Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Наука и религия (Взгляд христианина) / Галилей и инквизиция. Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Просмотр по страницам | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Галилей и инквизиция.
Кузнецов Михаил Юрьевич

православный христианин
(новоначальный)
Тема: #52426    22.01.06 19:23    Просмотров: 3697 [85]

Сообщений: 3    Оценка: 0.00   
Не показывать | Исправить | Ответить

Перепечатано из журнала “Фома” №2(19)2004.
 Многим из нас с детства знакома история великого итальянского ученого, которого жестокие инквизиторы принудили к публичному отречению от своих убеждений. Галилео Галилею посвящено немало стихов, романов и пьес. И каждый из читателей и зрителей ставил себя на место героя и задавался вопросом: "А отрекся бы я перед лицом таких мучений?"
Именно с инквизиторским расследованием и связано самое большое число мифов о "мученике науки", у которого пытками вырвали отречение, но все же не смогли сломить. Венцом мифологии является якобы произнесенное Галилеем: "Все-таки она вертится!"
Болшинство представлений о "мученичестве" Галилея укладываются в четыре яркие поэтические строчки:
Низкий каменный свод... Крючья...
        Цепи... Тиски...
От жаровни с углями свеченье...
Раскаленным железом скрутило виски.
 Отречения... Ждут отреченья...
(Сергей Данилов. "Второе отречение Галилео Галилея".)

 Поэтический образ, конечно, красивый. Но не более того. Почему? Потому что ничего этого не было: ни раскаленного железа, ни низкого каменного свода. Ни даже ожидания отречения. Иными словами, кем-кем, а мучеником
Галилео не был. Однако обо всем по порядку. Начнем с того, что Галилей лично знал многих видных иерархов католической Церкви, и, более того, был в прекрасных отношениях с ними, в том числе и с кардиналом Маффео Барберини, позже ставшим папой Урбаном VIII, во время правления которого и произошло расследование
"дела Галилея". Мало того, в ряде случаев католическая Церковь оказывалась гораздо более терпимой к деятельности ученого, чем большинство его коллег. В отличие от университетских профессоров, которые отказались признать, например, существование спутников у Юпитера (о чем говорил Галилей) и
даже не удосужились взглянуть в телескоп, не доверяя какой-то
"стекляшке", папа, на аудиенцию к которому был приглашен Галилео, с большим вниманием отнесся к его работам...

 Когда в 1616 году Галилей впервые открыто попытался привлечь внимание к идеям Коперника, ему было указано на то, что хотя данную теорию и возможно рассматривать как интересную математическую гипотезу все же ее не следует привлекать к физическому объяснению мира. Подобной точки зрения придерживалось и большинство ученых того времени: научной
считалась геоцентрическая система мира греческого ученого II в. по Р.Х. Птолемея, основанная на физике Аристотеля. Хотя и собственно научного спора - между геоцентрической системой Птолемея и гелиоцентрической Коперника* - в "деле Галилея" не было: пропагандируемая им теория Коперника отвергалась еще (или уже?) на богословском и даже прежде всего на философском уровне. В выводах Коперника инквизиторы усматривали противоречие Священному Писанию и явное "превышение научных
полномочий": стремление объяснить тайны мироздания, что, по мнению средневековых богословов, было задачей, невозможной для науки. Поэтому оппоненты Галилея - эксперты, назначенные Святейшей Инквизицией, - не "снизошли" до рассмотрения собственно научной аргументации, будучи уверены в том, что таковая просто невозможна. Иными словами, собственно научный спор (Птолемей - Коперник) был выгнесен за скобки, что сам ученый, безусловно, понимал. Да и вряд ли научная полемика привела бы к вызову Галилея в Рим и рассмотрению его дела инквизицией: "пустяками" инквизиторы не занималась. И хотя сам
Галилей ни на какие философские или - тем более -богословские открытия не претендовал (в отличие, например, от Джордано Бруно), а лишь стремился привлечь внимание ученых к теории Коперника, в основу конфликта с католической Церковью легли именно религиозно-философские обвинения, выдвинутые против флорентийского ученого.

 Как физическое описание теория Коперника казалась многим современникам слишком противоречившей очевидным научным данным. Именно поэтому одним из первых против Коперника выступил известный и авторитетнейший астроном того времени Тихо Браге. Иными словаши, налицо был конфликт науки вчерашнего дня с наукой дня сегодняшнего. Академик В.И. Вернадский замечал по этому поводу: “...было бы крупной ошибкой считать борьбу Коперниково-Ньютоновой системы с Птолемеем борьбой двух мировоззрений, научного и чуждого науке; это внутренняя борьба между представителями одного научного мировоззрения. Для тех и для других лиц окончательным критерием, поводом к изменению взглядов служат точно констатированные факты; те и другие к объяснению Природы идут путем наблюдения и опыта, путем точного исчисления и измерения. На взгляды лучших представителей обеих теорий сознательно одинаково мало влияли соображения, чуждые науке, исходившие ли из философских, религиозных или социальных обязательств. До тех пор, пока научно не была доказана невозможность основных посылок Птолемеевой системы, она могла быть частью научно-го мировоззрения". (Вернадский В.И. О науке. Дубна, 1997.С 23.)

