 Владимир Стома
 православный христианин (новоначальный)
Тема: #47138
Сообщение: #1817127 25.01.06 01:52
|
Привет, док Сергей!
///Любую хорошую психотерапию, имеющую направлением рост клиента в свободе и выборе добра можно именовать ПП? Да? Нет? Уходим от темы? :-)///
В работе с Д. узрел я предложение клиенту решиться уйти от "вчерашних замкОв и завтрашних зАмков" и встретить болезненную и исцеляющую реальность. Предложение болезненность эту разделить с ним. Можно предположить, что мотивом для Д. будет поиск истины о себе: "Блаженны алчущие и жаждущие правды..."
Можно предположить и вероятность другого мотива. Острая провокативная манера у клиента с ущемленным тщеславием, каким он мне представился, рискует вызвать потребность выглядеть "достойно" перед "доком". Все зависит от контекста данного момента терапии, о котором мне трудно судить, от чувствительности терапевта, от дальнейшего ведения.
Понимаешь, о чем я? Очень трудно формализовать признаки ПП. Хоть и о.Евгений высказывался о необходимости вычленения и обобщения таких отличительных признаков, и полюбившийся нам :) Мирослав критиковал за их отсутствие, мне вот пока не удается их определить. "Направление на рост клиента в свободе и выборе добра" может иметь любая "Экз-Гум"-терапия. Противодействие страстям? Как установить в конкретном эпизоде, что именно им терапевт противодействует?
Принципы Дениса содержат внутреннюю ориентацию терапевта. Твой подход - имплицитность духовного в разнообразии терапии (так?), что, наверное, можно назвать еще вложением духовного православного смысла в каждое действие терапевта. У Андрея была формула о душевном комфорте в контексте духовной цели. Все это внешне трудноопределимые вещи.
Крутится в голове еще принцип опоры динамики терапии на здоровую движущую силу внутри клиента - мотивы добра, добродетель, заповеди, истинные христианские ценности: любовь, милость, правда, смирение...
Удалось найти утраченный пост. Возвращаю в тему, т. к. мне он кажется ценным.
--------------------------------------------------------------------------------
///возражать трудно, и согласиться невозможно. Впрочем - без шуток -
да благословит Вас (и всех нас) Господь на все добрые дела.
Ах, отче, насколько потрясающую по значимости (для меня) фразу Вы сказали. Иерейски благословив возможные добрые последствия здешних наших дискуссий, Вы словно «крестили» (опять моя тропность к символам, проекциям и аналогиям) рождающуюся здесь новую отрасль знания и действия, признав ее несомненную самобытность трудностью отвержения и невозможностью поспешного признания.
Я, с Вашего благословения, позволю себе сейчас поспешно порассуждать (выдался свободный час на работе и стал доступным компьютер). Итак, практикующий эту науку специалист, по определению является христо-центричным. То есть, в его профессиональном служении СПУТНИКА это может воплотиться двумя образами действия: он поступает как «власть имеющий» (Лк 4:32) и он в готовности «омыть ноги» (Ин.13:5) обратившимся.
«Власть» состоит в душевном расположении его уверенности в возможности помощи, поскольку это его миссия, в его приветливом и благожелательном принятии приходящих, в его внутренней устойчивости, способности видеть явления в перспективе, в его неторопливости, радушии, благоволении, умении приглашать, ободрять, научать, беззлобно критиковать, побуждать…
Готовность «умыть ноги» СТРАННИКУ выразится в нелицемерном стремлении СПУТНИКА (п-терапевта) упокоить, разуть (а не «обуть», что в нынешнем слэнге означает сжульничать), из положения снизу не смущаясь удалить грязь со стоптанных ног, бережно вымыть и осушить и всего себя, со своей «властью» поставить на служение своему клиенту на время психотерапии.
Сочетание этих образов деятельности нередко уже само по себе имеет целительный эффект. Клиент начинает ощущать свою ценность, которая была повреждена или утрачена, он испытывает реальное чувство безусловного принятия (респект К.Роджерсу), от которого он отвык чуть ли ни с детства, атмосферу безопасности, в которой он может позволить себе снять доспехи своих психологических защит и регрессировать (психоаналитический термин, нам надо ввести более удачный для обозначения бережного соскальзывания вниз) от своей функционально-социальной идентичности (роли) к просто человеческому бытию (здесь и теперь, как бы сказали гештальтисты).
Так, первой стадией ПП, которая может длиться от нескольких минут до нескоьких лет, является достижение аутентичного опыта общения двух человеческих бытийностей, когда нет преследования выгод, нет хитрости, манипулятивности, изворотливости, демонстративности, стремления к эпатажу или выдавливанию из собеседника слезливого сочувствия, и тогда СТРАННИК наслаждается реальным и дивным непривычным для него чувством, что он принят, понят, любим просто за то, что ОН ЕСТЬ. Этот опыт целительной любви никак не фальшив со стороны СПУТНИКА, есть подтвержденный психологический факт, что мол, когда человек доверчиво и уповая, раскрывается перед тобой – его невозможно не полюбить. Хотя бы на терапевтический час. Назовем этот этап опытом ВСТРЕЧИ.
Затем СТРАННИК приглашается к ПОКАЯНИЮ. Отдаю себе отчет – режет православное благоговейное ухо. Но, минутку, сейчас выйду к теме, терминология отстоится, пересмотрится, следуйте драйву… Ведь излагаемая нами парадигма ПП является проекцией нашей словесной иконы – Евангелия, обращенной ко всем обращающимся. Мы, спутники, выстраивая свою деятельность, держим в уме, что и Креститель и Спаситель, приступая к земному служению и встретив людей, взывают первым словом к их внутреннему отклику словами – «Покайтесь».
Покаяние в психотерапии – особая тема. Это не может быть профанацией церковного Таинства. Это не исповедь. Это не осознание своей греховности перед творцом, произносимое в присутствии духовника – свидетеля. Нет. Это внутриличностное движение к достижению такого психологического устроения, при котором то самое Таинство Покаяния становится возможным. Потом – желанным. Потом – необходимым.
В чем тут ПП? Специалист пребывает с клиентом в его страдании, соразделяет его, становится сопричастным ему, что при правильно протекающем ПП-процессе приводит клиента к прочувствованию следующего положения – если мне ситуационно плохо, а этот человек находится вольно со мной в моем падении, так я, будучи не чужд ему (раппорт, эмпатия, присоединение, трансфер – в светских психотерапиях) открываю для себя возможность к восстанию, подъему. Так появляется и крепнет надежда на облегчение страдания, высветляется возможный путь.
И тут у СТРАННИКА, подспудно или сознательно возникает недоумение – а почему я сам не нашел пути, зачем мне понадобилась помощь, надежду на которую я действительно чувствую теперь? Чего мне недоставало? Или что мне мешало? Эти вопросы адресуются самому себе или СПУТНИКУ. Возникновение такого рода вопросов – и есть готовность к переменам внутри и вокруг себя, это наконец то допущение принципа того, что можно потерять себя старого, отжившего, неэффективного, заблудшего. Это открытие возможности метанойи – обновления себя.
Третьим, после символического обозначения этапов ВСТРЕЧИ и МЕТАНОЙИ, мы обозначим стадию ДЕЛАНИЯ И СТРАНСТВИЙ (этому с натяжной соответствует проработка и интерпретация в психоанализе, выполнение десензитивирующих заданий в бихевиоральной терапии). Осуществляя транспонирование понятие ДЕЛАНИЯ из Добротолюбия, мы имеем в виду распознавание деструктивных паттернов внутри себя, выявление идолов, доселе подчинявших душу, идентификацию бесовских инвазий, заставляющих человека чувствовать себя порабощенным. Идет работа над поиском лжи, трусости, алчности, похоти. Такт и мудрость специалиста состоит в том, чтобы во первых, осуществлять помощь на доступном человеку уровне восприятия этой «невидимой брани», который может быть, да что там, наверняка будет весьма приземленным и конформным, но не переступая его, в этом ненасилие, недирективность; а во –вторых искусное избегание крайностей – недопущение клиширования классических аскетических рекомендаций, применительно к современнику и, наоборот, категорическое противостояние нравственному релятивизму и нетерпимость к благодушному потворству усыпляющим напевам нынешней культуральной среды: соблазнительной и соблазняющей.
Под СТРАНСТВИЯМИ этого психотерапевтического этапа нам представляется основанный на Евангелии метафорический подход – простраивание и моделирование разнообразных ситуаций, посредством воспоминаний, историй, сновидений, мечтаний, несбыточных желаний. Тогда, в условно прихотливом мире, на этом безопасном полигоне, можно дать своему СТРАННИКУ опыт быть смелым, мужество противостоять самому себе. Эта имажинативная область характеризуется принципиальной безответственностью, это пространство игры. Пусть СТРАННИК переживет в благожелательном принятии свои эротические грезы, пусть столкнется с последствиями своих детских желаний власти, безграничных денег, безоблачного счастья. Ведь говорить об этом с батюшкой – незачем, с близкими – стыдно, но ведь ЭТО остается в нем и ЭТО не должно быть подавленным (репрессированным), а уж скорее преображенным (сублимированным). Пределы этих СТРАНСТВИЙ – игр, допущений, моделей – так же тонко корректно и мудро задаются опытным СПУТНИКОМ, чтобы эта стадия не стала само-целью – а стало быть источником нового невроза, где идолом сам СПУТНИК или ситуации ПП, то есть зависимости от приятной терапии как альтернативы самостоятельному, в Духе, личностному росту.
Евангельская парадигма приводит нас на Голгофу. От СТРАНСТВИЙ – притч и чудес – СТРАННИК выходит в реальность в оставленности СПУТНИКОМ, где тестирует достигнутое – свой новый уровень понимания своего призвания, где от сопричастности диалектически вновь познает неизбывное одиночество и либо возвращается за помощью, либо переходит на новый этап, который мыслится нами как ВОЗНЕСЕНИЕ.
Это за рамками собственно ПП, но то, что достигнуто благодаря этому процессу. Человек входит в Церковь, которая собственно и является «Небом на земле». И / или обретает дар, противоположный страданию, приведшему его в ПП – состояние жизнелюбия в соединении с благодарностью Творцу за это. Представитель экзистенциальной психотерапии Ирвин Ялом недавно сделал важное открытие: «Страх смерти находится в обратной зависимости относительно удовлетворенности качеством жизни». Мы пойдем дальше и утвердим то, что насколько человек находится в состоянии благодарного и благоговейного и благословленного «Источником Благих и Жизни Подателю» жизнелюбия, настолько он неподвластен смерти и причастен теозису. И мы в этом процессе неслучайны, дорогие коллеги СПУТНИКИ, да?
|