Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Православная жизнь / Она всех победила! Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Она всех победила!
Вадим Ч.

православный христианин
Тема: #49396    17.11.05 11:19    Просмотров: 8191 [290]

Сообщений: 83    Оценка: 0.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

"Она всех победила!" Ни смерть любимого сына, ни лишение богатства не смогли поколебать веру боярыни Морозовой
--------------------------------------------------------------------------------



Ненастной ночью с 1 на 2 ноября 1675 года в городе Боровске в земляной тюрьме умерла инокиня Феодора - знаменитая боярыня Морозова.

Каждому из нас боярыня Феодосия Морозова известна с детства по замечательной картине Василия Сурикова. Заснеженная улица старой Москвы, толпа расступается перед дровнями, на которых сидит закованная в цепи немолодая женщина в черном. Сам художник вспоминал: "Раз ворону на снегу увидел. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал".

Безусловно, самое яркое впечатление от полотна - лицо Морозовой, суровое, изможденное. Суриков так писал об истории создания картины: "Я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после. И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось". После долгих поисков художник наконец увидел лицо одной уральской старообрядки, приехавшей в Москву: "Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила".

По словам писателя Всеволода Гаршина, "картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в том, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, чем она изображена на его картине".

Писатель-эмигрант Иван Лукаш, назвавший боярыню Морозову "живой душой всего русского героического христианства", так пишет о картине: "Одинокий Суриков могуче чуял Московию, она, можно сказать, запеклась в нем страшным видением "Утра стрелецкой казни". Но в образе боярыни Морозовой Суриков ошибся, словно бы поддался толкованию раскольничьей Москвы как толпы изуверов, ярых невежд. И его Морозова на дровнях, в зимний день, в метелицу - страшная раскольничья старуха, глазастая, исступленная изуверка… А было боярышне Феодосии Прокопьевне семнадцать, когда сам царь благословил ее на венец". И всего лишь сорок три, когда она умерла в темнице…

Благочестивая супруга

В 1632 году в Москве в семье царского дворецкого Прокопия Феодоровича Соковнина родилась дочь Феодосия. Вместе с нею в отцовском тереме росли два старших брата, Феодор и Алексей, и младшая сестра Евдокия.

В семнадцать лет скромную и благочестивую красавицу Феодосию выдали замуж за царского спальника боярина Глеба Ивановича Морозова. Боярин Морозов, суровый вдовец, был гораздо старше своей юной супруги - ему было далеко за пятьдесят, он был именит и богат (владел более чем двумя тысячами крестьянских дворов).

Еще более славен и богат был его старший брат Борис Иванович, влиятельнейший человек того времени, дядька (воспитатель) и свояк "тишайшего" царя Алексея Михайловича, всесильный временщик, бывший молодому самодержцу "во отцово место". Борису Ивановичу принадлежало неслыханное по тем временам богатство - более семи тысяч дворов!

Выйдя замуж за боярина Морозова, Феодосия стала вхожа и в царские палаты, и в дома высшей московской знати. Часто приглашал ее в свои хоромы для духовных бесед деверь, души не чаявший в набожной, кроткой невестке. Муж любил Феодосию, и она отвечала ему почтительной и благоговейной любовью, заповеданной строгими уставами "Домостроя". В 1650 году у Морозовых родился сын Иван, болезненный, тихий мальчик.

После смерти бездетного Бориса все его вотчины перешли к брату. А после того как в 1662 году умер и сам Глеб Иванович, единственным наследником и владельцем несметных богатств рода Морозовых оказался малолетний Иван Глебович, опекаемый матерью.

Инокиня Феодора

Неизвестно, когда Феодосия познакомилась с протопопом Аввакумом, ревнителем церковных преданий и вдохновенным проповедником старообрядчества, ставшим ее духовным отцом. Весной 1664 года Аввакум, вернувшийся из сибирской ссылки в Москву, поселился в доме Морозовой, хотя Алексей Михайлович хотел поместить протопопа с семьей в Кремле, поближе к себе. Но Аввакум предпочел царским хоромам дом боярыни. Здесь протопоп наставлял свою духовную дочь в "древнем благочестии", читая ей по вечерам душеполезные книги. Морозова в это время пряла нитки или шила рубахи, которые после тайно раздавала нищим.

Именно на помощь нищим боярыня истратила треть своего огромного состояния. Дома она ходила в заплатанной одежде, а под нее с благословения духовного отца надевала власяницу. Она говорила протопопу Аввакуму: "Благослови до смерти носить! Вдова я молодая после своего мужа-государя осталась. Умучаю тело свое постом, жаждою и прочим оскорблением. И в девках, батюшка, любила Богу молиться, кольми же во вдовах подобает заботиться о душе".

Набожная боярыня щедро подавала милостыню на храмы и монастыри. К ней в дом нередко приходили прокаженные, юродивые и странники. Один из странников, инок Трифилий, рассказал Феодосии о старице Мелании, подвижнице из города Белева, которая также была ученицей Аввакума. Морозова призвала старицу к себе, поселила в своем доме и стала ее смиренной послушницей. Инокиня Мелания наставляла боярыню "сотворити всякое богоугодное дело". Вместе они ходили по тюрьмам и разносили милостыню, ежедневно поклонялись московским святыням.

В это же время Феодосия захотела принять иночество - "великий ангельский образ". Много раз она обращалась к своей наставнице, умоляя постричь ее, но Мелания не спешила. Тайный постриг состоялся лишь осенью 1670 года, когда в Москве находился знаменитый старообрядческий проповедник, тихвинский игумен Досифей, который и совершил чин пострижения. Боярыня Феодосия стала черницей Феодорой… Новоначальная инокиня предалась суровому подвигу: посту, молитве и молчанию, совершенно устранившись от домашних дел, которые препоручила верным людям.

"Полно тебе жить на высоте, сойди вниз!"

