Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Трибуна / Памяти игумении Серафимы (Варвары Васильевны Черной) Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Памяти игумении Серафимы (Варвары Васильевны Черной)
Дмитрий Викторович П.
Дмитрий Викторович П.

православный христианин
нет доступа
на форум

Тема: #50775    16.12.05 00:19    Просмотров: 9657 [45]

Сообщений: 13    Оценка: 0.00   
Не показывать | Исправить | Ответить

16 декабря 1999 года на 86-м году жизни скончалась настоятельница Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Черная). С ее именем связано возобновление монашеской жизни в стенах древней московской обители.
Игумения Серафима (Варвара Васильевна Черная) родилась 12 августа 1914 года в Петрограде. Отец, Василий Августович Резон, служил в Финляндском статс-секретариате. Пропал без вести во время Первой мировой войны в 1914 году. Мать - Леонида Леонидовна Чичагова, по профессии врач, в 1953 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия I поступила в Пюхтицкий Успенский женский монастырь, где приняла монашество с именем Серафима. Скончалась в 1969 году и похоронена в Пюхтицком монастыре.
Матушка Серафима

Отец матери - Леонид Михайлович Чичагов, офицер-артиллерист, участник Русско-турецкой войны, впоследствии митрополит Серафим (Чичагов) - иерарх Русской Православной Церкви, подготовивший канонизацию старца Серафима Саровского, принял мученическую кончину в 1937 году. В 1997 году Русской Православной Церковью причислен к лику святых.
Муж Варвары Васильевны Николай Валентинович Черный, искусствовед, умер в 1983 году.
После окончания школы в Подмосковье в 1929 году Варвара Васильевна поступила в Московский нефтехимический техникум. С 1931 года работала в Военно-технической академии, в Институте органической химии АН СССР. В 1939 году окончила Московский институт тонкой химической технологии и была направлена на работу на Московский завод "Каучук". С 1942 года она - заместитель главного инженера завода, в 1946 году переведена на научную работу в Институт резиновой промышленности, где проработала до 1986 года, до ухода на пенсию в возрасте 72 лет.
Имела научные звания кандидата химических наук (присвоено в 1951 году), доктора технических наук (в 1970 году), в 1972 году была утверждена в звании профессора, в 1975 году ей было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники СССР, а в 1979 году присуждена Государственная премия СССР.
Имела правительственные награды: Орден Трудового Красного Знамени, Орден Октябрьской Революции, 8 медалей за различные заслуги.
За усердные труды по возрождению монашеской жизни в Новодевичьем монастыре по представлению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий наградил игумению Серафиму крестом с украшениями - в 1997 году и орденом святой равноапостольной великой княгини Ольги II степени - в 1999 году, ко дню 85-летия.
Для стяжания христианского смирения Варвара Васильевна с 1986 года несла послушание за свечным ящиком в московском храме Илии Обыденного. У себя на дому вела православные семинары, благодаря которым воцерковилась немалая часть московской интеллигенции.
Происходя из старинного дворянского рода Чичаговых, с детства воспитанная в православной вере и верности Святой Церкви, Варвара Васильевна всей своей жизнью в науке показывала, что подлинное знание, серьезная наука не только не противоречат вере в Бога, но помогают истинную веру сделать еще более убедительной. И уже в почтенном возрасте, когда, как правило, человек стремится к заслуженному покою и отдыху от жизненных трудов. Варвара Васильевна избирает для себя едва ли не самый трудный подвиг - деятельное служение Церкви.
Имея своим духовным наставником митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, под его руководством матушка активно занималась сбором архивных материалов, которые стали основой для канонизации ее деда митрополита Серафима (Чичагова).
С ее именем связано возобновление пять лет назад монашеской жизни в стенах древней московской обители. 13 октября 1994 года в Успенском храме Новодевичьего монастыря митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил монашеский постриг Варвары Васильевны Черной с именем Серафима в честь преподобного старца Серафима Саровского, а 27 ноября 1994 года за Божественной литургией в том же храме возвел ее в сан игумении и вручил ей игуменский жезл.
Все, кто мог наблюдать жизнь матушки Серафимы в монастыре, поражались, как много в этой маленькой пожилой женщине заключалось подлинной силы духа, неутомимого трудолюбия и неиссякаемой веры в помощь Божию. Невозможно перечислить всего, что сделано матушкой игуменией за пять лет существования обители. Это и благоустройство монастырских помещений (и прежде всего создание прекрасных условий для повседневной жизни сестер), и постоянная забота о благолепии храмов, богослужении в монастыре, а также на двух монастырских подворьях.
Велик ее личный вклад в сооружение храма-памятника новомученикам и исповедникам Российским в Бутове, где в годы безбожного режима пострадали за Христа многие из тех, кто сохранил верность Матери-Церкви.
Именно по ходатайству матушки Серафимы и благодаря ее неустанным поискам в исторических и церковных архивах летом 1999 года Святейший Патриарх Алексий благословил возобновить молитвенное почитание схиигумении Елены (Девочкиной) - первой настоятельницы Новодевичьего монастыря.
Матушка Серафима прожила по человеческим меркам долгую жизнь, исполненную непрестанными трудами на благо нашего Отечества и Русской Православной Церкви. Но и этой большой жизни не хватило ей, чтобы совершить все, что она задумывала и чем еще хотела прославить родную обитель. В своих трудах она находила помощь огромного числа самых разных людей. Матушка Серафима всегда была так искренна в своей любви к Святой Церкви, так умела вдохновить людей на труды ради пользы церковной, что помощь приходила всегда в нужное время и подчас совершенно неожиданно. Матушку Серафиму нельзя было не любить - такой удивительной души человеком она была.
Известие о ее кончине опечалило многих: в день погребения просторный Успенский храм Новодевичьего монастыря не смог вместить всех, кто пришел проводить матушку в "путь всея земли".
В тот день, 18 декабря 1999 года, заупокойную Божественную литургию и чин монашеского погребения совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении архиепископа Можайского Григория и епископа Видновского Тихона, а также духовенства Москвы и Московской епархии. Перед отпеванием Владыка Ювеналий произнес пространное прочувствованное надгробное слово, а перед этим было оглашено утешительное послание, которое направил по этому поводу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Соболезнования были получены от Правительства Москвы, от префектуры Центрального административного округа и управы "Хамовники". Проводить матушку игумению Серафиму в последний путь прибыли министр Правительства Москвы префект Центрального административного округа А. И. Музыкантский, глава Наро-Фоминского района Московской области В. И. Крамков, директор Государственного Исторического музея А. И. Шкурко, сотрудники филиала ГИМа "Новодевичий монастырь".
К глубокому утешению насельниц и прихожан обители, матушка Серафима погребена в ограде Успенского храма с северной стороны.
Вечная память достоблаженной нашей матушке, всечестной игумении Серафиме!


Архиепископ Можайский ГРИГОРИЙ,
викарий Московской епархии

http://www.jmp.ru/jmp/00/2-00/13.htm


Левкина Елена Станиславовна

православный христианин
модератор

Тема: #50775
Сообщение: #3354643
11.03.10 04:47
Ответ на #1738655 | Елена Викторовна Тростникова православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Помяни, Господи, во Царствии Твоем рабу Твою игумению Серафиму, покой ее в селениих праведных, со святыми Твоими! +


Уважаемая Елена Викторовна, здравствуйте!


Прочитала Ваш рассказ в теме. Прошу Вас написать мне текст - тропарь и кондак преп Елене Московской ( память 1 дек. н.с.):
"А как-то летом о. Сергий вовлек нас в работу над тропарем и кондаком преподобной Елене (Девочкиной) - по просьбе матушки Серафимы: выверяли звучание и оттенки выражения."
Божией помощи Вам в делах, здравия и спасения.
С благодарностью во Христе
Елена


Священник Константин Кобелев
Священник Константин Кобелев

православный христианин
(священник)
модератор

Тема: #50775
Сообщение: #3351450
03.03.10 10:32
Ответ на #1738655 | Елена Викторовна Тростникова православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

В этой теме о Матушке Серафиме, игумении Новодевичьего монастыря, упоминался её духовник, батюшка Александр Егоров.
В связи с этим позволю себе сделать объявление:

7 марта 2010, в воскресение, в 16 часов состоится вечер памяти протоиерея Александра Егорова (1927-2000) с премьерой фильма "Нечаянная радость", посвящённого служению Батюшки. Место проведения - Трапезный корпус Зачатьевского женского монастыря (Москва, м "Кропоткинская", Ул Остоженка, Зачатьевский переулок).

Кадры из фильма:

Батюшка протоиерей Александр Егоров вернулся с нами из Дивеева


Батюшка вернулся с нами из Дивеева, проповедь в конце вечерни с акафистом преподобному Серафиму Саровскому.