Еще в 1616 году Галилею было запрещена пропаганда и распространение идей Коперника. Галилей пообещал - не распространять и не пропагандировать. Однако в 1633 году он опубликовал книгу "Диалог о двух главнейших системах мира", в которой вновь замаячила тень Коперника. Хотя первоначально судьба даже этой книги могла быть иной. Папа Урбан VIII был не только прекрасно осведомлен о готовящемся труде Галилея, но и обсуждал с ученым отдельные его положения. И не просто обсуждал, а прямо просил своего друга Галилео подчеркнуть его (папы) знаменитый "богословский" довод о невозможности прийти с помощью науки к точным заключениям о строении мироздания. Папа был уверен в том, что любая научная (астрономическая) теория является лишь гипотезой и никак не может претендовать на большее, ведь разуму человека в принципе не дано постигнуть тайну Бога. Сегодня такая позиция папы вызывает в лучшем случае улыбку, однако во времена Галилея спорить с понтификом было небезопасно. Поэтому ученый по-обещал все сделать. Каково же было удивление папы, когда вместо этого в труде флорентийца с упорством продвигались запре-щенные идеи Коперника! А "светлые мысли" самого папы не только не ста-ли смысловым центром труда, но были вложены в уста ретрограда Проста-ка (Симпличио). Причем таким образом, что звучали не просто неубедительно, но совершенно смехотворно! Конечно, Галилей гораздо лучше папы понимал границы сфер компетенции науки и религии, поэтому в книге не было ни умаления науки, ни
оскорбления религии. Однако папа - и небезосновательно: ему же обещали! -почувствовал себя обиженным. Получалось, что Галилей ложными обещаниями выманил право на публикацию книги, текст которой явно отличался от благословленного папой. Разве мог после этого ученый ожидать какой-то другой реакции, кроме воспоследовавшей? Во-первых, Галилей нарушил свое обещание 1616 года, во-вторых - предписание Декрета Индекса запрещенных книг, в котором учение Коперника было объявлено ложным. Обвинения в этих двух нарушениях и стали основой инквизиторского расследования. Кроме того, Галилей поступил с самим папой, мягко говоря, не по-дружески. Конечно, все это ни в коей мере не оправдывает действий инквизиции, но давайте будем реалистами: на дворе стояла первая половина семнадцатого века. Не так дав-но люди за гораздо меньшие провинности лишались жизни. Поэтому если и приходится чему-то удивляться, так это не тому, что реакция Ватикана была негативной, а тому, что она все же была... довольно мягкой! И наука здесь ни при чем. Когда папа вызвал Галилея в Рим, тот наивно продолжал считать это недоразумением и был уверен в том, что ему удастся переубедить старого друга. Поэтому всячески оттягивал свой приезд, продумывая аргументацию и, вероятно, надеясь, что ситуация может разрешиться сама собой. Однако Галилей явно переоценил благосклонность папы и, говоря современным языком, либеральность и широту его воззрений: предписания явиться в Рим становились все настоятельнее и жестче. Вместе с тем, получив 1 октября 1632 приказание при-быть в столицу, Галилей появился в Риме только 13 февраля 1633 года, ссылаясь на болезнь. В скобках заметим, что эта отсрочка не привела к каким-то дополнительным репрессиям со стороны Церкви. По приезде в Рим Галилео остановился у своего старого знакомого - посла Тосканы - на вилле Медичи. Излишне говорить, что условия жизни в посольстве были далеки от тюремных. Правда, позднее, когда началось собственно следствие, ученый был переведен в Ватикан. Но и там не было никаких "низких каменных сводов": Галилей занимал отдельные трехкомнатные апар-таменты с прислугой и видом на фруктовый сад. Отречения тоже никто особенно не ждал. В том смысле, что в его неизбежности никто не сомневался. Включая самого Галилея, который с самого начала настаивал на том, что он ни в коей мере не разделял убеждений Коперника. Что, конечно же, было неправдой; просто ученый надеялся, что таким образом сможет "предать широкой гласности" идеи польского ученого. Так же поступали некоторые авторы книг в советское время, когда в материалах, посвященных критике "буржуазной науки и философии", хоть как-то знакомили читателей с их достижениями. Разница, пожалуй, состоит в том, что Галилей, в отличие от многих советских ученых, был вполне искренен: он никогда не сомневался ни в святости Церкви, ни в истинности ее догм. А если изучать историю не по стихам советских времен, а по документам, воспоминаниям современников и академическим изданиям, то становится вполне очевидным, что Галилей никогда не находился и не мог находиться перед выбором между учением
