Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Наука и религия (Взгляд христианина) / Галилей и инквизиция. Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые сверху | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Галилей и инквизиция.
Кузнецов Михаил Юрьевич

православный христианин
(новоначальный)
Тема: #52426    22.01.06 19:23    Просмотров: 3579 [85]

Сообщений: 3    Оценка: 0.00   
Не показывать | Исправить | Ответить

Перепечатано из журнала “Фома” №2(19)2004.
 Многим из нас с детства знакома история великого итальянского ученого, которого жестокие инквизиторы принудили к публичному отречению от своих убеждений. Галилео Галилею посвящено немало стихов, романов и пьес. И каждый из читателей и зрителей ставил себя на место героя и задавался вопросом: "А отрекся бы я перед лицом таких мучений?"
Именно с инквизиторским расследованием и связано самое большое число мифов о "мученике науки", у которого пытками вырвали отречение, но все же не смогли сломить. Венцом мифологии является якобы произнесенное Галилеем: "Все-таки она вертится!"
Болшинство представлений о "мученичестве" Галилея укладываются в четыре яркие поэтические строчки:
Низкий каменный свод... Крючья...
        Цепи... Тиски...
От жаровни с углями свеченье...
Раскаленным железом скрутило виски.
 Отречения... Ждут отреченья...
(Сергей Данилов. "Второе отречение Галилео Галилея".)

 Поэтический образ, конечно, красивый. Но не более того. Почему? Потому что ничего этого не было: ни раскаленного железа, ни низкого каменного свода. Ни даже ожидания отречения. Иными словами, кем-кем, а мучеником
Галилео не был. Однако обо всем по порядку. Начнем с того, что Галилей лично знал многих видных иерархов католической Церкви, и, более того, был в прекрасных отношениях с ними, в том числе и с кардиналом Маффео Барберини, позже ставшим папой Урбаном VIII, во время правления которого и произошло расследование
"дела Галилея". Мало того, в ряде случаев католическая Церковь оказывалась гораздо более терпимой к деятельности ученого, чем большинство его коллег. В отличие от университетских профессоров, которые отказались признать, например, существование спутников у Юпитера (о чем говорил Галилей) и
даже не удосужились взглянуть в телескоп, не доверяя какой-то
"стекляшке", папа, на аудиенцию к которому был приглашен Галилео, с большим вниманием отнесся к его работам...

 Когда в 1616 году Галилей впервые открыто попытался привлечь внимание к идеям Коперника, ему было указано на то, что хотя данную теорию и возможно рассматривать как интересную математическую гипотезу все же ее не следует привлекать к физическому объяснению мира. Подобной точки зрения придерживалось и большинство ученых того времени: научной
считалась геоцентрическая система мира греческого ученого II в. по Р.Х. Птолемея, основанная на физике Аристотеля. Хотя и собственно научного спора - между геоцентрической системой Птолемея и гелиоцентрической Коперника* - в "деле Галилея" не было: пропагандируемая им теория Коперника отвергалась еще (или уже?) на богословском и даже прежде всего на философском уровне. В выводах Коперника инквизиторы усматривали противоречие Священному Писанию и явное "превышение научных
полномочий": стремление объяснить тайны мироздания, что, по мнению средневековых богословов, было задачей, невозможной для науки. Поэтому оппоненты Галилея - эксперты, назначенные Святейшей Инквизицией, - не "снизошли" до рассмотрения собственно научной аргументации, будучи уверены в том, что таковая просто невозможна. Иными словами, собственно научный спор (Птолемей - Коперник) был выгнесен за скобки, что сам ученый, безусловно, понимал. Да и вряд ли научная полемика привела бы к вызову Галилея в Рим и рассмотрению его дела инквизицией: "пустяками" инквизиторы не занималась. И хотя сам
Галилей ни на какие философские или - тем более -богословские открытия не претендовал (в отличие, например, от Джордано Бруно), а лишь стремился привлечь внимание ученых к теории Коперника, в основу конфликта с католической Церковью легли именно религиозно-философские обвинения, выдвинутые против флорентийского ученого.

 Как физическое описание теория Коперника казалась многим современникам слишком противоречившей очевидным научным данным. Именно поэтому одним из первых против Коперника выступил известный и авторитетнейший астроном того времени Тихо Браге. Иными словаши, налицо был конфликт науки вчерашнего дня с наукой дня сегодняшнего. Академик В.И. Вернадский замечал по этому поводу: “...было бы крупной ошибкой считать борьбу Коперниково-Ньютоновой системы с Птолемеем борьбой двух мировоззрений, научного и чуждого науке; это внутренняя борьба между представителями одного научного мировоззрения. Для тех и для других лиц окончательным критерием, поводом к изменению взглядов служат точно констатированные факты; те и другие к объяснению Природы идут путем наблюдения и опыта, путем точного исчисления и измерения. На взгляды лучших представителей обеих теорий сознательно одинаково мало влияли соображения, чуждые науке, исходившие ли из философских, религиозных или социальных обязательств. До тех пор, пока научно не была доказана невозможность основных посылок Птолемеевой системы, она могла быть частью научно-го мировоззрения". (Вернадский В.И. О науке. Дубна, 1997.С 23.)