Батюшка протоиерей Александр Егоров помазует нас маслом от мощей преподобного Серафима Саровского

Батюшка помазует нас маслом от мощей преподобного Серафима Саровского


Некоторые кадры фильма собраны в фотоальбоме

О Батюшке на форуме см. темы:
6674 В неделю Торжества Православия - память протоиерея Александра Егорова
.
8901 50 лет у Престола
.
64696 Вечная память


см. также:
25936 Московские торжества 100-летия прославления преподобного СЕРАФИМА


Священник Константин Кобелев
Священник Константин Кобелев

православный христианин
(священник)
модератор

Тема: #50775
Сообщение: #1812066
23.01.06 01:41
Ответ на #1805204 | Дмитрий Викторович П. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Отдельной темой

Дмитрий Викторович П.
Дмитрий Викторович П.

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #50775
Сообщение: #1805204
19.01.06 21:57
Ответ на #1738655 | Елена Викторовна Тростникова православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

23 января 2006 г в 18 часов в Российском Фонде культуры (Гоголевский бульвар, д.6, м.Кропоткинская) состоится презентация новой книги "ИГУМЕНИЯ СЕРАФИМА", посвященной игумении Серафиме (†1999) (в миру Варваре Васильевне Черной) - первой настоятельницы возрожденного после лет безбожия Новодевичьего монастыря и внучки священномученика митрополита Серафима (Чичагова).

Книга Игумения Серафима


Игумения Серафима / Авт.-сост. О.И. Павлова.— М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. - 320 с., 32 с. ил.

Книга посвящается памяти игумении Серафимы, в миру Варвары Васильевны Черной-Чичаговой (1914-1999), сумевшей сохранить глубокую веру в Бога в сложнейших обстоятельствах своей необычной биографии, отражающей историю трагического XX столетия.

В книге представлены этапы жизненного пути матушки Серафимы, которая, достигнув больших высот в науке, в преклонном возрасте стала игуменией московского Новодевичьего монастыря и за пять лет возобновила монашескую жизнь в обители и на двух подворьях, собрала материалы для прославления своего великого деда - священномученика митрополита Серафима (Чичагова) и возобновления почитания первой игумений Новодевичьего монастыря преподобной Елены Московской.

Повествование ведется простым, доступным языком, с использованием живой речи самой игумении Серафимы, личных бесед с нею, ее рассказов. Приводятся воспоминания людей, близко знавших матушку в разные периоды ее жизни.

Предназначено для широкого круга читателей.


Тогда Иисус рече учеником Своим: аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет.(Мф.16,24-25)

В ясный, солнечный, хотя и прохладный день 13 октября 1994 года под праздник Покрова Пресвятой Богородицы совершается постриг в Успенском храме московского Новодевичьего монастыря. Первый постриг после 72-летнего перерыва — это первый шаг к возрождению монашеской жизни в святой обители. Чин пострига совершает митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; монашеские обеты дает Варвара Васильевна Черная, прожившая долгую и не совсем обычную для нашей современницы жизнь.

В белой рубахе-власянице со свечой в руке трепетно и медленно двигается она под черным покровом мантий, простертых над нею монахинями из Ново-Голутвинского Коломенского монастыря.

Торжественное, негромкое пение монахинь, сопровождавших рабу Божию Варвару с возженными свечами в руках, вызывает у присутствующих радостно-щемящее чувство чего-то таинственного, неведомого мирским людям. От этой тайны становится не по себе, на глаза наворачиваются слезы. Сама Варвара Васильевна плачет и улыбается, увидев из-под прикрывающих ее мантий своих правнучатых племянниц, стоящих на солее. Шествие приближается к амвону, где его встречает митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий. «Объятия Отча отверсти мне потщися», — тихо поет хор.

У амвона, закрытая мантиями, она упала ниц на пол, распростав крестообразно руки, и долго лежала, а Владыка читал: «Бог Милосердный, яко Отец чадолюбивый зря твое смирение и истинное покаяние, сестра, яко блудного сына приемлет тя кающуюся и к нему от сердца припадающую». Владыка подошел и поднял ее. На вопросы его отвечала с трудом, прерывающимся от волнения голосом. Давала она перед Богом великие и трудные монашеские обеты: «Ей, Богу содействующему, Владыка святый»; «Ей, Владыка святый, от своего ми произволения». Трижды брала ножницы от Евангелия и подавала их митрополиту.

Наконец, в наступившей тишине, постригая монахиню крестовидно, Владыка Ювеналий произносит ее новое имя: «Сестра наша Серафима постригает власы главы своея, в знамение отрицания мира яже в мире и в отвержение своея воли и всех плотских похотей во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Рцем вси о ней: Господи, помилуй». Сестры умилительным напевом поют трижды: «Господи, помилуй». Мы радостно переглядываемся и с облегчением вздыхаем. Ведь могло быть названо и другое имя, хотя всем, конечно, казалось единственно возможным именно это: «Серафима». Это монашеское имя ее матери и тетки, это монашеское имя ее деда — Леонида Михайловича Чичагова. А главное — это монашеское имя преподобного Серафима Саровского, которого Владыка Ювеналий назвал небесным покровителем вновь постриженной монахини.

Кто она, эта первая монахиня возрождающейся из небытия женской обители? Почему сразу монашеский постриг, миновав ступени послушничества и иночества?

Жизненный путь ее необычен, и особенно удивительны в нем переплетения мирской биографии и духовной.

Вот что мы можем узнать из напутственного слова митрополита Ювеналия, произнесенного по окончании монашеского пострига Варвары Васильевны:

«Всечестная монахиня Серафима!

После более чем 70-летнего перерыва, вновь в этой святой обители совершился чин пострига, когда тебя Господь первой сподобил здесь дать свои монашеские обеты....

Сегодня здесь появилась первая монахиня, которая своей жизнью была во многом связана с этим местом, как и ее приснопамятная мать — монахиня Серафима. Сегодня, возлюбленная сестра, ты получила своего небесного покровителя — преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского чудотворца. Для тебя должно быть это небесным знамением. Ведь с этим всероссийским святым многое связано в вашем роду: достаточно напомнить, что приснопамятный Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим (Чичагов), священномученик Российский, духовно трудился при осуществлении канонизации преподобного Серафима. И мы верим, с любовью взирает ныне Владыка Серафим на совершившийся здесь монашеский постриг своей благочестивой внучки.

Ты, возлюбленная сестра, все имела здесь на земле: и достаток, и ученые степени, и правительственные награды. Но все это сегодня ты принесла к подножию Креста Господня, чтобы следующую часть своей жизни, весь свой опыт, все свои знания, всю свою глубокую веру, которую ты пронесла через страдания и испытания, отдать на служение Богу и Церкви. Мы тебя приветствуем от лица Церкви и благословляем на то послушание, которое Господь нам укажет тебе даровать, и надеемся, что как в мирской жизни ты была благоуспешна во всем, так и в монашеской жизни Господь укрепит тебя, поддержит, поможет, вразумит...».

«Какое счастье, — говорила в те дни мать Серафима, — что мое служение начинается именно с возобновления Новодевичьей обители... Ведь я ходила сюда еще в юности, так как поблизости, в клиниках Первого медицинского института работала моя мама. Это был мой приход».

Дивны дела твои Господи!


Источник: Православие.ru



Священник Константин Кобелев
Священник Константин Кобелев

православный христианин
(священник)
модератор

Тема: #50775
Сообщение: #1742578
18.12.05 05:28
Ответ на #1738655 | Елена Викторовна Тростникова православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Царство Небесное дорогой Матушке!
Удивительной своей простотой и смирением.
И той помощью от Дедушки, которая была всем очевидна


Алексей Н

православный христианин

Тема: #50775
Сообщение: #1739452
16.12.05 12:31
Ответ на #1738655 | Елена Викторовна Тростникова православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Какие у Вас интресные были встречи... Как поживает прот Сергий, не болеет ли ?

Алексей Н

православный христианин

Тема: #50775
Сообщение: #1739344
16.12.05 11:49
Ответ автору темы | Дмитрий Викторович П. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Вечная память

Дмитрий Викторович П.
Дмитрий Викторович П.

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #50775
Сообщение: #1738666
16.12.05 00:59
Ответ на #1738655 | Елена Викторовна Тростникова православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

АМИНЬ!


Спаси, Господи, Елена Викторовна! Что ни говорите, а у Вас есть Божий дар в небольшом абзаце так все красиво и душевно рассказать. Просто здОрово!



