Кристина Леонидовна
 католик
Тема: #44291
Сообщение: #2406424 15.10.06 23:51
|
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря во Пскове был возведён и расписан в 1130-1140 годах по инициативе архиепископа новгородского Нифонта, одной из главных целей которого являлось христианское просвещение.
Одна из главных доминант росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря -
Деисус в конхе алтаря : Христос, восседающий на троне с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Предтечей. При этом Христос представлен не только как грядущий Судия, но и как Жертва, принесённая во искупление грехов наших. Указывает на это изображение Этимасии – Уготованного Престола, которое расположено в медальоне над Христом.
Тема евхаристической жертвы продолжена сценой причащения апостолов, расположенной ниже.
Преображение – храмовый праздник Спасо-Преображенского собора. Его изображение поистине центральное.
На Фаворе Сын Божий впервые открывает свою божественную природу. Одновременно, Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что отражено и в толкованиях отцов церкви, поэтому сюжет Преображения, в нарушение хронологии повествования, являлся элементом страстного цикла (я уже писала об этом).
В данном случае помещение Преображения в алтарной части собора говорит о глубоком осмыслении образа в контексте всей системы росписей храма.
Понимание Преображения прообразом грядущих страстей Христовых и Его искупительной Жертвы имеет основу в текстах синоптических Евангелий.
В них описанию Преображения предшествуют предсказания Христа о скорой своей смерти:
Мф 16:21-28
21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
25 ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;
26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
27 ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.
28 Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.
Мф 17:1-13
1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё;
12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
Мф 17:22-23
22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
Мк 8:31 - 9:1
31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Мк 9:2-13
2 И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.
3 Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.
4 И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.
5 При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.
6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.
7 И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.
8 И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.
9 Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?
12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.
13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.
Мк 9:30-32
30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.
32 Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.
Лк 9:22-27
22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Лк 9:37-43
37 В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.
38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня:
39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.
42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.
43 И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим:
Лк 9:44-45
44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
45 Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.
Первые две стихиры преп. Космы Маюмского во время праздничной службы Преображения начинаются воспоминанием о страстях Господних:
Прежде Креста Твоего, Господи , гора уподобилась небу и облако простерлось как сень, когда Ты преображался и Отец свидетельствовал о Тебе; там были Петр с Иаковом и Иоанном, которым предстояло быть с Тобою и во время предания Твоего, чтобы [они], видев чудеса Твои, не устрашились страданий Твоих, поклониться которым нас в мире сподоби, великой ради Твоей милости.
Прежде Креста Твоего, Господи , Ты взял учеников на гору высокую и преобразился пред ними, сиянием силы озаряя их, чтобы и человеколюбием и властью явить свет Воскресения, которого и нас, Боже, в мире сподоби, Милостивый и Человеколюбец.
Софроний Иерусалимский, толкуя литургию, сравнивает вход архиерея на горнее место после чтения «Трисвятого» с возношением Христом жертвы и принятие этой жертвы Отцом и сравнивает этот момент богослужения с событиями Преображения.
Преобразившись на Фаворе, Сын Человеческий не только явил божественную природу, но и показал «образ будущего века» - образ Второго пришествия.
В контексте этого очевидна смысловая связь образа Преображения и Деисуса, где Христос -
и Искупитель, и грядущий Судия.
Наконец, над образом Преображения помещен образ Христа Еммануила . В период послеиконоборческий его иконография понималась как образ предсказанных страстей Спасителя. «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Ис 7,14
“Почему же, скажешь, наречено Ему имя не Еммануил, а Иисус Христос? Потому, что не сказано: наречешь, но: нарекут, т.е. народы и само событие. Здесь заимствуется имя от происшествия, как и свойственно Писанию – происшествия употреблять вместо имен. Итак, слова: нарекут Еммануил означают не что иное, как то, что увидят Бога с человеками” (Творения св. Иоанна Златоуста "Толкование на св. Матфея Евангелиста").
Т.о., Еммануилом Иисуса Христа называют в пророчестве грядущего.
Символико-догматические композиции той части пространства храма, где изображена Церковь Небесная продолжены и выше: на подпружных арках, поддерживающих свод – два знаменитых Нерукотворных Спаса – Спас на Убрусе и Спас на Чрепии, призванные показать реальность Боговоплощения, когда образ Христа запечатлевается даже в неживой материи, ПРЕОБРАЗУЯ ее и оживляя.
Св. Мандилион
Св. Керамидион
И, наконец, гигантское купольное Вознесение , определяющим в понимании композиции которого было прообразование Второго Пришествия. В соответствии с текстом Деяний 1:11, когда два архангела, явившиеся апостолам в момент Вознесения, обратились к ним со словами: «и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». В 12 веке был важен скорее не эсхатологический аспект, а сам факт Вознесения Распятого и Воскресшего, что утверждало соединение во Христе человеческой и божественной природы. А именно это было открыто трём апостолам на Фаворе.
=============
Таким образом, если рассматривать детали иконы, можно, как я написала в этих последних трёх сообщениях, увидеть попытку современного иконописца осмыслить древний образ и проследить развитие иконографической схемы.
Если рассматривать детали храмовых росписей за пределами конкретного, интересующего нас образа, во взаимосвязи с ним, пытаясь осмыслить их богословско-догматическую основу, образ предстанет совсем в ином свете. Как если бы прекрасную мелодию играли на одном инструменте, но вдруг вступили другие, звучание стало объемным, удивительным и вдруг стало понятно, что удалось услышать то, чего ты в этой музыке не знала.
Заключая три последние сообщения, хотела бы заметить, что, если трактат «О важности рассмотрения деталей»
не был написан, это стоило бы сделать.
|