Еще в 1616 году Галилею было запрещена пропаганда и распространение идей Коперника. Галилей пообещал - не распространять и не пропагандировать. Однако в 1633 году он опубликовал книгу "Диалог о двух главнейших системах мира", в которой вновь замаячила тень Коперника. Хотя первоначально судьба даже этой книги могла быть иной. Папа Урбан VIII был не только прекрасно осведомлен о готовящемся труде Галилея, но и обсуждал с ученым отдельные его положения. И не просто обсуждал, а прямо просил своего друга Галилео подчеркнуть его (папы) знаменитый "богословский" довод о невозможности прийти с помощью науки к точным заключениям о строении мироздания. Папа был уверен в том, что любая научная (астрономическая) теория является лишь гипотезой и никак не может претендовать на большее, ведь разуму человека в принципе не дано постигнуть тайну Бога. Сегодня такая позиция папы вызывает в лучшем случае улыбку, однако во времена Галилея спорить с понтификом было небезопасно. Поэтому ученый по-обещал все сделать. Каково же было удивление папы, когда вместо этого в труде флорентийца с упорством продвигались запре-щенные идеи Коперника! А "светлые мысли" самого папы не только не ста-ли смысловым центром труда, но были вложены в уста ретрограда Проста-ка (Симпличио). Причем таким образом, что звучали не просто неубедительно, но совершенно смехотворно! Конечно, Галилей гораздо лучше папы понимал границы сфер компетенции науки и религии, поэтому в книге не было ни умаления науки, ни
оскорбления религии. Однако папа - и небезосновательно: ему же обещали! -почувствовал себя обиженным. Получалось, что Галилей ложными обещаниями выманил право на публикацию книги, текст которой явно отличался от благословленного папой. Разве мог после этого ученый ожидать какой-то другой реакции, кроме воспоследовавшей? Во-первых, Галилей нарушил свое обещание 1616 года, во-вторых - предписание Декрета Индекса запрещенных книг, в котором учение Коперника было объявлено ложным. Обвинения в этих двух нарушениях и стали основой инквизиторского расследования. Кроме того, Галилей поступил с самим папой, мягко говоря, не по-дружески. Конечно, все это ни в коей мере не оправдывает действий инквизиции, но давайте будем реалистами: на дворе стояла первая половина семнадцатого века. Не так дав-но люди за гораздо меньшие провинности лишались жизни. Поэтому если и приходится чему-то удивляться, так это не тому, что реакция Ватикана была негативной, а тому, что она все же была... довольно мягкой! И наука здесь ни при чем. Когда папа вызвал Галилея в Рим, тот наивно продолжал считать это недоразумением и был уверен в том, что ему удастся переубедить старого друга. Поэтому всячески оттягивал свой приезд, продумывая аргументацию и, вероятно, надеясь, что ситуация может разрешиться сама собой. Однако Галилей явно переоценил благосклонность папы и, говоря современным языком, либеральность и широту его воззрений: предписания явиться в Рим становились все настоятельнее и жестче. Вместе с тем, получив 1 октября 1632 приказание при-быть в столицу, Галилей появился в Риме только 13 февраля 1633 года, ссылаясь на болезнь. В скобках заметим, что эта отсрочка не привела к каким-то дополнительным репрессиям со стороны Церкви. По приезде в Рим Галилео остановился у своего старого знакомого - посла Тосканы - на вилле Медичи. Излишне говорить, что условия жизни в посольстве были далеки от тюремных. Правда, позднее, когда началось собственно следствие, ученый был переведен в Ватикан. Но и там не было никаких "низких каменных сводов": Галилей занимал отдельные трехкомнатные апар-таменты с прислугой и видом на фруктовый сад. Отречения тоже никто особенно не ждал. В том смысле, что в его неизбежности никто не сомневался. Включая самого Галилея, который с самого начала настаивал на том, что он ни в коей мере не разделял убеждений Коперника. Что, конечно же, было неправдой; просто ученый надеялся, что таким образом сможет "предать широкой гласности" идеи польского ученого. Так же поступали некоторые авторы книг в советское время, когда в материалах, посвященных критике "буржуазной науки и философии", хоть как-то знакомили читателей с их достижениями. Разница, пожалуй, состоит в том, что Галилей, в отличие от многих советских ученых, был вполне искренен: он никогда не сомневался ни в святости Церкви, ни в истинности ее догм. А если изучать историю не по стихам советских времен, а по документам, воспоминаниям современников и академическим изданиям, то становится вполне очевидным, что Галилей никогда не находился и не мог находиться перед выбором между учением
Коперника, с одной стороны, и Церковью, с другой... Итак, Галилей не собирался конфликтовать с Церковью. Просто он считал, что осуждение Коперника - ошибка, в основе которой - неверное
разграничение сфер компетенции религии и науки. И здесь, конечно, его позиция была гораздо правильнее, чем позиция Римского престола. "Я думаю, - писал Галилей в одном из писем, - что авторитет Священного Писания служит тому, чтобы убедить людей в тех истинах и положениях, которые необходимы для спасения их души; а так как эти истины превосходят границы человеческого понимания, то никакая наука или же иные средства, кроме глаголящих уст самого Святого Духа, не могут заставить в них уверовать. Но я не считаю столь уж необходимым верить в то, что сам Бог, Который дал нам чувства, понимание и разум, хотел, чтобы мы искали научные истины только в тексте Писания, а не с помощью самой науки; к тому же в тексте его об этого рода истинах говорится слишком мало и отрывочно". Однако когда ученому прямо дали понять, что коперниканство - далеко не самое значительное обвинение из возможных, что речь идет о серьезных вещах, затрагивающих основы веры, Галилей частично осознал весь драматизм ситуации. Не исключено, что он вспомнил судьбу Джордано Бруно, который помимо гелиоцентризма, не являвшегося ересью в строгом смысле слова, отстаивал истинность... древней египетской религии! В вопросах веры спорить с инквизицией было опасно для здоровья. По-этому, повторяем, без особого нажима со стороны следователей Галилео
согласился публично отказаться от своего учения. Вместе с тем, Галилей продолжал пытаться сохранить возможность публикации книги, которую он готов был переработать, включив туда необходимую критику Коперника. Похоже, ученый все-таки не понимал до конца ни серьезности обвинения, ни глубины обиды папы. Именно поэтому завершение дела потребовало от него подписать и произнести гораздо более жесткое отречение, которое для него составили инквизиторы. Тисков, правда, никаких не было и быть не могло. По свидетельству авторитетно-го ученого А. Фантоли, "почти все со-временные исследователи признают, что угроза пыткой, особенно в отношении человека в таком возрасте, как Галилей, была не чем иным, как чистой формальностью. В Риме крайне редко прибегали к пыткам. В случае Галилея угроза ограничилась territio verbalis , т.е. только устной формой. В других случаях существовала возможность дойти и до territio realis, т.е. вплоть до демонстрации орудий пыток."* Но не более того... Что же касается приговора Галилею, то хотя он и был жестким с точки зрения возможности дальнейшего распространения ученым своих взглядов, никаких физических наказаний не полагалось: на следующий день после оглашения приговора "тюремное заключение" заменили пребыванием на территории уже известного посольства Тосканы. А еще через неделю ученому разрешили уехать в Сиену, где он должен был находиться под
домашним арестом в резиденции своего давнего друга, архиепископа
Пикколомини. В качестве епитимьи (наказания), по решению суда, Галилей должен был в течение двух месяцев ежедневно читать семь покаянных псалмов. По истечении шести месяцев папа Урбан VIII разрешил Галилею вернуться на свою виллу в окрестностях Флоренции и жить там в уединении. А в феврале 1638 года ученому было разрешено переехать в его дом во Флоренции - для лечения. Там Галилей мирно почил в 1642 году. Правда, научное общение до конца жизни было ограничено: Рим не прощал обид... Итак, собственно научный спор (Птолемей - Коперник) остался в сто-роне
от "дела Галилея". Столкновения "двух религий" (как в случае с Бруно) также не было: Галилей, в отличие от Джордано Бруно, не испытывал особых симпатий к учению Гермеса Трисмегиста и не создавал новой религии, не сомневаясь в основных догматах католической веры. (Кстати, самого Бруно Галилей выдающимся ученым не считал, а к его идеям в области астрономии относился весьма скептически.) В чем же тогда была суть конфликта? Нам кажется, что "дело Галилея" можно рассматривать как попытку разграничить сферы влияния между религией и наукой - этими двумя разными способами познания мира и человека. И Римский престол, и флорентийский ученый признавали разность этих методов. При этом ни папа, ни Галилей не стояли перед выбором: либо религия, либо наука. У каждой свои задачи. Только вот "де-маркационную линию" между ними участники конфликта проводили в разных местах. Римский престол в традиционной для себя манере стремился - часто необоснованно - к полному контролю над всеми сферами человеческой деятельности. Особенно
ярко это проявилось в политической жизни. Но и наука не стала
исключением. А споры по поводу сфер компетенции религии и науки не утихают до сих пор...
Сергей ВЕРЕЙКИН Владимир ЛЕГОЙДА


