизни (например, у моряков дальнего плавания, вахтенных работников, людей, находящихся в длительной командировке) или вообще ее отсутствием…». Термин «вообще» недвусмысленно указывает на монахов, авторов «Добротолюбия» и подвижников благочестия, оказавшихся в столь бедственном (!) положении.
Логика рассуждений следующая: любой орган тела, который не применяется для функционального использования, постепенно становится больным и отмирает. Так устроено человеческое тело. Многие потенциальные возможности скрыты в нем, но открываются эти возможности только при развитии соответствующего органа. В свою очередь, развитие органа связано с усиленным кровообращением в этой части организма. Оказывается, простатит вызывается, как пишет автор: «Слабым оттоком венозной крови из области малого таза, где находится предстательная железа».
Отсюда следует, что невостребованная функция деторождения приводит к недостаточному кровообращению в соответствующих органах и болезни предстательной железы. Доказательство этому искать нет необходимости, - подавляющее большинство монахов старше 40-ка лет страдают этим заболеванием.
Ценнее всего то, что Иером. Митрофан делится собственным опытом, являющимся результатом многолетнего монашеского подвига и пустынного уединения: очень хорошо помогает при профилактике воспаления предстательной железы «…массаж предстательной железы, при котором скопившийся в ней застойный секрет выдавливается в протоки», кровообращение улучшается, и угроза заболевания отодвигается к далекой старости. Таковая профилактика не трудна. К тому же в данном случае, как полагает толкователь, «подвижник» изгоняет готовящееся произойти осквернение из своего тела! Приятно и полезно.
В мед. Статье, с которой списывал толкователь, скорее всего, имеется в виду врачебный массаж. Для непосвященных поясним, в чем он заключается: один монах раздевается и наклоняется до земли, другой «единомысленный брат» вставляет ему в задний проход палец и совершает мягкие движения в районе предстательной железы. Врачи обычно в таких случаях надевают резиновую перчатку, но в монастыре, возможно, ее трудно будет найти. Eдиномысленного брата» можно найти в любом монастыре. Но возникает вопрос: избавит ли такая профилактика от угрозы заболевания?
Действительно, рассуждения о прямой связи воздержания и воспаления предстательной железы являются расхожими в среде верующих мирян, где стремительно умножаются одинокие мужчины, не желающие создавать семью. Можно констатировать факт – это всеобщая фобия. Но наибольшей популярностью проста-фобия пользуется в монашеской среде. В данном случае ключевым оказывается понятие «срединного пути»: необходимо следить за телом, чтобы не истощить себя раньше времени. Это наш долг.
Ни для кого не секрет, что в монастырях существует почти общепринятое мнение: воспаление предстательной железы у пожилых мужчин является «профессиональной болезнью» православных монахов. Более того, в СМИ для рекламы определенных очень дорогих лекарственных препаратов поднимается шумиха о воспалении предстательной железы как вообще «наиболее распространенной мужской болезни пожилого возраста».
Итак, что же происходит на самом деле? По мнению известнейшего современного уролога проф. Винарова, читающего в настоящее время классический лекционный курс в элитарном Первом Медицинском Институте, половое возбуждение мужчины связано с выделением в кровь гормона тестостерона, который отвечает за функцию продления рода (более подробно см.: medhelp-cklinic.ru, vseoprostate.ru). У мужчин этого гормона намного больше, чем у женщин, поэтому мужчины быстрее «разжигаются», впрочем, у женщин больше других половых гормонов, например ответственных за беременность и т.д. В результате метаболизма тестостерон переходит в дигидротестостерон, который, как установлено, вызывает выпадение волос и доброкачественную опухоль предстательной железы у мужчин. Это и есть воспаление – опухоль пережимает мочеиспускательный канал, что создает определенные трудности физиологического характера. Наконец, интереснее всего то, что после 40 лет тестостерон гораздо более интенсивно переходит в дигидротестостерон.
Таким образом, связь воздержания и воспаления предстательной железы, действительно, существует. Но эта зависимость обратная: истинное воздержание полностью исключает даже возможность воспаления предстательной железы. Дигидротестостерона просто нет в крови. Человек принципиально не может заболеть воспалением. И наоборот!
Другими словами, мужчина, не поборовший до 40-летнего возраста блудные искушения, согласно ап. Павлу, «в своем теле…» (ср.: 1Кор 6:18; Рим 1:24 и т.д.) получает возмездие в виде воспаления предстательной железы (облысение в редких случаях может быть связано с особой чувствительностью волосяных мешочков к гормону).
По всей видимости, усилия иером. Митрофана и его адептов окажутся тщетными и не принесут им никакого положительного плода, кроме приятных ощущений в юности и гарантированного воспаления предстательной железы и облысения в пожилом возрасте. Ничего не поделаешь, - в духовном мире за любое телесное удовольствие нужно платить. Но дороже всего придется платить за теплохладность и трусость. Уместно пожелать незадачливому толкователю Добротолюбия - не бояться воздержания, а, наоборот, «как елень на источники водные» устремиться к нему. Об этом и взывают все отцы Добротолюбия. Прежде толкования этих святых «огненных» книг «Добротолюбия», автору неплохо было бы избавиться от самых примитивных фобий, которыми страдают, в основном-то, женщины.
Если бы прп. Симеон Новый Богослов, один из авторов «Добротолюбия», почитал рекомендации своего толкователя, он просто упал бы в обморок. А так и было в ХIв.: см. 15 гимн, греческий текст и нумерация по французскому изданию SC (русский перевод иером. Пантелеимона не правильно передает смысл, русский номер гимна можно найти по таблице соответствий, находящейся в приложении к труду еп. Иллариона (Алфеева) «Прп. Симеон…», М1998). Ведь Византийское богословие было действующим, живим: все, вопросы, в том числе касающиеся тела человека, возводились к архетипу – Христу, а не к примитивным медицинским статьям. О том, что происходит с секрецией подвижников Св. Отцы также писали весьма подробно: опасливый толкователь может почитать это, например, у прп. Анастасия Синаита (VIв.) (Избранные творения. М2003, С.27 и далее…до конца, - даже в очень осторожном «перестраховочном» переводе Сидорова общий смысл передан верно!). Подобная антропология развивается в эпоху паламитских споров! Ссылки давать бессмысленно, поскольку основные произведения свт. Григория Паламы и Филофея Коккина еще не переведены на русский язык. Да и кто сейчас отважится точно перевести и издать то, что там написано!?
Наконец, остается только удивляться, насколько современное богословие примитивно, формально, удалено от реальной жизни, а приближено к телу и Власти: см.1Иоан.2:16; «… похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего…». По всей видимости, именно командно-административное давление в Русской Церкви подводит богословие к логическому тупику. Это богословие страха. В такой атмосфере наверх всплывают все нечистоты (Представьте себе прп. Анастасия Синаита, месяц ходящего по канцеляриям знакомых епископов и собирающего различные благословения для издания своего труда!). Наконец, сколь далеко современное богословие от простого и ясного апостольского учения: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1Кор 6:18)».
|