Коперника, с одной стороны, и Церковью, с другой... Итак, Галилей не собирался конфликтовать с Церковью. Просто он считал, что осуждение Коперника - ошибка, в основе которой - неверное
разграничение сфер компетенции религии и науки. И здесь, конечно, его позиция была гораздо правильнее, чем позиция Римского престола. "Я думаю, - писал Галилей в одном из писем, - что авторитет Священного Писания служит тому, чтобы убедить людей в тех истинах и положениях, которые необходимы для спасения их души; а так как эти истины превосходят границы человеческого понимания, то никакая наука или же иные средства, кроме глаголящих уст самого Святого Духа, не могут заставить в них уверовать. Но я не считаю столь уж необходимым верить в то, что сам Бог, Который дал нам чувства, понимание и разум, хотел, чтобы мы искали научные истины только в тексте Писания, а не с помощью самой науки; к тому же в тексте его об этого рода истинах говорится слишком мало и отрывочно". Однако когда ученому прямо дали понять, что коперниканство - далеко не самое значительное обвинение из возможных, что речь идет о серьезных вещах, затрагивающих основы веры, Галилей частично осознал весь драматизм ситуации. Не исключено, что он вспомнил судьбу Джордано Бруно, который помимо гелиоцентризма, не являвшегося ересью в строгом смысле слова, отстаивал истинность... древней египетской религии! В вопросах веры спорить с инквизицией было опасно для здоровья. По-этому, повторяем, без особого нажима со стороны следователей Галилео
согласился публично отказаться от своего учения. Вместе с тем, Галилей продолжал пытаться сохранить возможность публикации книги, которую он готов был переработать, включив туда необходимую критику Коперника. Похоже, ученый все-таки не понимал до конца ни серьезности обвинения, ни глубины обиды папы. Именно поэтому завершение дела потребовало от него подписать и произнести гораздо более жесткое отречение, которое для него составили инквизиторы. Тисков, правда, никаких не было и быть не могло. По свидетельству авторитетно-го ученого А. Фантоли, "почти все со-временные исследователи признают, что угроза пыткой, особенно в отношении человека в таком возрасте, как Галилей, была не чем иным, как чистой формальностью. В Риме крайне редко прибегали к пыткам. В случае Галилея угроза ограничилась territio verbalis , т.е. только устной формой. В других случаях существовала возможность дойти и до territio realis, т.е. вплоть до демонстрации орудий пыток."* Но не более того... Что же касается приговора Галилею, то хотя он и был жестким с точки зрения возможности дальнейшего распространения ученым своих взглядов, никаких физических наказаний не полагалось: на следующий день после оглашения приговора "тюремное заключение" заменили пребыванием на территории уже известного посольства Тосканы. А еще через неделю ученому разрешили уехать в Сиену, где он должен был находиться под
домашним арестом в резиденции своего давнего друга, архиепископа
Пикколомини. В качестве епитимьи (наказания), по решению суда, Галилей должен был в течение двух месяцев ежедневно читать семь покаянных псалмов. По истечении шести месяцев папа Урбан VIII разрешил Галилею вернуться на свою виллу в окрестностях Флоренции и жить там в уединении. А в феврале 1638 года ученому было разрешено переехать в его дом во Флоренции - для лечения. Там Галилей мирно почил в 1642 году. Правда, научное общение до конца жизни было ограничено: Рим не прощал обид... Итак, собственно научный спор (Птолемей - Коперник) остался в сто-роне
от "дела Галилея". Столкновения "двух религий" (как в случае с Бруно) также не было: Галилей, в отличие от Джордано Бруно, не испытывал особых симпатий к учению Гермеса Трисмегиста и не создавал новой религии, не сомневаясь в основных догматах католической веры. (Кстати, самого Бруно Галилей выдающимся ученым не считал, а к его идеям в области астрономии относился весьма скептически.) В чем же тогда была суть конфликта? Нам кажется, что "дело Галилея" можно рассматривать как попытку разграничить сферы влияния между религией и наукой - этими двумя разными способами познания мира и человека. И Римский престол, и флорентийский ученый признавали разность этих методов. При этом ни папа, ни Галилей не стояли перед выбором: либо религия, либо наука. У каждой свои задачи. Только вот "де-маркационную линию" между ними участники конфликта проводили в разных местах. Римский престол в традиционной для себя манере стремился - часто необоснованно - к полному контролю над всеми сферами человеческой деятельности. Особенно
ярко это проявилось в политической жизни. Но и наука не стала
исключением. А споры по поводу сфер компетенции религии и науки не утихают до сих пор...
Сергей ВЕРЕЙКИН Владимир ЛЕГОЙДА


