Кристина Леонидовна
 католик
Тема: #49249
Сообщение: #2108561 04.06.06 18:33
|
Здравствуйте, Галина Ивановна!
Когда в сообщении от 27.01.06 я рассказывала об иконе Вашей прабабушки, то и не предполагала, что у этого рассказа будет продолжение, тем более, что ничего больше не искала.
Я просто замерла, неожиданно увидев знакомый образ и текст к нему на немецком языке.
И вот в таком замершем состоянии я перевела взгляд с образа на текст и стала его читать.
То, что я узнала из текста, представилось мне в первый момент началом истории, изложенной в прошлом моем сообщении. Но я стала искать в интернете на немецком исчерпывающую информацию, чтобы все проверить, сразу подумала об исторических событиях, которые, конечно, «поспособствовали» тому, что образ этот через много лет оказался у Вашей прабабушки, а потом еще раз внимательно перечитала ту часть прежнего моего сообщения, которую перенесла с сайта nesusvet.narod.ru. Тогда мне стало понятно, что помещенное на упомянутом сайте сообщение несостоятельно, его просто нельзя рассматривать всерьез.
Так вот, Галина Ивановна, Ваша православная прабабушка оставила потомкам икону с интересной историей: хотя образ этот стал и католическим, православным, но написан он
:) протестантом, членом евангелической церкви.
Мало того, его автор – известнейший немецкий художник Лукас Кранах Старший.
Образ этот был написан им в 1537 году и называется Мария Помощница.
Художник, между прочим, был другом Мартина Лютера, сочувствовал его взглядам. При этом писал
картины, в том числе религиозного содержания, по заказам как сторонников, так и противников Реформации.
Написал он этот образ как народный. По-немецки так и говорится: «… без венца, звезд и облаков»
и «он писал святых как людей из повседневной жизни…».
Образ находился в Дрездене во дворце курфюрста Иоганна Георга I, когда в 1620 году туда нанес
визит эрцгерцог Леопольд V. Он получил от курфюрста этот образ в подарок. А надо сказать,
что эрцгерцог возглавлял епископство Пассау, куда и привез образ! (При этом уточняется, что эрцгерцог не занимал церковных должностей, под его началом решались финансовые и земельные вопросы).
Надеюсь, Вы не забыли, что образ назвали в России Пасовским, т.к. он был привезен сюда из немецкого города Пассау?
В 1619 году, через год после начала Тридцатилетней войны, Леопольд V стал наместником Тироля, а с 1623 года стал правителем этой земли. Он перевез образ во дворец Инсбрука. Кстати, если посмотреть на карту, то можно увидеть, что немецкий город Пассау находится на границе с Австрией.
Инсбрук - столица Тироля, где образ очень почитался: многочисленные списки можно было видеть в домах жителей города. В немецком тексте говорится: «Икона копировалась в Инсбруке и во всем Тироле бесчисленное количество раз».
В продолжении войны его часто вешали в приходской церкви, и жители возносили перед
ним усиленные молитвы. В 1650 году, после завершения войны, сын Леопольда V окончательно
передал образ в эту церковь.
Жители Инсбрука перед образом молитвенно просили Божью Мать о заступничестве и защите во время этой долгой войны. В 1647 году тирольцы дали обет построить церковь, если будут пощажены во время войны. Такая церковь была потом построена и названа церковью Марии Помощницы. В эту церковь был помещен, тем не менее, один из списков.
Возникает вопрос: а как же тогда греческое происхождение образа? Автор материала по ссылке
nesusvet.narod.ru/ico/books/shulika.htm#h3_3, а этот текст я скопировала в прошлое мое
сообщение, старательно пытался обосновать греческое происхождение образа и отвергал возможность его западного происхождения, а это входит в противоречие с конкретными фактами, которые я здесь привела.
Давайте еще раз вместе прочтем этот текст. На этот раз даю его в ужатом варианте (остальное для выяснения истины несущественно) и со своими комментариями:
Даже при поверхностном осмотре сразу бросается в глаза необычность иконографии…
Икона, именуемая "Пасовская", не упоминается ни в наиболее полном справочнике Богородичных икон Поселянина [9], ни в книге С. Снессоревой [10], ни в прочих подобных изданиях [3]. {Т.Е. НИ В КАКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ИСТОЧНИКАХ НЕ УПОМИНАЕТСЯ}.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЗАТО В НИХ ВСТРЕЧАЕТСЯ НАЗВАНИЕ "Цареградская" икона.
«А ВОТ ЭТО УЖЕ ДОВОД», - хотела бы я заметить, но пока не могу. Вначале нужно представить о каких иконах идет речь. ИТАК:
Точнее, в них содержится упоминание о двух особо почитаемых иконах и трёх местночтимых; первая, особо почитаемая икона Божией Матери "Цареградская, по преданию написана Св. Евангелистом Лукой, затем была явлена 25 апреля 1071 года [3, 9, 10].
Вторая - "Цареградская" икона, датируемая ТАКЖЕ (выделено мной) 1071 г… Относится к иконографическому типу Одигитрия [3, 9, 10].
ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ИКОНОПИСНОМ ОБРАЗЕ. «Датируемая
ТАКЖЕ» - эти слова, как можно понять, указывают не на дату написания образа, а на дату
его явления.
Из трех местночтимых - первая относится к иконографическому типу Панагия Декса, находится в Москве. Вторая находится в Спасо-Елезаровском монастыре Псковской Епархии, третья в селе Нижегорове Ярославской губернии [9, 10].
НО: Панагия Декса – Одигитрия. ИКОНА из Спасо-ЕлеАЗаровского монастыря тоже совсем другая: Младенец сидит на левой руке Богоматери, правой Она его придерживает ладонью, т.е. держит сидящего Младенца двумя руками. В левой руке Младенец, к тому же, держит голубя, из-за чего икона напоминает Коневскую (мне еще надо время, чтобы разобраться: может, это она и есть, но так называется в этом монастыре).
Про 3-ю надо бы поискать, но времени у меня очень мало. И раз автор в нижеследующем предложении сам уверенно сообщает «ни один из этих типов не имеет ничего общего с "Пасовской-Цареградской", то поверим ему. Ведь в других местах он пытается что-то обосновывать, не имея даже никаких фактов, а здесь даже не пытается. Значит, образ действительно совсем иной.
Читаем дальше:
Судя по представленным описаниям, ни один из этих типов не имеет ничего общего с "Пасовской-Цареградской" иконой. МОЖНО ЛИШЬ ПРЕДПОЛОЖИТЬ (эти слова я не могла не выделить) греческое происхождение иконографии.
При анализе иконографии в глаза бросаются некоторые особенные детали. Одна из них - Богородица, изображена с непокрытой головой. ЭТА ЧЕРТА НЕХАРАКТЕРНА ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОПИСИ (выделено мной), соответственно встречается крайне редко. ….Впрочем, еще в живописи катакомб I и II cт. Богородица пишется двояко, и с покрытою и с непокрытою
головою, как, например, в катакомбах Прискилы. Непокрытую голову Богородицы можно
объяснить желанием показать Приснодевство [2]. Пожалуй, самые известные иконы, где
Богородица простоволоса - Московский образ "Взыскание Погибших" [10], известный с XVII ст., образ Богородицы Ахтырский. Но кроме этого сходства НИЧЕГО (выделено мной) сходного между "Пасовской" иконой и этими иконами нет.
ОТ СЕБЯ ДОБАВЛЮ, ЧТО КОГДА ИКОНА ПРАВОСЛАВНАЯ и известна с какого-нибудь ПОЗДНЕГО ВЕКА, А БОГОМАТЕРЬ С НЕПОКРЫТОЙ ГОЛОВОЙ, ТО ЭТО ЗАПАДНОЕ ЗАИМСТВОВАНИЕ, ВЛИЯНИЕ. КАТАКОМБНЫЕ ОБРАЗЫ НИ ПРИ ЧЕМ. ПО-МОЕМУ ЭТО ОБЪЯСНЕНИЕ ПРОСТО ПРИТЯНУТО, Т.К. ДРУГОГО ДАТЬ НЕ СМОГЛИ. ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ, АХТЫРСКАЯ - образы, известные с 18 века, – и КАТАКОМБНЫЕ ОБРАЗЫ? Нет, НЕУБЕДИТЕЛЬНО.
Вторая же особенность - положение Младенца, который как бы карабкается вверх, прижимаясь к щеке Богородицы, В РУССКОЙ ИКОНОГРАФИИ АНАЛОГОВ НЕ ИМЕЕТ (выделено мной).
В летописи села Уланок упоминается, что село основано в XVII ст. украинскими казаками.
Там также говорится: "Как потомки Малороссийских казаков, искони отличавшихся глубокой преданности вере и церкви, и теперешние прихожане сохранили ту же преданность вере. НИ В ЛЕТОПИСИ, НИ В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ НЕ СОХРАНИЛОСЬ НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ НЕ ТОЛЬКО КАКОГО-ЛИБО ОТПАДЕНИЯ ЦЕРКВИ В СЕКТАНСТВО ИЛИ РАСКОЛ … ИСХОДЯ ИЗ ЭТИХ СТРОК НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ЖИТЕЛИ, ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ТАКИМ БЛАГОЧЕСТИЕМ (!), ИМЕЛИ ПРОЧНЫЕ СВЯЗИ С АФОНСКИМИ ОБИТЕЛЯМИ. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОМУ – ТРУДАМИ АФОНСКИХ ИНОКОВ… БЫЛИ ПРИСЛАНЫ КИПАРИСОВЫЕ ДОСКИ
Таким образом, учитывая неоспоримость связей с. Уланок с Грецией, пребывание здесь столь редкого образа НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ СТОЛЬ УЖ НЕВЕРОЯТНЫМ…. (оборот НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ СТОЛЬ УЖ НЕВЕРОЯТНЫМ и опять отсутствие фактов).
Это село сейчас в Курской области России, оно явл. частью Слободской Украины.
Слобожа́нщина или Слободская Украина — начиная с XVII века исторический регион на юге Московии и Российской Империи, находящийся сегодня преимущественно на территории Украины . Он охватывает Харьковскую, части Сумской, Донецкой и Луганской областей Украины, а также небольшие части Белгородской, Курской и Воронежской областей России. Слобожанщину заселяли казаки — бывшие украинские крестьяне, бежавшие от польского феодального гнёта, а также русские крестьяне и горожане. Поселенцы материально поддерживались Москвой, которая была заинтересована в укреплении своих южных рубежей и безопасности от набегов крымских татар. Название области пошло от вольных казацких поселений — слобод, название которых, в свою очередь, происходило от слова свобода. (Это из Википедии).
Получается, что бежали от поляков, а образ западного происхождения?! Ни за что!
НА САМОМ ДЕЛЕ ОЧ. ЯСНО, ЧТО слова «НЕ СОХРАНИЛОСЬ НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ НЕ ТОЛЬКО КАКОГО-ЛИБО ОТПАДЕНИЯ ЦЕРКВИ В СЕКТАНСТВО ИЛИ РАСКОЛ… ИСХОДЯ ИЗ ЭТИХ СТРОК НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ЖИТЕЛИ, ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ТАКИМ БЛАГОЧЕСТИЕМ…» должны были стать твердым обоснованием того, что НИ ЗА ЧТО, НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ этот образ не может быть неправославным. Как же, казаки бежали от поляков, кроме того, казаки боролись с униатами, раскольниками по их убеждению, соединившимися с западной церковью а образ у них вдруг может оказаться западного происхождения?! Никогда!
Вот это «Никогда!» и пытается обосновать автор.
Но читаем далее:
Итак, о греческом происхождении иконы говорит:
1. Название "Цареградская".
2. Элементы иконографии, нехарактерные для русской иконы (непокрытая голова Божией Матери). ТАКОЙ ЭЛЕМЕНТ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ ЛАТИНСКОЙ ЖИВОПИСИ…. НО встречается и в греческой иконописи под влиянием итальянского искусства (ДАЖЕ ЕСЛИ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ И ВСТРЕЧАЮТСЯ ВООБЩЕ, ЗДЕСЬ-ТО РЕЧЬ ИДЕТ О КОНКРЕТНОМ ОБРАЗЕ. ОПЯТЬ НИКАКИХ ФАКТОВ, А ВЕДЬ ЭЛЕМЕНТЫ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗА, НЕХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ РУССКОЙ ИКОНОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ, СОВСЕМ ДАЖЕ НЕОБЯЗАТЕЛЬНО ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ
КОНКРЕТНОГО ОБРАЗА ГРЕЧЕСКОЙ ИЛИ КАКОЙ-ЛИБО ДРУГОЙ ТРАДИЦИИ)
Особый интерес представляют собой аналоги интересующей нас иконографии. В частности три аналога, обнаруженных нами в результате продолжительных поисков. Первый аналог приводит Н.П. Кондаков [4]. ЭТОТ АНАЛОГ ВО МНОГОМ ОТЛИЧЕН ОТ НАШЕГО (выделено мной), но все же он позволяет прояснить некоторые интересующие нас моменты. Он относится к XVI в. и находится в греческой церкви г. Мессины. Кондаков ПРЕДПОЛАГАЕТ (ПРЕДПОЛАГАЕТ !) его афонское происхождение. Эта икона представляет собой как бы зеркально перевернутое изображение Пасовской иконы. Подобно положение ножек Богомладенца. ОТЛИЧНО ЖЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕВОЙ РУКИ МЛАДЕНЦА (В НЕЙ СВИТОК), голова Богородицы покрыта мафорием.
ВООБЩЕ-ТО МАЛЕЙШИЕ ДЕТАЛИ, НАПРИМЕР, ДРУГОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУКИ ИЛИ
НАЛИЧИЕ/ОТСУТСТВИЕ СВИТКА УКАЗЫВАЮТ ОБЫЧНО НА ТО, ЧТО ЭТО ДРУГОЙ ОБРАЗ.
КРОМЕ ТОГО, НУЖНО БЫ ЕЩЕ ИЗУЧИТЬ ИСТОРИЮ ОБРАЗА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ЭТОМ
ГРЕЧЕСКОМ ГОРОДЕ – ВДРУГ ОН САМ ЗАИМСТВОВАН, И СОВСЕМ НЕ ТАМ :), ГДЕ АВТОРУ БЫ
ЭТОГО ХОТЕЛОСЬ.. А тут еще предшествующие слова «ЭТОТ АНАЛОГ ВО МНОГОМ ОТЛИЧЕН
ОТ НАШЕГО».
Еще более интересен аналог, представляющий собой Румынскую народную икону (стекло, масло). Здесь мы имеем дело с практически идентичной композицией, хотя отличия все равно имеются: голова Богоматери покрыта бело-синим платом (в соответствии с православной традицией), поверх плата, голова Богородицы увенчана короной, такая же корона венчает Богомладенца, Младенец изображен обнаженным, что является заимствованием из латинской традиции.
А ВОТ ЭТО ЗАПОМНИМ: ОБНАЖЕННЫЙ МЛАДЕНЕЦ КАК НА ОБРАЗЕ МАРИЯ ПОМОЩНИЦА и
то, что икона РУМЫНСКАЯ! ГЕОГРАФИЯ ПОМОГЛА ПОНЯТЬ И СОПОСТАВИТЬ ОБРАЗЫ В
ПРОШЛЫЙ РАЗ: ВСПОМНИТЕ СЛОВАКИЮ, СЛОВЕНИЮ, ОБРАЗ В США, В НАЗВАНИИ
КОТОРОГО СЛОВЕНСКИЙ ТОПОНИМ.
Но читаем дальше:
В РУМЫНИЮ, как в страну византийского круга, ПОПАДАЛИ ГРЕЧЕСКИЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ (ФАКТОВ ПОПАДАНИЯ ИМЕННО ЭТОГО ОБРАЗА НЕТ). На Афоне находились румынские православные монастыри, что, безусловно, играло важную роль в духовной жизни Румынии. Напомним хотя бы тот факт, что в деле возрождения канонической иконописи в Российской империи Румыния сыграла не последнюю роль [12]. Представленный нами аналог ЯВЛЯЕТСЯ РЕДКИМ И ДЛЯ РУМЫНСКОЙ ИКОНОПИСИ (ЗДЕСЬ, КОНЕЧНО, РЕЧЬ ИДЕТ О ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОПИСИ-замечание мое), так что, СКОРЕЕ ВСЕГО (!) , румынский мастер работал с привезённых образцов, ВОЗМОЖНО (!), с греческих. (и опять СКОРЕЕ ВСЕГО и ВОЗМОЖНО, и опять предположение, ни на чем не основанное).
Третьим, и наиболее ценным аналогом (ПОКА ЧТО ЕДИНСТВЕННЫМ АНАЛОГОМ ЯВЛ. РУМЫНСКАЯ ИКОНА-замечание мое) является икона, обнаруженная в частной коллекции. Она полностью идентична по иконографии. Более того, она идентична и по размеру. По характеру письма - это образец украинской иконописи XVIII века, но если учесть вышеприведенный материал, то МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ (ПРЕДПОЛОЖИТЬ-ТО МОЖНО ЧТО УГОДНО, как здесь много раз предполагается, но никак не предположится ) , что здесь не обошлось без греческого первоисточника. К ПРЕВЕЛИКОМУ СОЖАЛЕНИЮ, НА ЭТОЙ ИКОНЕ УТРАЧЕНЫ ВСЕ НАДПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ ВНЕСТИ НЕКОТОРУЮ ЯСНОСТЬ (ЧТО УЖ ТАМ НЕКОТОРУЮ – ХОТЬ КАКУЮ-НИБУДЬ). НО ВСЕ ЖЕ НЕВЕРОЯТНО, ЧТОБЫ НА СЛОБОДСКОЙ УКРАИНЕ … ОКАЗАЛИСЬ БЫ ДВА СТОЛЬ РЕДКИХ ОБРАЗА.
Т.Е., нет никаких фактов, подтверждающих, что и образ, описанный в последнем абзаце, -
греческого происхождения.
Итог прочитанного: факты отсутствуют, название Цареградская в данном случае не дает
связать историю возникновения этого конкретного образа с Грецией. Известные Цареградские –
Одигитрии. Образ нехарактерен для православной иконографии. Единственный аналог – румынская икона, на которой воспроизведен образ Лукаса Кранаха Старшего.
Все это я пыталась осмыслить, чтобы понять: может быть есть ФАКТ того, что имеются и западный и восточный источники образа, или может художник воспроизвел восточный образ?
Но нет, истории Маркони-Попов не случилось.
Поиски в интернете на немецком позволили увидеть как распространен и почитаем этот образ
в Австрии и Германии, сколько церквей названы его именем. И автор, и история образа здесь широко известны.
Т.о., все становится на свои места: Австрия и Германия – вот откуда образ стал распространяться в другие страны: в Словакию, Словению, Румынию, Украину, Россию, США….. Посмотрите на карту Европы: на западе Словакия имеет границу с Австрией, а на востоке с Украиной.
Ведь Вы предположили, что Ваша прабабушка привезла образок из Литвы потому, что такой православный образ не знали. Но очень вероятно, что попал он на Украину совсем другим образом. Только в 1918 году прекратила свое существование Австро-Венгерская империя. А до этого географические названия, упомянутые в тексте, можно легко найти на ее карте, ну, разумеется, кроме России и США :)
В состав империи ведь входили и Галиция, и Буковина.
Галиция – это Западная Украина, а территория Буковины теперь находится в двух странах: часть в Румынии, а часть в Украине - это Черновицкая область. Из истории известно, что обычно в пределах империи отдельные ее части более интенсивно контактируют с другими, чем если бы это были отдельные государства, более интенсивно движение людей, товаров и проч. Не так важно, на самом деле, в какой части Украины Ваша прабабушка жила - для образов вообще нет границ. На Украине все так смешалось. Часто одни и те же образы почитают и православные, и греко-католики, и римо-католики. Кто знает, во скольких еще православных семьях был бы
такой образ, если бы не безбожная власть, уничтожение всего, что связано с верой? Тем более, что здесь и одеяния, и венцы.
Нигде, Галина Ивановна, ни в одном художественном альбоме, ни в одной книге на русском языке, ни на одном русскоязычном сайте, посвященном произведениям Лукаса Кранаха Старшего, этого образа нет. В России он просто неизвестен. И в наших книжных изданиях, и в интернете на русском представлено относительно небольшое количество его работ, и особенно религиозного характера. В «иностранном» Интернете я увидела значительно больше произведений, в том числе Мадонн, и волосы некоторых покрыты таким же прозрачным покрывалом, как у Марии Помощницы. Но этот образ на иностранных художественных сайтах также отсутствует, ведь он не находится в каком-либо музее. Образ удалось увидеть только на религиозных сайтах. Его воспринимают не как художественный образ, а именно как икону.
Что можно сказать в завершении? Конечно, если бы Ваша баба Соня образочек не приклеила…
Так что оставила она Вам дорогое наследство – Марию Помощницу.
Вот, собственно, и все.
Недавно Валентин Константинович открыл тему «ОТКЛИКНИТЕСЬ, сведущие, помогите! Вопрос у меня такой...». Тема небольшая. Думаю, стоит поместить туда Ваш вопрос и два моих ответа. А то в этой гипертеме образ потеряется. Пусть люди смогут узнать откуда пошла икона Пасовская-Цареградская. Сделаю это, когда время будет.
К тому же только что прочла по ссылке http://www.mitropolia-spb.ru/vestnik/y2003/n08/19.shtml прочла «От редакции: Оригинал чудотворной иконы Божией Матери пребывает в г. Пассау (слав. - Пасава) на Дунае, в Баварии, - отсюда название иконы.» А пребывает оригинал совсем не там. Одно здесь хорошо – не ссылаются на греческое происхождение.
Не сомневаюсь, что Бог дарует Вашей семье помощь предстательством Марии Помощницы.
До свидания.
|