Андрей Бондаренко
Андрей Бондаренко

православный христианин
(клирик)

Тема: #52426
Сообщение: #1811212
22.01.06 19:35
Ответ автору темы | Кузнецов Михаил Юрьевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Интересный материал. Тему Галилея, Коперника, Бруно и инквизиции поднимал в своих лекциях небезызвестный о. Андрей (Кураев). Оттуда мной почерпнуто много нового.-))

Котов Денис Валерьевич

сомневающийся

Тема: #52426
Сообщение: #1812271
23.01.06 09:04
Ответ автору темы | Кузнецов Михаил Юрьевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


... Следствие над Галилеем тянулось с апреля по июнь 1633 года, а 22 июня в той же церкви, где выслушал свой смертный приговор Джордано Бруно (он был сожжен в 1600 году), почти на том же самом месте престарелый Галилей, стоя на коленях, произнес предложенный ему текст отречения. Затем до самой смерти ему пришлось жить под домашним арестом, под постоянным надзором инквизиции, с запретом делиться с кем-либо своими взглядами. Видение ученого, которого под угрозой пыток вынуждали "забыть", что Земля вращается вокруг Солнца, многим кажется тем самым моментом истины, когда Век Веры уступил Веку Разума, но напоследок ясно выявил враждебность Вселенской церкви в отношении свободы мысли и самовыражения ...