Елена Викторовна Тростникова
Елена Викторовна Тростникова

православный христианин

Тема: #50775
Сообщение: #1738655
16.12.05 00:53
Ответ автору темы | Дмитрий Викторович П. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Да, удивительная была женщина - Человек!
Так вышло, что знала я матушку только в ее бытность Варварой Васильевной, а вот к игуменье в монастырь, от меня через реку расположенный - так и не дошла: была я мама с малым детенышем, в очень спресованной и нелегкой жизни... Но духовное веяние от матушки доносилось и до меня. При пострижении в монахини от нашего прихода настоятель о. Сергий Правдолюбов ей подарил посох (с прицелом на скорое игуменство), участвовал духовно в создании тропаря и кондака священномученику Серафиму, почему и была матушкой подарена нашему храму икона священномученика (в прошлое воскресенье была память его, и икона лежала на аналое посреди храма, а в конце службы о. Сергий огласил дарственную надпись матушки Серафимы). А как-то летом о. Сергий вовлек нас в работу над тропарем и кондаком преподобной Елене (Девочкиной) - по просьбе матушки Серафимы: выверяли звучание и оттенки выражения.
Познакомилась я с матушкой, когда впервые ехала к преподобному Серафиму, при освящении Троицкого собора на Похвалу Богородицы 1990 года - в большой компании, где была и она, и ночевали мы все в одном доме. Это была невероятная поездка, полная сильнейших, на всю жизнь впечатлений, и невероятная личность Варвары Васильевны сглаживалась для меня мощью всего происходившего. В приведенных воспоминаниях хорошо знавших матушку людей есть удачные определения, и все же главным, не поддающимся описанию впечатлением от нее всегда был стиль - какой-то высокопробной подлинности, непосредственности и внутренней силы, и подлинного, незнакомого нам аристократизма - мощной аристократической простоты.
Потом были в Петербурге на торжестве канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского, но тогда жили по разным домам и концам города, только ехали вместе.
И в Бутово я впервые попала с Варварой Васильевной - поклонный крест был только недавно установлен, у него служили панихиду по владыке Серафиме. Встречались в метро, и с нею была стайка молодежи, а потом добирались от шоссе пешком через еще незастроенные тогда пространства...
Была и у нее дома на Новинском бульваре - я немного помогала ей (как редактор) с первыми публикациями о владыке Серафиме, еще до двухтомника, который очень тяжело давался с превеликими искушениями. Ощущение всегда было головокружительное - какого-то иного, высокого качества жизни (в подлинном смысле). Это и привлекало к ней уйму молодежи, которая восторгалась - возрастала возле нее, устремлялась ввысь, воцерковлялась.
А ведь действительно, даже на моем личном пути - и Дивеево, и Бутово начались с нею, в ее сопутствии, неотторжимо от ее личности...
Помяни, Господи, во Царствии Твоем рабу Твою игумению Серафиму, покой ее в селениих праведных, со святыми Твоими! Даруй ей пребывать там, где самые дорогие ей люди - святые Твои Серафим преподобный и Серафим священномученк, и сродницы ее монахиня Серафима и монахиня Серафима...
Преподобне отче Серафиме! Не забываешь ты любивших тебя и отмечаешь своею печатью, и именем своим!

PS А ведь вспомнила публикацию времени пострига: как волновались, ожидая, какое имя будет произнесено: неужели не Серафима, как была мать ее и тетка? Но прозвучало это единственное имя, вписанное на Небесах!


Ира А.

православный христианин

Тема: #50775
Сообщение: #1738643
16.12.05 00:49
Ответ автору темы | Дмитрий Викторович П. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спаси Господи, Дмитрий Викторович за тему!

Дмитрий Викторович П.
Дмитрий Викторович П.

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #50775
Сообщение: #1738638
16.12.05 00:46
Ответ на #1738603 | Дмитрий Викторович П. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Матушка Серафима и новая икона святых
Царя Николая, митрополита Серафима
и преподобного Серафима Саровского.


Нам удалось узнать будущую матушку Серафиму в церкви св. пророка Илии Обыденской, где она, как известно, стояла за свечным ящиком, выйдя на пенсию. Кто она стало известно после. А первое время её воспринимали как строгую в своём смирении новую сотрудницу прихода. Постепенно она стала принимать участие в разных сторонах приходской жизни. Не раз приходилось с ней для молитвы выходить за пределы нашего общего храма. Встретили её в Дивееве в дни принесения мощей преподобного Серафима. Молящихся были многие тысячи. В Троицкий собор трудно было войти. В соборе от иконостаса до портала паперти плотно стоял народ. Не пройти, а пошевельнуться, перекреститься было трудно. Где-то в этой массе находилась маленькая фигурка внучки митрополита, некогда возглавившего по повелению Царя торжества прославления Преподобного. Варвара Васильевна отказалась подняться на хоры, считая себя недостойной выделяться из общей среды паломников. В гуще народа она чувствовала себя на месте. Она привыкла быть среди молящихся с детства, среди народа и с ним, с войны.

Матушка всегда душой была связана с Дивеевым. Там мощи преподобного Серафима, имя которого было дано ей при монашеском постриге, там трудился её Дед, там похоронена бабушка Наталия Николаевна. Могила её в семейном склепе была на святом участке, ограждённом Святой Канавкой. Владыка Серафим имел от Царя письмо с указанием похоронить его в том же склепе внутри Святой Канавки, на земле, которую не покорит антихрист. Матушка не знала места склепа. Уже в больницу по её просьбе мы посылали ей план Святой Канавки с указанием места склепа. На похороны её из Дивеева приезжала игумения Сергия с сестрами.

Помнится, нам вместе с ней дали пригласительные билеты в Кремль на службу, вероятно, это было в день памяти Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена 5(18) октября; день был ненастный, почти не прекращался мелкий осенний дождик с ветром. Варвара Васильевна всю Литургию тихо молилась, укрывшись под стеной Архангельского собора. Не много молящихся оставались на Ивановской площади. В самом центре Москвы стояла дивная тишина, в которой отчётливо слышалась транслируемая служба и все патриаршие возгласы. Мы хотя и подмёрзли немного, но тепло помолились.

А между тем эта маленькая женщина, с железной волей, как мы узнали, в мiре занимала видные посты, строила победу в ВОВ и мощь послевоенного государства Российского, ставшего усилиями таких патриотов Великой Державой, сменившей на мировой арене побеждённую Германию и развалившуюся Британскую империю. Труды Варвары Васильевны на гражданском поприще были отмечены многими наградами. Но когда мы узнали её, то научное, административное творчество и энергичная работа на производстве остались позади. Она строила новую жизнь, поднимаясь по крутым ступеням к узким вратам будущего века.

В характере Варвары Васильевны сохранялось многое, воспитанное предыдущей жизнью. Это решительность, твёрдое стремление к поставленной цели, умение выбрать и наставить на конкретное дело подходящих и достойных людей. В период, о котором мы вспоминаем, она не имела ни административных возможностей, ни денежных средств. Однако она организовала профессиональную реставрацию двух драгоценных, огромных по размеру икон кисти священномученика Серафима, находящихся в Обыденском храме, собрала и выпустила в свой двухтомник проповедей Священномученика "Да будет воля Твоя" (1993г.), переизданный в одном томе в 2003г. Появление необычных, обращённых к мipy и приходам проповедей замечательного иерарха вызвало горячий отклик старшего духовенства нашей Церкви.

Ещё вспоминается такой случай. Мы с Варварой Васильевной осенью 1994г. находимся в Лавре преп. Сергия. Через широкую площадь от Троицкого собора идёт кто-то из известных старцев-архимандритов. Народ толпится, подходя под благословение. Архимандрит же направляется к Варваре Васильевне и с низким поясным поклоном благодарит её за выпущенный двухтомник, горячо и подробно говорит о содержании, о значении прочитанного.

За годы работы в приходе церкви св. пророка Илии Варвара Васильевна сделала много, привязала к себе души, которые потом следом за ней ушли для духовного окормления в Новодевичий Смоленской иконы Божией Матери монастырь. Подробнее нам хочется рассказать о её посмертном деянии для прихода, задуманном, но не осуществлённом при жизни.

Доброй памяти матушка игумения Серафима последний период своей мирской жизни окормлялась у нашего общего духовного отца приснопамятного батюшки протоиерея Александра Егорова. Зримым свидетелем живого общения двух праведников явилась святая икона: "Святой страстотерпец Царь Николай принимает от священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря", написанная во исполнение их общего пожелания к 100-летию прославления преподобного Серафима в 2003 году.



Святый Царь-мч.Николай принимает от сщмч.Серафима(Чичагова) летопись Серафимо-Дивеевского монастыря


В связи с историей создания этого образа вспоминается начало благодатного периода возвращения нашей Православной Церкви на путь Святой Руси, время подготовки к славному празднованию 1000-летия ее Крещения. Этот период и нашу добрую Варвару Васильевну призвал на церковное служение, окрылил и обнадежил всех нас!

