 Валентин Лапин
 православный христианин
Тема: #4864
Сообщение: #180756 06.06.01 18:14
|
Мир Вам!
Псалом 119
Я хочу вначале дать историческую справку о пленении древнееврейского народа, поскольку многие православные имеют весьма смутное представление об этом историческом событии. История иудейского народа (Израиль откололся от Иудеи намного раньше), описанная в Ветхом Завете, является во многом примером возникновения, расцвета и упадка любого государства. В конце истории Иудеи, когда на смену благочестивым царям стали приходить идолослужение, испорченность нравов, нечестивая политика царей, Иудея вмешалась в борьбу двух титанов древности – Египта и Вавилона. Около 606 г. до нашей эры Иудея была покорена вавилонским царем Навуходоносором и народ иудейский был переселен в Вавилон. Причем переселению подвергалось не все население, а только годные люди (4 Цар.25:12). Положение в плену у древних иудеев было все же не как у узников, они строили дома, занимались торговлей. Некоторые из переселенцев, такие как
Даниил, достигли высоких постов в государстве, в религиозном отношении им была дана свобода. Но важно не это послабление древнееврейскому народу, а состоянию духа. Вот об этом состоянии и написано несколько псалмов.
Псалом 119 и Псалмы «Восхождения» (со 120 по 133) большинство было написано либо во время пленения, либо после него и всегда пелись при восхождении на Сионскую гору. Для нас, современных верующих, эти псалмы всегда становятся духовным освобождением от плена нашего греха.
В 119 псалме воспоминаются прежние милости народа. И когда древние иудеи (не все, заметьте, а только те, которые стремились восстановить веру отцов и Храм) вернулись на Родину, они встретили агрессивное отношение со стороны языческих народов, которые не сочувствовали их возвращению, а видели для себя угрозу. Какая прямая аналогия с сегодняшней Россией? Все ли возвратились, чтобы воздвигнуть из пепла Храм
Веры? А какое множество современных «язычников» злословит в открытую! Вот вчера только жена полчаса по телефону разговаривала с такой «язычницей», у которой на любое слово православной есть свой лживый ответ.
Человек до сих пор в плену греха: если ты грешник – вспомни о милости к тебе Господа. Грех мира не сочувствует тебе в твоих страданиях. Мир сам весь погряз во лжи. Вспомните, как, кажется года два тому назад, мир был потрясен смертью принцессы Дианы и матери Терезы? Да потому что они несли любовь к людям. А когда сатанист убил трех монахов в Оптиной пустыни, в России все промолчали. А мы гуляем… Посмотрите
сколько веселья на экранах ТВ, вплоть до миллиона можно выиграть! Но участь верующих – это Крест, знак раба Божия, знак служения, и когда мы подписываемся «раб Божий», мы подчеркиваем глубокое благоговение пред Богом, и нет здесь ничего общего со словом «рабочий». Крест – знак жертвы для нас и нашей жертвы ради Него и знак освобождения нашего из многолетнего плена атеистического греха.
Спаси Вас Господи,
раб Божий Валентин.
|
|
 Валентин Лапин
 православный христианин
Тема: #4864
Сообщение: #180203 05.06.01 06:53
|
Мир Вам!
Псалом 118:169-176
По мотивам Феофана Затворника
Сегодня я заканчиваю свои размышления над 118 псалмом, построенные под впечатлением от прочтения и внимательного изучения книги Феофана Затворника «Псалом "Сто-осмнадцатый", издание 1891 года. Как и многие его произведения, я считаю базой для развития современной православной психологии (не умоляя и достоинства других Отцов Церкви). Мне кажется, что будущие поколения российских психологов покончат
бегать за американскими психологами и обратят внимание на богатство русской православной мысли. Даже те психологи, с которыми я знаком, отмечают, что начинать изучать православную мысль сложнее, чем теоретические основы современной американской психологии, которая по сравнению с православной мыслью, весьма примитивна и, скажем так, технологически приземлена к обыденному мышлению человека.
Вот где разница между православной мыслью и современностью запада. Православная мысль идет вглубь человеческого бытия, опираясь на Слово Божие. Западная мысль, следующая за эпохой Просвещения, ориентирована на человеческое мышление. Как и многие сегодняшние наши современные психологи уделяют очень большое внимание мышлению и интеллекту, но слишком мало самой Божьей сути в сущности человека. Мы здесь только в начале большого пути размежевания с современной (читай, большей частью американской)
психологией и большая работа по созданию русской православной психологии еще впереди.
Феофан Затворник последнее свое толкование на 118 псалом посвятил отношению к человеческому мышлению и силе молитвы. Он говорил : «Не доверяй уму своему, а молись». Почему так? Логика мышления у всех одинакова, независимо от народности и проживания человека, но каждому человеку свойственна своя чуткость совести. Даже у опытных верующих – она не безмерна. Вразумление от Бога это как знамение в нашей
жизни, от которой и появятся мысли. Живя в тесноте телесной, в скученном городском быте, в скученности и напряженности отношений со знакомыми и незнакомыми людьми, все мы по-разному выходим из этого: большинство силой и презрением к брату своему, другие - осознаванием, что получаем мы силу от Бога. Конечно же, исходя из единства психики человека, Феофан Затворник говорит: «Ум молится с напряжением, молитва согревает сердце». То есть, чувства наши едины с нашим опытом и логикой мышления. Но сердечная
молитва – это настоящая молитва: о чем болит душа, о том и говорит человек. Если человек возлюбил Слово Божие, о том будет речь. Возлюбил жизнь с ее страстями – будут мысли об утолении страстей. Но самое важное в молитве – это вера о том, что спасение дано Богом, а не человеческим разумом.
Скоро будет год, как я открыл эту тему на форуме Кураева. Многое изменилось и на форуме, и в моей жизни (считаю, в позитивную сторону, даже то, что лечусь в онкологии). Может быть исходя из своего педагогического опыта, я вижу развитие форума в сторону позитивного обучения анализу Слова Божия, а не личностным разборкам или ответам и глупые вопросы. Тут уж я защищаю себя, поскольку на моей теме мало
ведется дискуссий, но я уверен, что многие, а в первую очередь неверующие, открыли для себя через творения Феофана Затворника, святителя Игнатия, Иоанна Златоуста (многий тех Отцов Церкви, что я приводил в своих размышлениях), глубину и красоту Православия. В этом и кроется проповедническая работа каждого православного христианина в миру. Мне могут возразить, что этим должны заниматься батюшки. Но
понравилась одна мысль (кажется у Солженицына), что в 19 веке интеллигенция проповедовала Просвещение и разрушила великую страну, а сейчас в большинстве русская интеллигенция осознает свои прежние ошибки перед русским народом, она более тянется к духовному возрождению, и она более способна донести в педагогической форме красоту и глубину Православия. Через музыку, стихи, свои художественные произведения, просто популярное изложение основ Православия (что и делалось в 19 и 20 веках той частью
интеллигенции, что сохранила верность русскому народу и Православию). Конечно же, все это при духовной опеке Церкви, а не от себячины. Вот это и есть моя программа жизни на оставшиеся дни жизни.
Спаси Вас Господи,
р.Б.Валентин.
|
|
|