Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Помогите пожалуйста! Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Писание и предание. Догматика. Богословие. (Вопросы и обсуждение) / К проблеме эксцерпции"одна природа Бога Слова воплощенная"Аполлинария Лаодикийского. Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
К проблеме эксцерпции"одна природа Бога Слова воплощенная"Аполлинария Лаодикийского.
Пахомов Дмитрий Вячеславович
Пахомов Дмитрий Вячеславович

православный христианин
(клирик)
Тема: #47775    12.10.05 08:21    Просмотров: 2971 [36]

Сообщений: 10    Оценка: 0.00   
Не показывать | Исправить | Ответить

Кандидат Богословия Диакон Андрей Юрченко.



К ПРОБЛЕМЕ ЭКСЦЕРПЦИИ:

µία φύσις του

Θεου Λόγου σεσαρκωµένη

АПОЛЛИНАРИЯ ЛАОДИКИЙСКОГО


"Полемист против аполлинарианства

должен... быть или очень опытным и тонким,

или же настолько стойким, чтобы не принять

(от противников без проверки) даже такого

положения, как "Слово плоть бысть"...

Проф. В.В. Болотов





В условиях развивающегося богословского диалога между Восточными Православными Церквами и ЦерквамиОриентальными [1] особую актуальность приобретает имеющая более чем 1600-летнюю историю и остававшаяся доселе не разрешенной проблема адекватного понимания эксцерпции µία φύσις του Θεου Λόγου σεσαρκωµένη (одна природа Бога Слова воплощенная или одно естество Бога Слова воплощенное). Это обусловлено тем, что упомянутое словосочетание, являющееся краеугольным камнем и своего рода differentia specifica нехалкидонитской христологии, в последнее время выдвигается в качестве догматической основы для воссоединения Церквей [2]. Более того, тождественное истолкование эксцерпции дает ключ к новому и истинному пониманию истории христологической мысли в эпоху Вселенских Соборов, ибо автор ее стоял у истоков христологических споров IV-VII веков и его идеи отложили отпечаток на все их более чем 300-летнее течение.

Эксцерпция "одна природа Бога Слова воплощенная", хотя исторически и оказалась связана с именами св. Афанасия и св. Кирилла Александрийских, однако генетически, согласно бесспорным данным церковно-исторической науки, древней и нового времени, восходит к Аполлинарию Лаодикийскому, знаменитому ересиарху IV века, и обретается в его печально известном послании к императору Иовиану [3], датируемом 363 годом [4]. Упомянутое послание, в числе других сочинений ересиарха, как следствие так называемых аполлинарианских подлогов [5], получило ложное надписание святоотеческим именем и ошибочно цитировалось св. Кириллом, в до - и послеэфесский период, в качестве якобы принадлежавшего его великому предшественнику по кафедре святого апостола и евангелиста u1052 .арка [6]. Псевдоотеческая атрибуция и своеобразное использование эксцерпции в оригинальной христологической доктрине св. Кирилла [7] послужили прецедентом к употреблению ее в православном, а затем и в ориентальном богословии, несмотря на то, что уже современники - оппоненты александрийского архипастыря, восточные епископы, ставили вопрос о допущенном подлоге [8]. В частности, бл. Феодорит Кирский называл "отцом" эксцерпции, наряду с Евномием и Аэцием, именно Аполлинария [9]. Вопрос об аполлинарианских подлогах, который приобрел особую остроту в послехалкидонский период в связи с полемикой с монофизитами, черпавшими аргументы из подложных псевдоотеческих сочинений, получил окончательное разрешение в трудах православных полемистов VI столетия, наиболее выдающимся из которых был Леонтий Византийский [10]. XIX век (норвежский проф. К. Каспари, гимназический учитель из Германии И. Дрезеке, проф. Московской духовной академии А.А. Спасский и др.) подтвердил выводы древних богословов и сделал их достоянием современной церковно-исторической науки [11]. С оговоркой "предположительно" принимают эти выводы и некоторые ориентальные богословы (напр., проф. - свящ. В.С. Самуэль, Православная Сирийская Церковь Востока (в Индии)) [12].

Аполлинарианское происхождение эксцерпции "одна природа Бога Слова воплощенная", весьма доказательно обоснованное, вновь и вновь ставит православных богословов перед лицом необходимости ее адекватного постижения, утраченного, по свидетельству старейшего ученика Аполлинария - Полемона, приводимому ниже, уже в среде последователей ересиарха. Ибо именно в зависимости "от того, какое значение имело это выражение в истории аполлинарианской доктрины и так называемых аполлинарианских подлогов" [13], только и возможно показать всю ошибочность и абсолютную неприемлемость его использования даже в ориентальном богословии [14]. Традиционно, со времени возникновения, мысль Аполлинария, которая связывалась с эксцерпцией "одна природа Бога Слова воплощенная", получила такое истолкование, что в таинстве Воплощения две природы, совершенная Божественная природа и несовершенная, неполная природа человеческая (в результате смешения или слияния) образовали некую одну природу. Император Юстиниан, полемист против монофизитства, на основании терминологической зависимости сближая последнее с аполлинарианством, в своем Исповедании веры писал: "Если кто, говоря, что воплотилось одно естество Бога Слова, понимает это не так, что из Божеского и человеческого естества совершился единый Христос, единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству, но так, что из Божества и плоти Христа произошло одно естество или существо, согласно со зловерием Аполлинария и Евтихия: тот да будет анафема. Ибо Вселенская Церковь отвергает и анафематствует равно и разделяющих на части или рассекающих, и сливающих тайну Божественного Домостроительства Христа" [15]. Однако подобное истолкование мысли Аполлинария, бытовавшее в общих чертах и до последнего времени [16], не является тождественным. Покажем это, обратившись к оригинальному контексту, в котором словосочетание "одна природа Бога Слова воплощенная" встречается в послании Аполлинария Лаодикийского к императору Иовиану, и проведя некоторые историко- филологические параллели.

Цитируем: "Исповедуем... не две природы одного Сына, одну поклоняемую, а другую непоклоняемую, но одну природу Бога Слова воплощенную и поклоняемую с плотика Его единым поклонением" [17]. Анализ концепции Аполлинария предварим небольшой исторической ретроспекцией. В глазах своих учеников Лаодикийский ересеучитель был первым и единственным, отвергнувшим двойство природ во Христе и своим учением о Воплощении разъяснившим сокрытое от всех Таинство [18]. Однако исследователи, в частности, проф. В.В. Болотов [19] и д-р А. Гарнак [20], генетически возводят его концепцию к арианской христологической конструкции. Последняя, с достаточной для данного случая полнотой, может быть прослежена на основании двух сохранившихся фрагментов из сочинений ариан второй генерации. В символе из слова о Воплощении Евдоксия Константинопольского († 370) говорится: "Веруем... во единого Господа, Сына... воплотившегося, не вочеловечившегося, ибо не душу человеческую воспринял Он, но стал плотию... не две природы, ибо не совершенный был человек, но вместо души Бог во плоти; единая, совершенная по сложению, природа (µία το όλον κατα σύνθεσιν φύσις)" [21]. Весьма выразителен фрагмент из сочинения Лукия Александрийского: "Итак, что представляет душа, чтобы несовершенной приносить поклонение вместе с Богом? Сего ради истину вопиет Иоанн: "Слово плоть бысть", то есть сложилось с плотию; ведь не с душою, как говорят извращающие ныне веру, но... с телом, и стало с ним одно. Посему, каким образом (стал) Христос, если (Он) не одно Лицо, не единая сложная природа (ει µη έν πρόσωπον, µία σύνθετος φύσις), как мы познаем и человека из души и тела? Если бы имел Он и душу, как ныне в церквах неистинно учат лукавцы, то противоборствовали бы движения Бога и души, ибо самодвижны оба и различнодейственны" [22].

Приведенные фрагменты позволяют выяснить характеристические положения арианской христологии, в определенной мере предвосхитившие концепцию Аполлинария. Здесь, как видим, исповедуется лишь воплощение Слова, а не вочеловечение, ибо Логос в Таинстве сложился с одной только плотью, но душу не воспринял; человеческая сторона в Воплощении не была, утверждается, совершенной, полной, то есть не была природой, ибо плоть сама по себе, вне единения с душой, не обладает категорией природности, не является человеческой природой, но есть лишь отдельный элемент деструктированной природы. Отсюда естественно следует отрицание двойства природ уже в самом Таинстве, ибо не было сложения двух природ, Божественной и человеческой, и тем самым обеспечивается, в понимании ариан, и единственность Личности во Христе - Личности Логоса, тварного Бога, ибо личная природа Слова соединилась с безличной (бездушной) плотью (не-природой). Посему Христос - одно, единичное Лицо, хотя и единая сложная, совершенная по сложению, богочеловеческая природа. Таким образом, ариане не просто "высказались в смысле будущего монофизитства" (Болотов), а сами именно и были своеобразными монофизитами. Отвергая принятие Логосом в Таинстве человеческой природы, они исповедали тем самым не две природы, но одну - только природу (греч. эквивалент: µόνη φύσις) Бога Слова, сложенную в Воплощении с человеческой плотью, т.е. воплощенную. А это, с формальной стороны, и является исповеданием Аполлинария! В своем христологическом творчестве лаодикийский ересеначальник также исходил из принципа единичности Субъекта в Богочеловеке. При отличии логологических предпосылок, ибо в тринитарных спорах он был яростным противником ариан, его предпосылки метафизические не разнились от предпосылок последних. Поэтому построение его системы во многом сходно с арианским. Но это, в основном формальное, сходство не лишает аполлинарианскую доктрину печати оригинальности. Приступая к анализу отрывка из послания к императору Иовиану, несколько акцентируем, на основании сказанного, интересующую нас мысль: "Исповедуем... не две природы одного Сына, одну поклоняемую, а другую непоклоняемую, но одну (-) природу Бога Слова, (лишь) воплощенную и поклоняемую (теперь) с плотию Его единым поклонением". В качестве интерпретирующего материала привлечем сохранившиеся фрагменты из писем старейшего ученика ересиарха - Полемона. В письме к Тимофею Беритскому, епископу аполлинарианского поставления, Полемон писал: "Ничего худшего нельзя придумать, как то, что называющие одного и того же Христа Богом и человеком не стыдятся признавать одну природу Бога Слова воплощенную за одну сложную; ибо если Он есть Бог совершенный и человек совершенный, то нам следует признавать в Нем две u1087 .рироды, как это и вводится новым учением каппадокийцев" [23]. В письме к Юлиану, другому ученику еретической школы, Полемон говорит: "Удивляющиеся Афанасию в разумении и услажденные красноречием Василия и Григория поглощены пропастью разделения вместе с ними; об одном Христе думают, что одна природа Слова, сложенная с плотью, имеет две самодвижные разумные природы" [24]. Интерпретации более блестящей, думается, и не надо! Из приведенных выдержек видно, что Аполлинарий отказывается исповедовать "две природы одного Сына", "одну поклоняемую", то есть Божественную, "а другую непоклоняемую" то есть человеческую. Тем самым Лаодикианин, как свидетельствует Полемон, отрицает и то, что "Он есть Бог совершенный и человек совершенный", ибо тогда "следует призна¬вать в Нем две природы". Он исповедует только "одну (природу) - природу Бога Слова", природу Божественную, которая, в Таинстве "сложенная с плотью" (а не с человеческой природой), не "имеет две самодвижные разумные природы". Одна - единственная (µόνη) природа в Домостроительстве спасения - природа Божественная, природа Бога Слова - становится в тайне Христа воплощенной и теперь уже принимает "вместе с плотию Его (Слова)" единое поклонение.

