Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Иконография. Символика образа. / Четыре апокалипсических существа - только ли символы евангелистов? Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые сверху | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Четыре апокалипсических существа - только ли символы евангелистов?
Виктор Гриценко

эзотерик

Тема: #48785
Сообщение: #1685499
23.11.05 12:08
Ответ на #1678901 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Игорь Петрович.

** Вещи, если они символичны, являют особую смысловую соотнесенность с запредельным. Чтобы видеть такую соотнесенность, необходимо раскрыть духовное зрение, связанное с активной жизнью личности в мире смыслов **

Мне думается, здесь можно сказать так, что символ (символ вообще, - не обязательно религиозный) человеку возможно узреть только в той мере, в какой он, человек, является христианином, причём, является именно в действовании (а не по «паспорту»). Несколько иначе говоря и опираясь на понятие диалога с вещами: насколько человек любит мир как Божье Творение.

** Однако, в человеческом сознании они могут становиться на место того, что они только символизируют, и превращаться в идолов **

Конечно же, символ символизирует, указывает на что-то иное себе, а значит, символ и символизируемое им - не одно и то же, хотя символ и совпадает с символизируемым.

** Между тем, слово символ греческого происхождения (symbolon), и означало оно первоначально именно знак, условное изображение чего либо для членов определенной общественной группы. Все это очень важно уже потому, что мы в теме рассматриваем трансформацию слов, знаков и символов на протяжении всей истории человечества. **

Ещё немного об этимологии слова «символ»:

Термин «символ» происходит от греческого слова «symbolon», что значит «знак», «примета», «признак», «пароль», «сигнал», «предзнаменование», «договор в области торговых отношений между государствами». Может быть, имеет смысл привести также греческий глагол «symballo» одного корня с предыдущим словом, означающий «сбрасываю в одно место», «сливаю», «соединяю», «сшибаю», «сталкиваю», «сравниваю», «обдумываю», «заключаю», «встречаю», «уславливаюсь». Этимология этих греческих слов указывает на совпадение двух планов действительности, а именно на то, что символ имеет значение не сам по себе, но как арена встречи известных конструкций сознания с тем или другим возможным предметом этого сознания. Значение этих греческих слов в истории философии и эстетики отличается настолько большой спутанностью и неясностью, что почти каждый автор понимает их по-своему, путая то с «аллегорией», то просто со «знаком», то с «художественным образом», то с «олицетворением», то с «эмблемой», то с «выражением» и т. д. и т. п. Тем не менее языковое сознание всех культурных народов, как мы сказали выше, упорнейшим образом пользуется этим термином, хотя, казалось бы, ввиду указанных нами синонимов, он совершенно излишен. И уже одно это заставляет нас пристально изучать этот термин и это понятие и разыскивать в нем то оригинальное, чего нет в его столь многочисленных синонимах.
(А.Ф. Лосев, «Проблема символа и реалистическое искусство»)


** …уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа - божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы". **

Мне думается, что грифон в каком-то смысле является символом самого принципа символичности, символом символа – по его двойственности и равновесию сторон (бдительности и отваги, ума и силы) в этой двойственности.

** т.е. как образ, так и функции любого из них были одинаковы – несущая и охранная **

Да, это так.

// Но раз эти функции (как охранная, так и несущая) относятся ко всем четырём существам, значит, они прилагаются к различным сферам - т.е. каждое существо отвечает за несение и охрану своей сферы //

** А почему бы – не за охрану своей стороны света? И шли они, каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались (Иез.1:12). **

Сторона света – это тоже отдельная сфера влияния. Кто охраняет восток – не охраняет запад.

** Четыре зооантропоморфных хранителя четырех стран света могут выступать и как отдельные образы, и как единый синкретичный образ, символизирующий единство четырехчастного в горизональной плоскости пространства. **

Типа, у них у всех четверых – одно тело, хотя и не одно.

** Изображения "животных" на концах креста в Церковной практике не утвердилось, т.к. превозносит одного из них над иными, что не соответствует взгляду о равновеликости каждого из четырех Евангелий. **

Хм. Но это ведь означает, что концы креста – разновелики, т.е. неравномерность самого креста. Что-то здесь не так с геометрией…

Мне думается, что крест сам по себе является самодостаточным символом, а дополнительные символические изображения на нём – отвлекают от основной символики, и именно потому «не держатся», а не из-за превозношения.

** В славянской "Беседе трех святителей" из сборника XVII-XVIII вв. на вопрос "Что суть 4 рози на земли?" в уста Иоанна Златоуста вложен следующий ответ: "Четыре евангелиста, на востоце Матфей, человеческим; на западе Марко, телчим; на севере Иоанн, орлим; на юзе Лука, Львовым образми, вси бо крылата". **

Какое преимущество у востока пред западом? Какое преимущество восточного конца креста перед западным? Мне думается, никакое.

// И если это предположение правильно, то написанное Евангелистами тоже должно как-то соответствовать делению на упомянутые сферы (и сами Евангелисты как личности тоже! - потому что "каждый пишет как он дышит").//

** А Евангелисты и не подозревали о том, что кто-то их как-то поделит :) Это же позже пришло – сохраняющие и несущие Славу Божию - суть херувимы (престол), суть Евангелисты (Слово). **

Я имею в виду, что написанное Матфеем – как-то совпадает с «ангелом», написанное Марком – с «тельцом» и т.д., т.е. есть и общность (одно тело, природа), есть и различие (разные лики, личности, ипостаси).


Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #1685975
23.11.05 14:34
Ответ на #1685499 | Виктор Гриценко эзотерикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Виктор!

///Мне думается, здесь можно сказать так, что символ (символ вообще, - не обязательно религиозный) человеку возможно узреть только в той мере, в какой он, человек, является христианином, причём, является именно в действовании (а не по «паспорту»). Несколько иначе говоря и опираясь на понятие диалога с вещами: насколько человек любит мир как Божье Творение.///

Я соглашусь даже с таким утверждением (отбросив все лишнее): Полноту символа человеку возможно узреть только в той мере, насколько человек любит мир как Божье Творение.