Между тем царь, овдовевший в 1669 году, решил жениться во второй раз. Избранницей государя стала Наталья Кирилловна Нарышкина, будущая мать Петра I. 22 января 1671 года должен был состояться брачный пир, на который позвали и Морозову, первую придворную боярыню. Но боярыни Морозовой больше не было, была лишь смиренная инокиня Феодора. И она отказалась, сославшись на болезнь: "Ноги мои зело прискорбны, и не могу ни ходить, ни стоять".

Царь не поверил отговорке и воспринял отказ как тяжкое оскорбление. Топая ногами, "тишайший" государь в гневе кричал: "Возгордилась!" С той поры он люто возненавидел боярыню и искал случая покарать ее за "гордыню", а заодно и присоединить к казне огромное состояние Морозовых. От недоброжелателей боярыни царь узнал, что она придерживается старообрядчества, и это послужило формальным поводом для опалы.

В начале Рождественского поста 1671 года стало ясно, что Морозову арестуют. Государь сам говорил об этом со своими приближенными, среди которых был кравчий, князь Петр Семенович Урусов, муж Евдокии, младшей сестры боярыни. Вечером 15 ноября за ужином Урусов рассказал о готовящемся аресте свояченицы и разрешил жене навестить сестру, чтобы повидаться в последний раз. Евдокия допоздна задержалась в доме Морозовой и осталась у нее ночевать.

Глубокой ночью раздался стук в ворота, кто-то закричал, залаяли собаки. За Морозовой приехали… Боярыня пробудилась в испуге, но Евдокия ободрила ее: "Матушка-сестрица, дерзай! Не бойся - с нами Христос!" Феодора спрятала Урусову в чулане, а сама вновь легла на пуховик под иконами. В опочивальню вошел в сопровождении дьяков и стрельцов Иоаким, архимандрит Чудова монастыря, будущий Патриарх Московский и всея Руси.

Он объявил, что прибыл от самого царя и стал допрашивать Феодору: "Как ты крестишься и как молитву творишь?" Она сложила двуперстное крестное знамение и показала ему. Так же поступила и Евдокия, бывшая, как и сестра, старообрядкой и духовной дочерью протопопа Аввакума. Этого было достаточно…

Иоаким, насмехаясь, обратился к боярыне: "Не умела ты жить в покорении, но утвердилась в своем прекословии, посему постигло тебя царское повеление, чтобы изгнать тебя из дома твоего. Полно тебе жить на высоте, сойди вниз! Встав, иди отсюда!" Но Морозова не повиновалась приказу архимандрита, и ее силою вынесли из опочивальни. Сестер заковали в ножные кандалы и заперли в подвале, а боярским слугам велели крепко стеречь свою бывшую госпожу.

Через два дня с сестер сняли цепи и насильно повели в Кремль, в Чудов монастырь, на допрос к митрополиту Павлу Крутицкому и архимандриту Иоакиму. На допросе Феодора держалась мужественно, ее не смущали ни слова о покорности царю, ни призывы вспомнить о сыне и домашнем хозяйстве. На все возражения церковных иерархов она отвечала: "Все вы, власти, еретики, от первого и до последнего! Разделите между собою глаголы мои!" Так же твердо держалась и княгиня Урусова. Сестер вновь заковали и отправили на двор Морозовой.

На следующий день к узницам приехал думный дьяк и привез тяжелые цепи с ошейниками, которыми заменили легкие кандалы. Феодора с любовью целовала новые вериги и радостно восклицала: "Слава Тебе, Господи, что сподобил меня узы апостола Павла возложить на себя!" Потом сестер разлучили: княгиню Урусову отвели в Алексеевский монастырь, а боярыню Морозову посадили на дровни и повезли в тюрьму, на бывшее подворье Псково-Печерского монастыря.

Ее везли через Кремль мимо царских палат. Полагая, что царь Алексей из своих покоев смотрит на ее позор, Феодора под звон цепей осеняла себя крестным знамением и простирала к царским окнам руку с двуперстием. Именно этот момент и изобразил на своей картине Суриков.

Картина Сурикова вдохновила безвестного старообрядческого поэта на создание духовного стиха о боярыне Морозовой, до сих пор любимого староверами:

Снег белый украсил
светлицы,
Дорогу покрыл пеленой,
По улице древней столицы,
Плетется лошадка рысцой.
На улице шум и смятенье,
Народ словно море шумит,
В санях, не страшась
заключенья,
Боярыня гордо сидит.
Высоко поднявши десницу,
Под звон и бряцанье цепей,
Она оглашает столицу,
Правдивою речью своей…
Все минется, а душа всего дороже!..

Во время длительного заключения Морозовой умер "от многия печали" болезненный Иван Глебович. По преданию, Феодора рыдала так горько, что даже надзиратели плакали от жалости.

Так же убивалась о своих детях и Евдокия Урусова, томившаяся в одиночном заключении в Алексеевском монастыре. На волю своим "птенцам сирым" и духовному отцу она посылала многочисленные письма, которые Аввакум метко называл "оханьем", так горестны и эмоциональны они были. Послания княгини к детям сохранились до наших дней. В них чувствуется и безмерная тоска, и твердая воля матери, желающей наставить детей на путь спасения.

Например, она так писала своему сыну: "Буде ты, любезный мой, возлюбишь веру истинную, старую, а от нового от всего станешь беречься, и ты будешь от Бога вечно помилован… А буде грех ради моих возлюбишь ты нынешнюю, новую веру, и ты скоро умрешь и тамо станешь в будущем мучиться. И меня не нарекай уж себе матерью! Уж я не мать тебе, буде ты возлюбишь нынешнюю, новую".

Дочерей наставляла: "Поживите хорошо, пекитеся о душе. Все минется, а душа всего дороже!.. Храните веру, во всем любовно поживите, любите друг друга и брата берегите, всему доброму учите брата, чтобы хранил веру. Говорите ему ласково, не ленитеся молиться".

