Живу себе, и, не о чем не подозревая, пишу диплом про православную психологию. Читать стала много! Умничать часто! Как настоящий православный психолог!… Начала писать теоретическую часть к диплому и, взглянув на все это со стороны, поняла, что сплошняком идет богословский текст.
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА: психологический факультет имеет привилегию в психологической направленности дипломных работ, а я ее сделала теологической.
Не нащупала грань между Православием и православной психологией, превратив все в Православие… И запуталась, в чем разница...
1.1 Православная психология – это один из многочисленных способов привести человека к Богу по средствам современных методов психологии.
1.2 Православная психология существует как часть Православия и для Православия.
1.3 Духовное развитие личности в православной психологии – это жизнь по заповедям и участие в таинствах Церкви.
1.4 Психология - это язык 21 века, на котором говорят и православные, образуя православную психологию.
(Если гипотезы номер один будут оправданы, то зачем в словосочетании «православная психология» оставлять слово «психология»? Можно сказать: православный путь!)
***ГИПОТЕЗЫ НОМЕР ДВА***
2.1 Православная психология – это имеющая конкретные границы отрасль психологической науки, с теоретической ориентацией на Православие, и практической ориентацией на методы разных направлений психологии.
2.2 Православная психология – это вид помощи, основанный в равной степени, как на Православии, так и на разного рода психологических направлениях, которые соединяются и дополняют друг друга своими методами.
2.3 Целью православной психологии не является обязательное воцерковление клиентов, и не требует идеологической причастности их к православной вере, то есть, способна помогать как православным, так и не православным.
(Если подтвердятся гипотезы номер два, то зачем психология взяла на вооружение именно Православное учение. Что мало психологических теорий? : экзистенциальные, например, или трансперсональные штуки – тоже о духе, смысле жизни и др).
________________________________________________________________
***Как это на практике***
История номер один.
Приходят клиенты на прием к православным психологам. Говорят о проблемах. Психологи, выслушивая и понимая, что они уже могут начинать говорить, запускают терапию: 1. Принять на себя ответственность за все свои поступки, не обвиняя весь мир в несправедливости! 2. Посещать РП Церковь, участвуя в таинствах! 3. Выучить заповеди и стараться свою жизнь строить на их основе! 4. Во всем положиться на волю Господа и каждое событие принимать с благодарением! Затем, православный психолог рассказывает много притч из Писания, много примеров из реальности, проводит параллели со случаем клиента и православным вероучением, и клиент, изменив мировоззрение, идет в Храм с целью стать духовным приемником полюбившегося батюшки. Жизнь меняется.
((Такие же советы рассказывает и священник на исповеди)).
История номер два.
Приходят клиенты на прием к православным психологам. Говорят о проблемах. Психологи, выслушивая и понимая, что они уже могут начинать говорить, запускают терапию: 1. У вас незавершенный гештальт там, там и там, поэтому вам необходимо попросить у отца прощения и больше не воровать! 2. Заякорите в себе добрые положительные чувства, и когда вам в следующий раз захочется убить, просто достаньте этот якорь, зайдя в круг совершенства! 3. Не нужно вам желать жены соседа, и осла его, растрачивая свое либидо, просто займитесь самосовершенствованием по средствам милостыни! 4. Давайте сейчас проиграем сцену, где вы говорите правду своей жене. Затем, православный психолог рассказывает много притч из Писания, много примеров из реальности, и клиент, изменив мировоззрение, идет в мир с целью воплощения инсайдов. Жизнь меняется.
((Здесь поверхностное, или средней углубленности, касание православных истин... это приемлимо)).
_______________________________________________________
Некоторые части моего монолога не противоречат друг другу, но в чем-то и расходятся, однако, главный вопрос таков: где же начинаются и чем заканчиваются полномочия и границы православной психологии?
Недавно защитила курсовую работу: "Юмор и смех в православной психологии",
которая являлась теоретической частью диплома (название у него такое же будет).
Кафедра ознакомилась, заинтересовалась. Теперь меня немного даже поддерживают. Назвали первооткрывателем. В общем, пожелали удачи. Кому если интересно, из чего состоит курсовая (и следовательно диплом) с подобной необычной темой и содержанием, скажите мне и я на мыло вам её отправлю.
Уважаемая Елена,
О предмете Вашего диплома прочтите в теме 49533 "Православная психология" мое сообщение #1741577 от 17.12.05.
Я понимаю, что диплом - не диссертация. Здесь допустим определенный либерализм и даже снисходительность науч. рук., деканата и т.д.
Понимаю также Ваше искреннее желание писать именно о "православной психологии".
Но! Если Вы планируете заниматься и дальше этой темой, думаю, Вам следует ясно отдавать себе отчет в том, где наука начинается и где она заканчивается.
Будучи психологом, я хорошо себе представляю область применимости понятия "православная психология", а равно то, что такое словосочетание может пониматься только как метафора - т.е. НЕ в качестве строгого термина.
Вы пишете:
Православная психология - это синтез научного и духовного; это совокупность практических навыков и подходов психологического характера, направленных на помощь конкретному человеку, в основании которого лежат христианские ценности.
Православная психология - наука о приемлемых в православии способах и методах заботы и практической психологической помощи человеку как цельному существу, проживающему в протяженности духовного, душевного и материального мира.
С одной стороны, "синтез научного и духовного", с другой - "наука о приемлемых в православии способах и методах заботы и практической психологической помощи".
Все это замечательно, но, следуя этой дефиниции, назвать вышеперечисленное "православной ПСИХОЛОГИЕЙ" - некорректно.
Не знаю, как у Вас на психфаке, но вообще в психологической науке (как и во многих других) довольно ясно очерчены границы дисциплины. Наука НЕ МОЖЕТ быть синтезом духовного и научного. Если Вы учили философию науки, то должны это знать.
Сама научная парадигма построена так, что не допускает подобных вариантов.
Это не значит, что о подобном синтезе нельзя писать. Можно! Но в этом случае Ваша работа относится к иной теме. Ближайшее направление - это "Психология религии". (Вы упомянули о. Ростислава. Вы пишете, что он преподает "Психологию религии" - заметьте! НЕ "православную псих-ю"! Если это тот Ростислав, к-рый в свое время вел в форуме тему о "правосл. психологии", то его манера полемики и его представления о науке оставили двусмысленное впечатление. Возможно, он "авторитетен" в кругах своих единомышленников, но является ли он психологом в строгом, научном смысле слова? - не уверен. [ПОЗЖЕ: Нет! Сейчас посмотрел тему, которую имел в виду - виноват, ошибся! О. Ростислав никакого отношения к человеку, о котором я вспомнил, не имеет. Простите великодушно.])
Кстати, Вы окончательно размываете предмет работы следующим:
Взаимоотношения религии и психологии определяются тем, что если психология исследует то, кем человек является, то религия говорит о том, кем человек может стать, а вместе они направлены на осознание разрушительных черт личности, решение исправить эти черты и тем самым обрести перспективу духовно-нравственного развития личности в направлении православной культуры.
Из сказанного совсем неясна позиция "православной психологии". Если она вслед за религией говорит о том, кем человек может (и, видимо, должен) стать, то это определенно НЕ психология. Это философия или философская антропология. Психология не определяет цели и не декларирует ценности! Она исследует то, что есть.
Если кто-то хочет использовать психологическое знание для достижения религиозных, философских, идеологич. целей, это (опятьтаки!) НЕ психология. "Перспектива духовно-нравственного развития человека" - это не научная идея, это - мировоззрение.
Вы пишете:
Из христианской антропологии вышла христианская философия, а из нее психология
Но психология уже удалилась от антропологии и философии. Вы словно возвращаетесь в то время, когда психология просто продолжала умозрительные концепции философов.
История происхождения научной дисциплины - это не сама дисциплина.
По большому счету ВСЕ науки вышли из философии (в нашей культуре - философии христианской). Но, став НАУКАМИ, они отделились от философии и религии.
Ибо наука не обусловлена вероисповеданием, это - правило парадигмы, от которого Вам не уйти.
Любое "обращение вспять" выводит нас из поля научного мышления. Это, кстати, очень хорошо видно на примере того же Братуся. Вы сами обратили внимание на это:
если бы Братусь защищал свой диплом, а комиссия задала ему вопрос, что именно он имеет ввиду под христианским образом и сущностью, ему пришлось бы ответить, что человек христианский создан именно по образу Божьему, сущность его заключена в стремлении не искажать этот образ, а путь следования к этому образу - это суть исполнение воли Божьей. (..) Братусь вдогонку мог бы еще предложить рассказ о войне в Раю и изгнании архангелом Михаилом деницы, на что комиссия с радостью вызвалась бы продолжить рассказ о Адамовом яблоке. Затем, написав на корке диплома телефон сумасшедшего дома, отправили бы с Богом.