Каринский Сергей

православный христианин

Тема: #52426
Сообщение: #1812967
23.01.06 13:35
Ответ автору темы | Кузнецов Михаил Юрьевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

На поверхности конфликта речь шла о выборе между традиционной для науки того времени идеей, что в центре Вселенной находится Земля (геоцентрическая картина мира) и новой (если не считать некоторых догадок, высказанных еще в античности) теорией Коперника (гелиоцентрической картиной мира), предложенной им в опубликованной почти за сто лет до рассматриваемых событий, в 1543 г., работе «Об обращении небесных сфер». Стоит напомнить, что с точки зрения современной физики ни та, ни другая теории не могут претендовать на истинность и спор между ними бессмыслен.

В основе же конфликта лежало сложное переплетение идей, мотивов и факторов, некоторые из них мы и попытаемся указать.

Напомним вкратце суть дела, при этом нас будет интересовать, какие проблемы обсуждались в этом диалоге и какие факторы влияли на его ход.

Во-первых, в научном отношении теория Коперника не была лучше обоснована, чем теория Аристотеля-Птолемея, что вообще является обычной ситуацией смены научных парадигм (если принять основные положения работ Томаса Куна).

Во-вторых, геоцентрическая теория была тесно переплетена с философией Аристотеля, на которой основывалась тогдашняя философия и богословие. Таким образом, принятие, или просто само свободное обсуждение теории Коперника должно было вызвать критический анализ философии Аристотеля, что в свою очередь провоцировало пересмотр богословия, базирующегося на этой философии. Некоторые участники этого диалога, защищая геоцентрическую теорию, защищали тем самым привычную для себя форму богословия.

В-третьих, несмотря на попытку Галилея вести спор в естественнонаучных рамках, он почти сразу был переведен в богословскую плоскость и перешел к проблемам толкования Священного Писания и соотношения Откровения и науки.

Рассмотрим это подробнее.

Одним из главных мест Священного Писания, на которое ссылались противники теории Коперника, было из книги Иисуса Навина.

«Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав 10:12–14).

Раз Солнце было остановлено – значит до этого оно двигалось вокруг Земли.

Разумеется, то, что Священное Писание не всегда следует толковать буквально, знали и во времена Галилея. Но, по словам кардинала Беллармина, одного из образованнейших иерархов того времени:

"…(Тридентский) Собор запрещает толкование Священного Писания, противоречащее общему согласию Отцов Церкви. И если Вашему Преподобию будет угодно перечитать не только их труды, но и современные комментарии к книгам Бытия, Иисуса Навина, Псалмам и Екклесиасту, то Вы обнаружите, что все единогласны в утверждении ad literam (буквально), что Солнце находится на своем небе и движется вокруг Земли с известной скоростью, а Земля находится на огромном расстоянии от неба и является неподвижным центром мироздания. Теперь со свойственной Вам предусмотрительностью посудите сами, способна ли Церковь терпеть толкование Священного Писания в смысле, противоположном как Святым Отцам, так и греческим и латинским комментаторам. И здесь не может быть ответа, что это, мол, не вопрос веры: ибо если это и не вопрос веры ex parte obiecti (в отношении данной темы), то это вопрос веры ex parte dicentis (в отношении говорящего (то есть в данном случае Святого Духа))…"

Другими словами, если придется признать, что нечто, содержащееся в Священном Писании, понималось церковью ранее неправильно, то тем самым будет подорвано доверие ко всему Священному Писанию, точнее, к способности церкви его толковать.

Галилей настаивал на том, что Бог доносит до людей истину двумя путями: как через Священное Писание, так и через «великую книгу природы». По поводу требования Тридентского Собора придерживаться в любом вопросе традиционного толкования, относительно которого Святые Отцы пребывали в полном согласии, Галилей замечает, что о подобном согласии имеет смысл говорить лишь в том случае, когда речь идет:

«…о тех заключениях, которые были обсуждены и рассмотрены со всех сторон, и по поводу которых затем все Отцы Церкви пришли к соглашению, какие именно из этих заключений следует принять, а какие отвергнуть . Но подвижность Земли и неподвижность Солнца не относятся к подобного рода заключениям. Этот вопрос в былые времена был устранен из поля зрения или заменен другими вопросами; поэтому он вообще не рассматривался и не имел ни приверженцев, ни противников. Можно подумать, что Святым Отцам просто не приходило в голову заниматься его обсуждением

Следовательно, недостаточно сказать, что все Святые Отцы наставали на неподвижности Земли и т.д., и это является вопросом веры (de fide). Необходимо было бы доказать, что они осудили противоположное мнение.»

Тут намечается определенная герменевтика, касающегося того, как следует понимать высказывания Отцов Церкви. Стоит подчеркнуть, что сама герменевтическая проблема была весьма реальной и требовала решения.

Можно пойти дальше Галилея. В ХХ веке Коллингвуд предложил так называемую «логику вопроса и ответа»: чтобы оценить истинность или ложность некоторого утверждения, недостаточно знать само утверждение (как это предусматривается в классической логике Аристотеля), надо еще знать, ответом на какой вопрос оно является. Каждое утверждение является ответом на явный или подразумеваемый вопрос, не зная которого невозможно понять смысл данного утверждения.

Являются ли слова об остановке Солнца по молитве Иисуса Навина, пусть косвенным, но ответом на вопрос о том, какая из моделей верна: геоцентрическая или гелиоцентрическая? Скорее всего, нет. Можно пытаться восстановить те вопросы, ответом на которые является данный эпизод. Например, среди этих вопросов может быть такой: «Что значит избранный народ?» Но астрономии, очевидно, эти вопросы касаться не будут вообще. Значит, и в ответе, то есть словах книги Иисуса Навина, не идет речи об астрономии.

Вряд ли кто-то будет использовать в наше время книгу Иисуса Навина для опровержения теории Коперника. А вот для опровержения некоторых современных научных теорий нечто подобное в наше время делается христианами достаточно часто. Так что проблема того, как толковать Библию и как толковать толкования Библии, остается актуальной.

Вернемся к Галилею. Интересно отметить: для кардинала Беллармина недопустимой была сама мысль о признании того, что церковь ранее в чем-то ошибалась. Это бы подрывало единство церкви, которое как раз и опиралось на положение о безошибочности церкви как института. Для Галилея же неприемлемым было отрицание истин (как он их понимал), которые открываются при изучении природы и которые для него были ничуть не менее важны, чем истины Священного Писания. Действительно, как утверждал Галилей, и Священное Писание, продиктованное Святым Духом, и природа, сотворенная по замыслу Создателя, происходят из одного источника – Божественного Слова. Но если Писание, чтобы оно стало понятным простым людям, было изложено обычными словами и выражениями, буквальный смысл которых порой весьма далек от истины, то природа содержит Божественную истину непосредственно, в неупрощенном и неадаптированном виде. Поэтому если наблюдается видимое расхождение между Священным Писанием и законами природы, надо стремиться толкование первого приспособить ко второму, а не наоборот.

Понять Галилея можно: ученый не мог примириться с отвержением того, что он воспринимал как истину, хотя после всех «приключений» науки в ХХ веке уверенность Галилея в абсолютной объективности законов природы может представляться несколько наивной.

Отметим еще несколько особенностей ситуации.

Огромное влияние на спор о геоцентрической и гелиоцентрической картине мира оказывала политическая ситуация в Европе. XVI и начало XVII века проходят под знаком Реформации и Контрреформации. В разгаре Тридцатилетняя война, в которой, по предложению Валленштейна, стали применять наемные армии нового типа: солдатам не платили жалованья, они служили за право свободно грабить местное население; в результате население Германии за 30 лет уменьшилось почти в 3 раза. Католики воевали против протестантов, однако французские католики (кардинал Ришелье) снабжали деньгами протестантов, а не католиков. Протестанты, как впрочем и испанские католики, обвиняли папу в пособничестве еретикам. Папе приходилось исходить из интересов пользы текущего момента.

Чтобы что-то менять в вероучении, да и вообще для любых перемен это был очень неподходящий момент.

Кроме того многие авторы (особенно католические) отмечают, что в «деле» Галилея существенную роль сыграл скверный характер последнего. Галилей решился на публикацию главного своего произведения, отстаивающего теорию Коперника – «Диалога о двух главных системах мира» – в связи с тем, что новым папой под именем Урбана VIII стал в 1623 г. Маффео Берберини, человек большого ума и высокой культуры, не раз высказывавший свое личное почтение и восхищение по отношению к Галилею (трактат последнего «Точные весы» папе настолько понравился, что его читали ему во время обеда). Папа одобрил идею написания новой книги, посвященной теории Коперника, и в личной беседе дал Галилею подробные указания о том, как именно надо трактовать центральные вопросы в будущей книге. Каково же было удивление папы, когда при выходе книги в свет он обнаружил, что его идеи Галилей вложил в уста Простаку, «персонажу, не вызывающему особого уважения, представленному с уничижительной насмешкой». Личные симпатии или антипатии, кажется, сыграли в «деле» Галилея не последнюю роль.

Наконец, не всегда ясно осознаваемым участниками базисом спора был, лежащий вне компетенции естественных наук богословский, антропологический спор о месте человека в мире (Ср. ернический по форме пассаж А. Лосева в «Диалектике мифа»: «А я, по грехам своим, никак не могу взять в толк: как это земля может двигаться? Учебники читал, когда-то хотел сам быть астрономом, даже женился на астрономке. Но вот до сих пор никак не могу себя убедить, что земля движется и что неба никакого нет. Какие-то там маятники да отклонения чего-то куда-то, какие-то параллаксы… Неубедительно. Просто жидковато как-то. Тут вопрос о целой земле идет, а вы какие-то маятники качаете. А главное, все это как-то неуютно, все это какое-то неродное, злое, жестокое. То я был на земле, под родным небом, слушал о вселенной, “яже не подвижется”… А то вдруг ничего нет, ни земли, ни неба, ни “яже не подвижется”. Куда-то выгнали в шею, в какую-то пустоту, да еще и матерщину вслед пустили. “Вот-де твоя родина, – наплевать и размазать!” Читая учебник астрономии, чувствую, что кто-то палкой выгоняет меня из собственного дома и еще готов плюнуть в физиономию. А за что?»). Недаром в ХХ веке З. Фрейд говорил, что является продолжателем дела Коперника и Дарвина по развенчанию нарциссических иллюзий человека относительно собственного величия. Более того, переход к гелиоцентрической картине мира не был просто сменой астрономических теорий, он означал принципиальное изменение типа мировоззрения, являлся выражением перехода к новой методологии научных исследований, к «галилеевской физике», так что спор об астрономии действительно не мог быть отделен от религиозных проблем. Церковь, как кажется, не смогла ни ясно осознать сути этих проблем, ни найти их приемлемого решения кроме как путем «снятия» самой естественнонаучной проблемы, что означало устранение от решения проблемы антропологической.

