Владимир Соловьев
православный христианин нет доступа на форум
|
Версия от 21 ноября 1999 года - почти полностью исправленная и дополненная при участии пушистого серо-дымчатого с белыми лапами кота
по имени Мур-Мур, который и пребывает в настоящее время на коленях у автора в блаженном и мурлыкающем состоянии, повернувшись
кверху белым пузом.
Владимир Соловьев
Телефон/автоответчик/факс: +7 095 (Москва) 934-3937.
sunny_1@cityline.ru
Полная и обновленная версия: http://www.user.cityline.ru/~sunny_1/Kids.htm
http://www.user.cityline.ru/~sunny_1/index.html
Методика для родителей и профессиональных педагогов. Воспитание чувства красоты у детей - с использованием музыкальных записей.
Легко и просто.
Введение.
Педагогика. Призвание - и профессионализм (технологии).
Красота живет в глазах того, кто ее видит.
Вперед, друзья мои!
Еще не поздно новый мир искать.
Меня влечет судьба под парусом пуститься
Вслед закату.
Пусть силы прежней нет -
Той силы, что в движенье приводила
И неба твердь и землю.
Не беда.
Пусть жар сердец горячих судьба и время остудили.
Сильны мы волей - искать, стремиться, находить.
И не сдаваться.
Альфред Л. Теннисон
Что такое педагогическое призвание? Я думаю, это - когда мы, почувствовав радость, увидев или услышав что-то красивое и полезное,
стремимся показать это и рассказать об этом другим людям. Такая черта характера, когда испытывающий радость и восхищение, хочет
поделиться своими чувствами с другими людьми, видимо, может считаться признаком нормальности человека.
Среди тех, с кем я говорил, попадались профессиональные педагоги и психологи, которые говорили: "Ну и что в этом такого? Ну, красота - и
что дальше?"
Развивая эту важную тему, мы видим, что "дальше" идет проблема у дилетантов - или решение вопроса у профессионалов. С трансляцией на
окружающих. Серафим Соровский: "Радость моя, стяжи дух смирен, молитесь - и тысячи вокруг Вас спасутся". Другой старец сказал: "Как можно
менее сообразуйтесь с веком сим, но как можно более преобразуйтесь изменением ума вашего."
В чем одна из вечных проблем воспитания и наследования нравственных ценностей? Если педагогом становится человек, утративший
способность восхищаться, глаза которого закрыты для видения красоты мира - то какую же радость он может передать и детям, и взрослым?
Если же у человека с радостью и позитивным восприятием жизни все в порядке, встает другой вопрос: о технологиях, процедурах или
методиках работы.
Без методик дело зачастую идет трудно. Можно часто наблюдать, как человек, искренне любящий детей и желающий сделать лучше, поневоле
мучает их - не имея техники работы, а сообразуясь с одним лишь желанием.
Возможно, на чей-то взгляд, я говорю банальности - но может быть эти "банальности" повсеместно выполняются? Вряд ли. Люди, к
сожалению, очень часто забывают о том, что "Волга впадает в Каспийское море".
Я не претендую на сравнение своего метода со Священным Писанием - но ведь и "10 заповедей" тоже при желании можно назвать
банальностью - так давно они существуют в нашем прекрасном мире, и известны всем.
К тому же, многие идеи в этой статье, простые и понятные для профессионалов педагогов, вполне возможно, окажутся новостью для многих
родителей.
Поэтому я поддерживаю простую и грандиозную идею обмениваться письмами о методиках работы.
На одно из главных мест в педагогической работе я ставлю воспитание и обмен опытом в области воспитания у детей чувства красоты.
(Можно и нужно работать и со взрослыми, но это другая тема.) То, что я предлагаю, очень просто - как технология или процедура. Для части
педагогов сложно другое - любить и уважать детей, воспринимая их, как более достойных или, как минимум, равных себе. Без этого метод
работает очень слабо.
I
Почему нужно учить детей видеть красоту -
- некоторые размышления вслух.
* Если этот раздел покажется Вам лишним - сразу переходите к следующему.
Посмотрел внимательно в глаза ребенка
И увидел там вековую мудрость.
И подумал: "А что можно увидеть в моих глазах?"
Автор
В первую очередь, видимо, моя методика будет интересна энтузиастам, которые превыше всего ценят способность ребенка и взрослого видеть
прекрасное.
Эта методика - для родителей и воспитателей, которые понимают, что вырастает из детей, которые все свое детство и юность проходили мимо
красоты. Метод может быть использован для индивидуальной работы с ребенком и для группового тренинга - детей и взрослых совместно.
Несколько слов о себе. У меня 2 педагогических диплома - и педагогикой занимаюсь для души, то есть независимо от зарплаты (может, именно
это и дает возможность работать творчески.) На жизнь же зарабатываю консультантом по работе с персоналом в коммерческих фирмах,
продающих только качественную продукцию. (В других работать не хочу - поскольку помогать обманщикам стало просто скучно.)
Недавно я сделал для себя очередное открытие: если много думать о заработке, можно запросто незаметно превратиться в инвалида души (как
выразился один незаурядный человек), так как зависимость от денег унижает человека и ведет его жизнь под откос. Вывод прост: вопрос с
деньгами нужно решать радикально - либо заработать их много, либо обеспечить постоянный надежный источник дохода, либо просто
перестать о них думать. А лучше все вместе.
Воспитание детей для меня - проект более значимый, нежели работа в бизнесе. Последнее - просто зарабатывание необходимого минимума
денег, которых, как известно, всех не заработаешь (да и за какие деньги можно купить любовь ребенка или женщины, знающей что такое
достоинство и целомудрие?)
У меня есть одно наблюдение. Вы можете не верить - но почему-то в последнее время я все более сочувствую некоторым обеспеченным и
богатым людям. Если внимательно присмотреться к их жизни - счастья там, около тугих кошельков, не всегда хватает. Еды много и денег,
автомобилей и квартир, особняков - а счастья мало. За лишние деньги - особенно, когда их много и даже заработаны честно - зачастую
приходится платить нервами и здоровьем - своим и детей. (это у демократических публициствов "сын или дочь за отца не отвечает" - это
своего рода идеал. А в жизни часто бывает по-другому. Да и забот много из-за больших денег.)
По-моему, мудро сказано: "Счастлив не тот, у кого много денег. А тот - кому хватает."
Любовь к детям, так нужная родителям и педагогам - это талант и, скорее всего, Божий дар. Если в педагоге это есть, все остальное - дело
техники, включая методики. Если - нет, педагогическая работа превращается в мучение и для ребенка, и для педагога. И чем профессиональнее
бессердечный педагог, тем больше вреда он может принести ребенку. Впрочем, об этом я уже говорил.
Один из основных принципов данного метода следующий: нужно сделать так, чтобы дети просто-напросто очень внимательно послушали
музыку, которую Вы им предлагаете. Смысл нашей работы - в том, чтобы дети задержали свое внимание на красивой музыке (их ощущения
формализовать не нужно - рефлексия тут неуместна). Пример из другой области: "Смысл айкидо состоит в том, чтобы тренироваться". Все
остальное приходит само. Когда это понимаешь, становится легко, светло и радостно.
Не стоит пытаться этот процесс формализовать и пытаться словами объяснить то, о чем говорит искусство - типа "обратите внимание, как
высоко воспарила духовная мощь композитора" или как "космические корабли бороздят просторы Вселенной или Большого театра".
("Бороздить" - от слова "борозда", между прочим - додумался же кто-то.)
Вернемся к вопросу некоторых педагогов и администраторов: "Ну хорошо, ощущение красоты - а дальше-то что, собственно говоря?"
Иногда им это кажется мало заслуживающим внимания, и слово "красота", бывает, лишено для них какого-либо содержания. К сожалению,
среди педагогических работников подобное мнение распространено. Их, конечно, можно понять - им зачастую некогда остановиться и
вспомнить свой восторг от созерцания красивого в детстве - да и много чего другого они забыли и зачеркнули. В жизни многих людей есть
суета и тирания текущих дел в быту и на работе - до того ли им, чтобы задумываться о красоте?
Но все-таки, действительно - а что дальше?
Дальше: при правильно построенном процессе почти ВСЕ остальное делает гений композитора - и талант исполнителей, конечно. И чистые
чувства детей - и тяга их к красоте, и способность восхищаться (утраченная, к сожалению, большинством взрослых). И тут, между прочим,
большой вопрос, кому их нас у кого учиться. Сказано же: "Станьте, как дети".
Я долго не мог понять, почему многие не видят смысла специально заниматься тем, чтобы показывать детям красоту.
Недавно понял. У многих взрослых чувство восхищения жизнью затихло. Для понимания этой методики нужно быть чуть-чуть ребенком. То
есть уметь восхищаться, и иметь здоровое желание рассказать всему миру, какую красоту ты увидел. Этому, кстати тоже можно учиться у детей.
.................
сожалению, зачастую бывает поздно. Профилактика явно обходится дешевле, чем лечение
Многие родители пытаются запрещать Но запрещение часто работает слабо.
Поэтому методика хороша тем, что создает альтернативу, а не занимается запретительством.
.........................
В процессе работы по возможности удержитесь от торопливости и давления на ребенка - и очень осторожно отнеситесь к мнению некоторых
педагогов-"энтузиастов", рекомендуюющих давать слушать детям длинные произведения. Последнее похоже на попытки впихнуть в ребенка
большую тарелку каши или супа. Просто так ХОЧЕТСЯ маме, папе или бабушке - мнение ребенка и его здоровые пищевые инстинкты значения
не имеют.
Очень важно для успеха занятий создать спокойную обстановку. Ведущую роль при этом играют наша доброжелательность, любовь и терпение.
Построение жизни - это искусство. И построение хорошего и светлого внутри себя - тоже. И делать это нужно хотя бы потому, что уныние в
христианской традиции есть один из смертных грехов. Мы понимаем, что если не заниматься построением радости, то очень часто приходит
уныние.
Педагогу совершенно необходимо наличие такого профессионального качества, как уважение к детям - хотя бы потому, что в них лучшего
больше, чем в нас, взрослых. Видимо, дети это хорошее сохранили и еще не растеряли, как взрослые (ну и конечно, еще не набрали плохого - с
кем, как говорится, поведешься. . . ). И нужно помочь им это хорошее сохранить - и конечно же, защитить от влияния отрицательной
энергетики. Нужно ценить в детях хорошее и светлое - и помогать им это сохранить и приумножить (как, впрочем, и во всех остальных людях).
Радостная идея: ЛУЧШИЕ кандидаты в друзья - это наши дети.
Можно применять методику при обучении музыке - на любом уровне владения инструментом. Что и делается в хороших учебных заведениях.
Например, в большинстве американских музыкальных колледжей студенты, обучающиеся джазу, в обязательном порядке проходят и другие
стили и жанры.
Хорошие результаты дает совмещение слушания музыки с другим творчеством - рисованием, например. Только подбирать музыку нужно очень
тщательно - чтобы не было перегрузки информацией. Что делается, к сожалению, уже очень давно - и не только в школах.
Люди от перегрузки информацией защищаться не умеют и даже болеют. Поэтому нам, взрослым, стоит время от времени проводить некую
инвентаризацию - на предмет того, что стоит из своей жизни убрать.
Хочется, чтобы родители больше занимались воспитанием чувства прекрасного у своих детей. На сегодняшний день то, что делается, явно
недостаточно.
Почему? Есть ряд причин. Трудные времена - да, но они всегда были, есть и будут. Может быть, дело в состоянии общества и семьи, при
котором некоторые мамы и папы считают работу и секс (они его называют "личная жизнь") важнее, чем воспитание детей? А через несколько
лет, бывает, дети относятся к родителям, как чужие люди - и очень мало тепла в отношениях.
Кстати, есть простые способы выходить из состояния кризиса.
Делать ли детям приятное на уровне верхних энергетических центров - иначе будут развиваться нижние (с понятными последствиями) - это
зависит от проявления воли и высоты помыслов родителей и педагогов.
II
Разное
* Эту часть тоже можно пропустить.
Как бороться с темпом жизни, который мы позволяем навязывать себе?
Мы с коллегами работаем практически над темой "Улучшение качества жизни" и даем желающим конкретные рекомендации.
Предлагаю идею, которая может осчастливить довольно много людей.
Меньше слушайте тех, кто хочет внушить другим, что деньги - это главное, и насмехается над "умными, бедными и гордыми". К счастью,
многие люди предпочитают еще жить по принципу - достоинство выше денег. Вместе с тем, не нужно впадать в другую крайность - когда на
нем или на ней можно воду возить, а они просто не хотят работать.
Это - мое личное мнение, и возможно, что Вы думаете по-другому. Будем терпимыми к друг другу - ведь "каждому - свое".
Я, кстати, в недавнем прошлом был довольно тяжелым человеком - и общаться со мной было трудно. Так вот, жизнь моя изменилась к лучшему
только после того, как я неожиданно и тихо понял, что я ничем не лучше других людей. Это открытие прошло тихо и почти незаметно - как
будто остановился рано утром в осеннем лесу и услышал, как падает листва.
Еще рекомендую: как только Вы поняли, что перед Вами циник, прерывайте общение немедленно. Их "реальность" вредна для Вашего здоровья.
МОЖНО быть счастливым и не зависеть от денег. Об этом еще Конфуций говорил, да и до него было много благородных людей на этом свете.
Когда у него спросили: "Как Вы оцениваете тот случай, когда человек в бедности не пресмыкается, а разбогатев, не зазнается?", Учитель
ответил: "Это хорошо. Но гораздо лучше, когда человек и в бедности испытывает радость."
Современная массовая идеология потребления и бесконечных закупок - это ничто иное, как формирование ажиотажного спроса на
материальные ценности. Из людей формируют покупателей, одновременно подстегивая их суетность и трудно контролируемое желание
зарабатывать больше, чтобы покупать больше. А ведь большинство из того, что мы покупаем, нам не нужно - это излишества, на зарабатывание
которых мы тратим свою жизнь, отрывая это время от себя и своих близких.
Вы спросите: "При чем тут методика?" Я думаю, вот при чем. Потребление и вещизм разъедают души наших детей и наши тоже. И превращает
людей в подобие баранов, который не ведают, что творят - и с детьми, и в первую очередь, с собой. Вспомним простой пример, как мать
отчитывает ребенка за то, что он порвал штаны, например. Может и ударить. А он ведь это не специально сделал. Так стоят ли штаны или
шапочка слез или глубокого стресса у ребенка?
Почему родители так поступают? Потому что слишком привязаны к материальным ценностям. (У одного состоятельного господина на границе
угнали дорогую "иномарку" - так он скончался от сердечного приступа. Глупо.)
Красота же - и созерцание ее - помогает лечить наши души. И души наших детей - тоже. Именно красота удерживает детей от многих плохих
поступков в ближайшем и отдаленном будущем (например, от бандитизма и проституции).
Это - тяжелая тема, однако жизнь еще более жестка.
Только дураки идут к зубному врачу, когда ничего, кроме операции, не остается. Порядочные люди - но . . . Может быть, Вы, уважаемый
читатель, назовете умными этих людей?
Давайте просто подумаем о будущем наших детей и о том, какое место мы займем в их будущем. На меня в свое время большое впечатление
произвели слова "Будущее еще не определено". И мы создаем наше будущее прямо сейчас.
III
Взрослые "игры"
Люди, умеющие видеть красоту мира и восхищаться ею - и, тем более, умеющие показать ее другим и способные обучать этому других - часто
невольно мешают тем, кто считает себя "хозяевами жизни" (выше Всевышнего, судя по их поведению) - то есть определенной части политиков,
предпринимателей и военных (и Россия в этом смысле - не исключение).
Дети и взрослые, умеющие видеть красоту, как правило, навсегда выпадают из страшных "игр" упомянутых деятелей. Просветленные дети
просто живут в другом мире.
Да и кто сказал, что мир таков, как в некоторых передачах нашего "общественного", "всероссийского" или "государственного" "рашн-ТВ"?
Мир может быть совершенно другим. Более того, есть и миры каждого отдельно взятого человека.
Возможно, тема видения красоты вызывет ограниченный интерес у тех частных лиц и организаций, которые - называясь независимыми
гуманитарными и общественными учебными заведениями - на самом деле выполняют социально-коммерческий и политический заказ, обучая
профессиям, которые при работе "на дядю" приносят "дяде" весьма хорошие деньги.
Подобные учебные заведения часто готовят безусловно профессиональных сотрудников, которые к тому же гарантированно исполнительны -
по той причине, что их (как бы "так само получилось") просто-напросто "забыли" научить другим профессиям, а также умениям жить и
выживать, в первую очередь, духовно.
Какую прибыль банку - спонсору гимназии - принесут выпускники с развитым чувством красоты и собственного достоинства? Видимо,
гораздо меньшую, нежели те, кто знает ТОЛЬКО банковское дело, иностранные языки и компьютер. Когда много заботы о деньгах, все труднее
понимать слово "вечность".
Государственной системе также в основном нужны для "разборок", в которых давно уже используется армия и спецслужбы, те, кто умеют без
лишних мыслей одним нажатием пусковой кнопки отправить на тот свет, например, половину чеченского села. При этом я не оправдываю
бандитов и террористов любой национальности. Но при этом нужно разобраться - а какое у них было детство? И кто породил терроризм, и кто
его поддерживает - например, чтобы получать госдотации на антитеррористическую деятельность? Из истории известно, что самые большие
преступники - это те, кто отдает приказы. Все, кого судили в Нюрнберге, говорили, что они "только выполняли приказы".
Понятно, какая "музыка" нужна таким людям - и в каком воспитании наших детей они заинтересованы.
У Ричарда Баха в одной из книг молодой военный летчик встречается с самим собой в будущем - после того, как он сбросил атомную бомбу на
Хиросиму. И он говорит: "Неужели это сделаю я?!" А ему отвечают: "Если бы все военные думали перед тем, как делать - все президенты
оставались бы сумасшедшими одиночками в своих дворцах." Очень трудно человеку на вершинах власти остаться нормальным - за очень
редким исключением.
"И не введи нас во искушение."
Мой метод прост и доступен всем желающим. Есть ли тут какое-то новаторство? Пусть об этом судят другие.
Шурик в фильме "Кавказская пленница" говорит: "А что? Часовню - тоже я?" "Нет, это было до Вас - в XIY веке."
Меня когда-то удивило, что подобной работой мало кто занимается. Почему? Это кажется одной из загадок жизни - но жизнь просто-напросто
так устроена.
IV
Методика музыкально-эстетического воспитания
Воспитание чувства красоты у детей - с помощью музыки
Процедура и технология
В начале нужно подготовить 25-30 музыкальных отрывков по 3-4 минуты из самых разных музыкальных жанров: классика, джаз (диксиленд для
начала - и повеселей), фьюжн (сплав музык), эстрада, барды, фольклор, детские песни (в том числе - и из детских фильмов). В общем - все, от
чего Вы сами испытываете восторг.
* Может быть - восторг даже и щенячий, и детский.
Иногда возникает вопрос: зачем нужен такой "винегрет" из разных стилей? И не лучше ли слушать 45 минут одно серьезное произведение?
Рекомендую тем, кто такое спрашивает, в начале это опробовать на себе эти самые 45 минут. Несколько лет назад были "Музыкальные вечера
для юношества" под руководством Виноградовой. У меня лично дети, слушающие большие произведение в посредственном исполнении,
вызывали сочувствие - достаточно было видеть их лица.
Практика показывает, что дети, в большинстве своем без подготовки, с трудом слушают большие произведения - и уж тем более, в исполнении,
далеком от совершенства. По мнению больших музыкантов, большинство классических записей на грампластинках нужно выбросить,
предварительно разрезав, чтобы их никто уже никогда не услышал. Именно по причине плохого исполнения.
Нужно также учесть, что мы не можем заранее точно сказать, какая именно музыка понравится детям.
Среди нас есть энтузиасты классики. Или джаза. Или фольклора.
Но в музыке много прекрасных стилей и направлений. И пусть расцветают ВСЕ цветы. И пусть дети слушают разную музыку.
Нужно давать пробовать.
В гомеопатических дозах - поскольку цивилизованность есть чувство меры.
Не стоит заставлять детей слушать много музыки - и только ту, которая укладывается в программу музыкальной школы. С детскими душами
нужно обращаться бережно - мы же не тянем цветок из горшка, чтобы он быстрее вырос, а поливаем по определенному графику и ждем
терпеливо, когда он расцветет. И свой компьютер бережем. И автомобиль. И за чистотой одежды следим. А дети чем хуже наших вещей -
почему мы ними так обращаемся? Может, и с ними нужно обращаться столь же бережно? Опять-таки банальность - однако реальность
показывает как раз редкое исполнение этой самой "банальности". Причем, "все всё прекрасно знают".
Цикл работы следующий: пояснения - фонограмма - подведение итогов по прослушанному отрывку (подробнее смотрите ниже); далее цикл
повторяется.
Педагогу или родителям при работе нужно удержаться от придумывания чего-то чересчур оригинального, так как главное уже сделано: а
именно - музыка написана и исполнена. Представьте, например, что солист камерного оркестра при исполнении Генделая начнет
экспериментировать на концерте - нелепо, правда? Ведь наша роль - инженер детских душ. Наша задача - максимально соблюсти чистоту
метода (подробнее об этом в "Игре в бисер"). И эксперименты здесь нужно проводить очень осторожно.
Также нужно учесть 3 важных условия:
1. Музыка должна быть хорошо задумана - и вызывать восторг.
2. Исполнение должно быть максимально высокого уровня. На эту тему следует посоветоваться с понимающими людьми (на детях
экспериментировать не нужно в любом случае).
3. Музыка должна быть обязательно светлой. Нужно удерживаться от слушания музыки и песен, которые мучают человека и приучают его
переживать. Душу излишней сентиментальностью терзать не нужно - слёз в жизни и так хватает, и не стоит заранее приумножать
отрицательные эмоции дополнительно. (Я сам подобное с собой делал около 25 лет - слушал, что попало, а в результате пришлось пройти
через довольно тяжелые ситуации. И мне просто повезло, что я через них прошел и стал сильнее, а не сдался.)
Так что рисковать не нужно.
Далее о технологии.
Можно приготовить музыкальные отрывки на лазерных дисках - однако это будет дорого для большинства родителей и педагогов, так как
потребуется 2 лазерных проигрывателя. Но это, конечно же, гораздо удобнее.
Лучше использовать 2 кассетных магнитофона. (Можно даже и один - на случай трудного материального положения - и кассеты можно менять
по ходу объяснений между фонограммами. Но один магнитофон - крайний вариант, так как во время пояснений нужно все внимание отдавать
аудитории. Либо нужно готовить всю фонограмму заранее - но заранее предусмотреть ситуацию в деталях довольно трудно (знаю по себе - не
удавалось практически никогда).
Запись обязательно нужно готовить заранее - компоновать фонограмму в процессе работы с детьми не нужно. Это я пишу для родителей.
Профессиональные же педагоги тему "Подготовка к уроку" очень серьезно изучали и в институте.
При подборе упомянутых ранее 25-30 (для начала) отрывков на нескольких кассетах есть 2 варианта:
1. Подобрать на каждой кассете по 5-7 отрывков из разных жанров.
2. Написать на каждой отдельной кассете отрывки из одного жанра.
Я лично предпочитаю 1-й вариант - то есть когда все фонограммы записаны на одну кассету.
Здесь важно соблюсти еще и некую целостность формы - как ВЫ себе это представляете.
К тому же будет гораздо лучше, если во время слушания музыки детьми Вы слушаете вместе с ними, а не суетитесь с аппаратурой.
....................
Поэтому приучите заранее детей к другой музыке - заодно уменьшится риск употребления сигарет, алкоголя и наркотиков. Судя по
профессиональным исследованиям - это реально.
Желательно, чтобы отрывки были по длительности около 3 минут - лучше будет, если отрывок кончится раньше, чем пройдет интерес или
ощущение новизны. Чтобы ребенок ушел после занятия с желанием послушать еще где-нибудь в другом месте - например, дома с родителями.
Кстати, об очень серьезной проблеме "отцов и детей" - это расслоение имеет уже сегодня очень серьезные ... последствия..............
Полная и обновленная версия: http://www.user.cityline.ru/~sunny_1/Kids.htm
|