Каринский Сергей

православный христианин

Тема: #52426
Сообщение: #1812967
23.01.06 13:35
Ответ автору темы | Кузнецов Михаил Юрьевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

На поверхности конфликта речь шла о выборе между традиционной для науки того времени идеей, что в центре Вселенной находится Земля (геоцентрическая картина мира) и новой (если не считать некоторых догадок, высказанных еще в античности) теорией Коперника (гелиоцентрической картиной мира), предложенной им в опубликованной почти за сто лет до рассматриваемых событий, в 1543 г., работе «Об обращении небесных сфер». Стоит напомнить, что с точки зрения современной физики ни та, ни другая теории не могут претендовать на истинность и спор между ними бессмыслен.

В основе же конфликта лежало сложное переплетение идей, мотивов и факторов, некоторые из них мы и попытаемся указать.

Напомним вкратце суть дела, при этом нас будет интересовать, какие проблемы обсуждались в этом диалоге и какие факторы влияли на его ход.

Во-первых, в научном отношении теория Коперника не была лучше обоснована, чем теория Аристотеля-Птолемея, что вообще является обычной ситуацией смены научных парадигм (если принять основные положения работ Томаса Куна).

Во-вторых, геоцентрическая теория была тесно переплетена с философией Аристотеля, на которой основывалась тогдашняя философия и богословие. Таким образом, принятие, или просто само свободное обсуждение теории Коперника должно было вызвать критический анализ философии Аристотеля, что в свою очередь провоцировало пересмотр богословия, базирующегося на этой философии. Некоторые участники этого диалога, защищая геоцентрическую теорию, защищали тем самым привычную для себя форму богословия.

В-третьих, несмотря на попытку Галилея вести спор в естественнонаучных рамках, он почти сразу был переведен в богословскую плоскость и перешел к проблемам толкования Священного Писания и соотношения Откровения и науки.

Рассмотрим это подробнее.

Одним из главных мест Священного Писания, на которое ссылались противники теории Коперника, было из книги Иисуса Навина.

«Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав 10:12–14).

Раз Солнце было остановлено – значит до этого оно двигалось вокруг Земли.

Разумеется, то, что Священное Писание не всегда следует толковать буквально, знали и во времена Галилея. Но, по словам кардинала Беллармина, одного из образованнейших иерархов того времени:

"…(Тридентский) Собор запрещает толкование Священного Писания, противоречащее общему согласию Отцов Церкви. И если Вашему Преподобию будет угодно перечитать не только их труды, но и современные комментарии к книгам Бытия, Иисуса Навина, Псалмам и Екклесиасту, то Вы обнаружите, что все единогласны в утверждении ad literam (буквально), что Солнце находится на своем небе и движется вокруг Земли с известной скоростью, а Земля находится на огромном расстоянии от неба и является неподвижным центром мироздания. Теперь со свойственной Вам предусмотрительностью посудите сами, способна ли Церковь терпеть толкование Священного Писания в смысле, противоположном как Святым Отцам, так и греческим и латинским комментаторам. И здесь не может быть ответа, что это, мол, не вопрос веры: ибо если это и не вопрос веры ex parte obiecti (в отношении данной темы), то это вопрос веры ex parte dicentis (в отношении говорящего (то есть в данном случае Святого Духа))…"

Другими словами, если придется признать, что нечто, содержащееся в Священном Писании, понималось церковью ранее неправильно, то тем самым будет подорвано доверие ко всему Священному Писанию, точнее, к способности церкви его толковать.

Галилей настаивал на том, что Бог доносит до людей истину двумя путями: как через Священное Писание, так и через «великую книгу природы». По поводу требования Тридентского Собора придерживаться в любом вопросе традиционного толкования, относительно которого Святые Отцы пребывали в полном согласии, Галилей замечает, что о подобном согласии имеет смысл говорить лишь в том случае, когда речь идет:

«…о тех заключениях, которые были обсуждены и рассмотрены со всех сторон, и по поводу которых затем все Отцы Церкви пришли к соглашению, какие именно из этих заключений следует принять, а какие отвергнуть . Но подвижность Земли и неподвижность Солнца не относятся к подобного рода заключениям. Этот вопрос в былые времена был устранен из поля зрения или заменен другими вопросами; поэтому он вообще не рассматривался и не имел ни приверженцев, ни противников. Можно подумать, что Святым Отцам просто не приходило в голову заниматься его обсуждением

Следовательно, недостаточно сказать, что все Святые Отцы наставали на неподвижности Земли и т.д., и это является вопросом веры (de fide). Необходимо было бы доказать, что они осудили противоположное мнение.»