Как известно, спор Галилея с церковью закончился вынужденным отречением от теории Коперника – научный спор был подавлен вненаучными аргументами.

Особенность феномена науки в том, что наука признает только свои, внутренние, «научные» критерии истинности. Можно спорить с этими критериями, но нельзя их перечеркнуть, не перечеркнув при этом и саму науку. Для ученых, по существу, встал вопрос: или перестать заниматься наукой, или внутренне, а затем и не только внутренне, дистанцироваться от церкви, по крайней мере в том, что касается их научной деятельности. В результате пути науки и религии разошлись надолго, может быть, навсегда.

Сам шестидесятидевятилетний Галилей именно в оставшиеся ему после отречения девять лет жизни создал свои главные работы по динамике. В них не обсуждалась теория Коперника, но именно эти работы Галилея составили основу новой «философии природы», в конечном итоге заменившей учение Аристотеля в результате усилий ряда ученых. «Как только эта новая философия смогла бы утвердиться, геоцентризм не воспринимался бы уже никем всерьез…» К сожалению, многие уже не могли воспринимать всерьез и церковь, связавшую себя с геоцентрической теорией и противопоставившую себя науке.

Можно задать себе вопрос: какие задачи стояли перед Католической церковью во время «дела» Галилея?

Во-первых, необходимо было выработать принципиальное отношение к науке, соотнести бурно развивающееся естественнонаучное знание и Откровение. Для этого необходимо было увидеть и решить некоторые богословские проблемы, прежде всего, проблемы экзегетики (герменевтики) Священного Писания и святоотеческих писаний.

Во-вторых, перестроить на новом уровне, учитывающем вызов новых научных идей, христианскую антропологию; эта перестройка неизбежно должна была затронуть весь корпус богословских дисциплин.

В-третьих, при этом необходимо было сохранить единство церкви, что возможно различными путями, имеющими либо долгосрочную, либо краткосрочную перспективу. Таким образом, этот вопрос затрагивает самые основы церковной жизни, а также богословия, прежде всего, экклезиологии.


Котов Денис Валерьевич

сомневающийся

Тема: #52426
Сообщение: #1812271
23.01.06 09:04
Ответ автору темы | Кузнецов Михаил Юрьевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить


... Следствие над Галилеем тянулось с апреля по июнь 1633 года, а 22 июня в той же церкви, где выслушал свой смертный приговор Джордано Бруно (он был сожжен в 1600 году), почти на том же самом месте престарелый Галилей, стоя на коленях, произнес предложенный ему текст отречения. Затем до самой смерти ему пришлось жить под домашним арестом, под постоянным надзором инквизиции, с запретом делиться с кем-либо своими взглядами. Видение ученого, которого под угрозой пыток вынуждали "забыть", что Земля вращается вокруг Солнца, многим кажется тем самым моментом истины, когда Век Веры уступил Веку Разума, но напоследок ясно выявил враждебность Вселенской церкви в отношении свободы мысли и самовыражения ...


Андрей Бондаренко
Андрей Бондаренко

православный христианин
(клирик)

Тема: #52426
Сообщение: #1811212
22.01.06 19:35
Ответ автору темы | Кузнецов Михаил Юрьевич православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Интересный материал. Тему Галилея, Коперника, Бруно и инквизиции поднимал в своих лекциях небезызвестный о. Андрей (Кураев). Оттуда мной почерпнуто много нового.-))

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Святые 555

Святой Архипастырь (Иоасаф Белгородский)

17 сентября 2024 в 04:38Андрей Бузик
На духовном небе еще засветилась яркая, благодатная звездочка… В городе Белгороде, Курской губернии, в Троицком монастырском соборе почивают теперь в ценной гробнице святые останки святителя ... читать далее »

Проповедь 192

Неделя 12-я по Пятидесятнице. Проповеди о богатстве и спасении.

15 сентября 2024 в 05:51Андрей Бузик
И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь ... читать далее »

История 567

Собор новомучеников Ясеновацких

13 сентября 2024 в 07:16Андрей Бузик
Когда немцы взяли Загреб, тогда же хорватскими нацистами — усташами — было провозглашено «Независимое Государство Хорватское». НГХ вошло в историю невиданными прежде зверствами. Только за шесть недель ... читать далее »

Чудо 336

"Молись перед смертью своему Богу, неверный!". И я закричал: "Христос Воскрес!"

