Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Иконография. Символика образа. / Четыре апокалипсических существа - только ли символы евангелистов? Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Четыре апокалипсических существа - только ли символы евангелистов?
Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин
Тема: #48785    03.11.05 01:41    Просмотров: 251296 [292]

Сообщений: 242    Оценка: 5.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... | 17 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

Главным источником толкования служит в Новом Завете Откровение Иоанна Богослова, который в своем видении престола Всевышнего на небе узрел странных существ: "...посреди престола и вокруг престола [находятся] четыре животных (τέσσαρα ζφα, quattuor animalia), исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему" (Откр.4:6-7). Эти "четыре животных" оказываются шестикрылыми херувимами, непрестанно поющими Господу хвалу.
В христианской экзегетике существовали различные объяснения этих существ. Одно толкование, которое развивала сирийская школа, а также Григорий Великий (конец VI в.), рассматривало существа как символы самого Христа в различные фазы его жизни: при рождении он человек, при смерти - жертвенный бык, при воскресении - лев, при вознесении - орел.



Романчиков Виктор Сергеевич
Романчиков Виктор Сергеевич

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #3895693
30.10.17 21:51
Ответ на #2296374 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Бог любви ничего не разрушает, кроме замыслов диавола, обращая даже их во благо. Люди сами уничтожат созданный ими мир. А суд не "страшен", потому, что мы уже не понимаем, что он идёт уже более 2-х тысяч лет; в конце же этого мира Христос придёт за Своими, дабы забрать их в жизнь вечную.

Романчиков Виктор Сергеевич
Романчиков Виктор Сергеевич

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #3895692
30.10.17 21:42
Ответ на #1640543 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

А почему Ириний привязал этих четырёх животных четырём евангелистам? В честь чего? А если предположить, что евангелистов было трое, как три свидетеля, согласно Иудейского Закона о полноте свидетельства, что Иоанн и Марк -это одно лицо (Деян.12:12), то тогда расклад о четырёх животных в приложении к евангелистам не уместен.

Виталий Разумеев

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2879080
20.12.07 20:21
Ответ на #2262384 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Название можно перевести примерно так: Поклонение Скинии - Слову Божиему//

Гм... Ну зачем же "примерно", если можно точно: "Радуйся, Скиние Бога и Слова". И, сколько я могу судить", представленное изображение есть фрагмент иконы/фрески "Акафист Богородице". В названии, а также на плащах Моисея и Аарона воспроизведена последняя хайретисма Акафиста:
Χαίρε, σκηνή του Θεού και Λόγου. Χαίρε, αγία αγίων μείζων.
Χαίρε, κιβωτέ χρυσωθείσα τω Πνεύματι. Χαίρε, θησαυρέ της ζωής αδαπάνητε.
Χαίρε, τίμιον διάδημα βασιλέων ευσεβών. Χαίρε, καύχημε σεβάσμιον ιερέων ευλαβών.
Χαίρε, της Εκκλησίας ο ασάλευτος πύργος. Χαίρε, της βασιλείας το απόρθητον τείχος.
Χαίρε, δι’ ής εγείρονται τρόπαια. Χαίρε, δι’ ής εχθροί καταπίπτουσι.
Χαίρε, χρωτός του εμού θεραπεία. Χαίρε, ψυχής της εμής σωτηρία.
Χαίρε, Νύμφη ανύμφευτε.
(http://www.geocities.com/lelefty/cheretismoi.htm)

Словенски же:
Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая.
Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое.
Радуйся, честный венче людей благочестивых; радуйся, честная похвале иереев благоговейных.
Радуйся, Церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено.
Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадают врази.
Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение.
Радуйся, Невесто Неневестная.
(http://molitva-1.narod.ru/akaf_05.htm)

Престол (стол с хлебами предложения и семисвечником) покрывает пелена с медальоном — изображением Богородицы.

Может показаться, что переводчик Акафиста избегает слова "скиния", передавая его словом "селение". Однако, такой перевод возможен, если вспомним, что ἡ σκηνή — это "шатёр", "палатка", "сень", "балдахин" etc., а глагол σκηνόω ("раскидывать шатёр, палатку", "селиться") в обороте "καὶ ἐσκήνωσεν ἐν ἡμῖν" (Ин 1: 14) был передан в значении "селитися" ("и вселися в ны").
Впрочем, оним "скиния", как символ Божией Матери, нередко встречается в православно–христианской гимнографии, см., напр., тропарь, глас 7:
"Свыше пророцы Тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, и престол Царев".


Виталий Разумеев

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2876485
17.12.07 22:48
Ответ на #1648828 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Игорь Петрович,

не намереваясь вступать в дискуссию, я позволю себе реплику по поводу "исчерпанного инцидента". Я понимаю и в целом принимаю Вашу позицию. Как и Вы, я весьма далёк от идеи христианизации астрологии, однако нельзя не помнить о том, что "Моя вселенная и все, что наполняет ее." (Пс 49: 12б; см. тж. Пс 23: 1). В полной мере это относится и к небесным телам и светилам, в свою меру и силу воздающим хвалу Творцу: "На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?" (Иов 38: 6-7).
Безусловно, на растиражированный аргумент апологетов расхожей астрологии "звёзды не предсказывают, а предупреждают" у христианина может быть лишь один ответ: "...а Христос освобождает от зависимости от звёзд". В самом деле, было бы трудно отрицать известную зависимость всего живого от воздействия внеземных природных сил и тел, от ближайшей Луны до Солнца... Вместе с тем нельзя назвать вполне разумным (φρόνιμος) человека, сознательно поработившего себя слепым стихиям, который и шагу не может ступить, не справившись с астрологическим прогнозом.
Это в качестве общего рассуждения по предмету дискуссии.
А в частности, касаясь личности Вашего оппонента, обратите, пожалуйста, Ваше внимание на известное Вам слово Спасителя:
"При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас". (Лк 9: 49-50).

Христос посреде нас!


Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2408006
16.10.06 16:57
Ответ на #2407316 | Кристина Леонидовна католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Плоды страданий Христовых
Средняя Русь. Первая половина XIX века.
из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря
Находилась в местном ряду иконостаса

Плоды страданий Христовых

В основе этого сюжета - западно-европейская иконография, когда каждая деталь изображения иногда буквально поясняет сложные богословские образы. Крест с распятым Христом украшен цветами (в знак победы жизни над смертью), причем в верхних цветах - орудия страданий Христа (копье, губка с уксусом, гвозди). Из правого цветка рука поражает мечом Смерть в виде скелета на коне. Рука, протянувшаяся из левого цветка, награждает венцом пятиглавую церковь в знак торжества Нового Завета. Вверху руки в облаках отпирают двери рая.
Некоторые черты позволяли видеть в иконах "Плоды страданий Христовых" образ Страшного суда. Свое влияние в этом случае оказали иконографическая схема Страшного суда, миниатюры лицевых Апокалипсисов и Синодиков. Заимствования из этих источников изменяли существующие в иконе элементы в эсхатологическом духе.


Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2407316
16.10.06 12:52
Ответ автору темы | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

ПЛОДЫ СТРАДАНИЙ ХРИСТОВЫХ (фрагмент)
конец 18 века
Россия

ПЛОДЫ СТРАДАНИЙ ХРИСТОВЫХ фрагмент конец 18 века Россия

Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2385575
05.10.06 21:25
Ответ на #2242431 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ
1707 г.
Алексей Квашнин

ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ 1707 г. Алексей Квашнин фрагмент 1



ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ 1707 г. Алексей Квашнин

Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2327057
12.09.06 16:10
Ответ на #2325139 | Кристина Леонидовна католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Тема Апокалипсиса, хотя мы ее затронули, и даже несколько с лишком, большая и важная.
О ней нужно говорить отдельно.///

Тема открыта, добро пожаловать :)
Сюжеты Апокалипсиса. "Блажен чтый, и слышащий словеса пророчествия" (Откр.1:3).

Св.Иоанн Богослов на о. Патмос

Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2325139
12.09.06 00:02
Ответ на #2320973 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Напишите пожалуйста, что Вы думаете про то, что я сказала:
-------------------------------------------------------------


Тема Апокалипсиса, хотя мы ее затронули, и даже несколько с лишком, большая и важная.
О ней нужно говорить отдельно.

//Есть оправдание - в названии темы есть слово Апокалипсис :)//

Чем оправдаться - это мы всегда найдем :) Тем, что затронули, оправдались с лихвой.
Что перенести что-то придется? да можно не все. Найдется другое, интересное и важное тоже.
Вы пишете, что есть фрески. Может и не надо вот сразу иконы переносить, а о фресках и начать.

По-моему, дело вообще не в этом.
Если здесь мы не отдельные моменты этой темы смотреть будем, как до сих пор сделали (и остановиться пора), а внутри темы разовьем такую серьезную тему, как Апокалипсис,
то тему тетраморфа придется закрыть. Я вообще-то думала выложить еще образы тетраморфа,
небесных сил, Христа в образе Ангела как посланника Божия... Но смотрите сами, может не надо... Даже если ее оставить, зачем загонять все, что было в этой теме, глубоко. А если "заложим" ее кладкой следующей надстройки, и не доберешься...

И не только в этом дело. Разве не устали Вы от гипертем, где все подряд?. На мой взгляд ТЕТРА -
первая нормальная свободная тема, где была логика, несмотря на разнообразие, где все можно найти.

В доказательство привожу кусок одного оч. давнего сообщения, который просто замечателен.
Нашла его за пару минут:

//Иконопись - это и соединение четырех стихий - земли, воды, огня и воздуха, которые использует иконописец в процессе работы.
Это соединение четырех живых миров - мира птиц (яичный белок, связующее), мира рыб (клей, составная часть левкаса), животных (кисти, коими пишутся иконы) и насекомых - мед, входящий в состав грунтов и тварного золота).
Это соединение четырех "неживых" миров - растительного (доска иконы, льняная паволока, олифа), минерального "мягкого" (глины, мел), "твердого" (измельченные полудрагоценные камни - красители) и металла (сусальное золото).

Это, наконец, символика четырех "слоев" иконы:

● дерево - как крестное древо, ставшее символом спасения, победы над смертью; как древо познания добра и зла, одновременно премудрость и основание всему:
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум … Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее! Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом (Прит.3:13;18-19)

● грунт - левкас, мел или известь как символ света и чистоты: И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; и напиши на сих все слова закона сего (Втор.27:2,3)

● Красочный слой - как земное отображение горнего мира. В.Н. Лосский называл икону "началом созерцания лицом к лицу". В небесной жизни все смогут зреть Бога лицом к лицу, и иконное изображение являет собой начало этого созерцания.

● Слой олифы - последний, оберегающий изображенное - слой масла, елея, придающий особый статус миропомазанному. При посвящении Аарона в священники говорит Господь Моисею: и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его (Исх.29:7).//


Ну, причем тут Апокалипсис... А сама по себе тема Апокалипсиса оч. интересна. Да и понять так много надо...
Да и странно - что так ужиматься? Новые темы так редко открываются.
Разве места мало? Смотрите, что получается: не было такой темы и стали о душах, рае в теме архангела Михаила говорить, потом здесь, еще здесь о других образах Апокалипсиса.
Ведь это потому, что тема нужна была такая, а ее не было.

По-моему, пока этот раздел был в стадии становления, действовали соображения о том,
чтобы открывать ограниченное количество тем из-за опасений, что какая-то тема не будет заполняться. "Матрешечность" пространства тем, как мне видится, не всегда им на пользу.









Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2320973
10.09.06 14:01
Ответ на #2318869 | Кристина Леонидовна католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Теперь вижу, что стоило открывать отдельную тему - по "Страшному Суду", раю и Апокалипсису.. Огромный офф-топ получился, и еще немало можно принести. У меня, например, есть фрески сцен Апокалипсиса, что делать посоветуете? Углубимся или с чистого листа начнем? Есть оправдание - в названии темы есть слово Апокалипсис :)
Икона, которая мною уже выставлялась, но - не помню, где :(

Сюжеты Апокалипсиса
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Апокалипсис. Вл.Суздальский музей-заповедник


Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2318869
09.09.06 01:26
Ответ на #2317895 | Полина Боровская православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//откуда она? Век XVIII - XIX//

Икона "Страшный Cуд" конца 18 века, происходит из Благовещенской церкви в с. Едома
Череповецкого района. Находится в Череповецком художественном музее.
Сотрудники музея считают, что это самая большая икона Страшного Cуда из тех,
что имеются в России. Ее размеры - 208,8 х 172 см!

=====================================================================
//Заодно разобралась, что новгородская же икона из собрания того же Морозова в той же ГТГ, датированная 2-й половиной 16 века - другой образ//



obraz.org


СТРАШНЫЙ СУД
2-я пол. 16 века
Новгород

СТРАШНЫЙ СУД 2-я пол. 16 века Новгород


Полина Боровская
Полина Боровская

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2317895
08.09.06 17:12
Ответ на #2316130 | Кристина Леонидовна католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спасибо, любопытно, что столько разногласий. Для себя я знаю, что ранние новгородские иконы отличаются именно цветом, а что касается новгородских таблелок, так они вообще послужили примером иконописных подлиников... Я хотела отметить, как восприятие Страшного Суда меняется с течением времени. Вот еще одна икона, только без каких-либо сведений (может, кто подскажет, откуда она?) Век XVIII - XIX. Вот где устрашение...

Страшный Суд


Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2316130
08.09.06 02:21
Ответ на #2313720 | Полина Боровская православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Проверила. Середина XV века. Москва, ГТГ. Так что с красками все нормально. Да и книге доже можно довериться: В.М.Алпатов, Древнерусская иконопись,Москва, "Искусство", 1974, отпечатано в Будапеште//

Ой, Полина, будем осторожны насчет достоверности источников :(

Видела, в том числе и в интернете, что эта икона датируется
и серединой 15 века http://lj.rossia.org/users/john_petrov/347861.html?mode=reply - здесь краски как раз такие, как на выложенном образе,
и третьей четвертью 15 века
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=489&top_id=88&mode=img - здесь краски
гуще, но по-моему тоже не похожи на краски древней иконы. (Заодно разобралась, что новгородская же икона из собрания того же Морозова в той же ГТГ, датированная 2-й половиной 16 века - другой образ).

Понимая, что не разберусь, если не прибегну к более достоверному источнику, думала, что раз
икона в ГТГ, то надо бы найти как датируют ее тамошние специалисты. Ведь сейчас - Слава Богу! - можно найти более надежные источники. Подумала, что было бы хорошо, если бы таким источником было издание собственно ГТГ. И мне удалось в такой источник заглянуть, это одна из последних их книг с прекрасными репродукциями (это я и о цвете тоже). Там указано, что это икона 1-ой половины 16 века. Только поэтому уверено и пишу.

Но, кажется, Вы меня не совсем верно поняли, когда написали //Проверила. Середина XV века. Москва, ГТГ. Так что с красками все нормально//

Я не имела ввиду, что для образа 16 века краски "не подходят", а "подошли бы" для 15-го.
Говорила о том, что по моему субъективному мнению этой "раскраски" не может быть у икон
ни 15, ни 16 вв. По моему субъективному восприятию зеленый несколько "ядовит" (Ваш пример с цветами фрагмента удачен в том смысле, что, опять же по моему восприятию, эти-то цвета как раз вызывают ассоциации с красками икон 15 века, а цветовое решение репродукции образа в целом - нет).
А такой красный цвет в репродукциях я называю "красным без нюансов" (Уж извините за такие мои собственные определения :), думаю, однако, что они что-то проясняют). Но когда видишь хорошую, соответствующую репродукцию этой иконы СТРАШНОГО СУДА, меру красного цвета, сразу же вспоминаешь новгородскую же икону Премудрость созда себе дом (ок. 1548 г.). На этих иконах (как и на других древних образах) у красного нет того качества, что называют яркостью. Цвет насыщенный, но несколько приглушен (не в последнюю очередь это создает ощущение торжественности).

Хочу также обратить Ваше внимание на то, что, когда мы опираемся главным образом на источники достаточно давние (это про книгу 1974 г.; кстати, интересно, а что автор книги сам считал неопровержимым источником :)? ), то можем невольно заблуждаться. Иногда специалисты пересматривают представления своих предшественников и датируют иконы другим периодом. В таком случае мы об этом и не узнаем. В отдельных случаях именно этим могут объясняться разночтения в датах, которые можем видеть в разных источниках..
Вообще же не всякую книгу считаю для себя надежным источником. Здесь положение получше,
чем с сайтами. Но тоже ошибок немало. Встречала даже, что в одной книге об иконе написано, что 16 века, а в другой - аж 18-го!
Но не будем о грустном. Случай с этой иконой действительно запутаный.

Ну, вот я все изложила, а Вы сами для себя решайте.


//лучше осознавать себя "убогим", как преп. Серафим//

О, да ведь это для современного человека кажется самое трудное. Осознание этого дается не просто.
Слово "убогий" ведь значит "У Бога".
Но в сознании мирском убожество - это недостоинство, неуспех, неумение, глупость, обреченность. Это рассматривается как отсутствие у человека "настоящих" качеств , что и не позволяет ему пробиться вверх, занять первое место.

Великая святая Католической церкви Тереза Младенца Иисуса, Маленькая Тереза, как мы ее
просто зовем, обычная девушка, ушедшая совсем юной в монастырь вслед за сестрами и умершая
в 24 года от туберкулеза, ничего великого (по мирским понятиям) не совершившая, написавшая только по послушанию незадолго до смерти свои записки, заметила: "Достаточно смириться и кротко переносить собственные несовершенства – вот истинная святость. Возьмемся за руки и побежим занимать последнее место...– никто не придет его оспаривать".

"Достаточно смириться.." Так просто...


С Богом!







Полина Боровская
Полина Боровская

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2313720
07.09.06 11:56
Ответ на #2312382 | Кристина Леонидовна католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Добрый день!

///Про выложенное Вами изображение иконы СТРАШНОГО СУДА я так сказать не могу. И вот почему.
Если мы говорим о том, как воспринимается икона, то должны сначала увидеть репродукцию, цвета которой были бы близки к цветам иконы. Посмотрите, разве такие краски могут быть у иконы 1-ой половины 16 века? (проверьте, это не 15 век).///
Проверила. Середина XV века. Москва, ГТГ. Так что с красками все нормально. Да и книге доже можно довериться: В.М.Алпатов, Древнерусская иконопись,Москва, "Искусство", 1974, отпечатано в Будапеште. Там еще аннотация есть (сразу не заметила): "Русский вариант традиционного иконографического типа изображений. Меньше драматизма, чем в византийских иконах на эту тему, зато больше занимательности рассказа. С фольклорной наивностью представлены монахи в раю с крылышками за плечами, как признаками ангельского чина".
И фрагмент, краски на котором все-таки имеют сходство с новгородскими XV века:

Страшный Суд. Новгород, середина XV в.

/// А вообще, нередко бывает, что, глядя на краски выложенных образов, испытываю сложные чувства ///
В этом с Вами согласна. Особенно не доверяю образам с Котловки, там все иконы подряд "пережарены", а на красные цвета порою смотреть просто невозможно.

///Слово "страшный" с церковнославянского языка переводится как внушающий почтение, благоговение; удивительный, чудный
Мною этот образ воспринимается как торжественный.
Страшный Суд - это торжество Правды, каковой является Бог ///

Да, это верно. Как верно и то, что Христос придет Утешителем для праведных. Только кто себя может назвать праведником? Сама мысль об этом уже соблазн, лучше осознавать себя "убогим", как преп. Серафим.

Спасибо за Сурожского. И за стихотворение. Хорошее.


Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2312382
06.09.06 22:07
Ответ на #2293447 | Полина Боровская православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Полина!

Ваши слова //Праздничная, не правда ли?// - продолжение нашего обмена мнениями об иконе Успения, про которую я написала //Краски иконы таковы, что она действительно воспринимается как праздничная, радостная//.

Про выложенное Вами изображение иконы СТРАШНОГО СУДА я так сказать не могу. И вот почему.
Если мы говорим о том, как воспринимается икона, то должны сначала увидеть репродукцию, цвета которой были бы близки к цветам иконы. Посмотрите, разве такие краски могут быть у иконы 1-ой половины 16 века? (проверьте, это не 15 век).
Хотя то, что изображение большого размера - несомненное преимущество. В своем "архивчике" стараюсь сохранять те изображения икон, цвета которых соответствуют оригинальным
(на этом пути "как много пройдено дорог, как много сделано ошибок"), но если искомое изображение маленького размера, сохраняю также и большеразмерное, хотя по каким-то параметрам и некорректное изображение, т.к. это дает возможность рассмотреть детали иконы. И выложенное Вами изображение в таком случае сохранила, оно у меня есть. А вообще, нередко бывает, что, глядя на краски выложенных образов, испытываю сложные чувства (словно рядом с изображением стоит компьютерный персонаж по фамилии Станиславский и говорит: "Не верю."). Но это отдельная тема.

Если об этой иконе, то выкладываю здесь то изображение, что ближе к оригиналу. Вот теперь могу говорить как воспринимается этот образ.

Слово "страшный" с церковнославянского языка переводится как внушающий почтение, благоговение; удивительный, чудный.

Мною этот образ воспринимается как торжественный.
Страшный Суд – это торжество Правды, каковой является Бог.
В жизни мы видим множество людей, желающих, чтобы их по достоинству оценили.
Многие люди уверены при этом, что заслуживают высокой оценки. Настоящую оценку
человек получает от Бога, который есть Свет. Вот в этом Свете будут видны наши помыслы, наши дела, наша жизнь.



…Открывается дверь в вечность, в обожение, в то, чтобы стать, по слову Писания, причастниками Божественной природы. Открывается же эта дверь, если человек станет человеком, пожалеет, сумеет сострадать, полюбить. А если мы не пройдем этой дверью, то мы, как воры, стараемся пройти через стену в Царство, которое нам все равно останется закрытым. Только если мы осознаем, что стоим перед судом, что стоим перед реальным, грозным, беспощадным судом - потому что судит не Бог, а осуждает нас наша жизнь, наша совесть, правда или неправда наша, - только тогда можем мы опомниться.
Обо многом мы горюем, а одно только страшно - это грех: отпасть от Бога и отпасть от людей, умереть для Бога, умереть для людей. Это единственное страшное. Все остальное пройдет: горе пройдет, страдание пройдет, жизнь на земле пройдет; это останется. И вот если бы нам сознавать остро, с болью, как глубоко врезается жало греха и как оно смертно, смертельно, тогда мы могли бы начать исправляться, начать жить. Но мы это ощущаем только мгновениями, когда вдруг нас как огнем, обдаст, когда мы почувствуем, что нас гложет ужас и страданье, и пустота разверзается.
Современный человек часто легко относится к словам Евангельским о вечном огне, о черве неумирающем. Да разве это не то, что мы уже знаем на опыте, когда вдруг почувствуем грех, и, как огнем, нас прожжет? Или когда из года в год мы познаем наше бессилие его победить, и, как червь, это нас гложет, гложет и мы не умираем? И если мы только могли бы осознать, как страшен грех, как страшно отпадение, как страшна внутренняя смерть, не внешняя, мы могли бы научиться прощать другим, жалеть других. Если мы только могли бы чувствовать, как это страшно, тогда все остальное было бы для нас так второстепенно: что нас обидели, что нас обошли, что нас ранили, что нас забыли, что нас ненавидят - все можно было бы вынести, но перед ужасом своего и чужого греха мы не могли бы устоять. Было бы слишком страшно думать о себе и, познав это на себе, - о другом, о смерти не временной, освобождающей, торжественной, а о той страдной смерти вымирания, которому нет конца. Если бы мы могли понять, что единственное страшное - это грех, и что когда человек нас обидел, унизил, обошел, оскорбил, он себя ранил так страшно, что всей нашей жалости мало, всего нашего сострадания мало, всего ужаса нашей души мало, всей нашей молитвы мало, чтобы испросить ему прощения, исцеления, милости, спасения! Пока мы не познаем своего греха, не поймем, что грех - это убийство и смерть над собой, мы не сумеем никого никогда простить...

Митрополит Антоний Сурожский "О СТРАШНОМ СУДЕ"



Грегор Нарекаци "Книга скорбных песнопений"

Мне ведомо, что близок день суда,
И на суде нас уличат во многом…
Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет суд? – Я поспешу туда!
Я пред Тобой, о, Господи, склонюсь,
И, отрешась от жизни быстротечной,
Не к Вечности ль Твоей я приобщусь,
Хоть эта Вечность будет мукой вечной?




СТРАШНЫЙ СУД
1-я пол. 16 века
Новгород

СТРАШНЫЙ СУД 1-я пол. 16 века Новгород


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... | 17 | >>

Помогите пожалуйста!

Праздники 332

Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

26 марта 2023 в 05:19Андрей Бузик
Лествица. Фрагмент иконы Покаяние – это наше примирение с Богом. Святой Иоанн Лествичник Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать ... читать далее »

Стихи 1344

Кто Богу...

25 марта 2023 в 09:42Владимир Лучит
*** Кто Богу внемлет в своём сердце, тот уже без перевода понимает Его речь… И всё-таки спешащие к Нему на зов на полпути креста не складывают собственного с плеч. *** Будь он богатырём земным или ... читать далее »

Видео 439

Уйти в монастырь. Фильм Алексея Полякова

24 марта 2023 в 09:05Андрей Бузик
Уйти в монастырь. Фильм Алексея Полякова Почти весь XX век Спасо-Каменный монастырь на озере Кубенское лежал в руинах. И, скорее всего, разрушился бы совсем, если бы на нём не появилась Надежда, ... читать далее »

Детям 599

Улетай на крыльях ветра . Исполняет Михеева Виктория 7 лет

23 марта 2023 в 19:44Андрей Рыбак
Ветер в поле Улетай на крыльях ветра . Исполняет Михеева Виктория 7 лет читать далее »

Эсхатология 710

Экуменическая служба в Стамбуле | Идет подготовка к введению католической пасхалии

23 марта 2023 в 11:14Андрей Рыбак
Папа Франциск и Патриарх Варфоломей Экуменическая служба в Стамбуле | Идет подготовка к введению католической пасхалии что нам говорят каноны о молитве с еретиками. Вообще, насколько они ... читать далее »

Память 363

Тайна смерти Отца Андрея Алешина. Как относиться к трудностям? Митрополит Морфу Неофит

22 марта 2023 в 11:22Андрей Рыбак
протопресвитер Кипрской Православной Церкви Андрей Алешин + 4.12.2021 Тайна смерти Отца Андрея Алешина. Как относиться к трудностям? Митрополит Морфу Неофит читать далее »

Технологии 314

Игорь Ашманов. Мы погружаемся в цифровую колонизацию.

20 марта 2023 в 22:53Андрей Рыбак
Игорь Ашманов Игорь Ашманов: К ВЛАСТИ ПРИХОДИТ НОВЫЙ ЦИФРОВОЙ КЛАСС, МЫ ИДЕМ К ЦИФРОВОЙ КОЛОНИЗАЦИИ 17 марта 2023 г в Московской Государственной Думе прошел круглый стол "Проблемы защиты ... читать далее »

Разное 1211

Зачем столкнули порабощенные колонии - Украину и РФ? Как победить цифрового зверя - Игорь Шнуренко

20 марта 2023 в 14:15Андрей Рыбак
Игорь Шнуренко Зачем столкнули порабощенные колонии - Украину и РФ? Как победить цифрового зверя - Игорь Шнуренко данной беседе мы изучаем генезис конфликта между Украиной и Россией. Как развивать ... читать далее »

Еда 424

Жаворонки – православная выпечка в пост ко дню 40 мучеников Севастийских

19 марта 2023 в 05:49Андрей Бузик
Жаворонки – православная выпечка в пост ко дню 40 мучеников Севастийских Ко дню памяти 40 Севастийских мучеников (22 марта), воинов-христиан римского легиона из города Севастии (территория ... читать далее »

Интересно 533

Великое освоение Сибири

17 марта 2023 в 20:23Андрей Рыбак
Покорение Сибири Великое освоение Сибири Сибирь известна как сердце России. Но так было не всегда. Много веков назад Сибирь была одной из неизведанных территорий восточнее Урала, на север от Китая и ... читать далее »

Воздухоплавание

Фёдор Конюхов и Иван Меняйло установили мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета на тепловом воздушном шаре "ФосАгро".

Фёдор Конюхов и Иван Меняйло установили мировой рекорд по дальности беспосадочного перелета на тепловом воздушном шаре "ФосАгро". В ходе трансконтинентального перелета воздушный шар "ФосАгро" под ... читать далее »

Альпинизм

Гималаи после снегопада, тормозит боязнь лавин

Плохая погода с прошлых выходных поставила на паузу альпинизм в Непале. В четверг 23 марта солнце вернулось в базовые лагеря восьмитысячников. Однако, альпинистам нужно подождать, пока снизится ... читать далее »

Выживание. 304

Нужно переезжать в свой дом!

25 марта 2023 в 16:55Андрей Рыбак
Сергий Алиев На протяжении последних 9 лет, мною много говорилось о том, что нужно переезжать в свой дом! Находясь последний год на Донбассе, я убедился в правильности своих взглядов. В Донецке и ... читать далее »

Поиск Святой Руси 368

Страдания человека не от Бога

25 марта 2023 в 09:09Андрей Рыбак
Кресту Твоему поклоняемся Владыка и Святое Воскресение Твое, Славим! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Прп. Симеона Нового Богослова, Иоанна Лествечника Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, ... читать далее »

Святые 407

Страдание святого священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и прочих с ним

24 марта 2023 в 06:10Андрей Бузик
Страдание святого священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и прочих с ним Апостол велит почитать памяти святых: "поминайте, - говорит он, - наставников ваших, которые проповедовали вам слово ... читать далее »

Проповедь 130

Разрыв шаблонов (продолжение "Самого секретного приема умной молитвы")

23 марта 2023 в 12:37Андрей Рыбак
Иеромонах Серафим Захаров Разрыв шаблонов (продолжение "Самого секретного приема умной молитвы") Речь идет о новой возможности подписки "Разрыв шаблонов" - в наших группах на Бусти (для России) и ... читать далее »

Народное творчество 57

Угловая полка для икон: особенности конструкции, применение

22 марта 2023 в 20:55Дмитрий С.Е.
Угловая полка для икон: особенности конструкции, применение Для православных важно обустроить правильно домашний уголок для молитвы. С этой целью потребуется угловая полка для икон, где можно ... читать далее »

Катастрофы 295

Первый подводный атомный взрыв в СССР (21.09.1955)

21 марта 2023 в 22:38Андрей Рыбак
атомный взрыв Первый подводный атомный взрыв в СССР (21.09.1955) Маленькая торпеда мощностью 1/4 бомбы взорванной в Хиросиме. читать далее »

Творчество 436

Сегодня переломный момент в истории. Делай свой выбор! Соловки — в фильме «Святой Архипелаг»

20 марта 2023 в 21:32Андрей Рыбак
Соловки Сегодня переломный момент в истории. Делай свой выбор! Соловки — в фильме «Святой Архипелаг» Побывав там, ты понимаешь, что присутствие Бога на земле — это не фигура речи, а реальность». ... читать далее »

Предание 359

Сокровищница духовной мудрости. Седмица 4-я Великого поста.

20 марта 2023 в 05:44Андрей Бузик
Седмица 4-я Великого поста ПОНЕДЕЛЬНИК О ВОЗДЕРЖАНИИ Воздержание, употребляемое для порабощения плотского мудрования, любит Господь, потому что оно чрез изнурение плоти устрояет освящение ... читать далее »

Мир 349

Иерархия тёмных сил, или Кто правит миром. (В. А. Лепехин)

18 марта 2023 в 13:43Андрей Рыбак
Мировая закулиса и мир Иерархия тёмных сил, или Кто правит миром. (В. А. Лепехин) читать далее »

История 538

Цифровой рубль с 1 апреля 2023 года начало тотальной заботы о россиянах...

17 марта 2023 в 12:30Андрей Рыбак
Цифра засасывает в ад. Цифровой рубль с 1 апреля 2023 года начало тотального концлагеря читать далее »

Фристайл

Норвежка Йоханна Килли   обладательница Кубка мира в "нью-скульных" дисциплинах

5 марта, завершился розыгрыш Кубке мира по фристайлу сезона 2022-2023 годов. Последний этап состоялся в Сильваплане (Швейцария). В нём, как и весь сезон, не принимали участие россияне, отстранённые по ... читать далее »

Гонки на собаках

БЕРИНГИЯ 2023 глазами амбасадора BASK

Берингия - это экспедиционная гонка на собачьих упряжках, проходит на Камчатке уже больше тридцати лет и так как мое основное направление в съемке - это экспедиции, мне посчастливилось попасть в нее и ... читать далее »

Календарь 3492

26 марта. Преподобного Иоанна Лествичника. Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского. Мученика Сави́на Ермопольского.

25 марта 2023 в 16:34Андрей Бузик
13 марта по старому стилю / 26 марта по новому стилю воскресенье Неделя 4-я Великого поста. Глас 8-й. Великий пост. Пища с растительным маслом Прп. Иоанна Лествичника (переходящее празднование в ... читать далее »

Молитва 383

Симеон Новый Богослов о трех образах внимания и молитвы

25 марта 2023 в 05:20Андрей Бузик
Преподобный Симеон Новый Богослов Есть три образа внимания и молитвы, коими душа возвышается и преуспевает, или низвергается и гибнет. Кто эти три образа употребляет в свое время и как следует, тот ... читать далее »

Патерик 302

Беседа с монахом Макарием

23 марта 2023 в 20:38Андрей Рыбак
Коневский Рождество-Богородичный монастырь Беседа с монахом Макарием читать далее »

Народный промысел 95

Морозы - 42. Таежные будни.

23 марта 2023 в 11:40Андрей Рыбак
Мороз и солнце. Морозы -42 не могу попасть в избу и тайгу. Проверка продольников зимой. Таежные будни. морозы под -40 и четыре дня мы не могли выехать в тайгу, потому что не заводилась машина и было ... читать далее »

Высказывания 617

Ум Христов, не рождается в нас вследствие силы мышления

22 марта 2023 в 19:12Андрей Рыбак
Преподобный Максим Исповедник. Храм Протат на Афоне, XIV век Как пишет прп. Максим Исповедник в толковании на 1 Кор. 2:16: «Ум Христов, который воспринимают святые по глаголу: Мы имеем ум Христов, не ... читать далее »

Шутка 207

Банкиры блокируют счета через искусственный интеллект. Кто попал, тот вне жизни

21 марта 2023 в 12:53Андрей Рыбак
Банкиры приготовились торговать нашей жизнью! Банкиры блокируют счета через искусственный интеллект. Кто попал, тот вне жизни Блокировка карт и внесение в черный список без решения суда. Новый Закон ... читать далее »

Наука 253

Квантовые технологии в нашей повседневной жизни

20 марта 2023 в 18:26Андрей Рыбак
Что необходимо для создания квантового компьютера. Квантовые технологии в нашей повседневной жизни Квантовая физика – величайший триумф в истории развития человеческой цивилизации. Однако для ... читать далее »

Песни 105

Полюшко - поле - Юлия Щербакова и Роман Бобров

19 марта 2023 в 20:51Андрей Рыбак
Поле Полюшко - поле - Юлия Щербакова и Роман Бобров Полюшко-поле — русская песня, которая, благодаря широкой популярности, считается народной. Между тем, песня имеет своих авторов. Согласно ... читать далее »

Церковь 706

Невидимая сеть для души. Захотим ли выбраться?

18 марта 2023 в 11:44Андрей Рыбак
Протоиерей Иоанн Гончаров (г.Самара) Протоиерей Иоанн Гончаров (г.Самара) Невидимая сеть для души. Захотим ли выбраться? читать далее »

Жития 385

Страдание святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска

16 марта 2023 в 05:07Андрей Бузик
После страданий и мученической кончины святого великомученика Феодора Тирона1 в городе Амасии2 в темнице остались заключенные за Христа его соратники и близкие друзья Евтропий, Клеоник и племянник его ... читать далее »

Виндсерфинг

Чемпионат и первенство России по зимнему виндсерфингу стартовали в Новосибирске

Чемпионат и первенство России по зимнему виндсерфингу стартовали в Новосибирске. В первый день регаты погодные условия на акватории Новосибирского водохранилища были благоприятными: ровный легкий ... читать далее »

Воздухоплавание

Рекордный аэростат "ФосАгро" над Баренцевым морем

Прошла половина суток с момента старта российского теплового аэростата "ФОСАГРО". Напомним, накануне, в 05:15 утра по местному времени, пилоты Фёдора Конюхов и Иван Меняйло стартовали из Мурманской ... читать далее »

© 1999-2023 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru