 Валентин Лапин
 православный христианин
Тема: #4864
Сообщение: #147954 18.02.01 14:10
|
Дорогие друзья!
В сегодняшнем сообщении я даю краткое, конспективное содержание своих размышлений, что фиксировал за последние несколько лет. Не судите строго, «все согрешили и лишены славы Божьей», как говорил апостол Павел.
И последнее – каждое новое поколение начинает постигать свой путь к Богу с начала. Задача старшего поколения – не наслаждаться своим богатством и счастьем бытия или переустройством мира и общества, а передать свой опыт духовного пути – трудного, но прекрасного. Я прощаюсь с Вами, дорогие друзья, и благослови Вас всех Господь. И в Прощенное Воскресение я прошу у своих православных братьев и сестер – простите меня, Христа ради.
Раб Божий, Валентин.
Псалом 118:121-128
По мотивам Феофана Затворника
Бог покровительствует своим детям – упование – это самый нежный цветок в саду благодати, но и самый крепкий. Бог уделяет нам Свое внимание, а сатана клеветник, разнося дурную славу о нас. Лучше смотреть на Бога. Усиленное желание видеть Бога. Вера в Бога – дверь пред лицем Бога, а само хождение к двери – это исполнение воли Божьей. Милость Божия снисходительна, а правда взыскательна. Самое большое благо – знать святую волю Божию. Мудрость в Притчах 8:10-11. Грех же отделяет дух от Бога и лишает власти над телом и душой. См. Еф. 1:18-19. А также Вт.11:12, Иов 34:21, 1 Пет.3:12.
Псалом 118:129-136
По мотивам Феофана Затворника
Дивные дела совершает с нами Господь – мы умираем для греха. Это мотив для углубления нашей духовной жизни. И если уста Божии изрекают для нас повеления и заповеди, то уста людей исповедуют покорность Богу. Нужна настойчивость в исповедании. Если кто-то что-то домогает, то потом достигает желаемого. Для нас цель – свежесть духовной жизни, когда открыты Богу ум и сердце. В духовной жизни
нельзя быть беспечным, поскольку идет постоянное общение дух – Бог – дух. Нет жизни без духа, ибо чрез него бог входит в нас. Предавший себя богу не остается оставленным Им. Только внутренние искушения человека опасны для него: скрытое зло опаснее открытого, клевета портит сердце. Если по лицу человека видно его состояние, то лице Божие постигается умом. А для этого необходимо искреннее раскаяние, очистить свою
душу водою слез, слезы сокрушения – это слезы омовения. См. Лк. 22:61-62.
Псалом 118:137-144
По мотивам Феофана Затворника
Вера наша – это уверенность, что заповеди Божии есть суть правда и истина. Лоцман ведет корабль, вера ведет нас по жизни. Суд Божий при этом для нас – введение в промышление и успокоение в преданности воле Божией. Правота заповедей в их соответствии нашему состоянию. Ревность об исполнении – не только ты, но и другие должны исполнять заповеди. Любя Бога, мы ревнуем о нем: кто не любит Бога, нас не любит. Слово Божие чисто и привлекательно, а значит возбуждает любовь к Себе (Евр.4:12). Мы проходим свою жизнь от юности к вечности, а за пределами жизни – либо венец, либо ад. Истинно верующий не падает духом, а идет к Богу. И если есть скорби, то скорби словно мрак покрывают верного, но это угодно Господу. Серебро очищается чрез огонь. Скорби – чтобы мы не потеряли бдительность. Верою верь и светло будет в
жизни.
Псалом 118:145-152
По мотивам Феофана Затворника
«Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор.11:1). Усердие – суть выполнения дела. Воззвать к господу всей грудью, а не сквозь зубы. Связь – взываю – услышан – сохраняю. Даруй мне, Господи, спасительные силы, чтобы сохранить твои заповеди в своем сердце. Напряженность великого искания, искать – не щадя сил. Терпи и Господь все успокоит. Молитва ранним утром – нам всем подражание. Упование на
милость Божию – просьба о милости, смирение. Не ко всем одинаково приходит милость Божия, и не всякому она пригодна, мы не знаем, что нам лучше – Он знает. И прося Господа о помощи, будем помнить о заступничестве не ради нас, а ради Его закона. Господь близко, но все это сознают. А если сознают, то невнимательны. Вина в нас в том, что мы сами вырываемся из Его объятий. Совесть сильна тем, что в ней твердо стоит слово «нельзя».