Тут намечается определенная герменевтика, касающегося того, как следует понимать высказывания Отцов Церкви. Стоит подчеркнуть, что сама герменевтическая проблема была весьма реальной и требовала решения.

Можно пойти дальше Галилея. В ХХ веке Коллингвуд предложил так называемую «логику вопроса и ответа»: чтобы оценить истинность или ложность некоторого утверждения, недостаточно знать само утверждение (как это предусматривается в классической логике Аристотеля), надо еще знать, ответом на какой вопрос оно является. Каждое утверждение является ответом на явный или подразумеваемый вопрос, не зная которого невозможно понять смысл данного утверждения.

Являются ли слова об остановке Солнца по молитве Иисуса Навина, пусть косвенным, но ответом на вопрос о том, какая из моделей верна: геоцентрическая или гелиоцентрическая? Скорее всего, нет. Можно пытаться восстановить те вопросы, ответом на которые является данный эпизод. Например, среди этих вопросов может быть такой: «Что значит избранный народ?» Но астрономии, очевидно, эти вопросы касаться не будут вообще. Значит, и в ответе, то есть словах книги Иисуса Навина, не идет речи об астрономии.

Вряд ли кто-то будет использовать в наше время книгу Иисуса Навина для опровержения теории Коперника. А вот для опровержения некоторых современных научных теорий нечто подобное в наше время делается христианами достаточно часто. Так что проблема того, как толковать Библию и как толковать толкования Библии, остается актуальной.

Вернемся к Галилею. Интересно отметить: для кардинала Беллармина недопустимой была сама мысль о признании того, что церковь ранее в чем-то ошибалась. Это бы подрывало единство церкви, которое как раз и опиралось на положение о безошибочности церкви как института. Для Галилея же неприемлемым было отрицание истин (как он их понимал), которые открываются при изучении природы и которые для него были ничуть не менее важны, чем истины Священного Писания. Действительно, как утверждал Галилей, и Священное Писание, продиктованное Святым Духом, и природа, сотворенная по замыслу Создателя, происходят из одного источника – Божественного Слова. Но если Писание, чтобы оно стало понятным простым людям, было изложено обычными словами и выражениями, буквальный смысл которых порой весьма далек от истины, то природа содержит Божественную истину непосредственно, в неупрощенном и неадаптированном виде. Поэтому если наблюдается видимое расхождение между Священным Писанием и законами природы, надо стремиться толкование первого приспособить ко второму, а не наоборот.

Понять Галилея можно: ученый не мог примириться с отвержением того, что он воспринимал как истину, хотя после всех «приключений» науки в ХХ веке уверенность Галилея в абсолютной объективности законов природы может представляться несколько наивной.

Отметим еще несколько особенностей ситуации.

Огромное влияние на спор о геоцентрической и гелиоцентрической картине мира оказывала политическая ситуация в Европе. XVI и начало XVII века проходят под знаком Реформации и Контрреформации. В разгаре Тридцатилетняя война, в которой, по предложению Валленштейна, стали применять наемные армии нового типа: солдатам не платили жалованья, они служили за право свободно грабить местное население; в результате население Германии за 30 лет уменьшилось почти в 3 раза. Католики воевали против протестантов, однако французские католики (кардинал Ришелье) снабжали деньгами протестантов, а не католиков. Протестанты, как впрочем и испанские католики, обвиняли папу в пособничестве еретикам. Папе приходилось исходить из интересов пользы текущего момента.

Чтобы что-то менять в вероучении, да и вообще для любых перемен это был очень неподходящий момент.

Кроме того многие авторы (особенно католические) отмечают, что в «деле» Галилея существенную роль сыграл скверный характер последнего. Галилей решился на публикацию главного своего произведения, отстаивающего теорию Коперника – «Диалога о двух главных системах мира» – в связи с тем, что новым папой под именем Урбана VIII стал в 1623 г. Маффео Берберини, человек большого ума и высокой культуры, не раз высказывавший свое личное почтение и восхищение по отношению к Галилею (трактат последнего «Точные весы» папе настолько понравился, что его читали ему во время обеда). Папа одобрил идею написания новой книги, посвященной теории Коперника, и в личной беседе дал Галилею подробные указания о том, как именно надо трактовать центральные вопросы в будущей книге. Каково же было удивление папы, когда при выходе книги в свет он обнаружил, что его идеи Галилей вложил в уста Простаку, «персонажу, не вызывающему особого уважения, представленному с уничижительной насмешкой». Личные симпатии или антипатии, кажется, сыграли в «деле» Галилея не последнюю роль.

