Здравствуйте, уважаемые форумчане! Обращаюсь к христианам, преимущественно православным, изучающим, или изучавшим психологию как науку. Я - студентка IV курса психолого-педагогического факультета МПГУ. По мере углубления в специальность начинаю понимать, что психологу-консультанту, психотерапевту и т.д. нужно, во-первых, иметь в себе глубокую философскую основу (каковой для нас является христианская философия) и, во-вторых, профессионально думать и действовать в соответствии с этой основой, не отрываясь от неё. И последнее, в чём я всё больше и больше убеждаюсь, весьма и весьма трудно. Прошу Вас высказывать свои соображения по поводу того, какие взгляды в психологии близки христианским, а какие противоречат - и почему, в чём. Может быть, кто-то поделится своим опытом, расскажет о книге или о человеке - православном психологе. Добро пожаловать в тему!
Между прочим, Антон Андреевич, я пишу курсовую про страх - может, чисто случайно знаете какую-нибудь стоящую книгу (не о том, как с ним бороться, а о том, что это такое)? Пока мне понравились "Эмоции человека" К.Е. Изарда , "Происхождение детских неврозов" А.И. Захарова и "Психология страха" Ю. Щербатых .
Если я правильно поняла, то "чувство вины" в данной трактовке - это или отчаяние, или саможаление. Логика отчаяния: "Всё равно всё плохо - поэтому всё можно!" Логика саможаления (уныния): "Я виноват - значит, я несчастный, - значит, я имею право себя любимого утешить!" Ни отчаяние, ни саможаление я бы собственно чувством вины не назвала, но, похоже, в психологии по традиции под "чувством вины" подразумевается именно это. Так, нет?
Под "исторически оправданным" я подразумевала то, что философия христианства принималась многие века многими людьми (в том числе "продвинутыми").
Как Вы думаете, что такое истинное раскаяние на языке психологии? Опишите, пожалуйста, как можно подробнее - мне это очень интересно.