Царь злорадствовал, узнав о смерти сына боярыни: теперь никто не стоял между ним и огромным богатством Морозовых, которое тотчас отошло в государеву казну. Очень быстро Алексей Михайлович расточил боярское имение: вотчины, стада и табуны раздал приближенным, а драгоценности велел распродать.

Однако ни смерть любимого сына, ни лишение богатства не смогли поколебать веру Морозовой. Она по-прежнему была тверда и непреклонна. За непослушание светским и церковным властям Феодору, Евдокию и их сподвижницу Марию Данилову, жену стрелецкого головы, царь велел пытать на дыбе.

Однажды морозной ночью узниц привезли к пыточной избе, где их уже ждали знатные царедворцы, князья Волынский, Воротынский и Одоевский, назначенные царем "над муками их стояти". Страдалиц раздели до пояса, связали руки за спиною и стали поднимать на дыбах, "на стряску". При этом благородные князья всячески стыдили и укоряли мучениц. Феодора же обличала их. За это ее с полчаса держали "на стряске", отчего веревки протерли руки до жил.

Палачи, сняв с дыб обнаженных по пояс женщин с вывернутыми за спину руками, бросили их во дворе на снег. Там они пролежали три часа, а вельможные князья придумывали для них новые пытки и издевательства. Марию били плетьми по спине и животу. Эта пытка была столь бесчеловечна, что Морозова в слезах закричала: "Это ли христианство, чтобы так человека умучить?" После чудовищных истязаний женщин развезли обратно по тюрьмам.

Протопоп Аввакум, заточенный в заполярном Пустозерском остроге, узнав о пытках Морозовой, сокрушался: "Как-то бедная боярыня мучится с сестрами? Так же ведь нешто! О миленькая моя, не твое бы дело то! Ездила, ездила в каретах, да и в свинарник попала, друг мой милый! Кормят, кормят, да в лоб палкою, да и на огонь жарить. А что ты, Прокопьевна, не боисся ли смерти-то? Не бось, голубка, плюнь на них, мужествуй крепко о Христе Исусе! Сладка ведь смерть-то за Христа-Света. Я бы умер, да и опять бы ожил, да и паки бы умер по Христе, Бозе нашем".

Последняя тайна бытия

Вскоре Феодору с Печерского подворья перевели в Новодевичий монастырь, а оттуда - в Хамовническую слободу. Старшая сестра Алексея Михайловича, царевна Ирина, даже вступилась за боярыню: "Почто, брат, дурно поступаешь и вдову бедную помыкаешь с места на место? Нехорошо, брат! Попомни службу тебе Бориса и Глеба Морозовых!"

От таких слов "тишайший" государь пришел в ярость и закричал не своим голосом: "Добро, сестрица, добро! Коли ты нянчишься с нею, тотчас готово у меня ей место!"

В тот же день Феодору увезли из Москвы в городок Боровск, "в жесткое заточение" в остроге. Вскоре туда же перевели Урусову и Марию Данилову.

Сначала узницы жили в относительной свободе: несшие охрану стрелецкие сотники были "задобрены" Иоакинфом Даниловым, мужем Марии Даниловой. Сотники разрешали проносить к узницам еду, держать в тюрьме одежду, книги и иконы.

Но неожиданно все изменилось, когда из Москвы для следствия приехал подьячий Павел Бессонов. Жалкое имущество заключенных он приказал отобрать, а сотников отдал под суд "за неосторожность, что они на караулах стояли оплошно". Морозову с Урусовой перевели в пятисаженную земляную яму, а Марию Данилову посадили в тюрьму к преступникам. Царь распорядился не давать сестрам ни пищи, ни питья, а ослушников этого приказа велел казнить "главною казнью".

В темной земляной яме началось медленное угасание двух женщин, слабых телом, но сильных духом. Их изнуряли не только голод и жажда, но зловоние, грязь, холод и бесчисленное множество вшей.

Первой умерла младшая сестра, Евдокия. Перед смертью она звала Феодору: "Госпожа, мать и сестра! Я изнемогла и чую, что приблизилась к смерти, отпусти меня к Владыке моему! Молю тебя, госпожа, по закону христианскому отпой мне отходную. Что помнишь, то и говори, а что я вспомню, то сама проговорю". Утром 11 сентября 1675 года бездыханное тело княгини Урусовой подняли из ямы, обвили рогожей и похоронили на дворе острога. Инокиня Феодора осталась одна…

Однажды, совсем изнемогши от голода и жажды, она, по преданию, подозвала стрельца, сторожившего тюрьму, и попросила со слезами:

- Раб Христов! Есть ли у тебя отец и мать в живых или преставились? И если живы, помолимся о них и о тебе, а если умерли, помянем их. Умилосердись, раб Христов! Зело изнемогла я от голода и хочу есть, помилуй меня, дай калачика…

- Нет, госпожа, боюсь!

- Ну, хлебца…

- Не смею!

- Ну, немножко сухариков…

- Не смею!

- Если не смеешь, то принеси хоть яблочко или огурчик…

- Не смею! - прошептал стрелец, и мученица, вздохнув, сказала:

- Добро, чадо, благословен Бог наш, изволивший так! Если, как ты сказал, это невозможно, молю тебя, сотворите последнюю любовь - убогое мое тело, рогожею покрыв, неразлучно положите близь любезной моей сестры!

Феодора ненадолго пережила сестру. Почувствовав приближение смерти, она вновь призвала стражника:

- Раб Христов! Молю тебя, сходи на реку и вымой мою сорочку, ибо хочет Господь принять меня от сей жизни и неподобно мне в нечистой одежде возлечь в недрах матери своей земли.

Стрелец взял сорочку, спрятал под полой кафтана и, придя на реку, выстирал. Стирал, а сам горько плакал… Вскоре она скончалась.