5 сентября 2024 в 20:57Андрей Рыбак
Спецназ. Беслан 20 лет назад всю страну облетели слова Саши Погребова из Беслана, которые он крикнул чеченскому бандиту в лицо: "Христос Воскрес!" и первым выпрыгнул в окно осаждённой боевиками ... читать далее »

Общий 1414

Ответ на лукавство Андрея Кураева

3 сентября 2024 в 10:02Игорь Афонин
Андрей Кураев, бывший клирик РПЦ, задал лукавый вопрос: Если прихожанка расскажет священнику, что она была в отпуске в далеких краях, где целовала Коран и крутила буддистские молитвенные барабаны — ... читать далее »

Мир 358

Бесовский мир против БОГА и Человечества

2 сентября 2024 в 18:20Фокин Сергей
Св. Георгий кормит детёнышей поверженного дракона «Кто может возвещать Истину и не возвещает, тот будет осужден Богом» (Св. муч. Иустин Философ)). Начало: 1 часть. Израиль под падающим ... читать далее »

Эсхатология 742

Почему не стоит играть в свободу слова, или Павел Дуров как показатель | Андрей Девятов

1 сентября 2024 в 12:57Андрей Рыбак
А. Девятов. Почему не стоит играть в свободу слова, или Павел Дуров как показатель | Андрей Девятов читать далее »

Поиск Святой Руси 417

Почему так мало спасаемых

25 августа 2024 в 09:06Андрей Рыбак
«Сладкое лобзание» Ксилургу Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: ... читать далее »

Здоровье 463

Восстанови зрение самостоятельно! Пырей.

19 августа 2024 в 11:05Андрей Рыбак
Пырей — это злостный сорняк, который Господь дает нам буквально под ноги для нашего лечения.Пырей Восстанови зрение самостоятельно! ПЫРЕЙ. Пырей ценен уже тем, что очищает организм от радиации. ... читать далее »

Семья 146

До 1917 года русским людям не было свойственно материться

18 августа 2024 в 08:45Андрей Рыбак
До 1917 года русским людям не было свойственно материться До 1917 года русским людям не было свойственно материться, так как они были верующими, а религия строго запрещала им сквернословить. "ПРАВДА ... читать далее »

Путешествия

Друзья-путешественники! Ваши фильмы на ВЕРТИКАЛИ-2024 !

Осталось две недели до завершения приёма фильмов на традиционный XXVII-й кинофестиваль ВЕРТИКАЛЬ-2024: до 10 октября можно прислать вашу работу. Итоги кинофорума будут подведены 25-26 октября 2024 в ... читать далее »

Фридайвинг

Глубинный чемпионат мира по фридайвингу AIDA 2024.

Глубинный чемпионат мира по фридайвингу AIDA 2024. Сегодня всё-таки удалось провести мужские старты в дисциплине FIM, даже несмотря на холодную воду, которая так и не прогрелась после штормов. Золото ... читать далее »

Календарь 4027

17 сентября. Священномученика Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков. Прор. Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина»

16 сентября 2024 в 15:41Андрей Бузик
4 сентября по старому стилю / 17 сентября по новому стилю вторник Седмица 13-я по Пятидесятнице. Глас 3. Поста нет.  Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урва́на, ... читать далее »

Духовное 1070

Письма старца схиархимандрита Гавриила, старца Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустыней

14 сентября 2024 в 19:41Екатерина Е
Письма собраны сестрами монастыря. Версия книги с собранием писем больше не выпускается. Письма взяты из книги, которая выжила в пожаре. 1. Начну с Боголюбия! Быть может, по науки, по способности ума ... читать далее »

Разное 1243

Небесный покровитель. Записки матушки.

12 сентября 2024 в 06:04Андрей Бузик
Святой князь Александр Невский! О нем написано столько замечательных книг, что просто удивляешься. Не случайно ведь он назван «именем России» – самым популярным русским историческим деятелем всех ... читать далее »

Будущее 416

Интервью бывшего гендиректора Google: «Вы даже не представляете, что вас ждет»

5 сентября 2024 в 16:47Андрей Рыбак
гугл ЗАПРЕЩЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ бывшего ген Директора Google: «Вы даже не представляете, что вас ждет» читать далее »

Предание 423

Образ нашей жизни отражается на состоянии души

3 сентября 2024 в 09:47Андрей Рыбак
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Образ нашей жизни отражается на состоянии души Все, что мы думаем, чувствуем, творим, желаем, кладёт неизгладимый отпечаток на жизнь нашего духа, и под влиянием ... читать далее »

Интересно 548

Все говорят про биткоин, но знаете ли вы, в чем его настоящая сила?

2 сентября 2024 в 12:39Андрей Рыбак
Все говорят про биткоин, но знаете ли вы, в чем его настоящая сила? Все говорят про биткоин, но знаете ли вы, в чем его настоящая сила? Децентрализация: Никаких банков, правительств и посредников. ... читать далее »

Стихи 1489

Про Емелю и щуку-волшебницу Сказка в стихах

30 августа 2024 в 07:41Виктор Шамонин
За деревней, у речушки, Проживал мужик в избушке, Жизнь его была не мёд, Воз забот он в гору прёт, Да печали гонит прочь, Он в работе день и ночь, Жить ему в нужде нельзя, В тех сыночках радость ... читать далее »

SOS! 534

Как только люди примут ради «общего блага» обязательную вакцинацию, игра окончена.

20 августа 2024 в 11:20Андрей Рыбак
Как только люди примут ради «общего блага» обязательную вакцинацию, игра окончена. «Как только люди примут ради «общего блага» обязательную вакцинацию, игра окончена. Далее сможем генетически ... читать далее »

Праздники 369

Преображение Господне: вот каким может быть человек!