Когда мы радостные и возбужденные буквально прилетели в наш свято-Ильинский Обыденский храм с освящения храма архангела Михаила в Тропареве (1989г.), батюшка сидел за столом в трапезной, уронив голову на руки и тяжело вздыхал. Невольно мы затаили дыхание, чувствуя, что нечто важное переполняет грудь старца. Он приподнял свою главу и с горечью сказал лишь три слова: "Но ... душа народа!" Да, ему, десятилетия стоявшему у одра болезненного, на котором возлежали тысячи этих страждущих людских душ; кому, как не ему очевидна была вся тяжесть предстоящих пастырских трудов... Сколь труднее воздвигнуть этого больного по сравнению с трудностями воссоздания каменных стен!

Благодаря батюшкиной молитве и нам, во многом еще незрелым, начали постепенно открываться эти духовные проблемы, о которых мы стали вопрошать старца и обсуждать между собой. С каждым разом становилось все яснее, что путь к преображению народного сознания пролегает через принятие каждым русским человеком того величайшего в истории человечества подвига, той безпримерной жертвы, которая принесена была во имя этого грядущего просветления Новомучениками и Исповедниками Российскими во главе со святыми Патриархом Тихоном и Царем-мучеником Николаем. Канонизация святителя Тихона, последовавшая в том же, 1989 году, вселила надежду в то, что вскоре к лику святых могут быть причислены святые Царственные страстотерпцы.

Мы так подробно пишем об этом здесь, потому что в лице Варвары Васильевны мы нашли глубокое сочувствие своим взглядам. Подробности стираются в человеческой памяти, однако не будет преувеличением сказать, что сами эти взгляды явились плодом исканий, обсуждения в кругу близких по духу христиан, среди которых Варвара Васильевна как-то сразу заняла важнейшее место. Ее смирение и почти по-детски непосредственная откровенность, для которой не существовала ни разница в возрасте, ни в общественном положении, сыграли при этом решающую роль. Она умела очень быстро стать близким другом и единомышленником на основе сотрудничества в каком-либо благом деле. В ней была быстрота и точность командира и простота генеральская или великосветская, о которой сейчас почти никто не имеет представления. Это простота общения на равных с достойными при незримом хранении чести. Носителем её был А.С. Пушкин. Он блестяще описал её на последних страницах "Капитанской дочки" в сцене встречи императрицы и героини повести.

Нам казалось, что для преодоления клеветы вокруг святой Царской Семьи много может сделать наш дорогой батюшка отец Александр. Он все годы гонений среди других имен всегда безстрашно поминал о упокоении: "Николая, Александры, Алексия, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии". Эти имена возносились им не только при совершениии Проскомидии в святом алтаре, но и открыто - в ектении на амвоне. Такое поминовение уже было подвигом в то время. Но тут случилось для нас неожиданное. Акцент своего внимания и своих забот батюшка переместил на "убиенного высокопреосвященнейшего митрополита Серафима" - так отец Александр стал особо торжественно поминать его.

Как дедушка нашей дорогой матушки - митрополит Серафим - стал отправной точкой в деле канонизации преподобного Серафима Саровского, сподвигнув Государя Императора Николая Александровича быть инициатором его канонизации, так, дерзаем провести параллель, поступил и о. Александр. Он приложил много усилий к тому, чтобы возбудить приснопамятную матушку Серафиму стать инициатором прославления в лике святых ее Деда.

Известно, что когда священник Леонид Чичагов впервые приехал в Саров и Дивеево, он посетил монахиню Пелагию (Параскева Семеновна Мельгунова, старшая сестра преподобной Марфы Дивеевской *). Едва лишь он вошел к ней в келию, как она воскликнула: "Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления". Отец Леонид был очень смущен этими словами, так как не видел возможности исполнить возлагаемое на него послушание - добиться аудиенции у Царя. На что та сказала: "Я ничего не знаю, передала только то, что мне повелел Преподобный".

Вернувшись в Москву, отец Леонид долго обдумывал услышанное им в Дивеево, как вдруг его поразила мысль, что можно написать книгу о преподобном Серафиме, использовав все доступные воспоминания и документы и преподнести ее Государю Императору. Будущий автор книги был уверен, что она будет прочитана Царской Семьей, поскольку он знал о бытовавшем среди Них благочестивом обычае: Государь Супруга и Дети собирались за вечерним чаем и при этом читались книги духовного содержания. Воодушевленный этими соображениями священник с усердием принялся за работу. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря была издана в 1896 году.

По словам иеромонаха Дамаскина (Орловского), она наиболее достоверно, в сравнении с произведениями других авторов, отражает все события со дней основания монастырей в Сарове и Дивееве до конца XIX века, содержит жизнеописание преподобного Серафима и близких ему людей. Автор книги, бывший тогда архимандритом, преподнес ее Государю и, в дальнейшем, все произошло так, как и надеялся священномученик Серафим.

Государь-страстотерпец, ознакомившись с Летописью, выразил Святейшему Синоду Свое мнение о несомненной святости Преподобного и желательности причисления его к лику святых, после чего Св. Синод создал комиссию и принял постановление о прославлении по вере Царя и народа вопреки ранее существовавшим сомнениям отдельных Его членов.

Одному из своих духовных чад священномученик Серафим свидетельствовал: "По окончании Летописи я сидел в своей комнатке в одном из Дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого... всё было просто и реально. Но каково же было моё удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: Спасибо тебе за Летопись".

Так труд настоятеля провинциального бедного монастыря получил благословение старца Серафима.

+ + +

Описанный выше поворотный момент в истории канонизации преподобного Серафима Саровского лег в основу новой иконы, написанной для церкви святого пророка Божия Илии Обыденной в Москве по замыслу почивших протоиерея Александра Егорова и матушки Серафимы (Черной-Чичаговой, внучки свяшенномученика Серафима). В этом храме давно установилось глубокое почитание преподобного Серафима. По понедельникам вечером здесь совершается акафист Преподобному с молением и священномученику митрополиту Серафиму. В прежние годы (почти 48 лет) акафист пел и читал батюшка Александр Егоров.

На иконе святой страстотерпец Царь Николай изображен в центре в полный рост и на первом плане, что выражает первейшее Его значение в этом событии и во всей нашей сегодняшней жизни. С Ним объединены и к Нему обращены святая страстотерпица Императрица Александра и святые страстотерпицы Царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. Святой страстотерпец отрок-Наследник Алексий в семейной группе ближе всех к Государю и Государыне. Лик Его обращен прямо к нам, в будущее.

В левой части иконы священномученик митрополит Серафим с поклоном, в быстром и лёгком движении вручает Царю свой обстоятельный и значительный труд. Преподобный Серафим зримо присутствует и благословляет.

Событие совершается в царских палатах. За ними - вся Россия: главный ее кафедральный Успенский собор Московского Кремля, где по традиции совершалось Таинство Миропомазания на Царство, монастырская твердыня, которая неусыпно предстоит Богу в молитвах за Россию и весь православный мiр (конкретно: Дивеево); Святая Канавка, которая оградит от антихриста; а также поля, крутояры, леса и перелески.

Замысел этот воплощен молодым иконописцем - Ириной Кокуриной по благословению настоятеля свято-Ильинского Обыденского храма прот. Алексия Лапина и её духовного отца - протоиерея Валентина Асмуса.

Ирина - иконописец Палехской школы, это ее первая композиционно самостоятельная работа. Икона небольшого размера написана на кипарисовой доске с ковчегом 22x29 см. Все изображение прописано так тонко, что выдерживает увеличение в 3 и 5 раз при компьютерном просмотре.

Отец Александр и матушка Серафима глубоко чтили память Царя Николая, до прославления Которого им не удалось дожить. Митрополит Серафим представлен в храме двумя написанными им иконами: преподобный Серафим на камне и Спаситель в белом хитоне. Есть в храме и копия одного из первых иконописных изображений митрополита-священномученика, пожертвованная его внучкой.

Из сказанного может быть ясно, почему почившие в Бозе протоиерей и игумения избрали такое содержание иконы. И всё же позволим себе сказать в заключение ещё о значении события, изображенного на иконе.

Преподобный Серафим сказал: "Царя, который меня прославит, Того и я прославлю". Император и Императрица подвергались поношению в столицах от образованного, богатого и чиновного слоя общества. В Сарове они явились православному народу во славе и простоте, в Дивеево получили пророчество от блаженной Прасковьи Ивановны и - письменно - от Преподобного Серафима. Эти пророчества готовили Царскую Чету к революционным испытаниям и мученической кончине.

Торжества прославления преподобного Серафима для Царственных Страстотерпцев явились Преображением [аналогия с двунадесятым Праздником - прим авторов]. Получив новое знание в преддверии революции 1905г., Они укрепили Свою веру. И народ при них ощущал: "Хорошо нам здесь быти". Было единение Богом установленной власти и Его святой Церкви; оно позволило организовать и провести грандиозные празднества, в которых участвовало от 200 до 500 тысяч человек (по разным оценкам). Впоследствии единение всего народа с Царем явилось и при начале войны 1914 года. Это было подобно Входу Господню в Иерусалим.