С того дня прошло 330 лет. По словам историка И.С. Лукаша, "боярыня Морозова - одна из тех, в ком сосредотачивается как бы все вдохновение народа, предельная его правда и святыня, последняя, религиозная тайна его бытия. Эта молодая женщина, боярыня московитская, как бы вобрала в себя свет вдохновения старой Святой Руси и за нее возжелала всех жертв и самой смерти".

Дмитрий Урушев

"НГ-РЕЛИГИИ", 16 ноября 2005 г.



Татьяна Т.

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #2647762
11.04.07 17:00
Ответ на #1689733 | ИванКл. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Иван, добрый день.

Наткнулась вот на интересную статью и вспомнила о давно забытой дискуссии. Хочу предложить Вашему вниманию (и всех православных участников данной темы):

Как православным относиться к расколу?




Кораблевъ Сергiй Петровичъ

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #1700448
29.11.05 17:57
Ответ на #1699180 | Александр Викторович П. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Можно ответить подробно и сподобиться удаления с форума.
Думаю, Вы понимаете "на чем" и без моего скудоумия. В Священном Писании только в Ветхом Завете в некоторых случаях предписывалась расправа физическим образом, камнями побивали. Христос, говоря июдеям о тех или иных местах Закона, подчеркивает, что по жестокосердию дано это им, а прежде так не было. Нам же, Его последователям, Он даёт возвышенный Закон : не только не прелюбодействовать, но и не смотреть с вожделением, не только не ударять в ответ, но и вторую щеку подставлять. Он говорит нам о милосердном самарянине, показывает, кто нам ближний. А если мы злы, то Он прямо говорит, кто наш отец и чьи дела мы хотим творить. Некоторых сильно раздражает упоминание мест Священного Писания, того Писания, что было тщательно отобрано Церковью на протяжении времени. Значит, им надо бы задуматься над собой, в Церкви ли они. Писание не является прерогативой протестантов, стоит открыть любого из отцов, там цитаты через строчку. Просто Писание неудобно для злого человека, оно обличает его дела.


Александр Викторович П.

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #49396
Сообщение: #1699180
29.11.05 10:02
Ответ на #1698788 | Кораблевъ Сергiй Петровичъ православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Именно, основываясь на тех глыбах, невозможно никак дойти до того, что противоположно Христу. Следовательно, они основывались на чем-то другом.

На чём же?..


Кораблевъ Сергiй Петровичъ

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #1698788
29.11.05 01:54
Ответ на #1698271 | Александр Викторович П. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

И вы все равно считаете что распинающие братьев-христиан были чем то лучше первосвященников иудейских, распявших Христа? Что сделали бы ваши православные инквизиторы с человеком, который назвал себя Богом, если они вытворяли такое с теми кто всего лишь не три пальца складывал, а два в обряде?..
Уважаемый Александр Викторович! Вы меня невнимательно читали. Во-первых, я - древлеправославный християнин, старовер, посему уж никак не могу придерживаться иной точки зрения на поведение моих духовных предков, или нынешних братьев и сестер.
Во-вторых, отвечая на Ваш вопрос, я выразил несогласие лишь с тем, что истязавшие противящихся реформам и нововведениям, основывались на тех глыбах. Именно, основываясь на тех глыбах, невозможно никак дойти до того, что противоположно Христу. Следовательно, они основывались на чем-то другом.


Александр Викторович П.

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #49396
Сообщение: #1698271
28.11.05 21:27
Ответ на #1682325 | Кораблевъ Сергiй Петровичъ православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Нет, не соглашусь. Основываясь на этих Глыбах, как Вы сказать изволили, невозможно никак дойти до того, что противоположно Христу.

Но ведь что произошло? Произошли ТЫСЯЧИ случаев грубейшего насилия над людьми только изза их инакомыслия.
Как могли те священники рассказывать про страдания Христа и причинять тысячам людей физические мучения превышающие физические мучения Христа??? Как их слушала паства, как она могла после этого сострадать Христу, если у них происходили регулярно распятия?..
Если уж сравнивать формальную "вину" Христа и старообрядцев перед официальной религией (церковью), то они тоже несопоставимы. Христос все же называл Себя Богом, это для религиозных первосвященников было крайнее богохульство и святотатство. Старообрядцы всего лишь имели немного иной обряд, но были ТОЖЕ ХРИСТИАНАМИ, ТОЖЕ ПРАВОСЛАВНЫМИ, а их подвергли мучительным пыткам и смертям, осмелюсь предположить что даже большим, чем самого Христа (в физическом плане разумеется)!
И вы все равно считаете что распинающие братьев-христиан были чем то лучше первосвященников иудейских, распявших Христа? Что сделали бы ваши православные инквизиторы с человеком, который назвал себя Богом, если они вытворяли такое с теми кто всего лишь не три пальца складывал, а два в обряде?..


Татьяна Т.

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #1697579
28.11.05 17:07
Ответ на #1693161 | р. Б. Наталия православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Мир Вам, Наталия.

Странные дела нынче творятся в православном мире. И даже на этом форуме.

Вот, наткнулась на интересные записи:

http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=49615&message=1697537#1697537


"СТАРООБРЯДЧЕСТВО ЭТО НЕ РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАВОСЛАВИЯ!

У ПРАВОСЛАВИЯ НЕТ РАЗНОВИДНОСТЕЙ.

Есть ереси, которые прикрываются православием и уводят человеков от спасения."

И далее поясняется, что это за ереси:

"... креститься ДВУПЕРСТНО НАДО не только потому, что в таком сложении крестятся все святые на иконах и "отцы и деды наши так крестились издревле", что Господа зовут Исус, а не "Иисус" и это принципиально важно. Не ради "старины глубокой", "уважения памяти предков", а ради нашего спасения."

Т.е. ересь-это креститься так, как мы с Вами крестимся.

