Дмитрий Каниболоцкий
Ассирийская Церковь Востока
|
Тема: #44083
11.07.05 11:58
Просмотров: 7051 [103]
Сообщений: 23
Оценка: 0.00 Страницы: 1 | 2 | >> |
|
Уважаемый Проф. Александр Леонидович Дворкин!
Прочитал Вашу книгу «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви», Нижний Новгород: изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005 г., и с прискорбием для себя обнаружил ряд досадных неточностей.
1. На ст. 188 Вы цитируете Никейский Символ веры: «… утверждающих, что Сын Божий из одной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем, - таковых анафематствует кафолическая Церковь». Должно быть: «… утверждающих, что Сын Божий не из одной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем, - таковых анафематствует кафолическая Церковь». Пропущена частица «не», что искажает смысл Символа до противоположного. Кроме того, неверное цитирование Символа делает непонятным «капподокийскую революцию» в богословии, которая вместо староникейского исповедания «одна сущность, одна ипостась, три лица» ввела «одна сущность, три ипостаси, три лица».
2. Ст. 274. Диодор Тарсийский не говорил о «двух сынах». Подробнее о Диодоре см. Н. Селезнев. Христология Ассирийской Церкви Востока. М.: Euroasiatica, 2002, С. 41-46.
3. На ст. 274 Феодору Мопсуэстийскому приписывается учение о раздвоении Личности Христа и о «двух сынах». В действительности Феодор учил об одном Лице Христа, об одном Сыне, но о двойном сыновстве Его: по божеству и по человечеству. Первое по личностному единству с Богом Словом с момента зачатия в утробе Марии, второе по усыновлению по благодати во время крещения на Иордане. Более того, Феодор сам отвергал приписываемое ему учение о «двух сынах» и неоднократно писал, что «не два сына» (см. ниже). Вы пишите: «Говоря о Деве Марии, родившей двух сынов – человека и Бога…». Но Феодор прямо отрицал, что Мария могла родить Бога по естеству. Тем более, Вы сами выше верно отметили точку зрения Феодора: «Земная женщина не может родить вечного Бога». Ниже приведу цитаты из Феодора по книге «Деяния Вселенских соборов», СПб.: Воскресение, Паломник, 1996 г., Т.3:
Ст. 322, отрывок 18. «Выражение: сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих (Матф. 3, 17. Лук. 3, 22), указывает на усыновление Его во время крещения подобно иудейскому усыновлению; так как и иудеям было сказано: Аз рех бози есте и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 6), и: сыны родих и возвысих (Исайи 1, 2). А особенность Его усыновления видна из того, что Отец сказал: возлюбленный и: о немже благоволих. Поэтому голос Отца и послужил подтверждением усыновления и в наименовании Его Сыном, через усыновление по благодати, указал на Того, кто – действительно есть Сын, через соединение с которым усыновление Его стало истинным и твердым».
Ст. 326, отрывок 29. «Но очевидно, что следует быть соединению; ибо, быв соединены во едино, (два) естества через соединение произвели одно Лицо. И как говорится о муже и жене, что их не двое, но одна плоть (Быт. 2, 24. Матф, 19, 5), так на основании соединения скажем и мы, что не два лица, но одно, а естества различны. Ибо как нам ничто не мешает двум называться одной плотью, - ибо известно, почему говорится: плоть едина, - так и здесь единство Лица не исключает различия естеств».
Ст. 327, отрывок 30. «А единство Лица познается из того, что Он (Христос) все совершал силою Его (Бога Слова)».
Ст. 329, отрывок 43. «Когда спросят: Матерь Человека или Матерь Бога – Мария?, мы должны отвечать: и то и другое, - первое по естеству, а второе относительно. Она Матерь Человека, потому что Человек был в чреве Ее, Человек же и вышел из чрева Ее. Но – Она Матерь Бога, потому что Бог был в рожденном Человеке, не то, чтобы Он объят был Им по естеству, но Он был в Нем по благоизволению».
Ст. 329, отрывок 44. «Сын по благодати – Человек, происшедший от Марии, а по естеству Бог Слово. Но что по благодати, то не по естеству; и что по естеству, то не по благодати. Не два сына. Для плоти, которая от нас, достаточно усыновления, славы и бессмертия по благодати; потому что она стала Храмом Бога Слова».
Ст. 330, отрывок 45. «Когда вопрос будет о рождении по плоти, тогда не следует считать Бога Слова сыном Марии; потому что от смертного рождается смертное и от плоти подобное ей. А двух рождений Бога Слова, одного прежде веков, а другого напоследок дней, нельзя допустить».
Ст. 339. «Мы не говорим: два сына и два господа, потому что один есть Сын по существу – Бог Слово, единородный Сын Отца, с которым этот соединенный и причастный имеет по имени Сына и общение чести: и Господь по существу есть Бог Слово, с которым этот соединенный имеет общение чести. И поэтому мы не говорим: два сына и два господа; ибо сущий по естеству Господом и Сыном, нераздельное имеет соединение с Тем, который воспринят ради нашего спасения, имеет честь и имя Сына и Господа вместе с Ним, - не так, как каждый из нас делается сам по себе сыном (поэтому и называемся мы, по блаженному Павлу (Гал. 3,16), сынами многими), но единый, имеющий это преимущество по своему соединению с Богом Словом, сделался участником как сыновства, так и господства, исключая всякую мысль о двойстве сынов и господ».
Ст. 341. «Если кто хочет называть Сына Божия, Бога Слово, не в собственном смысле Сыном Давидовым, пусть называет, потому что Храм Бога Слова произошел от Давида; и Того, кто произошел от семени Давида, пусть называют Сыном Божиим по благодати, а не по естеству, не упуская из внимания естественных родителей, которые не извратили порядка (вещей), не называя телесным Того, кто бестелесен, и не говоря, что Он и прежде веков от Бога и от Давида, и страстный и бесстрастный. Тело не бывает бестелесным; что находится долу, то не находится горе; что прежде веков, то не есть уже от семени Давидова; что страстно, то не есть бесстрастно; ибо все это не может соединяться в одном и том же понятии. Что принадлежит телу, то не принадлежит Богу Слову; а что свойственно Богу Слову, то не свойственно телу. Естества станем исповедывать, и домостроительств отвергать не станем».
Ст. 345. «Итак апостол пишет к евреям, повествуя о Христе, и, подтверждая Лицо Его…»
Ст. 346. «И вот в смысле сыновства апостол воспринятого Человека сопричисляет прочим, но не потому, что Он, подобно им, причастен сыновства, а потому, что Он также принял благодать сыновства, хотя, по своему Божеству обладает естественным сыновством. Ибо несомненно, что Он, не как прочие люди, обладает славою сыновства, но обладает ею вследствие единения, которое Он [Христос – Д.К.] имеет с Ним [Богом Слово – Д.К.]. (…) Но вот в божественном Писании Сын, Сам по Себе, без отношения к Его Божеству, сопричисляется прочим людям, и таким образом мы уже не называем двоих сынов. В исповедании же по справедливости есть один Сын, потому что разделение естеств необходимо должно оставаться, и нераздельное единство Лица должно быть соблюдаемо».
4. На ст. 285 Вы пишите: «Антиохийцы, несогласные с осуждением Нестория, эмигрировали в Персию, где создали свою иерархию, основав, таким образом, Несторианскую церковь». Церковь в Персидской Империи со своей иерархией существовала задолго до Нестория. Эта Церковь придерживалась антиохийской богословской традиции, поэтому она действительно принимала беженцев из Византии, гонимых монофизитствующими императорами, а также отказалась принимать постановления Эфесского собора. Тем более что ниже, на ст. 338-341, Вы излагаете раннюю историю Персидской Церкви вполне корректно, полностью перечеркивая вышеприведенную цитату.
Подробнее об истории Церкви Востока см.:
Н. Селезнев. Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк. М.: Ассирийская Церковь Востока, 2001 г.
В.В. Болотов. Из истории Церкви Сиро-Персидской // Христианское чтение, январь-июнь 1899, январь-март 1900.
Также название «Несторианская церковь» является неверным. Ни сам Несторий, ни его ближайшие сторонники в Византии не имели никакого отношения к созданию этой Церкви. И богословие Церкви Персии было выработано не Несторием, а задолго до Нестория антиохийской традицией. Несторий был не основателем этой традиции, а лишь последователем. Правильное название Церкви – Церковь Востока. Относительно реалий 1-7 в. можно писать также «Церковь Персии», «Персидская Церковь». По национальности и культуре большинства верующих этой Церкви можно писать «Восточно-Сирийская Церковь». Современное название Церкви – Ассирийская Церковь Востока. Полное официальное название – Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока (www.cired.org). Для обозначения вероисповедания Церкви Востока наиболее корректно писать «древневосточное доэфесское христианство». Термин «несторианство» не точен по отмеченным выше причинам, но он прижился и употребляется даже некоторыми авторами Церкви Востока. Этот термин может быть приемлемым, если его правильно понимать (что Церковь верит так же, как и св. Несторий, но Несторий не был основателем ни ее иерархии, ни ее вероучения). В любом случае термины «несторианство», «несторианский» нельзя писать с заглавной буквы и прилагать к названию Церкви вроде «Несторианская церковь» (ст. 285, 808) или «Несторианская Церковь Востока» (ст. 339 Вашей книги).
5. На ст. 339. «Крайний аскетизм и несколько негативный подход к браку – самая спорная для нас черта сирийского христианства». Верно только до 4-го века. Позже сирийское христианство отличалось наоборот меньшим аскетизмом, чем византийское. Епископы Церкви Востока до 544 г были женатыми. Священникам Церкви Востока до сих пор разрешается жениться как до, так и после рукоположения. А, овдовев, священник может жениться повторно без утраты сана. Монашество Церкви Востока не предполагало принятие «вечных обетов». Постных дней в календаре Церкви Востока меньше, чем в православном: нет Петрова и Успенского постов, а Рождественский пост длится вместо 40 дней 3 недели и называется «Малый пост». Перед Причастием пост не три дня, а с полуночи накануне. Исповеди нет. Во время богослужения верующие сидят на скамейках.
6. Ст. 555. «Сегодня иконоборчество (…) осталось лишь в Армянской церкви». Отношение к духовной живописи в Сирийской Православной Церкви (яковитской) такое же, как и в Армянской Апостольской Церкви: т.е. живопись на духовные темы в храмах есть, но ей не поклоняются. Духовные картины (иконы) расположены, как правило, в таком положении и на такой высоте, что их даже при желании невозможно поцеловать. Например, в храме СПЦ икона может висеть прямо над вешалкой для одежды. В Ассирийской Церкви Востока духовной живописи нет вообще.
Искренне надеюсь, что вышеперечисленные досадные ошибки не повторятся в последующих изданиях Ваших очерков.
Искренне Ваш,
Др. Дмитрий Каниболоцкий
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
Председатель Религиозной общины Святителя Нестория в Дарницком районе г. Киева Святой Апостольской Соборной Ассирийской Церкви Востока
|