Наконец, не всегда ясно осознаваемым участниками базисом спора был, лежащий вне компетенции естественных наук богословский, антропологический спор о месте человека в мире (Ср. ернический по форме пассаж А. Лосева в «Диалектике мифа»: «А я, по грехам своим, никак не могу взять в толк: как это земля может двигаться? Учебники читал, когда-то хотел сам быть астрономом, даже женился на астрономке. Но вот до сих пор никак не могу себя убедить, что земля движется и что неба никакого нет. Какие-то там маятники да отклонения чего-то куда-то, какие-то параллаксы… Неубедительно. Просто жидковато как-то. Тут вопрос о целой земле идет, а вы какие-то маятники качаете. А главное, все это как-то неуютно, все это какое-то неродное, злое, жестокое. То я был на земле, под родным небом, слушал о вселенной, “яже не подвижется”… А то вдруг ничего нет, ни земли, ни неба, ни “яже не подвижется”. Куда-то выгнали в шею, в какую-то пустоту, да еще и матерщину вслед пустили. “Вот-де твоя родина, – наплевать и размазать!” Читая учебник астрономии, чувствую, что кто-то палкой выгоняет меня из собственного дома и еще готов плюнуть в физиономию. А за что?»). Недаром в ХХ веке З. Фрейд говорил, что является продолжателем дела Коперника и Дарвина по развенчанию нарциссических иллюзий человека относительно собственного величия. Более того, переход к гелиоцентрической картине мира не был просто сменой астрономических теорий, он означал принципиальное изменение типа мировоззрения, являлся выражением перехода к новой методологии научных исследований, к «галилеевской физике», так что спор об астрономии действительно не мог быть отделен от религиозных проблем. Церковь, как кажется, не смогла ни ясно осознать сути этих проблем, ни найти их приемлемого решения кроме как путем «снятия» самой естественнонаучной проблемы, что означало устранение от решения проблемы антропологической.

Как известно, спор Галилея с церковью закончился вынужденным отречением от теории Коперника – научный спор был подавлен вненаучными аргументами.

Особенность феномена науки в том, что наука признает только свои, внутренние, «научные» критерии истинности. Можно спорить с этими критериями, но нельзя их перечеркнуть, не перечеркнув при этом и саму науку. Для ученых, по существу, встал вопрос: или перестать заниматься наукой, или внутренне, а затем и не только внутренне, дистанцироваться от церкви, по крайней мере в том, что касается их научной деятельности. В результате пути науки и религии разошлись надолго, может быть, навсегда.

Сам шестидесятидевятилетний Галилей именно в оставшиеся ему после отречения девять лет жизни создал свои главные работы по динамике. В них не обсуждалась теория Коперника, но именно эти работы Галилея составили основу новой «философии природы», в конечном итоге заменившей учение Аристотеля в результате усилий ряда ученых. «Как только эта новая философия смогла бы утвердиться, геоцентризм не воспринимался бы уже никем всерьез…» К сожалению, многие уже не могли воспринимать всерьез и церковь, связавшую себя с геоцентрической теорией и противопоставившую себя науке.

Можно задать себе вопрос: какие задачи стояли перед Католической церковью во время «дела» Галилея?

Во-первых, необходимо было выработать принципиальное отношение к науке, соотнести бурно развивающееся естественнонаучное знание и Откровение. Для этого необходимо было увидеть и решить некоторые богословские проблемы, прежде всего, проблемы экзегетики (герменевтики) Священного Писания и святоотеческих писаний.

Во-вторых, перестроить на новом уровне, учитывающем вызов новых научных идей, христианскую антропологию; эта перестройка неизбежно должна была затронуть весь корпус богословских дисциплин.

В-третьих, при этом необходимо было сохранить единство церкви, что возможно различными путями, имеющими либо долгосрочную, либо краткосрочную перспективу. Таким образом, этот вопрос затрагивает самые основы церковной жизни, а также богословия, прежде всего, экклезиологии.


Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Календарь 3880

21 апреля. Преподобной Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апостолов Иродиона, Агава, Асинкри́та, Руфа, Фле́гонта, Е́рма и иже с ними

20 апреля 2024 в 16:12Андрей Бузик
8 апреля по старому стилю / 21 апреля по новому стилю воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Великий пост. Пища с растительным маслом. Прп. Марии Египетской (переходящее ... читать далее »

Святые 519

Архиерей народов словенских

19 апреля 2024 в 06:04Андрей Бузик
К 1025-летию со дня преставления равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского Создание в IX веке славянской письменности святыми равноапостольными братьями Мефодием (†885) и Кириллом ... читать далее »

Жития 460

Создатель церковных гимнов и канонов. (Житие преподобного Иосифа Песнописца).

17 апреля 2024 в 06:53Андрей Бузик
Память преподобного отца нашего Иосифа, песнописца и творца канонов Отечеством святого Иосифа была Сицилия1. Родители его, Плотин и Агафия, были люди благочестивые и добродетельные; за их богоугодную ... читать далее »

Семья 145

Православный документальный фильм «Невеста»

14 апреля 2024 в 17:26Андрей Рыбак
Невеста Православный документальный фильм «Невеста» читать далее »

Писание 122

Неделя четвертая Великого поста. Евангелие о бессилии неверия и силе веры

14 апреля 2024 в 08:13Андрей Бузик
Мф. 17:14–23 (72 зач.) С тех пор, как существуют мир и время, все народы на земле веровали, что есть мир духовный, что есть духи невидимые. Но многие народы обманывались в том, что приписывали ... читать далее »

Память 383

Памяти Преподобного Илариона Псковоезерского Гдовского

10 апреля 2024 в 06:36Андрей Бузик
10 апреля (28 марта ст. ст.) - день Памяти Преподобного Илариона Псковоезерского Гдовского (? - 28 марта 1476) - основателя Озерецкого Покровского монастыря на р. Желче (ныне - Гдовский район). Около ... читать далее »

Кино 120

Метанойя. Исповедь бродяги (художественный фильм)

8 апреля 2024 в 10:20Андрей Рыбак
исповедь Метанойя. Исповедь бродяги (художественный фильм) Друзья, вот и пришло время выложить фильм «Метанойя. Исповедь бродяги» в открытый доступ! Идея этого фильма у меня возникла в 2016 году, а ... читать далее »

Мир 354

Государь пребудет в один из отелей Москвы

4 апреля 2024 в 21:31Андрей Рыбак
Царь Николай II Александрович Государь пребудет в один из отелей Москвы/ СЕРГИЙ АЛИЕВ/ Репост! читать далее »

Документы 238

Биометрию навязывают предатели родины! Мишустин разнёс Госдуму!

3 апреля 2024 в 11:31Андрей Рыбак
Госдума Биометрию навязывают предатели родины! Мишустин разнёс Госдуму! Мишустин Николай Николаевич, член экспертного совета при Комитете Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, ... читать далее »

Спорт - Экстрим 273

Ультрамарафоны в 65. Зачем?

1 апреля 2024 в 18:17Андрей Рыбак
Как бег помог Ольге Кацаповой осуществить мечту? Ультрамарафоны в 65. Зачем? После этого видео вы точно захотите бегать. Мотивация от Ольги Кацаповой - ультрамарафонки из Пушкина. Как бег помог ... читать далее »

Каякинг

Команда Рязанской области открыла сезон-2024 на Сходне в Москве

Команда Рязанской области открыла сезон-2024 на Сходне в Москве. Старший тренер сборной Рязанской области Алексей Якунин рассказал в интервью пресс-службе ФГСР о развитии гребного слалома в регионе и ... читать далее »

Путешествия

Экипаж Russian Ocean Way покинул остров Сокотру и направляется в Джибути (Восточная Африка).

Парусник экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества "По пути русских кругосветных мореплавателей" 17 апреля вышел из порта города Хадибу на йеменском острове Сокотра и ... читать далее »

Праздники 361

О том, когда Пресвятая Богородица помогает нам

20 апреля 2024 в 05:08Андрей Бузик
Сегодняшний праздник называется Похвала Божией Матери или Суббота Акафиста. Евангельское чтение в этот день повествует о том, как некая женщина, слушая проповедь Господа нашего Иисуса Христа, от ... читать далее »

Эсхатология 733

Молитвы за почивший свой род (из фильма "Русский Ангел. Отрок Вячеслав")

18 апреля 2024 в 14:22Александр В.А.
Господи, спаси и помоги! Молитва за род И Славочка сказал, что сейчас, мамочка, идет подсчет всех родов, каждого рода. И представители сегодняшние могут или загубить свой род, или помочь ему. Он ... читать далее »

Творчество 460

Г.В. Свиридов — Песнопения и молитвы

16 апреля 2024 в 21:06Андрей Рыбак
Георгий Васильевич Свиридов Г.В. Свиридов — Песнопения и молитвы (с текстом) /// Georgy Sviridov: Hymns and Prayers читать далее »

Предание 409

Рекомендации по управлению умом. Преподобный Паисий Святогорец.

14 апреля 2024 в 15:28Андрей Рыбак
Преподобный Паисий Святогорец Рекомендации по управлению умом. Преподобный Паисий Святогорец. читать далее »

Стихи 1470

И вещам дорогим и роскошным...

13 апреля 2024 в 10:18Владимир Лучит
*** И вещам дорогим и роскошным – и тем всё же не избежать В будущем, если не девальвации резкой, то участи общей забвения. О подобной судьбе их, однако, не стоит ничуть горевать! – Видно, людям ... читать далее »

Воины 391

Бутылка воды на девятерых в Авдеевке

9 апреля 2024 в 18:48Андрей Рыбак
«Бутылка воды на девятерых»: русские бойцы 5 дней притворялись мертвыми в окружении ВСУ в Авдеевке «Бутылка воды на девятерых»: русские бойцы 5 дней притворялись мертвыми в окружении ВСУ в ... читать далее »

Любовь 171

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

7 апреля 2024 в 09:07Андрей Рыбак
Дух творит формы Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Благовещение. Крестопоклонная Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и ... читать далее »

Разное 1241

Посмертное явление старца схиархимандрита Власия

4 апреля 2024 в 18:28Леонид Ф.
Старец схиархимандрит Власий, духовник Пафнутьево-Боровского монастыря:«Передай всем, что вакцинироваться этой проклятой сатанинской вакциной ни в коем случае нельзя. Это уже начертание ... читать далее »

Общий 1415

Лучшее радио для поста.

3 апреля 2024 в 10:11Игорь Афонин
Сколько не пробовал слушать разных радиоканалов православной направленности, всегда попадаешь в тупик. Тупик эмоциональный, интеллектуальный, нравственный. Причин много, или нудно передерживают тему, ... читать далее »

Видео 448

Объяснение Квантового Проявления. Доктор Джо Диспенза

31 марта 2024 в 17:38Андрей Рыбак
Мысли в картинках Объяснение Квантового Проявления | Люди Не Осознают, Насколько Они... | Доктор Джо Диспенза Переключение своего внимания с одного человека на другого, с одной проблемы на другую, ... читать далее »

Ски-альпинизм

Ирина Умницына и Андрей Фёдоров   чемпионы России в смешанной эстафете

В Елизово (Камчатский край) проходит серия соревнования по ски-альпинизму   виду спорту, впервые включённому в программу зимних Олимпийских игр 2026 года в Милане и Кортина-д'Ампеццо (Италия). ... читать далее »

Скалолазание

Микаэла Кирш прошла маршрут "Victima Perfecta" 9а+

Скалолазка Микаэла Кирш прошла популярный маршрут "Victima Perfecta" категории 9а+ в испанском регионе Маргалеф. Для самой Микаэлы маршрут стал вторым категории 9а + в ее скалолазной карьере. Первый ... читать далее »

Еда 432

Кухня Великого Поста. Вторые блюда

19 апреля 2024 в 08:06Андрей Бузик
ВТОРЫЕ БЛЮДА, ПРИГОТОВЛЕННЫЕ БЕЗ МАСЛА Картофель отварной с орехами 500 г картофеля, 1 луковица, 150 г очищенных грецких орехов, 1 – 2 дольки чеснока, 2 веточки зелени кинзы, зелень петрушки или ... читать далее »

Высказывания 661

Четверток 5-й седмицы Великого Поста. О Целомудрии.

18 апреля 2024 в 08:07Андрей Бузик
Четверток 5-й седмицы Великого Поста. О Целомудрии. Целомудрие есть воздержание и преодоление похотей борьбою. Святитель Иоанн Златоуст Заповедь о целомудрии относится, во-первых, к телу и вообще к ... читать далее »

Молитва 405

Объяснение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина

16 апреля 2024 в 05:58Андрей Бузик
«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми ... читать далее »

Поиск Святой Руси 411

Духовный, душевный, плотский

14 апреля 2024 в 09:03Андрей Рыбак
Поднимайся Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Преподобного Иоанна Лествичника Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; ... читать далее »

Духовное 1066

Из бесед на избранные места творений святого Иоанна Лествичника

12 апреля 2024 в 06:10Андрей Бузик
БЕСЕДА ПЕРВАЯ Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь сказал Своим ученикам: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что ... читать далее »

Технологии 327

Регулирование ИИ против навязывания

8 апреля 2024 в 19:29Андрей Рыбак
Игорь Ашманов Регулирование ИИ против навязывания читать далее »

Проповедь 180

Слово плоть бысть. Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородицы.

7 апреля 2024 в 08:10Андрей Бузик
Еже от века таинство открывается днесь, и Сын Божий, Сын человече бывает; человек бывает Бог, да бога Адама соделает. Стихира на хвалитех, глас 2 Слово плоть бысть. Поучение на день Благовещения ... читать далее »

Церковь 721

Вера и чудеса переднего края: вдоль всей линии фронта прошел крестный ход

3 апреля 2024 в 18:57Андрей Рыбак
Борис Корчевников Российская газета Вера и чудеса переднего края: вдоль всей линии фронта прошел крестный ход Съемочная группа "Спаса" во главе с генеральным директором телекомпании Борисом ... читать далее »

Катастрофы 300

Испытание термоядерной бомбы РДС-37 на Семипалатинском полигоне

2 апреля 2024 в 13:19Андрей Рыбак
Атомная Бомба Испытание термоядерной бомбы РДС-37 на Семипалатинском полигоне Ровно 32 года назад, 29 августа 1991 года, был закрыт Семипалатинский испытательный ядерный полигон. Казахстан стал ... читать далее »

Выживание. 313

Вышки убивают нас всех. Почему бездействует Роспотребнадзор

31 марта 2024 в 16:43Андрей Рыбак
как выглядит антенна 5g Вышки убивают нас всех. Почему бездействует Роспотребнадзор / Денис Шульга, Круглый стол читать далее »

Скалолазание

Александр Шиков и Елизавета Иванова   победители Всероссийских соревнований!

В Воронеже 19 апреля прошли Всероссийские соревнования по скалолазанию в дисциплине "лазание на скорость". Это второй старт в сезоне для самых быстрых скалолазов страны. Помимо медалей на этих стартах ... читать далее »

Велоспорт

Псебай принимает второй этап Кубка России по маунтинбайку в дисциплине "короткий круг"

В Краснодарском крае в поселке Псебай состоится II этап Кубка России по маунтинбайку. Соревнования состоятся 20 и 21 апреля в дисциплине  короткий круг . В них примут участие спортсмены 17 лет и ... читать далее »

© 1999-2024 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru





/*