Псалом 118:153-160
По мотивам Феофана Затворника
Смирение – спрашивать силы у Бога и благодарить его. Смирение – это признание того, что лишения приходят к нам извне и просьбы пред Богом – снять их. Чистота совести – Бог видит нечистоту, поэтому необходим самосуд до суда Божия. Но суд человеческий несовершенен. Если жить, как живется – совесть будет грешной. Необходимо следить за всем текущим, читать заповеди, познавать их и делать по их. Упование спасения – спасение с щедротах. В основе терпения – верность заповедям. Ревность о нравственности других – пример, когда Иисус Христос плакал об Иерусалиме. Мучительно для нас принимать неблагодарность других, но ревность свою надо провозглашать чрез власть, письма, учебу. Мы созданы по образу Божию, значит в нас
есть семя добра, вырасти это семя. Убеждение в непреложности заповедей – в том, что только так и надо жить. А сатана предлагает нам развлечения. Будь внимателен!
Псалом 118:161-168
По мотивам Феофана Затворника
Страх нарушить закон. Всегда носить его в сердце и страсти не могут его уничтожить. Благодать Божия и страх – плоды покаяния пред Богом. Залог будущего полагается в настоящем. Наследие уже теперь – мир совести, стройность в делах. Страх Божий есть начало добродетельности. Любовь к закону – отвращение от беззаконий и неправд; обращение не сразу, но в борьбе со грехом. В этом основа духовной жизни. Если из сердца богохваление, то раньше оно возникло в нашем уме. Самое великое – созерцать явление творения Божия – Иисуса Христа. Мир обилен, потому что обильны страсти. Но страсти уходят, а с ними уходит и жизнь человека. Бесстрастие – возвращение к исходному (Божьему) состоянию человека – отсутствие соблазнов. (2
Кор.4:8-9). Упование на спасение только от Христа. Дух наш предаст себя Богу и успокаивается с нем (Мф.11:28). Любовь к заповедям – от них входит в человека струя духовная, питательная. Поэтому доброделание без любви не питает. Сознание везде присутствия и всевидения Бога. Любить заповеди и Самого Заповедавшего и не оставлять этой любви. Со стороны человека – любовь это труд.
Псалом 118:169-176
По мотивам Феофана Затворника
Не доверяй уму своему, а молись. Каждому человеку свойственна своя чуткость совести. Но даже у опытных верующих – она не безмерна. Вразумление от Бога и сразу появятся мысли. Все мы в тесноте, но все мы по-разному выходим из этого. Лучше всего сознавать, что получаем мы силу от Бога. Ум молится с напряжением, молитва согревает сердце. Сердечная молитва – это настоящая молитва. О чем болит душа, о
том и говорит человек. Если возлюбил Слово Божие, о том будет речь. Хочешь жить – живи по заповедям. Рука Божия на нас – просить об этом. Сладостное чувство руки Божией на нас – что такое невозможно при нечистой совести. Уверенность об избранном пути. Господь говорит – иди вслед за Мной, а мы говорим – верую. Вера строится на том, что спасение дано Богом. Смирение и самоуничижение – путь христианина.
Псалом 119
Пленение в Вавилон. Воспоминание о милостях прежних. Языческие народы не сочувствовали возвращению, а видели для себя угрозу. Какая польза от лжи? Только гнев Божий. Рассеянность между народами. Все действия воспринимались как враждебные и истолковывалиь дурно.
Человек в плену греха: если ты грешник – вспомни о милости к тебе Господа. Грех мира не сочувствует тебе в твоих страданиях. Мир погряз во лжи. Почему мир был потрясен смертью принцессы Дианы и матери Терезы? Они несли любовь к людям. А мы гуляем. Люди, желающие стать детьми Божиими – они рассеяны среди народов. Крест – знак раба Божия, знак служения. Крест – знак жертвы для нас и нашей жертвы ради
Него.
Псалом 120
Помощь. Смысл стихов: обращение к Сиону; не сомневаться в вере в Бога, не отчаиваться. Господь – хранитель Твой. Охрана от Него телесная и духовная. Он сохранит тебя везде. Притча об Иисусе Христе, пришедшем в полночь (Мф.25:1-13). Бодрствование, молитва, вера. Свадьба в палестинской деревне – событие, и жених должен явиться неожиданно в полночь. Кто без лампы – того не пускали на свадьбу.
Универсальное значение притчи – некоторые вещи нельзя достать или сделать в последнее время. Готовиться к встрече с Господом надо раньше. Есть такие вещи, которые нельзя занять у других. Нельзя взять взаймы веру в Бога. Человек не может взять взаймы характер. Мы не можем жить за счет чужого духовного опыта – надо нарабатывать свой.
Псалом 121
Иерусалим. Радость паломника. Рассуждение о радости, когда паломники собирались группами и шли в храм. Иерусалим – средство, скрепляющее верующих в единый народ Божий. Славить Господа, что Он спас нас от плена греха, дал первые плоды нашей духовной работы и окончания работ в конце жизни. Это аналогия по псалму – Пасхи, седмицы, кущей. Просить мира для Иерусалима. Мир – это здоровье, покой, благополучие.
Лука 19:42. Плач Иисуса Христа об Иерусалиме Это слезы Бога, проливаемые Им при виде бессмысленных страданий людей. Очищение храма (Мф.21:12-13), когда налог для храма превратился в банковские операции. Не здесь ли для сегодняшней Церкви опасность? Слова Иисуса Христа: «Се оставляется…» - грозное предупреждение для нас.
Псалом 122
Напряженно-молитвенное ожидание. Только от Господа ждем мы милости и только к Нему обращаемся. Мы ждем от Господа помилования, потому что пресыщены презрением надменных. Клевета в мире. Клеветник производит распри, разрушая себя и других. Удаляйтесь клеветника, чтобы не заразиться от него. Сердце праведника стонет, но не оказывай уважения клеветнику. Кто исчислит те раны, что нанесены клеветников? Но и сам не суди других. Закрой свои уста! Укрощай слово! А если вырвалось – покайся
искренне! Кто страдает, тот должен брать пример с Иисуса Христа. Без Бога ничего не бывает, терпи и проверь свою совесть. Если совесть чиста – пусть тебя хулят. В клевете ты можешь найти себе товарищей, ибо зло ополчается против праведников. Рассмотри свои поступки более внимательно, а если было непотребное – поблагодари Господа за наказание. Учи и других не верить клеветникам.
Псалом 123
Простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных (Пс.143:7). Спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова (Пр.6:5). Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес, и все воинство их, землю и все, что по ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и
небесные воинства Тебе поклоняются (Неем.9:6). Если бы не Господь, то тьма и ужас был бы на земле. Если народ без Господа – то страдание и болезнь и физическое уничтожение. Если с нами Господь, то мир и покой (но не расслабление). Протяни руку вверх – чрез нее идет любовь Бога в наше сердце – а теперь отдать эту любовь чрез другу руку – людям.
Псалом 124
Что же будет с Родиной и с нами. Радость от возвращения из плена. Надежда на помощь Божию в дальнейшем благоустройстве жизни. В боге твердая защита. Надежда на Бога никогда не обманет. Сам не избавишь от греха без покаяния пред Богом. Если есть тяжести от Бога – это вознаграждение. Он спасает, Он милует, но не доводит до отчаяния.
Псалом 125
Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме (Ис.66:13). Когда возвращаемся из плена греха, то состояние радости как во сне, все кажется благополучным, мы полны мечтаний. Необходима скорбь – скорбь о своей несостоятельности. Мы не спасем себя сами – Христос врач. Скорбь по любви, о возрождении. См. Ин.15:26.
Псалом 126
Общий смысл – полная покорность человека Богу и жизни по Его руководству. Спокойствие и мир Господь дает только тому, кого Он любит. Всякое дело, начатое с благословения Господа – увенчается успехом. «Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветает» (Пр.14:11). «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор.3:6). В изобилии детей древние евреи видели знак Божественного благоволения. Дети – охрана своих родителей и дети – охрана отечества.
Псалом 127
Послушание воле Божьей. Послушание дарует жизнь, а непослушание – смерть и тление. Блажен, кто приобрел истинное и нелицемерное послушание, потому что он, подражая Господу, делается Его сонаследником. См. Фил.2:8. Непослушание погружает душу в море забвения, в глубину заблуждения и будет обитать во вратах адовых. Предпочитай волю Божию всякой человеческой мудрости и признавай ее более полезной, чем все человеческие разумения. См. 1 Кор.8:1. Новое знание крушит голову многим. Вера – мать послушания. Истинное послушание не смотрит, трудно или удобно, тяжко или легко, но восклицает: «готово сердце мое» (Пс.107:2). Возможно ли послушание, смирение вне Православной Церкви? Нет!
Псалом 128
Страдание и торжество. Для человека характерно стремление властвовать над миром, но это иллюзия. Человеку свойственна слабость. Жизнь окружает нас немощью, а Христос – славой. Даже если тело стеснено, но дух с Богом. Мы гонимы, но не оставляемы Богом. См. Пс.26:10. Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся. Мы не всегда видим, как складывается жизнь, но верим, что сложится. Верующий может
проиграть бой, но не войну.
См. 2 Кор.4:8 по апостолу Павлу успех христианина – жить со Христом, знать о власти Бога. Наши страдания приведут к Богу еще больше людей.
Псалом 129
«душа моя ожидает Господа более, нежели стражи – утра» (Пс.129:6). Другими словами: «Я верю, что ты, Господи, исполнишь те обетования, которые даны Тобою чрез пророков в освобождении из плена; по твоей милости наши беззакония будучи прощены и мы с большим желанием и напряжением ожидаем освобождения, чем с каким ночной сторож ожидает наступления утра, конца его ответственного и тяжелого
вида служения».
Псалом 130
См. Рим. 12:16. Мы в гордости, но не хотим с этим согласиться. Проблемы, питающие гордыню: богатство, слава человеческая, крепкое здоровье. См. Ис.40:6. Стараться быть умнее – это суета пред Богом. Не превозносишь ни перед кем. Еще страшнее гордость тайная, в глубине сердца.
Псалом 131
Все сокрушения Давида, когда скиния находилась на полях Иарима. Возрастим рог Давида и посрамим всех врагов. Иерусалим – священный город христиан, место рождения новой жизни. Рог Давида – Мессия. Апостол Петр Деян. 2:30. Распятие Христа не есть трагическая случайность – это план Бога. Крест – часть жизни Бога (окно, чрез которое мы видим любовь). Распятие – ужас и содрогание для всех, увидевших свой
грех. Покаяние.
Псалом 132
См. Мф.9:1-8. Идея может объединить, но может и разъединить людей. Власть может объединить, но может и разъединить. Племя может объединить, но внутри может быть вражда. Единение с Богом не разъединяет никогда. Остаться с Богом – будет единство с ближними. Единство христиан – единство идеи, власти и племени.
Псалом 133
В псалмах благословение носит повелительное наклонение. Последняя песнь Восхождения и общее приглашение славословить Бога. «Стоять» - служить, совершать богослужение. «Во время ночи» - всенощное бдение означает бдить во время ночи, и ждать утра. Устав Всенощной.
Псалом 134
Тема многочисленных благодеяний. Вспомним многочисленность благодеяний Бога до пришествия Христа. Господь благ, дела Его благостны. Бог – Господь всей истории человека – прошлого и будущего.
Псалом 135
Вовек милость Божия. Благодарение Бога, как Господа творения и истории. См. Исх.3. Прямая связь между творением и милостью Господа. Пример – история древнего Израиля: исход, пустыня, завоевание Ханаана, избавление от врагов. Аналогия с нашей жизнью. Мф.5:7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Обратить внимание на свою личность. Увещевать обратить грешника от заблуждения пути его. Научиться делать милости не столько публично, но сколько тайно. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднениях. Молиться Богу о ближнем, если мы не в состоянии оказать сразу дела милосердия. Утешить печального. Не воздавать злом за зло, но переносить обиды и оскорбления с терпением ради Христа.
Псалом 136
Содержание псалма: в плену греха замолкли наши песни и арфы висели на деревьях. Сатана издевался над нами, но пусть иссохнет рука моя, если я буду петь для него. Пусть Бог укажет ему, осудит его. Образ наказания. Тяжесть приговора Бога – непреложная воля Господа, которая обязательно осуществится и найдет своего исполнителя. Покаяние плюс возрождение. Покаяние свободное, а не вынужденное временем или людьми. Покаяние само ищет вас. Покаяние безусловно искреннее, без самооправдания. Сокрушение сердца и плач о грехах – убиваться о душе своей, которую мы уморили грехом и похоронили. Дать искренний обет Богу, возненавидеть грех. Решительно исправить свою жизнь.
Псалом 137
Личная благодарность Богу. Господь всегда покровительствует слабому и защищает его. Человек живет непрерывными благодеяниями Божиими. Особенность благодеяния в духовной жизни человека. См. 1 Фес.5:18.
Псалом 138
Благоговение пред всеведением Господа. Господи, ты знаешь все помышления мои, слова и поступки, и Твое ведение вызывает у меня благоговение. Благоговение – осознание невозможности человеком постигнуть ведения Господа. Мои пути покрыты тьмою, а Ты все видишь. Видишь то, как будет поступать человек. Предначертание – это не принуждение, а свободное избрание. Скрытно действовать от Бога – бесполезно.
Чрево матери – Богу известна природа человека со дня зачатия. Телесный, душевный и духовный состав виден Богу. В зерне – жизнь растения, в чреве матери – жизнь будущего человека. Величие Бога вызывает нежелание общения с теми, кто говорит нечестиво.
Псалом 139
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:28). Какие средства победы над злом: 1) сделать какое-нибудь добро своему врагу; 2) смириться пред врагом; 3) мысленное самообвинение пред врагом; 4) краткое вразумление врага, 5) терпение.
Псалом 140
Молитва. Поспеши, Господи, ко мне со своей помощью. См. 1 Тим.2:8-10. Внимательная молитва: убедись, что Бог пред твоими очами, ум не помышляет ни о чем, только о молитве; мы молимся телом и духом, со страхом Божиим; кто боится Бога, тот никого больше боится. Речь – трудно удерживаться от грехопадений словом, поэтому удерживай свой язык, когда есть огорчение; удерживац себя среди празднословящих; среди мудрый не изобличи себя в невежестве. Кротость – слова епископа Льва, обращенные Аттилле: «Аттилла, ты победил весь мир, теперь победи самого себя – не разрушай город». Прощение – понимает ли человек, что молиться Богу о вреде врагов – это оскорбление Бога. Вспоминай о своем грехе и страхе будущего наказания.
См. Мф.5:38-45.
Псалом 141
О скорби. Как молот разбивает камень, так скорби сокрушают грубость, гордость. Если мы грешим, то скорбь – предостережение здесь, а не там, в вечности. Какая бы ни была скорбь – не обижай никого, кроме себя. Золото расплавляют, чтобы сделать его чистым, а праведник исцеляется в скорбях. Если кто не имел скорбей, тот не входит в узкие врата Царства Божия. Во время тишины ожидай бури, во время богатства – бедности, здоровья – болезни. Встречай бедствия, как врача душевных болезней. Пластырь исцеляет тогда, когда больной терпеливо носит его на язах. Бог вездесущ – он слышит все; Бог всемогущ – он избавляет от врагов; Бог благ – Он дает благополучие. Если несчастье – для нас полезно и необходимо. Если Христос безвинный перенес скорбь, то не покориться ли нам?
Псалом 142
Молитва Богу о скорой помощи и внутреннем просвещении гонимого. См. Ин.13:15. Иисус Христос знал, что все отдано в руки Его Бога-Отца. При всей Своей силе и Славе – омыл ноги ученикам – это пример высокого смирения. Иисус Христос от Бога исшел и к Богу уходит, и не было в нем гордости, а только служение. Знал Он, что будет предан, но не было обиды – а это еще большая любовь. Уничижение и любовь.
См. 1 Пет.2:21. Зададим себе вопросы: стараемся ли мы воспитать в себе чувство смирения? Скорбим ли мы о своих грехах? Жаждем ли мы святости и высшей праведности? Стараемся ли мы быть кроткими? Внимательны ли мы к нуждам ближних? Прилагаем ли старание к чистоте сердца? Готовы ли мы терпеть, хотя бы легкие скорби? Насколько мы любим своего Спасителя?
Псалом 143
«Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание» (Пс.143:3). Рождество Бога – Иисуса Христа – это великая любовь Бога Отца к нам, людям. Мать и ребенок – великая истина, ребенок и Бог – самое поразительное откровение нам. Христос и ребенок: «Будьте как дети». Взрослые затоптали чистоту человеческого духа, а Христос, любя нас, - расчистил эти завалы.
Способность восхищаться, радоваться, быть целостным в радости и в горе – вот что хотел от нас Христос. Взрослый неспособен к мечте, ребенок несет как радостную тайну. Ребенок не имеет ни власти, ни силы, но именно в безвластии он оказывается царем. Богомладенец Христос царствует над нами.
Псалом 144
Хвала. Буду восхвалять и превозносить имя Господа всякий день за Его величие, дела и могущество. См. Кол.2:3., Мк.13:31. Жить каждый день так, чтобы быть готовым встретиться с Христом. Самое страшное – забыть о Боге и погрязнуть в мирском.
Псалом 145
Не надейтесь на человека, жизнь которого кратковременна, а силы слабы. Человек не может быть источником спасения и человек не может сам себя спасти. См. Кол2:8. Так называемые «новые учителя» - это блуд пред Богом. Надежда на Бога. Достаточно внимательно просмотреть чудеса, которые творил Господь: Лк.5:12-15, Лк.5:18-26 и др. И за каждым из них – царствование Бога. Бог пред всем миром избрал себе Церковь, чтобы чрез нее вещать всему миру о спасении.
Псалом 146
Нравственные основы духовного становления: см. Мф.6:31-33. Ис.45:22. Еф. 4:2, Мф.15:6-20, Мф.10:38.
Псалом 147
Что есть всемогущество Бога – Бог творит и действует и это творение невозможно остановить или задержать. Могущество Бога проявляется за короткое время (например, исход Израиля из Египта, исцеления дочери Иаира. Могущество Бога проявляется внутри нас – в покаянии и в молитве. Вездесущность Бога: дома, в
обществе, в природе. Если Бог удовлетворяет наши ежедневные потребности, то каково наше отношение к этому?
Псалом 148
Всеобщее славословие. Небесное славословие: все ангелы, светила, движение ветра – все подвластно Богу. Земное славословие: бездна, горы, холмы, деревья и звери – все подлежит силе Бога. Слава Божия – конечная цель жизни человека. Бог хочет прославиться в нашей жизни, уклонение от этого вызывает гнев Божий. Стремясь к славе Божией, избегай славы человеческой – коротка она и суетна.
Псалом 149
Предпоследняя ступень к вершине. См. 2 Кор.10:3-4.
Последний псалом я хочу воспроизвести полностью.
Псалом 150
Хвалите бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите его со звуком трубным, хвалите его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами. Хвалите Его на струнах и органе. Хвалите его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащие да хвалит Господа! Аллилуия.
|