Иконы Преображения, о которых пойдет речь в этой теме, кому-то расширят эрудицию и кругозор, а возможно, кому-нибудь помогут понять свое предназначение как человека.
Господь сказал: "без Меня не можете творити ничесоже". И поэтому каждый человек должен прежде всего осознать это и поставить перед собой созидание духовности как некую задачу, потому что духовность - это степень определенной преображенности личности благодатью Святаго Духа, определенной причастности к Божеству. И, конечно, эта степень может быть очень разная: как у разных людей, так и у одного человека в различные периоды его жизни. Но вся жизнь, от колыбели до смерти, это, по существу, путь преображения, приобщения к духовности, к благодати Святаго Духа. И путь своей творческой самореализации, самоактуализации человек должен творить во имя Божие, не ради собственной корысти или собственной славы, а ради славы Божией, во имя Божие. Только такое творчество оправдано, и только такая духовность, которая в своем смирении склоняется перед величием Божиим, является истинной духовностью.
"Преображение - это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников - Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана.
На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды - белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним.
Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум…" (Архимандрит Рафаил)
Не пред всем народом и даже не перед всеми учениками совершилось чудо Преображения, но лишь перед тремя избранными Христом апостолами, которые смогли перенести видение нестерпимой славы. И не сразу сделал их Господь свидетелями Своего Преображения, но по восхождении на вершину Фаворской горы, указывая этим, что не всюду и не во всяком состоянии можно сделаться свидетелями и соучастниками Преображения Господня, но лишь трудом восхождения. В жизни Церкви этим горним путем шли подвижники, устремленные к созерцанию. К явлению Божественного света их приводило восхождение на вершину безмолвия, и Церковь хранит множество свидетельств об этом свете, который был опытно постигаем при погружении в молитву и созерцание.
Инок Григорий (Круг)
Если мы рассмотрим Евангельские события, предшествующие Преображению Господа, то свершившееся на горе Фавор нам откроется более объемно.
С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. (Мф.16:21-28)
Вот какие удивительные слова обращает Иисус к Петру и Другим Своим ученикам. В них - еще один важнейший феномен христианства: христианин всегда идет вперед, пусть даже сатана и сеет в его сердце плевелы. Именно на пути вперед эти плевелы засыхают. Мы можем не делать дурного, но не думать о дурном - не в наших силах. Мы можем не красть, но не завидовать - не в наших силах. Мы можем не грешить в поступках, но в мыслях-то, в сердце грех сидит, и с этим не совладать. Это то, что в восточной христианской традиции обозначается словом "помыслы". Именно эти дурные помыслы Иисус называет словом "сатана". От них есть только одно лекарство: идти вперед, за Христом, несмотря ни на что. А лучший способ от них избавиться - не оставлять себе свободного времени. Сначала его не будет хватать на дурные дела, а потом и на дурные помыслы.
В аскетической литературе есть тысячи страниц с рекомендациями, как бороться с дурными помыслами, но нередко, занимаясь этой борьбой, человек только увязает в них. Однако если мы будем идти вперед, как зовет Христос, то дурные помыслы начнут сами собой отмирать, засыхать и отпадать, как старые ветки с дерева.
XVII век. Карелия. Из иконостаса Преображенской церкви в Кижах.
На иконах Преображения Иисус предстает перед нами в белых одеждах, сияющий каким-то особым, нетварным, по определению Григория Паламы, светом, как бы уже воскресший. В этом, наверное, суть чуда, свидетелями которого стали Петр, Иаков и Иоанн. Еще до смерти и воскресения, еще до креста Иисус явился как бы воскресшим. На горе Он является ученикам преображенным, как потом, в конце Евангелия от Матфея, уже после Своего воскресения, - на горе перед одиннадцатью учениками.
Византийская иконография Преображения раскрывает понимание чуда на горе Фавор как Богоявления Отца, Сына и Св. Духа, следуя экзегетической традиции от Иоанна Дамаскина до Паламы: "Ученики кажется указуют на три ипостаси трисвятой сущности, а два пророка на две природы одновременно: Моисей на смертную, а Илия на вечноживую. Ты их сохраняешь без разделения и смешения, явив на Фаворе необычайный свет"
(Христофор Митиленский, XI в.).
Эта иконография отличается от привычной нашему глазу, где апостолы изображены "падшими на лице своя", потому трактовка фигур апостолов в качестве триипостасной сущности оказывается возможной. Но сначала о изображении Моисея и Илии.
Можно заметить, что и Моисей, и Илья - великие представители Ветхого Завета - свои самые близкие встречи с Богом совершали на горных вершинах. Моисей отправился на гору Синай, чтобы получить скрижали закона (Исх. 31:18). На горе Хорив Илия нашел Бога, "не в ветре, не в землетрясении, а в тихом веянии" (3 Цар.19:9-12).
"По многим причинам Илия и Моисей являются беседующими с Христом. Но достаточно упомянуть о двух. Так, поскольку ученики радовались, что в народе одни принимали Его за Илию, а другие - за одного из пророков, то Он являет им величайших пророков, дабы ученики, по крайней мере, таким образом познали различие между рабами и Владыкой. Вот первая причина. Вторая: так как многие почитали Христа богопротивником, разоряющим будто бы субботу и преступающим закон, то Он показывает на горе таких пророков, из коих один был законодатель, а другой - ревнитель; а такие пророки не стали бы беседовать с Ним, если бы Он разорял Закон и не исполнял того, что они проповедали. Петр же боялся сойти с горы (ибо страшился распятия Господня) и потому сказал: "хорошо нам здесь быть" и не сходить в среду иудеев; ибо если враги Твои сюда и придут, мы имеем Моисея, поразившего египтян, имеем Илию, низведшего с неба огонь и истребившего пятидесятоначальников"
Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский)
Преображение. Византия. XII век. Из монастыря Ватопед (Афон, Греция).
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
"О чем говорили? "Об исходе", - говорит Лука, который ему предстояло совершить в Иерусалиме, то есть о кресте. Для чего Моисей и Илия сделались видимыми? Чтобы показать, что Он есть Господь закона и пророков, живых и мертвых, ибо Илия был пророк, пророчество его жило еще, Моисей же - законодатель и умер. Кроме того, и для того, чтобы показать, что Иисус Христос не противник закона и не враг Божий. В противном случае Моисей не беседовал бы с ним, как не стал бы беседовать с тем, кто противодействует ему, и Илия, ревнитель, не перенес бы Его присутствия, если бы Он был врагом Божиим. Еще и для того, чтобы уничтожить подозрение тех, которые считали Его Илиею или одним из пророков. Откуда же ученики узнали, что это были Моисей и Илия? Не по изображениям, ибо делать изображения людей тогда считалось делом беззаконным. По-видимому, они их узнали по словам, которые они говорили. Моисей, может быть, говорил: Ты Тот, страдание которого я заранее изобразил, заклав агнца и совершив пасху; Илия же: Ты Тот, воскресение которого я заранее изобразил, воскресив сына вдовы, и так далее".
Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский)
2-я половина XV века. Процессионная (выносная) икона из церкви Успения Богородицы с Пароменья в Пскове
Принятый порядок расположения фигур пророков (Илия - слева, Моисей - справа), здесь изменен, что соответствует буквально тексту Евангелия от Луки, где первым назван Моисей, а потом Илия. У Марка же текст таков: И явился им Илья с Моисеем.
Иконография "Преображения" на армянской миниатюре из Четвероевангелия 1038 года (Армения) неканонична. Христос стоит на горе Фавор без обычной для него в этой сцене мандорлы, изображенный не в фас, а повернувшимся к приближающимся к нему Моисею и Илье. Первый запеленут в пелены, как Лазарь. В соответствии с древними толкованиями эти пророки были призваны на гору Фавор в качестве представителей двух миров - мертвого и живого, чтобы показать, что Иисус имеет власть над жизнью и смертью. Справа, под пышными кронами фантастических деревьев, лежат в одинаковых позах, закрыв лица одним и тем же жестом, три упавших ниц ученика. Такой вариант соответствует раннему восточному изводу.
На вечерней службе праздника Преображения упоминаются три горы, изображения которых даются на иконе. При чтении Св.Писания (III Цар.19) воспомянуто явление Господа Саваофа Илие на горе Хорив, а в песнопении – гора Синай:
Иже древле с Моисеом глаголавый на горе Синайстей образы: Аз есмь, глаголя, Сый, днесь на горе Фаворстей преображься пред ученики, показа началообразную доброту зрака, в Себе восприим человеческое существо. И таковыя благодати свидетели поставль, Моисеа и Илию, общники творяше веселия, провозвещающия славное креста ради, и спасительное воскресение
На некоторых иконах различие между горками подчеркивается цветом, также во многих иконописных подлинниках приводятся краткие замечания по краскам окружающей среды и одежд. Например, Буслаев цитирует филимоновский подлинник: "На Илье риза празелень, на Моисее багор; под Спасом гора празелень; под Ильею и Моисеем гора вохра с белилами и киноварь; на Иоанне риза багор, на Иакове риза празелень, на Петре вохра".
В этом отношении одной из самых цветоносных является новгородская икона XV века.
Своими корнями иконография Преображения уходит в далекую древность, когда большую роль играли символические формы представления библейских сюжетов.
Преображение. Середина VI в. Церковь Св.Аполлинария, Равенна, Италия
В Славе сияющих звезд изображен четырехконечный крест, с символическими греческими буквами альфа и омега по сторонам. Над крестом находится символическое указание на Иисуса Христа - греческая монограмма ΙΧΘΥΣ, обозначающая (Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель).
Под крестом надпись SALUS MUNDI (латинское слово salus имеет значения и "спасение" и "спаситель", отсюда возможны и два варианта перевода фразы: "Спасение для мира" и "Спаситель мира"). По краям креста Моисей (молодой) и Илья - в образе старца. Вверху рука из облаков - символ соизволения Бога Отца. Под крестом также изображены три агнца - символы апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
На фоне ландшафта выделяется фигура епископа Равеннского Аполлинария с воздетыми для молитвы руками и надписю sanctus Apollinarius (лат. Святой Аполлинарий). У его ног представлены 12 агнцев – символизируя 12 апостолов.
В VI столетии произошел переход от символических форм изображения к прямым цитированиям Евангелия, и в мозаике церкви Св.Екатерины на Синае мы уже видим все фигуры, изображение которых в дальнейшем закрепится в каноническом представлении сюжета: Спаситель в мандорле и лучах Славы, по сторонам которого стоят Моисей и Илия, и три павших ниц апостола внизу.
Ок. 565-566 гг. Монастырь Св.Екатерины. Синай. Египет
Верхняя часть иконы Спаса Вседержителя Благовещенского собора Московского Кремля
Евангелист Матфей говорит, что Иисус взошел на гору тогда, как от начала события прошло шесть дней (Мф.17:1), а Лука говорит, что прошло восемь дней. Ибо Матфей говорит об одних только промежуточных днях, а Лука - не о промежуточных только, но разумеет и тот день, в который эти слова были сказаны, и тот, в который совершилось Преображение.
После того как Иисус преобразился, после беседы Спасителя с пророками, Петр восклицает: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (Мф 17: 4).
Кущи устраивают, когда празднуют суккот. На этот праздник, как написано в Евангелии от Иоанна, Иисус ходил в Иерусалим. В Сидуре, иудейском молитвослове, говорится, что праздник кущей посвящен благословению плодов. В нашей Церкви в празднике Преображения тоже присутствуют элементы праздника урожая, правда, в храм приносят не лимоны, как в Палестине, а яблоки. "Яблочный Спас" - так называется праздник Преображения в народе. В этот день читаются специальные молитвы "на благословение плодов", по содержанию очень напоминающие те, что читали иудеи в дни праздника кущей.
Этот праздник длился семь дней, и самым значительным был последний. Теперь становится понятным, что это за "шесть дней" - речь идет о шести днях праздника кущей. А по прошествии их, в последний, самый значительный День праздника Иисус поднялся на гору и преобразился, воссияв каким-то особым светом... Именно в этот день совершались церемонии с зажжением светильников по всему городу. Весь город светился. Иудейский праздник кущей связан с мистикой света и с благословением плодов.
Новый Завет не отвергает Ветхий, а преображает его. Важно запомнить, что три величайших праздника христианства связаны с тремя самыми большими ветхозаветными праздниками. Наш праздник Преображения - с праздником кущей, наша Пасха - с исходом из Египта, Пасхой ветхозаветной, наша Троица (Пятидесятница) - с праздником недель (шевуот). Эта параллель, разумеется, не распространяется на Рождество - рождение Спасителя вносит в мир то, чего раньше не было.
Некоторые иконы Преображения дополняются следующими сценами: Моисей восстает из гроба, а Илия выходит из облаков (либо делают это с помощью ангелов). "Это наглядное выражение древней по своему началу мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров - умерших и живых: они явились, по словам Иоанна Златоуста, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; сверх того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти - живым". (Евангелие в памятниках иконографии. Покровский Н.В.) Выражение этой мысли приводится в служебной минее в нескольких местах: "от земли убо - апостоли, яко с Небесе же - Фесвитянин Илия, Моисей же - от мертвых" (6 авг. 3-й тропарь ин. ирмоса 8-ой песни); "Моисей же и Илиа Тебе предсташа, мертвым и живым Тя Господа поведающе" (6 авг. 2-ая песня стих. на хваление).
На иконе из Ставроникитского монастыря (Афон, 1546 г.) горки, на которых стоят Моисей и Илия, представлены как бы арками, что подчеркивает преемственность сюжетов Ветхого и Нового Заветов. Наверняка этот извод был почерпнут из древних синайских икон, чем характерны и все остальные иконы Ставроникиты. На русских иконах эти проемы трактуются как гроты, где добавляются сцены, в которых Спаситель восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. Иногда в центре добавляется еще один момент - пробуждение апостолов Христом после Преображения.
ПРЕКРАСНАЯ ТЕМА!
Спасибо, дорогой Игорь Петрович
Одного жаль, большинство форумлян сейчас лишены возможности читать раздел - давайте продолжим тему позднее,
кстати, тогда и я смогу активно участвовать в ней - мне она дорога и у меня много образов Преображения Господня, которые предстоит еще принести на форум.
16 июня 2025 в 21:52
— Андрей Рыбак
Митрополит Морфский Неофит: «Когда евреи нанесут удар по ядерной программе Ирана...»
Митрополит Морфский Неофит: «Когда евреи нанесут удар по ядерной программе Ирана...»
«Лично меня обеспокоило, ... читать далее »
15 июня 2025 в 20:18
— Андрей Рыбак
Преподобный Паисий Святогорец
"Когда я был еще новоначальным монахом и жил в Эсфигменском монастыре, благочестивый отец Дорофей рассказывал мне, что в монастырский приют приходил помогать старчик, ... читать далее »
13 июня 2025 в 22:19
— Андрей Рыбак
Святитель Филарет
Перечитывая святителя Филарета (Дроздова), или размышления о том, всякая ли власть от Бога?
Апостолу Павлу принадлежат следующие слова: «Всякая душа да будет покорна высшим ... читать далее »
12 июня 2025 в 22:39
— Андрей Рыбак
В.М. Васнецов. Архимандрит Дионисий диктует инокам патриотическую грамоту
СОЗДАЁТСЯ ЕДИНЫЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ФРОНТ!
После скандала со священником Гавриилом (Виноградовым) и генералом Апти Алаудиновым ... читать далее »
10 июня 2025 в 22:47
— Андрей Рыбак
Свеча, которая не гасла
СВЕЧА, КОТОРАЯ НЕ ГАСЛА
В маленьком провинциальном городке, где все друг друга знали, стоял старенький храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Настоятелем ... читать далее »
8 июня 2025 в 21:52
— Андрей Рыбак
- Как настроение?
- Как настроение?
- В Великорецкий Ход хочется.
- И давно это у вас?
- Дак вот, как последний раз вернулся с ВКХ, так и началось ...
- Все понятно, у Вас хроническая Великорецкая ... читать далее »
5 июня 2025 в 21:12
— Андрей Рыбак
Прп. Паисий Святогорец
Когда есть простота, то чувствуешь себя легко
- Геронда, я думаю, что простота — это когда человек действует так, как чувствует. Правильно?
- В зависимости от того, где он ... читать далее »
5 июня 2025 в 08:37
— Андрей Рыбак
О, великий архистратиже Божий Михаиле
ЧЕТВЕРГ. МОЛИТВА АНГЕЛАМ НА ДЕНЬ!
О, великий архистратиже Божий Урииле! Ты еси сияние огня Божественнаго и просветитель помраченных грехами: просвети ум мой, ... читать далее »
1 июня 2025 в 07:56
— Виктор Шамонин
В пальме кроны вековой,
Свила птичка домик свой,
Скоро вывела птенцов,
Стал уютным милый кров.
Вдруг явился утром слон,
Был какой-то странный он,
Хмурый был и горделив,
Взгляд его был суетлив.
Слон на ... читать далее »
27 мая 2025 в 12:08
— Андрей Рыбак
7 рецептов с Кизилом - артрит, камни в почках, лихорадка, гепатит, отеки
7 рецептов с Кизилом - артрит, камни в почках, лихорадка, гепатит, отеки
Кизил - обитатель южных областей. Его ягоды с давних ... читать далее »
Завершились первые в истории Актру соревнования из трёх гонок за один этап AktruSkySeries 2025 🏔⛰️🏞
Это был настоящий вызов для всех участников и судей!
Очень повезло ... читать далее »
Положение в Российской Серии Скайраннинга (РСС) по состоянию на 12.05.2025
Напоминаем, что для попадания в рейтинг РСС надо:
1. Финишировать минимум 3 гонки Серии
2. Не участвовать в официальном ... читать далее »
16 июня 2025 в 13:59
— Андрей Рыбак
17 июня - день памяти святителя Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326).
17 июня - день памяти святителя Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326).
Святитель Митрофан, ... читать далее »
15 июня 2025 в 13:41
— Андрей Рыбак
Старец Николай (Гурьянов)
ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ НИКОЛАЯ ГУРЬЯНОВА.
ВЫМАЛИВАТЬ ГРЕШНИКОВ.
⠀
☦Старец Николай Гурьянов, пожалуй, известен всем православным. Но далеко не все знают о важнейшей ... читать далее »
13 июня 2025 в 21:38
— Андрей Рыбак
Лоуренс Энтони — человек, умеющий общаться со слонами
2 марта 2012 года в Африке внезапно скончался Лоуренс Энтони — защитник природы, человек, известный своим необыкновенным умением общаться со ... читать далее »
12 июня 2025 в 22:23
— Андрей Рыбак
9 мая погиб Александр Келенджеридзе (Грузин), который спас более 400 земляков.
ФИЛЬМ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
О герое Курщины вышел первый фильм, созданный по заданию командира Бевого Братства ... читать далее »
10 июня 2025 в 00:24
— Андрей Рыбак
Цветы жизни
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
День Святого Духа
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: ... читать далее »
8 июня 2025 в 09:16
— Андрей Рыбак
Плод добрый
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Троица!
Все Святые Апостолы: Андрее, Иоанне, Матфее, Марко, Луко, Павле; святители: Василие, Григорие, Иоанне и Николае; преподобные: Симеон ... читать далее »
5 июня 2025 в 16:04
— Андрей Рыбак
Опоки — геологические чудеса на реке Сухона в Вологодской области.60,35520, 45,29100
Опоки... - подробно описаны на санскрите в Махабхарате как прародина ариев.
Опоки — геологические чудеса на реке ... читать далее »
4 июня 2025 в 21:19
— Андрей Рыбак
Андрей Ушаков, 2025
ТРИ ДНЯ 2З ЧАСА 7 МИНУТ
Последние трое суток альпинистский мир взорвался: установлен новый рекорд скорости достижения вершины Эвереста – 5707 минут или 95 часов и 7 минут с ... читать далее »
16 мая 2025 в 15:39
— Андрей Рыбак
святитель Игнатий БрянчаниновИз воспоминаний современников святителя Игнатия
ПОРА НАЧАТЬ ДЕЛО ПРИУГОТОВЛЕНИЯ СЕБЯ К ПЕРЕХОДУ В ВЕЧНОСТЬ
Еще в 1864 году Преосвященный Игнатий писал к одному из ... читать далее »
16 июня 2025 в 00:38
— Андрей Рыбак
В России приготовили новый дизайн бумажного паспорта с QR-кодом и цифровым ID
В России приготовили новый дизайн бумажного паспорта с QR-кодом и цифровым ID читать далее »
14 июня 2025 в 11:11
— Владимир М.
«С диким криком «Ура!» да за правду с обеих сторон . Каждый прав, но у каждого правда своя…»
Основная задача творцов катаклизмов на данном этапе уничтожения России – это культивирование ... читать далее »
13 июня 2025 в 19:19
— Андрей Рыбак
Плод добрый
Притча о любви
Давным давно на небесах,
Божественных, святых местах,
Где правят Божьи три лица
И как-то Сын просил Отца:
"Желаю Я любовь явить.
"Отец решил Его спросить:
"А Ты ... читать далее »
10 июня 2025 в 22:56
— Андрей Рыбак
Последнее стихотворение протопресвитера Андрея Алешина.Последнее стихотворение протопресвитера Андрея Алешина.
Ты пойми: хорошо умереть на войне.
Это лучше, чем гнить на больничной постели.
Это ... читать далее »
9 июня 2025 в 08:33
— Андрей Рыбак
"Чем ближе крах империи, тем безумнее ее законы" Марк Туллий Цицерон.
Ответ всем безумным цифровизаторам
https://youtu.be/TSNkkFYP9KU?si=PBcOTnMOZgmauu5c читать далее »
6 июня 2025 в 22:50
— Андрей Рыбак
ВМЕСТО ПАСПОРТА — ЭЛЕКТРОННЫЙ ЦИФРОВОЙ ID ПАСПОРТ
ВМЕСТО ПАСПОРТА — ЭЛЕКТРОННЫЙ ЦИФРОВОЙ ID ПАСПОРТ (СЕРВИС)
В Думу внесли поправки о создании национального многофункционального цифрового сервиса ... читать далее »
5 июня 2025 в 15:28
— Леночка Борисовна
Храм Матроны. Год 2014.
Алтарь Матроны
Храм Матроны. Год 2025.
Есть такая народная примета. Если птица сама оставила гнездо, то можно строить дом, храм и он век простоит и века не ... читать далее »
3 июня 2025 в 23:09
— Леночка Борисовна
Поехал как-то Адриан в соседнюю деревню маки посвятить. Хозяйка ему стол накрыла, рюмку подала. Сколько ниточке не виться, а судьба попу любиться: учительницей оказалась. Миссионер-то наш по ... читать далее »
27 мая 2025 в 14:36
— Андрей Рыбак
В кадре два великих мастера советского кино – Василий Макарович Шукшин и Леонид Фёдорович Быков, а между ними Лидия Федосеева-Шукшина.
Это очень редкий снимок. В кадре два великих мастера советского ... читать далее »
Фестиваль Скалы России. Эльбрус 2025 завершился!
Победу в общем зачёте фестиваля среди женщин второй год подряд одержала мастер спорта по скалолазанию, многократный чемпион России, призер Кубка ... читать далее »
Новая часть видео-дневника Скалы России
В этом видео пообщаемся с участниками на мульти-питчах. Посетим мастер-класс на камнях и погрузимся в атмосферу ночного лазания! читать далее »