Таковы основные тезисы еретической, псевдоблагочестивой, специфически монофизитской христологической концепции Аполлинария. Вопреки вероопределению Халкидонского Собора, поучающего исповедовать "одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, - так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств", Аполлинарий в Богонисхождении категорически отвергает всякую двойственность естеств (природ): он не только не признает двойства природ по Воплощении во Христе, Боге воплотившемся, как это традиционно понималось, но, утверждаем, и вообще отрицает соединение (из) двух природ в Домостроительстве [25], выдвигая тезис, в интерпретации Полемона, о сложении в Таинстве только одной природы - Бога Слова - с плотью, которой он отказывает в категории природности [26]. Именно в декларировании единственности Божественной природы, природы Бога Слова, не только по Воплощении, но и в самом Таинстве ("не два из двух") и заключается бывший доселе сокровенным адекватный смысл, подчеркнем, в оригинальном контексте, пресловутой эксцерпции Аполлинария Лаодикийского "одна природа Бога Слова воплощенная" [27]. Отвержение двойства природ и утверждение единственности природы Бога Слова в таинстве Христа было провозглашено Аполлинарием в полемике с богословами антиохийской школы в стремлении защитить идею единственности Субъекта в Иисусе Христе - Личности Бога Слова, ибо говорить о двух природах в терминологической палитре его времени означало, как и для ариан, постулировать и две ипостаси и два лица. О соотношении нетождественных дохалкидонских понятий, которые вкладывались в термины природа, ипостась и лицо, свидетельствует Тимофей Элур: "...не существует ни природы без ипостаси, ни ипостаси без лица; поэтому, если имеются две природы, необходимо существуют также и два лица" [28]. Посему, отвергая двойственность лиц, Аполлинарий необходимо отверг и двойство природ, провозгласив единственность природы в Домостроительстве - природы Бога Слова. "Веруем, - писал он, - в Иисуса Христа нашего и исповедуем одно Его Лицо, одну Ипостась, одну природу Слова воплощенную..." [29]. И исповедовал он одно Божественное Лицо, одну Божественную Ипостась, одну Божественную природу, лишь воплощенную, сложенную с плотью. Утверждая единственность Божественной природы, Аполлинарий не отрицал и вторую сторону в Воплощении – сторону человеческую. Его монофизитство, в некотором параллелизме с арианским, заключалось в том, что он принижал человеческую сторону, подвергал ее усечению, лишая категории природности, и исповедовал собственно как природу лишь природу Слова. О человеческом во Христе ересиарх u1075 .оворил в терминах дихотомии как о плоти, а в трихотомическом, наиболее употребительном ключе, как о плоти и душе. Согласно его доктрине, по словам прот. Сергия Булгакова, "Христос воспринял... тело и душу, лишенную человеческого разума, который и замещается Божественным" [30]. Весьма симптоматическим моментом у Аполлинария является то, как он рассматривал соотношение антропологического термина плоть (с душой) и метафизического - природа. От действительного понимания этого зависит правильность постижения его лжеучения в целом Однако здесь Лаодикианин остался не понятым уже современниками не только оппонентами, но и многими из его учеников и последователей. Не понятым он оставался и до сего дня. По традиции аполлинариева плоть (с душой) понималась как "неполное человеческое естество" (прот. Сергий Булгаков) [31]: хотя и не полное, но все - таки естество, природа. И мысль естественно востекала к двойству природ. Однако, вопреки традиционному воззрению, на основании высказываний самого ересиарха, мы утверждаем, что "тело и душу, лишенную человеческого разума", Аполлинарий рассматривал не как вторую природу в Таинстве, а лишь как некую часть (части) ее, как отдельный элемент (элементы) деструктированной человеческой природы. "Тело не есть само по себе особая природа в едином Христе, - писал он в так называемом послании к Дионисию, - так как оно не есть само по себе живое существо..." [32]. Для адекватного постижения аполлинарианской христологической доктрины необходимо отказаться от нетождественного, количественного лишь различения понятий плоть и природа (плоть - несовершенная, неполная человеческая природа) и принять различение качественное (плоть, сама по себе, не составляет человеческой природы, "как целый человек" [33]. Ибо, по словам преп. Иоанна Дамаскина, человек, "когда делится на душу и тело, то не приписывает ни душе, ни телу своего имени и определения: ибо не одна только душа есть (человек) и не одно только тело, но оба u1074 .месте" [34]. И тогда в новом и истинном свете предстанут нам слова Аполлинария: "Исповедуем... не две природы одного Сына... но одну природу Бога Слова воплощенную...".




Андрей Добронравов

православный христианин

Тема: #47775
Сообщение: #3868648
26.07.16 01:44
Ответ автору темы | Пахомов Дмитрий Вячеславович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

**на основании двух сохранившихся фрагментов из сочинений ариан второй генерации. В символе из слова о Воплощении Евдоксия Константинопольского († 370) говорится: "Веруем... во единого Господа, Сына... воплотившегося, не вочеловечившегося, ибо не душу человеческую воспринял Он, но стал плотию... не две природы, ибо не совершенный был человек, но вместо души Бог во плоти; единая, совершенная по сложению, природа (µία το όλον κατα σύνθεσιν φύσις)" [21]**

как раз душу Бог восприял человеческую. как и плоть. но дух Божий... возможно, это и имелось в виду


** выразителен фрагмент из сочинения Лукия Александрийского: "Итак, что представляет душа, чтобы несовершенной приносить поклонение вместе с Богом? Сего ради истину вопиет Иоанн: "Слово плоть бысть", то есть сложилось с плотию; ведь не с душою, как говорят извращающие ныне веру, но... с телом, и стало с ним одно. Посему, каким образом (стал) Христос, если (Он) не одно Лицо, не единая сложная природа (ει µη έν πρόσωπον, µία σύνθετος φύσις), как мы познаем и человека из души и тела? Если бы имел Он и душу, как ныне в церквах неистинно учат лукавцы, то противоборствовали бы движения Бога и души, ибо самодвижны оба и различнодейственны" [22].**

именно... а учат... так и учат

**как видим, исповедуется лишь воплощение Слова, а не вочеловечение, ибо Логос в Таинстве сложился с одной только плотью, но душу не воспринял; человеческая сторона в Воплощении не была, утверждается, совершенной, полной, то есть не была природой, ибо плоть сама по себе, вне единения с душой, не обладает категорией природности, не является человеческой природой, но есть лишь отдельный элемент деструктированной природы. Отсюда естественно следует отрицание двойства природ уже в самом Таинстве, ибо не было сложения двух природ, Божественной и человеческой, и тем самым обеспечивается, в понимании ариан, и единственность Личности во Христе - Личности Логоса, тварного Бога, ибо личная природа Слова соединилась с безличной (бездушной) плотью (не-природой).**

есть душа и есть дух. и душа осталась человеческая


**Посему Христос - одно, единичное Лицо, хотя и единая сложная, совершенная по сложению, богочеловеческая природа. Таким образом, ариане не просто "высказались в смысле будущего монофизитства" (Болотов), а сами именно и были своеобразными монофизитами. Отвергая принятие Логосом в Таинстве человеческой природы, они исповедали тем самым не две природы, но одну - только природу (греч. эквивалент: µόνη φύσις) Бога Слова, сложенную в Воплощении с человеческой плотью, т.е. воплощенную.**

теперь это называется МИА-физитством, если автору это не известно




Пахомов Дмитрий Вячеславович
Пахомов Дмитрий Вячеславович

православный христианин
(клирик)

Тема: #47775
Сообщение: #1599049
14.10.05 18:36
Ответ автору темы | Пахомов Дмитрий Вячеславович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Продолжение.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Заболотский Н.А. Проблема единства Восточной Церкви: По поводу конференции патриархов Нехалкидонитских Церквей в Аддис-Абебе // Журн. Моск. Патриархии. 1965. № 5. С. 56-64 (далее: ЖМП); Его же: К диалогу о Халкидонском Соборе. Материалы к консультации о Халкидонском Соборе, созванной Постоянной Комиссией ВСЦ "Вера и церковное устройство" в Женеве 31 августа - 7 сентября 1967 года // Там же. 1970. № 1. С. 38-45; митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. К вопросу о сближении халкидонского и нехалкидонского богословия в их восприятии святоотеческой христологической доктрины: Речь при встрече с проф. и студентами эфиоп. богословского колледжа в Аддис-Абебе 5 нояб. 1969 г. (см.: Там же. 1970. № 3. С. 52) // Там же. № 4. С. 55-60; прот. Ливерий Воронов. Единство и разнообразие в православной традиции: Тез. докл., прочит, на междунар. конф. православных богословов в Бруклайне, США, 8 сентября 1970 года // Там же. 1970. № 10. С. 73; Заболотский Н.А. Исповедание веры Святейшего Патриарха Эфиопского Абуны Теофилоса во время интронизации 9 мая 1971 г. в Аддис-Абебе // Там же. 1972. № 6, 7; свящ. Анатолий Просвирник. На пути к диалогу с Древними Восточными Церквами: Магистерский диспут Б.А.Нелюбова // Там же. 1976. № 2. С. 18-20; Заболотский Н.А. Что нужно для единства: Доклад на богословской консультации в Экуменической академии на Крите в марте 1975 года // Там же. 1975. № 6. С. 52-54; Его же: Христология Древних Восточных Церквей в богословии Севира Антиохийского: Докл. на заседании Объединенного Комитета Православных Автокефальных и Древних Восточных Церквей в Аддис-Абебе в январе 1975 года // Там же. 1975. № 10-12.

2 См.: Кармирис И. (Элладская Церковь). Проблема соединения Нехалкидонских Церквей Востока с Православными Церквами на основе кириллианской формулы "одна природа Бога Слова воплощенная": Докл. на 1-й неофиц. консультации между богословами u1042 .восточных Православных и Ориентальных Православных Церквей в Орхусе, Дания, 11-15 августа 1964 г. См. перевод материалов консультации – в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата (далее: ОВЦС). И. Коман (Румынская Православная Церковь). Догматическое, определение Халкидонского Собора и его рецепция Православной Церковью Востока // The Ecumenical Review. 1970. Oct. P. 363-382. В статье проф. И. Комана от имени румынских богословов выдвигается предложение о расширении в униональных целях Халкидонского ороса путем включения в него дополнительных, пояснительных терминов и выражений следующим об¬разом (включения подчеркнуты): "...поучаем исповедовать одного и того же Сына... Единородного, из двух естеств и в двух естествах, то есть из двух сущностей и в двух сущностях, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, - так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, или сущностей, но тем более сохраняется свойство каждого естества, или сущности, и соединяется в одно Лицо... или в одно естество Бога Слова воплощенное..." (Р. 377). Весьма интересен вывод проф. Комана: "Если бы только эти добавления были приняты более или менее официально, тогда можно было бы точно определить то толкование, которое было бы им дано" (Р. 378); Нелюбов Б.А. Речь перед защитой магистерской диссертации на тему: "Древние Восточные Церкви" // ЖМП. 1975. № 2. С. 18-20. В частности, в своей речи доцент Б.А. Нелюбов заявил: "Вопросу отношений между Православным и нехалкидонским миром посвящена третья часть (диссертации) , где говорится о тех усилиях, которые предпринимались в последнее время во имя заповеданного Богом единства. В заключение, словно в ответ вопрошающему, "как же это будет", предлагается одно из возможных средств к уврачеванию раны на теле церковном - догматическая основа соединения Древних Восточных Церквей с Православной Соборной Церковью. Этой основой может служить приемлемая для обеих сторон формула святого Кирилла Александрийского "одна природа Бога Слова воплощенная" (µία φύσις του Θεου Λόγου σεσαρκωµένη)" (С. 20).

3 Спасский А.А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни. Сергиев Посад, 1895. С. 181-196; см. также: С. 93-134; Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Пг., 1918. Т. 4. С. 147-148; Лебедев А.П.
Вселенские Соборы IV и V веков. Сергиев Посад, 1896. С. 168, прим. 88; Бриллиантов А. Происхождение монофизитства // Христианское чтение. 1906. № 4. С. 793-822; свящ. Г.В. Флоренский. Византийские отцы V-VIII веков. Париж, 1933. С. 7; Карташев А.В. Вселенские Соборы. 1963. С. 303, 307-308, 320, 389; прот. Сергий Булгаков. Агнец Божий: О Богочеловечестве. Paris, 1933. Ч. I. С. 24; Loofs F. Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. Halle-Saale, 1950. Bd.l. S. 212; Rev. John Meyendorff. Christ in Eastern Christian Thought. Washington; Cleveland, 1969. P. 8; Sellers R.V. Two Ancient Christologies. London, 1954. P. 89; New Catholic En¬cyclopaedia. London, 1967. Vol. 9. P. 1046.

4 Спасский А.А. Указ. соч. С. 192-196.

5 Там же. С. 93-134 и др.; Бриллиантов А. Указ, соч.; Болотов В.В. Указ. соч. С. 147-148; Карташев А.В. Указ. соч. С. 285, 307.

6 В послании царственным женам, датируемом 429-430 годом (Migne. PG. Т. 76. Col. 1201); в защищении 12 глав против восточных епископов (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1861. Т. 2. С. 83-84 (далее ДВС)).

7 В послании к Акакию, епископу Мелитены; пресвитеру Евлогию, апокрисиарию в Константинополе (ДВС. Т. 2. С. 393, 403); в посланиях к Сукенсу Диокесарийскому (Migne. PG. T. 77. Col. 232-233, 240).

8 Бриллиантов А. Указ. соч. С. 801.

9 Глубоковский Н.Н. Блаженный Феодорит, епископ Киррский: Его жизнь и деятельность: Церковно-ист. исслед. М., 1890. Т. 1. С. 148.

10 Спасский А.А. Указ. соч. С. 102-134, 184-196.

11 Там же. С. VI-VIII и др.; Болотов В.В. Указ. соч. С. 147-148; А. С-ов. Историк Древней Церкви А.А. Спасский // ЖМП. 1964. № 8. С. 74-77.

12 Доклад проф. - свящ. В.С. Самуэля "Одна природа Бога Слова воплощенная" на 1-й неофициальной консультации православных и ориентальных богословов в Орхусе, Дания, в августе 1964 года; перевод - в ОВЦС.

13 ЖМП. 1970. № 4. С. 59.

14 Для целей православного богословия, по словам проф. М.М. Тареева, "это выражение (стало непригодным) со времени IV Вселенского Собора" (Тареев М.М. Основы христианства. 2-е изд. Сергиев Посад, 1908. Т. 1. Христос. С. 105, прим.). Ибо, продолжим словами проф. А.В. Карташева, равночестное употребление в арианской, аполлинарианской и u1084 .онофизитской доктринах, этакая "скользкость" ее, "есть неопровержимое доказательство объективной практической непригодности (формулы) при всех субъективных православных намерениях" (Указ. соч. С. 324).

15 ДВС. 2-е изд. Казань, 1875. Т. 5. С. 532.

16 Проф. В.В.Болотов, напр., писал: "...в Лице Иисуса Христа Божество и человечество составляют в Нем одну природу" (Указ. соч. С. 144).

17 ДВС. Т. 2. С. 83. В текст русского перевода внесены необходимые коррективы: имеем "воплощенную" (греч. σεσαρκωµένην) вместо неточного "воплотившуюся" и "Его" (греч. αυτου) вместо "ея". Указанные неточности нашли отражение и во 2-м издании ДВС, см., напр., цитацию в ЖМП (1970. № 4. С. 59).

18 Спасский А.А. Указ. соч. С. 184, 185.

19 Болотов В.В. Указ. соч. С. 142.

20 Harnack A. Dogmengeschichte. 7. Aufl. S. 240-241.

21 Loofs F. Op.cit. S. 206.

22 Mal A. Scriptorum veterum nova collectio. Romae, 1833. T. 7. P. 17.

23 Спасский А.А. Указ. соч. С. 186.

24 Там же. С. 187.

25 В одном из фрагментов, приписываемых Аполлинарию, говорится: в Воплощении "возникло новое живое существо из движимого и двигателя, а не два из двух совершенных и самодвижных". Цит. по: Прот. Сергий Булгаков. Указ. соч. С. 16, прим. 1.

26 В так называемом послании к Дионисию, приписываемом Аполлинарию, говорится: "Тело не есть само по себе особая природа в едином Христе, так как оно не есть само по себе живое существо... и Слово не выделяется в особую природу, которую Оно имеет по бесплотию, так как Господь во плоти, а не бесплотный обитал в мире", но, продолжим, "в единстве срастворенной природы Божественной воплощенной". Цит. по: Спасский А.А. Указ. соч. С. 262-263, 330. В слове, составленном в похвалу св. а.постолу и евангелисту Иоанну Богослову, Аполлинарий доказывает, что το ανθρώπινον του Χριστου, человеческое Христа, человеческая сторона в Нем не составляет особой природы, а потому на тело Христа должно смотреть как на тело Бога, а не человека (Там же. С. 335-336).

27 Взятая изолированно, внеконтекстуально, будучи неверно экстрагирована, вырвана из контекста с нарушением основной связи и деформацией смысла, эксперпция является структурно несовершенной и логически u1073 .ессодержательной.

28 Rev. John Meyendorff. Op. cit. P. 25.

29 Из так называемого послания папы Феликса о вере и Воплощении, приписываемого Аполлинарию. Цит. по: Спасский А.А. Указ. соч. С. 247.

30 Прот. Сергий Булгаков. Указ. соч. С. 22-23.

31 Там же.

32 Спасский А.А. Указ. соч. С. 262.

33 Там же. С. 315.

34 Преп. Иоанн Дамаскин. Диалектика. М., 1862. С. 34.




Пахомов Дмитрий Вячеславович
Пахомов Дмитрий Вячеславович

православный христианин
(клирик)

Тема: #47775
Сообщение: #1594645
12.10.05 16:04
Ответ на #1594582 | Светлана Наумова православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Текст вывешен по следующему адресу: http://www.textology.ru/urch/index.html

С уважением, Дмитрий Пахомов.


Светлана Наумова

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #47775
Сообщение: #1594582
12.10.05 15:39
Ответ автору темы | Пахомов Дмитрий Вячеславович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

а откуда вы взяли сам текст?

Пахомов Дмитрий Вячеславович
Пахомов Дмитрий Вячеславович

православный христианин
(клирик)

Тема: #47775
Сообщение: #1594564
12.10.05 15:34
Ответ на #1594119 | Андрей Мамедов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Благодарю.

Андрей Мамедов

православный христианин

Тема: #47775
Сообщение: #1594119
12.10.05 13:12
Ответ на #1593999 | Пахомов Дмитрий Вячеславович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

А. В. Карташев. Вcеленские Соборы.
Книга выложена здесь >>

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=21007


Пахомов Дмитрий Вячеславович
Пахомов Дмитрий Вячеславович

православный христианин
(клирик)

Тема: #47775
Сообщение: #1593999
12.10.05 12:37
Ответ на #1593896 | Андрей Мамедов православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Спасибо, конечно знаком.

P.S. Если у Вас есть электронная версия этой книги, то вы не могли бы выслать ее на мой @, буду очень признателен.

С уважением, Дмитрий Пахомов.


Мосолов О.В.

православный христианин

Тема: #47775
Сообщение: #1593994
12.10.05 12:34
Ответ автору темы | Пахомов Дмитрий Вячеславович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Интересная статья.

Андрей Мамедов

православный христианин

Тема: #47775
Сообщение: #1593896
12.10.05 12:07
Ответ автору темы | Пахомов Дмитрий Вячеславович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Достаточно хорошо показывает А.В.Карташев суть доктрины Аполлинария. Не знаю знакомы ли вы с этим трудом - приведу отрывок:

"...Исходя из платоновской трихотомии (дух, душа и тело) в человеке, Аполлинарий, как известно, заменил в Иисусе Христе третью, высшую часть человеческой природы, т.е. «дух» человеческий (πνεύμα), иначе «ум» человеческий (νους), Логосом Божественным, т.е. Второй Ипостасью Св. Троицы.

(...)

...Ученики Аполлинария, прививавшие церкви отраву его догматствования, были им искренно соблазнены, потому что были зачарованы выдающимся профессорским талантом Аполлинария. И самого Аполлинария соблазнил его эллинский талант философствования. Исказив нечто в тайне догмата обожения человека, он чисто по-эллински зачаровался и заразил очарованием своих учеников, тоже эллинов. Они записали: «Только один отец наш Аполлинарий первый объяснил сокровенное для всех таинство воплощения.» Почти смешно такое признание. Ведь «объяснить таинство» — значит его упразднить, разрушить. Вот это и случилось с великим Аполлинарием. Вот логика Аполлинария:

I. Для реальности искупления нужно реальное воплощение. Но это невозможно при полном трехчастном (дух, душа и тело) составе человека:

a) Скорее можно просверлить скалу простым пальцем, чем при двух логосах (человеческом и божеском) получить единую личность. Природа логоса-разума состоит в том, что он, по Аполлинарию, «αυτοκινητος — самоинициативен,» т.е., говоря современным нам языком, он есть живой субъект, υποκειμενον. Выражаясь грамматически, он есть единое подлежащее, единый субъект в одном предложении. Два субъекта требовали бы и двух действий. Это так же абсурдно, как помещение двух тел в одном пространстве.

b) Такое подлеположение двух было бы паралогично и ненужно. Получился бы обоженный человек (ενθεος ανθρωπος), или человекобог (ανθρωποθεος), какой-то кентавр.

c) Так получилось бы два Сына: по природе и по усыновлению. Поклонение им было бы наполовину идолопоклонством.

d) Получилась бы не Троица, a четверица.

II. He достигнута была бы и цель воплощения — уничтожение греха и смерти. Для этого нужно, чтобы Бог умер, как человек. A если во Христе дан полный человек, т.е. и с человеческим разумом (логосом), то он, как человек, и страдал, и искупления не получилось бы.
Где полный человек — там и грех. Источник греха в душе. Душа сама по себе и безразумна и инертна, αλογος και ετεροκινητος. Ее определяет нечто другое: логос. Но логос человеческий немощен. Нужен логос мощный, чтобы его не победила тварная человеческая душа. Какой же выход из этого? Нужно, чтобы на месте логоса в Богочеловеке был Логос Божественный. Природа человеческая не нарушена, ибо душе вообще свойственно управляться чем-то другим, высшим, — Законом Божиим. Итак, нужно, чтобы во Христе был логос безгрешный. Иисус Христос не аскет. Он без борьбы с грехом. Он — «одна природа, одна ипостась, одна энергия, единое лицо, весь Бог, весь человек.» Нельзя говорить ο двух лицах, ο двух естествах. Он — μία φύσις του θεοΰ Λόγου σεσαρκωμένη, поклоняемая вместе с плотью единым поклонением. Это одна природа σύνθετος, σύγκρατος, т.е. слитная. Тут, как записали лекции Аполлинария его восторженные ученики, лектор восклицал: «О новая вера! Ο божественное смешение: Бог и плоть составили (απετελεσε) одну природу!»

Аполлинарию возражали: это человечество не истинное человечество, потому что плоть без ума есть и y животных. Но Аполлинарий защищался: «Да, Христос не просто человек, но «как бы» человек (ουκ ανθρωπος, αλλ’ ως ανθρωπος), ибо он не единосущен человеку по главной части — «по уму,» и при этом Аполлинарий ссылался на апостола Павла: «И образом обретеся якоже человек.»

Так нарушается Аполлинарием полновесный смысл Никейского символа, повелевающего исповедовать не только «воплотившегося,» но и «вочеловечившегося.» B погоне за соблазнительно-рациональной схемой предан сподвижником во время оно Великого Афанасия и авторитетом даже для Великих Каппадокийцев основной завет Афанасиева богословия — сотериология. «Невоспринятое Богочеловеком и не спасено» (το γαρ άπρόσληπτον, άθεράπευτον — Григория Богосл. пис. 101). «И спасл еси всего мя человека,» — поет, согласно этому завету, церковь, отвергающая умное недоумие Аполлинария. Ересь сгубила славу этой выдающейся богословской фигуры IV в..."

(Вселенские соборы. II Вселенский собор в Константинополе 381 г.)


Андрей Мамедов

православный христианин

Тема: #47775
Сообщение: #1593801
12.10.05 11:43
Ответ автору темы | Пахомов Дмитрий Вячеславович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

> Для адекватного постижения аполлинарианской христологической доктрины необходимо отказаться от нетождественного, количественного лишь различения понятий плоть и природа (плоть - несовершенная, неполная человеческая природа) и принять различение качественное (плоть, сама по себе, не составляет человеческой природы, "как целый человек" [33]. Ибо, по словам преп. Иоанна Дамаскина, человек, "когда делится на душу и тело, то не приписывает ни душе, ни телу своего имени и определения: ибо не одна только душа есть (человек) и не одно только тело, но оба u1074 .месте" [34]. И тогда в новом и истинном свете предстанут нам слова Аполлинария: "Исповедуем... не две природы одного Сына... но одну природу Бога Слова воплощенную...".

Излишне мудрит здесь Юрченко в попытке найти рациональное зерно у Аполлинария. Достаточно ясно и четко сказал о его воззрениях свт. Григорий Богослов:

...Не безвременно будет твоей пречестности услышать, что в руках у меня есть сочинение Аполлинария, в котором излагаемое превосходит всякое еретическое учение. И в нем утверждается, что плоть, принятая Единородным Сыном Божьим в деле домостроительства для обновления естества нашего, не впоследствии приобщена, но изначально было в Сыне сие телесное естество и в доказательство таковой нелепости, худо воспользовавшись одним изречением евангельским, Аполлинарий приводит: никто же взыде на небо токмо сшедший с небесе Сын человеческий (Ин.3:13), - как будто Он был уже Сыном человеческим еще до снисшествия на землю и снисшел, принеся с Собой собственную плоть, ту, которую имели на небе, предвечную и принадлежащую к сущности.

Приводит еще и одно апостольское изречение, оторванное от целого состава речи: второй человек с небесе (1Кор.15:47). Потом доказывает, что сей приходящий свыше человек не имеет ума, и Божество Единородное, восполняющее в Нем место ума, составляет часть человеческого состава и именно третью, потому что в Нем есть душа и тело человеческие, а ума нет, но место ума восполняет Божье Слово. И это еще не самое худшее, напротив, всего нестерпимее, что по рассуждению Аполлинария сам Единородный Бог, Судия всех, Начальник жизни и Истребитель смерти, смертен, принял страдание собственным Божеством Своим и во время трехдневного умерщвления плоти соумерщвлялось и Божество, и таким образом воскрешено было от смерти Отцом. Долго было бы пересказывать все прочее, что еще присовокупляет он к этим нелепостям..."

(Послание 2. К Нектарию, епископу Константинопольскому)


См. также его же Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария - первое,
Послание 4. К Кледонию против Аполлинария - второе.


Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста! Помогите пожалуйста!

Детям 554

Жизнь кадет Свято-Алексиевской Пустыни

7 августа 2020 в 18:24Андрей Рыбак
Методичка без викторины. Свято-Алексиевская Пустынь Методичка без викторины. Свято-Алексиевская Пустынь читать далее »

Жития 271

Житие и тропарь преподобномученицы Параскевы Римской.

7 августа 2020 в 15:06Андрей Бузик
Cвятая преподобномученица Параскева Cвятая преподобномученица Параскева родилась в Риме, в семье благочестивых христиан Агафона и Почитии. Они долгое время не имели детей, и только после горячих ... читать далее »

Святые 197

Иоаким и Анна. Образ доброчинности.

6 августа 2020 в 15:50Андрей Бузик
Иоаким и Анна. Образ доброчинности. Родителями Пресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна, одни из величайших святых рубежа ветхозаветной и новозаветной эпох. Праведный Иоаким был из рода царя ... читать далее »

Иконы 290

Икона Пантелеймона, житие Святого Пантелеймона (полное). Иконография извода, о чем молится

5 августа 2020 в 13:19Вацлав
Икона Святого Великомученика Пантелеймона целителя Икона Святого Великомученика Пантелеймона целителя   Если Вас одолеет тяжелая болезнь, то помолитесь иконе Святого Пантелеймона. В свое ... читать далее »

Картины 104

Василий Суриков. Очарованный Крымом.

2 августа 2020 в 15:19Андрей Бузик
Мы произносим имя художника «Василий Суриков» и сразу представляем его картины «Утро стрелецкой казни»,«Меншиков в Берёзове»,«Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком ... читать далее »

Мир 314

Завещание Мозгового. Пламен Пасков.

31 июля 2020 в 10:36Сергей Р
Александр Пересвет Русские Люди должны понять и усвоить Богоданную Истину: Царь Божий есть Христос Божий - суть Источник Жизни, Дух Животворящий, Страж Божий! Вот Господь и показал Народу самим ... читать далее »

Народный промысел 67

Сельский бизнес. Банные веники и травы.

26 июля 2020 в 20:35Андрей Рыбак
Банные веники и травы Сельский бизнес, БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ! Банные веники и травы. Идея для заработка. Так мы зарабатываем каждое лето до полумиллиона рублей. читать далее »

Разное 1116

Схиигумен Сергий (Романов) - Суд Божий / Народный монастырь! ⛪

25 июля 2020 в 11:25Сергей Р
Страшный суд Иисуса Христа Все верно О. Сергий! Снова "кругом измена, трусость и обман"! Только сейчас это закончится для них полной и безысходной катастрофой, ибо в мир Богом Живым Послан ТОТ, кто ... читать далее »

SOS! 467

"Отвакцинированные" - режиссёр Роберт Де Ниро

22 июля 2020 в 13:50Андрей Рыбак
"Отвакцинированные" - режиссёр Роберт Де Ниро "Отвакцинированные" - режиссёр Роберт Де Ниро читать далее »

Фридайвинг

Федерация Фридайвинга приглашает к обсуждению проекта правил проведения соревнований по фридайвингу для детей

Федерация Фридайвинга приглашает к обсуждению проекта правил проведения соревнований по фридайвингу для детей. читать далее »

Дайвинг

В Греции открылся первый подводный музей

В Греции открылся первый подводный музей. В начале августа в Греции открылся первый в этой стране подводный музей, который уже называют  Парфеноном среди затонувших кораблей . Мы подробно ... читать далее »

Выживание. 263

Что делать если заблудились в лесу?

7 августа 2020 в 17:55Андрей Рыбак
Что делать если заблудились в лесу? Что делать если заблудились в лесу? читать далее »

Календарь 2548

8 августа. Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, пресвитеров Никомидийских. Преподобномученицы Параскевы Римской.

7 августа 2020 в 14:46Андрей Бузик
26 июля по старому стилю / 8 августа по новому стилю суббота Седмица 9-я по Пятидесятнице. Глас 7. Поста нет. Сщмчч. Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305). Прп. Моисея ... читать далее »

Память 307

Завещание афонского старца Михаила

6 августа 2020 в 07:37Андрей Рыбак
Афонский старец Михаил справа. 50 лет на Афоне Завещание афонского старца Михаила читать далее »

Видео 390

Полководцы России. Федор Ушаков.

4 августа 2020 в 15:07Андрей Бузик
Полководцы России. Федор Ушаков. Великий русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом Федор Ушаков. Не знал поражений в морских битвах. Уже в наши дни Русская Православная Церковь ... читать далее »

Воины 328

Героини Великой Войны.

3 августа 2020 в 15:33Андрей Бузик
ГЕРОИНИ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ, На фото в центре: Антонина Пальшина, кавалерст–девица, Георгиевский кавалер, снимок 1917 года. Не в игривых всплесках, не на каруселях, А теряя радость под шрапнельный ... читать далее »

Песни 40

Музыкальный клип «Алыча» на стихи монаха Симеона Афонского, музыка Андрея Дмитриева

2 августа 2020 в 08:36Андрей Рыбак
Андрей Дмитриев Премьера клипа: "Алыча" (Потрясающая глубокая и тонкая песня) Снова приветствуем в нашей молодежной студии! Музыкальный клип «Алыча» на стихи монаха Симеона Афонского, музыка ... читать далее »

Эсхатология 602

Не делайте вакцинацию, ваше тело живым загноится (слова женщины в Почаеве)

29 июля 2020 в 22:26Александр В.А.
Не вакцинируйтеcь от Covid19 Эту историю несколько дней назад рассказал мне православный священник отец N. В июле 2020 года он несколько дней был в Почаевской Лавре и дважды 18 и 19 июля слышал ... читать далее »

Праздники 282

Поздравление с праздником ВМФ России от кадетов Гимназии Свято-Алексиевской Пустыни

26 июля 2020 в 18:45Андрей Рыбак
Поздравление с праздником ВМФ России от кадетов Гимназии Свято-Алексиевской Пустыни Поздравление с праздником Военно-морского флота России от кадетов Гимназии Свято-Алексиевской Пустыни города ... читать далее »

Технологии 264

За фасадом «Умного города»

23 июля 2020 в 23:18Андрей Рыбак
За фасадом «Умного города» (Шнуренко, Гачева) За фасадом «Умного города» (Шнуренко, Гачева) читать далее »

Поиск Святой Руси 262

Каков смысл преображения человеческой природы.

22 июля 2020 в 11:08Андрей Рыбак
Путь на Гору идет в Божием Промысле Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; ... читать далее »

Альпинизм

Виктор Матвеевич Зимин. Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Виктор Матвеевич Зимин. Из цикла Книга Памяти ушедших друзей. МС по альпинизму и горному туризму (1958). Спортивный союз  Сокол . читать далее »

Скайранинг

Итоги 7-ого ежегодного фестиваля трейлраннинга и скайраннинга Skyrunfest.

С 30 июля по 2 августа природный парк Ергаки вновь принял фестиваль трейлраннинга и скайраннинга Skyrunfest. Уже в седьмой раз участники смогли пробежаться по удивительным по красоте горам и своими ... читать далее »

Высказывания 450

Пей там, где конь пьет.

7 августа 2020 в 17:50Андрей Рыбак
Старец Серафим Саровский. Пей там, где конь пьет. Конь плохой воды не будет пить никогда.Стели постель. там где кошка укладывается. Ешь фрукт. который червяк коснулся. Смело бери грибы на которые ... читать далее »

Стихи 822

Пожалуй, Богу Всемогущему...

7 августа 2020 в 09:01Владимир Лучит
*** Пожалуй, Богу Всемогущему, Владыке и Создателю бесчисленных миров, нужны достойные помощники в Его великом Деле, а не армия рабов! *** Где буква заслоняет дух, а звон металла заглушает ... читать далее »

Путешествия 233

Республика Карелия - край тысячи озер и завораживающих пейзажей.

5 августа 2020 в 16:30Андрей Бузик
Республика Карелия - край тысячи озер и завораживающих пейзажей. Республика Карелия (Россия) - один из красивейших регионов страны. В этом большом выпуске - Рускеала, гора Воттоваара и Паасо, ... читать далее »

Музыка 168

Премьера! Олег Митяев -"Аннушка"

4 августа 2020 в 07:14Андрей Рыбак
Олег Митяев Премьера! Олег Митяев -"Аннушка" читать далее »

Общий 1219

Архим. Афанасий Митилинеос. Пророк Илия в свою эпоху и в последние времена

2 августа 2020 в 15:56С. Александра
Пророк ИлияАрхим. Афанасий Митилинеос. Пророк Илия в свою эпоху и в последние времена «Как прославился ты, Илия, чудесами твоими, и кто может сравниться с тобою в славе! Ты воздвиг мертвого от ... читать далее »

Творчество 389

Создание Общественных Православных организаций

31 июля 2020 в 16:41Михаил Г. Б.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви http://www.patriarchia.ru/db/document/133114/ Глава ХVII. Приходы 34. Органом управления прихода является приходское собрание, возглавляемое ... читать далее »

Предание 215

Князь Владимир — креститель и апостол Руси. История крещения Руси.

28 июля 2020 в 16:47Андрей Бузик
Князь Владимир - креститель и апостол Руси. История крещения Руси. читать далее »

Афон 145

Гонения на старца Гавриила Святогорца.

25 июля 2020 в 23:02Андрей Рыбак
Афонский старец Гавриил. Гонения на старца Гавриила Святогорца. Обращение геронды Гавриила. (Διωγμος Γεροντος ... читать далее »

Природа 184

Алтай 2020. «Майские этюды. Весна в Сайлюгеме»

22 июля 2020 в 15:32Андрей Бузик
«Майские этюды. Весна в Сайлюгеме»Фильм «Майские этюды. Весна в Сайлюгеме» рассказывает о пробуждении дикой природы в Сайлюгемском национальном парке, что на юго-востоке Горного Алтая, у границы ... читать далее »

Интересно 485

10 хитростей для выживальщика

21 июля 2020 в 22:36Андрей Рыбак
У всех хозяин как хозяин, а мой турист 10 хитростей для выживальщика https://vk.com/extrimvigivanie читать далее »

Дайвинг

Дайверы нашли свидетельство ритуальных жертвоприношени

Дайверы нашли свидетельство ритуальных жертвоприношени. Необычный и очень редкий артефакт повезло обнаружить подводным археологам на дне озера Титикака. Мы уже рассказывали о том, что в озере ведутся ... читать далее »

Скалолазание

Члены молодежной сборной России по скалолазанию поделились впечатлениями о сборе, который прошел в Москве

Члены молодежной сборной России по скалолазанию поделились с пресс-службой ФСР впечатлениями о сборе, который прошел в Москве с 9 июля по 5 августа. Возобновить централизованную подготовку после ... читать далее »

© 1999-2020 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru


CIROTA.RU Rambler's Top100
Администратор форума:
andrey@vinchi.ru