...одно это заставляет нас пристально изучать этот термин и это понятие и разыскивать в нем то оригинальное, чего нет в его столь многочисленных синонимах Спасибо за цитату из Лосева: мне это очень еще пригодится.

///Мне думается, что грифон в каком-то смысле является символом самого принципа символичности, символом символа - по его двойственности и равновесию сторон (бдительности и отваги, ума и силы) в этой двойственности.///

Я как раз к этой мысли и приводил :)

///Типа, у них у всех четверых - одно тело, хотя и не одно.///

"Животные" у Иезекииля - они обладают одинаковыми общими признаками (как-то: четыре лица, но одно из них - у каждого животного разное - превалирует над тремя другими).

///Мне думается, что крест сам по себе является самодостаточным символом, а дополнительные символические изображения на нём - отвлекают от основной символики, и именно потому «не держатся», а не из-за превозношения.///
///Какое преимущество у востока пред западом? Какое преимущество восточного конца креста перед западным? Мне думается, никакое.///

А Вы заметили, на каких концах Креста изображается солнце и луна? Солнце - одесную, сторона праведного разбойника, сторона почетная. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мр.16:19).

Вот еще один "несостоявшийся" символ, т.н. тетраморф (XVIв. Афон, монастырь Ватопед):

Тетраморф.Ватопед


///написанное Матфеем - как-то совпадает с «ангелом», написанное Марком – с «тельцом» и т.д., т.е. есть и общность (одно тело, природа), есть и различие (разные лики, личности, ипостаси).///

Цитата из начала темы:
Соответствие живых существ тому или иному евангелисту у Иеронима и в основанной на его авторитете последующей традиции (вплоть до современных христианских энциклопедий) связано с началом повествования соответствующего Евангелия. Так, человеческий образ ангела должен был отражать человеческую генеалогию Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея; Евангелие Марка начинается с гласа вопиющего в пустыне - аллюзия на льва; вол (телец) - жертвенное животное - представляет Луку, т.к. его Евангелие начинается с рассказа о жертве Захарии. Орел Иоанна - возвышенный, устремленный к небесам характер зачина Евангелия от Иоанна. Начиная с VII в. такая атрибуция на христианском Западе становится общепринятой.
Объяснение святых отцов православной Церкви более христоцентрично: вместо Евангелиста Матфея изображается ангел как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк представлен львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Символ Евангелиста Луки - телец, чем подчеркивается жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел - символ Евангелиста Иоанна, что означает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн.

Миниатюра.Евангелист Лука. Киевская школа (1056-1057гг.)


Виктор Гриценко

эзотерик

Тема: #48785
Сообщение: #1689267
24.11.05 18:33
Ответ на #1685975 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Доброго времени, Игорь Петрович.

/// символ (символ вообще, - не обязательно религиозный) человеку возможно узреть только в той мере, в какой он, человек, является христианином, причём, является именно в действовании (а не по «паспорту»). Несколько иначе говоря и опираясь на понятие диалога с вещами: насколько человек любит мир как Божье Творение.///

** Я соглашусь даже с таким утверждением (отбросив все лишнее): Полноту символа человеку возможно узреть только в той мере, насколько человек любит мир как Божье Творение. **

Мне думается, исходное соображение - достаточно лаконично, так что там нет лишнего (разве что некоторая дополнительная эмоциональная окраска - да и та в скобках). :)

** Спасибо за цитату из Лосева: мне это очень еще пригодится. **

Вот ссылка на текст "Проблемы символа..." в формате doc и zip-архиве (архив - 440К):
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LOSEV_Aleksey_Fedorovich/Problema_simvola_i_realisticheskoe_iskusstvo.%20%5Bdoc%5D.zip

///Мне думается, что грифон в каком-то смысле является символом самого принципа символичности, символом символа - по его двойственности и равновесию сторон (бдительности и отваги, ума и силы) в этой двойственности.///

** Я как раз к этой мысли и приводил :) **

Здесь, вероятно, следует вспомнить о двух природах Христа, пребывающих в абсолютном равновесии.

Полагаю, любое символическое изображение, любой символ - говорит нам о Христе в ключе Халкидонского догмата о двух природах - но, конечно же, говорит - только в том случае, если мы хотим (так или иначе) слушать и принимать (понимать) - т.е. здесь снова проблема отношения человека к миру.

** А Вы заметили, на каких концах Креста изображается солнце и луна? Солнце - одесную, сторона праведного разбойника, сторона почетная. **

Как-то мне эта "более почётность" солнца в отношении к луне (или правой стороны в отношении к левой) - не очень нравится. :)

Если солнце существует "в единственном экземпляре", то ему нечего освещать, т.е. оно не может исполнять свою солнечную функцию "для иного", исполняя таковую лишь для самого себя. Луна же (и любая вещь) без солнца - вовсе никак не видима, т.е. не существует.

Солнечно-лунная символика, мне думается, символизирует отношение Бога к сотворённому Им миру - и образец отношения человека к миру, или, например, отношение мужчины (солнца) - к женщине (луне). Последняя символика (отца и матери) встречается во сне Иосифа (Быт.37:5-9).

** Объяснение святых отцов православной Церкви более христоцентрично: вместо Евангелиста Матфея изображается ангел как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк представлен львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Символ Евангелиста Луки - телец, чем подчеркивается жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел - символ Евангелиста Иоанна, что означает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн. **

А как Вы думаете, тексты Евангелистов - соответствуют именно такой символике?


Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #1692040
25.11.05 18:20
Ответ на #1689267 | Виктор Гриценко эзотерикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Приветствую Вас, Виктор.

///Если солнце существует "в единственном экземпляре", то ему нечего освещать, т.е. оно не может исполнять свою солнечную функцию "для иного", исполняя таковую лишь самого себя. Луна же (и любая вещь) без солнца - вовсе никак не видима, т.е. не существует.///

А можно и так: Вечное Слово, Господь, Христос - вот истинное солнце, истинный свет; видимое нами солнце служит только слабым отблеском Его славы, подобно луне, отражающей свет солнечный лице Его, как солнце, сияющее в силе своей (Откр.1:16). И еще:
Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею (Ис.60:19).

** Объяснение святых отцов православной Церкви более христоцентрично: вместо Евангелиста Матфея изображается ангел как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк представлен львом в ознаменование могущества и царского достоинства Христа. Символ Евангелиста Луки - телец, чем подчеркивается жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел - символ Евангелиста Иоанна, что означает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн. **

///А как Вы думаете, тексты Евангелистов - соответствуют именно такой символике?///

Мне кажется, тексты 4-х Евангелий лишь в небольшой мере отражают символику "животных", например - Евангелие от Луки написано хорошим литературным языком (я не хочу сказать, что другие "нелитературны", просто греческое образование Луки зачастую ярко проявляется в его тексте). Поэтому такое соотнесение текста - с тельцом - вряд ли оправдано. Хотя если брать во внимание хтонический образ "козерыбы" - можно сказать, что Лука при написании Евангелия был в своей стихии, чувствовал себя "как рыба в воде".
Вполне соответствует Иоанну образ орла, его Евангелие действительно возвышается над другими, - кроме того, что оно было написано значительно позже других, как бы дополняя предшествующие, это гимн любви, той высокой "орлиной" любви, о которой мы уже писали.
Словом, зачастую можно найти обоснование соответствию; но мне более верным представляется исторический аспект христианской символической классификации, которая развивалась как на своем собственном фундаменте, так и используя типологически сходные, а иногда и прямо заимствованные из культур других народов четырехчленные ряды символов (элементы, ветра, мировые царства, возрасты, цвета, темпераменты и т.д.). Естественно, что четверичность числа Евангелий и символики евангелистов не могла остаться незамеченной. Уже в раннем средневековье "четырем животным" приписывалась символика четырех элементов (стихий), которые были известны с античности - такое их отождествление мы находим у Иеронима и Экумениуса; согласно последнему, лев символизирует огонь, телец - землю, человек - воздух, орел - воду.
Киприан сравнивал четырех евангелистов с четырьмя райскими реками. В Бамбергском Четвероевангелии (нач. XI в.) Христос изображен стоящим у древа жизни в центре мира, а символы "четырех животных" окружают его с четырех сторон вместе с четырьмя райскими реками, солнцем, луной, небом и землей, воплощая христианские представления о космосе. В литературных произведениях начиная с VII в. евангелисты могут стоять в одном классификационном ряду также с элементами, жидкостями, райскими реками, добродетелями и т. д. (Иоанн - воздух, вино, Фисон, ум; Матфей - земля, мед, Геон, справедливость; Лука - огонь, масло, Евфрат, сила; Марк - вода, молоко, Тигр, умеренность); это же показывают средневековые миниатюры.
Евангелие, миниатюра (XI в).


Евангелие, миниатюра (XI в). Изображение агнца в окружении четырех райских рек, евангелистов и их символов


Д. Вудворд, анализируя средневековую картографию, приводит следующую весьма показательную таблицу символической классификации стран света (дана выборочно), в которой евангелисты и их символы оказываются органичной частью.

Таблица

Так труды средневековых исследователей добавили свое прочтение в символику апокалипсических "животных", соответствие Евангелистов которым в дальнейшем стало общепринятым.


Виктор Гриценко

эзотерик

Тема: #48785
Сообщение: #1697465
28.11.05 16:19
Ответ на #1692040 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Игорь Петрович.

///Если солнце существует "в единственном экземпляре", то ему нечего освещать, т.е. оно не может исполнять свою солнечную функцию "для иного", исполняя таковую лишь для самого себя. Луна же (и любая вещь) без солнца - вовсе никак не видима, т.е. не существует.///

** А можно и так: Вечное Слово, Господь, Христос - вот истинное солнце, истинный свет; видимое нами солнце служит только слабым отблеском Его славы, подобно луне, отражающей свет солнечный лице Его, как солнце, сияющее в силе своей (Откр.1:16). **


Похоже, символика отношений «Бог-мир» и «солнце-луна» – вполне верна.
Здесь мне ещё вспоминаются слова св. Иоанна Дамаскина о том, что луна создана Богом полною (ТИПВ, кн.2, гл.7) – это свидетельствует о том, что мир изначально совершенен (в т.ч. и солнце и луна).

** И еще: Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею (Ис.60:19). **

Эти слова возможно понимать буквально, но всё же, – вряд ли солнце и луна перестанут существовать, сгорят и растают по сущности – полагаю, Господь не творит что-либо для того, чтобы впоследствии уничтожить. Тем более, раз уже было сказано о том, что солнце и луна изначально совершенны (и невиновны!).
Полагаю, здесь говорится об умном свете, которому становится причастен уподобившийся Богу. Здесь снова видится та же символика: уподобившийся сам становится как бы источником света – как луна источником отражённого от солнца света. При этом луна освещаёт «тёмную», ночную, человеческую сторону.

///А как Вы думаете, тексты Евангелистов - соответствуют именно такой символике?///

** Мне кажется, тексты 4-х Евангелий лишь в небольшой мере отражают символику "животных", например - Евангелие от Луки написано хорошим литературным языком (я не хочу сказать, что другие "нелитературны", просто греческое образование Луки зачастую ярко проявляется в его тексте). Поэтому такое соотнесение текста - с тельцом - вряд ли оправдано. Хотя если брать во внимание хтонический образ "козерыбы" - можно сказать, что Лука при написании Евангелия был в своей стихии, чувствовал себя "как рыба в воде". **


Здесь я бы не согласился. Ведь «каждый пишет как он дышит» – Окуджава на все сто процентов прав, как мне думается. Даже, например, если проанализировать наши с Вами тексты – отличия и совпадения будут видны, независимо от того, о чём мы пишем, лишь бы мы писали от себя лично.

Значит, написанное Лукой должно как-то соответствовать символике тельца. Иначе она будет совершенно условной необоснованной. Что нам (безусловно) известно о тельцах? Мне думается, если более-менее связно изложить эти сведения, то может проясниться и евангельская символика.

Если Вы не против, давайте попробуем сосредоточиться в наших исследованиях именно на символе тельца.

Телец – домашнее животное, находящееся в человеческой собственности, и связанное с обработкой (культивированием, возделыванием) земли (обеспечением потребностей человеческого тела – кожа, мясо). Также телец – животное жертвенное. Это и понятно – жертвуется ведь всегда то, чем обладаешь, то что имеет для тебя ценность. Вспоминается, конечно, и литой из серёжек золотой телец (обделанный резцом), как «бог» Израиля, выведший израильский народ из земли Египетской. Снова-таки, «исторически» сложилось так, что этим идолом стал именно телец – не агнец и не рыба.
В связи с символом золотого тельца возникает вопрос – не кощунственно ли сравнивать евангелиста с «идолом»? Полагаю, нет, потому что телец-то сам по себе - не виновен и не является идолом, таким его сделала только человеческая воля. И золото не виновно в том, что из-за него происходит множество преступлений. Т.е. дело в направлении действия (человеческой волей) созданных Богом вещей.

** Вполне соответствует Иоанну образ орла, его Евангелие действительно возвышается над другими, - кроме того, что оно было написано значительно позже других, как бы дополняя предшествующие, это гимн любви, той высокой "орлиной" любви, о которой мы уже писали.
Словом, зачастую можно найти обоснование соответствию; **


«Найти» – это не то слово. Это будет какая-то условность (тем более, кто ищет – тот всегда найдёт), а ведь мы с Вами, кажется, согласны в том, что символ – безусловен – и не может быть так, чтобы символ, например, земли применялся там, где должно говориться о воде.

** но мне более верным представляется исторический аспект христианской символической классификации, которая развивалась как на своем собственном фундаменте, так и используя типологически сходные, а иногда и прямо заимствованные из культур других народов четырехчленные ряды символов (элементы, ветра, мировые царства, возрасты, цвета, темпераменты и т.д.). Естественно, что четверичность числа Евангелий и символики евангелистов не могла остаться незамеченной. Уже в раннем средневековье "четырем животным" приписывалась символика четырех элементов (стихий), которые были известны с античности - такое их отождествление мы находим у Иеронима и Экумениуса; согласно последнему, лев символизирует огонь, телец - землю, человек - воздух, орел - воду.

Исторический аспект – тоже символичен. Ведь иначе получится, что история происходит совершенно хаотично, неупорядоченно. Бог же – не есть Бог беспорядка. Отсюда вывод: история вполне следует некой генеральной линии, идее Боге о мире (сохраняя свободу её, истории, качественного осуществления). И раз исторически сложились именно такие символы евангелистов, то нельзя списывать это на случай, хаотичное соединение, случайную сцепку – но следует усматривать в этом некую общность.

Возвращаясь к символу тельца – известно, что Лука был врачом. Врач – заботится о потребностях тела (снова вспомним о тельце, так или иначе решающем эти потребности). Тело человека – из земли, это по Писанию. Значит, символика «Лука – телец – земля» этим подтверждается.
Далее, Лука – иконописец. Согласуется ли этот исторический факт с предполагаемой символикой? Полагаю, согласуется – потому что земля есть нечто потенциально оформляемое (в отличие от принципиально «расплывчатой» воды), а что такое иконопись, если не создание формы (очертания) из бесформенных (бесформенных в смысле «очертания», потому что цвет – это тоже форма) красок?


Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #1706169
02.12.05 03:53
Ответ на #1697465 | Виктор Гриценко эзотерикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Доброго здравия.

///Возвращаясь к символу тельца: известно, что Лука был врачом. Врач - заботится о потребностях тела (снова вспомним о тельце, так или иначе решающим эти потребности). Тело человека - из земли, это по Писанию. Значит, символика "Лука - телец - земля" этим подтверждается. ///

Могу продолжить: символом медицины является змея, ассоциирующаяся с греческим богом Асклепием из-за способности менять свою кожу, что опять-таки являлось символом обновления и исцеления. Змея не только отрицательный символ: в древности она являлась олицетворением плодородия, мудрости и силы (см. змея Минервы - Эрихтоний, ставший царем Афин. Метаморфозы, 2:553). Примечательно то, что связка Лука-телец постоянна, в отличие от других.

///мы с Вами, кажется, согласны в том, что символ - безусловен - и не может быть так, чтобы символ, например, земли применялся там, где должно говориться о воде.///

Это в математике дважды два всегда четыре. Символизм вещь более широкая. Вот Вам подтверждение тому: дуализм символики льва на Евангелии (Германия, XV в.)

Евангелие (Германия, XV в.)


И еще один лев - предваряющий Евангелие от Иоанна:

Евангелие от Иоанна


///"каждый пишет как он дышит" Даже, например, если проанализировать наши с Вами тексты - отличия и совпадения будут видны, независимо от того, о чём мы пишем, лишь бы мы писали от себя лично.///

А можно - я не от себя лично, так сказать, для охлаждения чрезмерной тяги к аналитичности :)

Как это сделано?


Мир - цельным вижу я, как юноша Новалис.
Мир - песня, спетая одним движеньем губ.
На звуки разломать и песню рад анализ,
Но звук, отщепленный от песни, - страшный труп.

Мы тайной бытия силком овладеваем.
Вопросы праздные натуре задаем:
"Как пламя сделано?" - и пламя задуваем.
"Как песня сделана?" - и больше не поем...

Не странно ль? - тьму считать исследуемым светом?
Воззрясь на проигрыш, судить о барыше?
Взорвать - и смерть вещей потом считать ответом
На каверзный вопрос об их живой душе.

Отчаянно стремясь понять по разложенью
Мир, только в целости доступный постиженью!

Ю. Мориц


///что такое иконопись, если не создание формы (очертания) из бесформенных (бесформенных в смысле "очертания", потому что цвет - это тоже форма) красок?///

В свою очередь, в продолжение символики четырехчастности.

Иконопись - это и соединение четырех стихий - земли, воды, огня и воздуха, которые использует иконописец в процессе работы.
Это соединение четырех живых миров - мира птиц (яичный белок, связующее), мира рыб (клей, составная часть левкаса), животных (кисти, коими пишутся иконы) и насекомых - мед, входящий в состав грунтов и тварного золота).
Это соединение четырех "неживых" миров - растительного (доска иконы, льняная паволока, олифа), минерального "мягкого" (глины, мел), "твердого" (измельченные полудрагоценные камни - красители) и металла (сусальное золото).

Это, наконец, символика четырех "слоев" иконы:

● дерево - как крестное древо, ставшее символом спасения, победы над смертью; как древо познания добра и зла, одновременно премудрость и основание всему:
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум … Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее! Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом (Прит.3:13;18-19)

● грунт - левкас, мел или известь как символ света и чистоты: И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; и напиши на сих все слова закона сего (Втор.27:2,3)

● Красочный слой - как земное отображение горнего мира. В.Н. Лосский называл икону "началом созерцания лицом к лицу". В небесной жизни все смогут зреть Бога лицом к лицу, и иконное изображение являет собой начало этого созерцания.

● Слой олифы - последний, оберегающий изображенное - слой масла, елея, придающий особый статус миропомазанному. При посвящении Аарона в священники говорит Господь Моисею: и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его (Исх.29:7).

Всех благ.


Виктор Гриценко

эзотерик

Тема: #48785
Сообщение: #1711128
04.12.05 15:43
Ответ на #1706169 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Доброго дня, Игорь Петрович.

** Могу продолжить: символом медицины является змея, ассоциирующаяся с греческим богом Асклепием из-за способности менять свою кожу, что опять-таки являлось символом обновления и исцеления. Змея не только отрицательный символ: в древности она являлась олицетворением плодородия, мудрости и силы (см. змея Минервы - Эрихтоний, ставший царем Афин. Метаморфозы, 2:553). Примечательно то, что связка Лука-телец постоянна, в отличие от других. **

Мне думается, «змея» здесь – «отражённый» от оригинального «тельца» символ, потому что исцеление В ПРИНЦИПЕ есть действие по исцелению (повреждённой) ФОРМЫ (тела).

///мы с Вами, кажется, согласны в том, что символ - безусловен - и не может быть так, чтобы символ, например, земли применялся там, где должно говориться о воде.///

** Это в математике дважды два всегда четыре. Символизм вещь более широкая. Вот Вам подтверждение тому: дуализм символики льва на Евангелии (Германия, XV в.) **


Дико извиняюсь за аналитику :), но в математике «дважды два» иногда будет гораздо более сложная штука, чем просто четыре. Если исходные числа, например, комплексные, то их произведение по модулю – да, равно четырём. Но модуль – это всего лишь «проекция» «реального» комплексного числа (абсолютно реального относительно себя) – в мир вещественных чисел.
Кстати, метод расчёта электрических цепей с использованием комплексного представления вещественных сил, токов и напряжений – именуется символическим. Комплексное число представляется как вектор. Т.е. кроме значения по модулю – включается ещё некая направленность этого значения, его сила, динамика. И (общественно-историческая) практика вполне подтверждает ДЕЙСТВЕННОСТЬ этого – исключительно СИМВОЛИЧЕСКОГО метода. Иначе бы не работали генераторы, электродвигатели и трансформаторы.

Сюда же – академик Раушенбах некогда предлагал рассматривать вектор в трёхмерной системе координат как аналог Троицы.

** А можно - я не от себя лично, так сказать, для охлаждения чрезмерной тяги к аналитичности :) **

Можно, конечно. :)
Только тяга у меня к аналитичности – из-за того, что я и сам часто не прочь поплавать в океане фантазии. :)

** Как это сделано?

Мир - цельным вижу я, как юноша Новалис.
Мир - песня, спетая одним движеньем губ.
На звуки разломать и песню рад анализ,
Но звук, отщепленный от песни, - страшный труп.

Мы тайной бытия силком овладеваем.
Вопросы праздные натуре задаем:
"Как пламя сделано?" - и пламя задуваем.
"Как песня сделана?" - и больше не поем...

Не странно ль? - тьму считать исследуемым светом?
Воззрясь на проигрыш, судить о барыше?
Взорвать - и смерть вещей потом считать ответом
На каверзный вопрос об их живой душе.

Отчаянно стремясь понять по разложенью
Мир, только в целости доступный постиженью!

Ю. Мориц **


Третье четверостишие практически полностью посвящено диалектике бытия и небытия, их тождественности (здесь снова можно вспомнить о том, как символ смерти – стал символом жизни). А прочие четверостишия и двустишия – диалектике частей и целого. Если бы мир не делился на части – мы бы не могли его познавать – ведь тогда не было бы никакого различия, например, между звуками:
«И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях? И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (1 Кор.14:7,8)

Потому чрезвычайно важна интерпретация, истолкование – происходящая не от своей вольной фантазии, но заложенная в действительности и математически подтверждаемая (математика понимается как наиболее абстрактная и точная наука).

И если бы не было различия Лиц в Боге – Бог был бы совершенно непознаваем (т.е. Бога не было бы – и слова «бог» – не было бы).
Когда мы говорим «верую во Единого» – то предполагаем различие в Нём – ибо ничему невозможно быть единому (объединённому), если в нём, едином – нет различия.

** Всех благ. **

И Вам – Бог в помощь.


Алексей Семин
Алексей Семин

сомневающийся

Тема: #48785
Сообщение: #2110266
05.06.06 15:42
Ответ на #1653948 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

маленькую ссылочку в тему

Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2211179
25.07.06 13:20
Ответ на #1685975 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Вот еще один "несостоявшийся" символ, т.н. тетраморф (XVIв. Афон, монастырь Ватопед)//

//"несостоявшийся"// -Пожалуйста, а можно про это поподробней?


Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2211443
25.07.06 15:19
Ответ на #2211179 | Кристина Леонидовна католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Пользуясь случаем, и о тетраморфе тоже подробнее напишу.
Насколько я понимаю, ТЕТРАМОРФ - это какое-либо изображение, построенное на принципе четверичного порядка. Одни исследователи говорят, что тетраморф – синтез четырех сил (стихий, сторон света и т.д.), и тогда любое изображение с четырьмя фигурами является тетраморфом - тот же герб Ирландии или традиционная обложка Евангелие:

Евангелие (тетраморф)

Так, для священнослужения в Китае использовались четыре животных, представляющих четыре элемента: огонь, воздух, воду и землю. Тетраморфы шумерского искусства - это лев, орел и павлин, сидящий на спине у быка.

В иных толкованиях тетраморфом является существо с четырьмя ликами, означающее универсальность божественного покровительства и защиту от возвращения первичного хаоса.

Четырехликое божество из Ишхали. 3-е тысячелетие до Р.Х.

Четырехликое божество из Ишхали. 3-е тысячелетие до Р.Х.

Говоря о том, почему тетраморф - херувим с четырьмя ликами "не состоялся" – можно предположить, что в нем усматривается главенство человека, и при сопоставлении с четырьмя евангелистами их равнозначимость нарушается. Поэтому херувимов принято изображать одним из ангельских чинов, а евангелистов - отдельной "темой". К этому тетраморфу относят слова литургии: "поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек), не отдавая в тексте предпочтения ни одному из существ.



Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2211534
25.07.06 15:54
Ответ на #2211443 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спасибо.
Когда спрашивала про "несостоялся",
предполагала уточнить - имеется в виду, что не получил развития?
Получается, так.
Спросила, т.к. хотела показать Вам фото фрески не из Ватопеда
с таким тетраморфом (вечером выложу).
Еще есть несколько редких икон с тетраморфом.


Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2212397
25.07.06 23:32
Ответ на #1640541 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

all-photo.ru


"Чудо в Латоме ". Двусторонняя икона из Поганово
На оборотной стороне иконы из Поганово запечатлено т.н. Чудо в Латоме - открытие древней мозаики (6 в.) в Латомском монастыре Фессалоники.
Образ Теофании Христа Эммануила вместе с фигурами пророков Иезекииля и Аввакума на иконе в основном повторяет иконографию этой мозаики (это сохранившаяся апсидная композиция в церкви Хосиос Лукас). В руке у Спасителя свиток с пророчеством Исайи (XXV, 9-10), в которое внесено небольшое изменение: вместо "рука Господа почиет на горе сей" сказано "на доме сем". Нижняя часть иконы представляет гористый пейзаж с уступами лещадок и озером.
Византия, Константинополь. Около 1395 г.

На лицевой стороне иконы известный образ - Богоматерь Катафиги с Иоанном Богословом


obraz.org

Чудо Христа в Латоме
Видение пророка Иезекииля и Аввакума
Поганово, Монастырь Иоанна Богослова
Болгария, ок. 1395 г.

Чудо Христа в Латоме Видение пророка Иезекииля и Аввакума Болгария. Поганово. Монастырь Иоанна Богослова Около 1395 г.

Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2212412
25.07.06 23:56
Ответ на #1685975 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Представьте, как это в тему Тамары Иосифовны!
Это одна из фресок небольшого базиликального храма в Убиси (Западная Грузия).
Фрески исполнены в 14 в. Дамианом и, возможно, его учениками.



ТЕТРАМОРФ

ТЕТРАМОРФ

Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2212428
26.07.06 00:18
Ответ на #2211443 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Со временем сегодня у меня совсем не сложилось. Продолжу завтра.
Спокойной ночи.


Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2212441
26.07.06 00:34
Ответ на #2212412 | Кристина Леонидовна католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Замечательная фреска! Вот где они (тетраморфы) в целости сохранились - в Грузии. Интересно отметить, что по сравнению с афонским, лев и телец поменялись местами, причем лев на обоих искажен до неузнаваемости :)
И орел на ватопедском в другую сторону глядит. Возможно, тот, что с Афона - зеркальная прорись.
Жду вечера. Спаси Бог!


Страницы: 1 | ... | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ... | 17 | >>

Помогите пожалуйста!

Планета 272

Послеполётная пресс-конференция Анны Кикиной

29 марта 2023 в 20:43Андрей Рыбак
Анна Кикина провела на орбите 157 суток Послеполётная пресс-конференция Анны Кикиной Чуть больше недели назад у берегов Флориды приводнился корабль Crew Dragon. На борту — единственная девушка из ... читать далее »

Музыка 210

Музыка Эдуарда Артемьева из кинофильма "Свой среди чужих, чужой среди своих"

29 марта 2023 в 11:18Андрей Рыбак
Эдуард Артемьев. музыка Э.Артемьева (саундтрек) из кинофильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" читать далее »

Патерик 303

Преподобный Григорий Синаит. Весьма полезные главы расположенные акростихами

28 марта 2023 в 05:43Андрей Бузик
Преподобный Григорий Синаит Преподобный Григорий Синаит. Весьма полезные главы расположенные акростихами, еще же – о помыслах, страстях и добродетелях, – и еще – о безмолвии и молитве. [Общий] ... читать далее »

Творчество 437

«Как же хорошо так умирать!». Три истории о смерти

27 марта 2023 в 10:20Андрей Бузик
Джузеппе Мадзини на смертном одре. Художник: Сильвестро Лега Мой друг отец N о смерти говорит часто. По-разному говорит. Иногда со слезами и болью, иногда – со страхом и трепетом, иногда – с ужасом и ... читать далее »

Наука 254

Игорь Острецов. Если бы люди знали правду

26 марта 2023 в 17:25Андрей Рыбак
Игорь Острецов Игорь Острецов. Если бы люди знали правду интересная беседа с доктором физических наук Игорем Николаевичем Острецовым. читать далее »

Праздники 332

Неделя 4-я Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

26 марта 2023 в 05:19Андрей Бузик
Лествица. Фрагмент иконы Покаяние – это наше примирение с Богом. Святой Иоанн Лествичник Пост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать ... читать далее »

Молитва 383

Симеон Новый Богослов о трех образах внимания и молитвы

25 марта 2023 в 05:20Андрей Бузик
Преподобный Симеон Новый Богослов Есть три образа внимания и молитвы, коими душа возвышается и преуспевает, или низвергается и гибнет. Кто эти три образа употребляет в свое время и как следует, тот ... читать далее »

Детям 599

Улетай на крыльях ветра . Исполняет Михеева Виктория 7 лет

23 марта 2023 в 19:44Андрей Рыбак
Ветер в поле Улетай на крыльях ветра . Исполняет Михеева Виктория 7 лет читать далее »

Народное творчество 57

Угловая полка для икон: особенности конструкции, применение

22 марта 2023 в 20:55Дмитрий С.Е.
Угловая полка для икон: особенности конструкции, применение Для православных важно обустроить правильно домашний уголок для молитвы. С этой целью потребуется угловая полка для икон, где можно ... читать далее »

Шутка 207

Банкиры блокируют счета через искусственный интеллект. Кто попал, тот вне жизни

21 марта 2023 в 12:53Андрей Рыбак
Банкиры приготовились торговать нашей жизнью! Банкиры блокируют счета через искусственный интеллект. Кто попал, тот вне жизни Блокировка карт и внесение в черный список без решения суда. Новый Закон ... читать далее »

Скалолазание

Крымский Max Factor Динары Фахритдиновой

Динара Фахритдинова ворвалась в большой мир скалолазания в 2006 году, став чемпионкой мира среди юниоров. Это был настоящий фурор, и останавливаться на достигнутом она не собиралась. В сентябре ... читать далее »

Сноуборд

Более 60 сноубордистов и лыжников Центральной Азии соревновались в дисциплинах Big Air и Jibbing

25 марта, на закате празднования Nauryz Fest, горнолыжный курорт Шымбулак, встретил тысячи гостей, любителей горного отдыха, именно они стали свидетелями главного экстремального шоу этого сезона под ... читать далее »

Будущее 410

Многополярный мир против диктатуры закулисы

29 марта 2023 в 18:52Владимир Воробьев
Подписание соглашений — Добрый день, Михаил. Мы беседуем всё чаще, последний разговор состоялся месяц назад. Тогда обсуждали Послание президента Федеральному собранию. Сейчас хотел поинтересоваться ... читать далее »

Духовное 1050

Архимандрит Фаддей Витовницкий. Витовницкий стоcлов.

29 марта 2023 в 04:23Андрей Бузик
архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович) 1. Господь наш пришел сюда к нам, чтобы вернуть нас в первозданное состояние, сделать нас такими, какими Он создал нас. Он сделал все, чтобы человек смог ... читать далее »

Память 364

Великопостный дневник. Про погибших подводников. У Бога все живы.

27 марта 2023 в 22:16Андрей Рыбак
Подводная Лодка в Морях Благодати Великопостный дневник. Про погибших подводников. У Бога все живы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Дорогие братья и сестры! Вчера было Крестопоклонное ... читать далее »

Любовь 140

Что Бог не может, не хочет, и кем не является?

27 марта 2023 в 09:45Андрей Рыбак
Отдых в каштановых листьях недалеко от анти Афона Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и ... читать далее »

Проповедь 131

Без монахов нет ни России, ни Церкви: Раскрывая истинный смысл монашества — отец Андрей Ткачёв

26 марта 2023 в 16:31Андрей Рыбак
Протоиерей Андрей Ткачев Без монахов нет ни России, ни Церкви: Раскрывая истинный смысл монашества — отец Андрей Ткачёв ольшинство современных людей смотрят на монахов как на "пришельцев". В этом ... читать далее »

Выживание. 304

Нужно переезжать в свой дом!

25 марта 2023 в 16:55Андрей Рыбак
Сергий Алиев На протяжении последних 9 лет, мною много говорилось о том, что нужно переезжать в свой дом! Находясь последний год на Донбассе, я убедился в правильности своих взглядов. В Донецке и ... читать далее »

Видео 439

Уйти в монастырь. Фильм Алексея Полякова

24 марта 2023 в 09:05Андрей Бузик
Уйти в монастырь. Фильм Алексея Полякова Почти весь XX век Спасо-Каменный монастырь на озере Кубенское лежал в руинах. И, скорее всего, разрушился бы совсем, если бы на нём не появилась Надежда, ... читать далее »

Народный промысел 95

Морозы - 42. Таежные будни.

23 марта 2023 в 11:40Андрей Рыбак
Мороз и солнце. Морозы -42 не могу попасть в избу и тайгу. Проверка продольников зимой. Таежные будни. морозы под -40 и четыре дня мы не могли выехать в тайгу, потому что не заводилась машина и было ... читать далее »

Высказывания 617

Ум Христов, не рождается в нас вследствие силы мышления

22 марта 2023 в 19:12Андрей Рыбак
Преподобный Максим Исповедник. Храм Протат на Афоне, XIV век Как пишет прп. Максим Исповедник в толковании на 1 Кор. 2:16: «Ум Христов, который воспринимают святые по глаголу: Мы имеем ум Христов, не ... читать далее »

Технологии 314

Игорь Ашманов. Мы погружаемся в цифровую колонизацию.

20 марта 2023 в 22:53Андрей Рыбак
Игорь Ашманов Игорь Ашманов: К ВЛАСТИ ПРИХОДИТ НОВЫЙ ЦИФРОВОЙ КЛАСС, МЫ ИДЕМ К ЦИФРОВОЙ КОЛОНИЗАЦИИ 17 марта 2023 г в Московской Государственной Думе прошел круглый стол "Проблемы защиты ... читать далее »

Альпинизм

Манаслу противится быть первым шагом рекорда

Норвежка Кристин Харила хочет подняться на все 14 восьмитысячников мира за шесть месяцев и установить мировой рекорд. Однако, Манаслу   первая вершина для её нового списка не собирается так просто ... читать далее »

Парашютизм

Южноуралец совершил прыжок с парашютом с двумя огромными флагами

Южноуралец Олег Тощев вновь совершил прыжок с парашютом площадью 800 квадратных футов, с двумя флагами, величина которых составила 1000 и 600 квадратных метров. В России прыжков на таких парашютах еще ... читать далее »

Календарь 3496

30 марта. Четверток Великого канона. Преподобного Алексия, человека Божия. Преподобного Пар­фе­ния (Крас­но­пев­цева) Ки­е­вского.

29 марта 2023 в 16:08Андрей Бузик
17 марта по старому стилю / 30 марта по новому стилю четверг Седмица 5-я Великого поста. Глас 8. Великий пост. Пища с растительным маслом Четверток Великого канона. Прп. Алексия, человека Божия ... читать далее »

Стихи 1345

Жить уж отчасти...

28 марта 2023 в 11:38Владимир Лучит
*** Жить уж отчасти можно в будущем, над обликом желаемым его только раздумывая чаще, как живописец или зодчий – над величественным замыслом своим, во дне хотя б и настоящем. *** Тот, кто привык ... читать далее »

Разное 1214

Этимология русского слова Бог

27 марта 2023 в 20:07Новер
Этимология слова Бог в русском языке слово Бог На Руси в допетровские времена, точнее до начала Романовской династии слово Бог по отношении к Творцу не употреблялось. Было православие древней Веры ... читать далее »

Предание 360

Сокровищница духовной мудрости. Седмица 5-я Великого поста

27 марта 2023 в 04:56Андрей Бузик
Лукас Кранах Старший. Страшный суд Седмица 5-я Великого поста ПОНЕДЕЛЬНИК О ВНУТРЕННЕЙ БОРЬБЕ Два, точно два во мне ума: один добрый – он следует всему прекрасному, а другой падший – он следует ... читать далее »

Пророчества cвятых 1

Слово к открытию Библиотеки Пророчеств.

26 марта 2023 в 16:26Фокин Сергей
обложка книги Братья и сёстры! Мы живём во времена Апокалипсиса, в самом конце Чёрного Века! Во времена начала торжества Света над тьмой и в великие времена создания БОГОМ Царства Святого Духа на ... читать далее »

Поиск Святой Руси 368

Страдания человека не от Бога

25 марта 2023 в 09:09Андрей Рыбак
Кресту Твоему поклоняемся Владыка и Святое Воскресение Твое, Славим! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Прп. Симеона Нового Богослова, Иоанна Лествечника Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, ... читать далее »

Святые 407

Страдание святого священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и прочих с ним

24 марта 2023 в 06:10Андрей Бузик
Страдание святого священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и прочих с ним Апостол велит почитать памяти святых: "поминайте, - говорит он, - наставников ваших, которые проповедовали вам слово ... читать далее »

Эсхатология 710

Экуменическая служба в Стамбуле | Идет подготовка к введению католической пасхалии

23 марта 2023 в 11:14Андрей Рыбак
Папа Франциск и Патриарх Варфоломей Экуменическая служба в Стамбуле | Идет подготовка к введению католической пасхалии что нам говорят каноны о молитве с еретиками. Вообще, насколько они ... читать далее »

Катастрофы 295

Первый подводный атомный взрыв в СССР (21.09.1955)

21 марта 2023 в 22:38Андрей Рыбак
атомный взрыв Первый подводный атомный взрыв в СССР (21.09.1955) Маленькая торпеда мощностью 1/4 бомбы взорванной в Хиросиме. читать далее »

Песни 105

Полюшко - поле - Юлия Щербакова и Роман Бобров

19 марта 2023 в 20:51Андрей Рыбак
Поле Полюшко - поле - Юлия Щербакова и Роман Бобров Полюшко-поле — русская песня, которая, благодаря широкой популярности, считается народной. Между тем, песня имеет своих авторов. Согласно ... читать далее »

Фридайвинг

Алексей Молчанов установил новый рекорд - 156 метров в глубину в дисциплине VWT.

28 марта 2023 года, на острове Бонэйр в Карибском море Алексей Молчанов установил рекорд в новой для себя дисциплине - VWT (ныряние в глубину с переменным весом). В дисциплине VWT фридайвер спускается ... читать далее »

Путешествия

"Случившееся было шоком": как пытались спасти тримаран кругосветки РГО.

Тихий океан не всегда оправдывает своё название. Порой он становится суровым и жестоким, сполна демонстрируя бурный нрав первозданной стихии. Первая попытка пересечь бескрайние водные пространства ... читать далее »

© 1999-2023 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru