Святой Апостол Андрей Первозванный www.diveevo.ru
 
Православный Форум
Спаситель Нужна ваша помощь Святой Апостол Иоанн Богослов покровитель Интернета "Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас." Ин.15:12
Писание | Основной | Дополнительный | О Форуме | Для участников | Мониторинг | Разное | Поиск | Помогите (SOS!) | Открыть тему | Регистрация | Правила Форума | Фотогалерея Форума
Форум / Наука и религия (Взгляд христианина) / Космология Святых Отцов Каппадокийцев. Автор: Иерей Владимир Шмалий. Ваша помощь
| Включить фильтр | Новые снизу | В блокнот | Вся тема | Дерево | Оценить | Кто голосовал | В теме | Кто читал | Найти на странице | Подписаться |
Космология Святых Отцов Каппадокийцев. Автор: Иерей Владимир Шмалий.
Пахомов Дмитрий Вячеславович
Пахомов Дмитрий Вячеславович

православный христианин
(клирик)
Тема: #45150    09.08.05 16:39    Просмотров: 5090 [56]

Сообщений: 5    Оценка: 0.00   
Не показывать | Исправить | Ответить

КОСМОЛОГИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ КАППАДОКИЙЦЕВ: ВКЛАД В СОВРЕМЕННЫЙ ДИАЛОГ НАУКИ И БОГОСЛОВИЯ

Священник Владимир Шмалий

Введение



В свое время Карл Поппер говорил о том, что развитие науки со времени Античности происходит под воздействием метафизических идей или метафизических исследовательских программ, имплицитно содержащихся в научных теориях. Радикальные изменения в науке оказываются обусловленными как раз изменением таких программ. Учет этого тезиса представляется весьма важным в идущем ныне диалоге науки, философии и богословия. В частности, рассмотрение в рамках темы нынешней конференции существующих в христианском богословии и философии религии метафизических предпосылок и связанных с ними космологических интуиций является вполне уместным.

Несмотря на фундаментальное единство в библейских основаниях своей веры христианские общины на протяжении веков своей истории не смогли оставаться в рамках единого богословского описания Откровения. Это обстоятельство было обусловлено различиями в исторических и социально-культурных обстоятельствах и привело к существованию не одной, а нескольких версий христианских метафизик. Так, христианская мысль Запада по линии своего исторического развития от св. Августина до св. Фомы и далее в направлении новоевропейской философии, пошла в ином направлении, чем богословская спекуляция Православного Востока. Поэтому в современном диалоге науки и христианской мысли следует различать не только модальности в метафизических предпосылках научной мысли, обусловленных историческими обстоятельствами философского развития Запада, но и различия в самой христианской мысли, видя в ней разнообразие метафизических программ. Восточно-христианское (православное) богословие в силу ряда причин, отчасти внешних и исторических, отчасти внутренних и аксиологических, на протяжении веков сохраняло гораздо большую устойчивость и традиционность и меньшую вариативность, чем богословие западное. Так, восточно-христианское видение мира и по сей день в значительной степени обусловлено мыслью святых отцов Каппадокийцев, богословов IV в. - свв. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Григория Назианзина и Григория, епископа Нисского. Даже такой выдающийся богослов, оказавший огромное влияние на восточно-христианскую метафизику, как св. Максим Исповедник испытал на себе определяющее влияние каппадокийской космологии.

Рассматриваемая здесь каппадокийская космология – часть более масштабного богословского проекта – или, лучше – часть проекта по созданию христианского богословия как такового, в его специфическом отличии как от античной философии, так и от стиля раввинистической рефлексии и керигмы раннего христианства.

Каппадокийское богословие увенчивает трехвековые усилия Церкви по нахождению такого дискурса, который был бы адекватен анализируемому в нем предмету – содержанию библейской веры и религиозному опыту. Предшествующая религиозная мысль христианства оказалась не в состоянии выполнить эту задачу: доникейское богословие либо некритически воспринимает античную философскую стихию, непроанализировав ее предпосылки, либо уходит от проблем, которые ставит рациональность.



Вера Израиля и античная философия


Как известно, в Израиле нет специфического для философии рационального осмысления религиозных представлений. Для библейского человека вопросы «что есть Бог» и даже «есть ли Бог» - являются вопросами слишком отвлеченными, слишком общими. Представления Израиля о Боге – жизненно-конкретны и экзистенциальны. Вопрос существования Бога это всегда вопрос конкретного соотнесения с чьей-то конкретной ситуацией, это не «вообще-существоание», но «для-кого-существование». В то же время для античной философии тот же вопрос о существовании Бога – это всего лишь частный аспект более общей проблемы – а что такое само это «есть», то есть что такое «бытие», что такое «что» и как их возможно их постижение? Греческий абсолют – будь то бытие Парменида, Благо Платона, Ум-Перводвигатель Аристотеля, Единое неоплатоников – очень сложно примирить с библейским образом Бога, пусть и бесконечно всемогущего и не связанного миром, но все же участвующим в жизни мира и человека, дающим заповеди, наказывающим, милующим, гневающимся, прощающим.

Античный космос также трудно примирить с библейским восприятием мира. В античном мировосприятии космос – самодостаточен. Даже тогда, когда космос противопоставляется Уму или Единому, это противопоставление чаще всего подразумевает лишь внутренние градации в самом же космосе – к примеру, противопоставление космоса «умного» (космос ноэтос) космосу чувственному – но в конечном итоге – все это аспекты одного и того же мира. Можно от Единого с необходимостью прийти к чувственному космосу и от космоса с необходимостью взойти к Уму и Единому. «Бог» Платона, Аристотеля и Плотина – космичен, Он – высший космический принцип. Бог может быть вне бытия (точнее – выше бытия), но не вне космоса – поскольку космос – это порядок и гармония.

Совершенно иной подход мы видим в классическом библейском восприятии космоса. Космос мыслится как свободное творение абсолютно суверенного Бога, Который абсолютно трансцендентен сотворенному Им миру. Нельзя объять Бога и мир в единой концепции, где их бытие, или по крайней мере отношение мыслится необходимо. Бог мог бы и не творить мир, либо сотворить иной мир, либо аннигилировать имеющийся, подобно тому, как Он погубил мир потопом. Связь между Богом и миром, таким образом – личная и волевая, то есть основана на личном изволении Всемогущего и суверенного Бога.

Такой радикальный онтологический разрыв между Богом и творением не позволяет мыслить одновременно Бога и мир, не дает места никакой космологии. Библейская культура не создает ничего подобного греческой философии. Лишь в позднейшее, эллинистическое время в раввинистической мысли и в книгах Премудрости появляется нечто вроде богословия, то есть попытки своеобразной рефлексии Откровения, в частности, в том, что касается космоса и его идеального содержания. Появляется концепция премудрости – своего рода медиатора («медиатриссы») между Богом и космосом. На рубеже эпох, в I в. по Р.Х. иудейский мыслитель Филон Александрийский пытается применить идеи греческой философии для описания отношения Бога и мира. Он вводит концепцию логоса – посредника в творении Богом космоса. Логос Филона обладает как божественными, так и космическими характеристиками. Концепция Филона остается противоречивой, хотя и предвосхищает отдельные моменты последующего развития христианского богословия.

В свое время (со времен Гарнака) возникла традиция противопоставлять раннее христианство христианству позднейшему, как эллинизированному, утратившему библейский характер и, соответственно, христианскую мысль рассматривать как эллинизацию Евангелия. В православной богословской и исторической науке, хотя и признается наличие известных исторических эксцессов, но в целом процесс инкультурации Евангелия на почве античной культуры рассматривается как закономерный, и, более того, провиденциальный, обусловленный внутренней логикой Откровения и универсальностью Церкви. Именно в этом смысле воздается должное античной философской мысли и критикуется узкий, антиисторический статичный «библеизм» во имя академических реконструкций отвергающий живую жизнь Церкви в Духе Святом, проявлявшуюся в тех или иных исторических феноменах.

Если бы Ветхий Завет представлял собой самодостаточную, закрытую культуру и систему идей и представлений, и такой же была античная философия, то тогда Бог Авраама, Исаака и Иакова никогда не мог бы быть сопоставлен с космосом Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Но Ветхий Завет, говорю об этом как христианин, – не замкнутая система идея, а открытый, динамичный, исторически обусловленный и исторически целенаправленный проект, подготавливающий пришествие Христа и находящий свое исполнение в Нем. То же в немалой степени может быть сказано и о древнегреческой философии. Как сказано в тропаре (литургическом песнопении, выражающем важнейшие смысловые аспекты праздников в Православной Церкви) Рождеству Христову «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума».



На пути к богословскому синтезу


Универсальным культурным языком Римской Империи было наследие античности, и прежде всего ее философия, наука, литература и искусство. Завоевывая сердца, Церковь должна была завоевать и умы, то есть показать, что Христос есть исполнение чаяний не только иудеев, но и античной философии и учености.

Первые три века христианской истории – это века апологии Христианства, время обоснования того, что Христос – есть высший универсальный Смысл и высшая универсальная Истина.

Евангельское свидетельство о Христе, как о предвечном Логосе, истинном Боге, сыне Божием и одновременно истинном человеке, было богословски осмыслено не сразу. Концептуализация веры Церкви в Троицу и Христа, как Бога и человека происходила в несколько стадий, в контексте тех задач, которая решала Церковь в своем историческом бытии.

Так, специфика богословия апологетов заключается в том, чтобы, с одной стороны, показать «логосность», разумность христианства, а с другой стороны, разрешить проблемы, возникающие при рациональном, систематическом осмыслении провозвестия Церкви.

Апостольская керигма ни по заданию, ни по стилю, ни по содержанию не является ни философией, ни богословием. Это – провозвестие Царства и Спасения, совершенного во Христе и призыв к следованию за Христом и жизни во Христе – опытному приобщению благодатной жизни в Церкви. Доктринальные положения в апостольской керигме даны разрозненно, попытки рационально, философски осмыслить данные возвещаемого Откровения или сопоставить их с основными положениями разума – будь то в философской или научной форме – практически отсутствуют. Таково же и оглашение в первенствующей Церкви. Оно заключается в описании содержания церковной веры без всякого критического ее анализа.

Методическая характерная особенность доникейской религиозной мысли заключается в том, что пока не определена специфичность богословия как такового в его отличии от керигмы с одной стороны и философии – с другой. Содержательно же богословие апологетов посвящено вопросу о Соотношении Бога, Христа-Логоса и мира. Причем Логос понимается космологически, как посредник в творении мира. Логос мыслят в две стадии: до творения, и логос для творения или в творении. Фактически концепция логоса оказывается необходимой для объяснения творения мира, и сам Логос нужен Богу для творения. Такая космологизация Логоса могла пониматься и неортодоксально, как в системе мысли Павла Самосатского, где Логос рассматривался в качестве силы Бога.

Вершиной доникейского богословия является богословская система Оригена. Образ Сына-Логоса перестает быть здесь лишь космическим агентом, посредником в творении. Сын есть некая актуализация полноты божественных предикатов, потенциально существующих в Отце. Ориген говорит о вечном рождении Сына, что, впрочем, не означает Его единосущия Отцу – Сын подчинен Отцу. Космос получает свое бытие через Слово. Как Сын рождается вечно, так и космос творится вечно. Вечность в данном случае означает не потенциальную, а актуальную бесконечность, то есть идеальную полноту. Космос приобретает идеальные черты, фактически перестает быть творением, а Логос космизируется. Космос у Оригена, как и у Филона и Плотина не отделен резкой гранью от Бога. Как и у Аристотеля его космос – вечен. Рождение качественно не отличается от творения – и то и другое есть возникновение, но возникновение идеальное, довременное. Историческое же бытие у Оригена есть бытие случайное, требующее преодоления. Поэтому Ориген исключает всякое время в рождении мира и идеальном творении космоса.

Система Оригена спровоцировала реакцию Ария. Арий исходил из тех же предпосылок, что и Ориген – и рождение Сына и творение мира есть возникновение, то есть Логос связан гораздо в большей степни с космосом, чем с Богом. В отличие же от Оригена, отрицание которым значимости времени приводило к умалению смысла и значения библейской истории и важнейшего события в ней – явления Христа, Арий, преданный духу библейского исторического динамизма, подчеркивает значение времени и отождествляет всякое возникновение со временем. Отсюда учение Ария о том, что «было время когда Сына не было».

Общей и для Ария и для Оригена является мысль о нерасторжимой связи Логоса и космоса. И поэтому, признавая, как Ориген, со-вечность и равнобежественность Логоса нужно было признавать и совечность Богу космоса и его фактически нетварный статус. Признавая же тварность и временное начало космоса нужно было признать и фактическую тварность и временную начальность Логоса.

Эта дилемма могла быть разрешена лишь на путях построения «богословия», то есть специального дискурса о Боге «в Себе». Основные положения такого дискурса были заложены св. Афанасием Великим. Его методологический принцип основывается на сотериологических предпосылках и заключается в прочерчивании резкой грани между «внутренним» бытием Бога-Троицы, к которому относится рождение Отцом Сына и «внешней деятельностью» Бога – творением мира. Первое – относится к природе, второе – к воле. То есть у бытия Бога и мира совершенно разный онтологический статус. Бытие Бога и бытие мира не могут описываться в рамках единой концепции.

Этот принцип разрабатывается и рассматривается в разных его аспектах оо. Каппадокийцами: и в сфере богословия (учения о Троице) и в сфере богопознания и в сфере учения о мире. Именно они придают классический вид «богословию», в его отличии от «икономии» определяют принципы и границы в богопознании и, что важно для нынешней темы, в рамках «икономии» ясно формулируют доктринально необходимый объем и характер богословских дефиниций космоса.



Философия и Вера Церкви в каппадокийской мысли


Важнейшая задача, которая стояла перед отцами каппадокийцами - провести демаркационную линию между христианской мыслью и философией.

С одной стороны греческие отцы были греками в том смысле, что они унаследовали от греческой мысли интуицию логоса, как приоритета смысла, мысли, идеи над всем чувственным, изменчивым и преходящим. Мыслить для них – императив. Пусть и в форме мысли о немыслимости или мысли о запрете мысли.

Но в то же время, их христианский опыт веры, опыт личного богообщения, благодатной жизни, имел для них значение определяющее. Христианская вера, как опыт приобщения к целостному опыту Церкви и целостному опыту преображенного человеческого бытия, была для них безусловным приоритетом по отношению к иным аспектам человеческого существования.

Все аспекты человеческого бытия – частичны и инструментальны по отношению к целостному предназначению человека. Роль философии, и иных форм человеческой рациональности, таким образом – инструментальная и вспомогательная по отношению к высшим задачам человеческого существования.

Поскольку мир сотворен Богом, и его первоначала – в деснице Божией – то и претензии философии объяснить мир необоснованны. То есть философии отводится роль инструмента, мысли о мысли, но не мысли о сущем. Философия лишается священного права изыскивать первоосновы сущего.

Философия для греков была гораздо больше чем просто рациональный инструмент. Философия давала мировоззрение, целостную картину мира и определяла ценностный ряд. Философские школы зачастую определяли образ жизни человека и его поведение. Церкви нужно было преодолеть искушение не быть для греков одной из философских школ. Нужно было отстоять мнение о том, что Откровение и Предание имеют безусловный приоритет над философскими метафизическими конструкциями. Но, в то же время, необходимо было привлечение отдельных философских методов и инструментов для анализа Откровения, для апологии, миссии, катехихизации, полемики с ересями и т.д. Так создается христианское богословие, использующее философию как инструмент, а философские понятия – как метафоры.



Метод богословия – апофаза


Богословие создается как рациональное осмысление Откровения и Предания Церкви. То есть предмет богословия не сущее вообще и не человеческая мысль, а Откровение и то, как оно может и должно восприниматься человеком.

Как форма рационального дискурса богословие должно было выработать определенный метод. Важным моментом богословского метода у святых отцов каппадокийцев является апофаза. Апофатический метод предполагает априорное утверждение о том, что Бог не только не может, но и не должен быть предметом интеллектуального анализа, подобно иным предметам и объектам сотворенного мира. Т. е. априорно утверждается радикальная непостижимость Бога и методическая, принципиальная неполнота мысли, неспособность мысли охватить Бога.

Богословский апофатизм, несмотря на все свое сходство с апофатизмом философским, имеет совершенно иные корни. Подобно тому, как основной, дорациональной интуицией греческой философской мысли была интуиция оптически-выразительного, связного и гармоничного космоса, – космоса, разумного в своих основах, и потому «умозримого», прозрачного в своих бытийных корнях, важнейшей интуицией святоотеческой мысли является резкое противопоставление Бога и мира, противопоставление, имеющее своей основой библейскую веру.

Апофатизм греческой философии, классическим примером которого являются следствия первой гипотезы Платоновского диалога «Парменид», является как результат восхождения ко все более общей реальности, и, соответственно, признание внутренних границ человеческих познавательных ресурсов, ограничение т.с. «снизу». В то время как апофатизм святоотеческий – исходит из начального противопоставления Бога и мира, он, на уровне онтологии, не допускает концепций, логически связывающих бытие Бога и мира, а на уровне эпистемологии утверждает радикальную непостижимость Бога. Это ограничение «сверху».

Эти внутренние запреты приводят к тому, что богословие училось функционировать в невероятно тяжелых методических условиях – с одной стороны жесткая апофаза – говорить о Боге мы почти ничего не можем, с другой стороны обязаны – то есть создается специфика богословской мысли, где вынуждено говорится о том о чем говорить нельзя, выражается невыразимое, говорится о полноте из ситуации неполноты, незаконченности, зыбкости. Происходит деконцептуализация концептов, создается предельно абстрактный символический язык, язык скорее метафорический, чем концептуальный и понятийный, задача которого – выразить предельный опыт.



Философия – метафора для богословия


Многие богословские понятия в святоотеческом богословии функционируют не так, как в философской мысли. Подобно тому как для метафорического описания реальностей, запредельных нашему опыту святые отцы извлекали образы и метафоры из природной и производственной сферы, таким же образом они использовали и язык философских понятий. Но это не означает, что такие понятия оставались лишь метафорами и в богословской сфере. Их метафоричность распространяется лишь на сферу критического сопоставления с философией. Эта метафоричность вызвана радикальной несопоставимостью двух уровней реальности: божественной и космической. Философия строит свои понятия на основе обобщения опыта восприятия посюстороннего мира, и поэтому, будучи примененными к сфере нетварного бытия, они с необходимостью превращаются в философские метафоры. Это то, что В. Лосский называл «деконцептуализацией концептов» - то есть извлечением их из исходной сферы их философского обращения для применения в богословии. При этом философская система, из которой понятие извлечено, служит неким иллюстративным пособием. Но если философская система служит в данном случаем концептуальной иллюстрацией, вспомогательным пособием, то нет и никаких оснований исходя из внутренней логики и смысла самой философской системы вторгаться в правила использования той или иной категории в богословии. Подобно тому, как было бы странным критиковать литературные аллегории, использующие образы животных с позиций биологии. При этом метафорический характер философских систем в богословии, разумеется, не означает произвольности использования богословских категорий.

Характерно, что стилистически богословие всегда тяготеет не к формальному и сухому описанию того, «как устроен Бог», а к гимну, восхвалению. И дело здесь не только в том, что Бога и мир разделяет пропасть, но и потому, что Бог – никогда не может быть «объектом» описания, для богослова Он всегда выступает только как Субъект, как Личность. Так, богословами в Восточной Церкви помимо апостола Иоанн Богослова именуются только два человека – св. Григорий Богослов и св. Симеон Новый Богослов. И тот и другой известны тем, что свои богословские произведения они облекали в высокохудожественную, поэтическую форму. Аналогией из мировой культуры является описание такого предмета как любовь, которая никогда не может быть «объективирована», которая всегда лична и интимна, и потому высшие формы дискурса о любви имеют форму «воспевания» - в различных произведениях литературы, поэзии, музыки и художественного искусства.

Продолжение в первом сообщении темы.



Пахомов Дмитрий Вячеславович
Пахомов Дмитрий Вячеславович

православный христианин
(клирик)

Тема: #45150
Сообщение: #1488651
10.08.05 11:57
Ответ автору темы | Пахомов Дмитрий Вячеславович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Сущность и энергия – смена ориентиров в эпистемологии


Одним из важнейших и характернейших для каппадокийской мысли принципов является различение в рассуждении о Боге Его сущности и энергий (действий). Сущность Божия, в силу вышеуказанных причин, объявляется принципиально непостижимой и несообщимой для тварных существ, отделенной от них их тварностью. Этот апофатический принцип имеет онтологическое, эпистемологическое и духовно-аскетическое измерение. В онтологическом плане этот принцип негативно концептуализирует непреодолимую бытийную грань, лежащую между Богом и творением, в эпистемологическом плане этот принцип резко ограничивает познавательные претензии человека, утверждая, что всякое «описание сущности Бога» будет Его идолом, а в духовно-аскетическом он призывает к «безвидности ума» подвижника, уклонением от духовных фантазий, измышлений образов Бога.

Но непостижимость Бога для человека, точнее для самостоятельных усилий человека «взойти» к познанию сущности Бога, на основании знания сущностей тварного мира, не означает сокрытости Бога. Бог, будучи радикально «иным» по отношению к миру, проявляет Себя в мире, открывает Себя. Этот способ «связи» Бога и мира, Его проявления в мире святые отцы описывают с помощью категории энергии. Святые отцы предлагают классическую формулу: Бог непостижим по сущности, но познаваем в Своих энергиях (действиях) в мире. Эта категория систематически используется в философии Аристотеля и неоплатоников, но в системе богословской мысли эта категория должна была скорее подчеркнуть творческий характер отношения Бога к миру, отсутствие онтологической связи между ними, но лишь лично-волевую.

Учение о творении, как об энергии (энергиях) Божиих, о творческом Откровении миру, артикулирует символический характер христианского богословского понимания мира и Откровения. Весь космос оказывается системой символов и символом – в котором в тварных проявлениях нетварных энергий Божиих открывается Бог. Эта захватывающая дух парадоксальность Откровения Непознаваемого Бога разрешается лишь в персоналистическом понимании Бога, Откровения, человека и отношения Бога к человеку и миру.



Триадология каппадокийцев: построение персоналистической онтологии


Каппадокиийцев часто называют «новоникейцами». Прежде всего потому, что они усваивают важнейшие предпосылки никейского богословия, разработанного и отстаивавшегося св. Афанасием Великим – четкое разграничение внутрибожественной жизни, к которой относится рождение Сына и вне. Но усваивают они никейское богословие творчески, преодолевая те трудности, которые вызвало никейское учение о единосущии Отца и Сына в церковной среде. Так, оно могло пониматься монархиански-модалистически, оно могло пониматься и в смысле распределения единой божественной сущности между Отцом и Сыном, как «сонаследдниками», кроме того оно могло пониматься эманатически – Сын мыслился при этом как часть сущности Отца. Все эти оттенки следовало оговорить и исключить из богословского языка. Требовалось также ясно определить понятие «сущность». В греческой философии это понятие понималось по разному. В платонизме усия, сущность – общее, у Аристотеля сущность, напротив – индивидуальное бытие (проте усия) и лишь вторично сущностью можно назвать общий род, объединяющий и объемлющий единичные существования (девтера усия). К IV в. наиболее распространено было именно это, аристотелевское понимание – то есть усия понимаемая не столько как сущность, сколько как существо.

Суть критики в отношении никейского богословия сводилась к тому, что в нем единство превалирует над реальностью лиц. Каппадокийцы, используя появившееся в ходе споров вокруг терминов усия и омоусиос, различение между сущностью и ипостасью создают новую систему описания троичного догмата, использующее категорию ипостась. Им удается дать сбалансированное описание троичности и единства божественных лиц. И единство и различие в Троице выражено ими онтологическими категориями. Единство закреплено понятием единосущия, реальность лиц – понятием ипостаси. Ипостась и сущность взяты из философского словаря, но при этом не связаны в богословии каппадокийцев с какой бы то ни было античной философской школой. Отцы не следуют ни Аристотелю в его категориальном различении первой и второй сущности, как индивидуального и общего, ни Плотину с его тремя ипостасями бытия.

Если следовать логике философского рассуждения, то тогда надо каким-то образом соотнести эти категории, указав на то, какая из них является более фундаментальной. Здесь возможны два пути: либо приоритет отдается индивидуальному, следуя мысли Аристотеля, либо общности, следуя мысли Плотина, подчеркивающей онтологический приоритет Единого. В первом случае мы получим либо органическую сложность Божества, либо тритеизм. Во втором троичность окажется в подчиненном положении по отношению к единству, и подлинное триединство не будет выражено. Каппадокийцы намеренно используют практически равнозначные, синонимические бытийные категории ипостаси и сущности, что, в силу их равного онтологического достоинства, позволяет подчеркнуть одновременно не только их тождество, но и их инаковость, несводимость ипостаси к сущности. И тождество и инаковость оказываются онтологически равнозначны, равноценны и «одновременны» (для мысли), т.е. инаковость и несводимость ипостаси к сущности имеет совершенно такой же бытийный статус, как и тождество ипостасей по сущности. Эта инаковость, очевидно, не может быть какой-то «иной сущностью» (иначе Бог был бы композицией нескольких сущностей), каким-то иным «что» Бога. Она может быть выражена лишь в «кто» и «как». То есть Три Ипостаси – это Три по сущности тождественные, но одновременно к сущности не сводимые и из нее невыводимые экзистенции, Три уникальных и единосущных Лица (личности).

Категориальное отождествление ипостаси и лица стало важным результатом исторического генезиса догмата о Пресвятой Троице, что, с одной стороны, закрепило онтологический статус категории лица, а с другой привело к персоналистическому переосмыслению категории ипостаси и троичного догмата в целом. Таким образом триадологические споры привели к становлению церковного учения о личности – что стало радикальной новацией в сфере мысли, прежде всего по отношению ко всей предшествовавшей античной онтологии.

Дальнейшее развитие учения о личности происходило в контексте борьбы с христологическими ересями и формулировки догмата о лице Господа нашего Иисуса Христа. Отцы каппадокийцы отвергли ересь Аполлинария, в основе которой лежало отождествление личности с высшей частью человеческой природы – с духом (умом), что потребовало для осуществления единства личности Христа исключение из воспринятой Им человеческой природы ума как носителя личного начала. Опровергнув Аполлинария отцы ясно показали, что человеческая личность не сводится к его природе, не является его частью – в противном случае этот «личный» элемент природы неизбежно должен быть исключен из воспринимаемой в воплощении Богом-Словом человеческой природы. Но то, что не воспринято – то и не уврачевано и не спасено, то есть признание сводимости личности к природе в качестве ее части, подрывает учение о спасении.

Характерно, что окончательная формулировка учения Церкви о лице Господа Иисуса Христа в V в. стала возможна, когда на Халкидонском Соборе христологический догмат был сформулирован на основании каппадокийской методологии, различающей природу и лицо (сущность и ипостась) Было показано, что Бог-Слово в воплощении принял человеческую природу в ее полноте, и при этом не воспринял никакого человеческого «я», что привело бы к двойству личности во Христе. Если бы Вторая ипостась Пресвятой Троицы не была бы несводимой к божественной сущности, то тогда следовало бы говорить о том, что воплотилась вся Троица, а если бы человеческая личность не была бы несводимой к человеческой природе, то пришлось бы согласиться также и с тем, что во Христе нет единства лица, и Бог-Слово воплощается в одного конкретного человека, спасает и обоживает лишь одну определенную человеческую личность – некоего человека Иисуса. Несводимость лица к природе позволяет выразить одновременное единство субъекта во Христе, («Я» Христа Божественно – это «Я» второго Лица Пресвятой Троицы, то есть субъектом Воплощения и нашего Спасения выступает именно Бог), и двойство природ – Божественной и человеческой соединенных неслитно, нераздельно, неразлучно и неизменно в единой ипостаси Христа.

Никейская триадология оказывается историческим событием в процессе концептуализации христианской веры. Богословие полностью освобождается не только от привязки к той или иной философской концепции но и от фундаментальных интуиций и устремлений греческой философии. Безличный, отвлеченный отнологизм на уровне богословской системы преодолевается персонализмом.

В дальнейшем была попытка понимать Бога прежде всего как божественную сущность, имеющей онтологический приоритет по отношению к Лицам. Такой уклон мысли присутствует у св. Августина, и, в немалой степени, во всем последующем учении западной Церкви о Боге-Троице. Именно здесь следует видеть основную причину разногласий Запада и Востока по поводу т.н. «филиокве». Для Восточной Церкви единство Троицы обуславливается единством Отца. То есть единство Троицы – не безличное, а обусловленное личностью Отца, в личности Отца (персоналистическое учение Восточной Церкви о «монархии» Отца). Отец является источником бытия Сына и Духа и определяет «порядок», «таксис» Троицы. Понятие сущности оказывается вторичным, выражающим, а не определяющим отношение (общение) Отца, Сына и Духа Святого. Такое учение о Троице исключает всякую обусловленность и провозглашает совершенный персонализм, как свободу в отношении своей собственной природы.

Пресвятая Троица являет парадигму личностного бытия. Категория сущности в троичном догмате оказывается не только средством для выражения единства Бога, но и путем для выражения общности жизни в неизреченном общении Трех Лиц в единой сущности, возводимой к Личности Отца. То есть личность не может рассматриваться уединенно. «Я» всегда подразумевает «ты», «он», «мы». Личность, для того чтобы быть личностью, должна находиться в общении.

Бог есть общение Трех Лиц. Отец рождает Сына не потому, что вынужден, в силу какого-то слепого безличного природного процесса, но лишь по любви. Само бытие Бога как Трех Лиц и есть любовь. Само это есть Бога, понимаемое как сущность, общность Трех, на самом деле есть общение в любви, такое общение, которое исключает какую-либо самозамкнутость или самодостаточность, но есть всецелая отдача Себя Другому, то есть экстатическое пребывание в Другом, без самомалейшей утраты Своей идентичности.



Персоналистическая космология: космос как среда межличностной коммуникации


В рамках предпосылок греческой философии идеи творения не существует. Она может быть рассматриваема как религиозная метафора, на деле обозначающая, скажем, эманатическое возникновение в неоплатоническом смысле или устроение космоса в мифе о Демиурге

Исходными требованиями для христианской космологии являются антиномичные условия одновременной несамобытности и онтологической устойчивости мира. С одной стороны мир, как творение, несамобытен, но с другой стороны он должен обладать устойчивым онтологическим статусом, подлинной реальностью и самостоятельностью.

Важнейшим понятием, отражающим тварность мира у каппадокийцев, является диастема - разрыв, протяженность, пространственность. Концепция диастемы транспонирует алогичный и непостижимый метафизический разрыв между Творцом и творением во внутреннюю структуру самого тварного бытия. Творческие энергии Бога, непостижимые сами по себе, но постигаемые по своим результатам, оказываются своего рода гранью и одновременно внутренней формой мира. Диастема, понимаемая как разрыв, выражается в той или иной градации топологии мира – от формы в умопостигаемом мире до пространственности и ее топологии в на физическом уровне мира. Диастема, понимаемая как метафизическое изменение, которым было начато бытие тварного мира, оказывается изменчивостью – от изменчивости умопостигаемой до физической темпоральности.

Каппадокийцам удается четко размежеваться с античной космологией в вопросе о необходимости бытия космоса. В античных космологиях космос существует необходимо. Благо Платона, неподвижный двигатель Аристотеля или Единое Плотина не могут не порождать космос. Строго говоря, это верно и для Оригена: его Бог, не может «стать» Творцом, он должен быть Им от вечности – бытие Творцом есть Его вечный предикат, характеристика Его природы, а, следовательно, Он вечно с необходимостью творит мир. У каппадокийцев энергии, которыми Бог творит мир четко отличаются от сущности Божией. Они имеют волютивный и одновременно смысловой характер. Они суть – логосы – слова Божии, которыми Он творит мир. Происхождение мира как следствие воли личного Бога полностью изменяет перспективу прежнего рассмотрения: творение не является необходимым, не является требованием природы. Бог мог бы и не быть Творцом, но быть при том Богом.

Вместе с тем, концептуально разрешив вопрос о несамобытности и не необходимости бытия мира, каппадокийцам следовало решить вопрос о самостоятельном субстанциальном статусе мира. Они подчеркивают радикальное «ничтожество» мира, отсутствие какой бы то ни было вечной его онтологической основы. Но не означает ли это отрицание всякого подлинного «что» мира, не означает ли это призрачность тварных вещей?

Отвергнув возможность пантеизма в любом его варианте, отцы каппадокийцы отказались и от гипотезы о наличии какого бы то ни было «иного», «меона», материи совечной Богу, которая могла бы послужить в качестве субстрата творимого мира. Этот тезис также является совершенно новаторским – запрещая существование всякого «самобытного» иного, отцы – каппадокийцы утверждают, что «инаковость» должна пониматься не как неподконтрольный Богу и вечный принцип, а как самый синоним творения, синоним творчески утвержденной диастемы. Но диастема есть не какой-то иррациональный принцип, не тварный хаос и меон, а первичное, элементарное тварное качество, идеальное по своей сути. Отсюда следует принцип «идеальности» материи и всех предметов физического мира: все они суть не что иное как синтез идеальных качеств - смыслов.

Нематериальность мира не означает его нереальности и тем более призрачности. Понимание этого утверждения каппадокийской космологии возможно лишь в более широком богословском контексте – в контексте той новой, персоналистической интерпретации, которая дается отцами каппадокицами античной онтологии. В рамках классической имперсоналистической онтологии учение о творении может быть интерпретировано лишь в двух вариантах: монистически (пантеистически) или дуалистически. Но эта антитеза пантеистического монизма – и дуализма, или имманентизма и трансцендентализма преодолевается в каппадокийской космологии в лично-энергийном и коммуникативном понимании творения. То есть, не имея самостоятельного «что», мир понимается исключительно как посредующая среда взаимодействия «кто»: Личности Бога и сотворенной по образу Божию личности человека. Космос в каппадокийской мысли утрачивает самоценность и рассматривается исключительно как среда коммуникации, образования и научения.

Онтологизм ограничен персонализмом, позитивно понятым «другим». Нет безличной космологии – потому что нет безличного космоса – безличный космос – это хаос – начало организованности космоса – персоналистично, нет разумности вообще – есть разумность как отражение и выражение личностного начала

Космос оказывается последовательностью или иерархией «слов» - логосов Божиих – посланием Божиим, обращенным к человеку. Но и сам человек наделяется «логосной», словесной, творческой способностью, то есть способностью слышать Бога и отвечать Ему.

Диастема, понимаемая как инаковость и изменение, не есть качество «негативное по природе». Напротив, в отличие от античного космоса где инаковость и изменчивость суть признаки неподлинности и неадекватности физического мира, инаковость и изменчивость суть благие тварные основания мира, который был назван Самим Богом «добрым весьма». Так, если инаковость связана с внутренней формой и топологией тварного мира на всех его уровнях – от умопостигаемого до физического, то изменчивость связана с динамичностью межличностного взаимодействия. В самой своей изменчивости мир может и должен стать неизменным – неизменным в своем творческом и свободном стремлении к Богу. Способность к изменчивости, необусловленность своим «что» обеспечивает величайшую перспективу для человека – способность стать тем, чем он не является – способность стать тварным богом, богом по благодати.

Творение Божие является отражением внутрибожественной, экстатической любви. Бог творит не потому, что вынуждается к этому Своей природой, но по любви. Бог творит мир не из Самого Себя, а из ничего, творит Своими действиями. Божественные энергии инаковы Божественной природе, но, в то же время, Бог всецело присутствует в них, то есть весь «в Себе» и одновременно весь «вне Себя». Присутствуя в Своих энергиях, Бог как бы исходит «из Себя» «вовне» Себя, к творению, к радикальной инаковости – объекту Своей творческой и одновременно жертвенной и крестной любви. Творение же, в свою очередь, и прежде всего человек как его венец и средоточие, призвано к ответной любви. Оно «не обязано» любить Бога, но самое его существование возможно лишь как отражение божественного бытия, то есть в меру свободного ответа на призывающую и взыскующую его божественную любовь. Существование человека и творения в целом – это творческая встреча двух энергий – тварной и нетварной, синергия нисходящей любви Божией и восходящей, устремленной к Богу любви человека. В своем восхождении к Богу человек так же экстатичен, ибо он стремится к Тому, Кто за пределами его собственной тварной ограниченности, он стремится за пределы самого себя. Его природа динамична, энергийна и экстатична, ибо она реализуется не в статической самозамкнутости, но в общении с Богом. В понятии человеческой природы также присутствует аспект открытости другому, аспект общения.

Мир, центрированный в человеке, и понимаемый как среда межличностной коммуникации, взаимодействия Бога и человека, оказывается символом и системой символов. Вложенная в человека познавательная и творческая способность позволяют ему в иерархии тварных символов постигать их Творца. Космос, таким образом, может восприниматься как живая «книга» («текст» - или, даже - «гипертекст») . Фундаментальное значение приобретает язык, как средство выражения, понимания, постижения и коммуникации. Коммуникативный, символический характер космоса предполагает также богословский синтез таких античных интуиций как музыкальность, математичность, оптичность, смысловая прозрачность космоса как коммуникативно-сигнификативной среды. В идеальности содержания космоса и полноцветности и красоте выразительных ресурсов содержится послание Бога человеку, но это не одностороннее послание – человек также в космосе говорит Богу, и Бог его слышит. Космос – средство для общения, и прежде всего общения жизни. В этом контексте должно быть понимаемо и место и значение всех иных живых существ – как со-участников общения жизни космоса.

В мире нет ничего самостоятельно значимого помимо Бога и человека – весь мир в каком то смысле оказывается полем взаимодействия Бога и человека, мир, познаваемый, осваиваемый человеком. В этом смысле – космос «лик» Бога – все в космосе свидетельствует о Нем, но как только утрачивается опыт личностного восприятия Бога в космосе – тут же развивается рецидив язычества и магии. Трудности и в богословии и в науке с постижением Бога на уровне тварных аналогий связаны с безличным (обезличенным) характером этих аналогий.

Каппадокийцы утверждают приоритет воли, свободы над судьбой, над «законом», над «природой», приоритет нравственного закона над тем, что считается естественным – или приоритет воли над мыслью. Космосу и человеческому присутствию в нем придается, таким образом, фундаментальное этическое измерение. В космосе нет «адиафоры» - нравственно безразличен только хаос, ничто. Все, что вне «кто» - есть «ничто». Все безличное и обезличенное – пусто. Отсюда двойственность ощущения каппадокийского космоса – с одной стороны он весьма реален, с другой стороны в своей «самости» - есть ничто. Потому что у него нет никакой самости. Сам по себе – он ничто. Нет ничего космического и «физического» вне этического. Этика сверхкосмична, сверхонтологиична, сверхметафизична – ибо персоналистична. Объективность на поверку оказывается самой что ни на есть субъективностью – то есть чем интенсивнее интерсубъектное отношение тем выше объективность описания такого опыта – создается иерархия – эмпирическое – интеллектуальное – сверхинтеллектуальное (интерсубъектное).

Смысл мира – вне его – но то, что вне мира – выше смысла, и все же мир осмыслен – эта вопиющая парадоксальность христианского видения мира разрешается исключительно в динамическом понимании мира – мир – есть задание – процесс – развертывание многозначного и непредсказуемого диалога творения и Бога

Это означает глубочайший смысл и ценность науки, постигающей природу. Но задача, стоящая перед наукой чрезвычайно сложна. В ее основу должна быть положена совершенна особая метафизика - метафизика положительно понимаемой несамодостаточности мира. Несамодостаточность мира (если о ней вообще говорится) понимается в античной мысли скорее негативно – как результат отпадения от первоначала. Такое понимание оказывается лишь частью более широкого проекта – когда мир какой он есть оказывается частью или аспектом более широкой реальности, которая и оказывается самодостаточной и блаженной и проч. В каппадокийском же богословии принципиально нет никакой более общей системы, мир – сам по себе неполон – и эта неполнота и есть его благо, источник жизни и надежд.



Заключение


Каппадокийская космология, богословие в целом, представляет собой замечательный образец последовательной системы концептуализации христианской веры. Причем такой системы, которая являет полный суверенитет по отношению к философии и науке своего времени. Уже одно это обстоятельство должно вызывать серьезный интерес не только историка философии, но и методолога науки. Каппадокийцами создается совершенно специфический вариант персоналистической метафизики и коммуникативной космологии. Будучи применена в современном контексте философии науки каппадокийская космология должна поставить под вопрос метафизический «объективизм». Космос, мир, не может и не должен рассматриваться, так сказать, сам по себе. Он всегда есть космос «для кого-то». Он подразумевает «наблюдателя», «деятеля», взаимодействующего, общающегося с тем, что он наблюдает. Это не значит, что с помощью персоналистической метафизики каппадокийцев следует поддерживать какие-то научные физические концепции в роде копенгагенской интерпретации квантовой теории или широко дискутируемый антропный принцип. Это конечно возможно в качестве критики существующих объективистских метафизик. Но все же, скорее каппадокийская космология должна способствовать укреплению понимания того, что современной науке, и философии науки прежде всего, требуется большая гибкость, плюралистическое сосуществование различных интуиций мира, в частности, принимающих в расчет человека, личность, не как случайного и мешающего делу «наблюдателя», а как фундаментальную и наивысшую ценность, неустранимую и конститутивную для научного дискурса.



Конференция «Бог и физическая космология», университет Нотр-Дам, США, 30 января – 1 февраля 2003


Пахомов Дмитрий Вячеславович
Пахомов Дмитрий Вячеславович

православный христианин
(клирик)

Тема: #45150
Сообщение: #1488621
10.08.05 11:37
Ответ на #1488551 | Михаил Ел православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

официальный сайт Московской духовной академии

Ученый совет


Ученый совет — выборный коллегиальный орган — осуществляет общее руководство деятельностью Академии. В Ученый совет Академии по должности входят: ректор, проректоры, секретарь Ученого сове­та, заведующие кафедрами. Другие члены Ученого со­вета избираются Общим собранием коллектива Академии в соответствии с принципами формирования Ученого совета, утверждаемыми Общим собранием.

1. Председатель Ученого совета — ректор профессор архиепископ Верейский Евгений
2. Секретарь Ученого совета — священник Павел Великанов, кандидат богословия, доцент
3. Члены Ученого совета:
по должности:
- Первый проректор епископ Сергиево-Посадский Феогност
- Проректор по учебной работе профессор Иванов Михаил Степанович
- Проректор по воспитательной работе игумен Вассиан (Змеев)
- Проректор по научной работе иерей Владимир Шмалий!!!!!!!!
- Проректор по организационно-административной работе иеромонах Петр (Еремеев)
- Заведующий Иконописной школой игумен Лука (Головков)
- Заведующий Регентской школой профессор архимандрит Макарий (Веретенников)
- Заведующий Сектором заочного обучения иерей Сергий Маратканов
- Заведующий подготовительным отделением иеромонах Мелетий (Соколов)
- Заведующий кафедрой Библеистики протоиерей Леонид Грилихес
- Заведующий кафедрой Филологии профессор Кириллин Владимир Михайлович
- Заведующий кафедрой Церковной истории доцент Светозарский Алексей Константинович
- Заведующий кафедрой Церковно-практических дисциплин проф. прот. Владислав Цыпин

заслуженные профессоры:
- архимандрит Матфей (Мормыль)
- Скурат Константин Ефимович
- Нелюбов Борис Александрович
- Осипов Алексей Ильич

профессоры:
- архимандрит Платон (Игумнов)
- диакон Андрей Кураев
- Сидоров Алексей Иванович
- Дунаев Михаил Михайлович
- Гаврюшин Николай Константинович
- Пентковский Алексей Мстиславович
- Казарян Александр Торгомович
- Волков Александр Александрович

доценты:
- игумен Андроник (Трубачев)
- протоиерей Максим Козлов
- протоиерей Валентин Асмус
- протоиерей Василий Строганов
- Воробьев Иван Васильевич
- Юдин Владимир Дмитриевич

4. Ученый совет Академии:

- решает важнейшие вопросы развития Академии, ее учебной и научной деятельности, международных связей;
вносит предложения по изменению Устава Академии и дополнения к нему;
- по предложению ректора утверждает структуру Академии и вносит в нее изменения, принимает положения о структурных подразделениях;
- рассматривает вопросы создания, реорганизации и ликвидации, наименования и переименования кафедр, других подразделений Академии;
- рекомендует кандидатуры для замещения должностей проректоров, заведующих кафедрами, секретаря Ученого совета, руководителей иных структурных подразделений Академии;
- заслушивает отчеты проректоров, заведующих кафедрами, руководителей структурных подразделений;
- принимает решения о приеме, выпуске и отчислении студентов;
- разрабатывает и утверждает правила приема в Академию;
- представляет на утверждение ректора решения о переводе учащихся на новый этап обучения;
- закрепляет за аспирантами темы диссертаций;
- представляет на утверждение Ректора нормы нагрузки преподавателей и студентов;
- разрабатывает и утверждает правила проведения промежуточной и итоговой аттестации;
- поручает кафедрам разработку учебных программ и планов по направлениям деятельности;
- утверждает научно-исследовательские программы и планы, разрабатываемые кафедрами;
- утверждает планы приема в Академию и учебные планы для всех уровней подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- по представлению кафедр и учебной части утверждает учебные планы;
- решает вопросы координации учебных планов кафедр, подготовки кадров, а также других вопросов учебно-научной деятельности Академии;
- ежегодно принимает тематический план научно-исследовательских работ Академии, заслушивает отчет о научной деятельности Академии;
- принимает решения о создании диссертационного совета для присуждения ученых степеней;
- принимает решения о введении в Академии новых направлений (специальностей) подготовки;
- рассматривает вопросы редакционно-издательской деятельности Академии;
- принимает решения о создании академических научных изданий;
- определяет процедуру избрания заведующих кафедрами;
- утверждает порядок замещения должностей и прохождения конкурсного отбора;
- рассматривает кадровые вопросы; проводит конкурсный отбор претендентов на должности профессора и избирает заведующих кафедрами;
- представляет к ученым званиям профессора, доцента Академии;
- ходатайствует о награждении церковными наградами;
- присваивает звание Почетного Доктора (Doctor Honoris Causa) Московской духовной академии;
- присваивает звание Заслуженного профессора Московской духовной академии; Заслуженного преподавателя Московской духовной академии; Заслуженного работника Московской духовной академии;
- присуждает премии за научную работу и педагогическую деятельность;
- устанавливает порядок назначения студенческих стипендий;
- выдвигает кандидатов на именные стипендии;
- рассматривает вопросы о сокращении срока обучения лиц, имеющих среднее образование соответствующе­го профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, а так­же лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную програм­му высшего профессионального образования за более короткий срок;
- утверждает символику Московской духовной академии;
- принимает решение о переносе сроков начала учебного года, но не более чем на 2 месяца;
- рассматривает нормативные акты Академии с последующим утверждением ректором;
- рассматривает планы международной деятельности Академии;
- осуществляет контроль учебной, научной, финансовой и административно-хозяйственной деятельности Академии;
- передает часть вопросов своей компетенции кафедрам, за исключением тех вопросов, которые в соответствии законодательством и внутренними документами Академии отнесены к исключительной компетенции Ученого совета;
- принимает решения по другим важнейшим вопросам жизни и деятельности Академии в соответствии с Уставом.

5. Секретарь Ученого совета избирается Ученым советом Академии и утверждается в должности Святейшим Патриархом Московским и всея Руси по представлению ректора. Секретарь Ученого совета должен иметь ученое звание или ученую степень. Секретарь Ученого совета осуществляет подготовку заседаний Ученого совета, составляет протоколы заседаний и следит за исполнением их решений.
_________________________________________________________________________________
Это на счет проректора по науки. А насчет МГУ то вы правы там только Физический факультет.

С уважением, Дмитрий Пахомов.


Михаил Ел

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #45150
Сообщение: #1488551
10.08.05 11:09
Ответ на #1488472 | Пахомов Дмитрий Вячеславович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

в свое время закончил Физико Математический Факультет МГУ
Может всеж перенесете тему:) В МГУ такого факультета нет.
настоящее время является проректором по науки МДА
также как и закончил ФМФ МГУ? :)


Пахомов Дмитрий Вячеславович
Пахомов Дмитрий Вячеславович

православный христианин
(клирик)

Тема: #45150
Сообщение: #1488472
10.08.05 10:43
Ответ на #1487754 | Михаил Ел православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Благодарю за комментарий. Но “передвинуть” тему в раздел “концепции..феномены..” не в моей власти, а во власти как минимум модератора. И помимо всего прочего, полагаю, что делать этого не стоит, поскольку данная статья принадлежит автору, который в свое время закончил Физический факультет МГУ, а в настоящее время является проректором по науки МДА. А также, она (данная статья) представляет собой доклад, оглашенный на Конференции «Бог и физическая космология», университет Нотр-Дам, США, 30 января – 1 февраля 2003. А в работе данной конференции принимали участие не только теологи и философы, но также и представители точных наук, в том числе и выдающиеся астрофизики.

С уважением, Дмитрий Пахомов.


Михаил Ел

православный христианин
нет доступа
на форум


Тема: #45150
Сообщение: #1487754
09.08.05 20:41
Ответ автору темы | Пахомов Дмитрий Вячеславович православный христианинНе показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Каппадокийская космология, богословие в целом, представляет собой замечательный образец последовательной системы концептуализации христианской веры. Будучи применена в современном контексте философии науки каппадокийская космология должна поставить под вопрос метафизический «объективизм».
Глубокая мысль. Правда немного непонятно каким образом в философии науки можно поставить под вопрос «объективизм»? Исключить правило – считать явление зарегистрированным, после повторения независимым наблюдателем в независимой лаборатории?
И что после удаления правила останется от науки?
не значит, что с помощью персоналистической метафизики каппадокийцев следует поддерживать какие-то научные физические концепции в роде копенгагенской интерпретации квантовой теории или широко дискутируемый антропный принцип. Это конечно возможно в качестве критики существующих объективистских метафизик…
В последнее время много философов науки отмечают вред редукционизма, присутствующего в теориях эволюции, фрейдизме, марксизме…
Немного странно, что хорошо владеющий философской терминологией автор, не посчитал целесообразным обозначить свое отношение к редукционизму.
P.S. А у Вас нет намерений “передвинуть” тему в раздел “концепции..феномены..”На мой взгляд текст доклада не соответствует теме “наука и религия”.


Помогите пожалуйста!

Портал 127

Новый ролик. Тем кто говорит, что Бог у меня в душе

1 октября 2023 в 16:38Андрей Рыбак
Тем кто говорит, что Бог у меня в душе Новый ролик. Тем кто говорит, что Бог у меня в душе Подписывайтесь, комментируйте https://youtu.be/DZgAHwHXEVQ?si=VQktCc74VoNl1dkb Било море читать далее »

Стихи 1413

Надежда Тихонова - "Шел по улицам Бог"

30 сентября 2023 в 21:15Андрей Рыбак
Весна на Заречной улице Надежда Тихонова - "Шел по улицам Бог" читать далее »

Чудо 328

Как Евфимия Всехвальная явилась старцу Паисию

29 сентября 2023 в 05:39Андрей Бузик
Сегодня, в день памяти святой Евфимии Всехвальной, мы предлагаем вниманию читателей портала Православие.Ru небольшой эпизод из жизни старца Паисия, произошедший 27 февраля 1974 года.Святая Евфимия у ... читать далее »

Интересно 539

В чём отличие великомученика Никиты Готфского от Никиты Бесогона?

28 сентября 2023 в 06:55Андрей Бузик
В православной церковной истории есть два наиболее известных святых, носящих имя Никита: Никита Бесогон и великомученик Никита Готфский. Их имена, даты почитания и славные дела во имя Господа нашего ... читать далее »

Проповедь 161

Архим. Иоанн Крестьянкин в день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме

26 сентября 2023 в 15:41Андрей Бузик
Архим. Иоанн Крестьянкин в день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме читать далее »

Здоровье 458

Осенняя депрессия: как распознать и как пережить?

25 сентября 2023 в 07:59Андрей Бузик
Мы прекрасно помним восторженные строки Пушкина, посвященные осени. Многие любуются этим временем года, испытывая эмоциональный подъем. Но есть и те, кого красота осенней природы вовсе не восхищает. ... читать далее »

Писание 100

Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве

24 сентября 2023 в 06:54Андрей Бузик
Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангелие о постоянстве в вере и молитве Мф. 15:21–28 (62 зач.). Нельзя ощутить сладости добра без постоянства в добре. Ибо на пути к добру сперва встречается ... читать далее »

Высказывания 636

«Отбрось временное – и получи вечное» · Преподобный Иосиф Волоцкий и его поучения

22 сентября 2023 в 05:09Андрей Бузик
Преподобный Иосиф (в миру Иоанн Санин) семилетним отроком был отдан в обучение иноку, а в 20 лет сам выбрал путь монашеского подвига. Был пострижен преподобным Пафнутием Боровским и жил в его ... читать далее »

Природа 257

Сибирь, какой её не знают: самые дремучие уголки Западного Саяна

17 сентября 2023 в 08:49Андрей Бузик
Сибирь, какой её не знают: самые дремучие уголки Западного Саяна Южная Сибирь — терра инкогнита азиатской части России. Горные хребты и живописные долины, дремучая тайга и бескрайние степи — все эти ... читать далее »

Воины 384

Русские святые XIX в. о воинском служении и посмертной участи павших воинов

15 сентября 2023 в 05:42Андрей Бузик
В настоящее время становится очевидным, что Россия не просто ведет СВО на Украине, но вступила в период экзистенциальных войн – длительной вооруженной борьбы за свое существование: за право быть самой ... читать далее »

Путешествия

Друзья-кинематографисты! Ждём ваши фильмы на конкурс XXVI кинофестиваля ВЕРТИКАЛЬ-2023

Продолжается приём фильмов, телепередач и киносценариев на XXVI Московский международный кинофестиваль ВЕРТИКАЛЬ-2023. Традиционно 7 номинаций принимают на конкурс кинокартины и сценарии любой ... читать далее »

Фридайвинг

Глубинный чемпионат мира по правилам AIDA 2023. ДЕНЬ 8   CWT, мужчины. Заключительный день.

Глубинный чемпионат мира по правилам AIDA 2023. 29 сентября в дисциплине CWT выступали мужчины. В первый же час соревнований мы получили порцию гордости и радости: Алексей Молчанов в очередной раз ... читать далее »

Календарь 3680

2 октября. Попразднство Воздвижения Креста Господня. Мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта. Благоверного князя Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских, чудотворцев.

1 октября 2023 в 16:32Андрей Бузик
19 сентября по старому стилю / 2 октября по новому стилю понедельник Седмица 18-я по Пятидесятнице. Глас 8. Поста нет. Попразднство Воздвижения Креста Господня. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта ... читать далее »

Детям 603

Рождество - The Nativity. Мультфильм Михаила Алдашина

30 сентября 2023 в 20:26Андрей Рыбак
С Рождеством Христовым! Рождество - The Nativity (мультфильм Михаила Алдашина) читать далее »

Разное 1231

Парадоксальное мышление людей, говорящих и думающих по-русски. Девятов А.П.

28 сентября 2023 в 19:21Андрей Рыбак
А. Девятов. Парадоксальное мышление людей, говорящих и думающих по-русски. Девятов А.П. читать далее »

Поиск Святой Руси 395

Существует три пути жизни. Какие из них ведут к Богу

27 сентября 2023 в 09:13Андрей Рыбак
Ищи свой путь к Богу Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! С Крестовоздвижением! Свт. Иоанна Златоустого Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, ... читать далее »

Песни 110

Песня "На безымянной высоте"

26 сентября 2023 в 10:51Андрей Рыбак
На безымянной высоте. Песня "На безымянной высоте" была написана поэтом Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером в 60-е годы ХХ века. Ее строки знакомы практически каждому жителю нашей ... читать далее »

Афон 238

Старец Гавриил Афонский об искушениях

25 сентября 2023 в 06:40Андрей Рыбак
Афонский старец Гавриил. Старец Гавриил Афонский об искушениях. Новое видео на Рождество Богородицы. читать далее »

Технологии 321

Искусственные нейронные сети. Когда начинать бояться?

23 сентября 2023 в 05:09Андрей Бузик
В человеческом мозге около 90 млрд нейронов. Это узкоспециализированные электрически возбудимые клетки. Они выполняют три основных функции: воспринимают и преобразуют стимулы из внешней среды, ... читать далее »

Праздники 350

Матерь Божия есть рай

21 сентября 2023 в 07:27Андрей Бузик
Мы видим сегодня новорожденную Девочку и понимаем величие любви Божией. Слышим плач малого Ребенка и учимся неизреченной премудрости Троицы. Смотрим на человеческое Дитя и сквозь слезы видим, как ... читать далее »

Творчество 446

Свирепая дама по имени Жизнь.

16 сентября 2023 в 06:54Андрей Бузик
храмы на закате — Это жизнь меня наказала! - Борис размазывал по лицу пьяные слёзы, а также, извините, сопли и слюни. Вот такая неэстетичная картина предстала моему взору в 7.30 утра на пороге ... читать далее »

Молитва 394

Священномученик Киприан Карфагенский. Книга о Молитве Господней

13 сентября 2023 в 06:57Андрей Бузик
Евангельские заповеди – это не что иное, возлюбленнейшие братья, как божественные наставления, основания к назиданию надежды, подпоры к утверждению веры, пища для укрепления сердца, кормило для ... читать далее »

Скалолазание

ЕЛЕНА КРАСОВСКАЯ   ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА ТУРНИРА GOLDEN HOLD 2023!

В Тель-Авиве 29-30 сентября прошел международный турнир по скалолазанию Golden Hold 2023 в дисциплине "боулдеринг". В соревнованиях выступили 126 скалолазов из разных стран. Второй год подряд за ... читать далее »

Каякинг

В Москве прошел фестиваль

В заключительный день сентября 2023 года на базе гребного слалома "Сходня" вспомнили ушедших друзей-водников, почтили их память и посоревновались на канале Москва. Традиционный Фестиваль ежегодно ... читать далее »

Святые 459

«Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику

1 октября 2023 в 05:33Андрей Бузик
К дню памяти преподобного Илариона (Пономарева), старца Оптинского Преподобный Иларион (Пономарев, 1805-1873) – ученик и преемник старца Макария . Дар исцеления душевных недугов, которым наделил ... читать далее »

Духовное 1058

Об отстаивании христианской веры

30 сентября 2023 в 06:28Андрей Бузик
Слово пастырей в день памяти юных мучениц Веры, Надежды и Любови Сестры Вера, Надежда и Любовь приняли мученическую смерть за веру Христову. Их обезглавили перед глазами их матери — святой Софии, ... читать далее »

Эсхатология 724

Четверикова Ольга Николаевна. Как нас загоняют в ловушку?

28 сентября 2023 в 16:29Андрей Рыбак
О.Н.Четверикова Четверикова Ольга Николаевна. Как нас загоняют в ловушку? читать далее »

История 547

Воздвижение Креста Господня.

27 сентября 2023 в 05:47Андрей Бузик
Событие праздника и его эортологическая динамика. Пожалуй, Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. После того как ... читать далее »

Любовь 159

Все знания о Мироздании только у Отца Небесного

26 сентября 2023 в 06:25Андрей Рыбак
Кристаллы знания Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон Новый ... читать далее »

Патерик 311

Неисповеданный грех

24 сентября 2023 в 07:57Андрей Бузик
Всякий нераскаянный грех есть грех к смерти. Преподобный Ефрем Сирин Помни, что грех исповеданный уменьшается, а грех неисповеданный становится больше. Свт. Иоанн Златоуст Нередко бывает, что ... читать далее »

Жития 424

Житие святой царицы Пульхерии

23 сентября 2023 в 04:53Андрей Бузик
Греческий император Аркадий1, умирая, оставил после себя восьмилетнего сына Феодосия и трех дочерей - Пульхерию, Аркадию и Марину. Пульхерия, бывшая по годам старше брата, отличалась разумом и ... читать далее »

Видео 444

Рождество Богородицы. Документальный фильм.

21 сентября 2023 в 07:16Андрей Бузик
Рождество Богородицы. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Вся прекрасна ты, ближняя моя, и порока нет в тебе! Пленила ты сердце Наше, сестра моя, невеста! Единственная – она, ... читать далее »

Память 370

Отважный. О жизни, смерти и миссионерском служении священномученика Пимена (Белоликова)

16 сентября 2023 в 05:48Андрей Бузик
1918 год, город Верный (Алма-Ата) Ташкентской епархии. По всему городу тянется многолюдный крестный ход – с иконами, хоругвями, сопровождаемый колокольным звоном, с молитвой о прекращении войны, ... читать далее »

Иконы 360

3 Сентября – Икона Пресвятой Богородицы, Именуемая «Светописанная»

3 сентября 2023 в 15:42Андрей Бузик
Сегодня, 21 августа / 3 сентября, Православная Церковь чествует Светописанный образ Божией Матери (слово «светописание» – калька с греческого слова «фотография»). Появление этого образа связано с ... читать далее »

Альпинизм

Новости Проекта 14х8000. Волна восходителей накрыла вершину Дхаулагири, всё больше знакомые лица

Гималаи и Каракорум стали ареной своеобразного блуждающего цирка. Сильнейшие команды шерпов (плюс Нимс) водят по восьмитысячникам одних и тех же клиентов. Интересная тенденция, будет ли её повтор в ... читать далее »

Воздухоплавание

Федор Конюхов планирует установить еще два рекорда на воздушном шаре

Путешественник Федор Конюхов планирует совершить еще две рекордные экспедиции на воздушных шарах "ФосАгро", передает передает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу компании. О своих планах ... читать далее »

Всего проголосовало: 37 человек
Почему в Яндексе перестала работать поисковая выдача?
Поиску не уделяется должного внимания
Поиск Яндекса направлен туда, куда и их корпоративная политика
Нет профессиональных программистов
Нет профессионального постановщика задачи
Задача Яндекса зарабатывать деньги другими способами и поиск им не очень интересен
Почему Яндекс понижает выдачу "Чистого Интернета"
"Чистый Интернет" обличает двойные стандарты Яндекса
"Чистый Интернет" против разврата и лжи, которым наполнены страницы в выдаче Яндекса
"Чистый Интернет" Яндексу не по духу
Яндексу противно благочестие и чистота
Яндексу противно Православие в Его чистоте.
Важно!
1. В имени разрешено использовать только
буквы ( латинские / русские ), цифры и пробел.
2. Количество символов в имени может варьироваться от 2-х до 50-ти.
3. В качестве имени необходимо использовать нормальное человеческое имя ( не кличку, не ник, не логин ).
4. После правильного заполнения формы, на указанный email отсылается письмо с кодом для подтверждения голоса, поэтому email обязательно должен быть рабочим.
* Ваше имя:
* Email:
Итоги голосования
Почему в Яндексе перестала работать поисковая выдача?
Поиску не уделяется должного внимания ( 16.0%, 19 голосов )
Поиск Яндекса направлен туда, куда и их корпоративная политика ( 29.4%, 35 голосов )
Нет профессиональных программистов ( 16.0%, 19 голосов )
Нет профессионального постановщика задачи ( 17.6%, 21 голос )
Задача Яндекса зарабатывать деньги другими способами и поиск им не очень интересен ( 21.0%, 25 голосов )
Почему Яндекс понижает выдачу "Чистого Интернета"
"Чистый Интернет" обличает двойные стандарты Яндекса ( 19.5%, 26 голосов )
"Чистый Интернет" против разврата и лжи, которым наполнены страницы в выдаче Яндекса ( 22.6%, 30 голосов )
"Чистый Интернет" Яндексу не по духу ( 22.6%, 30 голосов )
Яндексу противно благочестие и чистота ( 17.3%, 23 голоса )
Яндексу противно Православие в Его чистоте. ( 18.0%, 24 голоса )
© 1999-2023 Vinchi Group
http://www.vinchi.ru

Администратор форума:
andrey@vinchi.ru