Торжества 2003 года были не просто воспоминанием о событиях 100-летней давности. Они явились повторением в Духе и Силе тех давних торжеств. Правда, не было Царя, но, во главе сонма верховных иерархов явился Патриарх, были многие десятки тысяч православных одухотворенных людей, которые удостоились различных чудесных даров от Бога. Правительственный аппарат поддержал Церковь. Этому союзу Господь снова дал хорошо подготовить и провести праздник. Молитвенное обращение к новопрославленным Царственным мученикам возносились в Сарове и Дивееве, мироточили Царские иконы. Царь и пострадавшее с Ним Семейство вновь были прославлены у преподобного Серафима.

Всем было вновь явлено, что единение Церкви, народа, власти приносит дивные духовные плоды, созидает храмы, жилища и сердца человеческие.

Итак, новая икона изображает момент, открывающий прославление любимых народом преподобного Серафима Саровского и Царя-мученика Николая с Семейством, как Благовещение - "спасения нашего главизна" - открывает эру Нового Завета.

Если пойти дальше, то события 1903г. стали отправным пунктом в истории последнего царствования и истории России. После него окончательно установилось разделение революционно и демократически настроенной массы населения с одной стороны и церковных, верующих, монархически настроенных людей - с другой стороны. Это расхождение вылилось в противостояние, временами доходившее до пролития крови. Празднование 100-летия прославления преподобного Серафима, в котором участвовала вся полнота Православия и современное Государство Российское, не означает ли близкого завершения периода разделения народа?. О.Александр Егоров и матушка Серафима (Чичагова-Чёрная) за несколько лет до юбилея предвидели его грандиозность и значимость, потому благословили писать икону с изображением, как некоторым тогда казалось, частного события..

Примечание. Она пришла к преподобному Серафиму со своей младшей сестрой Марией (схимонахиня Марфа).Оставленная в монастыре, она часто и подолгу бывала у Преподобного.

иерей Константин Кобелев, Сергей Николаевич Чернышев


Дмитрий Викторович П.
Дмитрий Викторович П.

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #50775
Сообщение: #1738609
16.12.05 00:23
Ответ на #1738603 | Дмитрий Викторович П. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"Я С БОЛЬШОЙ НАДЕЖДОЙ ДУМАЮ О РОССИИ"
Беседа с игуменьей Серафимой (Черной)

Источник: "Московский журнал" №1, январь 2001

16 декабря 1999 года на 86-м году жизни скончалась настоятельница Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря игуменья Серафима (Черная).
Игуменья Серафима (Варвара Васильевна Черная) родилась 12 августа 1914 года в Петрограде. Ее отец, Василий Августович Резон, служил в Финляндском статс-секретариате и пропал без вести в самом начале первой мировой войны. Мать, Леонида Леонидовна Чичагова, была врачом, в 1953 году по благословению Патриарха Алексия I поступила в Пюхтицкий Успенский женский монастырь, где приняла монашество с именем Серафима; скончалась в 1969 году и похоронена в Пюхтицкой обители. Дед по матери, Леонид Михайлович Чичагов, - офицер-артиллерист, участник русско-турецкой войны, в будущем митрополит Серафим, подготовивший канонизацию преподобного Серафима Саровского, принял мученическую кончину в 1937 году; в 1997-м причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
Окончив Московский нефтехимический техникум, Варвара Васильевна с 1931 года работала в Военно-технической академии и в Институте органической химии АН СССР. В 1939 году окончила Московский институт тонкой химической технологии и была направлена на завод "Каучук", вскоре став заместителем главного инженера. После войны переведена на научную работу в Институт резиновой промышленности. В 72 года ушла на пенсию. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники СССР, лауреат Государственной премии СССР, награждена орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции и восемью правительственными медалями.
С детства воспитанная в православной вере, Варвара Васильевна всей своей жизнью в науке показала, что подлинное знание не только не противоречит вере в Бога, но делает веру еще более убедительной. И уже в почтенном возрасте она избирает для себя новый путь - путь деятельного служения Церкви. С 1994 года Варвара Васильевна, незадолго до того принявшая монашеский постриг, становится настоятельницей Новодевичьего монастыря. Обладающая подлинной силой духа, неиссякаемым трудолюбием и непоколебимой верой в помощь Божию, она пять лет неустанно заботилась о благоустройстве монастыря. Благодаря ее разысканиям в архивах и по ее ходатайству Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновить молитвенное почитание схиигуменьи Елены (Девочкиной) - первой настоятельницы Новодевичьего монастыря. За усердные труды по возрождению монашеской жизни в обители игуменья Серафима удостоена креста с украшениями и ордена Святой равноапостольной Великой княгини Ольги II степени. 18 декабря 1999 года, в день погребения, просторный Успенский храм Новодевичьего монастыря не смог вместить пришедших проводить ее в "путь всея земли".
Нам дорого всякое свидетельство о матушке Серафиме, тем более ее собственные высказывания о себе, о жизни, о вере. Сегодня мы предлагаем читателям фрагменты не публиковавшейся ранее беседы с ней, которая состоялась 26 февраля 1997 года.

- Расскажите немного о себе.
- Я родилась в 1914 году, уже после гибели моего отца на фронте.
По отцовской линии родных почти не осталось. Дедушка по матери, Леонид Михайлович Чичагов, во время революции был уже архиепископом. Старшая сестра моя, шести лет, умерла, дед отправил нас с мамой переждать революцию в один из монастырей под Москвой, между Калязином и Талдомом в поселке Маклаково. Мы прожили там восемь лет. Каждое утро я ходила в церковь: никто меня не заставлял, такой был уклад жизни. Потом мы переехали в Новый Иерусалим, где я окончила семилетку. Десятилетку оканчивала в Москве; нашу школу как раз преобразовали в нефтехимический техникум, но я не доучилась: жить было трудно, в 17 лет устроилась лаборанткой. Через год поступила на вечернее отделение Института тонкой химической технологии на Малой Пироговской. Окончила его в 1939 году, и меня распределили на завод "Каучук". Там я пробыла всю войну. Затем перешла на научно-исследовательскую работу, окончила заочную аспирантуру, защитила кандидатскую, докторскую. Мои разработки в области технологии изготовления латексных изделий использовались в медицине, в военной и космической промышленности.
Когда подошел пенсионный возраст, у меня умер муж и я осталась одна. Еще 17 лет работала, боясь оказаться без дела. Очень гордая была: меня хвалили, награждали, посылали на международные конференции... И однажды я подумала: жизнь кончается - как я со своей гордыней предстану перед Господом Богом? Я ведь всегда была верующей, в храм ходила, монастырскую жизнь хорошо знала: часто ездила по разным обителям, да и мама моя в 70 лет ушла в монахини и 11 лет прожила в монастыре - до самой смерти. Чтобы гордыню свою смирить, я пошла сначала работать у свечного ящика в церковь Илии Обыденного. Шесть лет продавала свечи.
В 1994 году вновь открылся Новодевичий монастырь. Я была пострижена первой монахиней под праздник Покрова Богородицы митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием с именем Серафимы в честь преподобного Серафима Саровского. Через сорок три дня на меня возложили крест игуменский. Какое-то время я несла его в полном одиночестве. Потом начали приходить понемногу девушки, взрослые женщины - все миряне, в основном москвички. Самой младшей послушнице 16 лет, самой старшей - 75.
- Как вы решаете, кого взять в монастырь?
- Приходящие заполняют анкету. Хотя анкета - дело мирское, с этого мы начинаем, чтобы ближе узнать человека. Конечно, долго с ним беседуем, объясняем, что такое монастырь, монашеский подвиг... Люди приходят к нам по разным причинам: кто-то ищет пути к Богу, а кто-то бежит от житейских невзгод, пребывая в эйфорическом убеждении, что здесь будет только молиться, есть и спать. У нас же даже келий нет: одни спят на антресолях, другие - в подвале.
Монастырь - это тяжелый физический труд, ведь мы находимся на собственном обеспечении. У нас есть подсобное хозяйство - земля и скотина - в 70 километрах от Москвы, неподалеку от Домодедова.
- Если человек обнаружит, что ошибся в выборе пути или попросту не выдержит трудностей здешней жизни, - может ли он уйти?
- В первые три года послушничества никакого греха в этом нет.
Выдержавших трехгодичный срок постригают в иноческий чин (у нас одна инокиня и четыре монахини). Инокиня еще может уйти из монастыря, а вот постриженная в мантию монахиня не должна нарушать обет, данный Богу при постриге.
- Как протекает день в монастыре?
- Он начинается молитвой. В четверть седьмого утра сестры собираются вместе и совершают молитвенное правило. Назначенные на кухню с семи часов начинают готовить обед. Да и остальные до начала литургии занимаются чем-либо - шитьем, например: все насельницы распределены по послушаниям. Затем идем на службу (у нас большой клир: пять священников, четыре дьякона, настоятель - он же духовник нашего монастыря). Одни, без священника, монахини могут молиться в храме святителя Амвросия Медиоланского. В 8 вечера - крестный ход внутри монастыря и молитва в Амвросиевском храме до 10 часов. Днем - послушания.
Когда я пришла в монастырь, купила ткацкий станок - его привезли из Архангельской области. Потом - второй. Делаем на этих станках коврики, надеемся возродить ткацкий промысел и в дальнейшем выполнять заказы. Учат сестер ремеслу миряне. Есть у нас и молоденькие девушки-золотошвейки. Но они тоже пока только учатся: вышили икону Божией Матери Смоленской и закладку в Евангелие. Плащаница нам еще не по силам. А раньше Новодевичий монастырь славился золотошвейками. Надеемся и это возродить.
Но главное, конечно, молитвенное служение - нужно постоянно молиться, выстаивать службы, не рассеиваться. Научить молиться очень трудно. Суть монастырской жизни заключается в послушании, и это не менее трудно - выработать в себе смирение, кротость, терпение, полностью отказаться от своей воли. Монахини и послушницы, признаться, порой огорчают меня - и непослушанием, и недолжным отношением друг к другу. Монастырь - это община, а приучиться к общежитейному проживанию, умению уступать друг другу легче всего, когда монахини живут по двое в одной келье. Но келий у нас пока нет, более того - нет ни бани, ни прачечной. Из-за нашей неустроенности я, к сожалению, вынуждена отпускать людей домой, иногда они даже там ночуют.
Из-за этой же неустроенности мы не выполняем и социальных функций, раньше свойственных всем монастырям. К нам приходят пожилые одинокие люди, но мы не можем их принять и содержать - нет странноприимного дома, обученного медицинского персонала, материальной базы.
Однако люди идут к нам не только за материальной поддержкой - часто хотят понять, как им жить дальше. Много приходится беседовать с детьми - при храме действует воскресная школа.
Хотелось бы в полном объеме восстановить духовные традиции обители. Ведь здесь молились и трудились замечательные монахини. Здесь похоронена первая игуменья монастыря Елена (Девочкина, 1524-1548), причисленная к лику местночтимых святых. Существует предание, что она являлась на стенах монастыря в самые тяжелые для Москвы годы - во время эпидемии холеры, во время войны с Наполеоном... Последняя же игуменья Вера (Побединская), которая умерла в 1949 году, похоронена в Даниловом монастыре. Мы нашли ее могилу, сделали ограду, установили крест, ездим туда служить панихиду.
- Каково полное название обители?
- Новодевичий Смоленской иконы Пречистой Богородицы женский монастырь. Главная святыня - Смоленский собор, но он принадлежит музею. Там хранится первый, как утверждают музейщики, список Смоленской иконы Божией Матери. В 1996 году мы служили в Смоленском соборе десять служб, нынче собираемся провести пятнадцать. Надеемся, что впоследствии сможем там служить каждое воскресенье.
- Собирается ли музей вернуть Церкви монастырь полностью?
- Существуют документы о передаче ряда помещений. Вопрос же обо всем комплексе пока не ставился.
- Не могли бы Вы более подробно рассказать о Вашем дедушке - митрополите Серафиме?
- Воспоминания о нем у меня в основном детские, да и то отрывочные. Он ведь был монах и в семье не жил. К тому времени, когда я подросла, он оказался в тюрьме. Я встретилась с ним уже взрослой - в Удельной, где он жил на покое. То, что он великий человек, я всегда понимала, но, во-первых, считала себя недостойной задавать ему вопросы, а во-вторых, приходя домой поздно, заставала его обычно лежащим в постели: он ведь был тяжело болен. 30 ноября 1937 года его увезли на "скорой помощи", а 11 декабря расстреляли в печально известном поселке Бутово.
Сейчас-то я больше знаю о нем. К тому же недавно вышло его Житие... Учился в Пажеском корпусе, прошел всю русско-турецкую войну. Написал много книг духовного, исторического содержания и даже по медицине - "Медицинские беседы", которую заставила его изучить война, где он видел столько человеческих страданий... Он вообще был разносторонним человеком - художником, музыкантом, историком. В храме Илии Обыденного есть две написанные им иконы. Но главное - он стал инициатором и много способствовал прославлению преподобного Серафима Саровского.
Работая в храме, я поняла, что должна восстановить память о митрополите Серафиме. Сначала добилась его реабилитации, потом начала издавать его богословское наследие, собирая по крупицам. Первым был двухтомник "Да будет воля Твоя". Это оказалось очень сложно. В то время я увидела сон. Вхожу к дедушке в комнату, а он что-то ищет. Говорю ему: "Ты, дедушка, куда-то собираешься? Возьми меня с собой". А он отвечает: "Нет, не возьму. Ты послужи мне, послужи". Духовника спрашивала, чем я могу послужить деду, кроме молитв о нем. О канонизации я и не думала, просто написала письмо Патриарху Пимену, в котором просила, чтобы митрополита Серафима (Чичагова) поминали в церквах (ведь власти не разрешали поминать репрессированных), а сама продолжала изучать и издавать его труды. На сегодня мне удалось репринтно издать все, кроме "Медицинских бесед", - нет денег. Потом узнала, что он похоронен в Бутове. Родственники погибших подали прошение Патриарху о строительстве там церкви. Сначала поставили крест, потом - деревянный храм. К этому времени я была уже в монастыре.
- Ваша жизнь до монастыря была наполнена общением с людьми: большая семья, друзья... Уйдя сюда, Вы от многого отказались.
- У меня была сестра, сейчас уже пять правнуков. Семья ко мне привязана. Конечно, вижу их редко, хотя они живут неподалеку. Бросить совсем их не могу, опекаю духовно и материально (я получаю пенсию). Недавно крестила племянницу, которой уже шестьдесят лет.
- Несколько слов о старцах и старицах.
- Их сейчас нет ни в мужских, ни в женских монастырях. Иногда старицами неправильно считают просто старых людей, живущих в монастырях. На сегодня институт старчества у нас практически утрачен.
- Что Вы думаете о войнах и катастрофах, которые мы сегодня переживаем?
- Без воли Господа ничего не совершается. Все это - наказание нам за наши грехи. Мы много нагрешили. Религиозное падение русского народа началось еще в XIX веке.
- В чем, по-Вашему, значение монашества для мирских людей, для страны?
- Монашеская жизнь - это подвиг. Суть ее - молитвенное служение. У послушницы, если та вдруг умрет, спросят, как она трудилась, а у меня - как я молилась. Во все времена Россия держалась молитвами, особенно монашествующих. Когда почти не стало монастырей, появились монахи и монахини в миру. Так что люди, которые молятся за нашу страну, были и есть. И я с большой надеждой думаю о России, верю, что она возродится.

Записала Н.Г.Пушкина



Дмитрий Викторович П.
Дмитрий Викторович П.

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #50775
Сообщение: #1738603
16.12.05 00:20
Ответ автору темы | Дмитрий Викторович П. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Не стало на земле игуменьи Серафимы, первой настоятельницы Новодевичьего монастыря после восстановления в 1994 году монашеской жизни в обители. 18 декабря 1999 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в Успенском храме Новодевичьего монастыря отслужил панихиду по игуменье Серафиме (в миру Варвара Васильевна Черная). Перед началом панихиды Владыка Ювеналий зачитал письмо Святейшего Патриарха Алексия II, посвященное памяти игуменьи Серафимы, а затем сказал прочувствованное прощальное слово над гробом усопшей. Похоронили игуменью у стен Успенского храма. Так была восстановлена древняя традиция Российской православной церкви -- местом последнего упокоения настоятельницы монастыря стала обитель, где она несла свое служение.

Матушка Серафима прожила 85 лет и за это время успела сделать так много, что этих дел хватило бы на несколько более спокойных жизней.

Ее жизнь, на первый взгляд, состоит из трудносовместимых по характеру деятельности периодов. До войны 1941--45 г.г. Варвара Васильевна закончила химико-технологический институт и с первых месяцев войны работала зав центральной лабораторией на московском заводе "Каучук", налаживая выпуск необходимых фронту резиновых деталей, фактически заново создавая производство, т.к. заводское оборудование было эвакуировано на Урал. В трудные военные годы работники завода фактически жили на заводе, не уходя домой.

После войны -- научная работа в НИИ резиновой промышленности, защита диссертации, а с 1953 года -- руководство лабораторией, латексным отделом, а затем пост зам. директора по научной работе НИИ резиновых и латексных изделий. В этот период особенно ярко проявились многочисленные способности Варвары Васильевны -- наряду с научной интуицией -- умение сплачивать вокруг себя людей, умение находить и поддерживать перспективных и работоспособных сотрудников, организовывать работу большого коллектива для решения важных и интересных задач, умение осваивать научные разработки в промышленности. С ее именем связано становление и создание целых отраслей латексной технологии (например, выпуск латексных шаров-пилотов для зондирования атмосферы, различных видов защитных средств из латекса и т.д.), а наиболее известными стали разработки латексных изделий для космической техники, за которые разработчики были награждены Государственной премией. Она стала доктором наук, профессором. Очень хороший организатор, требовательный руководитель, Варвара Васильевна была в то же время живым, открытым, интересным, привлекательным человеком, вокруг нее всегда было много учеников и друзей, многие молодые научные работники получили путевку в жизнь благодаря ее руководству. По продолжительности эта часть жизни занимает несколько десятков лет. Когда, уйдя на пенсию в 73 года, Варвара Васильевна пошла работать за свечной ящик в московский храм Илии Обыденного, для многих бывших ее сотрудников это было совершенно непонятно и неожиданно. Между тем, некоторые особенности биографии могли бы внимательному наблюдателю многое сказать. Хотя ее карьера была успешной, она никогда не состояла в коммунистической партии. (Вспоминая потом свою жизнь, Варвара Васильевна говорила: "Господь был милостив ко мне и позволил избежать членства в безбожной партии"). Жила достаточно скромно, иногда ее даже подозревали в некоторой скупости. А она отдавала большую часть зарабатываемых денег монастырю, где была похоронена ее мама, помогала воспитывать внучатых племянниц. При советской власти видному номенклатурному работнику нельзя было открыто исповедовать христианскую веру, но дела любви и милосердия можно было делать тайно.

Работая за ящиком в храме Илии Обыденного, Варвара Васильевна проводила успешную миссионерскую деятельность, общаясь с приходящими в храм людьми. Миссионерская деятельность ее проявлялась и в организации на своей квартире регулярных встреч группы интеллигенции, в которую входили как верующие церковные, так и не нашедшие еще своего пути к Богу люди. В своей прощальной речи Владыка Ювеналий особо отметил это, подчеркнув важность обращения к Богу интеллигенции.

Варвара Васильевна Черная была родом из известной дворянской фамилии Чичаговых, давших России видных деятелей в различных областях жизни. В ее семье сохранялась память о предках. Дедом ее был священномученик митрополит Серафим (Чичагов), расстрелянный большевиками в Бутове в 1937 году. В 80-х годах Варвара Васильевна посвятила много времени архивным изысканиям и собиранию духовного наследия своего деда. Ее трудами был издан двухтомник "Да будет воля Твоя", в котором собраны проповеди, духовные труды, научные работы владыки Серафима. Особенно надо отметить жизнеописание прп. Серафима Саровского, составленное будущим митрополитом Серафимом и подаренное императору Николаю II, что явилось исходным пунктом для проведения официальной канонизации святого. Изданы были и некоторые отдельные работы владыки Серафима, среди которых интересно отметить обращение к духовенству Тверской епархии, в котором владыка Серафим говорит о необходимости возрождения общинной приходской жизни. На Соборе 1917--1918 г.г. владыка Серафим возглавлял отдел, занимавшийся как раз рассмотрением церковных реформ в области приходского устройства.

Варвара Васильевна вошла в группу подвижников, разыскавших архивные документы о местах массовых расстрелов и захоронения духовенства в годы коммунистического террора. В Бутове, где на полигоне были расстреляны сотни священнослужителей, построен теперь храм.

Осенью 1994 года Варвара Васильевна приняла пострижение в монахини, а через месяц стала игуменьей-настоятельницей Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря, в котором предстояло возродить монашескую жизнь. Пять лет неустанных трудов во славу Божию принесли зримые плоды: в самом начале монастырю принадлежал только храм Успения Божией Матери, не было даже келий для проживания монахинь. Постепенно появились и настоятельский флигель, и помещения для насельниц, и малый монастырский храм Амвросия Медиоланского. Монашеская община за пять лет выросла до 30 человек. Произведен ремонт передаваемых монастырю помещений. Налаживалась богослужебная и хозяйственная жизнь в подворьях монастыря под Москвой, налаживалась монашеская жизнь в монастыре, появилась воскресная школа при храме Успения Богородицы. В 1995 году возобновились архиерейские богослужения в Смоленском соборе монастыря, сначала один раз в год, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, а в 1999 году было проведено десять богослужений.

Матушка Серафима глубоко интересовалась духовной историей обители, собирала сведения о своих предшественницах -- игуменьях, в частности ее внимание привлекала первая настоятельница Новодевичьего монастыря матушка Елена (Девочкина), которая была местночтимой московской святой, о ее чудесной молитвенной помощи и заступничестве в годы вражеских нашествий сохранились воспоминания и легенды. По ходатайству матушки Серафимы было восстановлено почитание игуменьи Елены (Девочкиной) как местночтимой святой.

Достойно всяческого уважения и примера умение игуменьи Серафимы находить взаимопонимание и налаживать взаимодействие монастыря с представителями музея, который продолжает функционировать на территории обители. Этот пример показывает, что при доброй воле культура и церковь не являются антагонистами, как это бывает иной раз: в данном случае музейные работники и монастырь находят разумные компромиссы и живут мирно. В этом сказалось всегда жившее в матушке Серафиме стремление воцерковлять интеллигенцию, воцерковлять жизнь, не отгораживаясь монастырской стеной от насущных проблем современности.

Матушка Серафима (Черная) принадлежала к той части русского православного народа, которая в годы коммунистической диктатуры сохраняла верность Богу. Ее жизнь является примером служения народу и служения Богу и церкви во всех, даже необычайно трудных условиях, которыми отличался ушедший 20-й век. На панихиде в Успенском храме Новодевичьего монастыря в день ее похорон собрались люди, знавшие ее по совместной работе в науке и промышленности в разные годы ее жизни, молившиеся с ней в храме Илии Обыденного, собиравшиеся у нее на квартире для встреч в поисках духовного пути, направлявшие и благословлявшие ее на монашеский подвиг, возрождавшие вместе с ней святую обитель. Поместительный Успенский храм Новодевичьего монастыря был полон.

Вечная память матушке Серафиме.

Марина Сергеевна Силонова
http://silonov.narod.ru/


Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Общий 1308

Шокирующее индийское евангелие от Гаутамы Христа

25 сентября 2021 в 21:44Н. Роман
Любой ученик Лауренси знает, что евангельские повествования - это не надежные описания жизни исторического Иешу, а символические рассказы, предназначенные для описания пути ученика к человеческому ... читать далее »

Святые 292

Почему преподобный Силуан культивировал любовь к врагам?

25 сентября 2021 в 17:16Андрей Бузик
Преподобный Силуан Афонский Напрашивается ответ: «Да всё просто, преподобный Силуан из Евангелия узнал о любви к врагам. Есть такая заповедь, и всё». Нет, не всё. Вот заповедь, прочтем её: «Любите ... читать далее »

Календарь 2956

26 сентября. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме Священномученика Корнилия сотника.

25 сентября 2021 в 14:45Андрей Бузик
13 сентября по старому стилю / 26 сентября по новому стилю воскресенье Неделя 14-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Глас 5-й. Поста нет. Память обновления (освящения) храма Воскресения ... читать далее »

Эсхатология 663

Мультфильм "Их план", 1920 год

24 сентября 2021 в 19:04Андрей Рыбак
Мультфильм "Их план", 1920 год Мультфильм "Их план", 1920 год Открытие врат ада https://youtu.be/MK9vO3aaick?t=4 В президентском дворце Квиринале в Риме готовится к открытию выставка, ... читать далее »

Семья 119

Как воспитать из мальчика мужчину.

23 сентября 2021 в 16:51Андрей Бузик
Команда морпехов, кадетов Пустыни на отдыхе между тренировками. Отец Константин Корепанов встретился с представителями Успенского братства. Темой беседы стали воспитание мужества и патриотизма в ... читать далее »

Песни 70

Светлана Феодулова "Прекрасное далеко"

22 сентября 2021 в 23:53Андрей Рыбак
Закат в городе Солнца Светлана Феодулова "Прекрасное далеко" (Е. Крылатов) читать далее »

Катастрофы 279

О следах ядерных катастроф на территории России

21 сентября 2021 в 18:37Андрей Рыбак
Чернобыль - Ядерный реактор Степан Калмыков о следах ядерных катастроф на территории России Что привело к гибели от лучевой болезни ученых ядерщиков из сверхсекретного города Саров на военном ... читать далее »

Планета 245

Сон Раскольникова и массовая вакцинация — откуда Достоевский знал?

20 сентября 2021 в 22:02Андрей Рыбак
Массовая принудительная вакцинация. Это эксперимент над человечеством против Бога Кургинян: Сон Раскольникова и массовая вакцинация — откуда Достоевский знал? читать далее »

Народное творчество 46

Разговор про рубку домов.