А вот другое сообщение:

"противостояние православия и старообрядчества носит однобокий характер: мы ищем пути братания с ними – они обвиняют нас в ереси (теперь всё реже)."

Вот поди теперь разберись, кто еретик, а кто нет:)






Татьяна Т.

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #1696660
28.11.05 12:17
Ответ на #1687672 | ИванКл. православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Именно казаки, сибиряки сегодня хранят "старую", кержацкую православную веру.
------------------------------------------------------------------------------------
Иван, я тут перечитала, спасибо за ссылки. Только все-таки не совсем понимаю, кто такие кержаки: поповцы или беспоповцы? Или к ним относятся и те, и другие? И причем здесь казаки? Разве казаки были старообрядцами?


Димитрий Урушев

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #1693251
26.11.05 15:10
Ответ на #1693161 | р. Б. Наталия православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогая Наталия!
У меня с Вами разные взгляды на проблему, что вполне логично. Поэтому я не знаю, о чем мы можем договориться в беседе о самосожжениях. Кажется, что ни о чем.


р. Б. Наталия

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #1693161
26.11.05 14:04
Ответ на #1693098 | Димитрий Урушев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогой Димитрий

"Вы знаете, меня как-то не очень смущает проповедь протопопом Аввакумом самосожжений. Не знаю, от чего это. Ну, проповедовал, ну, сжигались. Время было такое…"

Даже не знаю, что сказать.

"Почитайте интереснейшую книгу Евгения Анисимова «Дыба и кнут» (М., 1999)".

Взяла её сейчас в руки... "Дыба и кнут: Политический сыск и русское общество в 18 веке". Да, синодальный период, увы... Но политический сыск в восемнадцатом веке не объясняет тысячи самоубийств в семнадцатом веке.

"казнили староверов и подводили теоретическое основание под эти казни"

Призыв к самоубийствам - бесспорно не христианство. Теоретическое обоснование казней... Иван Клементьев считает, что казни не отличаются от убийств. Я с ним не согласна. Казнь проповедника изуверства, соблазнившего на самоубийство тысячи людей, разве же убийство? Во всяком случае, я уверена, что ни один священнослужитель моей Церкви не призывал христиан к самоубийствам.


Димитрий Урушев

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #1693098
26.11.05 13:17
Ответ на #1693049 | р. Б. Наталия православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогая Наталия!
Вы знаете, меня как-то не очень смущает проповедь протопопом Аввакумом самосожжений. Не знаю, от чего это. Ну, проповедовал, ну, сжигались. Время было такое…
Почитайте интереснейшую книгу Евгения Анисимова «Дыба и кнут» (М., 1999). Там подробно описано, как расправлялись с теми же староверами. Наверное, людям было легче единожды сжечь себя, чем потом неделями терпеть пытки и (даже покаявшись и причастившись по новому обряду) быть казненными каким-нибудь зверским образом (например, упомянутым на этом форуме копчением).
И еще, коли Вы удостоили святого Аввакума титула ересиарха, то, полагаю, также признаете ересиархами тех священнослужителей Вашей церкви, что казнили староверов и подводили теоретическое основание под эти казни. Например, архиереев Стефана Яворского или Питирима Нижегородского.


р. Б. Наталия

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #1693049
26.11.05 12:29
Ответ на #1692602 | Димитрий Урушев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогой Димитрий

"Насчет критики Михайловой я ничего не могу сказать."

Я так и поняла.


"Надеюсь, Вы не обидитесь, если я, сославшись на недосуг, не стану разбирать ее сочинения?"

Конечно, нет. Поискала по старообрядческим сайтам и искренне поразилась количеству проделанной Вами работы: от статей до переводов древнерусских текстов.


"Никон и царь не антихрист, а лишь его «шиши»"

Да, Никон "любимый антихристов предтеча". А о "шишах антихристовых" Аввакум написал в своем послании царю Федору Алексеевичу, после чего и был казнен за великие на царский дом хулы.

И уверена, что даже наступление царства Антихристова не оправдает проповедь самоубийств.


"Он же был апологетом самосожжений."

И Аввакум был апологетом самосожжений, как Вы уже признали.

http://xx.lipetsk.ru/xx_21_01_16.shtml
Аввакум хорошо знал и всячески побуждал старообрядцев к самосожжению. В "Послании к некоему Сергию" он писал:

"Наипаче же в нынешнее время в нашей России сами в огонь идут от скорби великия, ревнуя по благочестии, яко и древле апостоли: не жалеют себя, но Христа ради и Богородицы в смерть идут". В этом же послании Аввакум рассказывал об одном из таких массовых самосожжений: "Брате, брате, дорогое дело, что в огонь посадят: помнишь ли в Нижегородских пределах, где я родяся живал, тысячи з две и сами миленькие от лукавых тех духов забежали в огонь: разумно оне зделали, тепло себе обрели, сим искушением тамошняго искуса утекли". Протопоп советовал Сергию: "Что ты задумался? Не задумывайся, не размышляй много, пойди в огонь, - Бог благословит. Добро те зделали, кои в огонь забежали... Вечная им память".

Только в 1675-1695 годы было зарегистрировано 37 "гарей" (то есть самосожжений), во время которых погибли не менее 20000 человек.

Таким образом Аввакум стал первым и чуть ли не единственным проповедником массовых суицидов в мировых религиозных учениях. И посему, воздавая ему должное, как блестящему проповеднику, оратору и писателю, мы находим закономерным, что он в итоге разделил участь
всех ересиархов.


Именно в ответ на проповедь самоубийств последовали казни проповедников.


Димитрий Урушев

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #1692602
25.11.05 23:14
Ответ на #1692324 | р. Б. Наталия православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогая Наталия!
Насчет критики Михайловой я ничего не могу сказать. Ее сочинения находятся за гранью науки и принадлежит целиком фантастике. Поэтому, думаю, критиковать ее также бесполезно, как критиковать какой-нибудь фантастический роман. Надеюсь, Вы не обидитесь, если я, сославшись на недосуг, не стану разбирать ее сочинения?
Что касается проповеди о наступлении царства антихриста, то Вы знаете (уж коли Вы знаете Вавилу), что Аввакум как раз говорил о том, что это царство еще не настало. Никон и царь не антихрист, а лишь его «шиши» (лазутчики, шпионы). О том, что антихрист воцарился в мире, учил, например, иеродиакон Соловецкого монастыря Игнатий. Он же был апологетом самосожжений.
Но Игнатий – это история беспоповского Поморского согласия. Когда-то он был в великой чести у поморцев. Поэтому пусть они Вам расскажут о сем муже.


р. Б. Наталия

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #1692324
25.11.05 20:31
Ответ на #1692249 | Димитрий Урушев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогой Димитрий

"Дружинин и Кутузов – не староверы".

Благодарю Вас.


"Думаю, что и на этом форуме труды Михайловой не раз критиковали".

Поискала.
http://www.kuraev.ru/forum/search.php?tlabel=1&tsubj=1&tmess=1&q=Михайлова&userid=&days=&p=0

Очень неконкретно.
http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=9455&fullview=1&order=


"Поэтому понимать слова Аввакума мы должны в контексте той эпохи."
"высказывания, которые противоречат православному учению"

Скорее согласна со вторым.


"Многим из них казалось, что на Руси воцарился антихрист".

Увы, и кто их учил этому?..


"И это их убеждение подтверждалось людоедской политикой властей, предававших лютым казням старообрядцев".

По-моему, казни некоторых проповедников, таких как Вавила, как раз и стали реакцией на проповедь самоубийств.


Димитрий Урушев

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #1692249
25.11.05 19:52
Ответ на #1692166 | р. Б. Наталия православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Дорогая Наталия!
Мы с Татьяной и не ссорились… У нас был вполне содержательный методологический спор.
Что касается критики Михайловой, то укажу Вам на статью Егора Дружинина «Старообрядчеству объявлена война?» в журнале «Церковь» (вып. 3 за 2000 г.). На эту же тему писали Александр Панкратов в нижегородской газете «Старообрядец» (не помню какой номер за тот же год) и Борис Кутузов (его статью видел только электронном варианте). Дружинин и Кутузов – не староверы.
Было и еще что-то, но что, не помню. Кажется, была статья в газете «Костромской старообрядец». И, думаю, не счесть критических заметок о сочинениях Михайловой, оставленных на разных форумах и сайтах в И-нете. Думаю, что и на этом форуме труды Михайловой не раз критиковали.
Благодарю, что указали на цитату из Аввакума. Это уже разговор.
Мой ответ будет двояким. С одной стороны Старообрядческая Церковь еще на рубеже 17-18 столетий определила свое отношение к сочинениям сего святого мужа. Признавая величие его мученического подвига, Церковь не признает некоторые его высказывания, которые противоречат православному учению. Полагаю, Вы знаете, что Церковь и в древности так относилась к писаниям некоторых святых, отклонявшихся от общепринятого богословия.
С другой стороны мы должны понимать, в каких условиях жили те христиане, которые шли за веру в огонь. Многим из них казалось, что на Руси воцарился антихрист. И это их убеждение подтверждалось людоедской политикой властей, предававших лютым казням старообрядцев. Какая разница, могли рассуждать те страдальцы, что нас власти казнят огнем, что мы сами сожжем себя.
Поэтому понимать слова Аввакума мы должны в контексте той эпохи. Уже через сто лет, при Екатерине Великой эти слова звучали анахронизмом.
Вот таково мое мнение.


р. Б. Наталия

православный христианин

Тема: #49396
Сообщение: #1692166
25.11.05 19:19
Ответ на #1689954 | Димитрий Урушев православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

"Они появились достаточно давно и уже были в пух и прах разгромлены исторической критикой, причем не только старообрядческой".

Дорогой Димитрий, простите моё невежество. Данная конкретная статья, как видно из списка литературы, была написана в 2000 году и опубликована в православном журнале "Благодатный огонь", приложении авторитетного журнала "Москва". "Благодатный огонь" редактируется уважаемыми священниками, например, о. Даниилом (Сысоевым). Если с тех пор кто-то из нестарообрядческих историков написал разгромную критику на эту статью, то приведите, пожалуйста, конкретную ссылку. Вы же сами возражаете против голословия.


"Многие совопросники века сего указывают на Аввакума, как на проповедника гарей, но как-то без конкретных ссылок. Получается, как у Татьяны, голословные обвинения."

Я рада, что Вы уже помирились с Татьяной. И, как я поняла, она совершенно справедливо напомнила о том, что старообрядчество привело к массовым самосожжениям, чего никто не может отрицать.


"А Вы цитату с указанием на источник дайте! И буде совсем другой коленкор :)"


Например, Аввакум "О внешней мудрости"

http://philologos.narod.ru/texts/avvak_vnmudr.htm
знаю все ваше злохитрство, собаки, ....., митрополиты, архиепископы, никонияна, воры, прелагатаи, другия немцы руския. Святых образы изменили и вся церковныя уставы и поступки: да еще бо християном милым не горко было! Он, мой бедной, мается шесть-ту дней на трудах, а в день воскресной прибежит во церковь помолити Бога и труды своя освятити: ано и послушать нечево—полатыне поют, плясавицы скоморошьи! Да еще бы в огонь християнин не шол! Сгорят-су все о Христе Исусе, а вас, собак, не послушают. Да и надобно так правоверным всем: то наша и вечная похвала, что за Христа своего и святых отец предания сгореть, да и в будущем вечно живи будем, о Христе Исусе, Господе нашем, Емуже слава ныне, и присно, и во веки веком, аминь.


Христианин ли такое писал?


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | >>

Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Будущее 383

Заявление лжепророка о приходе лжемессии!