Именно так. Если Вы будете настаивать на "православной психологии" как ИМЕННО НАУКЕ(!), научное сообщество с Вами не согласится. Я бы рекомендовал Вам корректно позиционировать свою тему - либо как "психологию религии", либо как "практическую психологию в православии".
Желаю успешно защититься!
PS Не знаю, использовали ли Вы "гипотезы" из своего заглавного сообщения. Если использовали, то там есть несколько противоречий, на которые надо обратить внимание.
В таком виде это не годится для работы.
Гипотезы 1 и 2 в ряде моментов противоречат друг другу. Внутри гипотезы 2 все пункты туманны. Неясно, как теория (православие) и практика соединяются в единую науку. А главное - ничем не обоснована мысль о том, что клиент, не принимающий ценности и идеалы православия, получит пользу от подобной практич. психологии (пункт 2.3.)
В гипотезе должно быть указано, почему Вы так думаете.
Глава 1 Православная психология
1.1 История возникновения Православной психологии
!!!ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ!!!
Началось все с Киевской Руси, когда язычество перетекло в православие, образовав русскую культуру. Появляется догматическое богословие и задатки образования.
Мир русского народа стал развиваться таким образом, что перестал «вмещать» в себя православную культуру, противореча ей. Такое поведение людей объясняет христианская антропология: падшая природа человека стремится к удовольствиям, для получения которых не требуется особых затрат, и, напротив, чтобы достичь «высокого духовного плода» необходимо большое усилие, если не сказать насилие над своей природой.
Сначала (в Киевской Руси) не требовалось к православию приписывать никаких частей речи. Догматика была догматикой, ничего лишнего. Просто переведенные Кириллом и Мефодием Писание и Придание на славянский язык.
Однако частенько в русские умы захаживали антихристианские идеи, поэтому пришлось святым отцам создать богословие, целью которого являлось защитить веру и просветить маловерных. Образховалось словосочетание «Догматическое богословие православной веры».
Постепенно богословие наполнялось и расширялось наставлениями и поучениями святых на разных житейских уровнях. Создавались труды отцов, направленные не только на борьбу с ересью, но и для просвещения мирян, для помощи в повседневной жизни и борьбе с падшей своей природой. Но, как только письменность и издательство книг стало не распространенным занятием, то такие труды стали писать не только святые отцы церкви, но и просто умудренные люди, главным образом переосмысливающие труды отцов. Таким образом, начала образовываться русская православная классическая философия.
Итак, в средневековье образовалось догматическое богословие, в эпоху возрождения, просвещения и ренессанса (время свободомыслия и философии) естественно православие стало считаться с философией. В новое время, психология вытеснила философию и поэтому русская культура теперь вынуждена считаться с психологией, а православные корни этой культуры дают ей право называться православной психологией.
Православная психология – это синтез научного и духовного; это совокупность практических навыков и подходов психологического характера, направленных на помощь конкретному человеку, в основании которого лежат христианские ценности.
Православная психология - наука о приемлемых в православии способах и методах заботы и практической психологической помощи человеку как цельному существу, проживающему в протяженности духовного, душевного и материального мира.
Введение
Современное мышление по своему происхождению принадлежит западноевропейской культуре, которая два века назад пережила научно-техническую революцию, а вместе с ней и революцию миропонимания – тотальный рационализм, уверенность в безграничных возможностях человеческого разума, незаметно перетекающая в своеобразную религию, где Богом стал сам человек. [9 Дронов]
Однако уходит в прошлое абсолютная вера во всесилие науки и разума. Современная физика выстроила новую картину мира, поразительно напоминающую знаменитую платоновскую метафору, где человек, пытающийся познать мир, наблюдает тени от костра в глубине пещеры. "Видимый мир является бледным и неполным отражением более содержательного невидимого мира" (Тростников В., 1980, с. 155). Поэтому естественным и актуальным для современности становится вопрос о месте религии в обществе, то есть о месте сокровенного и духовного среди научного и рационального.
Данная работа посвящена одному из таких синтезов – взаимосвязи религии и психологии в общем формирующих такое направление как православная психология. Взаимоотношения религии и психологии определяются тем, что если психология исследует то, кем человек является, то религия говорит о том, кем человек может стать, а вместе они направлены на осознание разрушительных черт личности, решение исправить эти черты и тем самым обрести перспективу духовно-нравственного развития личности в направлении православной культуры.
Вторая глава посвящена рассмотрению особенностей юмора в православном и не православном обществе. Для того чтобы установить связь между юмором и православной психологией, в этой главе проводится исторический анализ, выявляющий факт появления средневековой сатиры и юродства, как феноменов православной русской культуры, из которой впоследствии сформировалась русская классическая философия, в свою очередь из которой и сама православная психология.
НОВИЗНА РАБОТЫ: впервые сделана попытка исследовать и охарактеризовать юмор в контексте православной психологии и исследовать его влияние на духовное развитие личности.
Глава 1 Православная психология………………………………………………….................
1.1 История возникновения Православной психологии………………………........
1.2 Психологические направления в классической русской философии………
1.3 Взаимоотношения православия и психологии……………………………….........
1.3.1 Связь православной и научной психологии ……………………………............
1.3.2 Основные принципы Православной психологии………………………............
1.3.3 Психологические направления, схожие с Православной психологией………………………………………………………………….……..............................
Глава 2 Юмор, общество и Православная психология………………………………………...
2.1 Смех Древней Руси: сатира и юродство…………………………………………......
2.2 Способ реагирования на юмор православных и не православных людей....
2.2.1 Умеренность в смехе........................................................................
2.2.2 Смирение и принятие в смехе...........................................................
Елена, суть вашего диплома я уже вам говорил в двух словах в вашей предыдущей теме:
юмор у православных допустим в той мере, в какой он помогает бороться с бОлее тяжелыми греховными состояниями: унынием и печалью, самомнением, городостью и т.п.. В отношении же молитвы, радости о Христе юмор уже вещь совершенно неполезная
Вся ваша работа может быть текстом, который быы обосновывал данный вывод. Для людей, опытных в православии, приведенное мной утверждение если ине очевидно, то обосновываемо достаточно просто. Да в общем оно и в быту обосновывается также - если вы сотрите по телевизору выступления Задорнова, Петросяна и др., то зачем вы это делаете?
Дальше, как исследователь, вы собираете материалы и примеры и мнения, классифицируете их и обобщаете. При необходимости обсуждаете свои результаты с другими и автортетными для вас и для дипломной комиссии лицами.
Кроме этого, постарайтесь все-таки узнать требования к диплому и к кандидатской диссертации и постарайтесь все-таки оставаться в рамках диплома. Вам же легче будет защититься. А что касается быть лучшей на Дальнем Востоке, то дело не в самом желании, а в средствах, которые вы для этого будете использовать: или вы будете честно расти над собой, или будете стараться дискредетировать тех, кто составляет вам конкуренцию. Нередко идут по второму пути. А если честно расти над собой, то все этому будут только рады.
Успехов вам.
Пишите в эту тему и дальше - пообщаемся :-)
P.S. В следующий раз выбирайте тему типа "конфликтология и православие", вы тогда в себе и не такие бездны откроете :-)
На четвертом курсе я услышала словосочетание «православная психология». Затем шел текст, что это никому не понятно и ни кем не изучено на Дальнем Востоке. Существует, правда, какая-то таинственная книга по православной психологии, где-то во Владивотоке, которую написал какой-то православный психолог из Москвы… Но все ее боятся покупать, потому что не знают, что же с ней делать. А кто-то вообще сказал, что это ересь. Поэтому, только в Москве можно узнать значение ее и толкование.
И тогда у меня мысль возникла, которая послужила мне для сегодняшнего написания диплома. Она имела такой смысл: О! Я буду первым, главным, ведущим, основным, самым уважаемым, самым почитаемым, самым умным специалистом в области православной психологии на Дальнем Востоке! Нет, даже до Сибири! Нет, до Урала!!!
Проще говоря, мне понравилась эта идея, потому что она недоразвита здесь. Гордость и слава – одна сторона медали, заняться тем, что мне нравится – другая.
Вот. Я вам исповедалась.
Слезы льются от такого осознания. Однако, гордость, не гордость, а дело до конца доводить надо...
Отечественные труды сегодня залило из выбитого окна в Европу. Россия теперь говорит на другом языке и меня не поймут, если я расскажу о православной психологии. Не поймут, потому что язык православия забыт, но лучше его не переделывать, чтобы не исказить смысл и истину.
Таким образом, что мы имеем: мы имеем некоторые знания о православной психологии, прижившиеся в Западной России и чуждые остальной ее половине. Эти знания описаны научным языком, однако в котором проскальзывают догматические понятия, мистические элементы реальности, сказочные факты и персонажи, с точки зрения современности, где все это претендует на Истинность никак непоколебимую.
Рассказывать православной психологии можно только на ее локальном языке.
Братусь: «Линия христианской психологии - сознательная ориентация на христианский образ человека, христианское понимание его сущности и рассмотрение развития как пути следования к этому образцу». Однако если бы Братусь защищал свой диплом, а комиссия задала ему вопрос, что именно он имеет ввиду под христианским образом и сущностью, ему пришлось бы ответить, что человек христианский создан именно по образу Божьему, сущность его заключена в стремлении не искажать этот образ, а путь следования к этому образу – это суть исполнение воли Божьей. Он сказал бы про то же, только более раскрыв понятия. Но, останется ли довольна комиссия такой средневековой наивной искренностью? Братусь в вдогонку мог бы еще предложить рассказ о войне в Раю и изгнании архангелом Михаилом деницы, на что комиссия с радостью вызвалась бы продолжить рассказ о Адамовом яблоке. Затем, написав на корке диплома телефон сумасшедшего дома, отправили бы с Богом.
Я и в правду хочу донести тему так ясно, а значит подробно и конкретно, чтобы было понятно всем слушателям.
Но, если писать диплом научным языком, то значит ли это, что нужно быть поверхностной и говорить обобщенно, не вдаваясь в подробности?
Проблема в том, что православная психология родилась от Православия и вышла через Православие, так же как христианская антропология, которая ранее имела место в отечестве, вышла из догматического богословия, догматическое богословие из православного христианства. Из христианской антропологии вышла христианская философия, а из нее психология, но стержень всегда был один – Единый Бог Троица создал мир, обладает им, любит его, спас его через крестные страдания Сына, явившего собой пример для своих людей, некоторые из которых были пророками, вдохновляемые Духом Святым и т. д. Догматическое богословие говорит о китах веры, христианская антропология о происхождении человека и его состояниях, русская классическая философия о понимании человека в отношении к себе, к другим, к абсолютным ценностям и категориям (Бог, любовь, свобода и ответственность, добро и зло, жизнь и смерть). И все это православная психология. Это видение и эти понятия не расскажешь другим языком, кроме как христианским, духовным, русским, не исказив смысла.
Обрадована я тем, что тема о православной психологии, оказывается, имеет достаточно внушительные исторические корни, достаточно серьезное основание и культурные предпосылки. Люди, поднявшие этот вопрос – уважаемые и компетентные, созидающие и стяжающие духовность русской психологической науки.
Расстроена я тем, что на нашем факультете отсутствует грань, изучающая отечественную психологию, выходца из христианской антропологии и философии. Я получила знания европейского образца. Но сердце всегда требовало иного – восточной кухни.
Сожалею, что не было возможности покопаться в этом раньше.
Это мне аукнулось трусостью и нерешительностью в написании диплома такого рода из-за отсутствия знаний – с одной стороны, и жаждой славы гордого первопроходца, – с другой.
ЦИТАЬА: " Узнадзе, Фромм и Юнг гораздо интереснее говоря о подсознании, чем Фрейд..."
-: эти авторы не являются православными, поэтому мне не хотелось бы прислушиваться к их мыслям.
Мне бы русскую классическую философию, христианскую антропологию, догматики немного и автором русских почитать, потому что православная психология - выходец именно из таких свер русской культуры.
А с понятие "Невидимой брани" я к сожалению не знакома... Что это?
ЦИТАТА: "Именно, невидимая брань помогает обьяснить на православном языке "акцентуации", "комплескы", "сублимации", "зависимости" и прочая".
26 сентября 2023 в 15:53
— Андрей Бузик
14 сентября по старому стилю / 27 сентября по новому стилю
среда
Седмица 17-я по Пятидесятнице. Глас 7.
Строгий пост.
Пища с растительным маслом.
Всемирное Воздви́жение Честно́го и ... читать далее »
26 сентября 2023 в 06:25
— Андрей Рыбак
Кристаллы знания
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон Новый ... читать далее »
25 сентября 2023 в 06:40
— Андрей Рыбак
Афонский старец Гавриил.
Старец Гавриил Афонский об искушениях. Новое видео на Рождество Богородицы. читать далее »
24 сентября 2023 в 06:54
— Андрей Бузик
Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве
Мф. 15:21–28 (62 зач.).
Нельзя ощутить сладости добра без постоянства в добре. Ибо на пути к добру сперва встречается ... читать далее »
22 сентября 2023 в 16:37
— Сайко Александр Александрович
Аборт и его последствия.
Аборт - искусственное прерывание беременности, заключающееся в расчленении на части без анестезии живого младенца в материнской утробе.
http://theme.orthodoxy.ru/abort/ читать далее »
21 сентября 2023 в 07:16
— Андрей Бузик
Рождество Богородицы.
Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Вся прекрасна ты, ближняя моя, и порока нет в тебе! Пленила ты сердце Наше, сестра моя, невеста! Единственная – она, ... читать далее »
19 сентября 2023 в 01:35
— Андрей Рыбак
Преображение Господне
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон ... читать далее »
16 сентября 2023 в 05:48
— Андрей Бузик
1918 год, город Верный (Алма-Ата) Ташкентской епархии. По всему городу тянется многолюдный крестный ход – с иконами, хоругвями, сопровождаемый колокольным звоном, с молитвой о прекращении войны, ... читать далее »
10 сентября 2023 в 20:14
— Фокин Сергей
1. СОБРАНИЕ-СОВЕЩАНИЕ В ЧЕТВЁРТОМ УДЕЛЕ БОГОРОДИЦЫ
2. НА ФОНЕ СОВРЕМЕННЫХ СОБРАНИЙ РПЦМП
3. КОЛЕЙДОСКОП ИДЕЙ И МЫСЛЕЙ ДИВЕЕВСКОГО СОБРАНИЯ.
4. ПРОМЫСЕЛ О ГРЯДУЩЕМ ЦАРСТВЕ В ПРОРОЧЕСТВАХ
5. ПРОРОЧЕСТВА ... читать далее »
25 августа 2023 в 06:13
— Андрей Бузик
Старец-затворник гефсиманского скита иеросхимонах Александр
Иеросхимонах Александр (Стрыгин) положил начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, где вместе с будущим преподобным Амвросием ... читать далее »
Все эти дни с 19 сентября в прекрасную погоду вереницы альпинистов движутся к вершине Манаслу. Все, кто решил подняться уже в пути к вершине. Отстающие надеются, что хорошая погода продержится еще ... читать далее »
В поселке Псебай, Краснодарского края 23 сентября проходило первенство России по маунтинбайку в дисциплине "гонка в гору". Трасса очень техничная и способствовала острой борьбе среди юных гонщиков читать далее »
25 сентября 2023 в 22:31
— Андрей Рыбак
Вечно движимый покой
Новый ролик. Вечно движимый покой
Подписывайтесь, комментируйте
https://youtu.be/G2k84m1lFsM?si=hM_VOTBRvopcMofB читать далее »
24 сентября 2023 в 13:22
— Владимир Лучит
***
Как тайна тех островитян, что величаво-молчаливые колоссы
Хранят, незыблемы средь океанских волн, на протяжении веков,
Едва ль не все не окончательными меж людьми ответы на вопросы
Лишь, как ни ... читать далее »
23 сентября 2023 в 05:09
— Андрей Бузик
В человеческом мозге около 90 млрд нейронов. Это узкоспециализированные электрически возбудимые клетки. Они выполняют три основных функции: воспринимают и преобразуют стимулы из внешней среды, ... читать далее »
22 сентября 2023 в 05:09
— Андрей Бузик
Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин) семилетним отроком был отдан в обучение иноку, а в 20 лет сам выбрал путь монашеского подвига. Был пострижен преподобным Пафнутием Боровским и жил в его ... читать далее »
20 сентября 2023 в 05:28
— Андрей Бузик
20 сентября мы празднуем день памяти великого Оптинского старца Макария. Жизнь преподобного глубоко назидательна для нас, современных людей. Какие же уроки мы могли бы вынести из жития старца?
Родные ... читать далее »
17 сентября 2023 в 08:49
— Андрей Бузик
Сибирь, какой её не знают: самые дремучие уголки Западного Саяна
Южная Сибирь — терра инкогнита азиатской части России. Горные хребты и живописные долины, дремучая тайга и бескрайние степи — все эти ... читать далее »
15 сентября 2023 в 05:42
— Андрей Бузик
В настоящее время становится очевидным, что Россия не просто ведет СВО на Украине, но вступила в период экзистенциальных войн – длительной вооруженной борьбы за свое существование: за право быть самой ... читать далее »
3 сентября 2023 в 15:42
— Андрей Бузик
Сегодня, 21 августа / 3 сентября, Православная Церковь чествует Светописанный образ Божией Матери (слово «светописание» – калька с греческого слова «фотография»). Появление этого образа связано с ... читать далее »
21 августа 2023 в 21:33
— Игорь Афонин
Люди молятся не только о Владимире Путине, но и о его соратниках.
Где-то в блогах промелькнуло о том, что среди силовиков внутри России есть инициатива сместить Шойгу и Герасимова, и активизировать ... читать далее »
Илья Слепов абсолютный победитель Ironman 70.3 Salalah в Омане! Триатлонную "половинку" на прошлых выходных (1.9 км плавание, 90 км велоэтап и 21.1 км бег) Илья финишировал за 4:06:01. Ближайший ... читать далее »
Глубинный чемпионат мира по правилам AIDA 2023, ДЕНЬ 3 CWTB, женщины. Девушки ныряли в дисциплине CWTB (в раздельных ластах). День прошёл спокойно, без каких-либо тяжёлых состояний в виде блэкаутов. ... читать далее »
26 сентября 2023 в 10:51
— Андрей Рыбак
На безымянной высоте.
Песня "На безымянной высоте" была написана поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером в 60-е годы ХХ века. Ее строки знакомы практически каждому жителю нашей ... читать далее »
25 сентября 2023 в 07:59
— Андрей Бузик
Мы прекрасно помним восторженные строки Пушкина, посвященные осени. Многие любуются этим временем года, испытывая эмоциональный подъем. Но есть и те, кого красота осенней природы вовсе не восхищает. ... читать далее »
24 сентября 2023 в 07:57
— Андрей Бузик
Всякий нераскаянный грех есть грех к смерти.
Преподобный Ефрем Сирин
Помни, что грех исповеданный уменьшается,
а грех неисповеданный становится больше.
Свт. Иоанн Златоуст
Нередко бывает, что ... читать далее »
23 сентября 2023 в 04:53
— Андрей Бузик
Греческий император Аркадий1, умирая, оставил после себя восьмилетнего сына Феодосия и трех дочерей - Пульхерию, Аркадию и Марину. Пульхерия, бывшая по годам старше брата, отличалась разумом и ... читать далее »
21 сентября 2023 в 07:27
— Андрей Бузик
Мы видим сегодня новорожденную Девочку и понимаем величие любви Божией. Слышим плач малого Ребенка и учимся неизреченной премудрости Троицы. Смотрим на человеческое Дитя и сквозь слезы видим, как ... читать далее »
19 сентября 2023 в 05:50
— Андрей Бузик
Архангел Михаил имел особое почитание во Фригии, где близ города Иераполя находился посвященный ему храм. Язычники решили уничтожить православный храм, соединили вместе две горные реки и пустили ... читать далее »
16 сентября 2023 в 06:54
— Андрей Бузик
храмы на закате
— Это жизнь меня наказала! - Борис размазывал по лицу пьяные слёзы, а также, извините, сопли и слюни.
Вот такая неэстетичная картина предстала моему взору в 7.30 утра на пороге ... читать далее »
13 сентября 2023 в 06:57
— Андрей Бузик
Евангельские заповеди – это не что иное, возлюбленнейшие братья, как божественные наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры, пища для укрепления сердца, кормило для ... читать далее »
26 августа 2023 в 05:15
— Андрей Бузик
В наследии преподобного Максима Исповедника страстное начало в человеке, с одной стороны, характеризуется как овладевающее нами и властвующее в нас начало греха. Такая страстность возникла в Адаме как ... читать далее »
18 августа 2023 в 09:38
— Игорь Афонин
Освящение памятника Сталину
Андрей Кураев сообщил, что памятник Сталину освятил православный священник:
https://diak-kuraev.livejournal.com/4182883.html
Об этой исторической и духовной ошибке ... читать далее »
5 октября в 19:00 в лектории Red Fox Олег Чегодаев расскажет про "Высшие вершины Урала" - некоммерческий туристко/альпинистский проект по восхождению на 7 высочайших вершин Урала. Олег Чегодаев - ... читать далее »
24 сентября основная группа российских альпинистов из экспедиции Клуба "7 Вершин", поднялась на Манаслу, был установлен и рекорд России. Это не первые восхождения в сезоне на этом ... читать далее »