Священник Сергий Чечаничев
 православный христианин
|
Памяти Вячеслава Мальцева
Дорогие, братия и сестры!
Сегодня 16 сентября - день памяти нашего дорогого и незабвенного участника Форума Вячеслава Георгиевича Мальцева.
В такие дни в сердце возникает необходимость сказать о сокровенном, о личном отношении к ушедшему в иной мир дорогому человеку.
Господь сподобил нас сначала общаться заочно в форумских дискуссиях, а затем и познакомиться лично в октябре 2003 года. Тогда предварительно созвонившись, я приехал к нему в лабораторию на Рижском проспекте и мы провели вместе за разговором более двух часов.
Особенность взаимного духовного единения проявляется в том, что когда ты в беседе начинаешь фразу, то, собеседник, словно читая помышления твоего сердца, заканчивает ее. Или формулирует то, что ты еще только чувствуешь, но по неразумению своему или отсутствию опыта еще не можешь высказать. Так было и в разговоре с Вячеславом. Проговорил два часа с человеком, а, ощущение, такое как будто знаешь его всю жизнь и даже после его ухода чувствуешь его присутствие рядом с собой.
Господь явил мне грешному великую благость близко узнать этого великого праведника и великого страдальца, горячо оплакивающего бремя своих грехов.
На компьютере в почтовом ящике остались несколько писем и поздравлений которыми мы нерегулярно обменивались и его последнее поздравление с Христовым Воскресением в апреле 2004 года – электронная открытка с образом Святой Троицы.
А еще Господь по Своей великой милости сподобил меня 22 сентября в день похорон присутствовать на отпевании Вячеслава в Храме Успения на Большеохтинском кладбище.
Так получилось, что, когда все провожающие еще оставались на улице, я первый вошел в пустой Храм, встал у гроба и в течение нескольких минут имел возможность уединено помолиться и как бы пообщаться с усопшим, провожая его в путь.
Когда ко Господу отходят такие люди, то совсем не ощущаешь горя потери, а наоборот испытываешь некоторую сердечную тихую радость за то, что душа дорогого тебе человека завершившего свой страдальческий путь уже нашла себе упокоение в небесных обителях и за то, что еще одна праведная душа в своей близости ко Господу может предстательствовать за нас грешных, просить о снисхождении к нам и об оправдании наших грехов и преступлений.
В своей форумской теме № 5186 «Наше сокровище: святоотеческая теория ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ» Вячеслав Георгиевич написал слова, которые можно принять как его духовное завещание:
«…Как поступает человек, когда хочет проверить, все ли в порядке в его внешности? Он зажигает свет и смотрит в зеркало. Поэтому, прежде, чем действовать дальше в нашей жизни, давайте сначала зажжем свет, т.е. вспомним хотя бы основные компоненты спасительной святоотеческой аскетической науки. При этом свете каждый из нас сможет придирчиво осмотреть себя и оценить свои действия и поступки ( в частности, - на этом форуме.
1. Царский путь" состоит в постоянном "умеренном делании " прежде всего внутри себя и над собой. "Закон евангельский самооправдания не знает". Причины всех бед подвижник видит только в самом себе, а не в других людях и не во внешних обстоятельствах. Только в этом случае он может стать действительно всемогущим, т.к. внутри себя он может сделать то, что захочет, будучи ,с другой стороны, абсолютно бессилен изменить окружающих людей и обстоятельства.
2. Подвижник не устраняется и от внешних (социальных) дел , но не ищет их и не придумывает сам. Он предпочитает великим делам своевременное выполнение своих ясных (пусть малых!) обязанностей в своем ближайшем окружении, т. е. на том месте, куда поставил его Бог. «Праведно есть прежде игу заповедей Христовых подклонить нам выи свои…, пока со Отцем Сын через Духа Святого внидет и станет обитать в нас. И тогда уже,когда…стяжем Его себе жителем и учителем, - тогда кому из нас повелит Он взять на себя какое служение,… тому оно да и вручится… Но прежде времени не следует сего служения искать, не следует и принимать его, когда дают его люди (сами от себя) , но надлежит пребывать в заповедях Владыки нашего и Бога и ожидать повеления Его взять на себя какое служение»
(Св. Симеон Новый Богослов).
3. Находясь в Церкви, человек не может не замечать, что Благодать Божия быстро залечивает многие его греховные раны. При невнимательности к себе этот процесс исправления может вызвать (по зависти дьявола) пагубный побочный эффект. Человек начинает считать себя чуть ли не праведником, и у него незаметно формируется типичная иудейская и фарисейская психология. Чтобы этого не произошло, подвижник должен находиться в постоянном трезвении, т.е. в состоянии бдительности по отношению к самому себе.
4. Но как заметить, что с тобою не все в порядке? Величайшим благом для живущих в Церкви является данный нам Св. отцами КРИТЕРИЙ распознавания духов наших слов и поступков по их ПЛОДАМ. С помощью этого критерия подвижник может контролировать свои уклонения на десное и на шуее, может вовремя замечать начало своего падения и (через покаяние) вовремя возвращаться на царский путь. Пренебрежение этим критерием (по незнанию или неопытности) приводит к закоснению в греховном падении: оно развивается вглубь и вширь и приобретает устойчивый или даже необратимый характер.
Суть этого критерия становится ясной из следующих цитат:
**********************************
"От человека требуется много рассуждать, чтобы уметь различать между добром и злом … Должен ты испытывать и рассуждать, и тогда уже верить. Итак знай, что действия благодати, которые бес, если и в ангела преобразится, - подать не может, суть : кротость, тихость, смирение, презрение мира, умирение похотей и страстей. А действия врага есть надмение, высокомудрование, страхование и всякое зло. Из этих действий можешь узнать воссиявший в душе твоей свет - Божий есть, или сатанин" (Св. Григорий Синаит).
*************************************
"Различай в себе Духа животворящего и духа мертвящего... Когда в душе твоей мысли добрые, тебе благо, легко. Когда на сердце спокойствие и радость, - тогда в тебе дух благий, Дух Святый. А когда в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения – тогда худо, тяжело. Когда ты внутренне смущён, тогда в тебе дух злой, дух лукавый... Дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, скорби, тесноты ,смущения, а дух благий есть дух несомненной веры, дух добродетелей, дух мира и радости. По этим признакам знай, когда в тебе Дух Божий, и когда - дух злой.» ( Св.Иоанн Кронштадтский ).
********************************************
"Плод Духа Святого есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5.22). Плод же противоположного духа есть ненависть, малодушие мирское, нестроение душевное, тревожность сердечная, лукавство, любопытное мудрование, беспечность, гнев, неверие, зависть…, бранчливость, осуждение, похоть очес, надмение и гордость. От таких плодов познавай, какого духа тот, кто говорит с тобой в сердце твоем" (Св. Никита Стифат).
Особенно скрыт для человека неприметный для него грех гордости. Эта тайная и наиболее гибельная страсть, согласно учению св. отцов может быть обнаружена только по ее плодам , каковыми являются : преслушание, противоречие(прекословие) самооправдание, желание показать себя, отклонение от точного повиновения Святой Церкви, уничижение или презрение ближних и , наконец, - уклонение от исповеди
( Св. Григорий Синаит, Св. Иоанн Лествичник, Св. Игнатий Брянчанинов ).
5.Будучи через преслушание Адама обречен на познание добра и зла, подвижник стремится познавать зло в себе, а добро во всех остальных людях.
Кратко изложенная выше спасительная теория необходима, но не достаточна. Те, кто хочет спастись, должны не только ее знать, но и использовать в своей повседневной жизни , иначе она останется для них только схоластикой . Применять теорию человек научается через многократные падения ( отклонения от царского пути). Критическая самооценка ПЛОДОВ своих последних поступков и слов позволяет ему УВИДЕТЬ свое падение . А когда он увидел, - страх Божий сразу толкает его обратно – на Царский путь. Зазорно человеку падать, но не преступно. Преступно – не осознавать своего падения . Преступно, лежа, считать, что идешь вперед. Да еще и хватать за ноги тех, кто действительно движется.
Каждый участник форума может использовать свои собственные выступления, как ПРАКТИКУМ для освоения данной теории. Пусть он без самообмана и лукавства посмотрит, какие ПЛОДЫ дали его публикации. Плоды – в его собственной душе и в реакции собеседников. И сравнит эти плоды с перечисленными в ТРЕХ ЦИТАТАХ. Если будут обнаружены бранчливость, любопытное мудрование, осуждение, гнев, ненависть, уничижение оппонентов, высокоумие, спорливость, упорное прекословие…, - то время вступить в действие СТРАХУ БОЖИЮ.
А что делать, если его нет?! Трудный вопрос… Страх Божий – он ведь – Божий, т.е. ему научает только Сам Бог. Такому человеку можно порекомендовать ПРИНУЖДАТЬ себя читать УГРОЗЫ Божии в Евангелиях и в пророческих книгах и ВОЛЕЮ стараться относить их к самому себе. А также молится, чтобы Господь научил страху Божию, который является ФУНДАМЕНТОМ христианских добродетелей».
Читайте сие, дорогие мои и разумейте.
Это слова человека, исполнившего свое предназначение. Ибо, человек, сказавший эти слова, есть истинно слуга Божий, исполнивший в наше нелегкое, полное соблазнов время, долг своего апостольского христианского служения – служения Богу, Отечеству и своим ближним (в т.ч. и всем нам).
Я - грешный - не смог присутствовать на погребении, поэтому буду благодарен, если кто-нибудь из питерцев напишет здесь и подскажет, как пройти на могилу Вячеслава Георгиевича.
Может быть на будущее – в день его памяти 16 сентября на могиле могли бы встречаться и совместно молиться те участники Форума для которых он стал близким и по особенному дорогим человеком.
Спаси всех нас, Господи!
С любовью, Сергей.
|