27 января 2022 в 22:19Андрей Рыбак
Папа Римский Франциск (правая рука в сатанинском жесте) Заявление лжепророка о приходе лжемессии! читать далее »

Высказывания 535

Преподобный Никита Стифат. Сотница естественных психологических глав об очищении ума

27 января 2022 в 15:57Андрей Бузик
преподобный Никита Стифат 1. Начало любви к Богу – презрение вещей видимых и человеческих; средина – очищение сердца и ума, от коего мысленное умных очей открытие и познание сокровенного в нас ... читать далее »

Выживание. 297

Отражение неба. Фильм о жизни православных монахов-отшельников

26 января 2022 в 23:50Андрей Рыбак
Отражение неба. Фильм о жизни православных монахов-отшельников Отражение неба Фильм повествует о жизни Православных монахов-отшельников в отдаленном горном районе Тувы. Я показал то, что видел ... читать далее »

Разное 1186

Мария Шукшина обратилась к народу России. Принят Закон о нашей цифризации. Мы не цифра.

25 января 2022 в 17:05Андрей Рыбак
Мария Шукшина Мария Шукшина обратилась к народу России. Принят Закон о нашей цифризации. Мы не цифра. читать далее »

Катастрофы 286

Схиархимандрит Иоанникий передал что в этом году всё начнётся.

25 января 2022 в 13:17Андрей Рыбак
Схиархимандрит Иоанникий (Чихачево) Схиархимандрит Иоанникий передал что в этом году всё начнётся! Иеродиакон Киприан (Павел Косолапов). читать далее »

Духовное 983

Святых преподобных отцов Варсануфия и Иоанна подвижнические наставления

24 января 2022 в 15:38Андрей Бузик
преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк (Выбирается подряд все, относящееся к подвигам и борьбе со страстями) 1. Настрой себя благодарить Бога за все, слыша слово Апостола: «о всем благодарите» ... читать далее »

SOS! 506

Генетические опыты и цифровое рабство

23 января 2022 в 20:42Андрей Рыбак
Генетические опыты и цифровое рабство Генетические опыты и цифровое рабство читать далее »

Поиск Святой Руси 329

Не бывает Ума без Любви, также как и Любви без Ума.

23 января 2022 в 11:46Андрей Рыбак
Красиво Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Праздником свтт. Григория Нисского и Феофана Затворника Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, ... читать далее »

Патерик 245

Святитель Амвросий Медиоланский. О тайнах.

21 января 2022 в 16:55Андрей Бузик
Святитель Амвросий епископ Медиоланский. De Mysteriis 1. Каждый день мы проводили нравоучительные беседы, читая о жизни патриархов или наставления из книги Притчей, дабы вы, этим наученные и ... читать далее »

Чудо 310

Голубь садится на икону на Праздник Богоявления

21 января 2022 в 02:02Андрей Рыбак
голуби Божьи Голубь садится на икону на Праздник Богоявления читать далее »

Сноуборд

Две победы Надыршиной накануне Пекина

Одна из сильнейших сноубордисток мира в параллельных дисциплинах София Надыршина отправляется на Олимпийские игры в Пекине в отличном настроении: на чемпионате России, который проходил на горнолыжном ... читать далее »

Каякинг

Сергей Папуш подвёл итоги 2021 года

Президент Федерации гребного слалома России Сергей Папуш рассказал в интервью пресс-службе ФГСР о главном в минувшем сезоне и предстоящих планах на 2022 год. читать далее »

Песни 80

«Тайга - Медведица» (Песня об Агафье)

27 января 2022 в 20:40Андрей Рыбак
Агафья Лыкова «Тайга - Медведица» (Песня об Агафье) 2021 Клип снят прошлой зимой командой ТВ МИРЭА, музыка, слова и монтаж — Дмитрий Разворотнев, вокал — Яна Комова. читать далее »

Календарь 3080

28 января. Преподобного Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Преподобномученика Пансофия Александрийского. Святителя Герасима, патриарха Александрийского.

27 января 2022 в 15:24Андрей Бузик
15 января по старому стилю / 28 января по новому стилю пятница Седмица 32-я по Пятидесятнице. Глас 6. День постный. Разрешается рыба. Прпп. Павла Фивейского (341) и Иоанна Кущника (V). Прмч. ... читать далее »

Предание 291

Блаженного Аввы Зосимы собеседования.

26 января 2022 в 16:09Андрей Бузик
Преподобный Зоси́ма Палестинский, отшельник 1. Положив крестное знамение на уста, блаженный Зосима начал говорить так: Бог-Слово, воплотившись, великую даровал благодать уверовавшим и верующим в ... читать далее »

Писание 87

Священномученик Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь

25 января 2022 в 16:00Андрей Бузик
Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский У Церкви нет скрижалей, на которых были бы начертаны письмена Божественным перстом. Церковь имеет Священное Писание, но Тот, Кто создал ... читать далее »

Путешествия 299

Казыр во всей его дикой красоте

25 января 2022 в 12:39Андрей Рыбак
Казыр Фильм С. Герасимова "Казырные места" Казыр в переводе с тюркского означает — сердитая, злая река. Увидеть Казыр во всей его дикой красоте можно только в верховьях реки, где находятся ... читать далее »

Афон 200

Святая гора. Афон. Афонский старец Филофей, игумен монастыря Каракаллу о "модной болезни"

23 января 2022 в 23:00Андрей Рыбак
Каракал. Афон Святая гора. Афон. Афонский старец Филофей, игумен монастыря Каракаллу о "модной болезни", методах ее "лечения" и цели ее появления. Последние времена. Откровение святого апостола ... читать далее »

Жития 320

Житие Преподобного Михаила Клопского, Новгородского, Христа ради юродивого

23 января 2022 в 16:03Андрей Бузик
Преподобный Михаил Клопский, Новгородский чудотворец Житие Преподобного Михаила Клопского, Новгородского, Христа ради юродивого Происходил из боярского рода, был родственником великого князя Димитрия ... читать далее »

Кино 85

Праздники детства (1981) По мотивам автобиографических рассказов Василия Шукшина.

22 января 2022 в 22:28Андрей Рыбак
Праздники детства (1981) Праздники детства (1981) Киностудия Горького По мотивам автобиографических рассказов Василия Шукшина. Фильм рассказывает о детстве мальчика из далекого алтайского села, о ... читать далее »

Документы 227

Экспериментальные мРНК-вакцины разрушают иммунную систему

21 января 2022 в 15:05Александр В.А.
Появляется все больше информации о том, что привитые продолжают болеть и умирать от COVID-19. В официальном аккаунте российского препарата «Спутник V» в Twitter опубликованы сравнительные данные о ... читать далее »

Народное творчество 50

Крещенское окунание в прорубях Читы. Буряты православные, дай Бог здравия!

21 января 2022 в 00:36Андрей Рыбак
Крещенское окунание в прорубях Читы. Буряты православные, дай Бог здравия! Крещенское окунание в проруби в Чите. Буряты православные, дай Бог здравия! читать далее »

Сноуборд

Всё что нужно знать о Natural Selection 2022

Самый зрелищный фрирайд-ивент года набирает обороты. 25 января на склоне снежного и солнечного Джексон Хоула прошел первый день первого этапа тура Natural Selection, который собрал 24 великолепно ... читать далее »

Горные лыжи

В Красноярске завершились соревнования "Сибирские бобрята"

В минувший четверг, 27 января, в Красноярске, на трассах фанпарка "Бобровый лог" завершились Всероссийские детско-юношеские соревнования "Сибирские бобрята" проходившие здесь в течение трех дней. Ниже ... читать далее »

Здоровье 435

Лекарственные деревья леса.

27 января 2022 в 16:23Андрей Бузик
Деревья вырабатывают кислород, поглощая углекислый газ, защищают от пыли, дают прохладу, материалы для строительства, съедобные плоды, в конце концов, – этот список можно продолжать бесконечно. Не ... читать далее »

Мир 341

Искажение истины служителями демонов (Георгий Тзанакис).

27 января 2022 в 00:44С. Александра
Мытарства. Роспись Рильского монастыря в Болгарии Искажение истины служителями демонов (Георгий Тзанакис). Мытарство 2-е, лжи. Сейчас уже не такие времена, как прежде, но, похоже, что лукавство и ... читать далее »

Стихи 1159

Сперва пускай...

26 января 2022 в 10:14Владимир Лучит
*** Сперва пускай любви восторг пред ликом Жизни бесконечной как истоком и вместилищем всего тебя захватит в свою власть. – Ведь, не питая чувства к целому, едва ль по-настоящему возможно ... читать далее »

Святые 325

«Сокровище русское, неоскудное и неокрадное».

25 января 2022 в 15:46Андрей Бузик
Преподобный Иринарх благословляет князя Пожарского Монастыри – это сокровище русской жизни… Мы ценим монастыри ради тех жемчужин, которые появляются и сияют в их стенах. Князь Сергей Николаевич ... читать далее »

Лица 466

Что делать когда наши планы рушатся?

24 января 2022 в 21:08Андрей Рыбак
Игумен Никон (Лазару) . Что делать когда наши планы рушатся? Голос Афона. Порою в жизни наступают моменты, когда мы пытаемся что-то делать и у нас не получается. Один может опустить руки, другой – ... читать далее »

Проповедь 70

Мир сошел с ума. Проповедь Митрополита Лонгина Жара

23 января 2022 в 22:00Андрей Рыбак
Архимандрит Лонгин (Жар): Батюшка, усыновивший... 253 малыша Мир сошел с ума. Проповедь Митрополита Лонгина Жара читать далее »

Видео 426

Короткометражный художественный фильм "Утопия".

23 января 2022 в 12:53Андрей Рыбак
В туалет без QR-кода нельзя! Короткометражный художественный фильм "Утопия". читать далее »

Память 345

Сегодня утром на Афоне умер старчик о. Гервасий. 101 год.

21 января 2022 в 19:15Андрей Рыбак
Сегодня утром на Афоне умер старчик о. Гервасий. 101 год. Сегодня утром на Афоне умер старчик о. Гервасий. 101 год ему исполнился... Последние три с половиной года жили в затворе. Монастырь ... читать далее »

Общий 1342

УКРАИНА: Заражают ПЦР-тестом (свидетельства православных женщин и д-ра Рамина Иманова)

21 января 2022 в 13:24Александр В.А.
О заражении ПЦР-тестом рассказала женщина с Украины. В ее организации работают около 20 человек. Один из них заболел коронавирусом, и сотрудников после этого стали тестировать с помощью ПЦР-теста – ... читать далее »

Притчи 288

Как стремительно тучи бегут! (Вдохновение Симеона Афонского)

20 января 2022 в 20:47Андрей Рыбак
Облака Как стремительно тучи бегут! (Вдохновение Симеона Афонского) А мы с вами опять отправляемся в Сказку, к чистым сердцем и целомудренным людям, которые не земле живут по законам Царства ... читать далее »

Альпинизм

Еще 10 дней непогода не пустит альпинистов на Манаслу

Уже две недели, как команда Алекса Тикона и Симоне Море покинула базовый лагерь горы Манаслу и спустилась в ближайшую деревню Самагаон. Они ждут, когда условия на склонах гималайского восьмитысячника ... читать далее »

Велоспорт

Восходящая звезда Киран Райли первым в мире совершил triple flair на BMX

Если ты хотя бы немного интересуешься экстремальными видами спорта, скорее всего, ты уже слышал о Киране Райли. Британский BMX-ер Киран Райли "заехал" в книгу рекордов, добавив полуоборот к и так ... читать далее »

© 1999-2022 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru