Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Иконография. Символика образа. / Четыре апокалипсических существа - только ли символы евангелистов? Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Четыре апокалипсических существа - только ли символы евангелистов?
Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин
Тема: #48785    03.11.05 01:41    Просмотров: 239653 [292]

Сообщений: 242    Оценка: 5.00   Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... | 17 | >>
Не показывать | Исправить | Ответить

Главным источником толкования служит в Новом Завете Откровение Иоанна Богослова, который в своем видении престола Всевышнего на небе узрел странных существ: "...посреди престола и вокруг престола [находятся] четыре животных (τέσσαρα ζφα, quattuor animalia), исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему" (Откр.4:6-7). Эти "четыре животных" оказываются шестикрылыми херувимами, непрестанно поющими Господу хвалу.
В христианской экзегетике существовали различные объяснения этих существ. Одно толкование, которое развивала сирийская школа, а также Григорий Великий (конец VI в.), рассматривало существа как символы самого Христа в различные фазы его жизни: при рождении он человек, при смерти - жертвенный бык, при воскресении - лев, при вознесении - орел.



Романчиков Виктор Сергеевич
Романчиков Виктор Сергеевич

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #3895693
30.10.17 21:51
Ответ на #2296374 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Бог любви ничего не разрушает, кроме замыслов диавола, обращая даже их во благо. Люди сами уничтожат созданный ими мир. А суд не "страшен", потому, что мы уже не понимаем, что он идёт уже более 2-х тысяч лет; в конце же этого мира Христос придёт за Своими, дабы забрать их в жизнь вечную.

Романчиков Виктор Сергеевич
Романчиков Виктор Сергеевич

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #3895692
30.10.17 21:42
Ответ на #1640543 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

А почему Ириний привязал этих четырёх животных четырём евангелистам? В честь чего? А если предположить, что евангелистов было трое, как три свидетеля, согласно Иудейского Закона о полноте свидетельства, что Иоанн и Марк -это одно лицо (Деян.12:12), то тогда расклад о четырёх животных в приложении к евангелистам не уместен.

Виталий Разумеев

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2879080
20.12.07 20:21
Ответ на #2262384 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Название можно перевести примерно так: Поклонение Скинии - Слову Божиему//

Гм... Ну зачем же "примерно", если можно точно: "Радуйся, Скиние Бога и Слова". И, сколько я могу судить", представленное изображение есть фрагмент иконы/фрески "Акафист Богородице". В названии, а также на плащах Моисея и Аарона воспроизведена последняя хайретисма Акафиста:
Χαίρε, σκηνή του Θεού και Λόγου. Χαίρε, αγία αγίων μείζων.
Χαίρε, κιβωτέ χρυσωθείσα τω Πνεύματι. Χαίρε, θησαυρέ της ζωής αδαπάνητε.
Χαίρε, τίμιον διάδημα βασιλέων ευσεβών. Χαίρε, καύχημε σεβάσμιον ιερέων ευλαβών.
Χαίρε, της Εκκλησίας ο ασάλευτος πύργος. Χαίρε, της βασιλείας το απόρθητον τείχος.
Χαίρε, δι’ ής εγείρονται τρόπαια. Χαίρε, δι’ ής εχθροί καταπίπτουσι.
Χαίρε, χρωτός του εμού θεραπεία. Χαίρε, ψυχής της εμής σωτηρία.
Χαίρε, Νύμφη ανύμφευτε.
(http://www.geocities.com/lelefty/cheretismoi.htm)

Словенски же:
Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая.
Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое.
Радуйся, честный венче людей благочестивых; радуйся, честная похвале иереев благоговейных.
Радуйся, Церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено.
Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадают врази.
Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение.
Радуйся, Невесто Неневестная.
(http://molitva-1.narod.ru/akaf_05.htm)

Престол (стол с хлебами предложения и семисвечником) покрывает пелена с медальоном — изображением Богородицы.

Может показаться, что переводчик Акафиста избегает слова "скиния", передавая его словом "селение". Однако, такой перевод возможен, если вспомним, что ἡ σκηνή — это "шатёр", "палатка", "сень", "балдахин" etc., а глагол σκηνόω ("раскидывать шатёр, палатку", "селиться") в обороте "καὶ ἐσκήνωσεν ἐν ἡμῖν" (Ин 1: 14) был передан в значении "селитися" ("и вселися в ны").
Впрочем, оним "скиния", как символ Божией Матери, нередко встречается в православно–христианской гимнографии, см., напр., тропарь, глас 7:
"Свыше пророцы Тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, и престол Царев".


Виталий Разумеев

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2876485
17.12.07 22:48
Ответ на #1648828 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Уважаемый Игорь Петрович,

не намереваясь вступать в дискуссию, я позволю себе реплику по поводу "исчерпанного инцидента". Я понимаю и в целом принимаю Вашу позицию. Как и Вы, я весьма далёк от идеи христианизации астрологии, однако нельзя не помнить о том, что "Моя вселенная и все, что наполняет ее." (Пс 49: 12б; см. тж. Пс 23: 1). В полной мере это относится и к небесным телам и светилам, в свою меру и силу воздающим хвалу Творцу: "На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?" (Иов 38: 6-7).
Безусловно, на растиражированный аргумент апологетов расхожей астрологии "звёзды не предсказывают, а предупреждают" у христианина может быть лишь один ответ: "...а Христос освобождает от зависимости от звёзд". В самом деле, было бы трудно отрицать известную зависимость всего живого от воздействия внеземных природных сил и тел, от ближайшей Луны до Солнца... Вместе с тем нельзя назвать вполне разумным (φρόνιμος) человека, сознательно поработившего себя слепым стихиям, который и шагу не может ступить, не справившись с астрологическим прогнозом.
Это в качестве общего рассуждения по предмету дискуссии.
А в частности, касаясь личности Вашего оппонента, обратите, пожалуйста, Ваше внимание на известное Вам слово Спасителя:
"При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас". (Лк 9: 49-50).

Христос посреде нас!


Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2408006
16.10.06 16:57
Ответ на #2407316 | Кристина Леонидовна католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Плоды страданий Христовых
Средняя Русь. Первая половина XIX века.
из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря
Находилась в местном ряду иконостаса

Плоды страданий Христовых

В основе этого сюжета - западно-европейская иконография, когда каждая деталь изображения иногда буквально поясняет сложные богословские образы. Крест с распятым Христом украшен цветами (в знак победы жизни над смертью), причем в верхних цветах - орудия страданий Христа (копье, губка с уксусом, гвозди). Из правого цветка рука поражает мечом Смерть в виде скелета на коне. Рука, протянувшаяся из левого цветка, награждает венцом пятиглавую церковь в знак торжества Нового Завета. Вверху руки в облаках отпирают двери рая.
Некоторые черты позволяли видеть в иконах "Плоды страданий Христовых" образ Страшного суда. Свое влияние в этом случае оказали иконографическая схема Страшного суда, миниатюры лицевых Апокалипсисов и Синодиков. Заимствования из этих источников изменяли существующие в иконе элементы в эсхатологическом духе.


Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2407316
16.10.06 12:52
Ответ автору темы | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

ПЛОДЫ СТРАДАНИЙ ХРИСТОВЫХ (фрагмент)
конец 18 века
Россия

ПЛОДЫ СТРАДАНИЙ ХРИСТОВЫХ фрагмент конец 18 века Россия

Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2385575
05.10.06 21:25
Ответ на #2242431 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ
1707 г.
Алексей Квашнин

ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ 1707 г. Алексей Квашнин фрагмент 1



ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ 1707 г. Алексей Квашнин

Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2327057
12.09.06 16:10
Ответ на #2325139 | Кристина Леонидовна католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Тема Апокалипсиса, хотя мы ее затронули, и даже несколько с лишком, большая и важная.
О ней нужно говорить отдельно.///

Тема открыта, добро пожаловать :)
Сюжеты Апокалипсиса. "Блажен чтый, и слышащий словеса пророчествия" (Откр.1:3).

Св.Иоанн Богослов на о. Патмос

Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2325139
12.09.06 00:02
Ответ на #2320973 | Игорь Петрович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Напишите пожалуйста, что Вы думаете про то, что я сказала:
-------------------------------------------------------------


Тема Апокалипсиса, хотя мы ее затронули, и даже несколько с лишком, большая и важная.
О ней нужно говорить отдельно.

//Есть оправдание - в названии темы есть слово Апокалипсис :)//

Чем оправдаться - это мы всегда найдем :) Тем, что затронули, оправдались с лихвой.
Что перенести что-то придется? да можно не все. Найдется другое, интересное и важное тоже.
Вы пишете, что есть фрески. Может и не надо вот сразу иконы переносить, а о фресках и начать.

По-моему, дело вообще не в этом.
Если здесь мы не отдельные моменты этой темы смотреть будем, как до сих пор сделали (и остановиться пора), а внутри темы разовьем такую серьезную тему, как Апокалипсис,
то тему тетраморфа придется закрыть. Я вообще-то думала выложить еще образы тетраморфа,
небесных сил, Христа в образе Ангела как посланника Божия... Но смотрите сами, может не надо... Даже если ее оставить, зачем загонять все, что было в этой теме, глубоко. А если "заложим" ее кладкой следующей надстройки, и не доберешься...

И не только в этом дело. Разве не устали Вы от гипертем, где все подряд?. На мой взгляд ТЕТРА -
первая нормальная свободная тема, где была логика, несмотря на разнообразие, где все можно найти.

В доказательство привожу кусок одного оч. давнего сообщения, который просто замечателен.
Нашла его за пару минут:

//Иконопись - это и соединение четырех стихий - земли, воды, огня и воздуха, которые использует иконописец в процессе работы.
Это соединение четырех живых миров - мира птиц (яичный белок, связующее), мира рыб (клей, составная часть левкаса), животных (кисти, коими пишутся иконы) и насекомых - мед, входящий в состав грунтов и тварного золота).
Это соединение четырех "неживых" миров - растительного (доска иконы, льняная паволока, олифа), минерального "мягкого" (глины, мел), "твердого" (измельченные полудрагоценные камни - красители) и металла (сусальное золото).

Это, наконец, символика четырех "слоев" иконы:

● дерево - как крестное древо, ставшее символом спасения, победы над смертью; как древо познания добра и зла, одновременно премудрость и основание всему:
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум … Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее! Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом (Прит.3:13;18-19)

● грунт - левкас, мел или известь как символ света и чистоты: И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; и напиши на сих все слова закона сего (Втор.27:2,3)

● Красочный слой - как земное отображение горнего мира. В.Н. Лосский называл икону "началом созерцания лицом к лицу". В небесной жизни все смогут зреть Бога лицом к лицу, и иконное изображение являет собой начало этого созерцания.

● Слой олифы - последний, оберегающий изображенное - слой масла, елея, придающий особый статус миропомазанному. При посвящении Аарона в священники говорит Господь Моисею: и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его (Исх.29:7).//


Ну, причем тут Апокалипсис... А сама по себе тема Апокалипсиса оч. интересна. Да и понять так много надо...
Да и странно - что так ужиматься? Новые темы так редко открываются.
Разве места мало? Смотрите, что получается: не было такой темы и стали о душах, рае в теме архангела Михаила говорить, потом здесь, еще здесь о других образах Апокалипсиса.
Ведь это потому, что тема нужна была такая, а ее не было.

По-моему, пока этот раздел был в стадии становления, действовали соображения о том,
чтобы открывать ограниченное количество тем из-за опасений, что какая-то тема не будет заполняться. "Матрешечность" пространства тем, как мне видится, не всегда им на пользу.









Игорь Петрович
Игорь Петрович

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2320973
10.09.06 14:01
Ответ на #2318869 | Кристина Леонидовна католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Теперь вижу, что стоило открывать отдельную тему - по "Страшному Суду", раю и Апокалипсису.. Огромный офф-топ получился, и еще немало можно принести. У меня, например, есть фрески сцен Апокалипсиса, что делать посоветуете? Углубимся или с чистого листа начнем? Есть оправдание - в названии темы есть слово Апокалипсис :)
Икона, которая мною уже выставлялась, но - не помню, где :(

Сюжеты Апокалипсиса
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Апокалипсис. Вл.Суздальский музей-заповедник


Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2318869
09.09.06 01:26
Ответ на #2317895 | Полина Боровская православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//откуда она? Век XVIII - XIX//

Икона "Страшный Cуд" конца 18 века, происходит из Благовещенской церкви в с. Едома
Череповецкого района. Находится в Череповецком художественном музее.
Сотрудники музея считают, что это самая большая икона Страшного Cуда из тех,
что имеются в России. Ее размеры - 208,8 х 172 см!

=====================================================================
//Заодно разобралась, что новгородская же икона из собрания того же Морозова в той же ГТГ, датированная 2-й половиной 16 века - другой образ//



obraz.org


СТРАШНЫЙ СУД
2-я пол. 16 века
Новгород

СТРАШНЫЙ СУД 2-я пол. 16 века Новгород


Полина Боровская
Полина Боровская

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2317895
08.09.06 17:12
Ответ на #2316130 | Кристина Леонидовна католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спасибо, любопытно, что столько разногласий. Для себя я знаю, что ранние новгородские иконы отличаются именно цветом, а что касается новгородских таблелок, так они вообще послужили примером иконописных подлиников... Я хотела отметить, как восприятие Страшного Суда меняется с течением времени. Вот еще одна икона, только без каких-либо сведений (может, кто подскажет, откуда она?) Век XVIII - XIX. Вот где устрашение...

Страшный Суд


Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2316130
08.09.06 02:21
Ответ на #2313720 | Полина Боровская православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

//Проверила. Середина XV века. Москва, ГТГ. Так что с красками все нормально. Да и книге доже можно довериться: В.М.Алпатов, Древнерусская иконопись,Москва, "Искусство", 1974, отпечатано в Будапеште//

Ой, Полина, будем осторожны насчет достоверности источников :(

Видела, в том числе и в интернете, что эта икона датируется
и серединой 15 века http://lj.rossia.org/users/john_petrov/347861.html?mode=reply - здесь краски как раз такие, как на выложенном образе,
и третьей четвертью 15 века
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=489&top_id=88&mode=img - здесь краски
гуще, но по-моему тоже не похожи на краски древней иконы. (Заодно разобралась, что новгородская же икона из собрания того же Морозова в той же ГТГ, датированная 2-й половиной 16 века - другой образ).

Понимая, что не разберусь, если не прибегну к более достоверному источнику, думала, что раз
икона в ГТГ, то надо бы найти как датируют ее тамошние специалисты. Ведь сейчас - Слава Богу! - можно найти более надежные источники. Подумала, что было бы хорошо, если бы таким источником было издание собственно ГТГ. И мне удалось в такой источник заглянуть, это одна из последних их книг с прекрасными репродукциями (это я и о цвете тоже). Там указано, что это икона 1-ой половины 16 века. Только поэтому уверено и пишу.

Но, кажется, Вы меня не совсем верно поняли, когда написали //Проверила. Середина XV века. Москва, ГТГ. Так что с красками все нормально//

Я не имела ввиду, что для образа 16 века краски "не подходят", а "подошли бы" для 15-го.
Говорила о том, что по моему субъективному мнению этой "раскраски" не может быть у икон
ни 15, ни 16 вв. По моему субъективному восприятию зеленый несколько "ядовит" (Ваш пример с цветами фрагмента удачен в том смысле, что, опять же по моему восприятию, эти-то цвета как раз вызывают ассоциации с красками икон 15 века, а цветовое решение репродукции образа в целом - нет).
А такой красный цвет в репродукциях я называю "красным без нюансов" (Уж извините за такие мои собственные определения :), думаю, однако, что они что-то проясняют). Но когда видишь хорошую, соответствующую репродукцию этой иконы СТРАШНОГО СУДА, меру красного цвета, сразу же вспоминаешь новгородскую же икону Премудрость созда себе дом (ок. 1548 г.). На этих иконах (как и на других древних образах) у красного нет того качества, что называют яркостью. Цвет насыщенный, но несколько приглушен (не в последнюю очередь это создает ощущение торжественности).

Хочу также обратить Ваше внимание на то, что, когда мы опираемся главным образом на источники достаточно давние (это про книгу 1974 г.; кстати, интересно, а что автор книги сам считал неопровержимым источником :)? ), то можем невольно заблуждаться. Иногда специалисты пересматривают представления своих предшественников и датируют иконы другим периодом. В таком случае мы об этом и не узнаем. В отдельных случаях именно этим могут объясняться разночтения в датах, которые можем видеть в разных источниках..
Вообще же не всякую книгу считаю для себя надежным источником. Здесь положение получше,
чем с сайтами. Но тоже ошибок немало. Встречала даже, что в одной книге об иконе написано, что 16 века, а в другой - аж 18-го!
Но не будем о грустном. Случай с этой иконой действительно запутаный.

Ну, вот я все изложила, а Вы сами для себя решайте.


//лучше осознавать себя "убогим", как преп. Серафим//

О, да ведь это для современного человека кажется самое трудное. Осознание этого дается не просто.
Слово "убогий" ведь значит "У Бога".
Но в сознании мирском убожество - это недостоинство, неуспех, неумение, глупость, обреченность. Это рассматривается как отсутствие у человека "настоящих" качеств , что и не позволяет ему пробиться вверх, занять первое место.

Великая святая Католической церкви Тереза Младенца Иисуса, Маленькая Тереза, как мы ее
просто зовем, обычная девушка, ушедшая совсем юной в монастырь вслед за сестрами и умершая
в 24 года от туберкулеза, ничего великого (по мирским понятиям) не совершившая, написавшая только по послушанию незадолго до смерти свои записки, заметила: "Достаточно смириться и кротко переносить собственные несовершенства – вот истинная святость. Возьмемся за руки и побежим занимать последнее место...– никто не придет его оспаривать".

"Достаточно смириться.." Так просто...


С Богом!







Полина Боровская
Полина Боровская

православный христианин

Тема: #48785
Сообщение: #2313720
07.09.06 11:56
Ответ на #2312382 | Кристина Леонидовна католикНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Добрый день!

///Про выложенное Вами изображение иконы СТРАШНОГО СУДА я так сказать не могу. И вот почему.
Если мы говорим о том, как воспринимается икона, то должны сначала увидеть репродукцию, цвета которой были бы близки к цветам иконы. Посмотрите, разве такие краски могут быть у иконы 1-ой половины 16 века? (проверьте, это не 15 век).///
Проверила. Середина XV века. Москва, ГТГ. Так что с красками все нормально. Да и книге доже можно довериться: В.М.Алпатов, Древнерусская иконопись,Москва, "Искусство", 1974, отпечатано в Будапеште. Там еще аннотация есть (сразу не заметила): "Русский вариант традиционного иконографического типа изображений. Меньше драматизма, чем в византийских иконах на эту тему, зато больше занимательности рассказа. С фольклорной наивностью представлены монахи в раю с крылышками за плечами, как признаками ангельского чина".
И фрагмент, краски на котором все-таки имеют сходство с новгородскими XV века:

Страшный Суд. Новгород, середина XV в.

/// А вообще, нередко бывает, что, глядя на краски выложенных образов, испытываю сложные чувства ///
В этом с Вами согласна. Особенно не доверяю образам с Котловки, там все иконы подряд "пережарены", а на красные цвета порою смотреть просто невозможно.

///Слово "страшный" с церковнославянского языка переводится как внушающий почтение, благоговение; удивительный, чудный
Мною этот образ воспринимается как торжественный.
Страшный Суд - это торжество Правды, каковой является Бог ///

Да, это верно. Как верно и то, что Христос придет Утешителем для праведных. Только кто себя может назвать праведником? Сама мысль об этом уже соблазн, лучше осознавать себя "убогим", как преп. Серафим.

Спасибо за Сурожского. И за стихотворение. Хорошее.


Кристина Леонидовна

католик

Тема: #48785
Сообщение: #2312382
06.09.06 22:07
Ответ на #2293447 | Полина Боровская православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Здравствуйте, Полина!

Ваши слова //Праздничная, не правда ли?// - продолжение нашего обмена мнениями об иконе Успения, про которую я написала //Краски иконы таковы, что она действительно воспринимается как праздничная, радостная//.

Про выложенное Вами изображение иконы СТРАШНОГО СУДА я так сказать не могу. И вот почему.
Если мы говорим о том, как воспринимается икона, то должны сначала увидеть репродукцию, цвета которой были бы близки к цветам иконы. Посмотрите, разве такие краски могут быть у иконы 1-ой половины 16 века? (проверьте, это не 15 век).
Хотя то, что изображение большого размера - несомненное преимущество. В своем "архивчике" стараюсь сохранять те изображения икон, цвета которых соответствуют оригинальным
(на этом пути "как много пройдено дорог, как много сделано ошибок"), но если искомое изображение маленького размера, сохраняю также и большеразмерное, хотя по каким-то параметрам и некорректное изображение, т.к. это дает возможность рассмотреть детали иконы. И выложенное Вами изображение в таком случае сохранила, оно у меня есть. А вообще, нередко бывает, что, глядя на краски выложенных образов, испытываю сложные чувства (словно рядом с изображением стоит компьютерный персонаж по фамилии Станиславский и говорит: "Не верю."). Но это отдельная тема.

Если об этой иконе, то выкладываю здесь то изображение, что ближе к оригиналу. Вот теперь могу говорить как воспринимается этот образ.

Слово "страшный" с церковнославянского языка переводится как внушающий почтение, благоговение; удивительный, чудный.

Мною этот образ воспринимается как торжественный.
Страшный Суд – это торжество Правды, каковой является Бог.
В жизни мы видим множество людей, желающих, чтобы их по достоинству оценили.
Многие люди уверены при этом, что заслуживают высокой оценки. Настоящую оценку
человек получает от Бога, который есть Свет. Вот в этом Свете будут видны наши помыслы, наши дела, наша жизнь.



…Открывается дверь в вечность, в обожение, в то, чтобы стать, по слову Писания, причастниками Божественной природы. Открывается же эта дверь, если человек станет человеком, пожалеет, сумеет сострадать, полюбить. А если мы не пройдем этой дверью, то мы, как воры, стараемся пройти через стену в Царство, которое нам все равно останется закрытым. Только если мы осознаем, что стоим перед судом, что стоим перед реальным, грозным, беспощадным судом - потому что судит не Бог, а осуждает нас наша жизнь, наша совесть, правда или неправда наша, - только тогда можем мы опомниться.
Обо многом мы горюем, а одно только страшно - это грех: отпасть от Бога и отпасть от людей, умереть для Бога, умереть для людей. Это единственное страшное. Все остальное пройдет: горе пройдет, страдание пройдет, жизнь на земле пройдет; это останется. И вот если бы нам сознавать остро, с болью, как глубоко врезается жало греха и как оно смертно, смертельно, тогда мы могли бы начать исправляться, начать жить. Но мы это ощущаем только мгновениями, когда вдруг нас как огнем, обдаст, когда мы почувствуем, что нас гложет ужас и страданье, и пустота разверзается.
Современный человек часто легко относится к словам Евангельским о вечном огне, о черве неумирающем. Да разве это не то, что мы уже знаем на опыте, когда вдруг почувствуем грех, и, как огнем, нас прожжет? Или когда из года в год мы познаем наше бессилие его победить, и, как червь, это нас гложет, гложет и мы не умираем? И если мы только могли бы осознать, как страшен грех, как страшно отпадение, как страшна внутренняя смерть, не внешняя, мы могли бы научиться прощать другим, жалеть других. Если мы только могли бы чувствовать, как это страшно, тогда все остальное было бы для нас так второстепенно: что нас обидели, что нас обошли, что нас ранили, что нас забыли, что нас ненавидят - все можно было бы вынести, но перед ужасом своего и чужого греха мы не могли бы устоять. Было бы слишком страшно думать о себе и, познав это на себе, - о другом, о смерти не временной, освобождающей, торжественной, а о той страдной смерти вымирания, которому нет конца. Если бы мы могли понять, что единственное страшное - это грех, и что когда человек нас обидел, унизил, обошел, оскорбил, он себя ранил так страшно, что всей нашей жалости мало, всего нашего сострадания мало, всего ужаса нашей души мало, всей нашей молитвы мало, чтобы испросить ему прощения, исцеления, милости, спасения! Пока мы не познаем своего греха, не поймем, что грех - это убийство и смерть над собой, мы не сумеем никого никогда простить...

Митрополит Антоний Сурожский "О СТРАШНОМ СУДЕ"



Грегор Нарекаци "Книга скорбных песнопений"

Мне ведомо, что близок день суда,
И на суде нас уличат во многом…
Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет суд? – Я поспешу туда!
Я пред Тобой, о, Господи, склонюсь,
И, отрешась от жизни быстротечной,
Не к Вечности ль Твоей я приобщусь,
Хоть эта Вечность будет мукой вечной?




СТРАШНЫЙ СУД
1-я пол. 16 века
Новгород

СТРАШНЫЙ СУД 1-я пол. 16 века Новгород


Страницы: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ... | 17 | >>

Помогите пожалуйста!

Календарь 3189

18 мая. Преполовение Пятидесятницы. Великомученицы Ирины Македонской. Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского.Преподобного Варлаама Серпуховского (1377). Прмч. Ефрема Нового

17 мая 2022 в 17:15Андрей Бузик
05 мая по старому стилю / 18 мая по новому стилю среда Седмица 4-я по Пасхе. Глас 3. День постный. Разрешается рыба. Преполовение Пятидесятницы. Вмц. Ирины (I–II). Обре́тение мощей прп. Иакова ... читать далее »

Путешествия 303

Путешествие по Горному Алтаю. Самые красивые и заповедные места. Телецкое озеро и Чулышманская долина.

15 мая 2022 в 22:59Андрей Рыбак
Устье главного притока Телецкого ЗАПОВЕДНЫЙ АЛТАЙ. ДОЛИНА ЧУЛЫШМАН. Телецкое озеро на пароме. Каменные грибы. Артыбаш. Гора Кокуя. Путешествие по Горному Алтаю. Самые красивые и заповедные места. ... читать далее »

SOS! 508

Объявлена охота на здоровых людей. Игорь Шнуренко

15 мая 2022 в 10:59Андрей Рыбак
Игорь Шнуренко Объявлена охота на здоровых людей. Игорь Шнуренко Зачем современная наука меняет человека? Как человек утрачивает свободу над собственным телом? Принудительная медицина - во имя ... читать далее »

Святые 345

Какой знак того, что человек-христианин близок ко Христу? Иоанн Кронштадтский

14 мая 2022 в 20:05Андрей Рыбак
Святой праведный Иоанн Кронштадтский Какой знак того, что человек-христианин близок ко Христу? Иоанн Кронштадтский читать далее »

Жития 331

Пафнутий Боровский, преподобный.

13 мая 2022 в 16:04Андрей Бузик
Преподобный Пафнутий был внуком татарина-баскака. Когда пришел на нашу землю татарский царь Батый со своим многочисленным войском, то, опустошив ее мечом и огнем, пленивши города, разрушивши церкви ... читать далее »

Паломничество 249

На Афоне отреставрируют храмы и здания 12 монастырей

11 мая 2022 в 22:10Андрей Рыбак
На Афоне отреставрируют храмы и здания 12 монастырей На Афоне отреставрируют храмы и здания 12 монастырей На ремонт храмов и монастырей Святой Горы Афон потратят свыше 18,5 миллионов евро. 12 ... читать далее »

Технологии 302

Как государства становятся корпорациями, а корпорации государствами

10 мая 2022 в 20:20Андрей Рыбак
Игорь Шнуренко Как государства становятся корпорациями, а корпорации государствами читать далее »

Будущее 390

Победа Святой Руси в пророчествах

8 мая 2022 в 11:38Фокин Сергей
«Яко тело без души, мёртво есть, так и душа без ума праздна есть, и Царствия Божьего наследовать не может. Нечувствующий Божьего Промысла, безумный суть душою» (Преподобный Антоний ... читать далее »

Афон 212

Праздник иконы "Страшное предстательство". Монастырь Кутлумуш

7 мая 2022 в 22:47Андрей Рыбак
Праздник иконы "Страшное предстательство". Монастырь Кутлумуш "Страшное Предстательство" (Фовера Простасия) читать далее »

Наука 243

Анатолий Клёсов. Загадки древних славян

4 мая 2022 в 13:20Андрей Рыбак
Анатолий Клесов Анатолий Клёсов. Загадки древних славян читать далее »

Каякинг

Дмитрий Храмцов считает, что на Кубке России была достойная конкуренция

Дмитрий Храмцов считает, что на Кубке России была достойная конкуренция. Спортсмен из Свердловской области в Окуловке завоевал две медали в индивидуальных гонках каноэ-одиночки и отобрался первым ... читать далее »

Каякинг

ергей Маймистов   обладатель Кубка России в экстремальном спуске

Сергей Маймистов   обладатель Кубка России в экстремальном спуске. В беседе с пресс-службой Федерации гребного слалома России представитель Санкт-Петербурга подвел итоги выступления на первом ... читать далее »

Патерик 268

Не надо слишком заботиться о комфорте

17 мая 2022 в 12:15Андрей Рыбак
Старец Порфирий Кавсокаливит "Не надо слишком заботиться о комфорте" — Геронда, когда я говорю, что могу работать столько-то и что это предел моих возможностей, то говорю это по себялюбию? — Чем ... читать далее »

Воины 364

Передовая. Азовсталь. Штурмовики уходят в бой (еще полчасика).

15 мая 2022 в 21:00Андрей Рыбак
Штурмовики уходят в бой (еще полчасика). Передовая. Азовсталь. Штурмовики уходят в бой (еще полчасика). России трудно, а бойцы шутят. Большой репортаж из расположения специального штурмового ... читать далее »

Стихи 1202

Каким умом ни обладай...

15 мая 2022 в 09:17Владимир Лучит
*** Каким умом ни обладай, каких способностей иль знаний ни имей теоретических, а лишь возвысясь над собой, и можно научиться мыслить планетарно и космически. *** Таков один из исключений не ... читать далее »

Проповедь 90

Седмица 4-я по Пасхе. Неделя о расслабленном. Полный круг проповедей.

14 мая 2022 в 15:50Андрей Бузик
Воскресение. О надежде сверх всякой надежды Неделя о расслабленном Ин.5:1–15 Каждое четвертое воскресение по Пасхе мы читаем о том, как Иисус Христос исцелил расслабленного возле овчей купели, ... читать далее »

Общий 1354

Все идет так как им надо

12 мая 2022 в 22:40Андрей Рыбак
сообщники-каббалисты и паписты Все идет так как им надо читать далее »

Память 352

Сегодня память иеромонаха Дионисия (Игната). Спасение не тяжело, но оно дело тонкое

11 мая 2022 в 22:09Андрей Рыбак
память иеромонаха Дионисия (Игната) - он отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет Сегодня память иеромонаха Дионисия (Игната) - он отошел в вечность 11 мая 2004 года в возрасте 95 лет, из ... читать далее »

Притчи 290

Святитель Кирилл Туровский. Притча о человеческой душе и теле.

10 мая 2022 в 16:09Андрей Бузик
Епископ Туровский, духовный писатель, проповедник, богослов, гимнограф. Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении Божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о ... читать далее »

Шутка 199

Никогда еще Россия не была так хороша, как при Зеленском.

7 мая 2022 в 23:05Андрей Рыбак
Никогда еще Россия не была так хороша, как при Зеленском. Зеленский - наш агент, так как всего за два месяца: 1. Активно выдоил Запад на деньги - безвозмездно, потому что отдавать будет некому. Не ... читать далее »

Спорт - Экстрим 255

Экстремальное путешествие на лодке "Апостол Андрей" из Сургута на Диксон.

7 мая 2022 в 20:27Андрей Рыбак
Экстремальное путешествие на лодке "Апостол Андрей" из Сургута на Диксон Экспедиция в Арктику на ДИКСОН. 1 серия Экстремальное путешествие на лодке "АПОСТОЛ АНДРЕЙ" из Сургута на Диксон. Река Обь, ... читать далее »

Семья 132

Песня Песней - Любовь к Государю

4 мая 2022 в 07:30Галина Б.
Царская семья Выглянул в окошко - птички дерутся, петушатся. Весна! Любовь! Каждую весну вспоминается Песня Песней премудрого царя Соломона - эта песня любви между мужчиной и женщиной, помещенная в ... читать далее »

Альпинизм

Есть восхождения на Эверест, Макалу и Канченджангу

12-13 мая начались многочисленные восхождения на гималайские восьмитысячники Эверест, Макалу и Канченджангу. На Эвересте большие команды, собранные компаниями Climbing the Seven Summits, Seven Summit ... читать далее »

Горные лыжи

В Терсколе продолжается тренировочный сбор национальных команд России

Начавшийся в первой декаде мая учебно-тренировочный сбор женской и мужской национальных команд России по горнолыжному спорту проходит в штатном режиме, все намеченные тренерским штабом команд задачи ... читать далее »

Высказывания 565

Покаяние и Любовь в нас - Никон Воробьёв.

16 мая 2022 в 08:23Андрей Бузик
Признак, что покаяние принято. Не было случая, чтобы Господь отказал когда-либо кающемуся в прощении. Только тогда Господь не прощает нам, когда мы сами не прощаем другим. Поэтому помиримся со всеми, ... читать далее »

Духовное 1005

Догматическое учение о Таинстве Евхаристии в творениях св. Афанасия Великого

15 мая 2022 в 16:30Андрей Бузик
Святитель Афанасий Великий, Александрийский, архиепископ Св. Афанасий, архиепископ Александрийский и отец церкви, имел неоспоримо – важное влияние на ход церковных событий своего века. По словам св. ... читать далее »

Чудо 316

Афон. Рассказ пустынника о юродивых.

14 мая 2022 в 22:18Андрей Рыбак
Афонский старец Афон.Рассказ пустынника о...о юродивых. 3.05.22.Видео м.Салафиила. Спасение – не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде можно погибнуть. читать далее »

История 521

Битва за «Салют». Документальный фильм.

14 мая 2022 в 13:14Андрей Рыбак
Кино ко дню Космонавтики. Салют - 7 БИТВА ЗА «САЛЮТ». ИСТОРИЯ ПОДВИГА. Документальный фильм. В апреле 1982 года ракетой «Протон» на орбиту выведена советская орбитальная станция «Салют-7». Спустя ... читать далее »

Фото 109

"Тигры" - коты горы Афон, возле монастыря Симонопетра

11 мая 2022 в 22:12Андрей Рыбак
"Тигры" - коты горы Афон, возле монастыря Симонопетра "Тигры" - коты горы Афон, возле монастыря Симонопетра читать далее »

Здоровье 443

Достаточно ли Вы употребляете витаминов и минералов

11 мая 2022 в 16:40Андрей Бузик
Все необходимые микроэлементы участвуют в процессах переваривания и усвоения пищи, регулируют обмен веществ, препятствуют отложению холестерина, улучшают работу нервной, эндокринной, ... читать далее »

Песни 84

Встанем

8 мая 2022 в 18:49Андрей Рыбак
православный воин Встанем читать далее »

Церковь 690

Христос Пантократор в куполе кафоликона монастыря Кутлумуш

7 мая 2022 в 22:51Андрей Рыбак
Христос Пантократор в куполе кафоликона монастыря Кутлумуш Христос Пантократор в куполе кафоликона монастыря Кутлумуш читать далее »

Природа 227

Каштан: Дерево-загадка | Интересные факты про каштан

4 мая 2022 в 17:02Андрей Бузик
Каштан: Дерево-загадка Сегодня мы поговорим о Каштанах. Многие знакомы с каштаном. Кто родился или жил на юге видел эти высокие стройные деревья с огромными листьями. Весной красиво цветущими, а ... читать далее »

Эсхатология 684

Папа Римский Франциск выразил готовность поехать в Москву, чтобы встретиться с президентом

3 мая 2022 в 22:49Андрей Рыбак
сообщники-каббалисты и паписты ПАПА РИМСКИЙ СООБЩИЛ О ГОТОВНОСТИ ПОЕХАТЬ В РОССИЮ ДЛЯ ВСТРЕЧИ С ПУТИНЫМ Франциск также заявил, что "в Киев пока не поедет" РИМ, 3 мая. /ТАСС/. Папа Римский Франциск ... читать далее »

Парусный спорт

Зимний Кубок ассоциации SB20. В Санкт-Петербурге завершился финальный этап серии

7 этап Кубка начался с солнечного, но очень холодного гоночного дня. Тем не менее, четыре гонки пролетели по расписанию, доставив массу впечатлений не только спортсменам, но и гоночному комитету. ... читать далее »

Велоспорт

Результаты IV этапа Кубка России по BMX-рейсу

12−14 мая в Москве на велодроме "Марьинский" состоялся 4-й этап Кубка России по велоспорту BMX-рейс, а также Всероссийские соревнования. У женщин на верхнюю ступень пьедестала поднялась   ... читать далее »

© 1999-2022 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru