//Последним из мастеров Ушаковской школы считается Кирилл Иванович Уланов, изограф, которому судьба привела дожить до царствования императрицы Елисаветы Петровны (приняв монашество под именем Корнилия, он умер 1 июня 1751 года архимандритом Успенского Белбашского монастыря).//
(Маленькое уточнение: пишут обычно "1731 или 1751 г.")
Все-таки не в Ушакове только и в Уланове дело. Куда не кинь взор - всюду причинно-следственные связи :)
Ушаков, Уланов отразили некие реалии. На рубеже 17-18 веков в России виден переход от средневековья к новому времени, который наметился еще в нач. 17 века. После Смутного времени развиваются торговые связи со странами Сев. Европы, на службу в разных сферах приглашаются иноземные мастера. В середине 17 века происходит воссоединение Украины с Россией. Вследствие этого, а также Смоленского похода Алексея Михайловича усиливаются контакты с землями западнорусскими. Культура западнорусских земель была православной и одновременно развивалась в контакте с Польшей. Выходцы из Западной Руси переезжают в Москву, приносят культурные новшества. Симеон Полоцкий, выходец из западнорусских земель, стал 1-ым русским придворным поэтом и воспитателем царских детей.
Кстати, Кирилл Иванов Уланов, принятый в 1688 году в иконописную мастерскую Оружейной палаты, где работали лучшие придворные изографы, и ставший уже известным мастером, для храма Покрова в Филях написал в 1694 году по заказу Л.К. Нарышкина 2 иконы: Вторую - Успения,
а первую - раму для иконы Спаса Нерукотворного из местного ряда. Сама эта икона была небольшого размера и для того, чтобы вставить ее в иконостас, потребовалась рама, где написаны 12 клейм с историей сказания о Нерукотворном Образе. И вот под гнездом, где помещалась икона, в двух клеймах, мастер поместил стихотворный текст, прославляющий Нерукотворный образ. А впервые стихи появились на иконе царского изографа Симона Ушакова, руководившего иконописной мастерской Оружейной Палаты, которую он для местного ряда Троицкого Собора Троице-Сергиева монастыря написал в 1677 г. Так вот, появление на иконах стихотворных текстов
было новшеством последней четверти 17 века. Кстати, Симеон Полоцкий писал рифмованные
силлабические вирши. Подобными текстами снабжались и гравюры. А сами гравюры из иллюстрированных Библий, издававшихся в странах Сев. Европы (с которыми, как написала в самом начале, развивались торговые связи) , бывшие у многих богатых и образованных русских людей, выступавших заказчиками икон, брались с сер. 17 века иконописцами за образцы (при этом иконописцы избегали буквального повторения). Мастера иконостаса церкви Покрова в Филях пользовались несколькими лицевыми Библиями.
(Про "живоподобную" манеру письма, которую использовал Ушаков, а далее Уланов и др., долго распространяться не буду. "Живоподобие" Ушакова перекликалось с современной ему греческой манерой. К этому всё и было привязано).
В центр иконостаса Покровской церкви в Филях помещен образ "Царь Царем". Эта иконография стала популярна как раз в конце 17 века и использовалась в деисусах всех иконостасов, написанных в "живоподобной" манере.
В живописной технике написаны были иконостасы неск. храмов Новодевичьего монастыря, которые были выполнены по инициативе царевны Софьи.
Возвращаясь к среднику образа УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ c 12-ю клеймами из церкви Покрова в Филях в Москве 1694 года - можно видеть, что Кирилл Уланов вносит в образ западные заимствования: он представил над Христом, держащим душу Богородицы, не вознесение Ее на небо, а Коронование, свойственное западному искусству.
А в 12-м клейме "Вознесение Богоматери" изобразил Ее как бы восходящей на небеса.
rus-icons.narod.ru
Коронование Богоматери
Композиция появилась в русской иконописи в конце XVII века. Образцами послужили гравированные иллюстрации старопечатных богослужебных книг украинских изданий, таких как: «Ключ разумения» Иоаникия Галятовского 1659 г. (Киев), «Требник» 1682 г. (Львов, первое изд. 1668 г.), «Октоих», 1682 г. (Чернигов), и многих других. Наиболее распространенными такие иконы были на Украине в XVIII-начале XIX веках. Одним из ранних на русской почве можно считать «Коронование» в среднике иконы «Успение Богоматери» 1694 г. Кирилла Уланова из церкви Покрова в Филях (Москва). В более позднее время «Коронование Богоматери» предстает уже как самостоятельная композиция. В западной традиции древнейшие изображения на этот сюжет относятся к концу XIII в. и часто входят в алтарные композиции и резную декорацию фасадов храмов, либо являются частью композиции «Успение Богоматери».
//Чем даровитее и сильнее был Ушаков, тем горше было для древнерусского искусства. В первую очередь Ушакову предъявляются претензии в том, что он не уберег русского лика иконы.//
Вот чего невозможно не видеть, так это того, как он исказил образ Спаса Нерукотворного. Я прочла об этом много позже того, когда увидела это. В тему Спаса Нерукотворного я поместила
только одну фреску, подписанную его именем, где нет такого искажения. А его подобных образов
с искажением у меня много (плодовитый был), как и подобных образов не его - тех просто много, но ни одного не выкладывала. Лик Спасителя такой невозможен и смотреть на это трудно.
Посмотрел, так и есть - современный список с иконы, что Вами поставлена. Значит, хранятся традиции. Икона Успения (совр).
Вот тоже новодел, список с древней, греческий:
Как всегда бывает в таких случаях :), случайно всплыл старенький католический журнальчик на польском языке, посвященный Богоматери, на обложке которого вот этот образ 16 века.
Написано, что эта икона находится в Москве в церковно-археологическом музее Духовной Академии.
Удивительно - журнальчик за 1988 год! А иконы такой я нигде, кроме как на этой обложке, не видела.
Думаю, это из-за местонахождения иконы.
Добавлено:
Специально стала просматривать тему, чтобы сравнить. Посмотрите сообщение В.К. #1662845 от 12.11.05 :)
Цикл 12 Праздников (Додекаортон) возникает в иконных программах 11-12 вв., преимущественно на эпистилях и в полиптихах. Создавали концентрированный образ всей храмовой декорации, вызывали литургические ассоциации, поскольку евхаристическое таинство есть возобновление Истории Спасения.
Икона, ГРМ.
Особенностью иконографической редакции являются многофигурная статичная, симметричная и строго центрированная композиция; Христос в овальной мандорле, в которой также стоят ангелы, не смешиваясь с остальными персонажами; святители по обеим сторонам от Христа, четко отделенные от апостолов. На заднем плане мощные архитектурные кулисы, вверху сегмент небесной сферы.
За образы, Вами принесенные - не знаю, как благодарить. Ведь "Успение" Кирилла Уланова в цвете я так и не смог найти, а тут такое роскошество...
По поводу роскоши, присущей этому периоду, который назван еще в иконописи эпохой Ушакова.
Творчество Ушакова - совершенно особый сплав русской иконописи с "фрязью", то есть западноевропейским церковным искусством XVII в. Чем даровитее и сильнее был Ушаков, тем горше было для древнерусского искусства. В первую очередь Ушакову предъявляются претензии в том, что он не уберег русского лика иконы. Многим иконописцам XVII века, последователям Ушакова, тот казался гением, возродившим упавшую было иконопись, не давшим ей заблудиться в беспорядочном хаосе западных форм и идей, бережно лелеявшим ее исконный, русский лик, который она сохранила под его кистью, невзирая на всю свою "фрязь". Увы - для нас он злой гений русской иконописи. Нельзя отказать изографам XVII века в большом даровании, и не их вина, если волею судьбы эпоха, в которую они жили и работали, не была праздником русского искусства. Мы знаем, как неуклонно шло оно к ущербу, как с каждым новым десятилетием иконопись падала все ниже и ниже: остановить это стремление к уклону было никому не по силам, как не по силам им была попытка переродить иконное дело, влив в него новые мысли и чувства. Последним из мастеров Ушаковской школы считается Кирилл Иванович Уланов, изограф, которому судьба привела дожить до царствования императрицы Елисаветы Петровны (приняв монашество под именем Корнилия, он умер 1 июня 1751 года архимандритом Успенского Белбашского монастыря).
Жаль, старообрядческие иконы такие темные. "Улучшению" :) компьютерное изображение
плохо поддается...
Состав клейм:
8 - 1 - 2
3 - - - 4
5 - 6 - 7
1. Молитва Богоматери на горе Елеонской и явление ей архангела Гавриила с вестью о
предстоящей кончине
2. Прибытие к Богоматери Иоанна Богослова
3. Св. дух повелевает апостолам собраться
4. Воскресение апостолов Андрея, Филиппа, Луки и Симона для прощания с Богоматерью
5. Чудесный полет апостола Матфея
6. Чудесный полет апостола Петра
7. Прибытие апостолов к Богоматери
8. Правитель велит иудеям помешать торжественному погребению Богоматери
Клейма иллюстрируют Слово на Успение Богоматери Иоанна Богослова.
Несомненно, клеймы принадлежали раньше другой иконе, значительно больших размеров, т. к. их должно быть больше - сюда не вошли клейма с сюжетами, завершающими сказание.
Композиция некоторых клейм восходит к иллюстрациям т. н. Егоровского сборника.
УСПЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ со сказанием в 8 клеймах
старообрядческая икона
Москва
сер. - 2-я пол. 17 века,
средник - 17 век под поздней записью,
фрагменты древней иконы врезаны в новую доску
1. Смертное Благовещение.
2. Моление Богоматери на горе Елеонской.
3. Священники и левиты доносят наместнику о стечении народа на погребение Богоматери.
4. Чудо с Афонием
5. Апостол Иоанн перед пустым гробом Богоматери.
1. Молитва Богоматери на горе Елеонской.
2. Апостолы на облаках движутся к Вифлеему.
3. Беседа Богоматери с апостолами.
4. Моление Богоматери и апостолов ко Христу.
5. Апостолы у ложа Богоматери.
6. Облако скрывает процессию, когда апостолы несут тело Богоматери из Вифлеема в Иерусалим.
7. Прощание Богоматери с апостолами.
8. Знамения и чудеса в момент кончины Богоматери.
9. Наказание огнем жителей Иудеи.
10. Отсечение рук Авфонии.
11. Апостолы у одра Богоматери.
12. Вознесение Богоматери.
1. Молитва Богоматери на горе Елеонской.
2. Апостолы на облаках движутся к Вифлеему.
3. Беседа Богоматери с апостолами.
4. Моление Богоматери и апостолов ко Христу.
5. Апостолы у ложа Богоматери.
6. Облако скрывает процессию, когда апостолы несут тело Богоматери из Вифлеема в Иерусалим.
7. Прощание Богоматери с апостолами.
8. Знамения и чудеса в момент кончины Богоматери.
9. Наказание огнем жителей Иудеи.
10. Отсечение рук Авфонии.
11. Апостолы у одра Богоматери.
12. Вознесение Богоматери.
О праздничности, яркости, и вообще цвете. Зачастую несоответствие цветов икон оригиналам на некоторых сайтах обусловлено тем, что оцифровываются уже искаженные репродукции, которые, как правило, сами проигрывают при сопоставлении с образцом. Яркость и красочность в древних иконах безусловно присутствуют, но это яркость, не передаваемая экраном монитора, хотя надо отдать должное - иногда компьютерные изображения способны передать светоносность иконы лучше репродукции (но знайте: такое изображение всегда несравненно хуже оригинала). В погоне за этим неуловимым качеством иконы многие создатели сайтов сознательно завышают тот или иной параметр, откуда и появляются слишком яркие образы. Где же выход? Нужно обращаться к оригиналам, смотреть иконы, расчищенные реставраторами (как правило, таковые находятся в музеях).
Но есть и другие несвойственные древней русской иконе приемы цветопередачи, о чем и пишет архимандрит Рафаил:
"В иконе нежелательны искусственные, созданные химическим путем синтетические краски. Человеческий глаз приспособлен к определенным цветам и их сочетаниям, которые находятся в окружающей природе. Кроме того, каждое вещество имеет свою эманацию (излучение), свое воздействие на человека. Синтетические краски обладают тем угнетающим воздействием, которое условно можно назвать "ядовитостью". В этом отношении они похожи на нитраты, которые принимает с пищей современный человек, или на звуки рок-музыки, которые разрушительно действуют на психобиологические ритмы человеческого организма. В картине это менее заметно, потому что посмотрев несколько минут на картину (как бы окинув ее взглядом) человек отходит прочь. Но в иконе, перед которой молитвенно сосредотачивается человек, синтетические краски оказывают раздражающее воздействие. У человека есть защитные системы, которые стараются создать фильтр для чуждых и вредных внешних воздействий. Поэтому в глубине человеческой психики возникают как бы два подводных течения: одно воспринимает икону как звено между
душой и духовным миром, а другое отталкивает от себя икону, как носителя чуждых душе красок - раздражителей. Здесь молитвенный контакт становится ущербным. Для сосредоточенного внимания требуется больше усилий над собой.
Естественная краска сохраняет в себе кристалличность, поэтому она создает чувство внутреннего объема и жизни. Химическая краска не создает внутренних глубин и емкостей, она плоска, и поэтому воспринимается как нечто мертвенное. На естественных цветах глаз человека как бы успокаивается; синтетические краски вызывают утомление душевного и физического характера.
Каждая краска и сочетания красок по-своему воздействуют на человека. Это нельзя обосновать логически и даже экспериментально; это познавалось древними иконописцами интуитивно, в каких-то духовных прозрениях. Поэтому древние иконописцы обращали особое внимание на материал для красок. Здесь еще одно подтверждение ток>, что традиция и иконописный канон является не ограничением творческой способности художника, а опытом огромной важности, имеющим непосредственное отношение к самой молитве. Здесь все важно: вещество для красок, способы их приготовления, и материал, на котором пишется икона. Необходимо перенять у древних иконописцев искусство сочетания цветов в иконе, которые можно сравнить с аккордами музыки: неверный цвет - уже дисгармония. Кроме того в каждом цвете есть такие свойства, как прозрачность и плотность, текучесть (густота), блеск и тусклость, придающие ему разные звучания, подобно тембру и обертонам голоса. Как бы ни был по-мирски талантлив художник, но если он игнорирует канон - соборный опыт видения и изображения духовного мира, - заменяя его своим собственным воображением, то он превращается в слепца, который рисует небо. О языке православной иконы
12 августа 2022 в 22:58
— Андрей Рыбак
Цветение алычи
Если тебе доверяют сокровище, не поднимай медных монет по пути к нему...
Мудрые высказывания Симеона Афонского подталкивают нас по тропе к Истине. Эта тропа поначалу кажется широкой ... читать далее »
12 августа 2022 в 15:40
— Андрей Бузик
31 июля по старому стилю / 13 августа по новому стилю
суббота
Седмица 9-я по Пятидесятнице. Глас 7.
Заговенье на Успенский пост.
Поста нет.
Предпразднство Происхождения Честны́х Древ ... читать далее »
9 августа 2022 в 15:33
— Андрей Бузик
Святитель Василий Великий
По милосердию и человеколюбию благого Бога, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, по действию Святаго Духа избавленный от языческого заблуждения, от предков ... читать далее »
7 августа 2022 в 15:19
— Владимир Воробьев
Золотые слова
Сейчас очень много публикаций на тему возрождения и будущего России. Мнения и предложения различные, многие из них полезные и своевременные. Но, как правило, акцент делается на ... читать далее »
5 августа 2022 в 12:21
— Александр В.А.
Евангелие
(по благословению митрофорного протоиерея Валерия (Галайды) (+ 2020г.)
В каноническом переводе Евангелия с церковно-славянского на русский язык встречаются серьезные ошибки, иногда ... читать далее »
28 июля 2022 в 16:22
— Андрей Бузик
Документальный фильм "Хранители Алтая"
Хранители Алтая - документальный фильм о людях, сохраняющих природу, наследие и священные места Алтая.
Съемки проходили в путешествии по самым красивым местам ... читать далее »
11 июля 2022 в 21:58
— Андрей Рыбак
Сергий Рыжиков и Андрей Рыбак у храма Архистратига Михаила
Есть же замечательные русские проекты рубленых храмов. Вот и это прекрасное сооружение показал мне Сергий Рыжиков. Храм Архистратига Михаила ... читать далее »
6 июля 2022 в 10:48
— Алексей Иванович
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Некоторые верующие люди уверены в том, что если успеть, перед кончиной, покаяться, то спасёшься! Это справедливо лишь отчасти. Происходит это, очевидно, из старого ... читать далее »
Команда Фёдора Конюхова возвращается из Арктики. На днях пилоты Фёдор Конюхов и Игорь Потапкин вместе с экспедиционной командой Клуба полярных путешествий прошла через острова архипелага Земля ... читать далее »
6 августа состоялась гонка "Tromsø Skyrace" мировой серии Skyrunner. Маршрут трейла известен благодаря трехкилометровому забегу на хребет Хампероккен. Дистанция составила 57 км с увеличением ... читать далее »
12 августа 2022 в 21:55
— Андрей Рыбак
Проезжал нынче мимо своей малой родины, по старому Кольчугино, по нынешнему Ленинск-Кузнецк.
Школа, в которой я обучался в 5 классе, стоит и поныне, только обновлена с внешней стороны.
Школа №3 в ... читать далее »
11 августа 2022 в 17:02
— Андрей Бузик
Преподобный Оптинский старец Анатолий (Потапов)
Отец Анатолий и по своему внешнему согбенному виду, и по своей манере выходить к народу в черной полумантии, и по своему стремительному ... читать далее »
10 августа 2022 в 15:23
— Андрей Бузик
Святой мученик Каллиник
Святой мученик Каллиник родился в Киликии и был воспитан в христианском благочестии. Достигши зрелого возраста, Каллиник увидел, как много людей держится языческого нечестия; ... читать далее »
7 августа 2022 в 14:47
— Андрей Бузик
Святые отцы и учителя Православной Церкви
1. Авва Антоний сказал: есть люди, которые изнурили тело свое подвижничеством, – и однако же удалились от Бога; потому что не имели рассудительности.
2. ... читать далее »
3 августа 2022 в 16:52
— Андрей Бузик
архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович)
Без Бога нет жизни, ибо он - любовь.
Мы, люди, когда молимся, совершаем свое молитвенное правило, делаем это рассеянно, «для порядка», в молитве не ... читать далее »
22 июля 2022 в 15:59
— Андрей Бузик
Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. (Ин 19:23)
Положение честно́й ... читать далее »
11 июля 2022 в 09:52
— Лариса Федоровна
Лариса Федоровна
В октябре 2019 года я уже обращалась к вам за помощью на сбор денег для приобретения дров на зиму и по воле Господа Бога вы не прошли мимо,а помогли собрать деньги.
На сегодня ... читать далее »
8 июля 2022 в 16:16
— Андрей Бузик
Безымянка: Жизнь староверов в тайге.
Местный транспорт — снегоходы и мотоциклы, электричество только от генератора и включают его на несколько часов в день. Но деревня Безымянка живет своей ... читать далее »
6 июля 2022 в 09:36
— С. Александра
США отправят на Украину группу военных советников
О религиозном смысле военной операции на Украине. Православная Россия - против сатанизма
16-05-2022
Военная спецоперация на Украине, имеет не только ... читать далее »
Французский скалолаз Себастьян Буин прошел маршрут "Chang" категории 9b+ на своде пещеры Hanshelleren в норвежском регионе Флатанжер. Линия представляет собой 55 метров лазания с 185 движениями. "The ... читать далее »
Француз Арно Жеральд побил мировой рекорд по самому глубокому погружению без снаряжения. Фридайвер опустился до отметки в 120 метров. Это как 35-этажный дом. В общей сложности Арно задержал дыхание на ... читать далее »
12 августа 2022 в 16:08
— Андрей Бузик
Преподобный Симеон Новый Богослов
1. Вера есть (быть готовым) умереть Христа ради за заповедь Его, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь, – нищету вменять в богатство, худость и ничтожество в ... читать далее »
11 августа 2022 в 10:25
— Владимир Лучит
***
Богатство пользу нам приносит,
если только мудро им
распоряжаемся мы сами;
но много хуже
даже крайней нищеты
тогда, когда оно повелевает нами.
***
Всяк, осознавший нужды мира
не в отрыве от ... читать далее »
9 августа 2022 в 16:01
— Андрей Бузик
«Богоматерь Одигитрия».
Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. При каких обстоятельствах эта икона появилась на Руси не сохранилось ... читать далее »
8 августа 2022 в 15:55
— Андрей Бузик
Седмица 9-я по Пятидесятнице
ПОНЕДЕЛЬНИК. Мф. Зач. 74 (18,1-И) О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Икона «Благословение детей»
Кто желает в Царствии Небесном удостоиться большей славы, тот должен ... читать далее »
6 августа 2022 в 15:21
— Андрей Бузик
Преподобный Варсонофий Оптинский.
Молитва Иисусова имеет громадное значение в жизни христианина. Это кратчайший путь к достижению Царствия Небесного, хотя этот путь нелегкий, и, вступив на него, мы ... читать далее »
1 августа 2022 в 05:30
— Андрей Бузик
Дивеевская обитель наполнена сегодня великой радостью. Тысячи верующих сердец слились в едином ликовании: «Радуйся, пастырю наш добрый. Радуйся, отче милостивый и кроткий. Радуйся, врачу наш скорый и ... читать далее »
9 июля 2022 в 16:55
— Алексей Иванович
Приведу вам два примера из своей жизни. Первый это воинствующий атеист 55 лет решивший доказать себе и всем, что церковь обманывает православных и Причащает их хлебом и вином! С этой целью он ... читать далее »
6 июля 2022 в 16:34
— Андрей Бузик
Остров Врангеля. "Замороженный рай"
На дальнем краю России, среди зубастых льдов Арктики, затерялся безлюдный остров. О его существовании мало кто знает, а тем более бывали там. Этот ... читать далее »
В Ярославской области завершился кубок России по парашютному спорту имени ЗМС Татьяны Осиповой, в рамках которого прошёл финал кубка России по "точности приземления". Победителями финала стали ... читать далее »
С 11 по 18 августа в Мюнхене проходит чемпионат Европы 2022 по спортивному скалолазанию. Этот турнир включен в программу второго ЧЕ по летним видам спорта, о котором вы можете подробно прочитать на ... читать далее »