19 августа 2024 в 06:59Андрей Бузик
19 августа – Преображение Господне. Этот праздник открывает красоту человека, которую даровал ему Бог, каким бы грешным человек ни был. И будет новое небо, будет новая земля, будет другая новая ... читать далее »

Помогите! 222

Честь превыше всего. Делимся роликом!

13 августа 2024 в 20:57Андрей Рыбак
Отшельник монах Варнава + и Сергий Алиев на Мельнице Силуана Афонского на Афоне 2006 год ЧЕСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО!/ О ТРУСЛИВОМ МОЛЧАНИИ/ СЕРГИЙ АЛИЕВ Если поддерживаете, РАЗОШЛИТЕ 100 ЗНАКОМЫМ! Это то ... читать далее »

Скалолазание

Ксения Чернега и Леонтий Бобков победители Первенства России в двоеборье!

В Воронеже 15 сентября прошел финал Первенства России по скалолазанию в дисциплине  двоеборье . В этом раунде выступили по 10 сильнейших спортсменов по итогам отборочного раунда. Претендентам на ... читать далее »

Скайранинг

Итоги Чемпионата Мира по Скайраннингу 2024

Чемпионат мира по скайраннингу 2024 года прошел в Испании, в муниципалитете Сория, с 6 по 8 сентября 2024 года. На чемпионате было представлено рекордное количество стран-участниц - 42 с учетом ... читать далее »

Патерик 317

О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве

16 сентября 2024 в 06:27Андрей Бузик
(I, 1) Если кто, хотя бы немного отрешив свой разум от тела и соделавшись чуждым рабства страстям и нерассудительности, бесхитростной и чистой мыслью взглянет на свою душу, тот ясно увидит в самом ... читать далее »

Жития 483

Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника

14 сентября 2024 в 05:56Андрей Бузик
В стране Каппадокийской1, в селении Сисан, жили христиане Сусотион и Марфа. Бог благословил их супружество рождением сына, которого они нарекли Симеоном и, по обычаю христианскому, омыли банею ... читать далее »

Память 393

Память святых исповедников Христовых, пострадавших в Едессе от ариан

7 сентября 2024 в 06:08Андрей Бузик
После многих гонений на христиан, поднятых нечестивыми идолопоклонническими царями и мучителями, Церковь Христова получила свободу во дни великого царя Константина1 и начала процветать в мире и ... читать далее »

Литература 417

Имяславие. На юге России Александр Радионов

3 сентября 2024 в 15:09Андрей Рыбак
Схиархимандрит Иерон, настоятель Ново-Афонского монастыря Имяславие. На юге России Александр Радионов ВВЕДЕНИЕ Однажды я узнал, что в моём родном городе живет старожил, чьи родственницы были ... читать далее »

Творчество 461

Музыкальное творчество Андрея Дмитриева. Забытый инструмент Било

2 сентября 2024 в 21:15Андрей Рыбак
Дмитриев Андрей Музыкальное творчество Андрея Дмитриева. Забытый инструмент Било читать далее »

Выживание. 320

Авария. 19 дней выживания в тайге на реке Чикой, в Забайкальском крае

2 сентября 2024 в 12:22Андрей Рыбак
Авария на Чикое Авария. 19 дней выживания в тайге на реке Чикой, Забайкальском крае Фильм создан на реальных событиях произошедших с нами на реке Чикой, Забайкальском крае. Посреди тайги, в дали от ... читать далее »

Любовь 176

Золотое правило спасения!

28 августа 2024 в 08:58Андрей Рыбак
Господь Вседержитель. Слушайте Его Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Успением! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и ... читать далее »

Спорт - Экстрим 274

Сербский дзюдоист Неманья Майдов заявил, что не отрёкся бы от веры ради медали на ОИ.

20 августа 2024 в 09:40Андрей Рыбак
Сербский дзюдоист Неманья МайдовСербский дзюдоист заявил, что не отрёкся бы от веры ради медали на ОИ. До этого его решили наказать за то, что он перекрестился на Олимпиаде в Париже. Неманья Майдов ... читать далее »

Технологии 330

Андрей Масалович про замедление Youtube и про ChatGPT

18 августа 2024 в 16:32Андрей Рыбак
КиберДед Андрей Масалович Андрей Масалович про замедление Youtube и про ChatGPT читать далее »

Высказывания 665

Ученость подобна буйной фантазии одержимого в психбольнице

11 августа 2024 в 09:42Андрей Рыбак
иеромонах Симон (Безкровный) или Симеон Афонский Ученость подобна буйной фантазии одержимого в психбольнице Афоризмы иером. Симона Безкровного. читать далее »

Велоспорт

Изабо Курдюрье и Алекс Рудо   победители чемпионата мира 2024 в эндуро

Первый чемпионат мира по эндуро прошел в Италии. Организаторы обеспечили потрясающие условия: гонщикам пришлось преодолевать трассы от зимних условий на больших высотах до пышной зелени в конце ... читать далее »

© 1999-2024 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru





/*