20 сентября 2021 в 11:17Андрей Рыбак
Изба, сруб Разговор про рубку домов. читать далее »

Литература 384

Легенды на основе исторически реальных событий:

18 сентября 2021 в 06:46Леночка Борисовна
James Barry (1741 – 1806), "Обращение Полемона" Люди пересказывают то, чему их учили, добавляя (порой бессознательно) своей ретуши — и в итоге через несколько пересказов появляется и фиксируется ... читать далее »

Лыжи

Дмитрий Мулендеев: Олимпийские игры - самый важный старт, работаю над тем, чтобы удостоиться чести представлять там Россию.

Дмитрий Мулендеев   один из самых опытных спортсменов в составе национальной команды по фристайлу в дисциплинах "слоуп-стайл" и "биг-эйр". 7 лет назад спортсмен дебютировал на стартах FIS, а потом   ... читать далее »

Автомотоспорт

Экипаж Эдуарда Николаева выиграл Баху "Симбирский тракт"

В Ульяновске завершился 3-ий этап Чемпионата России по ралли-рейдам   Баха "Симбирский тракт". В гонке приняли участие 3 экипажа команды КАМАЗ-мастер: опытных Эдуарда Николаева, Антона Шибалова и ... читать далее »

Будущее 375

Крещающий Огнем, Царь Обетованный

25 сентября 2021 в 20:40Галина Б.
«…но только, как я видел, он испускал из уст своих как бы дуновение огня из губ своих как бы дыхание пламени и с языка своего пускал искры и бури, и все это смешалось вместе: и дуновение огня и ... читать далее »

Патерик 208

Наставления святого Марка, извлеченные из других его слов.

25 сентября 2021 в 16:54Андрей Бузик
Преподобный Марк Подвижник 1. Вера состоит не в том только, чтобы креститься во Христа, но чтобы и заповеди Его исполнять. Святое крещение совершенно и подает нам совершенство, но не делает ... читать далее »

Воины 351

Андрей Михайлович Борзенко. Советский боксер которого уважали немцы. Нокаут в лагере

25 сентября 2021 в 10:52Андрей Рыбак
Андрей Михайлович Борзенко Советский Боксер Которого Уважали Немцы. Нокаут в лагере Андрей Михайлович Борзенко читать далее »

Проповедь 56

Архиепископ Иоанн (Шаховской). Бедность и богатство.

24 сентября 2021 в 16:52Андрей Бузик
Архиепископ Сан-Францисский и Западноамериканский Православной Церкви в Америке, духовный писатель, проповедник, поэт. Бедные могут обогащать богатых... Богатые - обеднять бедных... Как различно ... читать далее »

Духовное 929

Писания старца Силуана. «Скучает душа моя о Господе».

23 сентября 2021 в 16:10Андрей Бузик
Старец Силуан Афонский СКУЧАЕТ душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня, и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя. Ты видишь, ... читать далее »

История 513

«Державная Апология». Парадоксы России или «церковь», воюющая с Богом?

22 сентября 2021 в 22:01Андрей Рыбак
Державная Икона Божией Матери «Державная Апология». Парадоксы России или «церковь», воюющая с Богом? читать далее »

Поиск Святой Руси 315

Внимай только Богу!

21 сентября 2021 в 12:12Андрей Рыбак
Внимай только Богу! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Рождеством Богородицы. Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и ... читать далее »

Искусство 1196

Древняя русская скоропись (1907). Беляев И. С.

20 сентября 2021 в 18:11Леночка Борисовна
Полное название книги: Беляев И.С. - Практический курс изучения древней русской скорописи для чтения рукописей XV-XVIII столетий (1907). Древнерусская скоропись. В этой небольшой, но очень ценной и ... читать далее »

Здоровье 428

Медицинский факультет Гарвардского университета: естественный иммунитет в 27 раз сильнее, чем иммунитет от вакцины.

19 сентября 2021 в 18:17Андрей Рыбак
Вирус Медицинский факультет Гарвардского университета: естественный иммунитет в 27 раз сильнее, чем иммунитет от вакцины. Новое исследование Гарвардского университета показывает, что, на самом ... читать далее »

Разное 1165

Или Россия, или "Гугл". Выбор уже сделан

18 сентября 2021 в 00:53Андрей Рыбак
А. Г. Дугин Или Россия, или "Гугл". Выбор уже сделан Иск Царьграда к "Гуглу" и к каналу "Ютьюб" имеет все шансы стать судьбоносным. Наш суд признал полную обоснованность требований Царьграда. А ... читать далее »

Каякинг

Россияне остановились в полуфинале в четвёртый день ЧМ

25 сентября, в рамках чемпионата мира по гребному слалому в Братиславе (Словакия) состоялись полуфиналы и финалы в классе байдарка-одиночка среди мужчин и женщин. Сборная России получила наибольшее ... читать далее »

Музыка 189

Поёт Нина Дорда. Эстрада 60-х

25 сентября 2021 в 20:15Андрей Рыбак
Нина Дорда (27 августа 1924 - 26 февраля 2016) — советская и российская эстрадная певица, сопрано. Поёт Нина Дорда. Эстрада 60-х 43 080 просмотров • 27 авг. 2021 г. • Сборник песен Нины Дорды 00:00 ... читать далее »

Высказывания 510

Старец Порфирий Афонский об антихристе

25 сентября 2021 в 16:50Андрей Рыбак
Старец Порфирий Кавсокаливит Старец Порфирий Афонский об антихристе читать далее »

Стихи 1079

Всё ж человеку, в днях...

25 сентября 2021 в 09:50Владимир Лучит
*** Всё ж человеку, в днях своих к чему бы призванным ни быть и на кого бы ни равняться, самое главное, пожалуй, до последнего лишь равным ч е л о в е к у оставаться. *** Уж коль дано Кому быть ... читать далее »

SOS! 500

Купивший сертификат вакцинации против COVID-19 – обязательно будет вакцинирован

24 сентября 2021 в 11:16Александр В.А.
Вакцинация или здоровье Известно, что многие, не желающие вакцинироваться против COVID-19, покупают поддельные сертификаты вакцинации. Адвокат Сергей Гула говорит о том, что это недопустимо, что ... читать далее »

Видео 420

Рокфеллер все знал: COVID готовили с 2009 года

23 сентября 2021 в 10:51Андрей Рыбак
Сергей Глазьев Рокфеллер все знал: COVID готовили с 2009 года Академик Сергей Глазьев в программе Юрия Пронько «Царьград Главное» рассказал, что нынешний сценарий мирового локдауна был написан и ... читать далее »

Предание 276

Вопрос о симонии в историческом прошлом и в современной русской церковной жизни. Остроумов С.

22 сентября 2021 в 13:48Леночка Борисовна
Апостолъ Петръ и Симонъ волхвъ Санкт-Петербургская православная духовная академия Архив журнала «Христианское чтение» С. Остроумов Вопрос о симонии в историческом прошлом и в современной ... читать далее »

Природа 204

О медведике Серафима Саровского в частности и об отношении к животным в целом:

21 сентября 2021 в 10:19Леночка Борисовна
Сразу хочу написать для особо активных и не в меру назойливых комментаторов форума Логослова - все, что здесь написано является частным мнением обычной женщины, ее воспоминаниями, эмоциями, ... читать далее »

Детям 576

Рождество Богородицы – интересный разговор с детьми.

20 сентября 2021 в 16:28Андрей Бузик
Мы стараемся заинтересовать и удивить детей на уроках, чтобы им захотелось побольше узнать. А им и стараться не приходиться – они и так удивляют. Может, для того, чтобы нам захотелось подумать. Много ... читать далее »

Лица 456

Актриса Екатерина Васильева о постриге: «Мне хочется спастись!»

18 сентября 2021 в 17:21Андрей Бузик
Актриса Екатерина Васильева, принявшая на 77 году жизни монашеский постриг с именем Василисса дала первое, и, как она заявляет, единственное интервью о переменах в ее жизни. Вопросы инокине Василиссе ... читать далее »

Афон 182

Пожар на Афоне, на келье преподобного Иосифа Исихаста. 7 сентября 2021 года.

17 сентября 2021 в 09:59Андрей Рыбак
Келья Иосифа Исихаста на Афоне Пожар на Афоне, на келье преподобного Иосифа Исихаста. 7 сентября 2021 года. Чудом Божиим храм остался цел. читать далее »

Велоспорт

В Псебае прошел чемпионат России по маунтинбайку в дисциплине кросс-кантри "гонка в гору"

25 сентября в Псебае, Краснодарский край прошли Всероссийские соревнования, чемпионат России и первенство России по маунтинбайку в дисциплине "кросс-кантри гонка в гору". Среди женщин выиграла ... читать далее »

Скайранинг

Первый забег на Казбек. Отсчет пошел

Для участия в скоростном восхождении на Казбек собрались 45 участников со всей России   Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Петрокаменского, Челябинска, Барнаула, Краснодара, Владикавказа, Тюмени, ... читать далее »

© 1999-2021 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru